Научная статья на тему 'Социокультурные факторы развития и потенциал нижегородской школы дизайна'

Социокультурные факторы развития и потенциал нижегородской школы дизайна Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы развития и потенциал нижегородской школы дизайна»

культуры: материалы III Международной науч- 9. Чукин С.Г. Ситуация вокруг постмодерна //

но-практической конференции. - Владимир: Ступени. - 1994. - N«2. - С. 16-21.

ВГПУ 2005. - С. 60-64.

С.А. Поднебеснов СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ПОТЕНЦИАЛ НИЖЕГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. В Нижегородском регионе имеется свыше 70 видов ремесел и 40 видов художественных промыслов, сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Такого явления больше нет ни в одном другом месте на планете. Нижний Новгород издавна известен, как главный торговый центр России. Благодаря крупнейшей Всероссийской промышленной и художественной ярмарке были созданы условия для колоссального для своего времени культурного, проектно-инженерного, научного и экономического международного обмена. Нижегородская Земля взращивала уникальные кадры, приносившие для России и всего мира неоценимые творческие дизайнерские идеи и открытия. Вспомним, что именно нижегородский изобретатель-дизайнер Иван Петрович Кулибин, известный многочисленными и очень остроумными дизайнерскими изобретениями, стал в 1769 году, по сути, главным механиком России, ибо ему было поручено заве-дывание технической мастерской Академии наук.

Именно в Нижнем Новгороде, городе, расположенном на слиянии двух великих рек Волги и Оки, и в его окрестностях исторически предоп-ределенно сформировался уникальный и феноменальный культурный социум, положивший начало активному развитию дизайна.

В СССР и России дизайн становился на ноги в достаточно сложных исторических условиях (1920-1960 гг.). Если в масштабах страны существовали объективные и субъективные трудности становления дизайна как государственной политики в области промышленного производства, то в Москве, Горьком, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске энтузиасты дизайна делали свое дело. Эта инициатива и обеспечила возможность не только принятия Постановления №394 Совета министров СССР от 28 апреля 1962 г. «Об улучшении качества изделий машиностроительной промышленности и товаров массового потреб-

ления путем использования метода художественного конструирования», но и создания ВНИИТЭ и журнала «Техническая эстетика». На местах быстро началась активная деятельность по созданию отделов, бюро, секторов, лабораторий с многообразными названиями: художественное конструирование, техническая эстетика, промышленная эстетика, производственная эстетика и т.п. Терминологический аппарат еще не был разработан.

Более того, в 1960-е годы XX в. не было практически никакой ясности в четырех базовых областях дизайна: организационной, научной, педагогической и практической. В решении этих проблем и пригодился многолетний опыт развития дизайна в Горьковской области. Здесь нет необходимости доказывать огромный многоотраслевой промышленный потенциал горьковского региона: судостроение, машиностроение, приборостроение, авиационная и автомобильная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, самые многочисленные художественные промыслы как форма «народного дизайна» и.т.д.

Огромный дизайнерский опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе ещё с 1930-х годов. Это известные разработки под руководством дизайнера-конструктора А. Кириллова автомобилей ГАЗ-М-1 «ЭМКА», ГАЗ-М20 «ПОБЕДА» В. Самойлова, ГАЗ-12 «ЗИМ» Б. Лебедева, Л. Еремеева, известные разработки автомобилей ГАЗ-13 «ЧАЙКА» Б. Лебедева, «ВОЛ-ГА-ГАЗ-21» Л. Еремеева, «ВОЛГА-ГАЗ-24» Л. Циколенко, Н. Киреева, ГАЗ-14 «ЧАЙКА» С. Волкова. Разработки руководителя дизайн-центра Павловского автобусного завода М.В. Деми-довцева - создателя автобуса ПАЗ-Турист-Люкс, получившего Золотой кубок «за новизну дизайна» на международном конкурсе в г. Ницца (Франция). Уникальный в мире опыт выдающегося дизайнера РЕ. Алексеева лучших в мире крылатых судов и экранопланов, а также работавших под его руководством талантливых дизайнеров Центрального конструкторского бюро по судам

