обмениваться идеями и готовыми решениями — и добиваться за счет этого ускоренного прогресса на пути ресурсосберегающих инноваций.
Источники:
1 Кондратьев, Э.В. Синергетический менеджмент для бережливых производственных систем [Текст] / Э.В. Кондратьев, К.В. Новиков, Н.А. Гудз // Сертификация. 2016. №2. С. 25 - 29.
2 Мирошниченко М.А., Трубенкова И.В. Эволюционный характер изменений воспитания культуры бережливости в инновационной экономике // Вестник Академии знаний: научный журнал. 2018. № 28(5). С. 251 - 258.
3 Delabroy, O., head of R&D, and Olocco, G., head of i-Lab, Air Liquide. - Interviews with Navi Radjou, January 28th 2014.
Sources:
1 Kondrat'ev, E.V. Sinergeticheskij menedzhment dlya berezhlivyh proizvodstvennyh sistem [Tekst] / E.V. Kondrat'ev, K.V. Novikov, N.A. Gudz // Sertifikaciya. 2016. №2. S. 25 - 29.
2 Miroshnichenko M.A., Trubenkova I.V. Evolyucionnyj harakter izmenenij vospitaniya kul'tury berezhlivosti v innovacion-noj ekonomike // Vestnik Akademii znanij: nauchnyj zhurnal. 2018. № 28(5). S. 251 - 258.
3 Delabroy, O., head of R&D, and Olocco, G., head of i-Lab, Air Liquide. - Interviews with Navi Radjou, January 28th 2014.
УДК 339.138
М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, marina_kgu@mail.ru,
M. A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University;
М.С. Клепцов - магистрант Кубанского государственного университета, marina_kgu@mail.ru,
M. S. Sleptsov - master's degree student of Kuban state University.
ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГ - МАРКЕТИНГА СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ THE USE OF INFORMATION AND ANALYTICAL TOOLS IN DEVELOPING A SYSTEM OF CONTROLLING THE MARKETING
OF SPORTS ORGANIZATIONS
Аннотация. В статье доказано, что использование информационно-аналитических инструментов контроллинг - маркетинга в спортивных организациях становится одним из важнейших элементов эффективного маркетинга, способствующего рациональному расходованию ресурсов. В статье рассмотрена сущность контроллинг - маркетинга в спортивной индустрии, разработана модель маркетинговой информационной системы, определены основные информационно-аналитические инструменты маркетинга и составлена их классификация, а также выделены особенности применения информационно-аналитических инструментов в системе контроллинг-маркетинга и основные решаемые ими задачи в спортивных организациях.
Annotation. The article proves that the use of information and analytical tools of controlling marketing in sports organizations is becoming one of the most important elements of effective marketing, contributing to the rational use of resources. In the article the essence of controlling marketing in the sports industry is considered, the model of marketing information system is developed, the basic information and analytical tools of marketing are defined and their classification is made, and also features of application of information and analytical tools in system of controlling marketing and the main tasks solved by them in the sports organizations are allocated.
Ключевые слова: анализ, автоматизация, информация, контроллинг, информационно-аналитические инструменты, маркетинг, спортивная организация, спорт.
Keywords: analysis, automation, information, controlling, information-analytical tools, marketing, sports organization, sport.
Процесс управления предприятием, в современных условиях и любой отрасли выявляет необходимость в комплексном решении различных проблемных ситуаций, которые возникают в силу влияния разнообразных факторов. Целостность эффективной системы управления заключается в способности предвидеть и рассчитать различные хозяйственные и коммерческие ситуации. Результатом эффективно выстроенной системы является предупреждение различных негативных факторов, как во внутренней, так и во внешней среде, а также обеспечение процесса достижения целей и получения положительного финансового результата деятельности предприятия.
