Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / HEALTH RESORT TOURISM / ECONOMIC CLUSTER / RECREATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов Анатолий Евгеньевич, Севрюков Иван Юрьевич, Печеневская Анна Александровна

Особенности функционирования санаторно-курортных учреждений в Российской Федерации определяются интегрированным взаимодействием социальных и экономических факторов, воздействующих на стратегические и тактические решения, принимаемые субъектами бизнеса и органами государственной власти при разработке программ развития организаций, комплексов и территорий. Развитие санаторно-курортных комплексов стимулирует рост эффективности кластеров: предприятий общественного питания, средств размещения, экскурсионных предприятий, транспортной инфраструктуры. Программы по формированию и продвижению услуг санаторно-курортных предприятий должны быть направлены на стимулирование потребителей к приобретению путёвок, упрощение визовых и таможенных формальностей, предоставление туристам полного комплекса услуг в пунктах въезда и выезда. Широта спектра и комплексность спроса закономерно предопределяют необходимость предложения совокупного санаторно-курортного продукта. Изменение динамики спроса на санаторно-курортные услуги зависит от финансовых возможностей потребителя и продолжительности его отпуска, разнообразия комплекса оказываемых учреждением медицинских и рекреационных услуг, возможности отдыхать с детьми, квалифицированности медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Архипов Анатолий Евгеньевич, Севрюков Иван Юрьевич, Печеневская Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of development of health resort tourism in Russia

Features of functioning of sanatorium establishments in the Russian Federation are defined by the integrated interaction of the social and economic factors influencing the strategic and tactical decisions made by subjects of business and public authorities when developing programs of development of the organizations, complexes and territories. The development of health resort complexes stimulates the growth of clusters efficiency: catering, accommodation facilities, sightseeing enterprises, transport infrastructure. Programs for the formation and promotion of services of health resort enterprises should be aimed at encouraging consumers to purchase permits, simplification of visa and customs formalities, providing tourists with a full range of services at the points of entry and exit. The breadth of the spectrum and complexity of demand naturally determine the need to offer a comprehensive Spa product. The change in the dynamics of demand for health resort services depends on the financial capacity of the consumer and the duration of his vacation, the diversity of the complex of medical and recreational services provided by the institution, the ability to relax with children, the qualification of medical personnel.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 10 • октябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

концептуальные основы развития санаторно-курортного туризма в России

Архипов А.Е.1, Севрюков И.Ю. 2, Печеневская А.А. 2

1 Сибирский государственный университет водного транспорта, Новосибирск, Россия

2 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Особенности функционирования санаторно-курортных учреждений в Российской Федерации определяются интегрированным взаимодействием социальных и экономических факторов, воздействующих на стратегические и тактические решения, принимаемые субъектами бизнеса и органами государственной власти при разработке программ развития организаций, комплексов и территорий. Развитие санаторно-курортных комплексов стимулирует рост эффективности кластеров: предприятий общественного питания, средств размещения, экскурсионных предприятий, транспортной инфраструктуры. Программы по формированию и продвижению услуг санаторно-курортных предприятий должны быть направлены на стимулирование потребителей к приобретению путёвок, упрощение визовых и таможенных формальностей, предоставление туристам полного комплекса услуг в пунктах въезда и выезда. Широта спектра и комплексность спроса закономерно предопределяют необходимость предложения совокупного санаторно-курортного продукта. Изменение динамики спроса на санаторно-курортные услуги зависит от финансовых возможностей потребителя и продолжительности его отпуска, разнообразия комплекса оказываемых учреждением медицинских и рекреационных услуг, возможности отдыхать с детьми, квалифицированности медицинского персонала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: санаторно-курортный туризм, экономический кластер, рекреационные услуги.

conceptual bases of development of health resort tourism in Russia

ArkhipovA.E.1, Sevryukov I.Yu.2, Pechenevskaya A.A. 2

1 Siberian State University of Water Transport, Russia

2 Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH», Russia

введение

В современных условиях одной из наиболее выраженных тенденций развития санаторно-курортных комплексов на конкурентном рынке является рост популярности специализированного отдыха. В развитых государствах граждане в возрасте от 35 до 55 лет имеют более высокие доходы. Как правило, представители данного рыночного сегмента предпочитают брать не один продолжительный отпуск, а несколько коротких отпусков в течение года. Другой пример - пенсионеры. Их число постоянно возрастает. Пенсионеры обладают средним финансовым достатком, но у них много свободного времени для

длительного пребывания в санаторно-курортных учреждениях с целью профилактики заболеваний и рекреации [16] (Sevryukov, 2017).

