УНИВЕРСИТЕТ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ШИШЛОВА Екатерина Эдуардовна - канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: [email protected]
МИРЗОЕВА Анжелика Маликовна - директор Школы бизнеса и международных компетенций, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье обосновывается необходимость поиска организационных форм развития университетов, соответствующих рыночной экономике и информационному обществу. Анализируется деятельность МГИМО, активно развивающего инновационные организационные и содержательные основы образовательной и научной деятельности. Рассматриваются положения закона «Об образовании в Российской Федерации », касающиеся деятельности образовательных организаций и управления ими. Применение термина «образовательная организация » символизирует переход к новой парадигме организации и управления развитием университета, которая позволяет ему быть конкурентоспособным в новых условиях.
Ключевые слова: образовательная организация, предпринимательская организация университета, инновационная деятельность, модель трансформации университета, конкурентоспособность
Для цитирования:: Шишлова Е.Э., Мирзоева А.М. Развитие университета как конкурентоспособной образовательной организации // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 144-149.
Университеты, благополучно развивающиеся в современных условиях, подчиняются правилам жизнедеятельности рыночных производственных и коммерческих предприятий, они превращаются из особых социальных институтов в предпринимательские организации. Этот путь успешно реализуется университетами, занимающими ведущие позиции в мировых рейтингах. Для выполнения своих функций в информационном обществе, при переходе к глобальному рынку и экономике, основанной на знаниях, необходим поиск новых организационных форм развития университетов. Среди российских вузов лидирующая роль в этом процессе принадлежит МГИМО.
Понятие «предпринимательская организация» используется в менеджменте для обозначения способа внутреннего устройства организации любого типа, но не предопределяет ее вид (торговое или производственное предприятие), а также ее тип по
законодательству (коммерческое или некоммерческое). Термин «предпринимательская организация» применительно к университету не означает отождествления университета с другими видами организаций и не характеризует ее профиль. Он обращает внимание лишь на тип отношений внутри организации и на способ управления ею, являясь «символом перехода к новой парадигме организации и управления развитием университета, которая позволяет ему активно развиваться в новых условиях» [1].
По мнению М. Вебера, нацеленность на инновацию является основным отличием предпринимателя от бюрократа и администратора. Инновационная деятельность ориентирована на постоянный поиск и рационализацию ресурсов, необходимых для организации, на поиск эффективных организационных форм, обеспечивающих прибыльность и рентабельность. Для предпринимательской деятельности характерно действие в условиях ограниченной инфор-
мированности и высокой степени риска, что требует сочетания рациональности с интуитивным началом. Импульс развитию предпринимательской инициативы дают сильные горизонтальные связи, которые отличают инновационную структуру организации от прежней механистической.
Очевидно, что основные черты предпринимательской деятельности вполне применимы к характеристике деятельности университетов. Не случайно признанный классик в области теории и практики университетского предпринимательства Бертон Р. Кларк предложил модель трансформации университетов посредством предпринимательской деятельности. Данная модель включает пять элементов: усиленное управленческое ядро; расширенную периферию развития; диверсифицированную базу финансирования; интегрированную предпринимательскую культуру; стимулируемые академические структуры [2, с. 19-26]. В развитии образовательной организации важнейшим ориентиром является человеческий потенциал профессорско-преподавательского состава. При создании условий, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, организация становится динамической системой, способной к саморазвитию и изменению в зависимости от изменений целей и условий окружающей среды, способной к совершенствованию своей структуры [3, с. 9]. По определению Б. Кларка, академический потенциал (человеческий потенциал преподавателя) составляет оплот университета как образовательной организации. От готовности преподавателя заниматься предпринимательской деятельностью во многом зависит успех предпринимательской организации университета в целом. Кризис университета часто связывают с социальным кризисом сознания его профессорско-преподавательского состава, который не готов адаптироваться к переменам. Соответственно, среди всех сотрудников образовательной организации именно преподаватели были и остаются ключевым ресурсом ее развития.
