Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадаев Якуб Элхазурович, Джамалова Патимат Ибрагимхалиловна, Магомедова Зухра Омаршаевна

Культура авторами рассматривается как дополнительный ресурс для повышения производительности труда и эффективности государственных институтов. Социокультурная среда - базовый элемент общественной системы, который объединяет ее членов и дает объяснение целесообразности взаимодействия, принципам сосуществования, устанавливает правила согласования интересов между членами одного социума и с представителями других культурных традиций. Культура выступает в качестве предпосылки, инструмента управления и результата социально-экономического развития. В условиях конкурентной борьбы за благосостояние культура (как система ценностей) без надлежащего материально-технического базиса становится одним из факторов преимущества, но не ключевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Culture is considered by the authors as an additional resource for increasing labor productivity and the efficiency of state institutions. The socio-cultural environment is a basic element of a social system that unites its members and explains the expediency of interaction, the principles of coexistence, establishes the rules for reconciling interests between members of one society and with representatives of other cultural traditions. Culture acts as a prerequisite, a management tool and a result of socio-economic development. In a competitive struggle for well-being, culture (as a system of values) without an appropriate material and technical basis becomes one of the advantage factors, but not the key one.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5_ УДК 330

Дадаев Якуб Элхазурович,

старший преподаватель кафедры менеджмента, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: dadaev.ya.82@mail.ru

Джамалова Патимат Ибрагимхалиловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин, Дагестанский государственный университет (филиал в г. Кизляре), г. Кизляр, Россия, e-mail: p.dzhamalova@mail.ru

Магомедова Зухра Омаршаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: omarshaevna@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Культура авторами рассматривается как дополнительный ресурс для повышения производительности труда и эффективности государственных институтов. Социокультурная среда - базовый элемент общественной системы, который объединяет ее членов и дает объяснение целесообразности взаимодействия, принципам сосуществования, устанавливает правила согласования интересов между членами одного социума и с представителями других культурных традиций. Культура выступает в качестве предпосылки, инструмента управления и результата социально-экономического развития. В условиях конкурентной борьбы за благосостояние культура (как система ценностей) без надлежащего материально-технического базиса становится одним из факторов преимущества, но не ключевой.

Ключевые слова: культура; трансформация; экономическая система; общество; социокультурные факторы; экономическое развитие.

UDC 330

Dadaev Yakub Elkhazurovich,

Senior Lecturer, Department of Management, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: dadaev.ya.82@mail.ru

Jamalova Patimat Ibragimkhalilova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Law and General Education, Dagestan State University (branch in Kizlyar), Kizlyar, Russia, e-mail: p.dzhamalova@mail.ru

Magomedova Zukhra Omarshayevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: omarshaevna@mail.ru

SOCIOCULTURAL FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Culture is considered by the authors as an additional resource for increasing labor productivity and the efficiency of state institutions. The socio-cultural environment is a basic element of a social system that unites its members and explains the expediency of interaction, the principles of coexistence, establishes the rules for reconciling interests between members of one society and with representatives of other cultural traditions. Culture acts as a prerequisite, a management tool and a result of socio-economic development. In a competitive struggle for well-being, culture (as a system of values) without an appropriate material and technical basis becomes one of the advantage factors, but not the key one.

Keywords: culture; transformation; economic system; society; sociocultural factors; economic development.

Социально-экономическое развитие является сложным и многоплановым процессом. Оно имеет множество различных аспектов, каждый из которых может стать самостоятельным предметом исследования социальной динамики, и внимание исследователей может быть сосредоточено на разных его элементах. Аспекты социально-экономических изменений, находящиеся в центре внимания сегодня, уже не те, что интенсивно изучались в XVIII, XIX и даже в ХХ веке. Главный интерес общественных и гуманитарных дисциплин в XX в. переместился в сторону изучения социокультурных процессов и связей, которые остаются неизменными или повторяются во времени и пространстве и проявляются, в частности, в циклических колебаниях. В XXI веке общественные науки ориентированы на рост разнообразия и плюрализма позиций и концепций, на идею об освобождении индивида от власти экономических и политических структур с акцентом на культуру. Именно культурные факторы оказываются в центре внимания исследователей, стремящихся выявить взаимосвязи между институциональными образованиями, проявлением социально-экономических законов и социокультурной средой. Актуальным становится вопрос о содержании и характере внутренних институциональных преобразований, о разнонаправленном влиянии различных факторов общественного развития. Особое значение имеет социокультурный аспект институционального строительства, который приобретает новые, еще не осмысленные необходимым образом признаки, но он не получил достаточного внимания в современных исследованиях. Следует обратить внимание на различия между современным уровнем развития производительных сил и институциональных структур.

