Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадаев Якуб Элхазурович

В статье рассмотрено появление и развитие коммерциализации высшего образования в контексте «академического капитализма». Проанализировано содержание и функции «предпринимательского университета». Определено, что коммерциализация означает переход системы высшего образования на рыночные отношения на основе внедрения новых методов управления, которые меняют ее положение в обществе, способствуют капитализации знаний и результатов научных исследований. Установлены особенности формирования процесса коммерциализации, среди которых наиболее значимыми являются изменение роли государства в сфере финансирования образования, трансформационные процессы в оказании образовательных услуг, диверсификация источников финансирования. Сделан вывод о том, что предпринимательский университет является наиболее финансово успешной моделью образовательного учреждения, которая сочетает современные требования и традиционные ценности высшего образования на основе инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND RISKS OF COMMERCIALIZATION OF HIGHER EDUCATION

This article examines the emergence and development of commercialization of higher education in the context of “academic capitalism”. The content and functions of the “entrepreneurial university” are analyzed. It is determined that commercialization means the transition of the higher education system to market relations based on the introduction of new management methods that change its position in society, contribute to the capitalization of knowledge and research results. The features of the formation of the commercialization process are established, among which the most significant are the change in the role of the state in the field of education financing, transformational processes in the provision of educational services, diversification of funding sources. It is concluded that the entrepreneurial university is the most financially successful model of an educational institution that combines modern requirements and traditional values of higher education based on innovation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_2_135 УДК 338

ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Дадаев Якуб Элхазурович,

старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: dadaev.ya.82@mail.ru

В статье рассмотрено появление и развитие коммерциализации высшего образования в контексте «академического капитализма». Проанализировано содержание и функции «предпринимательского университета». Определено, что коммерциализация означает переход системы высшего образования на рыночные отношения на основе внедрения новых методов управления, которые меняют ее положение в обществе, способствуют капитализации знаний и результатов научных исследований. Установлены особенности формирования процесса коммерциализации, среди которых наиболее значимыми являются изменение роли государства в сфере финансирования образования, трансформационные процессы в оказании образовательных услуг, диверсификация источников финансирования. Сделан вывод о том, что предпринимательский университет является наиболее финансово успешной моделью образовательного учреждения, которая сочетает современные требования и традиционные ценности высшего образования на основе инновационной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование; коммерциализация; академический капитализм; академическое предпринимательство; предпринимательский университет; развитие.

UDC 338

OPPORTUNITIES AND RISKS OF COMMERCIALIZATION

OF HIGHER EDUCATION

Dadaev Yakub Elhazurovich,

Senior Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: dadaev.ya.82@mail.ru

This article examines the emergence and development of commercialization of higher education in the context of "academic capitalism". The content and functions of the "entrepreneurial university" are analyzed. It is determined that commercialization means the transition of the higher education system to market relations based on the introduction of new management methods that change its position in society, contribute to the capitalization of knowledge and research results. The features of the formation of the commercialization process are established, among which the most significant are the change in the role of the state in the field of education financing, transformational processes in the provision of educational services, diversification of funding sources. It is concluded that the entrepreneurial university is the most financially successful model of an educational institution that combines modern requirements and traditional values of higher education based on innovation.

Keywords: higher education; commercialization; academic capitalism; academic entrepreneurship; entrepreneurial university; development.

В современный период формирования информационного общества, основанного на знаниях, проблема соответствия высшего образования запросам времени приобретает особое значение. Устойчивое развитие каждой страны определяют знания, новые идеи,

человеческий капитал, то есть высококвалифицированные образованные специалисты, способные работать творчески, находить новые, оригинальные решения тех или иных задач. Общим мировым трендом в ХХ1 веке стала коммерциализация высшего образо-

вания, которая меняет институциональную природу образовательных учреждений как генераторов научных знаний и инноваций. В условиях глобализации высшее образование приобрело массовый характер, но стало дорогостоящим общественным институтом. Неспособность стран обеспечивать потребности высшего образования в полном объеме заставляет их отказываться от политики государственного протекционизма и бюджетного финансирования. За сокращение государственных расходов на содержание образовательных учреждений выступили также Всемирный банк, ВТО, ЮНЕСКО, ОЭСР, МВФ, считая, что качество образовательных услуг обеспечат рыночные механизмы и конкуренция между образовательными учреждениями. В результате во многих развитых странах начали соотносить релевантность и принципы бесплатного предоставления студентам высшего образования, а университеты начали рассматриваться как предприятия по производству знаний и образовательных услуг.

