УДК 101.1:316.75
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10241
Сергачев Дмитрий Михайлович Dmitry M. Sergachev
аспирант
Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (603057, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 46)
post-graduate student
Nizhny Novgorod Institute of management of the Russian presidential Academy of national economy and public administration (46 Gagarin av., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603057)
E-mail: [email protected]
Право и ценности в процессе формирования социально-исторической памяти
Law and values in the process of formation of socio-historical memory
В статье представлена проблема формирования социально-исторической памяти как основы социального единства современного общества. В качестве методологической основы исследования проблемы предложен ценностно-нормативный подход. В данном контексте проведен анализ правовых норм, регулирующих мемориальную сферу общественных отношений. Автор приходит к выводу, что ценности социально-исторической памяти должны выступать смысловым ядром и критерием эффективности правовых норм, регламентирующих процессы ее формирования.
Ключевые слова: социально-историческая память, история, культура, ценности российского общества, политика памяти.
The article presents the problem of formation of socio-historical memory as the basis of social unity of modern society. A value-normative approach is proposed as a methodological basis for the study of the problem. In this context, the analysis of the legal norms regulating the memorial sphere of social relations is carried out. The author comes to the conclusion that the values of socio-historical memory should be the semantic core and the criterion of the effectiveness of legal norms regulating the processes of its formation.
Keywords: socio-historical memory, history, culture, values of Russian society, politics of memory.
Проблема формирования социально-исторической памяти определяется потребностью консолидации современного общества в условиях нарастания рисков и опасностей на всех уровнях его существования. Социальное единство является условием жизнеспособности общества, его готовности к разрешению проблем любой сложности. Среди значимых факторов, обусловливающих социальную сплоченность, стоит выделить социально-историческую память. Она выступает духовной основой единства в восприятии мира, процессов, его характеризующих, места и роли своей страны и народа в мировой истории. Социально-историческая память является основанием национально-культурной
© Сергачев Д.М., 2019
идентичности народа, становления его патриотических чувств. Сущность ее возникновения заключается в способности и потребности каждого индивида идентифицировать себя среди иных, самоопределиться на основе связи с опытом предков, традициями восприятия мира, его ценностей и норм. Влияние на выбор человека при этом оказывают когнитивные процессы, образованные путем накопления и преобразования опыта прошлого в способность воспроизведения в будущем. Функционирование коллективной памяти обусловлено способностью человеческого рода к длительному сохранению информации о событиях внешнего мира и многократное введение ее в сферу сознания и поведения.
Совокупность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения, включающих узнавание, воспоминание и припоминание присущи каждому члену общества. Они формируют сознание, определяют границы поведения и характер социальных норм. Искусственные изменения или стирания промежутков исторического прошлого в корне преобразуют сознание личности и общества, а возникновение феномена контрпамяти может спровоцировать «эффект бабочки». Манипуляции с историческим прошлым отдельными социальными группами с целью личной выгоды и в ущерб интересам общества, государств или мира приводят к разрушительным последствиям, дестабилизации в общественных отношениях, человеческим жертвам. В таких условиях вопрос защиты социально-исторической памяти от внутренних и внешних вызовов приобретает особую актуальность.
Нам представляется, что социально-историческая память может быть определена как совокупность знаний,воспоминаний,представлений об исторических событиях, общность их оценки с позиций интересов и перспектив развития общества. На современном этапе политического развития нашей страны предпринимаются попытки укрепить социально-историческую память, оживить, а там, где это требуется, воссоздать и актуализировать события исторического прошлого. Выступая как социально-психологический феномен, социально-историческая память не ограничивается историческими знаниями, она формирует систему жизненных смыслов и ценностей, выполняет важные социально-психологические функции в сознании групп, несет в обыденном сознании эмоциональный и нравственный заряд [1, с. 4].
На наш взгляд, представляется перспективным использование ценностно-нормативного подхода в качестве методологической основы исследования проблемы формирования социально-исторической памяти. Идеи В. Виндель-банда и Г. Риккерта представляют особый интерес для осознания сущности данного подхода. Так, неокантианцы понимали ценности как идеальное бытие,соотносимое с трансцендентальным или «чистым» сознанием. Ценности не находятся в прямой зависимости от человеческих потребностей, однако их связь с реальностью, которая нормативно регулируется, весьма прочна. Именно ценности — культурные блага, — утверждал В. Виндельбанд, — обусловливают значимость явлений этого мира (например, науки, истории, социальной памяти) [2]. Для индивида они преобразуются в виде требования
долженствования, определяя, таким образом, поведение.
Общество как ценностно-нормативную систему рассматривал и Э. Дюркгейм. Он определил «известное состояние коллективной души» как конгломерат, включающий в себя верования, стремления, обычаи, нравственные и правовые нормы, политическую организацию жизни, способы ведения экономической деятельности, методы воспитания. Возникновение новых коллективных форм бытия Э. Дюркгейм видел в «психоорганических конституциях индивида» и условиях, окружающих индивида. Они обособлены от социологических явлений и выступают как социо-психологические» [3, с. 126].
