Научная статья на тему 'Система государственной поддержки туристской (санаторно-курортной) сферы: приоритеты и направления развития'

Система государственной поддержки туристской (санаторно-курортной) сферы: приоритеты и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туристский комплекс / санаторно-курортная сфера / рынок / государственная поддержка / мониторинг / tourist complex / sanatorium-resort sphere / market / state support / monitoring

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е К. Воробей, С В. Гриненко

Статья представляет анализ состояния санаторно-курортной сферы России и Краснодарского края – дестинации, обладающей ресурсным потенциалом восстановления и профилактики здоровья населения как приоритетного фактора национальной безопасности. Кроме того, представлены данные анкетирования предприятий санаторно-курортной сферы в отношении существующих мер государственный поддержки. На основе проведенного анализа выявлены приоритеты развития направления реализации государственной поддержки для восстановления и дальнейшего социально-экономического развития такой важной социальной сферы, как санаторно-курортная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е К. Воробей, С В. Гриненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STATE SUPPORT OF TOURIST (SANATORIUM-RESORT) SPHERE: PRIORITIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article presents an analysis of the state of the sanatorium and resort sphere in Russia and the Krasnodar Territory a destination that has the resource potential of restoring and preventing public health as a priority factor of national security. In addition, a survey of sanatorium and resort enterprises is presented with respect to existing government support measures. Based on the analysis, the priorities for the development of the direction of implementation of state support for the restoration and further socio-economic development of such an important social sphere as a health resort are identified.

Текст научной работы на тему «Система государственной поддержки туристской (санаторно-курортной) сферы: приоритеты и направления развития»

УДК332; 338.46 DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00009

Е.К. Воробей - к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия, [email protected],

E.K. Vorobey - Ph.D., Associate Professor, Sochi State University, Sochi, Russia, [email protected];

С.В. Гриненко - д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия, [email protected],

S.V. Grinenko - Doctor of Economics, Professor, Sochi State University, Sochi, Russia, [email protected].

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТУРИСТСКОЙ (САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ) СФЕРЫ: ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ SYSTEM OF STATE SUPPORT OF TOURIST (SANATORIUM-RESORT) SPHERE: PRIORITIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация. Статья представляет анализ состояния санаторно-курортной сферы России и Краснодарского края - дестинации, обладающей ресурсным потенциалом восстановления и профилактики здоровья населения как приоритетного фактора национальной безопасности. Кроме того, представлены данные анкетирования предприятий санаторно-курортной сферы в отношении существующих мер государственный поддержки. На основе проведенного анализа выявлены приоритеты развития направления реализации государственной поддержки для восстановления и дальнейшего социально-экономического развития такой важной социальной сферы, как санаторно-курортная.

Annotation. The article presents an analysis of the state of the sanatorium and resort sphere in Russia and the Krasnodar Territory - a destination that has the resource potential of restoring and preventing public health as a priority factor of national security. In addition, a survey of sanatorium and resort enterprises is presented with respect to existing government support measures. Based on the analysis, the priorities for the development of the direction of implementation of state support for the restoration and further socio-economic development of such an important social sphere as a health resort are identified.

Ключевые слова: туристский комплекс, санаторно-курортная сфера, рынок, государственная поддержка, мониторинг

Keywords: tourist complex, sanatorium-resort sphere, market, state support, monitoring

Введение

Санаторно-курортная сфера России сегодня это, в первую очередь, уникальное достижение СССР, принимающее в период своей активной деятельности на отдых и лечение ежегодно более 32,7 млн человек, действующее на базе 7,5 тыс. предприятий. При этом система санаторно-курортной деятельности была выражением современного социального партнёрства, объединяющей предприятия, санаторно-курортные организации и работодателя, также в системе участвовала профсоюзная организация. Безусловно, государство объединяло в себе функции всех сторон, обеспечивая сохранность и воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов, реализуя социальные гарантии в рамках государственной, общедоступной санаторно-курортная сферы, выполняя государственный заказ на восстановление трудовых ресурсов, улучшение продолжительности и качества жизни граждан, имея профилактическую направленность [2].

Однако, в процессе перехода на рыночные условия эта система была разрушена. Государство в значительной степени переориентировалось на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи уже имеющихся заболеваний. Санаторно-курортный комплекс как эффективный инструмент профилактики заболеваний и составной элемент этапной системы оказания медицинской помощи «поликлиника - стационар - санаторий» фактически перестал являться неотъемлемой частью здравоохранения. По экономическим условиям хозяйствования санаторно-курортная деятельность фактически «выпала» из системы здравоохранения. При этом, по словам Мурашко Н.А., санаторно-курортные организации лишены льготы по налогу на прибыль организаций в виде нулевой ставки налога, которой обладают организации, осуществляющие медицинскую деятельность, социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц предоставляется исключительно на «медицинскую» составляющую санаторно-курортной путёвки, более того, санаторно-курортная деятельность не относится к социально значимым видам деятельности. В результате санаторно-курортный комплекс Российской Федерации сократился до 1875 организаций, и их количество продолжает уменьшаться.