© С.А. Поднебеснов, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

305

на подводных крыльях В. Квасова, Ф. Прибыщен-ко, О. Фролова, Н. Малюкова, С. Швецова, А. Сухова, И. Медведева и других. Были созданы суда на подводных крыльях «Ракета», «Волга», «Метеор», «Спутник», «Комета», «Чайка», «Вихрь», «Беларусь», «Буревестник», экранопланы СМ, УТ, КМ, «Орлёнок», «Чайка», «Лунь», «Волга» и др. Лидировали в СССР фундаментальные художественно-конструкторские разработки в приборостроительной отрасли под руководством дизайнеров А. Маслова, А. Шаповала, работавших в ГНИПИ. Блестящие работы в области эстетизации промышленной среды авиационного завода им. С. Орджоникидзе дизайнера А. Елизарова (1960-1970-е годы); лучшие в мире разработки атомных подводных лодок под руководством

Н. Кваши, удостоенного первым звания Героя России; разработки дизайнера Ю. Востокова, возглавившего впоследствии министерство мебельной промышленности СССР; разработки А. Николаева специальных транспортных средств и механизмов для Арктики и Антарктики: разработки лучших в мире фрезерных станков на ГЗФС.

В то время, когда на местах в различных отраслях промышленности быстро началась активная деятельность художественно-конструкторских отделов, бюро, секторов и лабораторий, тогда стали зарождаться отраслевые школы дизайна на предприятиях горьковского региона: автомобилестроении, судостроении, машиностроении, приборостроении, авиационной и деревообрабатывающей промышленности.

Огромный дизайнерский проектный опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе ещё с 1930-х годов, который развивался в качестве отраслевой проектной школы и активно распространялся на предприятиях автопрома СССР. В Центральном конструкторское бюро по судам на подводных крыльях сформировалась уникальная в мире дизайнерская школа Алексеева. В дизайн-центре Павловского автобусного завода сформировалась известная в мире дизайн школа Демидовцева, в дальнейшем получившая активное развитие на Волжском автомобильном заводе. В приборостроении базе ГНИПИ на основе фундаментальных научных исследований в области дизайна отрасли выделились дизайнерские школы Маслова и Шаповала.

Научная деятельность в области дизайна представлена разработкой системы в серии докторских и кандидатских диссертаций и в более чем

100 публикаций (Л. Зеленов, В. Щуров, О. Фролов, Г. Созонтов, А. Казарин, А. Шаповал, Д. Рах-манкулова, С. Поднебеснов и др.).

Сложилась Нижегородская школа дизайна, научные исследования которой раскрываются в многочисленных статьях, монографиях, изданиях.

Опираясь на исторические традиции нижегородской промышленности, энтузиасты - инженеры, конструкторы, технологи, художники пытались проектировать и создавать промышленные изделия с учетом единства инженерных и эстетических свойств.

Научные основы системы дизайна были разработаны нижегородским ученым доктором философских наук, профессором Л.А. Зелено-вым. Это система дизайна на базе шести принципов. Доклад о шести принципах дизайна был положительно оценен на 9 Конгрессе ИКСИД.

Сущность концепции Нижегородской школы дизайна заключается в следующем: 1) дизайн -это теория и практика художественного конструирования технических систем; 2) художественное конструирование - это творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями; 3) глубинная природа дизайна - эстетическая, а эстетическое есть единство прекрасного и безобразного, при этом прекрасное - это гармония, единство предметной и человеческой меры в предмете; 4) учет меры предмета в творчестве дизайнера приводит к формированию Инженерного и Экологического принципов дизайна, а учет меры человека - формированию Социологического, Эргономического и Экономического принципов, интеграция их осуществляется за счет Эстетического принципа дизайна. Социологический принцип - учет структуры и динамики общественных потребностей с целью создания полезных продуктов. Инженерный принцип - учет технических, конструктивных и технологических закономерностей с целью создания функционально совершенных изделий. Эргономический принцип - учет анатомических, физиологических и психологических характеристик человека с целью создания удобных изделий. Экономический принцип - учет затрат живого и овеществленного труда с целью создания рентабельных, экономически целесообразных изделий. Экологический принцип - учет особенностей абиотических и биотических систем с целью создания