Зависимость образовательных учреждений от дополнительных источников финансирования заставляла приспосабливаться к новым условиям - конкурировать, бороться за репутацию, ресурсы, студентов. Благодаря предпринимательской деятельности у них появилась возможность привлекать лучшие профессорско-преподавательские кадры, обеспечивать высокое качество научных исследований, совершенствовать материально-техническую базу. Однако при этом возникли определенные противоречия между социальной миссией университетского образования, науки и рыночно-коммерческим использованием их достижений.

В начале ХХ1 века маятник академической миссии университетов качнулся слишком далеко в сторону рынка. Общество имело бы больше преимуществ и условий для творческого развития за счет более сбалансированной академической среды, в которой университеты могли бы быть более приспособленными к широким общественным интересам и традиционным ценностям академической автономии и независимости. В большинстве стран университеты являются государственными учреждениями. «Университеты являются двигателями экономики знаний, но они служат гуманистическим и культурным целям общества» [1].

В современном мире экономическое благосостояние страны и ее граждан тесно связано с образованием. Это подтверждается тем, что между величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на одного жителя и долей населения со средним профессиональным и высшим образованием, что соответствует третичному образованию по Международной стандартной классификации образования, имеется статистически значимая положительная связь. Население Российской Федерации является одним из наиболее образованных в мире [3], уступая Ирландии и Канаде. Если рассматривать структуру образования, то более 40 % россиян (44 %) закончили СПО, свыше 50 % (55 %) - высшее образование, окончили аспирантуру или докторантуру - 1 %. При этом, как отмечается в упомянутом докладе, средние показатели по странам ОЭСР составляют соответственно 17 %, 81 % и 3 %.

Анализ научных источников по указанной проблеме выявил, что наиболее основательно влияние коммерциализации на трансформационные процессы в сфере высшего образования исследуют: Д. Бок [4], М. Ван дер Венде [13], А. Хоган и Г Томпсон [8] и др. Сущность политики «академического капитализма», вопрос комодификации и маркетиза-ции высшего образования рассматривают Е. Дж. Хакетт [6], С. Слотер и Л. Лесли [12], Т. Хасси и Р. Смит [9], Г Ритцер [10]. Содержанию академического предпринимательства в структуре высшего образования и особенностям развития «предпринимательского университета» посвящены работы Б. Кларка с соавторами [5], П. Шульте [11] и др. Несмотря на значительное количество научных публикаций по данной проблеме, институциональные преобразования высшего образования под влиянием коммерциализации требуют углубленного изучения.

Цель статьи заключается в определении особенностей коммерциализации в системе высшего образования и анализе основных стратегий реформирования университетов.

Переход к инновационному типу экономического развития кардинально меняет роль науки, образования, государства и бизнеса как основных участников этого процесса и углубляют их интеграцию. Наиболее интенсивно этот процесс происходит с начала 1990-х годов, когда структурная перестрой-

ка в рамках инновационной экономики привела к либерализации рынка и приватизации социальных услуг, таких как образование и здравоохранение. Этому способствовало и включение сферы высшего образования в перечень услуг в рамках Всемирной организации торговли GATS. В ответ на эти тенденции происходит коммерциализация услуг образовательных учреждений, а система управления трансформируется по принципам менеджеризма.

Образование является одним из главных инструментов для снижения бедности и закладывает основу для устойчивого экономического роста. В XXI веке университеты во всем мире призваны выполнять все больше и больше функций, часто - с меньшим набо -ром ресурсов. Как результат, главные академические задачи могут рассеиваться, а качество работы может ухудшаться. В эпоху глобализационных преобразований функцией образовательных учреждений становится предпринимательская деятельность; образовательные учреждения становятся субъектами хозяйственной деятельности и жестко конкурируют между собой на рынке образовательных услуг. Перенасыщенность функций современных образовательных учреждений несет определенные опасности в плане основных задач университетов и выдвигает актуальные вопросы о целесообразности и полезности современных преобразований на рынке образовательных услуг [2].