Важной составляющей развития туристской и санаторно-курортного сферы сегодня является оценка существующего состояния конкурентоспособности на внутреннем для страны рынке и привлекательности его для иностранцев. Санаторно-курортное лечение, в том понимании, в котором оно имеется в России, имеет уникальное значение и малопонятно иностранцам. На наш взгляд, санаторно-курортное лечение, для большей адаптации и привлекательности на международном рынке, возможно отнести к медицинскому туризму и рассматривать его с точки зрения предоставления уникальных, для того вида туризма, услуг.

Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [7], предусмотрено поведение мониторинга состояния конкурентной среды. Мониторинг предусматривает оценку удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на различных рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции. А так же осуществляется мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта.

Материалы и методы

На территории Краснодарского края сложился санаторно-курортный и туристский рынок товаров и услуг, обладающий значительным потенциалом для его дальнейшего развития. Мониторинг состояния рынка санаторно-курортных и туристических услуг Краснодарского края позволит научно обосновать ключевые направления формирования стратегии развития региона, а также будет способствовать разработке и реализации проектов повышения конкурентоспособности санаторно-курортного и туристско-рекреационного кластеров на внутреннем и глобальном туристских рынках; повышению удовлетворенности потребителей санаторно-курортных и туристских услуг; увеличению доходов регионального бюджета от этой сферы деятельности.

Краснодарский край обладает достаточной материально-технической базой, уникальными природно-рекреационными, историко-культурными ресурсами для конкурентного развития рынка санаторно-курортных и туристических услуг, является самым крупным рекреационным регионом из наиболее посещаемых туристами субъектов Российской Федерации. Регион имеет более 500 км побережья на Черном и Азовском морях. В крае расположено 18 курортных территорий, из которых 3 имеют статус федерального значения - Сочи, Геленджик и Анапа.

Рынок санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края является динамичным сектором региональной экономики. Санаторно-курортная отрасль последние 5 лет развивается темпами, схожими по динамике с темпами развития экономики страны в целом. В рейтинге уровня развития санаторно -курортного и туристского комплекса, представленного Ассоциацией оздоровительного туризма и корпоративного здоровья по итогам 2018 года, Краснодарский край занимает второе место среди российских регионов-лидеров - в Топ -10 входит 2 санатория г. Сочи и 1 санаторий г. Анапы. Всего в рейтинге 13 здравниц края (табл. 1), у лидера -Ставропольского края - 16 здравниц.

Таблица 1 - ТОП-100 российских здравниц [8]

Место в рейтинге Интегральный показатель Расположение Наименование санатория

1 0,8195 г. Сочи (Центральный р-он) ООО «Санаторий «Заполярье»

8 0,6078 г. Сочи (Адлерский р-он) ООО «Санаторно -курортный комплекс «Знание»

10 0,5954 г. Анапа ООО «Корпоративный центр оздоровления СИБУР-Юг»

11 0,5933 г. Туапсе (Небуг) ООО «Курортный комплекс «Молния Ямал»

15 0,5428 г. Сочи (Эсто-Садок) Medical Spa Hotel Rosa Springs 4* (ООО «Санаторий «Роза Хутор»)

16 0,5371 г. Сочи (Адлерский р-он) АО «Адлеркурорт»

22 0,4805 г. Сочи (Хостинский р-он) АО «Пансионат «Бургас»

35 0,4011 г. Сочи (Хостинский р-он) АО «Санаторий «Зеленая роща»

37 0,3895 г. Сочи (Хостинский р-он) АО «Клинический санаторий «Металлург»

40 0,3835 г. Геленджик (Дивноморское) ОАО «Санаторий «Голубая даль»

45 0,3601 г. Геленджик АО «Санаторий «Голубая волна»

78 0,3051 г. Сочи (Лазаревский р-он) ОАО «Санаторий «Магадан»

ПРИМОРЬЕ GRAND RESORT HOTEL (АО

81 0,3000 г. Геленджик «Пансионат с лечением «Приморье»)

В условиях коммерциализации здравоохранения, санаторно-курортная сфера не может конкурировать как с частными медицинскими клиниками, обладающими налоговыми преференциями как медицинские учреждения, так и с высокоэффективными производителями фармацевтических средств, располагающими широкими возможностями по продвижению своих продуктов. В 2018 г. оборот медицинского рынка в России вырос на 11,6% по сравнению с 2017 г, при этом рынок санаторно-курортных услуг показал рост на 7 %. Согласно данным Краснодарстата, доходы санаторно-курортных организаций от предоставляемых услуг в 2018 году составили 45,2 млрд рублей, при этом рост в 2018 году всего 1 % в отличие от роста по средствам размещения 11 %, а по гостиничным услугам - 23 % (рис. 1). При этом в среднем с 2015 года рост составил 11 % (21 % для гостиниц и аналогичных средств размещения.