Вопрос роли общественных и культурных норм в поведении экономических субъектов

и общем функционировании экономической системы не является новым. О различиях в ценностях и установках общества разных стран писали такие авторы, как А. Смит, Дж. С. Милль, К. Книс и др. Отдельного внимания заслуживают работы Ф. Гаека, Л. Ми-зеса, идеи которых остаются актуальными и для экономики XXI века. Тем не менее исследование неэкономических факторов в хозяйственных процессах стало визитной карточкой представителей институциона-лизма: социально-психологический институ-ционализм Т. Веблена, социально-правовый Дж. Коммонса и эмпирический В. Митчела, а также школы неоинституционализма: индустриально-социологическая школа (социальный институционализм, концепция постиндустриального общества и концепция технологического общества), школа общественного выбора (теория общественного выбора, теория трансакционных потерь). Всплеск исследований, посвященных роли социокультурных факторов в экономическом развитии, пришелся на рубеж XX-XXI вв. Проекты измерения ценностей Г Хофстеде, Г Инглхарта, Ш. Шварца и других позволили экономистам включить в анализ этот фактор экономического развития.

За последние десятилетия накоплен значительный массив работ о роли социокультурных факторов на макро- и микроуровне. Они посвящены исследованию экономического роста [4], инновационной активности [5]. Значительную популярность в последнее время приобрела концепция поведенческой экономики, которая изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений и последствия этого влияния на рыночные процессы.

При этом остается открытым вопрос о соотношении элементов культуры, а также их влиянии на поведение человека. В литера-

туре было несколько попыток выстраивать соответствующие «цепочки». Например, согласно модели формирования намерений и трансформации их в действия, поведенческие установки и субъективные нормы влияют на намерения людей, которые потом трансформируются в действия. Влияние отдельных компонентов различается в зависимости от национальной культуры: в восточных (более коллективистских) культурах субъективные нормы оказывают большее влияние на намерения, чем в западных (более индивидуалистических). В работе [6] исследуется связь персональных ценностей, психологических характеристик и поведенческих установок по конкретным вопросам. Авторы утверждают, что персональные ценности влияют на формирование поведенческих установок, а последние - на поведение. При всем многообразии и глубине проведенных исследований приходится констатировать, что единой общепризнанной модели влияния элементов культуры (ценностей, убеждений, установок) на поведение экономического субъекта сейчас нет. Разработка подобной модели может значительно обогатить аналитический инструментарий экономической науки.

Культура рассматривается как дополнительный ресурс для повышения производительности труда и эффективности государственных институтов. Основной задачей статьи является наработка методологических основ исследования культуры как фактора развития экономических процессов.

Исследование экономических процессов в контексте социокультурных процессов полностью соответствует принципам цивилиза-ционной парадигмы и междисциплинарного подхода. Отказ от анализа неэкономических факторов существенно ограничивает экономический анализ. Единство социокультурного и экономического заложено в самой природе науки об экономической деятельности, поскольку экономика - это общественная наука о взаимодействии экономических субъектов в условиях ограниченных ресурсов и постоянно растущих потребностей. Совместное хозяйствование индивидов является залогом выживания человеческого сообщества в меняющихся условиях окружающей среды. Человек находится в постоянной борьбе за выживание, что проявляется в

постоянном поиске лучшего места обитания и работы, повышении собственного благосостояния с целью обеспечения стабильности существования. Все формы современной конкуренции являются не чем иным, как проявлением этой борьбы. Общественное сотрудничество на основе согласования личных (экономических в том числе) интересов хозяйствующих индивидов по определенным правам собственности, правилами взаимодействия и обусловливает процессы как бытового хозяйствования, так и экономической деятельности в целом. Культура начинает формироваться на стадии индивидуального быта как овеществленный результат труда, однако своего развития она достигает исключительно в условиях общественного взаимодействия. Следовательно, культура является одной из важнейших характеристик общественной жизни. «В условиях обострения глобального экологического кризиса, который угрожает не только экономической безопасности государства, но и человеческой цивилизации в целом, социально ответственные организации корректируют свою миссию» [1].

Культура имеет материальное и нематериальное проявление. Значение материальной культуры для современного общества невозможно переоценить, поскольку ее отсутствие делает невозможным его полноценное функционирование и существование. Уничтожение запасов материальной культуры приводит к снижению уровня жизни и делает невозможным дальнейшее функционирование общества на привычном уровне. Нематериальная культура (нормы, правила) тесно связана с материальным миром и является инструментом подкрепления и обеспечения выживания и ведения хозяйственной деятельности в конкретных материально-технических условиях. Изменение материально-технической базы (материальной культуры) приводит к сдвигам в нематериальном секторе (культурные и моральные ценности). Сложное многочисленное образование не может существовать и функционировать без культуры. Поэтому фактор корпоративной, национальной, бытовой культуры имеет значение. Она объединяет общество во времени и пространстве в единую интегрированную систему, существование которой не зависит от срока жизни отдельного индивида, созда-

ет предпосылки для развития, не гарантируя равнозначности его направлений.