Новой и весьма важной сферой деятельности образовательных учреждений в современном обществе стало академическое предпринимательство, которое включает в себя интеллектуальное предпринимательство в области образования и науки. На протяжении многих веков университетское образование воспринималось как деятельность, которая осуществляется в учреждении науки и знаний, а экономическая сторона университетской деятельности сводилась к поддержке инфраструктуры и деятельности профессорского-преподавательского и научного персонала.

Теперь ситуация кардинально изменилась. Все без исключения образовательные учреждения выступают самостоятельными игроками на очень конкурентном рынке образовательных услуг. Университеты под вли-

янием внешних факторов превращаются в экономические корпорации по производству и распространению знаний.

Университеты создают и поддерживают знания и технологии, которые используют производственные учреждения и формируют необходимые профессиональные навыки выпускников, а также внедряют научные инновации. Университеты внесли свой вклад в научно-экономическое развитие общества путем открытия научных парков и путем инвестирования в компании, использующие университетские знания. Общество все больше рассчитывает на университеты как учреждения по содействию экономическому и технологическому развитию. Университеты обеспечивают востребованное обществом высшее образование для важнейших сфер человеческой деятельности. Таким образом, осуществляется влияние на экономику и практические потребности общества. В связи с постоянно растущей сложностью экономики и промышленного производства образовательные учреждения были обязаны обеспечить подготовку большого числа профессий. Первые университеты формировались как центры обучения для основных профессий того времени: право, религия, медицина, сельскохозяйственные, инженерно-технические и академические специальности.

Сегодняшние университеты в значительной степени ответственны за обучение руководителей предприятий, инженеров, архитекторов, социальных работников и многих других специалистов. Профессорско-преподавательский состав вузов обеспечивает подготовку определенных специалистов, таких как школьные учителя и медицинские работники. Профессиональная роль высшего образования стала универсальной и более сложной.

«Академический капитализм является экономической категорией, которая характеризует деятельность образовательных организаций как прибыльных предприятий; использование результатов академической деятельности для получения прибыли» [2].

Среди причин, способствовавших возникновению «академического капитализма», необходимо выделить следующее:

1. Мощное развитие НТП, новейших технологий, информатизация общества, стре-

мительный рост объемов новых знаний, проникновение во все сферы человеческой деятельности методов рыночной экономики, необходимость увеличения отдачи от бюджетных НИР, ускорения внедрения новых технологий и расширения распространения новых знаний, техники и технологий на огромное количество отраслей национальной экономики и сфер производственной деятельности стали предпосылкой рыночно-экономических преобразований в сфере науки и высшего образования.

2. Распространение государственной политики в отношении поддержки всех форм предпринимательства и бизнеса во всех сферах деятельности общества, а также необходимость усиления конкурентоспособности системы высшего образования, науки, технологий и промышленности на мировой арене стало причиной введения целого ряда мер для улучшения материальной заинтересованности к научным разработкам и внедрение результатов НИР, широкой коммерциализации результатов НИР, проек-тно-конструкторских разработок, ускорение трансфера технологий в производстве.

3. Важной причиной того, что «академический капитализм» образовался как составляющая капиталистической экономической системы и начал развиваться именно в США, является существование в стране модели рыночной экономической системы, основанной на государственном содействии предпринимательской деятельности, мотивировании наиболее активной части населения, стимулировании развития новой техники и технологии, наиболее перспективных производств. Западная модель рыночной экономики исходит из идеи максимизации свободы экономической деятельности.

Таким образом, академический капитализм является интеллектуальной предпринимательской составляющей капиталистической экономической системы и непосредственно влияет на его подсистемы - производительные силы, технико-экономические отношения, производственные отношения и хозяйственный механизм. При этом академический капитализм является специфическим типом целостного процесса расширенного капиталистического воспроизводства, распространения и потребления новых знаний, интеллектуального капитала

и интеллектуальной собственности, техники, технологий, методов и приемов для создания инновационных средств производства, выявления новых ресурсов и инновационных методов хозяйствования.

В общем значении понятие коммерциализация означает вывод на рынок товаров или услуг с целью получения прибыли. Этот процесс предполагает создание новых продуктов или модификацию уже существующих и их реализацию. Главной целью коммерциализации и залогом достижения коммерческого успеха является соответствие создаваемого продукта требованиям рынка.

