Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО АКТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО АКТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадаев Якуб Элхазурович

В статье рассмотрено нормативно-правовое обеспечение функционирования системы высшего образования, всех ее уровней и подсистем, деятельности образовательных учреждений разных типов и форм собственности, организации различных форм обучения. Проведен анализ определений сущности «инновационный университет» различными учеными, что дает возможность рассмотреть это понятие с точки зрения функционального подхода. Для более глубокого понимания содержания этого понятия выполнена декомпозиция приведенных определений на основные составляющие по следующим признакам сравнения: сущностная составляющая понятия; направленность инновационного университета; назначение инновационного университета. Предложено понимать инновационно активный университет как предпринимательскую организацию, которая имеет ресурсную готовность к ускоренному социально-экономическому развитию за счет интенсивного трансферта полученных в образовательном учреждении знаний и технологий на основе партнерского взаимодействия со стейкхолдерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING INNOVATIVE-ACTIVE UNIVERSITY

The article considers the regulatory and legal support for the functioning of the higher education system, all its levels and subsystems, the activities of educational institutions of different types and forms of ownership, the organization of various forms of education. The analysis of definitions of the essence of "innovative university" by various scientists is carried out, which makes it possible to consider this concept from the point of view of a functional approach. For a deeper understanding of the content of this concept, the above definitions are decomposed into the main components according to the following comparison criteria: the essential component of the concept; the orientation of the innovative university; the purpose of the innovative university. It is proposed to understand the "innovation-active university" as an entrepreneurial organization that has a resource readiness for accelerated socio-economic development due to the intensive transfer of knowledge and technologies obtained in an educational institution on the basis of partnership with stakeholders.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО АКТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_2_167 УДК 338

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО АКТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Дадаев Якуб Элхазурович,

старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: dadaev.ya.82@mail.ru

В статье рассмотрено нормативно-правовое обеспечение функционирования системы высшего образования, всех ее уровней и подсистем, деятельности образовательных учреждений разных типов и форм собственности, организации различных форм обучения. Проведен анализ определений сущности «инновационный университет» различными учеными, что дает возможность рассмотреть это понятие с точки зрения функционального подхода. Для более глубокого понимания содержания этого понятия выполнена декомпозиция приведенных определений на основные составляющие по следующим признакам сравнения: сущностная составляющая понятия; направленность инновационного университета; назначение инновационного университета. Предложено понимать инновационно активный университет как предпринимательскую организацию, которая имеет ресурсную готовность к ускоренному социально-экономическому развитию за счет интенсивного трансферта полученных в образовательном учреждении знаний и технологий на основе партнерского взаимодействия со стейкхолдерами.

Ключевые слова: университет; высшее образование; инновации; инновационный университет; предпринимательский университет; инновационно активный университет.

UDC 338

FEATURES OF FUNCTIONING INNOVATIVE-ACTIVE UNIVERSITY

Dadaev Yakub Elhazurovich,

Senior Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: dadaev.ya.82@mail.ru

The article considers the regulatory and legal support for the functioning of the higher education system, all its levels and subsystems, the activities of educational institutions of different types and forms of ownership, the organization of various forms of education. The analysis of definitions of the essence of "innovative university" by various scientists is carried out, which makes it possible to consider this concept from the point of view of a functional approach. For a deeper understanding of the content of this concept, the above definitions are decomposed into the main components according to the following comparison criteria: the essential component of the concept; the orientation of the innovative university; the purpose of the innovative university. It is proposed to understand the "innovation-active university" as an entrepreneurial organization that has a resource readiness for accelerated socio-economic development due to the intensive transfer of knowledge and technologies obtained in an educational institution on the basis of partnership with stakeholders.

Keywords: university, higher education, innovation, innovation university, entrepreneurial university, innovation-active university.