Противопоставление материальной и духовной культуры минимизируется через понимание того, что существуют предметы материальной культуры (здания, оборудование и др.), а также есть материализация духовной культуры (школы, музеи, библиотеки и др.). Интересным является то, что в своей обыденной жизни люди уделяют больше внимания нематериальной сфере - традициям, системе отношений в обществе и т.д. В социально-экономическом аспекте люди сосредоточены на производительности собственной занятости, через которую они реализуют потребность в принадлежности, самореализации и признании, а также на здоровье и образовании. Однако экономическое развитие оценивается через свободу и возможность самореализации в отношении текущих доходов и богатства. «Знания, наука и образование являются одними из ключевых детерминант, влияющих на социально-экономическое развитие регионов» [2]. Они выступают условием эффективности всех других компонентов развития экономических систем, а их инертность приводит к ошибочным стратегическим решениям.

В контексте анализа процессов изменений и трансформаций, которые сопровождают существование человечества в течение долгого периода времени, возникают два вопроса о роли культуры в хозяйственной жизни: о влиянии культуры на индивидуальную деятельность экономического субъекта и о его влиянии на коллективную хозяйственную деятельность. Очевидным является тот факт, что наличие определенной культуры дает преимущества. Наша задача - выявить потенциальную роль материальной и нематериальной культуры. Нематериальная культура в виде норм морали, проявления альтруизма и солидарности имеет важное значение при сопоставлении культур одного материально-технического уровня. Если культуры резко отличаются, то степень морали отходит на второй план, уступая фактору материально-технического обеспечения (материальной культуре, культурности). Проявление культурности (материальная культура) при несоответствии культурных уровней заменяет собой мораль, изменяя, а кое-где и разрушая ее. Следовательно, именно в этом

контексте и проявляется роль культуры как инструмента конкурентной борьбы.

Культура тесно связана с разделением труда. Она обосновывает развитие материально-технической базы, престижность отдельных видов работ, доступ и к источникам богатства. Таким образом, культура выступает органическим инструментом разделения общества на противоборствующие классы и иногда может приводить к его распаду.

Хотя мы живем в XXI веке, нельзя игнорировать процесс становления современных экономических систем и существенные сдвиги, которые произошли на геополитической арене после Первой мировой войны. Были ликвидированы колониальные империи, в результате чего возникли десятки новых независимых государств, перед которым встала необходимость становления новых наций. Исходя из экономических предпосылок, большинство из новообразованных стран должны были войти в состав других, более экономически развитых. Тем не менее географические особенности, традиции имели большее значение, чем экономическая целесообразность. Таким образом, сегодня в мире существует примерно 200 стран, среди которых есть непризнанные и которые имеют статус независимых территорий. Большинство из существующих стран характеризуются невысокой экономической жизнеспособностью. Но самое главное, что у многих отсутствует национальное и гражданское единство. В се -редине ХХ в. беднейшими странами считались страны Африки и Азии. Это при том, что африканские государства были богаче природными полезными ископаемыми, которые были заложены в основу их потенциального экономического роста. Азия развивалась медленнее к моменту распространения экономической глобализации. После чего в категорию национального богатства был включен человеческий ресурс, использование которого и стало основой азиатского роста.

В социокультурных исследованиях экономики ключевыми понятиями кроме культуры является социальный капитал и неформальные институты. Культура рассматривается как в отраслевом значении (музеи, театры и т.д.), так и в расширенном трактовании - как социокультурные факторы экономики, обозначающие ценности и установки, которые поддерживаются в обществе. Существуют

различные подходы к определению этих понятий и описанию соотношений между ними. В ряде исследований термины «культура» и «неформальные институты» используются как синонимы.

Социальные факторы анализируются как одно из средств достижения экономической эффективности хозяйственной системы. Они также выполняют роль мультипликатора достигнутых экономических целей через многовекторное приумножение благосостояния населения и улучшение качества жизни. Таким образом, социокультурная среда одновременно воздействует на социально-экономическую систему, является ее определяющим элементом, а также выступает ее результатом. Изменения в современном обществе обусловили появление большого количества новых типов ценностных пластов и субкультур. Их появление ускорило дальнейшие изменения в экономической и институциональной системе.

