Научная статья на тему 'Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования'

Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4063
956
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
университет / предпринимательская деятельность / предпринимательский университет / система образования / коммерциализация результатов научных исследований. / university / entrepreneurship / entrepreneurial university / education system / commercialization of research results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буняк Н. М.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «предпринимательский университет». Обозначены особенности предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Определены главные препятствия на пути формирования предпринимательских университетов. Разработаны рекомендации относительно трансформации современных вузов в предпринимательскую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: ESSENCE AND PECULIARITIES OF FORMATION

Different approaches to defining the essence of the concept of "entrepreneurial university" are considered in the article. Features of entrepreneurship of higher educational establishments are indicated. The main obstacles to the formation of entrepreneurial university are identified. Recommendations for transformation of modern higher educational establishments in the entrepreneurial structure are developed.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Н. М. Буняк*

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки Украина, 43000, г. Луцк, пр. Воли, 13 * email: [email protected]

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «предпринимательский университет». Обозначены особенности предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Определены главные препятствия на пути формирования предпринимательских университетов. Разработаны рекомендации относительно трансформации современных вузов в предпринимательскую структуру.

Ключевые слова: университет, предпринимательская деятельность, предпринимательский университет, система образования, коммерциализация результатов научных исследований.

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: ESSENCE AND PECULIARITIES OF FORMATION N. M. Buniak*

Lesya Ukrainka East European National University 13 Voli Pr., 43000, Lutsk, Ukraine * email: [email protected]

Different approaches to defining the essence of the concept of "entrepreneurial university" are considered in the article. Features of entrepreneurship of higher educational establishments are indicated. The main obstacles to the formation of entrepreneurial university are identified. Recommendations for transformation of modern higher educational establishments in the entrepreneurial structure are developed.

Keywords: university, entrepreneurship, entrepreneurial university, education system, commercialization of research results.

Растущая конкуренция на рынке образовательных услуг, сокращения прямого финансирования из государственного бюджета остро ставят перед современными высшими учебными заведениями проблему приспособления к новым условиям развития. Передовой опыт ведущих университетов мира свидетельствует о том, что ключевым фактором их успешного развития является предпринимательская деятельность, которая обеспечивает адекватную реакцию на изменения внешней среды, способствует одновременному удовлетворению социальных запросов общества и потребностей рынка.

В связи с этим особое значение приобретает определение сущности предпринимательского университета как формы интеграции образования, науки и бизнеса в рамках национальной инновационной системы.

Значительный вклад в формирование концепции предпринимательского университета сделали такие ученые, как С. В. Голубев, А. О. Грудзинский, Е. В. Долженкова, Б. Р. Кларк, Л. В. Кобзева, Г. Н. Константинов, И. Н. Маврина, А. Г. Мокроносов, Г. Л.Овсянникова, Дж. Ропке, Н. А. Румянцев, А. А. Сидорова, С. Р. Филонович и другие.

Необходимо отметить, что, несмотря на широкое использование понятия «предпринимательский университет» в современной научной литературе, общепринятый подход к его определению отсутствует, в связи с этим значительно усложняется процесс разработки практических рекомендаций по предпринимательской трансформации существующих высших учебных заведений. Соответственно возникает необходимость проведения дальнейших исследований в этом направлении.

Цель исследования - обобщение научно-методологических подходов к определению сущности понятия «предпри-

нимательский университет» и раскрытие особенностей его формирования в условиях экономики знаний.

Концепция «предпринимательского университета» (entrepreneurial university) получила свое развитие в середине 90-х годов в работах американского ученого Б. Р. Кларка. Ученый на основе анализа десятилетнего опыта трансформации пяти европейских вузов доказал, что предпринимательский университет активно стремится к инновациям в своей работе. Его важной чертой является принятие рисков при освоении новых практик, результат которых неясен. Он хочет существенно изменить характер деятельности организации для того, чтобы оказаться в будущем в более благоприятном положении. [3, с. 20]

При этом Б. Р. Кларк довел, что университет может ре-ализовывать предпринимательскую функцию, не причиняя вреда «традиционным университетским ценностям» (образовательному процессу и результативности научных исследований).