Большое внимание на современном этапе развития высшего образования уделяется проблеме перехода ее на инновационную основу, то есть учета в процессе подготовки специалистов таких инновационных элементов, которые бы позволили обеспечить соот-

ветствующий уровень конкурентоспособности отечественного образования в мировом глобализационном пространстве [7]. Современные образовательные учреждения, чтобы соответствовать требованиям времени, должны выполнять не только классиче-

ские функции (образование, исследование, воспитание), но и приобретать новые черты - инновационности и предприимчивости.

Инновационное развитие является неотъемлемой составляющей удовлетворения широкого комплекса национальных интересов государства. Растущая конкуренция на рынке образовательных услуг, сокращение государственного финансирования ставят перед образовательными учреждениями задачу приспособления к новым условиям. Опыт ведущих университетов мира свидетельствует, что ключевым фактором успешного развития является инновационная и предпринимательская деятельность. В связи с этим особое значение приобретает определение сущности инновационно-активного университета как формы интеграции образования, науки и бизнеса.

Потребность в превращении традиционного университета в инновационно активный появилась благодаря возникновению в XX веке мировой тенденции сокращения финансирования университетов из государственных источников, усилению конкуренции в международном образовательном пространстве и изменению места образования в социальном и экономическом развитии общества и цивилизации.

Основы предпринимательского университета заложены в трудах таких ученых, как Б. Кларк [8], А.О. Грудзинский [3], ГН. Константинов [9], Г Ицковиц [6] и др. Концепция предпринимательского университета получила свое развитие в середине 90-х годов XIX века в работах немецкого ученого Г. Ицковица и американского ученого Б. Кларка, по мнению которого, важной чертой предпринимательского университета является принятие рисков при освоении новых практик, перманентный поиск новых, нетрадиционных методов, подходов и инструментов образовательно-научной деятельности, формирование конкурентных преимуществ для усиления своей привлекательности для основных стейкхолдеров - абитуриентов, общества, экономики.

По мнению Б. Кларка, преимуществами инновационных университетов являются [8]: сильный механизм управления - университеты не могут зависеть от традиционного контроля или управления; периферия развития - университеты должны иметь механизмы взаимосвязи с внешней средой; диверсифи-

цированная база финансирования - университеты нуждаются в финансовых ресурсах, для чего необходимо расширить свою финансовую базу; прочное академическое обеспечение - университеты нуждаются в базовых академических единицах, принимающих предпринимательскую культуру; интегрированная предпринимательская культура -университеты нуждаются в культуре, которая охватывала бы изменения, этику работы и набор убеждений, которые являются общеуниверситетскими и становятся основой идентичности университета.

Несмотря на существенные преимущества предпринимательского университета, некоторые ученые негативно относятся к процессу перехода от традиционного университета к предпринимательскому и прогнозируют следующие последствия [1]:

1) для предпринимательского университета приоритетом его деятельности может стать не образовательная, а бизнес-деятельность, что существенно изменит назначение университета как учреждения продуцирования знаний для общества;

2) поддержка развития предпринимательских способностей преподавателей как основного ресурса университета может спровоцировать большую активность в реализации собственных предпринимательских проектов, пренебрегая при этом своими непосредственными обязанностями.

Понятие и концепции предпринимательского университета достаточно тщательно исследовались и выносились на рассмотрение разными учеными и в разные годы. «Существуют различные определения термина «предпринимательский университет», поскольку феномен университетского предпринимательства относительно новый и представляет собой третью миссию вуза наряду с продуцированием новых знаний и образовательно-воспитательной деятельностью» [5].

Таким образом, компаративный анализ многочисленных работ ученых позволяет сделать вывод о дискуссионном характере данной проблематики, что свидетельствует о ее актуальности на мировом и национальных образовательных рынках. Несмотря на значительный вклад ученых в исследование проблем инновационно активного (предпринимательского) университета, сегодня эти вопросы требуют дальнейшей разработки

как в теоретическом, так и в организационно-практическом аспекте, поскольку характер деятельности университетов в современных условиях рыночной конкуренции принципиально изменился.