1,60

1.40

0,00 2015 2016 2017 2018

—Коллективные средства размещения 1,16 1,26 1,06 1,11

« Гостиницы и аналогичные средства размещения 1,34 1,37 0,90 1,23

—•— Сп ецио л и зи|»ео н н ыо сродства размещения 1,03 1,16 1,24 1,01

Рнс. 1 — Индексы роста доходов от предоставляемых услуг, %

Численность коллективных средств размещения, в том числе специализированных, в состав которых входят санаторно-курортные организации (СКО) в Краснодарском крае с в 2018 году пришла к уровню 2014 года (рис. 2) с максимальным значением в 2016 году - 207 организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги (максимальное значение было зафиксировано в 2008 году - 250 ед.

Для достижения стратегических целей совершенствования санаторно-курортной сферы в контексте сохранения здоровья и качества жизни населения, принята Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации [3], которая определяет следующие показатели:

- численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, за исключением лиц, получивших амбулаторное лечение 2024 году должна составлять 6965 тыс. человек;

- доля санаторно-курортных организаций, включённых в государственный реестр курортного фонда, в общем количестве санаторно-курортных организаций России должна достичь уровня 90 %;

- доля медицинских работников, участвующих в оказании санаторно-курортного лечения, повысивших квалификацию в системе непрерывного медицинского образования составит 35 %.

Данные показатели являются императивами развития санаторно-курортной деятельности Российской Федерации в целом и рекреационно-ориентированных территорий с учетом специфики и природных ресурсов.

Согласно данным государственного реестра курортного фонда Российской Федерации [4] на настоящее время 44 % санаторно-курортных организаций отнесены к государственной форме собственности, 3 процента -к муниципальной, 53 процента - к частной форме собственности. При этом из 495 государственных санаторно-курортных организаций федеральными являются 140 организации, региональными - 355 организации. Только в 5 % санаторно-курортных организаций созданы условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Укомплектованность санаторно-курортных организаций медицинскими кадрами в среднем составляет 87 %, в том числе врачами - 91 %, средним медицинским персоналом - 79 %.

Наибольшее количество государственных санаторно -курортных организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Доля Краснодарского края - это 10 % всех СКО России.

Санаторно-курортный комплекс в настоящее время характеризуется следующими показателями, представленными на основе анализа краевой статистики. При этом структура специализированных средств размещения, представленная на рис. 3, свидетельствует о значительном преобладании в их составе санаториев различной специализации.

Важным индикатором эффективности средств размещения является коэффициент использования номерного фонда. В таблице 2 представлены данные по специализированным средствам размещения, в т.ч. санаторно-курортным организациям. Следует отметить наличие мест для круглогодичного размещения, поскольку сезонность является одним из негативных факторов, влияющих на эффективность работы средств размещения и СКО в частности. В санаторно-курортных организациях доля таких мест самая высокая - 75 %. При этом и показатель использования наличных мест выше среднего по всем видам специализированных средств размещения. Данный показатель подтверждается и экспертами - 40 % номерного фонда СКО не используется.

Таблица 2 - показатели деятельности специализированных средств размещения в 2018 году [6]

Показатель Всего в том числе:

санаторно-курортные организации организации отдыха и другие средства размещения туристские базы

Число организаций, единиц 702 186 488 28

Число номеров 76469 38978 36510 981

Число мест, единиц 189533 98378 88771 2384

Число круглогодовых мест (для круглогодичных организаций) 90504 70765 19099 640

Доля мест круглогодичного размещения 47,75% 71,93 % 21,51 % 26,85%

Коэффициент использования наличных мест 0,48 0,53 0,34 0,19

Согласно актуализированному государственному реестру курортного фонда [4], общее количество санаторно-курортных организаций России составляет 1875, при этом 33% - это государственные и муниципаль-

ные организации, 67 % - частные и негосударственные, иные медицинские организации. Структура СКО Краснодарского края представлена на рис. 4. В Краснодарском крае 28 % государственных СКО, что на 5 % меньше, чем в РФ, есть СКО в собственности иностранных организаций (2 %) и в собственности общественных и религиозных организаций (объединений) и потребительской кооперации (3 %). При этом 15 % СКО имеют смешан-

ную, частно-государственную форму собственности, что является положительным фактором, поскольку различные формы частно-государственного партнерства достаточно успешны и эффективны и их внедрение в управление санаторно-курортной сферой способно стать точкой роста и повышения эффективности отрасли в целом и достижения социальных задач, стоящих перед государством.