Спортивная индустрия является достаточно новой и перспективной отраслью для осуществления коммерческой деятельности. В наше время, фитнес выделился в отдельную структуру, как по содержанию, так и по месту нахождения. Также, данная отрасль является привлекательной для инвесторов, популяризирует здоровый
образ жизни, привлекает молодежь к интересным профессиям. В целом, спортивные организации являются ключевым направлением, способствующим поддержанию здоровья человеческого населения. В наше время фитнес индустрия становится все более популярной в России и за рубежом. Так, фитнес - индустрия в США, характеризуется созданием особой фитнес-системы, принципиальным отличием которой является фактор доступности. Данная система предполагает доступность для потребителей по таким факторам, как ценовая категория, местоположение, временные рамки работы. В России появления фитнеса приходится на 1993 г., в период открытия фитнес - клуба World Class [6].
Перечисленные выше обстоятельства обуславливают необходимость формирования новейших подходов к управлению и внедрению различного инструментария в маркетинговую деятельность спортивных организаций. В современном мире одним из таких инструментов является маркетинг-контроллинг. Данный инструмент является новым явлением в теории и практики современного управления предприятием.
В ходе анализа научной литературы было выявлено отсутствие единого взгляда среди отечественных и зарубежных авторов на определение понятия «контроллинг». Так, имеющиеся взгляды на содержательную часть исследуемого термина являются многогранными и в определённой степени противоположными. Встечающиеся многообразия трактовок свидетельствует об интенсивности развития направления и его актуальности. Однако, неоднозначность определения понятия приводит к неверному восприятию сущности контроллинга. Для рассмотрения особенностей применения информационно-аналитических инструментов в развитии системы маркетинга спортивных организаций важным является необходимость рассмотреть и систематизировать взгляды различных авторов к пониманию исследуемого понятия.
Согласно А.А. Кораблевой присутствует понятийный хаос и отсутствие комплексного представления о рассматриваемой системе, что обуславливается автором одновременной доступностью литературных источников, изданных в разное время и представляющих различные концепции [3, с. 3].
Таким образом, руководители различного бизнеса трактуют «контроллинг» в различных аспектах. Определения «контроллинга» подлежат группировке и систематизации, однако имеющиеся трактовки имеют различную идентификацию. Публикации отечественных экономистов сводятся к принципу приведения ряда определений и отмечанию по принципу тяготения, с добавлением уточняющих моментов. В научной статье Г. Пичу и Э. Ширму под концепцией контроллинга понимается «совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей предприятия» [5, с. 57]. В упомянутой работе изложены основные положения существующих концепций контроллинга, по мере их возникновения.
Соответственно, определение контроллинга можно сформировать из его функциональной составляющей, зависящей от конкретных целей предприятия и существующих проблем. Частым является упоминание в качестве цели рассматриваемой системе производной от целей предприятия. Следовательно, цели и задачи, которые устанавливаются для контроллинга, можно отождествлять с традиционными составляющими менеджмента. Например, процесс управления прибылью предприятия, управления целями являются ключевыми элементами менеджмента и не выступают в форме открытия в теории контроллинга.
Таким образом, контроллинг представляет собой функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, которое связано с реализацией финансово-экономической аналитической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Выделение особенностей контроллинга в спортивной индустрии связано с определением трудностей, с которыми сталкиваются организации рассматриваемой сферы. Согласно подходу А.И. Чувальской, выделяются следующие проблемы:
- самостоятельность в осуществление функций на всех этапах управления в новых изменяющихся условиях;
- не проработанность и отсутствие опыта внутри страны;
- ограниченные ресурсы предприятия.
- изолированность структур;
- необходимость систематического повышения качества услуг [7, с. 78].
Так результативное развитие компании, осуществляющей свою деятельность в спортивной отрасли должно быть ориентировано на:
- улучшение показателей объема оказания услуг физической культуры и спорта;
- повышение уровня конкурентоспособности организаций рассматриваемой отрасли.
Перечисленные направления позволят преодолеть различные негативные тенденции, действуя на основе
повышения качества обслуживания, обеспечения стабильного роста объемов реализации физкультурно-спортив-ных услуг в стратегической перспективе.
Достижение значительных результатов в области принятия управленческих решений и при обеспечении конкурентоспособности спортивных организаций, возможно с применением современных методов контроллинга и информационных технологий [4] Так, наблюдается тенденция изменений в вопросе инструментария реализации контроля над процессами, что отражается в снижение ролевой составляющей личного наблюдения за работой подразделений и различных форм согласования управленческих решений.
