Научная статья на тему 'Становление и развитие художественного конструирования (дизайна) в Новосибирске в период 1965-2000 гг'

Становление и развитие художественного конструирования (дизайна) в Новосибирске в период 1965-2000 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / НОВОСИБИРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ДИЗАЙНЕРОВ СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козырева Л. К., Смирнов В. Н.

Статья носит информационный характер. Освещаются вопросы, связанные с работой отделов художественного конструирования на предприятиях Новосибирска в период с 1965 по 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ARTISTIC DESIGN (DESIGN) IN NOVOSIBIRSK IN THE PERIOD 1965-2000 YEARS

The article contains information character. Aspects related with work of departments of design on the companies of Novosibirsk during the period of 1965 to 2000 are considered.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие художественного конструирования (дизайна) в Новосибирске в период 1965-2000 гг»

ДИЗАЙН

УДК 747:725.4(571.14)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ (ДИЗАЙНА) В НОВОСИБИРСКЕ

В ПЕРИОД 1965-2000 гг.

Козырева Л.К., кандидат искусствоведения, доцент Смирнов В.Н., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. Статья носит информационный характер. Освещаются вопросы, связанные с работой отделов художественного конструирования на предприятиях Новосибирска в период с 1965 по 2000 г.

Ключевые слова: художественное конструирование, дизайн, Новосибирская организация Союза дизайнеров СССР.

Новосибирск стал формироваться как промышленный центр в середине 30-х гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны в Сибирь было эвакуировано большое количество промышленных предприятий из Украины, Белоруссии и центральной части России. Именно в годы войны Новосибирск и другие города Сибири становятся индустриальными центрами региона, где сосредотачиваются предприятия машиностроения, авиастроения, приборостроения, электро- и радиопромышленности. Большинство из этих предприятий осталось в городах и после войны. Переход промышленных предприятий в СССР на мирную продукцию вызвал потребность в повышении их эстетических параметров, особенно когда продукция стала выходить на рынок стран социалистического содружества. Поэтому в годы «хрущевской оттепели» правительство стало задумываться о создании центров, которые могли решать проблемы повышения качества товаров народного потребления средствами художественного конструирования и технической эстетики.

В 1962 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», в Москве на территории ВДНХ СССР, под эгидой Государственного комитета СССР по науке и технике был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики ВНИИТЭ под руководством уже имевшего практический опыт художественно-конструкторской работы Юрия Борисовича Соловьева. Появление такого института, как ВНИИТЭ, фактически положило начало становлению дизайна в стране.

ВНИИТЭ имел филиалы во всех союзных республиках, а также в крупных территориальных центрах, таких как Свердловск и Хабаровск. В период с 1962 по 1992 г. институт имел 10 республиканских и региональных филиалов: Азербайджанский (г. Баку), Армянский (г. Ереван), Белорусский (г. Минск), Вильнюсский (г. Вильнюс), Дальневосточный (г. Хабаровск), Киевский (г. Киев), Ленинградский (г. Ленинград), Харьковский (г. Харьков), Уральский (г. Свердловск).

Несмотря на то что после 1992 г. деятельность института была свернута до минимальных объемов, все филиалы были закрыты, а учебная работа была прекращена, в глазах международной общественности ВНИИТЭ по-прежнему остается центральным институтом по изучению дизайна в РФ и является членом Международного Совета обществ промышленного дизайна (ИКСИД).

Если рассматривать историю художественного конструирования (дизайна) в СССР и, в частности, в Сибири, то сначала нужно обратиться к тем временам, когда возникла идея создания этой специальности в Новосибирске. Насколько известно, впервые в Сибири интерес к понятию «дизайн» возник в середине 60-х гг. и связано это было с созданием в 1965 г. в Новосибирске Специального художественно-конструкторского бюро (СХКБ) Министерства электротехнической промышленности СССР. Об истории создания, развития и работы, о людях этого бюро хорошо рассказано в книге «Дизайнеры Новосибирска. Они были первыми» одного из первых дизайнеров Новосибирска Юрия Григорьевича Шепеля.

СХКБ Министерства электротехнической промышленности (ХКБ НИИКЭ)

6 октября 1965 г. вышло распоряжение Западно-Сибирского Совнархоза № 719-Р «Об организации специального художественно-конструкторского бюро Совнархоза».