Поскольку повышение эффективности деятельности СКО предполагает использование новых и сопутствующих видов услуг, следует уделить внимание целям пребывания в специализированных средствах размещения (рис. 5). Очевидно, что основной целью пребывания в СКО является лечение и оздоровление (72 %), но при этом 24 % клиентов - это люди, приехавшие с целью отдыха и проведения досуга, а 4 % - это деловые цели и шопинг. Данная статистика свидетельствует о необходимости разработки сопутствующих, возможно встраиваемых в стандартные, программ и услуг, предназначенных для 38 % потребителей с целью повышения эффективности использования номерного фонда. При этом может быть достигнута цель стратегии по оздоровлению населения, т.к. для этих людей оздоровительные процедуры могут быть сопутствующими.

Следует также оценить средний срок пребывания в СКО (рис. 6). Максимальное значение - пребывание от 15-28 койко-дней, что соответствует стандартной путевке для лечения (21-24 дня). Показатель койко-день полностью соответствует деятельности СКО, этим показателем определяется выручка. При этом примерно такое же количество гостей остаются в СКО на срок 8-14 дней, что требует от организаций разработки допол-

нительных ускоренных/сокращенных программ лечения (или оздоровительных программ). 13 % гостей остаются на срок менее 1 недели, что по мнению экспертов недостаточно для оздоровительных процедур, следовательно, требует разработки совершенно новых для СКО программ пребывания, направленных на отдых, так привычных иностранным туристам Wellness & SPA процедур.

На рисунке 7 представлена структура предоставленных услуг по типам предоставляемых санаторно-курортных услуг в 2014 и 2018 годах.

В

Рис. 7 - Структура пред оставленных услуг по типам санаторного обслуживания

Следует отметить, что доля санаториев выросла на 10 % и составила в 2018 году 80 %. Обслуживание гостей в санаториях для детей снизилось в два раза и составило всего 3 %, что является весьма негативным фактором на фоне снижения и доли санаториев для родителей с детьми, которая также сократилась в два раза и составила всего 6 %. Оздоровление в санаторных лагерях немного (на 2 %) выросло и составляет 8 %, а обслуживание в курортных поликлиниках упало до 1 %, также сократившись в два раза. Эта ситуация требует пристального внимания, поскольку свидетельствует, во-первых, о сокращении детских оздоровительных программ, во-вторых, об утере такого сегмента курортного обслуживания как курортная поликлиника.

Далее представим распределение санаторно-курортных организаций Краснодарского края для лечения по медицинскому профилю в 2018 году (рис. 8). Наиболее большая доля санаториев оказывает оздоровление органов дыхания (нетуберкулезного происхождения), нервной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани - 15 -14 %, системы кровообращения - 12 %, органов пищеварения - 9 %, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, кожи и подкожной клетчатки, больных гинекологическими

Б са натори ям Б санаториях для детей Б санаториях для детей с родителями Б санаторных оздоровительных лагерях Б санаториях-профилакториях

Б курортных поли или никах, бальнеологических лечебницах, гря зелечебницах

болезнями, больных другими болезнями - 7 %, мочеполовой системы (почек и мочевыводящих путей) - 6 %, больных туберкулезом - 1 %.

При рассмотрении медицинского профиля и местоположения СКО можно определить «специализацию» территорий что связано с природными и климатическими ресурсами курортной дестинации - в г. Анапа большинство санаториев органов дыхания (нетуберкулезного происхождения), в г. Сочи - системы кровообращения.

На рис. 9 представлены затраты санаторно-курортных организаций Краснодарского края, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров) в длинной динамике в сопоставлении с доходами. В целом наблюдается тенденция роста в среднем на 12 % ежегодно с резким ростом в 2016 году, который превысил доходы, но впоследствии нивелировался.

Оценка доходов санаторно-курортных организаций Краснодарского края представлена на рис. 10. На рисунке представлена динамика доходов с 2014 по 2018 годы. В целом наблюдается тенденция роста в среднем на 8 % ежегодно. Также на рисунке представлены прочие доходы и поступления, составляющие в среднем 10 % от доходов от основной деятельности.