Основное направление контроллинга в спортивной индустрии находит свое отражение во внутреннем контроле приоритетных направлений финансовой деятельности, способных обеспечить своевременное определение отклонений в результатах рассматриваемого вида деятельности от запланированных. А также, в принятие оперативных управленческих решений по их нейтрализации и балансированию, сокращению рисков. Цель контроллинга заключается в процессе управления прибылью, позволяющего провести процесс оптимизации финансовых результатов деятельности организации в сфере физкультурно - спортивных услуг [7].
Таким образом, исследуемая система применительно к спортивной индустрии предоставляет возможность: оценить уровень выполнимости поставленных целей, как на оперативном, так и на стратегическом уровне, комплексно предоставить обоснование и устранить различные отклонения в достигнутых финансовых результатах от установленных, а также уменьшить уровень риска и при этом принять эффективные оперативные и стратегические управленческие решения.
В общем понимании, основной задачей контроллинга маркетинга является аналитическая и информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов. В концепцию контроллинга маркетинга входит планирование, учет и контроль результатов маркетингового мероприятия, но не путь и методы его реализации [1]. К таким результатам относятся, как правило, такие параметры: издержки, цены, объемы выпуска, продаж, поступлений и выплат, получаемые из системы финансового и управленческого учета.
Неотъемлемой частью эффективного функционирования спортивных организаций является применение информационных технологий, которые находят свое применение в различных сферах данной сферы: от системы предоставления скидок до анализа тренировочных программ.
Процесс управления маркетинговой информации с помощью применения информационно-аналитических инструментов является ключевым элементом эффективности маркетинга в спортивных организациях. Применение упомянутых инструментов способствует повышению результативности стратегической и оперативной деятельности предприятия, качественному обслуживанию клиентов, развитию коммуникаций в продвижении, рекламе, планировании и других сферах.
Информационно-аналитические инструменты в маркетинге принято рассматривать как способ, содействующий управлению информацией в маркетинге, осуществлению исследований, планирования, моделирования и, соответственно, контроля. Использование рассматриваемых инструментов в той или иной организации сферы услуг определяется конкретными бизнес-процессами. Применительно к спортивным организациям, автоматизация процессов с помощью информационно-аналитических инструментов имеет ряд особенностей.
Например, функционирование фитнес-клуба предполагает стремление осуществлять долгосрочное сотрудничество с клиентами. Соответственно, более длительный период действия клубной карты является выгодным для компании. На основании отмеченного и с целью усиления конкурентоспособности, фитнес-клубы предлагают широкий спектр услуг (индивидуальные и групповые тренировки, водные программы, танцевальные занятия и другие) и программы (семейные, утренние, детские карты, клубные годовые карты, корпоративные карты, абонементы). Так информационно аналитическая система должна учитывать полный перечень предлагаемых услуг компанией и иметь гибкость в эксплуатации. На данный момент, имеется значительное количество систем, которые предназначены для автоматизации процесса управления и контроля спортивными организациями.
По мнению Бредникова В.В: «Информационно-аналитические системы спортивных организаций, которые разработаны российскими компаниями, выполнены на высоком качественном уровне и не предполагают больших вложений. Данные системы на первоначальном уровне разработаны с учетом особенностей российской бизнес-среды и специфики отрасли» [2, с. 29].
В целом, процесс внедрения информационно-аналитической системы в деятельность спортивной организации следует рассматривать как инновацию, что обусловлено наличием новаторских черт:
- использование информационно-аналитических инструментов маркетинга является новейшим организационным и техническим решением для большинства организаций, содействующим повышению эффективности управленческих функций и продвижению спортивных услуг конкретной компании на рынке;
- принятие решения об использовании рассматриваемой системы полагается на результаты научных исследований и разработок во внутренней и внешней области с учетом специфики спортивной организации, что способствует достижению конкурентных преимуществ;
- внедрение информационно-аналитической системы является комплексным процессом организационных изменений, которые охватывает все области задач управления спортивной организацией.