В большинстве стран мира модернизация образования является приоритетной задачей, которая обеспечивает социально-экономическое, политическое и научное развитие общества. Модернизация системы образования является инструментом формирования личности, способной быстро адаптироваться к современной динамической среде и быть конкурентоспособной на рынке труда. «Академический капитализм является экономи-

ческой категорией, которая характеризует деятельность образовательных организаций как прибыльных предприятий; использование результатов академической деятельности для получения прибыли» [4].

Современные тенденции обусловили дальнейший выбор вектора развития отечественной системы высшего образования в направлении построения его содержания в соответствии с мировыми стандартами, влияющими на качество и процесс образования университетов, а также перестройку всей системы высшего образования. Можно выделить следующие главные тенденции развития высшего образования (табл. 1).

Таблица 1 - Современные тенденции развития высшего образования

Тенденция Характеристика

Переход от массовости к универсализации Универсализация предполагает адаптацию всего населения к быстрым социальным и технологическим изменениям. Высшее образование, отвечающее требованиям времени, должно не только готовить индивида к будущей профессии, но и обучать базовым аналитическим навыкам и критическому мышлению, развивать способности к самообучению, умению находить и фильтровать нужную информацию. В большинстве стран ОЭСР процент взрослого населения с высшим образованием уже давно превысил 50 %, что свидетельствует о переходе от массовой к универсальной стадии (средний показатель для стран ОЭСР - 70 %). Однако образовательная политика, направленная на ограничение, а не расширение доступа к высшему образованию, может быстро изменить ситуацию

Источники финансирования высшего образования Финансирование высшего образования осуществлялось из разных источников. В одних странах исторически преобладало государственное финансирование, в других, таких как США, Южная Корея, в большей степени было представлено финансирование за счет средств частных лиц и предприятий. Соотношение расходов на образование обусловлено особенностями социально-экономической ситуации в государстве. В последнее десятилетие появилась тенденция диверсификации источников финансирования образования и ориентация топовых университетов на независимость от государственного финансирования

Развитие открытых онлайн-курсов и МООС-платформ Начиная с 2012 г. неуклонно растет количество онлайн-платформ (MOOC Massive open online courses) и численность их пользователей. Наиболее известные мировые платформы - Coursera, edX и Udacity. Отдельно можно выделить также стремление университетов наладить взаимосвязь между очным обучением и обучением онлайн, то есть обучать студентов по смешанной форме. Внедрение MOOC предоставляют высокое качество, которое достигается благодаря технологиям, дизайну и уровню преподавателей онлайн-курсов. MOOC имеет много преимуществ по сравнению со стандартным преподаванием: доступность из любой точки мира общения с преподавателями и другими студентами на форумах, развитие самоорганизации, самостоятельный выбор времени прохождения обучения, бесплатное обучение и т.п.

Автономия университетов Автономия является одним из трех базовых принципов деятельности европейских университетов, что закреплено великой Хартией университетов. По решению лиссабонской декларации 2007 года различают четыре компонента институциональной автономии: академическую, финансовую, организационную и кадровую

Непрерывное обучение С автоматизацией производства и роботизацией сокращаются рабочие места, что приводит к высвобождению специалистов. Это создает новые вызовы для системы переподготовки специалистов. Результатом является концепция непрерывного обучения. Согласно данной концепции, каждый человек, который заинтересован поддерживать свой уровень профессиональной компетентности на рынке труда, должен постоянно повышать профессиональную квалификацию или проходить профессиональную переподготовку. Развитие наукоемкого общества и обеспечение конкурентоспособной экономики требует постоянно обновлять знания, повышать квалификацию, расширять возможности профессионального развития

Индивидуализация обучения Создание новых критериев оценки студентов и сосредоточение внимания на индивидуальности каждого студента предоставляет возможность увидеть более четкую картину того, что студенты должны знать для получения навыков и компетенций. Для этого применяются технологии адаптивного обучения [8]