Как уже отмечалось, коммерциализация высшего образования - это мировая тенденция, которая имеет целый ряд интерпретаций и целый диапазон движения. Однако поиск условного универсального определения данного феномена в соответствующих современных исследованиях не дал должных результатов. Анализ научных публикаций дает возможность сделать вывод, что коммерциализация системы высшего образования означает переход образовательных учреждений на рыночные отношения, что меняет ее задачи и функции. Определяющими составляющими коммерциализации являются комодификация и менеджеризм. Комодификация (от англ. commodity - товар) представляет собой процесс, в ходе которого вид человеческой деятельности, который не имел ранее экономической ценности, обретает денежную стоимость и фактически становится товаром, востребованным на рынке. Комодификация образования является закономерностью рыночной экономики, которая трактует обучение как подготовку человеческого капитала к трудовой деятельности. Главным объектом купли-продажи в сфере образования является научный продукт. Статус товара получают все виды учебно-научной деятельности: дипломы, сертификаты, результаты исследовательских работ и т.п. Следствием комодификации процесса обучения становится углубление отраслевой специализации учебных заведений. Указанные процессы требуют изменения менеджмента деятельности образовательных учреждений, что приводит к применению механизмов и инструментов, присущих частному сектору экономики. Итак, коммерциализация означает переход системы высшего

образования на рыночные отношения на основе внедрения новых методов управления, которые изменяют ее положение в обществе, способствуют товаризации знаний и результатов научных исследований.

Сферами применения коммерциализации являются наука, интеллектуальная собственность и технологии. Коммерциализация в науке - это практическое использование научных разработок, инновационных решений (научных трудов, изобретений и др.) в производстве товаров или оказании услуг с целью продажи их с максимальным коммерческим эффектом. Коммерциализация интеллектуальной собственности означает использование продуктов интеллектуального труда в коммерческой деятельности предприятий и организаций, а также передачу прав интеллектуальной собственности на возмездной основе. Коммерциализация технологий направлена на получение дохода путем использования определенной технологии (как правило, современной, пользующейся спросом среди потребителей) или набору технологий путем удачного их сочетания и, как следствие, - создание уникального продукта. На уровне менеджмента этот процесс происходит путем приватизации государственных или создания частных образовательных учреждений, что предоставляет исключительные права контроля над ними. Это означает, что коммерциализация образования происходит на двух уровнях -административном и учебном. Административный уровень требует управления образовательным учреждением как предприятием, и основной упор направлен на поиск дополнительных финансовых ресурсов, новую политику найма и новые отношения между преподавателями и студентами. Коммерциализация на уровне обучения касается учебного процесса и акцентирует внимание на качестве профессиональной подготовки. В данной работе коммерциализация системы высшего образования рассматривается в широком смысле - как одно из ее наиболее важных структурных изменений.

Природу и сущность коммерциализации, ее позитивное и негативное влияние на систему образования основательно исследовал Д. Бок. В работе «Университеты на рынке: коммерциализация высшего образования» он отмечает, что коммерциализация

имеет широкий круг поведенческих моделей и трендов, которые охватывают: во-первых, влияние экономических тенденций на университеты; во-вторых, влияние студенческих карьерных интересов на учебные программы; в-третьих, стремление к экономии университетских расходов; в-четвертых, использование административных методов управления, заимствованных из бизнеса. Все перечисленные механизмы нацелены на переход университетов на рыночные отношения и превращение знаний в прибыль [4].

Среди наиболее весомых факторов и особенностей коммерциализации высшего образования, кроме реакции на сокращение бюджетных ассигнований, М. ван дер Венде [13] называет растущее влияние частного капитала на университеты, появление новых возможностей для получения дохода через участие в разработке наукоемких технологий, обострение соперничества между университетами; размытость ценностных ориентиров академической науки. А. Хоган и Г Томпсон [8] отмечают изменение роли государства в сфере образования, трансформационные процессы в формах и видах предоставления образовательных услуг, диверсификацию путей получения средств. Существенным фактором углубления коммерциализации стало развитие экспорта образования и академической мобильности, что не только обеспечивает дополнительным источником доходов образовательные учреждения, но одновременно является индикатором привлекательности национальных систем образования.

