Научная статья на тему 'Интеграция Нижегородской философской школы и нижегородской школы дизайна: система и принципы дизайна'

Интеграция Нижегородской философской школы и нижегородской школы дизайна: система и принципы дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / нижегородская философская школа / нижегородская школа дизайна

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поднебеснов С. А.

В статье рассмотрены научные основы системы дизайна, разработанные в рамках Нижегородской философской школы, в том числе шесть принципов дизайна профессора Л. А. Зеленова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers the scientific grounds of the design system developed within the framework of the philosophic school of Nizhny Novgorod, including the 6 principles of design by Professor L. A. Zelenov.

Текст научной работы на тему «Интеграция Нижегородской философской школы и нижегородской школы дизайна: система и принципы дизайна»

С. А. Поднебесное

ИНТЕГРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ И НИЖЕГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА: СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА

Работа представлена кафедрой философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Научный руководитель - доктор фшософских наук, профессор Л. А. Зеленое

В статье рассмотрены научные основы системы дизайна, разработанные в рамках Нижегородской философской школы, в том числе шесть принципов дизайна профессора Л. А. Зеленова.

The author of the article considers the scientific grounds of the design system developed within the framework of the philosophic school of Nizhny Novgorod, including the 6 principles of design by Professor L. A. Zelenov.

Нижний Новгород издавна известен как главный торговый центр России, и благодаря крупнейшей Всероссийской промышленной и художественной ярмарке были созданы условия для колоссального для своего времени культурного, проектно-ин-женерного, научного и экономического международного обмена. Нижегородская земля взращивала уникальные кадры, приносившие для России и всего мира неоценимые творческие дизайнерские идеи и открытия: И. П. Кул и б ин а и многих др. Именно в Нижнем Новгороде - городе, расположенном на слиянии двух великих рек Волги и Оки, - и в его окрестностях исторически предопределенно сформировался уникальный и феноменальный культурный социум, положивший начало активному развитию дизайна.

Дизайн как феномен индустриальной эпохи стал активно развиваться с самого начала XX в. Две международные школы заложили основы дизайна на научных основах: БАУХАУЗ в Германии и ВХУТЕМАС в России. И это признано дизайнерами всей планеты. Но дизайн развивался и локально, о чем свидетельствуют многочисленные национальные школы дизайна.

В СССР и России дизайн становился на ноги в достаточно сложных исторических условиях (1920-1960 гг.). Если в масштабах

страны существовали объективные и субъективные трудности становления дизайна как государственной политики в области промышленного производства, то в Москве, Ленинграде, Горьком, Свердловске, Новосибирске энтузиасты дизайна делали свое дело. Эта инициатива и обеспечила возможность не только принятия Постановления № 394 Совета министров СССР от 28 апреля 1962 г. «Об улучшении качества изделий машиностроительной промышленности и товаров массового потребления путем использования метода художественного конструирования», но и создания ВНИИТЭ и журнала «Техническая эстетика».

На местах быстро началась активная деятельность по созданию отделов, бюро, секторов, лабораторий с многообразными названиями: художественное конструирование, техническая эстетика, промышленная эстетика, производственная эстетика и т. п. Терминологический аппарат еще не был разработан.

Более того, в 60-е гг. XX в. не было практически никакой ясности в четырех базовых областях дизайна: организационной, научной, педагогической и практической. В решении этих проблем и пригодился многолетний опыт развития дизайна в Горьков-ской области. Здесь нет необходимости доказывать огромный многоотраслевой про-

Интеграция Нижегородской философской школы и нижегородской школы дизайна...

мышленный потенциал горьковского региона: судостроение, машиностроение, приборостроение, авиационная и автомобильная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, самые многочисленные художественные промыслы как форма «народного дизайна» и т. д.

Научные основы системы дизайна были разработаны на научно-теоретической базе в рамках Нижегородской философской школы во главе с доктором философских наук профессором Л. А. Зеленовым. Это система дизайна на базе его шести принципов. Доклад о шести принципах дизайна был положительно оценен на 9-м Конгрессе ИКСИД. По отзывам известных российских дизайнеров, получивших знания в школе Зеленова, они постоянно применяли эти принципы в своей проектной практике, что, по нашему мнению, несомненно способствовало и способствует появлению известных шедевров российского дизайна.