Менторство (наставничество) Основными задачами для преподавателей станут поиск индивидуального подхода к каждому студенту, мотивация на дальнейшее развитие. Преподаватели должны стать наставниками и лидерами как в преподавании, так и поддержке студентов. Для этого преподавателям следует развивать и собственные навыки: межличностные коммуникации, управление конфликтами и стрессом, тайм-менеджмент, необходим ежедневный просмотр специализированных изданий, регулярное прохождение онлайн-кур-сов, участие в программах повышения квалификации. Важно переходить от стандартных лекций, заучивания материала, проведения экзаменов к приобретению ценных навыков, умению адаптироваться к текущим рыночным условиям и требованиям студентов

Практико-ориентированное, дуальное обучение Этот метод преподавания и обучения позволяет студентам совмещать обучение в образовательном учреждении с практической работой. Им предоставляют реальные рабочие условия, в которых можно получить практические и социальные навыки, необходимые для успешной работы

Эффективный баланс между традиционным обучением и микро-кре-денциализмом Работодатели больше ценят специализированные знания и навыки, а не диплом в определенной области знаний, необходимо поддержание баланса между возможностью получения академической степени и микро-креденциализмом по созданию среды, что направлено на выполнение конкретных функций в определенных отраслях. Это обеспечивает получение специализированных навыков с широким кругозором

Академическая мобильность и интернационализация Под интернационализацией высшего образования понимаются меры по усилению и содействию созданию интернационального академического сообщества, что будет готовить студентов к жизнедеятельности в условиях среды, которая глобализируется

Приоритет тренинговых и кейсовых методов обучения Преподаватели должны использовать различные методы обучения и подходы, быть активными участниками учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии создают предпосылки для использования новых подходов и методов для реализации активного обучения с использованием тренингов, кейсов, имитационного моделирования, что позволит даст возможность в короткие сроки приобрести необходимые навыки и максимально эффективно использовать их в профессиональной деятельности

Стратегической задачей высшего образования является необходимость существенного обновления содержания образовательного процесса, качества преподавания, поиск и применение новейших, инновационных форм и методов обучения с целью обеспечения высокого качества компетентно-стей современного специалиста.

Существование единого мирового образовательного пространства, усиление конкуренции между системами высшего образования и отдельными университетами, что обусловлено процессами прогрессирующей глобализации, обосновывает необходимость осуществления международных сравнений на основании рейтингов национальных систем образования и отдельных образовательных учреждений. Высокие позиции в мировом рейтинге значительно повышают привлекательность системы высшего образования или конкретного образовательного учреждения не только для международных и национальных абитуриентов, работодателей, инвесторов, но и обеспечивают дополнительные субсидии государства.

В настоящее время существуют различные группы рейтингов, среди которых можно выделить: интегральные, многофакторные, наукометрические, web-рейтинги и т.д. С каждым годом число рейтингов увеличи-

вается, но наиболее авторитетными остаются международные рейтинги по оценке деятельности высших учебных заведений: Academic Ranking of World Universities, Times Higher Education World University Ranking и QS World University Ranking.

Среди основных тенденций развития рейтингов в современном мире можно выделить следующие: расширение публикуемого списка рейтингов; расширение спектра предметных рейтингов; появление новых рейтингов в рамках существующих рейтинговых систем; появление и активное развитие веб-рейтингов; появление альтернативных международных и национальных рейтинговых систем.

Еще одна тенденция связана с изменениями методологии рейтингов, в том числе с введением новых индикаторов, изменением их весов. Экспертами отмечается, что показатели международной интеграции, используемые в ведущих рейтингах, видимо, также придется корректировать. Международная мобильность снизилась, и многие за рубежом осознали: процент иностранцев в университете и частота цитирований научных работ - далеко не все, что требуется для определения подлинной силы университета. С закрытием границ и введением ограничений в связи с появлением новой

коронавирусной инфекции международная студенческая и преподавательская мобильность претерпели серьезные изменения. Актуальными остались только онлайн-курсы, которые вузы предоставляют на различных образовательных онлайн-платформах.