Наиболее быстрыми темпами процесс коммерциализации проходит в англоязычных странах. Необходимость компенсировать сокращение государственного финансирования вынудило образовательные учреждения выходить на рынок через установление связей с частными структурами и продажу результатов своих научных разработок.

Приблизить университет к производственной организации и рассматривать его как предприятие, оказывающее услуги, а студентов как потребителей предложил в 1985 г. канцлер Бирмингемского университета А. Джарат [7]. Изложенные им положения легли в основу деятельности британских университетов, и с 1997 г. Великобритания признала оплату высшего образования официальной политикой правительства.

Стимулом коммерциализации высшего образования США оказались ее транснационализация и формирование глобального рынка образовательных услуг.

Согласно принятому закону Бея-Дойля университеты получили право распоряжаться интеллектуальной собственностью, созданной в процессе проведения научных исследований. Речь идет прежде всего о лицензировании и венчурном предпринимательстве, то есть участии университетов в создании новых бизнес-структур на базе собственных изобретений. Для обозначения важных структурных изменений в науке и зависимости профессиональных ученых от внешних источников финансирования Э. Хаккет предложил термин «академический капитализм» [6].

Ш. Слотер и Л. Лесли характеризуют понятие «академический капитализм» более широко и трактуют его как рыночную или рыночно-образную (marketlike) деятельность образовательного учреждения по привлечению средств за счет увеличения количества ориентированных на рынок исследований и грантовых проектов, или студентов, способных предложить более высокую плату за обучение. Главными субъектами академического капитализма выступают «предприни-мательско-ориентированные университеты» вместе со своим профессорско-преподавательским и научно-техническим персоналом и студентами. Преподаватели и студенты, по определению авторов, является сообществом капиталистов, субсидируемых государством, поскольку используют аудитории и лаборатории как платформы, ресурсы и субсидии для создания рыночных продуктов или услуг [12].

В свою очередь, в публикациях исследователей [9] звучат предостережения относительно превращения высшего образования из социального института в коммерческую индустрию, а современного университета - в бизнес-единицу, агентство по продаже услуг. В полемической форме авторы доказывают, что коммерциализация несет угрозу для качества обучения и фундаментальных исследований, которые являются основой будущего общества. В литературе даже появился специальный термин «макдональдизация», введенный Г Ритцером [10], что означает сведение высшего образования к оказанию

квалифицированных услуг. Большинство ученых выступают за необходимость поиска компромисса между классическими ценностями и современными ориентирами развития образовательного учреждения.

Процессы коммерциализации высшего образования в континентальной Европе имеют свои особенности. Традиционно образование считается сферой ответственности государства, поэтому плата за него введена не во всех странах. Первой платную форму обучения в университетах среди немецкоязычных стран ввела Австрия (2001 г.); впоследствии подобная практика была распространена в части федеральных земель Германии; Финляндия и Швеция ввели платное обучение по специальным англоязычным магистерским программам для слушателей из стран, которые не являются членами ЕС и Европейской экономической зоны. Образовательные системы европейских стран отличаются разнообразием образовательных учреждений, моделей обучения, научных школ, децентрализацией и академической автономией. Стремясь сохранить свое многообразие и традиционные ценности, они проводят политику единого образовательного пространства.

Коммерциализации научных технологий в европейских странах имеет выраженный вектор автономности образовательных учреждений. Сначала их основное внимание было сосредоточено на повышении уровня конкурентоспособности учебных программ как первостепенного образовательного назначения университетов. Впоследствии аккумулирование знаний и разработка прогрессивных методик преподавания позволили генерировать эти знания в тех областях, которые были максимально ориентированы на экономически активного потребителя - инновационные корпорации. Последние, в свою очередь, становятся источниками финансирования образовательных учреждений, что позволяет им создавать мощные научно-технические лаборатории и исследовательские центры. Университет при этом превращается в активного рыночного агента. В отличие от США в Европе большинство научных разработок реализуются в рамках университетов. Это дает возможность продвигать на рынок результаты своих исследований, оформленных в виде инноваций. Учитывая природу и

происхождение конечного продукта деятельности университета - инновации, он рассматривается как одна из форм инновационного предпринимательства.