Тенденции развития санаторно-курортной отрасли РФ

На сегодняшний день большинство гостей санаторно-курортных учреждений отдают предпочтение активному отдыху, прогулкам на свежем воздухе и экскурсиям с целью ознакомления с туристской дестинацией. В то же время остаются актуальными традиционные формы санаторно-курортного сервиса, но руководство учреждений должно регулярно их модернизировать с целью предоставления востребованных потребителями услуг.

Для многих клиентов при выборе санаторно-курортного учреждения нередко решающим фактором становится использование природно-климатических ресурсов в рекреационных и оздоровительных целях, разнообразие ландшафтов, экзотичная флора и фауна. Также туристов привлекает культурное наследие местности, в особенности архитектурные строения, паломническо-религиозные памятники, фестивали, театры, музеи, выставки [1] (Arkhipov, 2011).

Данные аспекты организации санаторно-курортного туризма подробно рассмотрены в научных исследованиях Архипова А.Е., Бабанчиковой О.А., Воробей Е.К., Гварлиани Т.Е., Клеймана А.А., Левченко К.К., Левченко Т.П. [2, 3, 7, 9, 10-12]

ABSTRACT:_

Features of functioning of sanatorium establishments in the Russian Federation are defined by the integrated interaction of the social and economic factors influencing the strategic and tactical decisions made by subjects of business and public authorities when developing programs of development of the organizations, complexes and territories. The development of health resort complexes stimulates the growth of clusters efficiency: catering, accommodation facilities, sightseeing enterprises, transport infrastructure. Programs for the formation and promotion of services of health resort enterprises should be aimed at encouraging consumers to purchase permits, simplification of visa and customs formalities, providing tourists with a full range of services at the points of entry and exit. The breadth of the spectrum and complexity of demand naturally determine the need to offer a comprehensive Spa product. The change in the dynamics of demand for health resort services depends on the financial capacity of the consumer and the duration of his vacation, the diversity of the complex of medical and recreational services provided by the institution, the ability to relax with children, the qualification of medical personnel.

KEYWORDS: health resort tourism, economic cluster, recreational services

JEL Classification: L83, 111, i19 Received: 02.04.2018 / Published: 31.10.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Arkhipov A.E. (archi-1970mail.ru)

CITATION:_

Arkhipov A.E., Sevryukov I.Yu., Pechenevskaya A.A. (2018) Kontseptualnye osnovy razvitiya sanatorno-kurortnogo turizma v Rossii [Conceptual bases of development of health resort tourism in Russia]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (10). - 3177-3186. doi: 10.18334/rp.19.10.39406

(АткЫроу, Беутуикоу, 2012; АткЫроу, Беутуикоу, 2013; ОуатНат, УотоЬву, 2016; К1еутап, БаЬапсЫкоуа, 2014; К1еутап, БаЬапсЫкоуа, 2015; К1еутап, 2016; Ьеускепко, Koтyagina, Ьеускепко, 2016).

По нашему мнению, невозможно ограничиваться установлением лишь общей тенденции влияния одного фактора на другой. Важно знать качественные и количественные параметры изменения спроса, степень чувствительности спроса к изменению цен на санаторно-курортные продукты, реакцию спроса на снижение или повышение доходов потребителей.

На сегодняшний день рынок санаторно-курортных услуг в России стремительно развивается. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие будет сформирован премиум-сегмент санаторно-курортной отрасли. Наши санаторно-курортные комплексы, располагая уникальными природными ресурсами, смогут составить серьезную конкуренцию зарубежным зра-курортам ввиду более выгодной ценовой политики. Уже сейчас санатории Новосибирской области, в частности Доволенский, Краснозерский и «Озеро Карачи», предлагают отдыхающим не только услуги квалифицированного медицинского персонала, но и собственные программы оздоровления, мощную материально-техническую базу. Все это подтверждает ориентацию российских санаторно-курортных учреждений на разные потребительские сегменты (разные по возрасту, семейному положению, финансовой обеспеченности) и возможность учитывать индивидуальные предпочтения отдыхающих [13] (Рескепеувкауа, 2017). Это значит, что в скором времени постепенно появятся новые виды санаторно-курортных продуктов, будет усовершенствована материально-техническая база санаторно-курортных комплексов как следствие производственного, научного прогресса и как необходимость соответствовать современным тенденциям, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Методы продвижения санаторно-курортных комплексов следует рассматривать и применять, ориентируясь на тенденции развития общемировых экономических процессов. Во-первых, они существенно влияют на результаты функционирования субъектов бизнеса. Во-вторых, они сами подвержены влиянию из-за изменений в политико-правовой, социально-культурной и природно-рекреационной среде.