Таким образом, тема мировых рейтингов университетов, тенденций их развития, происходящих изменений в их методологии очень важна для стратегирования развития конкретных университетов и национальных систем высшего образования. Рейтинги все больше используются вузами как инструменты оценки эффективности проводимой работы по повышению своей конкурентоспособности на мировой арене и национальном уровне, студентами, абитуриентами и их родителями, а также органами государственной власти.

Понимание инновационно-активной деятельности высших учебных заведений прежде всего базируется на определении собственно категории «инновационно активный университет». Анализ различных подходов

толкований категории «инновационный университет» позволяет сделать следующие выводы. Инновационный университет должен:

- использовать инновации во всех сферах своей деятельности;

- продуцировать новые знания для внедрения их в практику деятельности организаций различных сфер деятельности;

- искать новые пути и формы взаимодействия с внешними стейкхолдерами;

- способствовать усилению связи между научными исследованиями и академическим предпринимательством [1; 2; 3; 8; 9; 10].

Для более глубокого понимания содержания этого понятия с помощью морфологического анализа проведем декомпозицию приведенных в табл. 2 определений на основные составляющие по следующим признакам сравнения: сущностная составляющая понятия; направленность инновационного университета; назначение инновационного университета.

Таблица 2 - Морфологическая декомпозиция определения сущности инновационного университета

(составлено на основе [1; 2; 3; 6; 10])

Признак сравнения Структурный состав

Сущностная составляющая понятия получение научных знаний путем проведения научных исследований и разработок; создание и освоение инноваций, то есть обновление образовательных продуктов и услуг, форм и технологий обучения на разных этапах инновационного процесса (от появления идеи или новой технологии до ее коммерциализации) в образовательной и научной сфере; научная и образовательная деятельность на основе инновационных подходов и методов управления; образовательное учреждение естественнонаучного и инженерно-технологического профиля; преподаватели, студенты и аспиранты; университеты, стремящиеся адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды

выполняет традиционную миссию преподавания и научных исследований, играет активную роль в социально-экономическом развитии; организация, базирующаяся на целевые инновации; осуществляется перенос знаний в практические отрасли экономики и общества в целом

Направленность инновационного университета на создание и внедрение новых конкурентоспособных технологий; обеспечение необходимой экономической и (или) общественной выгоды; реализация новаторских наработок, внедрение в экономику результатов своих исследований и разработок; предо -ставление студенту новых идей и навыков; генерация знаний, преподавание и преобразование знаний в практику; осуществление переноса знаний в практические области экономики и общества в целом

Назначение инновационного университета обеспечение инновационного развития общества и подготовки специалистов инновационного типа; создание новых предприятий; развитие предпринимательского таланта для бизнеса, ориентированного на науку; его экосистема способна так увеличить ресурсы научного открытия с коммерческим потенциалом, что оно станет жизнеспособным бизнесом

Итак, на основе табл. 2 можно сделать вывод, что, несмотря на многообразие определений, некоторые из них схожи по своей сути. Надо отметить, что большинство ученых при трактовке этого понятия акцентируют внимание на таких составляющих, как научные

исследования и инновации, но мало кто обращает внимание на то, что инновационно активный университет должен способствовать ускоренному социально-экономическому развитию общества за счет эффективного синтеза инновационной преподавательской,

исследовательской и предпринимательской деятельности.

Обобщая проведенный анализ, предлагается под инновационно активным университетом понимать образовательно-предпринимательскую организацию, которая имеет ресурсную готовность способствовать ускоренному социально-экономическому развитию общества за счет интенсивного трансферта полученных

в университете знаний и технологий на основе партнерского взаимодействия со стейкхолде-рами. При этом к последним относятся субъекты рынка труда, государственные и общественные организации [11]. Исходя из этой трактовки система деятельности инновационно активного университета может быть представлена как комбинация компонентов внутренней и внешней среды (рис. 1).

