Научная статья на тему 'Социокультурные факторы развития человеческого капитала как ресурсная база модернизации России'

Социокультурные факторы развития человеческого капитала как ресурсная база модернизации России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурный фактор / развитие / человеческий капитал / ресурсы / модернизация / socio-cultural factors / the development / human capital / resources / modernization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы развития человеческого капитала как ресурсная база модернизации России»

Мулляр Л.А.

д.филос.н., профессор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, г. Пятигорск

mullyar@mail.ru.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК РЕСУРСНАЯ БАЗА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Ключевые слова: социокультурный фактор, развитие, человеческий капитал, ресурсы, модернизация.

Кеумюгй8: socio-cultural factors, the development, human capital, resources, modernization.

Социокультурные факторы являются не только условием понимания сути модернизационных событий, но и условием их реализации, например, в части развития культурного человеческого капитала.

Культурный человеческий капитал - это система гуманитарной образованности (правильное мышление, историческая, языковая и литературная компетенции, нравственные приоритеты, эстетический вкус) и профессионального образования (квалификационные знания, умения и навыки). Культурный человеческий капитал и формируется в активном социокультурном процессе, и инвестируется в него. Данное обстоятельство с объективной необходимостью акцентирует внимание на проблеме влияния социокультурных факторов на саму возможность и качество модернизации российской социальной реальности, вектор перспективного развития которой зависит от системы социокультурных институтов, формирующих и взращивающих культурный человеческий капитал. Кроме того, патриотическое воспитание и стратегия национальной безопасности, являющиеся предметом особой заботы власти, могут найти социальный отклик при условии высококачественного культурного человеческого капитала.

Характеристика социальных впечатлений, вызванных состоянием человеческого капитала в России, требует опоры на результаты экономических и социологических исследований и некоторые базисные положения нормативных документов. Период с декабря 2014 по декабрь 2015 был весьма насыщенным для нормотворчества российской власти.

Декабрь 2014. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы1 актуализирована тем, что «укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации, определённым в положениях указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года», посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2014 годов, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы»; также тем, что «с конца XX века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку». Данная программа своей целью определяет «развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога».

Апрель 2015. Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.А. Аузан в докладе «Культурный капитал как точка опоры новой экономической стратегии»2 обосновал тезис о том, что выход на новую «орбиту» развития страны связан с социокультурными факторами, в частности, с активным использованием потенциала высококачественного человеческого капитала, который является ключевым ресурсом развития страны, и в процессе его формирования «инструментами могут быть содержание и устройство образования».

Сентябрь 2015. Д.А. Медведев в статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы»3 отметил, что «главное условие, без которого не найти адекватный ответ на вызовы нашего времени, на растущий уровень неопределенности и вариативности, - стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования», что «... нужна консолидация усилий в четырех сферах, определяющих характер социально-экономического развития страны, - в макроэкономике, структурной политике, в развитии человеческого капитала, в системе государственного управле-

1 Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы; распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. № 2647-р.

2 Аузан А.А. доклад на XVI Международной научной конференции НИУ ВШЭ «Модернизация экономики и общества». -https://conf.hse.ru/2015.

3 Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Российская газета. - М., 2015. - № 6785 (214); Вопросы экономики. - М., 2015. - № 10.

ния», что «в области образования ... необходимо, не снижая доступности образования, постоянно повышать его качество».

Октябрь 2015. Заместитель Министра экономического развития РФ О. Фомичев сообщил1, что Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (Стратегия-2030) планируется подготовить в начале 2016 года. Реализация документа должна предполагать проведение преобразований, нацеленных, в том числе, на создание условий и стимулов для развития человеческого капитала.

Декабрь 2015. Утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»2, которая констатирует, что «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» и «направлено на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества»; цель патриотического воспитания определена как «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Декабрь 2015. Обнародован Указ Президента Российской Федерации № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»3, который содержит разделы и позиции, непосредственно акцентирующие значимость социокультурных факторов в развитии российского государства:

Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты

30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 50. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала... IV. Обеспечение национальной безопасности. 70. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий. 76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны. 81. Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. 82. Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют: создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности.