Обсуждение

Инвестиционная привлекательность курортов Краснодарского края обусловлена уникальными рекреационными ресурсами курорта Сочи, являющегося знаменитым морским и бальнеологическим курортом с влажным субтропическим климатом, обновленным морским портом, множеством отелей мирового класса, развитой инфраструктурой отдыха и развлечений, объединяющего традиции санаторного лечения и возможности событийного и культурного туризма, с созданной игорной зоной в горном кластере курорта Сочи; курорта Анапы с песчаными пляжами, ориентированного на детский отдых, курорта Геленджик, специализирующегося на семейном отдыхе, курортов Ново-Михайловского района, привлекательных для автотуристов.

Каждый курорт Краснодарского края имеет свои отличия, которые продвигаются с помощью брендов курортов на рынке внутреннего и въездного туризма.

Согласно данным государственного реестра курортного фонда Российской Федерации[4] в Краснодарском крае 12 санаторно-курортных организаций входят в сотню, а 2 в десятку по показателю инвестиционной привлекательности санаторно-курортных организаций (табл. 3).

Таблица 3 - Санаторно-курортные организации в российском рейтинге инвестиционной привлекательности

СКО Краснодарского края Интегральный показатель Масштаб бизнеса Эффективность бизнеса Инвестиционный потенциал

Санаторий «Заполярье» 0,8334 3 1 72

Санаторно-курортный комплекс «Знание» 0,5581 15 3 47

ДСОК «Жемчужина России» 0,5223 6 68 38

Санаторий-профилакторий «Лаго-Наки» 0,3843 71 8 55

Пансионат «Урал» 0,3721 36 24 71

Клинический санаторий «Метал- 0,3601 42 25 74

лург»

Реабилитационный центр «Звезд- 0,2987 90 39 16

ный», автономное учреждение Республики Адыгея

Санаторий «Магадан» 0,2805 25 82 -

Санаторий «Белые ночи» 0,2586 46 87 86

Санаторий «Родник» 0,2445 47 88 91

Санаторий «Горный» филиал АО МПБК «Очаково» 0,2413 87 59 98

ГУБЗ «Детский санаторий «Голу- 0,1994 91 85 94

бая волна»

При составлении рейтинга масштаб бизнеса (вес 0,5) определен на основании показателей выручки от продаж, коечной мощности и средней выручки на 1 гостя в день. Эффективность бизнеса (вес 0,35) включает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показатели производительности труда, загрузки номерного фонда, средней выручки на 1 врачебную ставку и инвестиционный потенциал (вес 0,15) базируется на показателях рентабельности ЕВ1Т, динамики выручки и отношения долга к выручке от продаж.

По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, «санаторно -курортный комплекс - это не просто отрасль, не просто бизнес, это ещё и социальная составляющая, здоровье граждан России». Важно действительно сделать эту сферу привлекательной для бизнеса, считает президент, однако необходимо подумать и о том, чтобы возможностями получения санаторно-курортного лечения были обеспечены все категории граждан.

На современном этапе развития туристской сферы требуется оказание государственной поддержки в решении вопросов формирования инфраструктуры, механизмов стимулирования деятельности организаций туристского комплекса, предоставляющих высококачественные конкурентоспособные услуги и поступления на рынок санаторно-курортных и туристских услуг качественного туристского продукта.

Существует четкая взаимосвязь между конкурентоспособностью туристской территории, принимающих туроператоров и предприятий сферы туризма и гостеприимства.

Наличие на курорте конкурирующих предприятий, отраслей, поставщиков создает основы механизма рыночного саморегулирования, позволяет конкурировать туристским территориям края на международном уровне и привлекать иностранных туристов.

Наибольшая коечная мощность специализированных средств размещения в 2018 году отмечалась в городах-курортах Анапа - 53,1 тыс.койко-мест, Сочи - 43 тыс. койко-мест, Геленджик - 27 тыс.койко-мест, а также в Туапсинском районе - 35,7 тыс.койко-мест. Наименьший показатель фиксировался в Приморско-Ахтарском районе - 0,1 тыс. койко-мест.

Несомненным лидером по показателю коечной емкости гостиниц и аналогичных средств размещения (по данным 2019 года) выступает город-курорт Сочи - 136297 койко-мест. Далее с большим отрывом идут Анапа - 37064 койко-мест, Геленджик - 32147 койко-мест, Краснодар - 14996 койко-мест, Туапсинский район - 15989 койко-мест. Наименьший показатель зафиксирован в Успенском районе - 41 койко-место [6].

В соответствии с Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года в крае выделено семь основных экономических зон, каждая из которых имеет свою специализацию и специфические особенности развития. При этом, безусловно, следует остановиться на показателях детского отдыха, как одного из приоритетных направлений, определяющего индикаторы социально-экономического развития.