ОБ АВТОРАХ:_

Архипов Анатолий Евгеньевич, профессор кафедры управления работой флота, доктор экономических наук, доцент (archi-1970mai1.ru)

Севрюков Иван Юрьевич, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг, кандидат экономических наук (гап. sewruikov0gmai1.com)

Печеневская Анна Александровна, магистрант (annak-2005@mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Архипов А.Е., Севрюков И.Ю., Печеневская А.А. Концептуальные основы развития санаторно-курортного туризма в России // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 10. - С. 3177-3186. Сог 10.18334/ф.19.10.39406

Стремительные изменения подобного рода сразу нашли отражение в стратегических и тактических решениях системы продвижения санаторно-курортных продуктов [2] (Arkhipov, Sevryukov, 2012).

Согласно ГОСТ Р 54599-2011 в санаторно-курортной сфере выделяют следующие средства размещения: санатории, пансионаты, реабилитационные центры, профилактории, здравницы, дома отдыха. Санаторно-курортная сфера достаточно разнообразна и аккумулирует потенциал лечения и реабилитации, экскурсий и путешествий, рекреации и отдыха, досуга и развлечений, транспортной инфраструктуры и ресторанного бизнеса. Международные организации, специализирующиеся на развитии туризма, такие, как Всемирная туристская организация (ВТО), содействуют унификации законодательной базы и реализации практических рекомендаций по совершенствованию санаторно-курортной отрасли [14] (Sevryukov, 2015).

Современные санаторно-курортные комплексы помимо оздоровительных процедур предоставляют гостям широкий спектр рекреационных услуг, рассчитанных на удовлетворение запросов потребителей, отличающихся по своим демографическим характеристикам. Пребывание на свежем воздухе, физическая активность, новые впечатления и положительные эмоции благоприятно сказываются на здоровье людей [12] (Levchenko, Koryagina, Levchenko, 2016).

На сегодняшний день санаторно-курортная сфера представляет собой самостоятельную подсистему общей системы социализации индивида, способствует его развитию и социальному воспитанию. Это одна из ключевых функций государственных и частных санаторно-курортных учреждений; объект сосредоточения усилий общественных организаций и инициатив, а также способ проведения досуга населения.

Под социализацией индивида, которая проходит под воздействием санаторно-курортных и рекреационных мероприятий, следует понимать комплексную систему социальной и медицинской помощи, разработанную специалистами и направленную на конкретного клиента с учетом его пожеланий и особенностей программы оздоровления [11] (Kleyman, 2016).

Влияние санаторно-курортной среды на развитие санаторно-курортного туризма

Понимание сущности санаторно-курортной деятельности раскрывает термин «санаторно-курортная среда». Формирование санаторно-курортной среды характерно для профилакториев, санаториев, курортов, пансионатов, здравниц и других учреждений, где взаимодействуют квалифицированные специалисты в области медицины, лечебной физической культуры, организации досуга. Профессионалы этих сфер деятельности предоставляют информационное пространство для сотрудничества и создают для отдыхающих такие условия социально-культурной среды, где они общаются в неформальной обстановке, получают качественные медицинские и рекреационные услуги, отдыхают на природе [9] (Kleyman, Babanchikova, 2014).

Рекреационно-оздоровительная функция является ключевой функцией санаторно-курортной сферы и реализуется в процессе лечения, отдыха, развлечений, получении экскурсионно-туристских услуг. В санаторно-курортных учреждениях рекреационно-оздоровительная функция нацелена в первую очередь на лечение и профилактику заболеваний, во вторую - на организацию активного отдыха. Общей характерной чертой для всех видов рекреационных услуг является формирование постоянной среды для общения отдыхающих, организации культурных мероприятий, игровой деятельности, занятий тематических групп по интересам [8] (Kvita, Svarovskaya, Struchkova, 2017).