17 декабря 1965 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 1083 «О передаче Новосибирского специального художественно-конструкторского бюро Министерству электротехнической промышленности».

Приказом Заместителя Министра электротехнической промышленности СССР № НО-176р Новосибирскому СХКБ поручены функции головной организации Министерства по технической эстетике.

В СХКБ работали такие ныне известные мастера, как Семен Егорович Булатов, ветеран Великой Отечественной войны, окончивший «Мухинку», выпускники НЭТИ Юрий Михайлович Косов, Валерий Петрович Воскобойников, Александр Бембель, Юрий Шепель, выпускник «Строгановки» Александр (Давид) Шуриц, Владимир Курилов, окончивший «Сибстрин», Василий Бушков, представитель уральской школы дизайна, и другие художники-конструкторы, которые внесли неоценимый вклад в становление сибирского художественного проектирования.

КБ радиозавода «Вега» в Бердске, приборостроительного завода им. Ленина, авиационного завода им. Чкалова, ПО «Луч» в Новосибирске

К 1980 гг. в Новосибирске и Бердске сложилось несколько творческих коллективов, работавших в области художественного проектирования. Кроме

СХКБ в Новосибирске, при крупных промышленных предприятиях действовали несколько конструкторских бюро, в состав которых входили группы художественного конструирования. Задачами этих бюро были: разработка проектов основной продукции, главным образом оборонного назначения, а также и создание товаров широкого потребления (ширпотреба), предназначенных для населения. К числу таких предприятий можно отнести приборостроительный завод им. В.И. Ленина, авиационный завод им. В. Чкалова, производственное объединение «Луч». В этих КБ работали художники-конструкторы, выпускники технических и архитектурных вузов из Новосибирска, Томска, Омска и Красноярска. В Сибирь неохотно отправлялись на постоянную работу выпускники «Строгановки» и «Мухинки», не говоря уже о художниках-конструкторах из союзных республик. Только после того как с 1973 г. в Свердловске начали выпускать дипломированных специалистов, в Новосибирск стали распределять художников-конструкторов из Свердловского архитектурного института. Одними из первых выпускников САИ с 1975 г. в Бердске на радиозаводе «Вега» стала работать Г.Л. Шентяпина (Павленко), с 1976 г. в Новосибирске трудились С.И. Кашеваров - на авиационном заводе им.

B. Чкалова, а на объединении «Луч» - А.И. Бакшаев. С 1976 г. в КБ приборостроительного завода им В.И. Ленина работали Н. Склярова (Статуева) и Л. Зарубина. В СХКБ с 1978 г. - В.Н. Смирнов, а позже и В.В. Бушков.

Новосибирский художественный фонд Кроме КБ, которые занимались разработкой товаров на предприятиях машиностроения и электротехнической промышленности, в Новосибирске действовали группы художественного конструирования в системе Художественного фонда. Там работали такие значимые фигуры, как

C.Е. Булатов и выпускник Львовского института искусств И.Я. Ельченко.

Новосибирский Дом моделей В Новосибирском Доме моделей работала группа художников-модельеров и конструкторов, которая разрабатывала модели коллекций для внедрения в производство по всему региону. В этой группе работала выпускница Текстильного института Н.В. Захарова - участник более 30 государственных и международных выставок, за свои достижения удостоенная звания «Заслуженный работник легкой и текстильной промышленности».

Отдел эстетизации производственной среды НГПИ С 1980 г. в Новосибирском государственном проектном институте (НГПИ) был организован отдел эстетизации производственной среды, который занимался разработкой проектов административных и производственных интерьеров предприятий радиопромышленности, расположенных на территории от Волги до Тихого океана. В отделе трудились: Н. Звонак, М. Вяткина, Л.П. Иванова, Л.А. Карадина, В.Н. Смирнов, Н.П. Шарушинский, Т.Ф. Тыжеброва и другие художники-конструкторы и архитекторы. Некоторые из них впоследствии стали членами Союза дизайнеров и преподавали в НГАХА. В других организациях и на предприятиях Новосибирска существовали конструкторские бюро, в которых работали художники-

конструкторы, но проблема заключалась в том, что их было мало и среди множества конструкторов они были «одиноки» без коллег по цеху. Поэтому к концу 80-х гг. назрела необходимость создания в Новосибирске организации, которая объединила бы художников-конструкторов города.