В современной российской экономической литературе часто встречается определение предпринимательского университета Г. Н. Константинова и С. Р. Филоновича. По мнению ученых, предпринимательский университет - «это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой» [5, с. 55].

В целом проблему предпринимательской деятельности университетов, согласно Г. Н. Константинова и С. Р. Фило-новича, схематически можно представить в виде матрицы (табл.1).

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2

145

Таблица 1

Матрица предпринимательской деятельности университета [5, ^ 56]

Истинное предпринимательство Преодоление ресурсных ограничений

преодоление дефицита человеческих ресурсов преодоление дефицита финансовых ресурсов преодоление дефицита информационных ресурсов

преодоление ограничений в сфере генерации знаний

преодоление ограничений в сфере преподавания

преодоление ограничений в сфере в сфере внедрения знаний в практику

А. О. Грудзинский рассматривает предпринимательский университет как: «1) организацию, базирующуюся в своей деятельности на целевой инновации, способную работать в условиях риска и динамичного спроса; 2) экономически эффективную организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью и опирающуюся в первую очередь на свои собственные возможности; 3) либеральную организацию с гибким сетевым построением; 4) организацию, в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, где работа людей основана на балансе выгоды и риска; 5) организацию, у руководства которой на первом месте стоит не планирование и контроль действий работников, а их всемерная поддержка в деятельности в рамках стратегии организации, для чего руководство максимально делегирует права и ответственность исполнителям; 6) организацию, которая повернута лицом к потребителю и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований» [2].

А. А. Сидорова, Н. А. Румянцев отмечают, что «предпринимательский университет - это такого рода научно-исследовательский центр, в котором помимо традиционных функций образования и науки осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, воплощение знаний в продукте или услуге».[8]

С. В. Голубев в своих исследованиях акцентирует внимание на социальной миссии высшего учебного заведения и рассматривает его деятельность с точки зрения социального предпринимательства. По мнению ученого, социально-предпринимательский вуз - «это вуз, основной задачей которого является создание и поддержание предпринимательской среды на территории своего присутствия, за счет широкого использования в своей деятельности инновационных образовательных программ и результатов прикладных исследований». [1, с. 17]

Согласно Дж. Ропке, предпринимательский университет должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация; члены университета - преподаватели, студенты, сотрудники - должны быть предпринимателями; взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к взаимодействию университета и региона

в части развития бизнеса.[9]

Проведенный анализ различных подходов к определению сущности понятия «предпринимательский университет» разрешает сделать вывод, что зачастую предпринимательскую функцию университетов связывают с коммерциализацией результатов его научных исследований, то есть с реализацией т.н. «третей миссией». Значительную роль в деятельности такого учебного заведения играют предпринимательская культура, менеджмент, маркетинг, кредитования образования.

Университет, который проявляет предпринимательскую активность:

- диверсифицирует источники финансирования;

- снижает свою институциональную зависимость от общественных и государственных институтов;

- проводит подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих креативным предпринимательским мышлением, способных к реализации инновационных проектов в разных сферах деятельности;

- осуществляет производство новых знаний и их капитализацию;

- обладает гибкой организационной структурой, способной быстро приспосабливаться к изменению требований общества и рынка;

- поощряет создания новых предприятий преподавателями и студентами с целью коммерциализации результатов научных исследований;

- реализует полный цикл воспроизводства нового знания (от генерации идей до создания опытных образцов инноваций);

- способствует интеграции образования, науки, бизнеса и тем самым формирует предпосылки для инновационного развития страны;

- является центром развития инновационного территориального кластера.

Несмотря на существенные преимущества, которые обеспечивает переход к модели предпринимательского университета, большинство ученых с определенной опаской относятся к этому процессу. У них возникает вопрос, что для такого высшего учебного заведения на первом месте: бизнес или преподавание?