Культурно-досуговая деятельность - важное звено в санаторно-курортной системе и может рассматриваться как направление, базирующееся на анализе психографических характеристик отдельных личностей и психологии целых групп в условиях, связанных с удовлетворением потребностей отдыхающих в процессе оздоровления.

Ведение санаторно-курортной деятельности требует высокой ответственности, профессионализма и четкой координации действий на каждом этапе. Скоординированная система управления и квалифицированный персонал имеют большое значение для санаторно-курортных учреждений, поскольку их основная специализация - лечение и профилактика заболеваний - связана с взаимодействием с окружающей средой, работой с природными ресурсами, работой с историческим и культурным наследием территорий, а также с организацией отдыха и развлечений. Если эти ресурсы иссякнут, санаторно-курортные территории перестанут привлекать отдыхающих. Все стремятся в туристские дестинации с высокой экологической безопасностью. Отдыхающие предпочитают останавливаться в незагрязненных и непе-регруженных районах. Пребывание на территории не должно сопровождаться дискомфортом от ухудшения природной среды и эскалации социально-экономических проблем [6] (Bushueva, 2017).

При условии оптимального функционирования всех подсистем санаторно-курортной сферы и стабильной реализации ее основных функций санаторно-курортная сфера становится фундаментом накопления социального и культурного потенциала, базой для развития и использования природных ресурсов территории [4] (Arkhipov, Sevryukov, Terenteva, 2016).

Стремительное чередование фаз экономического цикла создаёт необходимость в комплексной проработке теоретико-методических положений по проблемам рационального использования санаторно-курортного потенциала туристских дестинаций.

В начале XXI века в санаторно-курортной сфере, как и во многих других сферах национального хозяйства, фиксировался стабильный экономический рост. Надежным индикатором преобразований санаторно-курортной сферы считался рост числа хозяйствующих субъектов, а также возрастающее количество проданных санаторно-курортных продуктов [15] (Sevryukov, 2016). Стабильный рост этих показателей свидетельствовал об интенсификации предпринимательской активности и конкуренции

в сегменте, что стало предпосылкой для значительного расширения ассортиментного предложения. В условиях конкуренции предприниматели вынуждены постоянно создавать собственные уникальные туристские продукты, применять в своей деятельности инновационные технологии, модернизировать материально-техническую базу, т.е. использовать все производственные мощности и потенциал территории, что, в свою очередь, обеспечивает благотворное влияние санаторно-курортного комплекса на экономику субъектов Российской Федерации [5] (Бшкиеуа, КНтоуа, 2017).

Экономический кризис, затронувший и санаторно-курортную сферу, вызвал значительное сокращение числа договорных сделок, снижение продаж и заполненности санаторно-курортных учреждений. Итогом этого стало снижение влияния санаторно-курортных комплексов на экономику регионов [9] (К1еутап, БаЬапсЫкоуа, 2014).

В условиях кризиса разработка санаторно-курортных продуктов должна базироваться на требованиях оптимальности, экономичности, взвешенности в принятии управленческих решений. В кризис первоочередной задачей санаторно-курортных комплексов становится обеспечение стабильности позиций, которые были завоеваны на стадии роста, на основании всеобъемного использования санаторно-курортного потенциала конкретного предприятия.

заключение

При исследовании тенденции развития санаторно-курортного туризма в Российской Федерации нами было отмечено, что отдых в санаторно-курортных комплексах постепенно становится частью рекреационной системы и уже рассматривается не только как необходимость пребывания в учреждении по медицинским показаниям. Многие клиенты останавливаются в санаторно-курортных учреждениях с целью отдыха, приобщения к природе, проведения досуга, общения [3] (АткЫроу, Беутуикоу, 2013).

Санаторно-курортные комплексы выполняют важные функции: рекреационно-оздоровительную, реабилитационную, культурно-досуговую, познавательную, социализации индивида.