Ценностно-нормативный подход, таким образом, позволяет рассмотреть социально-историческую память через призму значимого, ценного для человека и общества, находящего свою реализацию в нормировании социальных взаимодействий. При таком подходе социально-историческая память предстает как целостная социокультурная система, исторически сложившаяся совокупность взаимодействующих ценностей и норм, выступающая регулятором процессов духовного единения людей. Таким образом, содержание социально-исторической памяти может быть определено через правовые нормы, посредством отражения в них социальных ценностей.
Применение ценностно-нормативного подхода к исследованию социально-исторической памяти определяет необходимость укрепления ценностно-смысловых доминант российского общества, а также направляет к обоснованию формирования структуры политики социально-исторической памяти как системы традиционных ценностей, идеалов и смыслов. К ценностям социально-исторической памяти следует отнести социальное единство, национально-культурную идентичность, патриотизм. Под социальным единством мы понимаем сплоченность общества, необходимую для поддержания благополучия граждан. Национально-культурная идентичность — это способность индивида относить себя к сообществу граждан на общенациональной и общекультурной основе. Патриотизм представляет собой чувство любви к своей Родине, верности своему Отечеству, побуждающей к выполнению гражданского долга и обязанностям по защите Родины и ее интересов. В качестве средств их реализации в практике общественных отношений необходимо выделить факты и смыслы памятных исторических событий, традиции их увековечения,
формы закрепления в общественном сознании, которые объективно имеют направленность к своему нормативному закреплению. В данном контексте становится возможной качественная оценка системы нормативных правовых актов, направленных на решение задач по регулированию мемориальных процессов.
Отечественная история богата фактами, обладающими значительным духовно-нравственным потенциалом. Россиянину есть чем гордиться. Он живет в великой стране, с великим историческим наследием. Осознание этого каждым — путь к усилению социального единства, а значит могущества всей страны. Но это осознание должно прийти, его надо формировать, а иногда и защищать от вмешательства сил, незаинтересованных в укреплении духовных основ нашего общества [4].
Будущее Российской Федерации зависит от выбора стратегии, политического курса, а также действий государственных органов власти, реализуемых во всех сферах жизни общества. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство взяло на себя обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2). Это определило вектор взаимоотношений государства с обществом. Иными словами, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В своем реальном воплощении провозглашенные Конституцией принципы становятся серьезным основанием для формирования в сознании россиян ценностей государства, уважения к своему Отечеству и его прошлому, к отечественной культуре.
Одним из важнейших нормативных актов, регулирующих решение вопросов социально-исторической памяти в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [5]. В статье 3 указанного Закона приводятся принципы основных направлений государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Среди них отмечены гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизм и другие. Таким образом, отечественная система образования признана действенным субъектом сохранения общей памяти, патриотического
воспитания, проводником государственной политики в этой области.
Иным источником формирования единства духовных оснований жизни нашего общества признается героическое прошлое нашей страны, персонифицирующееся в ветеранах. Активизировать потенциал этого ресурса призван Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах». Статья 8 этого Закона определяет, что политика, проводимая государственными органами в отношении ветеранов, предполагает комплекс мер по пропаганде добросовестной военной службы, самопожертвования и патриотического духа, трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги, используя в том числе и средства массовой информации (телевидение, газеты, Интернет-ресурсы и др.).
В этом же ключе был призван действовать Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Данный закон исходит из убеждения, что Отечество должно помнить героев, примеры их мужества, силы духа, и слава русского народа есть неотъемлемая часть истории Российской Федерации. Подчеркнем, что важность Закона заключается в том числе и в закреплении значимых исторических событий, укрепляющих как культурные и духовные ценности, так и военные победы в социально-исторической памяти.
Наибольшим воспитательным потенциалом, как это сложилось с советских времен, признается история Великой Отечественной войны, примеры героизма нашего народа, проявленные в борьбе с мировым злом. Этот аспект был учтен Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Закон исходит из идеи глубокой патриотической сущности хранения традиций народов России, цель которого сберечь память о защитниках Родины, героях, патриотах, всех тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу и независимость страны. Законом провозглашается необходимость заботы об участниках, ветеранах и жертвах войны, что, в свою очередь, является историческим долгом гражданского общества и государства.
Наиболее системно специфику патриотической работы в современной России отражает Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» [6]. Определение патриотизма в Программе сформулировано как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стрем-
ление служить его интересам и готовность к его защите. Результативность данной программы рассматривается в тесной взаимосвязи с совершенствованием исторического образования и историко-воспитательной работы с молодежью.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р) определяет, что в сфере государственной молодежной политики целью является формирование условий для успешной социализации и эффективной реализации потенциала молодежи, развитие способностей молодежи и их применение в интересах инновационного развития страны [7]. Кроме того, важное место отводится гражданскому и историческому образованию, патриотическому воспитанию молодежи, содействию в формировании правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года важным приоритетом социальной и экономической политики является развитие культурно-познавательного туризма, направленного на сохранение культурно-исторического наследия, облика исторических поселений с целью формирования положительного образа страны за рубежом [8]. Оживить интерес молодежи к изучению исторического и культурного наследия своего края и Родины можно путем развития культурно-познавательного туризма, благодаря которому будут формироваться культурные и нравственные ценности, развиваться кругозор молодого поколения, сохраняться традиционные мировоззренческие установки российского общества. Таким образом, будут решены многие задачи гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.