Субъекты рынка труда

Философия, цели, стратегия университета

Качество образовательного процесса

Технологии преподавания, образовательные программы

т

Процессы нововведений

Компоненты инновационно активного университета

Процессы нововведений

Внутренняя среда

Ресурсы университета (финансовые, кадровые, материально-технические)

Научная деятельность университета

Организационная структура, корпоративная культура

Государственные организации

Общественные организации

Внешняя среда

Рисунок 1 - Взаимодействие компонентов внутренней и внешней среды инновационно

активного университета

Следовательно, инновационно активный университет направлен на развитие общества в текущей и долгосрочной перспективе, а доминантами его деятельности выступают

[11]: наука, образование, взаимодействие.

В этих условиях инновационно активный университет должен внедрять инновации в направлениях, представленных в табл. 3.

Таблица 3 - Ключевые направления инновационно активного университета

Направление Характеристика

Лидерство и управление Два важнейших и сложных фактора развития предпринимательских и инновационных университетов. Отзывчивое руководство - это то, что поддерживает динамичную и успешную организацию, особенно в периоды неопределенности, непредсказуемости и сложности. Лидерство и управление могут стимулировать инновации в организации, которые объединяются общим видением и культурой, не перегружены системами управления, постоянно стремясь к своей автономии благодаря предпринимательскому управлению различными взаимосвязями с заинтересованными сторонами

Организационная способность Постоянное направление на развитие своих организационных возможностей. С этой целью применяются стимулы и вознаграждения для сотрудников, студентов и заинтересованных сторон, которые продвигают предпринимательскую программу и преодолевают барьеры и ограничения в организации. Цель состоит в том, чтобы расширить возможности организации в собственных инициативах, участвовать в инновациях и строить личные отношения между заинтересованными сторонами на основе доверия через внешние и внутренние границы

Самостоятельность и ответственность Обучение требует чего-то другого, кроме стандартных учебников и обычных учебных классов, стремится повысить предпринимательские способности и возможности учащихся, предоставляя им большую самостоятельность и ответственность в процессе обучения путем экспериментального общего и рефлексивного обучения

Подготовка и поддержка предпринимателей Предусматривает стратегии преподавания, которые предлагают целенаправленную поддержку для студентов и персонала, направленную на создание бизнеса, которая предоставляется непосредственно университетом, или направление потенциальных предпринимателей в специализированные службы поддержки начинающих предпринимателей

Цифровая трансформация и возможности Использование возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями, которые являются ключевым фактором содействия инновациям и предпринимательству, что подразумевает развитие цифровой культуры, разработку и поддержку соответствующей и современной цифровой инфраструктуры, развитие цифровой компетентности персонала и студентов

Обмен знаниями и сотрудничество Негативное отношение к предпринимательству, предпринимателям и бизнесу в образовательном учреждении может препятствовать сотрудничеству с деловыми партнерами

Интернационализация образовательного учреждения Интернационализация является важным показателем качества высшего образования, средством для изменений и продвижения через свою деятельность в области преподавания, исследований и обмена знаниями, а также через своих сотрудников и студентов

В соответствии с указанными направлени- онной деятельности - функции инновацион-ями выделяются основные виды инноваци- но активного университета (табл. 4).

Таблица 4 - Виды инновационной деятельности университета

Вид / функция Характеристика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность по созданию инноваций Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие собственной инфраструктуры нововведений, вывода на рынок результатов собственной исследовательской деятельности, разработки и реализации комплексных проектов и программ инновационного развития

Обучение инновационной деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов, студентов и др. Подготовка инновационных кадров, что имеет важное значение в условиях формирования экономики знаний

Образовательная деятельность Традиционное направление деятельности образовательного учреждения, дополненного в условиях рыночной экономики созданием различного рода курсов повышения квалификации, проведением семинаров, тренингов, круглых столов по проблемам развития отрасли и т.п.

Таким образом, инновационно активные университеты отличаются от традиционных своим акцентом на академических ценностях научности и инновационности.