В связи с конкуренцией в данной отрасли санаторно-курортным предприятиям рекомендуется применять современные методы продвижения своих продуктов и услуг, а также отслеживать ситуацию на рынке [7] (ОуатНат, УотоЬеу, 2016). Для успешного функционирования санаторно-курортный комплекс должен быть обеспечен природными ресурсами, мощной материально-технической базой, финансами, объектами инфраструктуры, квалифицированными кадрами, историко-культурным потенциалом.

К концептуальным основам развития санаторно-курортного туризма в России мы предлагаем отнести то, что в современных условиях санаторно-курортная отрасль может рассматриваться как значимый фактор социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных её регионов. Санаторно-курортный туризм

способствует росту деловой активности в экономике, созданию новых рабочих мест, повышению доходов населения. Именно эти положения и предопределяют необходимость поиска инновационных (и прежде всего в области информационно-коммуникационных технологий) методов работы с целевыми сегментами потребителей. Исключительно на этой основе возможно укрепление конкурентных позиций как отдельных санаторно-курортных организаций, так и санаторно-курортной отрасли России в целом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Архипов А.Е. Модель контурного пакетирования как основа формирования конку-

рентомобильности санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9-2. - с. 110-114.

2. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Интеграция маркетинговых коммуникаций: подходы,

особенности, синергизм // Российское предпринимательство. - 2012. - № 23(221).

- с. 46-50.

3. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Маркетинговые аспекты формирования многокон-

турного санаторно-курортного продукта // Проблемы современной экономики. -2013. - № 3(47). - с. 269-272.

4. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю., Терентьева И.В. Формирование инвестиционной

привлекательности туризма в регионе // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: материалы Международной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский, 2016. - с. 196-198.

5. Бушуева И.П., Климова Т.В. Взаимосвязь функционирования социальной политики

с развитием туристских предприятий региона // Фундаментальные исследования.

- 2017. - № 4-2. - с. 325-329.

6. Бушуева И.П. Влияние качества туристических услуг на экономику региона //

Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. - с. 29-32.

7. Гварлиани Т.Е., Воробей Е.К. Тенденции развития туристско-рекреационных ком-

плексов и их особенности на юге России // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития: Коллективная монография. Статья в сборнике. Пермь, 2016. - с. 196-213.

8. Квита Г.Н., Сваровская Е.Б., Стручкова И.О. К вопросу об использовании зару-

бежного опыта организации сервисных услуг в туриндустрии России на примере Турции // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2017. - № 1. - с. 1557-165.

9. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Тенденции развития туристского рынка в условиях

рецессии: оптимизация, реструктуризация и реинжиниринг бизнес-процессов // Вестник Национальной академии туризма. - 2014. - № 1(29). - с. 52-57.

10. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Стратегия развития туристского бизнеса в усло-

виях экономической нестабильности // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. - № 1. - с. 35-39.

11. Клейман А.А. Основные направления развития санаторно-курортной деятельности и лечебно-оздоровительного туризма региона // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-2. - с. 350-356.

12. Левченко Т.П., Корягина Е.В., Левченко К.К. Система сбалансированных показателей как важнейший инструмент повышения эффективности управления предприятиями туристского бизнеса // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - № 9(70). - с. 58-64.

13. Печеневская А.А. Формирование клиентоориентированной организации // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: материалы научно-практической конференции. Уфа, 2017. - с. 165-168.

14. Севрюков И.Ю. Рынок интеллектуальной собственности: подходы к управлению, формирование брендов, влияние глобализации // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 3(118). - с. 174-178.

15. Севрюков И.Ю. Рынок туристских услуг: современное состояние и тенденции развития // Экономика: теория и практика. - 2016. - № 4(44). - с. 43-48.

16. Sevryukov I.Y. The œnœptual bases for the development of sanatorium-resort tourism in Russia // So^i Journal of Eœnomy. - 2017. - № 11-3(3). - p. 233-239.

REFERENCES:

Arkhipov A.E. (2011). Model konturnogo paketirovaniya kak osnova formirovaniya konkurentomobilnosti sanatorno-kurortnogo kompleksa [Contour Packaging Model as a Basis for the Formation of Competitive Mobility of a Sanatorium and Resort Complex]. Russian Journal of Entrepreneurship. (9-2). 110-114. (in Russian).

Arkhipov A.E., Sevryukov I.Yu. (2012). Integratsiya marketingovyh kommunikatsiy: podkhody, osobennosti, sinergizm [Integration of Marketing Communications: Approaches, Features, Synergism]. Russian Journal of Entrepreneurship. (23(221)). 46-50. (in Russian).

