DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5_424 УДК 330
Дадаев Якуб Элхазурович,
старший преподаватель кафедры менеджмента, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Магомедова Зухра Омаршаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, e-mail: [email protected]
Исламова Султанат Халиковна,
старший преподаватель кафедры экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин, Дагестанский государственный университет, (филиал в г. Кизляре), г. Кизляр, Россия, e -mail: sultanatismailova@mail. ru
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Статья посвящена анализу информационного обеспечения маркетинга и связи между информационным обеспечением и информационной системой предприятия. Принимая во внимание тот факт, что каждый потребитель начинает генерировать все больше информации, перед отделом маркетинга встает все больше задач по построению правильного подхода к каждому сегменту потребителей. Развитие коммуникационно-аналитического обеспечения маркетинга внутри информационной системы предприятия становится все более важным аспектом повышения уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на рынке.
Ключевые слова: маркетинг; информация; информационное обеспечение; коммуникации; аналитика.
UDC 330
Dadaev Yakub Elkhazurovich,
Senior Lecturer, Department of Management, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Magomedova Zukhra Omarshayevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, e-mail: [email protected]
Islamova Sultanat Khalikovna,
Senior Lecturer of the Department of Economics, Law and General Education, Dagestan State University, (branch in Kizlyar), Kizlyar, Russia, e -mail: sultanatismailova@mail. ru
ANALYSIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENSURING MARKETING AT THE ENTERPRISE
The article is devoted to the analysis of information support for marketing and the relationship between information support and the enterprise information system. Taking into account the fact that each consumer begins to generate more and more information, the marketing department faces more and more tasks to build the right approach to each segment of consumers. The development of communication and analytical support for marketing within the information system of an enterprise is becoming an increasingly important aspect of increasing the level of competitiveness of domestic enterprises in the market.
Keywords: marketing; information; Information Support; communications; analytics.
Глобальные тенденции развития общества приводят к необходимости расширения использования информации и информационных процессов в управленческой сфере. Основой современного общества является ускоренный темп становления информационного сектора экономики, где информация является важным ресурсом как на уровне общества, так и на уровне отдельного предприятия. Информация как ресурс является одним из главных факторов существования и функционирования предприятия. Весь поток информации необходимо систематизировать и хранить, что привело к появлению понятия «информационное обеспечение». Эффективность функционирования информационного обеспечения внутри информационной системы предприятия становится все более актуальным вопросом.
Цель данной статьи заключается в исследовании принципов построения и компонентов информационного обеспечения предприятия, определении пути развития и способов внедрения этих методов и систем, опираясь при этом на опыт ученых, исследовавших данный вопрос.
В настоящее время большинство предприятий выполняют свою деятельность используя, генерируя и обрабатывая большие массивы данных - начиная с бухгалтерского учета и заканчивая инвентаризацией. Такой большой массив данных необходимо непрерывно обрабатывать, поэтому со временем на предприятиях появились информационные системы. Информационная система -это прежде всего среда, которая соединяет совокупность различной информации, которую используют сотрудники предприятия, с помощью технических устройств для ввода и вывода данных в системе. В самой системе надо также уделить внимание такому понятию, как «информационное обеспечение».
Следует отметить, что существуют различные подходы к определению и измерению цифровой экономики, объем которой
сложно оценить. По оценкам [4], доля цифрового сегмента мировой экономики в 2020 году составила 23 %. В крупнейших странах мира доля цифровой экономики составляет около 34 %. «Это приводит к расширению и быстрому развитию интернет-рынка с применением современных технологий в маркетинговом менеджменте, а именно системе цифрового маркетинга» [2; 7].
«Информационное обеспечение в значительной степени влияет на все производственно-хозяйственные и экономические процессы, происходящие на предприятии, во всех структурных подразделениях и при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений» [4; 5]. Под самим термином «информационное обеспечение» обычно понимают систему показателей и инструментов их описания (данные, финансовая документация и коммерческая информация). Однако существуют и другие вариации значения информационного обеспечения, в зависимости от различных факторов - процессов, ресурсов, функций и т.д. Информационное обеспе -чение является неотъемлемой составляющей функции управления: без необходимого информационного подкрепления выводов невозможно принять релевантные управленческие решения.
Информационное обеспечение представляет собой функцию обслуживания, которая выполняется только на финальном этапе принятия управленческих решений, то есть фактически представляет собой инструмент взаимодействия с информационной системой для выводов бизнеса. Информационное - совокупность всех устройств и технологий, необходимых для взаимодействия с информацией. Информационное обеспечение - это разновидность данных и процессов, связанных с ними, которые существуют для удовлетворения информационных потребностей сотрудников предприятия для выполнения операционной деятельности, а также для менеджмента предприятия. В целом инфор-
мационное обеспечение может проявляться в разных видах (как инструмент, как данные, как процесс) для поддержки управленческой деятельности менеджмента предприятия.