В современном российском правовом поле наблюдается и рост внимания к укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечается важность сохранения и развития общероссийской идентичности народов Российской Федерации. Решение задач по укреплению единства и целостности социокультурного пространства, обеспечению значимой роли Российской Федерации на международной арене в гуманитарном и культурном аспектах призвано обеспечить национальную
безопасность нашей страны. При этом наука, технологии и образование должны обеспечить поддержу при реализации указанных мер. Особое внимание в этом контексте уделяется гуманитарному, историческому образованию [9].
Тенденция стратегического развития политики памяти на период 2019—2024 годов нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Так, в целях сохранения духовно-нравственных ценностей и становления гражданской идентичности был подготовлен национальный проект «Культура» [10]. В проекте отмечена важность укрепления единства нации, проведения работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Для этого планируется создать 180 памятных мест, связанных с военной историей России. В рамках задач по укреплению гражданской идентичности российского общества поддержку получат 600 творческих проектов. Для укрепления единства нации, духовно-нравственного и патриотического воспитания будет реализовано 48 выставочных проектов федеральных и региональных музеев в субъектах Российской Федерации.
К угрозам, противостоять которым призвана политика памяти нашего государства, следует отнести деградацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также ослабление единства многонационального русского народа под воздействием внешнего (иностранного) культурного и информационного влияния. Пропаганда вседозволенности и насилия формирует серьезные риски национальной безопасности. Кроме этого, возникновение очагов национальной, расовой и религиозной нетерпимости способствует росту рискогенности российского общества. Утрата национальных ценностей, например «кризис» родного языка, снижение качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации исторической действительности, злоумышленные посягательства на объекты культуры стирают социально-историческую память из сознания, которое при неблагоприятном исходе может быть занято недостоверной информацией, разрушающей духовные скрепы нашего общества. Противостоять угрозам национальной безопасности возможно, усилив государственную политику памяти на основе достижений современной науки.
Перспективы развития нормативно-правового поля сохранения социально-исторической памяти в Российской Федерации мы усматриваем в принятии единой государственной концепции
решения данной задачи и включения ее основных идей и принципов в систему нормативных правовых актов разного уровня. Совместными усилиями институтов гражданского общества, научного сообщества и государственных органов власти необходимо подготовить конкретные предложения по реализации политики памяти. На наш взгляд, первостепенными мерами должны стать введение в нормативное поле понятия «социально-историческая память», ее основных ценностей и форм их правового закрепления. В своем практическом воплощении это будет способствовать укреплению культурного единства, воспитанию духа патриотизма в российском обществе. Ценности социально-исторической памяти должны быть определены в качестве смыслового ядра и критерия эффективности правовых норм, регламентирующих процессы ее формирования.
Примечания
1. Емельянова Т.П. Коллективная память о советском прошлом: назад в СССР? // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 12.03.2019).
2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2-х т. М.: Терра-Канон-Пресс-Ц, 2000. Т. 1. 640 с.
3. Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценностей Э. Дюркгей-ма // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 123—132.
4. Ивашевский С.Л. Политическая идеология и образование: опыт и перспективы взаимодействия: монография. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2010. 159 с.
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).
6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 (ред. от 20.11.2018). Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 12.03.2019).
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ч. II, ст. 212.
10. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).
References
1. Emelyanova T.P. Collective memory of the Soviet past: back to the USSR? Psychological research, 2016, vol. 9, no. 47. URL: http://psystudy.ru (accessed 12.03.2019). (In Russ.)
2. Windelband W. History of new philosophy in its connection with the general culture and separate sciences: in 2 vol. Moscow: Terra-Canon-Press Publ., 2000. Vol. 1. 640 p. (In Russ.)
3. Gromov I.A., Lukyanov V.G. Methodology of scientific knowledge and value theory of E. Durkheim. Sociological research, 2010, no. 8, pp. 123—132. (In Russ.)
4. Ivashevsky S.L. Political ideology and education: experience and prospects of interaction: monograph. Nizhny Novgorod: publishing of Volga-Vyatka Academy public service, 2010. 159 p. (In Russ.)
5. On Education in the Russian Federation: federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 12.03.2019). (In Russ.)
6. State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation on the period of 2016-2020 years»: decision of the Russian Federation Government from 30.12.2015 no. 1493 (ed. from 20.11.2018). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 12.03.2019). (In Russ.)
7. Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020: order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 no. 1662-R (ed. from 28.09.2018). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 12.03.2019). (In Russ.)
8. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030. Access from the reference legal system «ConsultantPlus»(accessed 12.03.2019). (In Russ.)
9. On the Russian Federation's National Security Strategy: edict of the Russian Federation President from 31.12.2015 no. 683. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, part II, art. 212. (In Russ.)
10. Passport of the national project «Culture» (app. the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects, Protocol of 24.12.2018 no. 16). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 12.03.2019). (In Russ.)