Создание новосибирской организации Союза дизайнеров СССР

После начала перестройки слово «дизайнер» становится уже не таким негативным и все более употребительным, заменяющим термин «художник-конструктор». Даже в дипломах выпускников появилась запись: «квалификация - "Дизайнер"».

Осенью 1987 г. в Москве прошел Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР. Делегатами съезда от Новосибирска были: В.И. Атморский, Г. Журавкова, Н.В. Захарова, Л.И. Красина. В 1988 г. при новосибирском Доме техники был создан клуб дизайнеров. На его основе инициативной группой (А.А. Иванов, С.И. Кашеваров, В.Н. Смирнов) был организован прием в члены Новосибирской организации СД СССР, минимальная численность которой должна быть не менее 10 членов. В декабре 1988 г. в помещении Областного краеведческого музея была организована выставка работ претендентов на вступление в члены СД СССР. Комиссия из Свердловска, где уже существовала крупная организация Союза, приняла 6 новых членов: А. Бембеля, Ю. Емельянова, А. Иванова, Э. Керзона, В. Курилова, В. Смирнова. Еще ранее членами СД СССР стали С. Кашеваров и И. Ельченко. Таким образом, в январе 1989 г. Новосибирская организация СД СССР была зарегистрирована и начала действовать. Первым председателем правления был избран Сергей Иосифович Кашеваров.

Значимым событием в культурной жизни Новосибирска, особенно в деятельности НО СД СССР, стала выставка «Дизайн США», прошедшая в октябре-ноябре 1990 г. Новосибирской организации пришлось принимать американских коллег. Между ними установились добрые, деловые отношения, американские дизайнеры поделились опытом и ценной литературой.

Члены Новосибирской организации СД СССР были участниками учредительного съезда по созданию Союза дизайнеров России. Съезд проходил летом 1993 г. в Горьком и Ярославле. От новосибирской организации на съезде присутствовали А.А. Иванов, С.И. Кашеваров и В.Н. Смирнов.

После событий 1991 г., которые привели к развалу Советского Союза, многие предприятия прекратили свое существование. Например, Бердский радиозавод, выпускавший до 2/3 всей бытовой радиотехники в СССР знаменитый завод «Вега» одним из первых пал жертвой новых экономических реалий. Прекращение работы смежниками и поставщиками материалов и комплектующих привело сначала к частичным остановкам, а затем и к прекращению работы объединения как цельного производственного коллектива. Гигантский штат в 12 тысяч человек был постепенно сокращен. После банкротства в 1998 г. от завода остались лишь производственные корпуса.

В 1993 г. был расформирован отдел художественного конструирования Новосибирского научно-исследовательского института комплектного

электропривода (НИИКЭ), бывший СХКБ. В составе Министерства электротехнической промышленности СССР тогда работало до 500 предприятий. После развала страны многие из этих предприятий оказались в других государствах, а многие предприятия вообще прекратили существование.

К 1991 г. отдел эстетизации производственной среды НГПИ оказался невостребованным и прекратил существование. Многие дизайнеры и архитекторы ушли в частный бизнес и в «лихие» 90-е гг. сумели остаться верными своей профессии.

Некоторые из дизайнеров связали свою дальнейшую судьбу с преподавательской деятельностью. До 1991 г. готовили художников-конструкторов только в 15 вузах Советского Союза, в столицах союзных республик и Харькове. В РСФСР специальности художника-конструктора обучали в Ленинграде, в Высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной («Мухинке») и, естественно, в Москве, в Высшем художественно-промышленном училище («Строгановке»). Только в 1968 г. в Свердловске, в Уральском филиале Московского архитектурного института, был осуществлен первый набор студентов на специальность «художественное конструирование». Естественно, специалистов для России не хватало, так как республиканские академии художеств готовили кадры для своих, республиканских предприятий и организаций. В то время была шутка, что художник-конструктор - это настолько редкая специальность, что по количеству специалистов в СССР меньше только космонавтов.