Понятие «университетское предпринимательство» (как производное от «академического капитализма») означает способ передачи новых знаний и инновационных технологий от научной и образовательной сферы к частному бизнесу. Основной формой коммерциализации результатов научной деятельности считается создание инновационных предприятий, которые функционируют в формах start-up, spin-off, spin-out и других, основанных на знаниях и ноу-хау.

Модель формирования академического (инновационного) предпринимательства в США имеет общие черты с моделью Великобритании. Она заключается в создании стартапов и фирм spin-off с привлечением преподавателей университетов, где ведущая роль отводится бизнес-структуре. Фирма выполняет управленческие функции и координирует работу над общим проектом, образовательное учреждение обеспечивает его выполнение. Данная модель предоставляет возможность университетам выходить со своими ноу-хау на глобальные рынки. Например, университеты Стэнфорда и Беркли (штат Калифорния), выполняя заказы со стороны крупных корпораций, фактически создали мировой центр высоких технологий.

Для европейских стран характерна модель, основанная на организации университетами фирм spin-out, которые выполняют научно-исследовательские работы по заказу ведущих компаний страны или региона. Координирует и контролирует деятельность таких фирм университет, который выступает непосредственным поставщиком идей, научных разработок, технологий.

Интеграция образовательных учреждений и бизнес-структур способствует формированию новой модели университета - научно-образовательно-промышленного комплекса с академическим ядром. В научный оборот понятие «предпринимательский университет» ввел в 1998 г. профессор Калифорнийского университета Б. Кларк. Он же исследовал и впервые сформулировал концептуальные основы университета предпринимательского типа. Одним из основополагающих принципов его функционирования является по-

нимание отсутствия в коммерциализации опасности для основных академических ценностей и качества образования [5]. П. Шульте определил пути реализации предпринимательской функции университета, указывая, что первый связан с подготовкой студентов к предпринимательской активности и самозанятости, второй - с предпринимательской деятельностью самого университета по созданию бизнес-инкубаторов, технопарков, дочерних фирм и т.д. [11].

Опыт развитых стран демонстрирует много примеров успешного сотрудничества между университетом и промышленностью в области инноваций и предпринимательства. Наиболее яркими из них является создание университетских исследовательских парков, таких как Кремниевая долина, Кембриджский научный парк, Гарвардская лаборатория инноваций и др.

Высшее образование нашей страны столкнулось с теми же вызовами, что и западные образовательные учреждения. Современные тенденции развития высшего образования диктуют университетам новые законы выживания в конкурентной борьбе. В настоящее время задачей образовательных учреждений является поиск новой формы существования, которая бы, с одной стороны, сохраняла основные функции и традиции университетов, а с другой - позволяла бы интегрировать в себя новые предпринимательские подходы в деятельности образовательных учреждений с обеспечением рыночного измерения свободы всех сфер жизни университета и его деятельности. В условиях становления общества знаний именно предпринимательская активность всех субъектов системы высшего образования способствует повышению эффективности и экономической устойчивости образовательных учреждений, становится основой инновационного развития как образования, так и национальной экономики в целом.

Анализируя изложенное выше, отметим, что коммерциализация - это усиление влияния рыночных отношений на цели и задачи высшего образования, а также рост значимо -сти знаний как ресурса экономического развития, фокусируется на экономической концепции, основанной на знаниях. Неоднозначное восприятие университетским сообществом сущности процесса коммерциализации по-

рождает определенную одновекторность его оценки, что создает дополнительный барьер для модернизации высшей школы и дальнейшего развития системы высшего образования.

Исследование зарубежного опыта коммерциализации высшего образования приводит к выводу, что нашей стране целесообразно учесть мировые тенденции в этой сфере, в частности, в плане внедрения модели предпринимательского университета. Интеграция науки и сферы бизнеса на основе инноваций будет способствовать росту экономики страны и повышению благосостояния населения. С другой стороны, реализация сотрудниче-

ства между образовательными учреждениями и бизнесом, которая базируется на взаимном интересе и выгодном партнерстве, обеспечит практическую направленность учебного процесса, повысит качество подготовки будущих специалистов в соответствии с ожиданиями работодателей. Создание благоприятных условий для усиления сотрудничества образовательных учреждений с бизнесом требует предоставления университетам большей автономности в управлении образовательной деятельностью и предусматривает возможность участия в этом процессе бизнес-структур.