На рисунке 11 представлено количество организаций отдыха детей и их оздоровления по видам организаций по данным за 2018 год.

В 2018 году Краснодарский край предоставлял возможность детского отдыха в 1342 специализированных организаций, из них 98,9 % составили организации стационарного типа и 1,1 % - организации палаточного типа. Удельный вес круглогодичных организаций отдыха детей и их оздоровления в 2018 году составил только 1,9 %. Следовательно, в подавляющем большинстве детский отдых имеет в крае сезонный характер. В 2018

функционирования стационарного типа, 1,2 % - в организациях сезонного функционирования палаточного ти-

па, 20,6 % - в организациях круглогодичного функционирования стационарного типа. Из общего числа отдохнувших в Краснодарском крае в специализированных детских организациях дети-инвалиды составили 0,4 %, дети с ограниченными возможностями здоровья - 0,7 %.

Рынок санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края, представляющий собой состоявшуюся, хорошо структурированную экономическую систему располагающую значительным потенциалом развития и конкурентоспособности ждет набор вызовов. Для их преодоления необходима адекватная интерпретация факторов, оказывающих влияние на функционирование данного рынка в регионе с ориентацией на индикативные показатели, определённые «Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года».

В основу санаторно-курортного лечения положены социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения [5].

Первоочередными задачами и направлениями дальнейшего развития санаторно-курортной сферы и государственного регулирования в курортной сфере должны стать:

1. Совершенствование системы обеспечения санаторно-курортным лечением слабо защищённых групп населения страны (дети, инвалиды, престарелые, участники военных действий и ликвидаторы техногенных и стихийных катастроф и другие категории лиц, определённые законодательством), предусмотрев установление предельной стоимости социальных путёвок.

2. Восстановление и развитие системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений.

3. Разработка и реализация научно-практических программ по использованию лечебно-оздоровительного туризма, включая туризм для инвалидов, с целью оздоровления и первичной профилактики заболеваний; разработка и внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий для вторичной профилактики заболеваний на основе эффективного применения природных факторов.

4. Сохранение и развитие природных лечебных ресурсов; экологический контроль за состоянием курортных местностей.

5. Совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной сферы.

6. Улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений.

Названные направления деятельности должны способствовать превращению санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики, и обеспечиваются тем, что санаторно-курортный комплекс:

- социально ориентированный - СКО необходимы для повышения качества жизни, поддержания и восстановления определенного уровня здоровья, повышения производительности труда, экономии расходов на обычное лечение;

- кризисоустойчивый - среди расходов на различные виды туризма траты на лечебно -оздоровительный и медицинский туризм меньше зависят от реальных доходов;

- мотивированный - люди едут в СКО для лечения с комфортом по месту размещения, в совокупности с развлекательными, экскурсионными и рекреационными программами;

- ликвидный и круглогодичный - в условиях сезонности туристского рынка санаторно-курортная сфера является самой устойчивой и с наибольшими возможностями для нивелирования фактора сезонности;

- высокотехнологичный - основой санаторно-курортного продукта является медицина с её высокими технологиями, современным оборудованием и квалифицированными кадрами;

- сравнительно доступный - стоимость лечения высокая и в этой связи есть смысл возвращаться к целебным водам и грязям.

В рамках мониторинга формирования конкурентного рынка санаторно-курортных услуг оценивалась доступность, понятность и удобство получения официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края. Оценка качества официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края проводилась в среде предпринимателей (таблица 5).

Таблица 5 - Оценка качества официальной информации о состоянии конкурентной среды

Качество официальной информации 2017 год 2018 год

Уровень доступности 3.73 3.26

Уровень понятности 3.69 3.33

Удобство получения 3.66 3.34

Уровень доступности официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках услуг Краснодарского края (количество участников, данные о перспективах развития конкретных рынков, барьеры входа на рынки и т.д.) и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой в открытом доступе респонденты оценили в 2017 году и в 2018 году практически одинаково.

В Краснодарском крае проводятся обучающие семинары по определению и развитию конкурентных преимуществ в отрасли. В 2017 году около 42,44% респондентов не имеют информации о проведении по инициативе Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, обучающих семинаров по определению и развитию конкурентных преимуществ в отрасли. 57,56% опрашиваемых представителей бизнеса проинформированы о проведении таких семинаров, но 41,87% предпринимателей ответили, что не посещают данные мероприятия. 15,69% предпринимателей являются активными участниками данных обучающих семинаров. В 2018 году участниками обучающих семинаров стали 44% субъектов предпринимательства (таблица 6).