Начало подготовки дизайнеров в Новосибирске

В Новосибирске энтузиастом подготовки художников-конструкторов явился Рюрик Повилейко, который с 1964 г. в Новосибирском электоротехническом институте (НЭТИ) совместно с Левицким вел курс художественного конструирования у студентов, обучающихся инженерным специальностям. Его занятия оказали такое огромное влияние на развитие мышления будущих инженеров, что многие из них связали свою дальнейшую деятельность с профессией художника-конструктора. Его книга «Архитектура машины», изданная Западно-Сибирским книжным издательством в 1974 г., явилась первым профессиональным изданием на тему художественного конструирования в Новосибирске. Но до создания полноценной кафедры, на которой готовили специалистов-дизайнеров в НЭТИ, так и не дошло.

В 1988 г. на базе архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института (НИСИ, Сибстрина) был создан Новосибирский архитектурный институт (НАРХИ). До настоящего времени это единственное за Уралом специализированное самостоятельное высшее учебное заведение, которое готовит специалистов в области градостроительства, архитектуры и дизайна, работающих по всей России, и не только. У руководства института в лице его ректора Геннадия Ивановича Пустоветова с самого начала возникла идея создания специальности «дизайн», где бы готовились дизайнеры (к моменту перестройки термин «дизайн» стал легальным) не только в области средового дизайна, но и графики, моделирования одежды и промышленного

дизайна. Каждое новое начинание становится успешным только тогда, когда его начинает заинтересованный энтузиаст. Это было сложное время. В результате перестроечных явлений началась неразбериха в политике, промышленности и сельском хозяйстве, сложности с продуктами, нестабильность денежной системы. В этот период многие специалисты-дизайнеры, до того работавшие на государственных предприятиях, предчувствуя отсутствие перспектив в работе и в реализации своего творческого потенциала, ушли в частный бизнес. Казалось, что перед дизайнерами открываются новые горизонты, пути для творчества и возможности достойной оплаты труда.

Именно в этот период в НАРХИ была создана кафедра дизайна архитектурной среды. Возглавил кафедру профессор, кандидат архитектуры Валерий Петрович Арбатский. В 1991 г. был проведен первый набор на новую специальность. Абитуриентов привлекало новое модное слово «дизайн», правда не все понимали, чем им придется заниматься. Да и не всем преподавателям новой кафедры были четко ясны методики обучения и содержание заданий. В составе кафедры, кроме заведующего В.П. Арбатского, были кандидат архитектуры А.А. Гамалей и преподаватель В.Г. Романовский. В качестве совместителей на кафедре привлекались практикующие архитекторы и дизайнеры Г.П. Арбатский и В.Н. Смирнов. Занятия велись в мастерской Г.П. Арбатского в подвальном помещении на ул. Богдана Хмельницкого.

Новосибирский архитектурный институт (НАРХИ) с 1989 г. находился в здании одного из факультетов НИСИ, непрезентабельном трехэтажном строении на территории Сибстрина. После провала путча в августе 1991 г. и последовавшего закона о прекращении деятельности КПСС задание партийной школы в центре Новосибирска (на площади Ленина) оказалось свободным. Благодаря энергии ректора НАРХИ Г.И. Пустоветова оно было передано самому молодому вузу Новосибирска - НАРХИ. С осени 1991-го и зимой 1992 г. начался переезд института в новое здание.

На кафедре дизайна архитектурной среды к 1993 г. преподавали: В.П. Арбатский, А.А. Гамалей, В.Б. Пятницкий, В.Г. Романовский. Совместителями были члены Союза дизайнеров России: С.Е. Булатов, Ю.М. Косов, С.В. Моржаков и В.Н. Смирнов.

Впоследствии на кафедру стали приходить новые сотрудники. Многие по рекомендации уже работающих преподавателей, знакомых им по совместной работе или по общению в Союзе дизайнеров. В числе новых преподавателей стали появляться и выпускники Новосибирского архитектурного института, что несомненно, обеспечивало сохранение традиций сибирской школы архитектуры и дизайна.

В Новосибирске, кроме НАРХИ, в 1992 г. была организована кафедра графического дизайна в Новосибирском государственном педагогическом институте (НГПИ). Возглавил кафедру А.А. Иванов, ранее работавший в отделе художественного конструирования НИИКЭ. На кафедре работали члены СД СССР В.В. Древин, В.Н. Курилов, О.Г. Семенов.