Arkhipov A.E., Sevryukov I.Yu. (2013). Marketingovye aspekty formirovaniya mnogokonturnogo sanatorno-kurortnogo produkta [Marketing aspects in formation of a complex product in the health resort sphere (Russia, Novosibirsk)]. Problems of modern economics. (3(47)). 269-272. (in Russian).

Arkhipov A.E., Sevryukov I.Yu., Terenteva I.V. (2016). Formirovanie investitsionnoy privlekatelnosti turizma v regione [Formation of investment appeal of tourism in the region] Development of theory and practice of management of social and economic systems. 196-198. (in Russian).

Bushueva I.P. (2017). Vliyanie kachestva turisticheskikh uslug na ekonomiku regiona [Influence of quality of tourist services on region economy] Science and society. 29-32. (in Russian).

Bushueva I.P., Klimova T.V. (2017). Vzaimosvyaz funktsionirovaniya sotsialnoy politiki s razvitiem turistskikh predpriyatiy regiona [Interrelation of functioning of social policy with development of the tourist entities in the region]. Fundamental research. (4-2). 325-329. (in Russian).

Gvarliani T.E., Vorobey E.K. (2016). Tendentsii razvitiya turistsko-rekreatsionnyh kompleksov i ikh osobennosti na yuge Rossii [Trends in the development of tourist and recreational complexes and their features in the South of Russia] Sphere of application: problems and prospects of development. 196-213. (in Russian).

Kleyman A.A. (2016). Osnovnye napravleniya razvitiya sanatorno-kurortnoy deyatelnosti i lechebno-ozdorovitelnogo turizma regiona [Main directions of development of sanatorium activity and medical-improving tourism of the region]. Fundamental research. (5-2). 350-356. (in Russian).

Kleyman A.A., Babanchikova O.A. (2014). Tendentsii razvitiya turistskogo rynka v usloviyakh retsessii: optimizatsiya, restrukturizatsiya i reinzhiniring biznes-protsessov [Tourist market development tendencies in the conditions of recession: optimization, restructuring and reengineering of business processes]. Vestnik of National Tourism Academy. (1(29)). 52-57. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kleyman A.A., Babanchikova O.A. (2015). Strategiya razvitiya turistskogo biznesa v usloviyakh ekonomicheskoy nestabilnosti [Strategy of tourism business development in the conditions of economic instability]. Kurortno-rekreatsionnyy kompleks v sisteme regionalnogo razvitiya: innovatsionnye podkhody. 1 (1). 35-39. (in Russian).

Kvita G.N., Svarovskaya E.B., Struchkova I.O. (2017). K voprosu ob ispolzovanii zarubezhnogo opyta organizatsii servisnyh uslug v turindustrii Rossii na primere Turtsii [On the question of use of foreign experience of the organization of services in the tourism industry of Russia on the example of Turkey].Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy. 10 (1). 1557-165. (in Russian).

Levchenko T.P., Koryagina E.V., Levchenko K.K. (2016). Sistema sbalansirovannyh pokazateley kak vazhneyshiy instrument povysheniya effektivnosti upravleniya predpriyatiyami turistskogo biznesa[Balanced scorecard as an important tool to increase efficiency of enterprise management of tourism business]. Service in Russia and abroad. 10 (9(70)). 58-64. (in Russian).

Pechenevskaya A.A. (2017). Formirovanie klientoorientirovannoy organizatsii [The formation of a customer-centric organization] Synthesis of science and society in solving modern global problems. 165-168. (in Russian).

Sevryukov I.Y. (2017). The conceptual bases for the development of sanatorium-resort tourism in Russia Sochi Journal of Economy. (11-3(3)). 233-239.

Sevryukov I.Yu. (2015). Rynok intellektualnoy sobstvennosti: podkhody k upravleniyu, formirovanie brendov, vliyanie globalizatsii [Intellectual property market: approaches to managing, formation of the brands, the influence of globalization]. Bulletin of Transbaikal State University. (3(118)). 174-178. (in Russian).

Sevryukov I.Yu. (2016). Rynok turistskikh uslug: sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya [Tourist services market: current state and development trends]. Economics: theory and practice. (4(44)). 43-48. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.