Приведённые документы дают основание считать, что органы власти проявляют внимание к проблеме качества человеческого капитала. В то же время, ряд крупных социологических исследований показывает, что общественные настроения лишь отчасти соответствуют потребности исторического времени в интенсивном развитии человеческого капитала. В научном издании «Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2010-х гг.)» под редакцией члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко на основе всероссийских исследований 2012-2015 гг. раскрываются приоритетные характеристики жизненного мира россиян как глубинные основания бытия. Анализ выявил устойчивые смыслообразующие ценностные ориентации, мировоззренческие принципы, которыми граждане России руководствуются в своих взаимоотношениях с обществом и государством. Тревогу вызывает отношение россиян к интеллигенции: «В духовно-культурном развитии значительную роль всегда играла интеллигенция. Однако её влияние оценивается в настоящее время довольно скромно, она уже не является той нравственной силой, которой была с конца XIX и практически весь XX век. По данным опроса ЖМ-2014, две трети россиян (68,6%) считают, что интеллигенция играет незначительную роль; (19,7%) практически никакой... Это позволяет заключить, что в России нет той силы, которая бы олицетворяла в полной мере нравственный потенциал народа, была бы ориентиром для вступающей в жизнь молодежи, судьей на пути постижения смысла жизни»4. Полагаем, что такое плачевное положение интеллигенции есть результат дискредитации и «свертывания» гуманитарного образования в системе высшей школы. В сегодняшних

1 ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/news/665801/#ixzz417KY0Hf8 (Стратегия-2030).

2

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4 Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец1980-х - середина 2010-х гг.): Научное издание / Под ред. Ж.Т. Тощенко. -М.: ЦСП и М, 2016.

условиях оптимизации образовательного процесса сокращение объемов учебных часов происходит, прежде всего, по гуманитарным дисциплинам: философии, истории, культурологии, социологии т.д. «Независимая газета» опубликовала отчет Н.И. Лапина1 (член-корреспондент РАН, руководитель Всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России», руководитель Центра изучения социокультурных изменений (ЦИСИ) Института философии РАН) по результатам седьмой волны Всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России». Центр изучения социокультурных изменений (ЦИСИ) Института философии РАН осуществил в 2015 году седьмую волну всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России». Мониторинг проводится с 1990 года. Опрос проведен независимым Институтом сравнительных социальных исследований (ИССИ, директор - кандидат социологических наук В.Г. Андреенков) методом личного интервью на дому у респондентов. Как и в предыдущих волнах, была использована многоступенчатая вероятностная модель выборки, которая обеспечила репрезентативность населения страны и ее макрорегионов, городских и сельских жителей. В исследовании представлены поселения разного размера, основные социально-демографические и этнические группы. Результаты не внушают социального оптимизма, поскольку социологическое исследование выявило «симптомы социогуманитарной рецессии». В частности, Н.И. Лапин констатирует: «В 2015 году обнаружились симптомы гуманитарной рецессии социума: усиление практики российско-азиатского этатизма, для которой традиционна авторитарная вседозволенность во всех сферах жизни, включая бытовую. Об этом свидетельствует, прежде всего, снижение поддержки современных базовых ценностей (жизнь, независимость, свобода, инициативность). Их поддержка непрерывно повышалась с 1990 года, но в 2015 году она впервые заметно снизилась. Опасно большим (в 16,6 раза) замедление было по наиболее важным и постоянно наиболее нарушаемым правам и свободам человека. Знаковым стал регресс в обеспечении права на равенство граждан перед законом: наблюдавшийся в 2006-2010 годах рост на 5,7 пунктов сменился в 2010-2015 годах попятным движением почти на два пункта. Это фундаментальное право - одно из самых важных и устойчиво нарушаемых в постсоветской России. Негативный характер приобрела и динамика индекса социального самочувствия населения. В 2002-2010 годах этот индекс устойчиво повышался, а теперь снизился... Заметно снизился коэффициент самостоятельности граждан при решении проблем своей жизнедеятельности, возросла зависимость граждан от органов государственной власти. К фундаментальным проявлениям рецессии нельзя не отнести реформы в образовании и науке, которые снижают творческую и гражданскую самостоятельность интеллигенции, но продолжаются, несмотря на критическое отношение специалистов и общественности. Централизация вузов и учреждений науки уже привела в последние два-три года к значительному росту утечки мозгов из муниципалитетов и регионов в столицы страны и федеральных округов, вообще из России».