Основной сложностью в анализе роли культурных факторов на экономическое развитие является невозможность точного расчета и установления корреляционных связей. Ключевые подходы к количественному измерению культуры связаны с использованием экспериментов, социологических опросов (с учетом самооценки респондентов) и статистических данных (косвенная оценка аспектов проявления культуры в жизни). При этом можно выделить три основные направления исследований взаимосвязи культуры и экономики: культура и институты, различия культуры внутри страны, культура в динамике.

Культура влияет на систему институтов, сложившуюся в стране, выступая внешним ограничением институциональных изменений и определяя доступные для выбора формальные институты в конкретный момент времени. Ряд ученых в своих работах обнаружили связь между культурой и формальными институтами. Связь между культурой и институтами сложнее, чем простая зависимость одного от другого. Существует взаимовлияние этих двух факторов. Культур -ные ценности и установки, которые разделяются членами общества, определяют выбор соответствующих институтов, которые, в свою очередь, обеспечивают их закрепление и дальнейшую передачу из поколения в поколение. Такая взаимозависимость порожда-

ет множественные устойчивые равновесия с различным набором самоподдерживающихся институтов и культурных норм.

Проблема взаимодействия институтов и культуры обостряется в процессе рыночной трансформации конца XX в., когда социокультурные особенности общества стали барьером для заимствования институтов, распространенных в капиталистических странах. Затем эти вопросы нашли отражение в научных дискуссиях о роли культуры в модернизационном развитии страны. Социокультурные ценности являются тем устойчивым феноменом, который придает особенности воспроизводству хозяйственной практики и культурных традиций. Их изменение можно рассматривать как движущую силу институционального развития, часто более значимую, чем материальные факторы. Цифровизация расширила социальные связи, которые интегрируют современное общество. Процессы цифровизации изменяют как глобальную географию, так и распределение труда, а также закономерности мобильности и миграции. «Трансформациям подвергаются не только мобильность вещей, но и мобильность труда, учитывая распространение цифровых технологий по всему миру» [3].

Социокультурная среда - базовый элемент общественной системы, который объединяет ее членов во времени и пространстве и дает объяснение целесообразности взаимодействия, принципам сосуществования, устанавливает правила согласования интересов между членами одного социума и с представителями других культурных традиций. Все это будет проявляться в социальной и институциональной структуре общества, работе формальных институтов, принципах обмена, распределения и перераспределения собственности и источников богатства, структуре разделения труда. Культура выступает в качестве предпосылки, инструмента управления и результата социально-экономического развития. В условиях конкурентной борьбы за благосостояние культура (как система ценностей) без надлежащего материально-технического базиса превращается в один из факторов преимущества, но не ключевой. Без надлежащего материального обеспечения развитие культуры невозможно.

Список литературы

1. Дадаев Я.Э. Культура в современной миссии биз -неса: экологический аспект // ФГУ Science. 2020. № 4 (20). С. 65-70.

2. Дадаев Я.Э. Роль предпринимательского университета в системе стратегического планирования регионального развития // ФГУ Science. 2022. № 1 (25). С. 47-52.

3. Зармаев А.А., Болотханов Э.Б. Влияние цифро-визации экономики на транформацию рынка труда в мире // ФГУ Science. 2020. № 4 (20). С. 97-102.

4. Algan Y., Cahuc P., Sangnier M. Trust and the welfare state: The twin peaks curve // Economic Journal, 2016, vol. 126, No. 593, рр. 861-883.

5. Cox P.L., Khan R.H. Country culture and national innovation // Archives of Business Research, 2017, vol. 5, No. 2, рр. 85-101.

6. Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M. Basic personal values, core political values, and voting: A longitudinal analysis. Political Psychology, 2010, vol. 31, No. 3, рр. 421-452.

References

1. Dadaev Ya.E. Culture in the modern mission of business: ecological aspect. Federal State University Science. 2020. No. 4 (20). pp. 65-70.

2. Dadaev Ya.E. The role of the entrepreneurial University in the system of strategic planning of regional development. Federal State University Science. 2022. No. 1 (25). pp. 47-52.

3. Zarmaev A.A., Bolotkhanov E.B. The impact of digitalization of the economy on the transformation of the labor market in the world. Federal State University Science. 2020. No. 4 (20). pp. 97-102.

4. Algan Y., Cahuc P., Sangnier M. Trust and the welfare state: The twin peaks curve. Economic Journal, 2016, vol. 126, No. 593, pp. 861-883.

5. Cox P.L., Khan R.H. Country culture and national innovation. Archives of Business Research, 2017, vol. 5, No. 2, pp. 85-101.

6. Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M. Basic personal values, core political values, and voting: A longitudinal analysis. Political Psychology, 2010, vol. 31, No. 3, pp. 421-452.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.