Таблица 6 - Информированность предпринимателей о проведении обучающих семинаров по определению и развитию конкурентных преимуществ_

Информированность

2017 год

2018

год

Да, являюсь участником

15.69%

44.04

%

Да, но не посещаю

41.87%

25.69

%

Нет

42.44%

30.28

%

Итого

100.00%

100.0

0%

Одним из основных негативных факторов, препятствующих развитию конкуренции, являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки. Административные барьеры в настоящее время определяются как одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, они являются не просто препятствием на пути развития бизнеса, но и способствуют уходу малого и среднего бизнеса в «теневой сектор» экономики с целью снижения непроизводственных издержек. Поэтому важным разделом исследования является оценка субъектами предпринимательской деятельности административных барьеров, присутствующих на рынках.

Среди наиболее существенных для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса административных барьеров следует назвать, по мнению предпринимателей, сложности с получением разрешения на строительство, сложность и затянутость процедуры получения разрешений и лицензий, а также высокую налоговую нагрузку. Независимо от размера бизнеса, высокие налоги занимали первые позиции в числе ограничений ведения предпринимательской деятельности, что представлено на рисунке 12.

Ранжирование других барьеров, с которыми сталкиваются в текущей деятельности или при открытии нового бизнеса на рынке позволяет говорить о том, что уровень конкуренции на рынке довольно высокий, что на фоне неразвитой транспортной логистики и недостаточно высокого уровня квалификации работающего персонала в санаторно-курортной и туристской сфере не позволяет СКО реализовать имеющийся потенциал.

Также проблемой является неразвитость института инвесторов и уровень квалификации работников профильных служб администраций. При этом доступность финансовых ресурсов и теневой сектор, согласно опросу не являются значимым барьером при осуществлении деятельности в туристской и санаторно-курортной сфере (рис. 13).

По оценке трети опрошенных уровень и количество барьеров ведения предпринимательской деятельности на протяжении последних трех лет не изменились. На отсутствие и полное устранение барьеров указал в

2017 году каждый десятый, а в 2018 году - 8% опрошенных. Респондентов, указавших, что преодолевать барьеры стало проще, было больше, чем тех, кто сказал, что сложнее. Изменение уровня административных барьеров в 2017-2018 гг. на рынке представлено в таблице 7.

Согласно Посланию Президента РФ Федеральному собранию, здоровье населения является стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности и стабильности общества, укрепить который способна санаторно-курортная сфера, действующая на принципах массовой доступности, что требует значительных мер господдержки использования принципов социального партнёрства государства, работодателя и гражданина. Стимулирование создания конкурентного предложения в сфере сохранения здоровья и восстановления трудовых ресурсов должно базироваться на мерах государственной поддержки санаторно-курортных организаций, в первую очередь — санаториев, оказывающих услуги в доступном ценовом сегменте в совокупности с программой развития курортов, включающую федеральное бюджетное финансирование городов-курортов федерального значения, бюджетное финансирование мероприятий по сохранению природных ресурсов, восстановлению и сохранению общекурортной инфраструктуры, лечебных парков. Реализация таких предложений будет

способствовать повышению доступности санаторно-курортных услуг для россиян, позволит увеличить продолжительность жизни населения и улучшить её качество.

Таблица 7 - Изменение уровня административных барьеров на рынке

Административные барьеры 2017 год 2018 год

Бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше 25,24% 33,03%

Уровень и количество административных барьеров не изменились 39,23% 31,19%

Бизнесу стало сложнее преодолевать административные барьеры, чем раньше 19,41% 21,10%

Административные барьеры были полностью устранены 5,28% 4,59%

Административные барьеры отсутствуют, как и ранее 5,11% 3,67%

Другое 2,10% 3,67%

Ранее административные барьеры отсутствовали, однако сейчас появились 3,62% 2,75%

Итого 100,00% 100,00%

Первоочередными задачами и направлениями дальнейшего развития санаторно-курортной сферы и государственного регулирования должны стать [5]:

1. Усовершенствование системы обеспечения санаторно-курортным лечением слабо защищённых групп населения страны (дети, инвалиды, престарелые, участники военных действий и ликвидаторы техногенных и стихийных катастроф и другие категории лиц, определённые законодательством), предусмотрев установление предельной стоимости социальных путёвок.

2. Восстановление и развитие системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений; разработка и совершенствование необходимых нормативно -правовых документов.

3. Разработка и реализация научно-практических программ по использованию лечебно -оздоровительного туризма, включая туризм для инвалидов, с целью оздоровления и первичной профилактики заболеваний; разработка и внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий для вторичной профилактики заболеваний на основе эффективного применения природных и преформированных физических факторов.