На рисунке 1 представлены возможности использования информационно-аналитических систем в маркетинге спортивных организаций.
Показатели, необходимые для планирования и оценки деятельности спортивных организаций, эффективности затраченных ресурсов могут быть получены из объединенной системы управленческого учета, представляющей ценный источник управленческой информации. Использование информационно-аналитической системы предполагает то, что каждый клиент, который воспользовался услугами спортивной организации, подлежит учету. Полученные данные в ходе учета сохраняются и формируются в системы отчетов.
Анализ российского программного рынка позволил сделать вывод о наличие широкого спектра различных информационных систем, которые предназначены для автоматизации маркетинговой деятельности. Функциональная направленность существующего комплекса имеет различные направления, которые подлежат автоматизации при помощи данных инструментов. На рисунке 2 представлена модель маркетинговой информационной системы.
Учет времени действия клубной карты, контроль предоставления оплаченных услуг, оперативный мониторинг загрузки клуба -*- Учет клиентов, идентификация клиентов по карте -Л- Учет посещений, обслуживания клиентов; ведение клубных карт, абонементов и разовых посещений -*
\С- Возможности использования информационно-аналитических систем в маркетинге спортивных организаций —> Тарификация по событию: время суток, календарная дата, будни/выходные и управление тарифами, просмотр «истории» тарифных планов
/ V
+ *
Возможность раздельного учета услуг: календарных - клубная карта рассчитана на период, количественных - по количеству посещений, либо разовых услуг для гостей Учет оплаты услуг, организация различных форм оплаты, учет бесплатных услуг и «заморозка» клубных карт, блокировка клубных карт Формирование и печать оперативных отчетов, автоматизация финансового анализа деятельности клуба
Рисунок 1 - Возможности использования информационно-аналитических систем в маркетинге спортивных
организаций
Рисунок 2 - Модель маркетинговой информационной системы
Следует отметить, что конкретные программные продукты предполагают решение нескольких проблем:
- моделирование объекта с помощью визуальной адаптации;
- осуществление прогноза тенденций рынка;
- проведение аудита маркетинговой деятельности;
- проведение комплексной оценки рыночной среды;
- планирование маркетинговой детальности в финансовых и организационных областях;
- осуществление поддержки маркетинговой деятельности и оперативный учет. Классификация информационно-аналитических инструментов маркетинга по их специфике и ряд программных продуктов приведены на рисунке 3.
Информационно-аналитические инструменты маркетинга
Учетные программы 1С Предприятие или Парус, КИС — Oracle, SAP R/3 или Axapta
СКМ-программы Sales Expert, MySAP CRM, Монитор 3.0 CRM
Мониторинг внешней среды КонСи - Конкурентный бенчмаркинг и конкурентная разведка, Excel (со специально настроенными макросами)
Маркетинговые исследования VORTEX, КонСи - Anketter, Ulter Systems Bellview
Анализ продаж Парус-Аналитика, Галактика Business Intelligence, С.М.А.Р.Т.
Информационная аналитика Медиалогия, Интегрум, Public.ru
Рекламная деятельность Ulter Systems Galileo, ТРИЗ-ШАНС - Head-Liner/Заголовщик
Планирование Касатка, БЭСТ-маркетинг, Маркетинг-Микс 3, КонСи -SWOT-анализ
Полный цикл Marketing Analytic
Рисунок 3 - Классификация информационно-аналитических инструментов маркетинга
В целом, каждая отмеченная группа информационно-аналитических инструментов имеет определенную специфику, выраженную в категоричности решаемых бизнес задач.
Применительно к информационно-аналитическим инструментам, разработанным специально для спортивных организаций (например, «1С: Фитнес клуб», «КлиентиксСила», «FITBASE», «EFSOL» и другие) следует отметить, что с помощью их использования, управленческий аппарат может получать актуальную информацию о работе предприятия (статистика посещения и продажи), осуществлять процесс контроля и управления денежным потоком, проводить оценку рентабельности и планирования деятельности фитнес-клуба в определенном промежутке времени.