Предпринимательская деятельность несет в себе скрытые угрозы и для самого учебного заведения. Это обусловлено тем, что преподаватели, используя его ресурсы, могут больше внимания уделять реализации собственных предпринимательских проектов, пренебрегая при этом своими непосредственными обязанностями - обучением студентов. Фактически возникает противоречие между традиционными ценностями преподавания и необходимостью формирования у преподавателей навыков предпринимательской деятельности с целью заработка дополнительных денежных средств для университета.

Большинство граждан на постсоветском пространстве также демонстрируют негативное отношение к совмещению высшими учебными заведениями процессов создания социально-значимых благ, к которым относится предоставления образовательных услуг, и реализации предпринимательских функций.

В то же время следует отметить, что предпринимательская активность вузов необязательно предусматривает создание малых инновационных предприятий, она может быть связана с формированием в студентов компетенций предпринимательства, привлечение грантов, коммерциализацией результатов научных исследований посредством университет-

ских центров трансфера технологий и т.д.

На сегодняшний день можно выделить две модели предпринимательского университета [4]: предпринимательский по результату - преподаватели и выпускники создают инновационные компании; предпринимательский по типу действия команды управленцев (университет-предприниматель).

Первая модель предусматривает формирования благоприятных условий студентам, преподавателям и выпускникам для формирования высокотехнологических старт-ап и спин-офф компаний.

Вторая модель предусматривает создания мощного научного центра, который производит и выводит на рынок новые научно-технические продукты, тем самым привлекая финансовые ресурсы и повышая свою независимость от государственных ресурсов.

Невзирая на выбор модели предпринимательского университета, его отличительной особенностью является:

- интенсификация использования ресурсов и поиск дополнительных источников:

- развитие инфраструктуры и сети филиалов и представительств;

- экономическая заинтересованность в сочетании с удовлетворением

общественных интересов. [7, с. 17]

К основным показателям, характеризующим важнейшие признаки предпринимательства, следует отнести активность, эффективность и результативность развития предпринимательской деятельности вуза (табл. 2.).

Таблица 2

Матрица показателей предпринимательского потенциала вуза [6, с. 35]

Виды деятельности вузов Показатели и характеризуемые ими составляющие предпринимательства

Активность Эффективность Результативность

Генерация знаний Предпринимательство в научной деятельности вуза Предпринимательский доход от научно-исследовательской деятельности Конкурентоспособность вуза на рынке услуг научно-исследовательской деятельности

Трансферт знаний Предпринимательство в образовательной деятельности вуза Финансовый результат образовательной деятельности Конкурентоспособность вуза на рынке услуг профессионального образования

Внедрение в производство Коммерциализация знаний Величина дохода от внедрения знаний в производство Конкурентоспособность вуза на рынке услуг профессионального образования и рынке труда

Иная приносящая доход деятельность Предпринимательские структуры вуза Финансовый результат деятельности предпринимательских структур вуза Конкурентоспособность предпринимательских структур вуза на товарных рынках и рынках финансовых инструментов

Предпринимательской успех университета в значительной мере зависит от отношения преподавателей и студентов к такому виду деятельности, их компетенций, а также от своевременного выявления и приспособления к изменениям внешней среды, использования системы опережающего удовлетворения запросов внешних та внутренних стейкхол-деров университета.

Основной предпринимательской деятельности в вузах выступает: использование собственных интеллектуальных и материальных ресурсов; новаторство (наличие инноваций в учебной, научной и производственной деятельности, методах управления и организации этой деятельности для преодоления конкуренции и продвижение продукции); собственная оценка и страхование риска, связанного с инновационной деятельностью. [7, с.23]

На наш взгляд, инициатива формирования предпринимательского университета должна исходить от его руководства и сотрудников, а не внешних стейкхолдеров.

Согласно Б. Кларка, для трансформации университетов посредством предпринимательской деятельности необходимо как минимум пять элементов [3, с. 22]: усиленное направляющее ядро (a strengthened steering core); расширенная периферия развития (an enhanced development periphery); диверсифицированная база финансирования (a discretionary funding base); стимулируемый академический оплот (Stimulated academic heartland); интегрированная предпринимательская культура (an integrated entrepreneurial culture).