Изучение обширных экономических, социологических и программно-нормативных источников позволило нам выявить следующую проблему: социокультурные факторы (состояние культурного человеческого капитала, ценностная система, качество образования) скорее препятствуют, нежели способствуют дальнейшей трансформации России; в современной российской действительности правомерно констатировать состояние социальной эклектики, суть которого заключена в стремлении модернизировать экономико-политическую сферу в условиях социокультурной/социо-гуманитарной рецессии, что, в свою очередь, делает весьма затруднительной или невозможной перспективность мо-дернизационного прорыва и роста российского социума; за пределами глубокого интереса органов власти остаются специфика и степень воздействия социокультурных факторов на эффективность позиционирования государства (к сожалению, перечисляя в статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» внеэкономические аспекты модернизации, Д.А. Медведев не включил в их состав социокультурные факторы).

Эмпирическая актуализация качества и роли социокультурных факторов может стать источником и механизмом, способствующими формированию эффективного культурного человеческого капитала и реализации притязаний российского государства на социальную модернизацию. В связи с данным убеждением, вносим ряд предложений:

- придать экзамену по Истории Отечества в составе ЕГЭ статус обязательного. Аргумент: один из ожидаемых результатов программы Патриотического воспитания «активизация и повышение интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества»;

- увеличить количество учебных часов, отводимых на изучение отечественной и мировой истории в 10 и 11 классах средней школы. Аргумент: один из методов и форм программы Патриотического воспитания - «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству»;

- ввести в инвариантную часть (обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника) учебного плана средней школы дисциплину «Правоведение» для 10-11 классов с глубоким изучением Конституции РФ, одновременно вывести правовую тематику из дисциплины «Обществознание». Аргумент: ликвидация правовой неграмотности, воспитание гражданственности как одного из стратегических национальных приоритетов;

- рассмотреть возможность формирования ФЦП «Отечественная история» на 2017-2022 гг. Аргумент: одна из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры - «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и

1 http://www.ng.ru/ 10.02.2016 «Независимая газета». Отчет Н.И. Лапина по результатам седьмой волны Всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России».

молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации»;

- внести изменения в Федеральные государственные стандарты высшего образования, включив дисциплины «Культурология» и «Социология» в базовую часть Блока1 «Дисциплины (модули)» программ бакалавриата. Аргумент: «создание условий и стимулов для развития человеческого капитала» в соответствии со Стратегией-2030, концепция А.А. Аузана о высококачественном человеческом капитале как ключевом ресурсе развития страны, убеждение Д.А. Медведева о необходимости «.консолидация усилий в четырех сферах, определяющих характер социально-экономического развития страны, - в макроэкономике, структурной политике, в развитии человеческого капитала, в системе государственного управления»;

- внести изменения в Федеральные государственные стандарты высшего образования, запретив организациям высшего образования самостоятельно определять объем реализации дисциплин базовой части Блока1 «Дисциплины (модули)» программ бакалавриата, в частности дисциплин «Философия», «История»; Министерству образования и науки определить объем часов по данным дисциплинам, исходя из максимально возможного. Аргумент: выявленные в процессе социологического исследования ЦИСИ Института философии РАН фундаментальные проявления со-циогуманитарной рецессии в образовании и науке, которые снижают творческую и гражданскую самостоятельность интеллигенции; данные опроса ЖМ-2014, в соответствии с которыми «две трети россиян (68,6%) считают, что интеллигенция играет незначительную роль; (19,7%) практически никакой... Это позволяет заключить, что в России нет той силы, которая бы олицетворяла в полной мере нравственный потенциал народа, была бы ориентиром для вступающей в жизнь молодежи, судьей на пути постижения смысла жизни»;

- в состав критериев патриотичности ввести историческую грамотность (отечественная и мировая история) и языковую грамотность (устный и письменный русский язык), ввести в качестве профессионально-квалификационного допуска обязательный экзамен на историческую грамотность (отечественная и мировая история) и языковую грамотность (устный и письменный русский язык) для государственных и муниципальных служащих, юристов, политологов, экономистов, военнослужащих (офицеров). Аргумент: два из ожидаемых конечных результатов реализации Программы «РУССКИИ ЯЗЫК» НА 2016-2020 гг. - «на всей территории Российской Федерации полноценно функционирует русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России; существенно повышены уровни языковой культуры российских граждан и кадрового потенциала в сфере русского языка»; раздел «Стратегии национальной безопасности РФ» № IV. Обеспечение национальной безопасности: п. 70. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории.; п. 76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; п. 81. Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации .».

Реализация данных предложений может способствовать ослаблению социогуманитарной рецессии, созданию благоприятных условий для выполнения программы Патриотического воспитания, эмпирической реализации и достижимости модернизационных притязаний российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.