4. Сохранение и развитие природных лечебных ресурсов; экологический контроль за состоянием курортных местностей.

5. Совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной сферы.

6. Улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений.

Источники:

1. Аналитический отчет по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на санаторно-курортном и туристском рынке Краснодарского края // https://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3-trebov4-2018.pdf

2. Мурашко Н.А. (Лепина Марина - интервьюер) О стратегических направлениях развития санаторно-курортного комплекса России // Кто есть кто в медицине, 2018. №2 (91).

3. Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 2581-р // http://static.government.ru/media/files/KetnqpARr0nt6bA2F3wZe1dHjsA5aWDb.pdf

4. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации // https://kurort.rosminzdrav.ru/

5. Колпаков А.С. Современное состояние и перспективы развития санаторно-курортной отрасли // Кто есть кто в медицине, 2017. № 2 (85).

6. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2014-2018. [Текст]: Стат.сб. - Краснодар: Красно-дарстат, 2019. - 88 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» // http://static.government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94GawSO179HxFI.pdf

8. Рейтинг уровня развития санаторно-курортного и туристского комплекса, (Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья) // https://aotrf.ru/projects/rating/

Sources:

1. An analytical report on the results of monitoring the status and development of the competitive environment in the spa and tourist market of the Krasnodar Territory // https://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3-trebov4-2018.pdf

2. Murashko N.A. (Marina Lepina - interviewer) On the strategic directions of development of the sanatorium complex of Russia // Who is who in medicine, 2018. No. 2 (91).

3. The development strategy of the sanatorium and resort complex of the Russian Federation, approved by order of the Government of the Russian Federation dated November 26, 2018 No. 2581-r // http://static.government.ru/media/files/KetnqpARr0nt6bA2F3wZe1dHjsA5aWDb.pdf

4. The state register of the resort fund of the Russian Federation // https://kurort.rosminzdrav.ru/

5. Kolpakov A.S. The current state and prospects for the development of the spa industry // Who is who in medicine, 2017. No. 2 (85).

6. The resort and tourist complex of the Krasnodar Territory 2014-2018. [Text]: Stat.sb. - Krasnodar: Krasnodarstat, 2019 .-

- 88 p.

7. Order of the Government of the Russian Federation of September 5, 2015 No. 1738-r (as amended on September 17, 2016) "On the approval of the standard for the development of competition in the constituent entities of the Russian Federation" // http://static.government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94GawSO179HxFI. pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rating of the development level of the sanatorium-resort and tourist complex, (Association of Health Tourism and Corporate Health) // https://aotrf.ru/projects/rating/

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00010

Т.А. Головина - заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н, профессор Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

T.A. Golovina - Head of the department of management and public administration, professor central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

А.В. Полянин - профессор кафедры менеджмента и государственного управления, д.э.н, профессор Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

A.V. Polyanin - Professor of the department of management and public administration, professor central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

И.Л. Авдеева - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., доцент Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

I.L. Avdeeva - Assistant professor of the department of management and public administration, аs-sistant professor Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ INDUSTRIAL FRANCHISING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REPRODUCTIVE POTENTIAL OF ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация. В статье исследуется рынок промышленного франчайзинга в России. Выделяются его возможности и преимущества для развития производственных систем в регионах. Авторами сделан вывод о том, что современные тенденции развития экономического пространства реализуются в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей. Рынок франчайзинга стимулирует добросовестную конкуренцию, увеличение потребительского спроса на качественную продукцию и дает возможность прогнозировать потребительское поведение населения. С экономической точки зрения франчайзинг является очень эффективной формой организации бизнеса, способствует кооперации крупных и мелких предприятий. В отношениях между сторонами по договору франчайзинга присутствует глубокая экономическая заинтересованность друг в друге.

Промышленный франчайзинг предполагает передачу технологий производства сырья и изготовления готового продукта, т.е. выпуск изделий под торговой маркой франчайзера. Одним из основных достоинств такого рода франчайзинга являются проверенные технологии, которые будут обеспечивать качественное производства продукции.

Annotation. The article examines the market of industrial franchising in Russia. Its capabilities and advantages for the development of production systems in the regions are highlighted. The authors conclude that modern trends in the development of the economic space are implemented in the creation of subsidiaries, trade in patents and know-how, as well as the formation of franchise networks. The franchising market encourages fair competition, increases consumer demand for quality products and makes it possible to predict consumer behavior of the population. From an economic point of view, franchising is a very effective form of business organization that promotes cooperation between large and small enterprises. In the relationship between the parties to the franchise agreement there is a deep economic interest in each other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.