Анализ сущности и специфики функционирования инновационно активных университетов позволил прийти к выводу, что образовательная составляющая занимает существенное значение в его взаимосвязях с основными стейкхолдерами. Именно образовательная составляющая обеспечивает формирование специалиста, нужного рынку труда, непосредственно влияет на образовательный потенциал общества, осуществляет влияние на разработку и внедрение инноваций в реальный сектор экономики.

Поэтому эффективность управления инновациями в образовательном процессе влияет на всю деятельность инновационно активного университета. На рис. 2 приведены контуры управления образовательными инновациями университета.

Стратегическое управление образовательными инновациями в университете нацелено на реализацию глобальных задач в сфере образования и определяет основные направления деятельности в организационных, учебных, методических сферах. Для ре-

ализации этих задач необходимо нормативно-правовое обеспечение в соответствии с государственной политикой.

Планы и программы составляют на основе анализа внешней среды, экономических, научно-технологических, демографических, экологических и других факторов. В то же время оценивается образовательно-научный потенциал университета, а также возможности по финансовому обеспечению реализации планов и программ.

Управление образовательными инновациями заключается в составлении планов-графиков выполнения работ и контроле их выполнения; анализе экономических, организационно-управленческих, социально-психологических факторов, влияющих на возможности реализовывать стратегические задачи; разработке эффективных форм организации образовательно-инновационной деятельности университета.

Управленческо-инфраструктурные инновации - это подсистема, обеспечивающая возможность и поддержку в осуществлении образовательно-инновационного процесса. Содержание инфраструктуры раскрывают выполняемые ею функции, а именно: организационно-правовое оформление; обеспече-

Контуры управления образовательными инновациями университета

Ч—

Стратегический менеджмент инноваций в образовании должен направляться на повышение ценности образовательных услуг, формирование новых образовательных услуг и новых рынков (групп потребителей), занятие лидирующих позиций:

▼ создание современной системы непрерывного профессионального образования ▼ подготовку по программам второго образования ▼ развитие транснационального высшего образования

—► Оперативный менеджмент инноваций в образовании является средством реализации стратегических инноваций и предусматривает создание системы обеспечения качества образовательной, научной и инновационной деятельности:

Рисунок 2 - Контуры управления образовательными инновациями университета

ние информацией участников; обеспечение сочетания всех элементов и субъектов управления образовательными инновациями; содействие процессу регулирования процессов внедрения образовательных инноваций.

Контуры управления образовательными инновациями принципиально разграничивают состав, структуру и содержание управления; определяют приоритетность методов анализа и прогноза и методов реализации образовательно-инновационного процесса. Внедрение и управление образовательными инновациями требует изменения организационных структур, трансформации персонала, переналадки системы коммуникационных связей, системы инновационных мероприятий по материально-ресурсной базе управления и т.п.

Модернизация системы образования является инструментом формирования лич-

ности, способной быстро приспособиться к современной динамической среде и быть конкурентоспособной на рынке труда. Проанализированы современные тенденции развития отечественного высшего образования в направлении построения его содержания в соответствии с мировыми стандартами, которые влияют на качество и процесс образования.

Рассмотрено позиционирование национальной системы образования в измерении международных мировых рейтингов. Через глобальные рейтинги вузов университеты стран мира стали получать открытую публичную оценку. Многие государства считают попадание своих университетов в топ-лист глобальных рейтингов целью, от которой зависит международный престиж страны.

Проведен компаративный анализ определений сущности «инновационный универ-

ситет». Предложено понимать инновационный университет как предпринимательскую организация, которая имеет ресурсную готовность способствовать социально-экономическому развитию за счет интенсивного трансферта полученных в университете знаний и технологий на основе партнерского взаимодействия со стейкхолдерами.

Определены ключевые измерения иннова-

ционно активного университета и основные виды его инновационной деятельности. На основании понимания, что образовательные инновации являются ключевыми инновациями инновационно активного университета, которые оказывают существенное влияние на другие виды его деятельности, разработана схема контуров управления образовательными инновациями университета.