Сущность концепции Нижегородской школы дизайна заключается в следующем: 1) дизайн - это теория и практика художественного конструирования технических систем; 2) художественное конструирование - это творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями; 3) глубинная природа дизайна - эстетическая, а эстетическое есть единство прекрасного и безобразного, при этом прекрасное -это гармония, единство предметной и человеческой меры в предмете; 4) учет меры предмета в творчестве дизайнера приводит к формированию инженерного и экологического принципов дизайна, а учет меры человека - формированию социологического, эргономического и экономического принципов, интеграция их осуществляется за счет эстетического принципа дизайна. Социологический принцип - учет структуры и динамики общественных потребностей с целью создания полезных продуктов.

Инженерный принцип - учет технических, конструктивных и технологических закономерностей с целью создания функционально совершенных изделий. Эргономический принцип - учет анатомических, физиологических и психологических характеристик человека с целью создания удобных изделий. Экономический принцип - учет затрат живого и овеществленного труда с целью создания рентабельных, экономически целесообразных изделий. Экологический принцип - учет особенностей абиотических и биотических систем с целью создания экологически чистых, природоохранных изделий. Эстетический принцип -учет композиционных закономерностей с целью создания прекрасных, эстетически выразительных изделий. Эстетический принцип и показатель качества в дизайне являются интегративным, производным от других принципов и показателей. Логика деятельности дизайнера прежде всего ориентирует его на решение эстетической задачи, но эстетическая выразительность, эстетическое совершенство промышленного изделия могут быть достигнуты только при условии выявления в нем гармонического единства меры предмета и меры человека.

Эти шесть принципов дизайна Л. Зеле-нова создают всю его систему: шесть учебных циклов подготовки дизайнеров, шесть принципов работы дизайнера, шесть критериев оценки дизайн-проектов, шесть КПД дизайна, шесть комплексов наук, на которые опирается дизайн, и т. д.

Интегральная система управления качеством продукции на основе шести принципов дизайна Зеленова была реализована на Горьковском автозаводе, Павловском автобусном заводе, на Волжском автомобильном заводе, в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева, Горьковском научно-исследовательском приборостроительном институте.

В 1973 г. в Москве на ВДНХ состоялась выставка нижегородской промышленности с разделом и докладами по дизайну. Нижегородские дизайнеры активно участвовали с докладами на заседаниях отделов ВНИИТЭ (Л. Зеленов, О. Фролов, С. Норенков, С. Швецов, Н. Малюков и др.). Установились многогранные связи с московскими профессорами А. Иконниковым, Н. Вороновым, В. Муниповым, Л. Новиковой, В. Глазычевым, с ленинградскими профессорами М. Каганом, М. Коськовым, Б. Ломовым, с уральскими профессорами Л. Коганом, Р. Шейным, А. Еремеевым, А. Мартыновым, со специалистами в области дизайна из Новосибирска (Р. Повилейко), Красноярска (И. Никольский), с белорусскими коллегами О. Чернышевым и В. Якименко и др.

В то время, когда на местах в различных отраслях промышленности быстро началась активная деятельность художественно-конструкторских отделов, бюро, секторов и лабораторий, тогда стали зарождаться отраслевые школы дизайна на предприятиях горьковского региона: в автомобилестроении, судостроении, машиностроении, приборостроении, авиационной и деревообрабатывающей промышленности.

Огромный дизайнерский проектный опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе ещё с 1930-х гг., который развивался в качестве отраслевой проектной школы и активно распространялся на предприятиях автопрома СССР. В Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях сформировалась уникальная в мире дизайнерская школа Алексеева. В дизайн-центре Павловского автобусного завода сформировалась известная в мире дизайн-школа Демидовцева, в дальнейшем получившая активное развитие на Волжском автомобильном заводе. В приборостроении на базе ГНИПИ на основе фундаментальных научных исследований в области дизайна выделились дизай-

нерские школы Маслова и Шаповала. Блестящие работы в области эстетизации промышленной среды авиационного завода им. С. Орджоникидзе дизайнера А. Елизарова (1960-е - 1970-е гг.), лучшие в мире разработки атомных подводных лодок под руководством Н. Кваши - удостоенного первым звания Героя России, разработки дизайнера Ю. Востокова, возглавившего впоследствии Министерство мебельной промышленности СССР, разработки А. Николаева отечественных уникальных в мире снегобо-лотоходов и специальных транспортных средств и механизмов для Арктики и Антарктики в Специальном конструкторском бюро, разработки лучших в мире фрезерных станков на ГЗФС.

