ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В СПОРТИВНОМ МАРКЕТИНГЕ Власов А.Н. Email: Vlasov665@scientifictext.ru
Власов Антон Николаевич - магистрант, кафедра технологического предпринимательства и управления инновациями, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: маркетинг в России, в том числе в индустрии спорта, активно развивается. Спортивный маркетинг - это деятельность, направленная на комплексное решение как непосредственных, так и косвенных задач потребителей спорта, компаний, работающих в спортивной сфере, и других физических лиц, и организаций, связанных со спортом. Чтобы эффективно решать задачи спортивного маркетинга, нужно воспользоваться современными технологиями. Мобильное приложение является идеальным инструментом для реализации инновационных методов спортивного маркетинга, а также эффективно решает основные задачи спортивного маркетинга.
Ключевые слова: спортивный маркетинг, мобильное приложение, инновации, маркетинг.
INNOVATIVE METHODS IN SPORTS MARKETING
Vlasov A.N.
Vlasov Anton Nikolaevich - Master Student, DEPARTMENT OF TECHNOLOGYENTREPRENEURSHIP AND INNOVATION MANAGEMENT, ST. PETERSBURG NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY INFORMATION TECHNOLOGIES, MECHANICS AND OPTICS, SAINT-PETERSBURG
Abstract: marketing in Russia, including in the sports industry, is actively developing. Sports marketing is an activity aimed at the complex solution of both direct and indirect tasks of consumers of sports, companies working in the sports field and other individuals, and organizations related to sports. To effectively solve the problems of sports marketing, you need to take advantage of modern technology. The mobile application is an ideal tool for the implementation of innovative sports marketing methods, and also effectively solves the main tasks of sports marketing.
Keywords: Sports Marketing, Mobile Application, Innovation, Marketing.
УДК 339.13
В настоящее время в современном обществе спорт является важным социальным явлением и огромной коммерческой индустрией. Спорт все чаще проникает в жизнь людей, возрастает количество спортивных клубов и организаций. Маркетинг в России, в том числе в индустрии спорта, активно развивается. Спортивный маркетинг - это деятельность, направленная на комплексное решение как непосредственных, так и косвенных задач потребителей спорта, компаний, работающих в спортивной сфере, и других физических лиц, и организаций, связанных со спортом, а также продвижение брендов организаций через спортивные события [1]. Цель спортивного маркетинга -привлечение наибольшего числа клиентов и роста уровня продаж товаров с атрибутикой, еды на стадионах и билетов на события. С помощью спортивного маркетинга продаются не только товары, а еще и здоровый образ жизни, азарт, зрелищность, приобщение к определенному кругу участников спортивных событий и специальных мероприятий.
Основными задачами спортивного маркетинга являются:
1. Произвести впечатление на болельщиков, чтобы спровоцировать проявление эмоций, сопереживания, заинтересовать определёнными событиями.
2. Повысить лояльность спонсора к определённому спортивному клубу или спортсмену.
3. Создавать новостные поводы.
4. Извлечь из спортивного события прибыль для спонсора, для клуба, и проконтролировать зрительские впечатления [2].
Спортивный маркетинг в футболе неразрывно связан с понятием маркетинг-микса. В спортивном футбольном маркетинге целесообразно использовать модель 7ps:
- Product (товар) - Товарная политика футбольного клуба.
- Price (цена) - Ценовая политика футбольного клуба.
- Place (место) - Распределительная политика футбольного клуба.
- Promotion (продвижение) - Коммуникационная политика футбольного клуба.
- People (люди) - Трансферная политика футбольного клуба, футболисты с личным брендом, тренеры, представители клуба.
- Process (процесс) - Удобство покупки билета, атрибутики, организация на стадионе, взаимодействия с контентом.
- Physical Evidence (физическое окружение) - Атмосфера на стадионе, которая способствует продаже билетов и еды.