306

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

экологически чистых, природоохранных изделий. Эстетический принцип - учет композиционных закономерностей с целью создания прекрасных, эстетически выразительных изделий. Эстетический принцип и показатель качества в дизайне являются интегративным, производным от других принципов и показателей. Логика деятельности дизайнера прежде всего ориентирует его на решение эстетической задачи, но эстетическая выразительность, эстетическое совершенство промышленного изделия могут быть достигнуты только при условии выявления в нем гармонического единства меры предмета и меры человека.

Интегральная система управления качеством продукции на основе шести принципов дизайна была реализована на Горьковском автозаводе, Павловском автобусном заводе, на Волжском автомобильном заводе, в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева, Горьковском научно-исследовательском приборостроительном институте.

С 1951 года начинались более широкие поиски интеграции художественных и конструктивных закономерностей. Благодаря инициативе председателя Горьковского СНХ Н. Смелякова в системе Совнархоза был создан межотраслевой отдел по архитектурно-художественному проектированию (О. Фролов и др.). С этого момента предприятия региона интенсивно пополнялись выпускниками художественно-промышленных вузов. На Горьковский автозавод пришли Л. Циколенко, С. Волков, Н. Киреев, А. Рогов, И. Саяпин и др. В Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, где работал Р.Е. Алексеев, пришли Ф. Прибыщенко, О. Фролов, Н. Малю-ков, С. Швецов, А. Сухов, И. Медведев и др.

Опираясь на исторические традиции нижегородской промышленности, инженеры, конструкторы, технологи, художники проектировали и создавали промышленные изделия с учетом единства инженерных и эстетических свойств.

Эта многообразная практическая работа, конечно, нуждалась в научном осмыслении, в организационном обеспечении и в подготовке перспективных кадров.

Инициатива в решении всех названных проблем исходила от Горьковского политехнического института. Именно там с 1963 г. преподавателями и студентами - энтузиастами дизайна (А. Шаповал, В. Дьяченко, В. Валов, И. Шелягин, Б. Чахмахов, В. Носаков, В. Казаков, Л. Зеленов)

был создан кружок «Техническая эстетика», организованы курсы повышения квалификации руководящих работников промышленных предприятий с санкции ОК КПСС (1964-1969 гг.), изданы учебные пособия по дизайну, монография «Эстетику - в производство» (1967 г.).

До 1976 года в обществе активно велась обычная лекционная работа. И впервые в СССР энтузиастами своего дела Л. Зеленовым, А. Шапова-лом, О. Фроловым в 1976 году был создан двухгодичный Народный университет дизайна, подготовивший до 1992 года 950 специалистов для промышленности области. Университет был отмечен премией министра образования СССР.

Накопленный опыт подготовки дизайнеров позволил создать специальность «Дизайн» на базе Нижегородского государственного архитектурностроительного университета (1990 год - кафедра промышленного дизайна, зав. кафедрой А. Ша-повал и кафедра дизайна интерьера, зав. кафедрой О. Фролов), а в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете активно развивается педагогический дизайн (зав. кафедрой Н. Сырова). В структуре вузов города открыты также серия кафедр культурологического и архитектурного профиля. Опыт их работы показывает, что дипломные проекты выпускников данных кафедр получают самую высокую оценку на международных и всероссийских конкурсах.

Много специалистов активно участвовало в развитии дизайна на Нижегородской земле: его теории, педагогики, практики и организации. Являясь специалистами в разных областях, они и способствовали развитию дизайна как интегрального, многомерного социального явления.