Помимо отмеченного выше, данные инструменты позволяют осуществлять фиксирование договоров и контрактов с клиентами, оперативный контроль поставленных задач с каждым отдельным клиентом, проводить анализ клиентской базы, использовать механизмы повышения лояльности клиентов и эффективным образом планировать маркетинговые мероприятия.
В свою очередь, для инструкторов и тренеров доступно осуществление эффективного планирования и проведения групповых, индивидуальных занятий, с разбитием получения информации по отдельным клиентам.
Для барменов фитнес-клубов может быть реализована возможность ведения учета продаж напитков и блюд, пользуясь сенсорным экраном, также они могут создавать базу рецептур с указанием ингредиентов, изменять готовые составы для списания некоторых товаров.
Таким образом, были рассмотрены некоторые существующие информационно-аналитические системы, которые применимы для использования в спортивных организациях. Осуществление выбора по использованию конкретной системы должно сопровождаться и быть взаимосвязано с целями и задачами бизнесс-процессов. На основе изложенного выше, следует сделать вывод о том, что информационные технологии позволяют усовершенствовать процедуры управления конкретного предприятия и повысить качество клиентского сервиса в спортивных организациях. С помощью применения информационно-аналитических систем, контрольные и аналитические функции в компаниях осуществляются более результативно, а у управленческого аппарата появляется возможность принятия наиболее результативных решений по управлению бизнес-процессами. Необходимость использования исследуемых инструментов обусловлена тем, что сотрудники спортивных организаций не способны предвидеть общую картину системно, оперативно и своевременно осуществлять ручной контроль клиентов, вести статистику и наблюдать за изменениями и тенденциями в спортивной отрасли, осуществлять прогнозирование продаж клубных карт, поэтому именно применение исследуемых систем в маркетинговой деятельности спортивных организаций направлено на решение отмеченных задач.
Источники:
1. Букреев А.А., Лаврушина Е.Г. Информационная поддержка в фитнес индустрии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5. С. 11 - 14.
2. Бердников В.В. Информационно-аналитические инструменты контроллинга эффективности бизнеса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №16. C. 27 - 32.
3. Короблева А.А. Контроллинг как инструмент обеспечения стабильности организации в период кризиса // Контроллинг. 2017. № 4. C. 3 - 5.
4. Мирошниченко М.А., Мамыкина Е.В., Мирошниченко П.А. Анализ внешней среды, факторов формирования конкурентоспособности и стратегического развития коммерческого банка // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 1606 - 1616.
5. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Управление предприятием. 2001. №3. C. 54 - 58.
6. Степанян С.С. Анализ развития рынка фитнес услуг в России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2016. № 5.С. 53 - 59.
7. Чувальская А.И., Гончаров А.И. Внедрение системы финансового контроллинга в спортивной организации / Контроллинг. 2014. № 4. C. 76 - 79.
Sources:
1. Bukreev A.A., Lavrushina E.G. Informacionnaya podderzhka v fitnes industrii // Ekonomika i menedzhment inno-vacionnyh tekhnologij. 2015. № 5. S. 11 - 14.
2. Berdnikov V.V. Informacionno-analiticheskie instrumenty kontrollinga effektivnosti biznesa // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2011. №16. C. 27 - 32.
3. Korobleva A.A. Kontrolling kak instrument obespecheniya stabil'nosti organizacii v period krizisa // Kontrolling. 2017. № 4. C. 3 - 5.
4. Miroshnichenko M.A., Mamykina E.V., Miroshnichenko P.A. Analiz vneshnej sredy, faktorov formirovaniya konkuren-tosposobnosti i strategicheskogo razvitiya kommercheskogo banka // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 120. S. 1606 - 1616.
5. Pich G., SHerm E. Utochneniesoderzhaniya kontrollinga kak funkcii upravleniya i ego podderzhki // Upravlenie predpri-yatiem. 2001. №3. C. 54 - 58.
6. Stepanyan S.S. Analiz razvitiya rynka fitnes uslug v Rossii // Molodezhnyj nauchnyj forum: Obshchestvennye i ekonomicheskie nauki: elektr. sb. st. po mat. XLV mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. 2016. № 5.S. 53 - 59.