Информационное обеспечение - это определенный набор инструментов и подсистем, используемых в управлении процессами предприятий для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Надо помнить, что информация как результат обработки данных обычно генерируется и анализируется предприятием в созданной внутри информационной системе, которая в свою очередь является совокупностью различных подсистем, между которыми строится передача данных, и с которых и генери-
руется информация, которая в дальнейшем будет необходима для принятия управленческих решений. То есть сейчас мы можем увидеть четкую связь между информационной системой как средой - где информация генерируется, обрабатывается и анализируется, и информационным обеспечением как способом, благодаря которому предприятие взаимодействует с данными. Таким образом, мы можем выделить определенные черты информационного обеспечения, цели и функции.
Цели информационного обеспечения и взаимосвязь между его составляющими приведены на рис. 1.
Информацио
нные технологии
Цели информационного обеспечения:
- принятие обоснованных управленческих решений;
- согласование действий менеджеров;
- создание информационных систем, ориентированных на взаимодействие с внешней средой.
есова
Заинтересова нные стороны
Программное обеспечение
Рисунок 1 - Составляющие информационного обеспечения
В информационном обеспечении предусмотрены принципы, методы и функции, которые позволяют обеспечить необходимыми информационными ресурсами весь процесс разработки и принятия управленческих решений. Среди принципов следует выделить: комплексность; доступность; минимизация затрат на привлечение данных; объективность информации; последовательность передачи информации; непрерывность распространения информации; единство информации; важность информации; точность информации; законность использования. Само существование таких принципов нивелирует риск использования неправильной информации внутри информационной системы с помощью информационного обеспече-
ния, поэтому является вполне целесообразным соблюдение принципов регулирования информации. Использование методов информационного обеспечения является необходимым для корректной деятельности и своевременного поступления информации до подразделений предприятия: передача информации; способ хранения и обмена информации, систематизации информации. Наряду с этим выделяют функции в информационном обеспечении, соблюдение которых является необходимым для улучшения обмена информацией на предприятии, а именно анализ состояния управляемой подсистемы; распространение информации; описательная; аналитическая; хранение информации; анализ; передача информации;
использование данных; обмен информацией. Необходимость именно этих функций обусловлена приоритетностью выполнения поставленных целей перед информационным обеспечением - без четких функций, обработка, передача, анализ и вывод информации будут хаотичными.
Как можно увидеть, большинство функций относится к контролю потоков информации в информационном обеспечении, однако необходимо выделить две функции - коммуникационную и аналитическую. Рассмотрим их более подробно. Важность этих функций обусловлена необходимостью в создании взаи -мосвязей как внутри предприятия, так и между предприятием-потребителем. А контроль и анализ информационных потоков служит для определения необходимой информации и создания коммуникации и последующих решений в диалоге между потребителем, а также для принятия необходимых решений для менеджмента. Если говорить о коммуникационной составляющей, то она предусматривает создание и поддержание постоянных связей между предприятием и внешней средой с целью передачи необходимой информации для продажи и создания определенного вида предприятия путем информирования, убеждения и напоминания о ее деятельности. Итак, мы можем сказать, что функция коммуникации в информационном обеспечении приобретает двойной характер: с одной стороны, это взаимосвязь между другими субъектами на рынке, с другой -это инструмент коммуникации между всеми субъектами, но и, следовательно, между подразделениями внутри предприятия.
Если говорить про аналитическую составляющую, то функция анализа маркетинговой деятельности остается актуальной тогда, когда дело идет о калькуляции. С помощью анализа и мониторинга выполнения поставленных маркетинговых задач можно сопоставить собранные результаты и цели на уровне менеджмента, происходит обратная связь, корректируются планы, а также результаты контроля и анализа выступают основой для планирования перспективной деятельности предприятия. Аналитическая функция рассматривается как систематический процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, осуществление корректирующих действий, обеспе-
чивающих достижение цели маркетинга, а контроль маркетинговой деятельности -объективная проверка маркетинговой деятельности предприятия, которую проводят в определенной последовательности, в ходе которой выявляются проблемы, возникшие перед предприятием. Аналитическая функция - комплекс целей и задач контрольного характера, реализуемых службой маркетинга по вертикальным и горизонтальным связям. Данная функция представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой менеджмент предприятия отказывается от неэффективных методов управления за счет четкого контроля и мониторинга всей деятельности.