Методы маркетинга целесообразно рассматривать в контексте определенной сферы маркетинговой деятельности. По определению Росстата маркетинговые инновации — это реализация новых или значительно улучшенных изменений в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий [3]. Из определения видно, что инновационная маркетинговая деятельность сосредоточена на элементах маркетинг-микса. Далее будут рассмотрены различные методы, относящиеся к каждой из составляющих маркетинг-микса: продвижение, ценообразование, продукт, распределительная политика, люди, процессы и физическое окружение.
Методы продвижения. Одним из наиболее эффективных маркетинговых методов в сфере продвижения признан вирусный маркетинг. В его основе лежит желание людей делиться интересной информацией со своими знакомыми и друзьями. С развитием web-технологий стал широко использоваться интернет маркетинг, в основу которого входит создание сайта, откуда клиент может узнать всю актуальную информацию о компании, ее продуктах и услугах. В последние годы популярность социальных сетей оказала огромное влияние на маркетинговые стратегии компаний. В настоящее время организации признают потенциал социальных сетей для развития их брендов и налаживания отношений с ключевыми клиентами. Из традиционных методов продвижения наиболее популярной остается реклама в средствах массовой информации, использующая газеты, журналы, телевидение и радио для продвижения продукции. Так же к традиционным методам относятся наружная реклама в виде баннеров и плакатов и распространение листовок, брошюр, каталогов по почтовым ящикам.
Методы ценообразования. Инновационным методом ценообразования билетов является метод дифференциации цены, основанный на популярности матча, который определяется с помощью искусственного интеллекта. Традиционными методами ценообразования являются: стратегия дифференцированных цен, стратегия престижных цен.
Методы увеличения ценности продукта. Создавать ценность для клиента может не только сам физический продукт, но и бренд. Основной особенностью брендированного мобильного приложения являются нестандартные способы вовлечения пользователей в коммуникацию с брендом. Это становится доступным благодаря созданию программ лояльности и внедрению новых технологий в
мобильные приложения. Традиционными методами могут быть вклады в благотворительность, реклама в СМИ, спонсорские мероприятия, детские школы.
Методы распределительной политики (place). Инновационными методами являются продажи атрибутики, билетов и заказ еды через сайт клуба и мобильное приложение. Продажа через киоски, кассы стадиона, клубные палатки - являются традиционными методами.
Методы работы с личными брендами футболистов. Традиционным способом является освещение имени футболиста в СМИ, благотворительность, участие в мероприятиях, съемка в рекламе. Инновационным методом может быть создание вирусного контента. Примером является вирусные видео Зенита, записанные совместно с бразильским игроком Халком. Видео набрали миллионы просмотров, повысили узнаваемость личного бренда Халка и Зенита.
Методы улучшения процесса. Инновационными методами являются:
- просмотр фото- и видео-контента через мобильное приложение
- социальная активность болельщиков через мобильное приложение
- заказ еды и атрибутики прямо к месту на стадионе
- покупка билетов через мобильное приложение и передача в электронном виде
- создание клубного видеоканала
Традиционными методами являются:
- просмотр фото- и видео-контента через телевизионные каналы
- социальная активность через связи со знакомыми
- покупка еды, билетов и атрибутики у стадиона
Методы улучшения физического окружения. Атмосфера - один из главных элементов игрового дня, притягивающий болельщиков на стадион. Он стал театром, на сцене которого происходят спортивные драмы, а зрители непосредственно вовлечены в действие, и их влияние теоретически может изменить ход встречи. Сам стадион усиливает и ограничивает шумовое воздействие, приближает и не подпускает зрителей к игрокам. Другие факторы также влияют на атмосферу на матче: недавние спортивные результаты, значимость матча, история противостояния, даже температура, время года и время суток. Атмосфера - плод совместной деятельности игроков, болельщиков и организаторов матча. Традиционными методами являются чирлидерши, группы, талисманы, диктор, фан-зоны.