7. CHuval'skaya A.I., Goncharov A.I. Vnedrenie sistemy finansovogo kontrollinga v sportivnoj organizacii / Kontrolling. 2014. № 4. C. 76 - 79.
М.А.Морозов - доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова,
M.A.Morozov - Doctor of Economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hospitality Industry, Tourism and Sports Department of the Plekhanov Russian University of Economics;
Н.С.Морозова - доктор экономических наук, профессор, научный руководитель института бизнес-технологий Российского нового университета,
N.S.Morozova -0 Doctor of Economics, Professor, Scientific Director of the Institute of Business Technologies of the Russian New University.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ
ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF INFORMATION SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY IN TOURIST AND HOTEL INDUSTRY WITH THE PURPOSE OF INCREASING THEIR COMPETITIVENESS
Аннотация. Исследование наиболее эффективных инструментов формирования информационного сопровождения туристского бизнеса является одним из ключевых направлений, способных обеспечить качество предоставляемых туристских услуг и повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий туристской и гостиничной индустрии, так и в целом российского туризма. В системе управления туризмом информационное обеспечение сегодня рассматривается в качестве фактора конкурентоспособности и как важнейшее конкурентное преимущество. Важность феномена применения технологии блокчейн подтверждается как западными, так и отечественными исследователями. Блокчейн (англ. blockchain) - технология виртуального распределенного журнала экономических транзакций. Выполнение исследований в сфере изучения технологии blockchain позволило получить научные и практические результаты по формированию систем управления в туризме на основе новых прогрессивных технологий и повышения конкурентоспособности российского туризма.
В статье рассмотрены современные цифровые технологии, являющиеся базой для развития информационного обеспечения в предпринимательстве. Изучено понятие и значение технологии блокчейн для туристской и гостиничной индустрии, представлен анализ зарубежного и отечественного опыта применения технологии блокчейн, изучены возможности и предложены направления внедрения технологии блокчейн в туризме и индустрии гостеприимства.
Annotation. The study of the most effective tools for the formation of information support for the tourist business is one of the key areas capable of ensuring the quality of tourist services provided and enhancing the competitiveness of both individual enterprises of the tourist and hotel industry and of Russian tourism in general. In the tourism management system, information support is today regarded as a factor of competitiveness and as the most important competitive advantage. The importance of the phenomenon of blockchain technology is confirmed by both Western and domestic researchers. Blockchain is a virtual distributed economic transaction log technology. Performing research in the field of studying blockchain technology allowed us to obtain scientific and practical results on the formation of tourism management systems based on new progressive technologies and increasing the competitiveness of Russian tourism.
The article discusses modern digital technologies, which are the basis for the development of information support in business. The concept and significance of the blockchain technology for the tourism and hotel industry has been studied, an analysis of foreign and domestic experience in the use of blockchain technology has been presented, opportunities have been studied and directions for the introduction of blockchain technology in the tourism and hospitality industry have been proposed.
Ключевые слова: туризм, цифровые технологии, блокчейн, устойчивое развитие, бизнес-процессы, конкурентоспособность.
Keywords: tourism, digital technologies, blockchain, sustainable development, business processes, competitiveness.
Введение
Предпринимательство в туристской и гостиничной индустрии является информационно насыщенной сферой, где сбор, передача и обработка цифровой информации имеет огромное значение при принятии решений на всех уровнях управления туризмом [6]. Становление цифровой экономики кардинально меняет парадигму развития многих видов экономической деятельности, в том числе индустрии туризма и гостеприимства [5]. В связи с этим формирование новых принципов информационного обеспечения предпринимательской деятельности в рамках цифровой экономики непосредственно касается сферы туризма и гостеприимства, которая уже активно использует инновационные информационно-коммуникационные технологии цифровой экономики. Циф-ровизация бизнес-процессов в туризме и гостиничном бизнесе как важнейшего фактора развития и повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности приобретает особое значение с точки зрения формирования цифровой конкурентоспособности. Цифровая конкурентоспособность, прежде всего, базируется на