Итак, после анализа функций можно сделать вывод о коммуникационно-аналитическом обеспечении, поскольку в целом обе функции присущи маркетинговой деятельности на предприятии и служат инструментом связи между разными отделами предприятия и потребителем, а также как инструмент контроля и мониторинга поставленных целей. Можно сказать, что коммуникационно-аналитическое обеспечение как составляющая информационного обеспечения играет значительную роль в информационной системе и предоставляет необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Кроме функций информационного обеспечения рассмотрим составляющие информационного обеспечения. Каждая из приведенных составляющих информационного обеспечения представляет собой неотъемлемую часть процесса преобразования данных в информацию, если рассмотреть все составляющие, то мы увидим, что:
- заинтересованные лица - сотрудники предприятия, которые имеют необходимость в получении релевантной и своевременной информации, которая необходима для стратегического анализа и принятия управленческих решений;
- информационные технологии - комплекс различных методов, процессов и способов взаимодействия с данными внутри информационной системы для работы с ними;
- информационные ресурсы - совокупность данных, баз данных, документация и других носителей данных, используемых внутри информационной системы, которыми пользуются заинтересованные лица с помо-
щью использования информационных технологий;
- технические средства и программное обеспечение - совокупность инструментов и средств ввода и вывода данных в информационную систему предприятия путем взаимодействия с информационными технологиями.
Стоит отметить, что последняя составляющая представляет собой особое значение, поскольку это фактически означает работу с данными, причем используются различные программные продукты, которые значительно оптимизируют работу с данными.
Цифровизация бизнес-процессов меняет трудовую сферу и предопределяет распространение занятости в цифровой форме. Такая форма занятости имеет глобальный характер и сложно поддается регулированию в рамках национального рынка труда. «Это обусловливает потребность в оценке занятости в цифровой форме и адаптации мероприятий и инструментов регулирования рынка труда к современным условиям» [1; 6].
Как было указано ранее, коммуникационно-аналитическое обеспечение является одной из важнейших функций в информационном обеспечении - для эффективного функционирования необходимо учитывать и составляющие информационного обеспечения. Вполне логично, что функции и составля -ющие информационного обеспечения пересекаются и имеют взаимосвязь между собой. Так, заинтересованные лица будут связаны с описательной функцией, анализом, распространением и коммуникационной функцией. Информационные технологии и ресурсы связаны с хранением и обменом информации -надо понимать, что несколько составляющих будут связаны сразу с одной функцией. Технические средства и программное обеспечение будут отвечать за анализ, описание информации и коммуникации.
Начиная с конца 60-х годов и до сегодняшнего дня ведется постоянная разработка новых программных решений для информационных систем предприятия. Одним из первых разработок в этой сфере считается MSP - объемно-календарное планирование, сущность которого заключается в создании и контроле звена для формирования заказов поставки и производства на основе заказов реализации и производственных
графиков. Такая система была довольно успешной, но имела некоторые минусы, такие как невозможность оценить точное количество ресурсов на предприятии (то есть в системе можно было создать гораздо больше заказов, чем есть на предприятии). Этот недостаток был нивелирован в новой системе MRP-планирования необходимых материалов. В начале 90-х годов разработана новая концепция управления ресурсами предприятия на базе ERP-систем - базой для работы в этой системе обработки финансовых данных. Однако системы, ориентированные на управление операциями, не всегда являются оптимальным решением для предприятия в разрезе тактических и стратегических задач. При сочетании ERP-систем предприятия с решениями для электронного бизнеса была создана новая информационная управленческая среда. На основе этого было разработано корпоративное управление на основе управления цепями поставок SCM и управления взаимоотношениями с клиентами CRM. На сегодня именно комбинация этих систем является наиболее востребованным набором функций для предприятий, а CRM системы именно как раз является тем самым инструментом, с помощью которого выполняется коммуникационно-аналитическое обеспечение маркетинга.
Следует отметить, что эффективная работа информационной системы будет напрямую зависеть от того, насколько интегрировано информационное обеспечение в систему менеджмента предприятия. Для информационного обеспечения маркетинга предприятию необходимо иметь определенный набор инструментов, которые комбинируются в один или несколько программных продуктов. Так, для выполнения одной из главных функций информационной системы для обеспечения маркетинга, а именно коммуникационной и аналитической, необходимо программное обеспечение, такое, как система CRM. Таким образом, внедрение маркетинговых информационных систем в систему управления маркетингом дает возможность получить предприятию следующие преимущества:
- относительно маркетинговой деятельности: акцентирование внимания на определенных покупателях (товарах); уменьшение количества ошибок в процессе операцион-
ной деятельности; повышение эффективности принятия управленческих решений;
- организационная деятельность: контроль маркетинговыми службами деятельности других подразделений предприятия; сокращение времени оформления документов и обслуживания клиентов, уменьшение количества персонала;
- применительно к информационной деятельности: увеличение объема маркетинговой информации, необходимой для принятия управленческих решений; возможность быстрой обработки больших объемов информации; повышение качества информации; уменьшение количества бумажной работы.