Направление графического дизайна и средового дизайна в Новосибирском государственном художественном училище (НГХУ) развивалось при деятельном участии С.Е. Булатова, С.И. Кашеварова и Г.О. Прошина.

Таким образом, к началу нового тысячелетия в Новосибирске был накоплен огромный опыт более чем тридцатилетней практики художественного проектирования и сложилась самобытная школа дизайна в области образования, которая готовила дизайнеров-графиков и специалистов в области средового дизайна. Впоследствии в НГАХА (ныне НГУАДИ) стали готовить специалистов в области промышленного дизайна и дизайна костюма, но это произошло уже тогда, когда усилиями Ю.М. Косова в 2000 г. была создана кафедра дизайна. История ее создания и развития - это тема другого исследования.

Библиографический список

1. Электроплитка двухконфорочная «Нодья» Библиотека [Электронный ресурс] / Библиотека Московского технологического университета (МИРЭА). - URL: http://lib.vniite.com/BookCatalog/BookDetail? bookId=10650 (дата обращения: 10.08.2017).

2. Советское промышленное наследие в современной России: Советские-заводы.рф [Электронный ресурс] / Советское промышленное наследие в современной России. - URL: http://sovprom.info/elektronnaya-promyshlennost/po-vega.html (дата обращения: 26.08.2017).

3. Виртуальный музей и справочник «Отечественная Радиотехника ХХ века» [Электронный ресурс] / Харченко В.Г. Отечественная Радиотехника ХХ века. - URL: http://www.rw6ase.narod.ru (дата обращения: 05.09.2017).

4. Шепель Ю.Г. Дизайнеры Новосибирска. Они были первыми. -Новосибирск, 2006. - 137 с.

5. Смирнов В.Н., Козырева Л.К., Жукова А.В. Кафедра «Дизайн» НГУАДИ: история создания, специфика обучения, перспективы развития // Региональные архитектурно-художественные школы. - Новосибирск: НГУАДИ, 2015. - С. 476-482.

6. Воспоминания новосибирских дизайнеров.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ARTISTIC DESIGN (DESIGN) IN NOVOSIBIRSK IN THE PERIOD 1965-2000 YEARS

Kozyrevа L. K., Candidate of Art Criticism, Associate Professor

Smirnov V.N., Associate Professor

Novosibirsk State of Architecture, Design and Arts

Abstract. The article contains information character. Aspects related with work of departments of design on the companies of Novosibirsk during the period of 1965 to 2000 are considered.

Keywords: art construct, design, Novosibirsk organization association of designers of USSR.

УДК 74.01/.09

РАЗРАБОТКА ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ СУМОК ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ

Федорова С.С., кандидат технических наук, доцент Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор Бекк М.В., кандидат технических наук, доцент Платунова И.А., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. В статье рассматриваются конструктивные характеристики, использующиеся для идентификации изделия в соответствии с отечественной классификацией. Приводится идентификационная классификация сумок по различным конструктивным признакам и набору характеристик.

Ключевые слова: идентификация, кожгалантерейное изделие, дизайн, конструкция, конструктивные признаки.

История развития костюма содержит терминологический ряд, который формировался с усложнением и расширением ассортимента. Современный рынок характеризуется высокой степенью обновления. Но есть различия в подходах к терминологии кожгалантерейных изделий для зарубежного рынка и отечественного. Зачастую можно столкнуться с тем, что одни и те же названия применяются к сумкам, не имеющим ничего общего между собой, кроме назначения. Если ссылаться на государственные стандарты для кожгалантереи, то очевидно, что в современных условиях они не взаимосвязаны с международной типологией, используемой для отображения многообразия фасонов современных сумок. С целью совершенствования процесса моделирования необходимо разработать идентификационную классификацию [1].

На основе анализа современных фасонов сумок для подростков, молодежи и взрослых, реализуемых в условиях глобального рынка, были разработаны конструктивные характеристики, которые можно использовать для идентификации изделия в соответствии с отечественной классификацией. Каждый вид сумки рассматривался по следующим признакам: размер, форма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.