Список литературы_

1. Востроилов, А.В. Инновационный университет: опыт развития / А.В. Востроилов // Управление исследованиями и инновациями. - 2006. - № 5. - С. 33-44.

2. Голубев, С.В. Социально-предпринимательский вуз: возможность развития для региональных вузов / С.В. Голубев // Общественные науки. - 2010. - № 4. - С. 11-21.

3. Грудзинский, А.О. Университет как предпринимательская организация / А.О. Грудзинский // Социологические исследования. - 2004. - № 4. - С. 113-121.

4. Дадаев, Я.Э. Коммерциализация новых знаний и понятие «академический капитализм» / Я.Э. Дадаев, З.М. Закриева // Вестник Тверского государственного университета. - 2021. - № 2 (54). - С. 227-239.

5. Дадаев, Я.Э. Определение предпринимательского университета и его роль в инновационном развитии / Я.Э. Дадаев // ФГУ Science. - 2021. - № 4. - С. 28-38.

6. Ицковиц, Г Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. инновации в действии / Г Ицко-виц; перевод с английского, под редакцией А.Ф. Уварова. - Томск: ТУСУР, 2010. - 238 с.

7. Карпов, А.О. Современный университет: среда, партнерства, инновации / А.О. Карпов // AlmaMater. Вестник Высшей школы. - 2014. - № 8. - С. 8-12.

8. Кларк, Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Б.Р. Кларк; перевод с английского А. Смирнова. - Москва: ИД ГУ ВШЭ, - 2011. - 240 с.

9. Константинов, ГН. Что такое предпринимательский университет / ГН. Константинов // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49-62.

10. Сидорова, А.А. Предпринимательские университеты: сущность и тенденции развития / А.А. Сидорова, Н.А. Румянцев. - URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2430627 (дата обращения: 19.11.2021).

11. Cai Yu., Ma Ji., Chen Q. Higher Education in Innovation Ecosystems. Sustainability, 2020, No 12, р. 43-76.

References _

1. Vostroilov A.V. Innovacionny'j universitet: opy't razvitiya. Upravlenie issledovaniyami i innovaciyami. 2006. № 5. S. 33-44.

2. Golubev S.V. Sociarno-predprinimatel'skij vuz: vozmozhnosf razvitiya dlya regional'ny'x vuzov. Obshhestvennye nauki. 2010. № 4. S. 11-21.

3. Grudzinskij A.O. Universitet kak predprinimatel'skaya organizaciya. Sociologicheskie issledovaniya. 2004. № 4. S. 113-121.

4. Dadaev Ya.E', Zakrieva Z.M. Kommercializaciya novy'x znanij i ponyatie «akademicheskij kapitalizm». Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 2 (54). S. 227-239.

5. Dadaev Ya.E'. Opredelenie predprinimatel'skogo universiteta i ego rol' v innovacionnom razvitii. FGU Science. 2021. № 4. S. 28-38.

6. Iczkovicz G. Trojnaya spiral'. Universitety' predpriyatiya gosudarstvo. innovacii v dejstvii / perevod s anglijskogo, pod redakciej A.F. Uvarova. Tomsk: TUSUR, 2010. 238 s.

7. Karpov A.O. Sovremenny'j universitet: sreda, partnerstva, innovacii. AlmaMater. Vestnik Vysshej shkoly. 2014. № 8. S. 8-12.

8. Klark B.R. Sozdanie predprinimatel'skix universitetov: organizacionny'e napravleniya transformacii / perevod s anglijskogo A. Smirnova. Moskva: ID GU VShE', 2011. 240 s.

9. Konstantinov G.N. Chto takoe predprinimatel'skij universitet. Voprosy obrazovaniya. 2007. № 1. S. 49-62.

10. Sidorova A.A., Rumyancev N.A. Predprinimatel'skie universitety': sushhnost' i tendencii razvitiya. URL: http:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2430627 (data obrashheniya: 19.11.2021).

11. Cai Yu., Ma Ji., Chen Q. Higher Education in Innovation Ecosystems. Sustainability, 2020, No 12, r. 43-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.