- относительно аналитической деятельности: формирование четкой системы обработки данных и разработка аналитических рекомендаций для принятия управленческих решений.
- в отношении коммуникационной деятельности: создание необходимого инструмента взаимосвязи между клиентом, продавцом и операционной командой.
Все указанное подтверждает необходимость изменения парадигмы информационного обеспечения функционирования предприятия в современных условиях информационного общества. С активным изменением факторов, влияющих на предприятие, информационная система на многих предприятиях работает не так эффективно, как нужно. Можем сделать вывод, что информационные процессы в экономике нуждаются в адаптации к новым реалиям. Поэтому одним из факторов конкурентоспособности предприятия является приведение функционирования информационного обеспечения маркетинга к требованиям современного рынка. Основными составляющими в этом процессе являются коммуникационная и аналитическая составляющие, изменение которых приведет к повышению качества контроля внешних и внутренних условий. Поэтому встает актуальная задача по модернизации маркетинговой информационной системы в соответствии с потребностями современного общества.
«Постоянное развитие и достижения в области управления базами данных и коммуникационных технологий значительно ускорили способность маркетинга быть таргетирован-ным, кастомным и интерактивным» [2]. Влияние факторов, а также новые условия, про-
диктованные изменениями внешней среды, побуждают к изменению структуры информационно-аналитического обеспечения маркетинга для управления предприятием. В то же время для этих изменений необходимо учитывать составляющие информационного обеспечения - особое внимание необходимо уделять программному обеспечению для максимально эффективного функционирования коммуникационной и аналитической составляющих - для этого актуальным вопросом становится выбор программного обеспечения среди различных программ, таких как CRM-системы.
Список литературы
1. Абдулкадыров А.С., Бахишев Д.С. Инвестиционная привлекательность ТЭК России в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7 (48). С. 122-125.
2. Бекмурзаев И.Д., Саидов А.А. Классификация цифровых маркетинговых систем // ФГУ Science. 2022. № 1 (25). С. 14-20.
3. Болотханов Э.Б., Зармаев А.А. Цифровая занятость в системе регулирования национальной экономики // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Пространственное развитие территорий в условиях цифрови-зации: социо-эколого-экономические системы». Грозный, 2020. С. 138-141.
4. Дадаев Я.Э. Использование социальной сети и контента для привлечения целевой аудитории // ФГУ Science. 2021. № 1 (21). С. 28-32.
5. Дадаев Я.Э., Заудинов У.М. Тренды и перспективы развития цифровой экономики // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 3-1. С. 145-149.
6. Янгульбаева Л.Ш., Мержо М.Ш. Информационное обеспечение планирования деятельности предприятия // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. Грозный, 2022. С. 316-322.
7. Abdulkadyrov A.S., Eremina, I.Y., Chuprova A.V Human Capital Man-agement as a Basis for Global Mobility for Sustainable Economic // Development Research for Development, 2021, P. 179-188.
References
1. Abdulkadyrov A.S., Bakhishev D.S. Investment attractiveness of the Fuel and energy complex of Russia in modern conditions. Economics and entrepreneurship. 2014. No. 7 (48). pp. 122-125.
2. Bekmurzaev I.D., Saidov A.A. Classification of digital marketing systems. Federal State University of Science. 2022. No. 1 (25). pp. 14-20.
3. Bolotkhanov E.B., Zarmaev A.A. Digital employment in the system of regulation of the national economy. All-Russian scientific and practical conference with international participation "Spatial development of territories in the conditions of digitalization: socio-ecological and economic systems". Grozny, 2020. pp. 138-141.
4. I am Dadaev.E. Using a social network and content to attract a target audience. Federal State University of Science. 2021. No. 1 (21). pp. 28-32.
5. Dadaev Ya.E., Zaudinov U.M. Trends and prospects of digital economy development. Issues of sustainable development of society. 2020. No. 3-1. pp. 145-149.
6. Yangulbaeva L.Sh., Merzho M.Sh. Information
support of enterprise activity planning. The final scientific and practical conference of the teaching staff. Grozny, 2022. pp. 316-322.
7. Abdulkadyrov A.S., Eremina I.Yu., Chuprova A.V. Human capital management as the basis of global mobility for a sustainable economy. Research in the field of development, 2021, pp. 179-188.