Нижегородские дизайнеры внесли и вносят особый существенный вклад в историю и культуру нашей страны: это преподаватели профилирующих кафедр вузов и ведущие специалисты дизайна различных областей промышленности региона, участвующие в создании автомобилей, летательных аппаратов, судов на подводных крыльях, радиоэлектронной, медицинской аппаратуры, бытовых приборов, моделей одежды, жилых и производственных интерьеров, мебели, станков и инструментов, произведений графического дизайна и декоративно-прикладного искусства, лауреаты и номинанты Государственных премий и Российских национальных конкурсов в области дизайна «Виктория» и других Российских и международных конкурсов и выставок. Осно-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

307

воположники Российского дизайна - известные в мире ученые и исследователи, наши земляки -нижегородцы стоят и сегодня авангарде российского дизайна и отечественных школ дизайна.

В решении задачи перехода к инновационной модели экономического развития значение дизайна и неразрывно с ним связанного дизайн образования резко возрастает. Потенциал нижегородского профессионального сообщества дизайнеров, исторически связанного с отечественными достижениями в области науки и техники в Нижнем Новгороде и регионах Приволжского федерального округа, способны внести существенный вклад в экономику России и укрепление престижа российской продукции.

Библиографический список

1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1. - М.: «Союз Дизайнеров России», 2001. - 424 с., ил.

2. Зеленов ЛА. История и теория дизайна. Учебное пособие. - Н. Новгород: Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2000. - 46 с.

3. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 2. Учеб. для вузов. - М.: «Союз Дизайнеров России», 2004. - 396 с., ил.

4. НазаровЮ.В. Постсоветский дизайн (19872000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. - М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 416 с., ил.

Т.С. Суслова МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ РОЛЬ ИКОНЫ В СОХРАНЕНИИ РУССКОГО ЭТОСА

В статье на основе комплексного подхода к изучению иконописи показывается, каким образом находили отражение культурные универсалии русского народа в иконописных образах. Вскрываются механизмы духовного преемства. Икона предстает как сокровищница и хранительница внутреннего опыта, как наследие культурной памяти русского народа.

У каждой нации есть свои знаковые элементы культуры, в которых на протяжении многих веков находили отражение мировоззрение и мироощущение народа. Для России таковым является икона, которая прошла долгий и сложный путь развития. Реформы Петра Великого и процесс европеизации отрицательно сказались на понимании и восприятии русской иконописи. XX век значительно пошатнул отношение к памятникам религиозного искусства, в том числе и к иконе. Сегодня в период переоценки духовно-нравственных оснований русской культуры невозможно обойтись без обращения к опыту наших предков. В данной статье внимание сосредоточено на изучении и осмыслении феномена русской культуры - иконы как сокровищницы и хранительницы русской духовности, ее роли в сохранении русского этоса, то есть нрава, характера, ментальности русского человека.

Долгое время икона рассматривалась только с позиций искусствоведения или богословия, что значительно снижало анализ ее роли как духовной основы в жизни русского человека. Для более глубокого осмысления необходимо комплексное изучение иконописи с позиций религии,

философии, богословия, искусствоведения, культурологии, что позволит значительно расширить понимание смыслообразующих начал, присущих иконному образу.

Приступая к анализу русской иконы, сразу заметим, что иконописи как виду церковного искусства присущи строгая каноничность и символичность, которые позволяют, не искажая смысла, передавать христианские истины. Однако важным является то, что, не вторгаясь в рамки канонов, русские иконописцы смогли отразить в ней социальный и духовный опыт народа. Поэтому русские иконы значительно отличаются от византийских по мягкости и спокойствию ликов, плавности линий, цветоритмических решений и, конечно же, по появлению и распространению определенных иконографических сюжетов, по «любимым святым», которые были свои в каждом княжестве.

Говоря в целом о значении иконы, отметим, что каждое важное событие в жизни человека сопровождалось сакральными действиями с участием икон. Рождение, крещение, свадьба, похороны не обходились без соответствующих икон. Иконы были неотъемлемой частью жилого дома,

308

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© Т.С. Суслова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.