В то же время развитию предпринимательских функций у современных вузов постсоветского пространства препятствует множество барьеров:

- ориентация большинства университетов на подготовку кадров, а не на проведения научных исследований, которыми в основном занимается академический сектор;

- высокий уровень зависимости от государства (особенно государственных вузов) при выборе направлений деятельности;

- неразвитость инновационной учебной бизнес-среды вузов как основы формирования предпринимательских компетенций у его студентов;

- отсутствие системных связей университетов с бизнесом и обществом;

- низкий уровень предпринимательской культуры и отсутствие опыта предпринимательской деятельности в преподавателей.

При формировании предпринимательского университета следует учесть приспособленность этой модели преимущественно к техническим университетам, которые имеют больше возможностей для участия в грантах, реализации исследовательских проектов, создания новых технологий, которые имеют рыночный потенциал. Несмотря на то, что инновационные продукты классических университетов достаточно разнообразные, они зачастую сложно поддаются коммерциализации.

На наш взгляд, трансформации университета в предпринимательскую организацию, с учетом существующих преград на этом пути, должна предусматривать:

- формирование предпринимательской корпоративной культуры в студентов и преподавателей;

- внедрение адаптивной структуры управления и реорганизацию организационной структуры, привлечения эффективных менеджеров к этому процессу;

- ориентацию на постоянные изменения во внешней бизнес-среде и приспособления к ним;

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2

147

- создание эффективной системы мотивации и стимулирования преподавателей к научной деятельности, коммерциализации результатов собственных исследований;

- укрепление взаимосвязей с бизнесом, обществом, потенциальными инвесторами;

- согласование целей развития университета с потребностями его внешних и внутренних стейкхолдеров;

- развитие предпринимательской инфраструктуры в университетах с целью формирования у студентов предпринимательских навыков в процессе обучения; в частности создания центров развития, технопарков, студенческих бизнес-инкубаторов, что в свою очередь будет способствовать повышению качества подготовки выпускников за счет использования современных форм обучения, созданию малых инновационных предприятий и т.п.

Вызовы внешней среды (сокращения государственного финансирования высшего образования, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, повышение требований студентов и их родителей к качеству образовательных услуг и т.д.) активизировали проблему трансформации современных вузов в предпринимательские университеты.

В то же время следует отметить, что не существует универсальной модели предпринимательского университета, а также путей его формирования. Вместе с тем, независимо от способов проявлений предпринимательской активности предпринимательские университеты совмещают преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность, получают от нее доход, а также выступают важным участником инновационных процессов в стране. С одной стороны они осуществляют подготовку специалистов для разных сфер деятельности с инновационным мышлением, а с другой - производство новых знаний и их коммерциализацию.

Внедряя модель предпринимательского университета, следует учитывать все ее «плюсы» и «минусы», а также

институциональные особенности страны и возможности самого вуза. При этом важной составляющей их успешной деятельности является наличие высококвалифицированных менеджеров, а также преподавателей, которые имеют предпринимательское видение, предпринимательскую идею, креативное мышление, стремятся к успеху, готовые рисковать, не боятся изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубев С. В. Социально-предпринимательский вуз: возможность развития для региональных вузов // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2010. - №4. - С. 11-21.

2. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. - 2004. - № 4. -С. 113-121.

3. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 240с.

4. Кобзева Л. В. Предпринимательский университет: как университету встроиться в экономику в новом десятилетии // Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития» - М.: ИНИ-ОН РАН, 2011. Доступно на URL: http://innclub.info/wp-content/ ир|0ас1Б/2011/05/кобзева_5б_обр_00_ИтР.с10с (Дата обращения: 10.03.2016).

5. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. - 2007. - № 1. -С. 49-62.

6. Мокроносов А. Г., Долженкова Е. В., Маврина И. Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука. - 2011. - № 10(89). - С. 28-40.

7. Овсянникова Г. Л. Экономический механизм формирования регионального предпринимательского университета: Дис канд. экон.наук / Хабаровская государственная академия экономики и права. - Хабаровск. - 2005г. - 218 с.

8. Сидорова А. А., Румянцев Н. А. Предпринимательские университеты: сущность и тенденции развития [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2430627

9. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy. N.Y., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 14.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.