Опираясь на исторические традиции нижегородской промышленности, энтузиасты - инженеры, конструкторы, технологи, художники - пытались проектировать и создавать промышленные изделия с учетом единства инженерных и эстетических свойств.

С 1951 г. начинались более широкие поиски интеграции художественных и конструктивных закономерностей. Благодаря инициативе председателя Горьковского СНХ Н. Смелякова в системе Совнархоза был создан межотраслевой отдел по архитектурно-художественному проектированию (О. Фролов и др.). С этого момента предприятия региона интенсивно пополнялись выпускниками художественно-промышленных вузов. На Горьковский автозавод пришли Л. Циколенко, С. Волков, Н. Киреев, А. Рогов, И. Саяпин и др. В Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, где работал выдающийся дизайнер Р. Е. Алексеев, пришли Ф. Прибыщенко, О. Фролов, Н. Малюков, С. Швецов, А. Сухов, И. Медведев и др.

Опираясь на исторические традиции нижегородской промышленности, инженеры, конструкторы, технологи, художники

Интеграция Нижегородской философской школы и нижегородской школы дизайна.

проектировали и создавали промышленные изделия с учетом единства инженерных и эстетических свойств.

Эта многообразная практическая работа, конечно, нуждалась в научном осмыслении, организационном обеспечении и подготовке перспективных кадров.

Инициатива в решении всех названных проблем исходила от Горьковского политехнического института. Именно там с 1963 г. преподавателями и студентами - энтузиастами дизайна (А. Шаповал, В. Дьяченко, В. Валов, И. Шелягин, Б. Чахмахов, В. Носаков, В. Казаков, Л. Зеленов) был создан кружок ««Техническая эстетика», организованы курсы повышения квалификации руководящих работников промышленных предприятий с санкции ОК КПСС (1964-1969 гг.), изданы учебные пособия по дизайну, монография «Эстетику - в производство» (1967 г.).

До 1976 г. в обществе активно велась обычная лекционная работа. И впервые в СССР энтузиастами своего дела Л. Зелено-вым, А. Шаповалом, О.Фроловым в 1976 г. был создан двухгодичный Народный университет дизайна, подготовивший до 1992 г. 950 специалистов для промышленности области. Университет был отмечен премией министра образования СССР.

Накопленный опыт подготовки дизайнеров позволил создать специальность «Дизайн» на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (1990 г., кафедра промышленного дизайна, завкафедрой А. Шаповал, и кафедра дизайна интерьера, завкафедрой О. Фролов), а в Волжском государственном инженерно - педагогическом университете

активно развивается педагогический дизайн (завкафедрой Н. Сырова), создан Институт дизайна. В структуре вузов города открыты также серия кафедр культурологического и архитектурного профиля. Опыт их работы показывает, что дипломные проекты выпускников данных кафедр получают самую высокую оценку на международных и всероссийских конкурсах.

Научная деятельность в области дизайна представлена разработкой системы в серии докторских и кандидатских диссертаций и в более чем 100 публикаций (Л. Зеленов, В. Щуров, О. Фролов, Г. Созонтов, А. Казарин, А. Шаповал, Д. Рахманкуло-ва, С. Поднебеснов и др.).

Сложилась Нижегородская школа дизайна, научные исследования которой раскрываются в многочисленных статьях, монографиях, изданиях.

Много специалистов активно участвовало в развитии дизайна на Нижегородской земле: его теории, педагогики, практики и организации. Являясь специалистами в разных областях, они способствовали развитию дизайна как интегрального, многомерного социального явления. Основоположники российского дизайна, известные в мире ученые и исследователи, наши земляки - нижегородцы, стоят и сегодня в авангарде российского дизайна и отечественных школ дизайна.

Потенциал нижегородского профессионального сообщества дизайнеров, исторически связанного с отечественными достижениями в нижегородском регионе, способен внести существенный вклад в экономику России и укрепление престижа российской продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.