Предложение по инновационному методу - Интерактивные перфомансы через мобильное приложение. Перфомансы будут готовится заранее и доступны только тем, кто купил билет. Например, это может быть выученная кричалка, спетая песня или даже целая картинка, нарисованная с помощью цветных баннеров, где один баннер -один пиксель. Такие перфомансы повысят посещаемость, создадут инфоповод и принесут множество эмоций фанатам, сплотят всех болельщиков.
В результате анализа различных методов маркетинга была составлена единая классификация, представленная в Таблице 1.
Разделы маркетинг-микса Традиционные Иннов ационные
Продвижение Реклама в СМИ Распространение брошюр и каталогов Наружная реклама Вирусный маркетинг Контент-маркетинг Мобильный маркетинг Интернет маркетинг Реклама в социальных сетях ЕтаД-маркетинг Нейромаркетинг
Ценообразование Стратегия дифференцированных цен Стратегия престижных цен Метод дифференциации цены, основанный на популярности матча, который определяется с помощью искусственного интеллекта
Продукт (бренд) Вклады в благотворительность, реклама в СМИ, спонсорские мероприятия, детские школы Брендированное мобильное приложение
Распределительная политика Продажа через киоски, кассы стадиона, клубные палатки Продажа атрибутики, билетов и заказ еды через сайт клуба и мобильное приложение
Личный бренд Освещение имени футболиста в СМИ, благотворительность, участие в мероприятиях, съемка в рекламе Вирусное видео
Процесс Просмотр фото- и видеоконтента через телевизионные каналы социальная активность через связи со знакомыми покупка еды, билетов и атрибутики у стадиона Просмотр фото- и видео-контента через мобильное приложение социальная активность болельщиков через мобильное приложение заказ еды и атрибутики прямо к месту на стадионе покупка билетов через мобильное приложение и передача в электронном виде создание клубного видеоканала
Физическое окружение Чирлидерши, группы, талисманы, диктор, фан-зоны Интерактивный флешмоб через мобильное приложение
Чтобы эффективно решать задачи спортивного маркетинга, нужно воспользоваться современными технологиями. В условиях острой конкуренции спортивные компании разрабатывают и реализуют инновационные технологии и идеи, которые позволяют увеличить продажи, повысить лояльность болельщиков и узнаваемость бренда. В цифровой век наиболее актуальными технологиями продвижения являются мобильные приложения, которые позволяют потребителям с любого мобильного устройства взаимодействовать с контентом, а футбольным клубам обратиться к болельщикам на личном уровне, адаптируя свое предложение для удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей приложения.
По результатам исследования, были выделены инновационные и традиционные методы маркетинга в каждой из сфер маркетинг-микса. Такая классификация дает наглядное понимание всего спектра возможностей инновационных методов и
помогает составить более согласованную стратегию маркетинга. Большинство инновационных методов в футбольном спортивном маркетинге можно реализовать с помощью мобильного приложения. Для индустрии спорта мобильное приложение является новым передовым способом выстраивания долговременных отношений потребителей с брендом. Мобильное приложение является идеальным инструментом для реализации инновационных методов спортивного маркетинга, а также эффективно решает основные задачи спортивного маркетинга - приложение позволит произвести впечатление на болельщиков, повысить лояльность спонсоров, создаст инфоповод и увеличит прибыль спортивной организации.
Список литературы /References
1. ГалкинВ.В. Маркетинг в спорте // Персональный сайт В.В. Галкина, 2012.
2. Никонов Евгений. Спортивный маркетинг и маркетинг в спорте — отличие не только в порядке слов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/47634-sportivnyy-marketing-i-marketing-v-sporte-otlichie-ne-tolko-v-poryadke-slov/ (дата обращения: 11.06.2019).
3. Приказ «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения». [Электронный ресурс]: Приказ Росстата от 06.09.2012 N 481. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/minnov.htm/ (дата обращения: 11.06.2019).