Список литературы_

1. Дадаев, Я.Э. Бизнес-образование и его влияние на уровень предпринимательства / Я.Э. Дадаев // ФГУ Science. Научно-аналитический журнал. - 2021. - № 4. - С. 17-27.

2. Дадаев, Я.Э. Коммерциализация новых знаний и понятие «академический капитализм» / Я.Э. Дадаев, З.М. Закриева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2021. - № 2 (54). - С. 227-239.

3. Российское образование в контексте международных индикаторов: аналитический доклад, 2017. - URL: http://firo.ranepa.rU/novosti/56-obsuzhdaetsya/674-ros-obr-v-kontekste-mejdunar-ind#doklad (дата обращения: 19.11.2021).

4. Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton University Press, 2004, 256 р.

5. Clark B.R., Pergamon B.R., Clark B.C. Creating Enter-n preneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London & New York: Emerald Publishing Limited, 2001, 180 p.

6. Hackett Edward J. Science as a Vocation in the 1990s: The Changing Organizational Culture of Science // The Journal of Higher Education, 1990, vol. 61, No 3. U.S.A.: Published by Ohio State University Press, р. 241-279.

7. History of the university in Europe / ed. by Ruegg W, vol. 4, Cambridge, 2002-2011, 661 р.

8. Hogan А., Thompson G. Commercialization in education. In: Oxford research encyclopedia of education / G.W. Noblit (ed.). Oxford University Press, United Kingdom, 2017, р. 1-19.

9. Hussey T., Smith Р. The Trouble with Higher Education: A Critical Examination of Our Universities. New York & London: Routledge, 2009, 168 p.

10. Ritzer G. The McDonaldization of Society. 17th ed. / Ritzer G. SAGE Publications, 2012, 312 p.

11. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // London, Higher education in Europe, 1998, vol. 29, is. 2, р. 187-191.

12. Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University (American Land Classics). Baltimore, MA, U.S.A.: The John Hopkins University Press, 1999, 300 p.

13. Van der Wende M. C. Reframing Global Engagement // International Higher Education, 2017, vol. 90, р. 10-12.

References_

1. Dadaev Ya.E'. Biznes-obrazovanie i ego vliyanie na uroven' predprinimatel'stva. FGU Science. Nauchno-analiticheskij zhurnal. 2021. № 4. S. 17-27.

2. Dadaev Ya.E', Zakrieva Z.M. Kommercializaciya novy'x znanij i ponyatie «akademicheskij kapitalizm». Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E'konomika i upravlenie. 2021. № 2 (54). S. 227-239.

3. Rossijskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnyx indikatorov: analiticheskij doklad, 2017. URL: http://firo. ranepa.ru/novosti/56-obsuzhdaetsya/674-ros-obr-v-kontekste-mejdunar-ind#doklad (data obrashheniya: 19.11.2021).

4. Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton University Press, 2004, 256 r.

5. Clark B.R., Pergamon B.R., Clark B.C. Creating Enter-n preneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London & New York: Emerald Publishing Limited, 2001, 180 p.

6. Hackett Edward J. Science as a Vocation in the 1990s: The Changing Organizational Culture of Science. The Journal of Higher Education, 1990, vol. 61, No 3. U.S.A.: Published by Ohio State University Press, r. 241-279.

7. History of the university in Europe / ed. by Ruegg W, vol. 4, Cambridge, 2002-2011, 661 r.

8. Hogan A., Thompson G. Commercialization in education. In: Oxford research encyclopedia of education / G.W. Noblit (ed.). Oxford University Press, United Kingdom, 2017, r. 1-19.

9. Hussey T., Smith R. The Trouble with Higher Education: A Critical Examination of Our Universities. New York & London: Routledge, 2009, 168 p.

10. Ritzer G. The McDonaldization of Society. 17th ed. / Ritzer G. SAGE Publications, 2012, 312 p.

11. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development. London, Higher education in Europe, 1998, vol. 29, is. 2, r. 187-191.

12. Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University (American Land Classics). Baltimore, MA, U.S.A.: The John Hopkins University Press, 1999, 300 p.

13. Van der Wende M. C. Reframing Global Engagement. International Higher Education, 2017, vol. 90, r. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.