А.О. Грудзинский, автор монографии «Проектно-ориентированный университет», считает, что предпринимательская организация университета - это:
• организация, деятельность которой основана на инновациях, способная работать в условиях рынка и меняющегося спроса;
• эффективная организация, занимающаяся прибыльной деятельностью и опирающаяся на собственные возможности;
• либеральная организация с гибкой сетевой структурой;
• организация, в которой ключевыми факторами являются люди, участники образовательных отношений;
• организация, руководство которой оказывает всемерную поддержку сотрудникам, делегирует им права и ответственность;
• организация, которая обращена к потребителю, оперативно реагирует на динамику его требований [1].
Ряд названных тенденций успешно реализуется в МГИМО. Основа инновационного развития вуза была заложена участием в создании Инновационной образовательной программы в рамках национального проекта «Образование » в 2007-2008 гг. Данное начинание было поддержано созданным в 2009 г. Управлением инновационного развития, основная цель которого заключалась
в коммерциализации результатов научной и образовательной деятельности. В настоящее время в МГИМО реализуется проектный принцип организации научной и образовательной деятельности. «На этой основе строятся отношения с бизнес-структурами, зарубежными партнерами, общественными организациями, что позволяет диверсифицировать источники поступающих средств на развитие научного и образовательного процесса, а также способствует более широкому представительству МГИМО в экспертной среде» [4, с. 28-29]. Реализация крупных инновационных проектов стала возможной благодаря поддержке Попечительского совета, в состав которого вошли представители государственных структур и известные бизнесмены. По инициативе Попечительского совета и при его непосредственном участии в МГИМО был создан первый в России и один из крупнейших в стране эндаумент-фонд (целевой капитал), вносящий серьезный вклад в развитие вуза. Отличительной особенностью МГИМО как современного предпринимательского университета является сплоченная ассоциация выпускников, оказывающая поддержку alma mater в научной, образовательной, общественной деятельности.
Предпринимательская инициатива во многом обеспечивается Школой бизнеса и международных компетенций, которая отслеживает и оперативно внедряет современные технологии в сфере образования и бизнеса. Она существенно отличается от традиционных российских бизнес-школ. Мы исходим из того, что международные компетенции - это все то, что необходимо для работы в международной среде, для взаимодействия с иностранными партнерами при осуществлении совместного бизнеса, для восприятия и заимствования зарубежного опыта. Структурными составляющими международных компетенций являются внешнеполитические знания, прежде всего - о ближайших соседях и наиболее востребованных контрагентах - странах ЕС, а также элементы делового протокола, межкультур-
ной коммуникации, психологии ведения переговоров. Что касается владения иностранным языком, то это важная, но не главная и не достаточная компетенция для полноценного существования в интернациональной среде. В Школе бизнеса и международных компетенций МГИМО также успешно реализуются новые интерактивные формы обучения, такие как дистанционные программы. В 2015 г. подписано соглашение с компанией Coursera о создании и размещении курсов МГИМО на ведущей мировой площадке массовых открытых онлайн-курсов (МООК/МООС).
Еще одной важной задачей и необходимым условием эффективной деятельности всего университета является совершенствование профессиональных компетенций кадрового состава вуза в современных условиях. Повышение квалификации научно-пе-дагогическихи административно-управленческих работников в различных формах -часть корпоративной кадровой политики, которая рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности университета. Повышение квалификации сотрудников университета осуществляется путем сочетания самообразования и обучения в рамках специально создаваемых программ и курсов в МГИМО и других вузах, а также путем прохождения стажировки в профильных организациях и компаниях в России и за рубежом, участия в работе семинаров. Повышение квалификации работников университета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, для преподавателей - раз в три года. Школа бизнеса и международных компетенций организует специальные курсы и программы повышения квалификации, проводит межкафедральные семинары и конференции, координирует российские и зарубежные стажировки, направленные на повышение квалификации. Таким образом, выполняется важная задача университета - развитие кадрового потенциала, включая вопросы смены поколений и передачи уникального преподавательского опыта с це-
лью воспроизводства стабильного высокопрофессионального коллектива преподавателей и сотрудников.
МГИМО занимает ведущие позиции среди отечественных вузов по востребованности выпускников на рынке труда. Конкурентоспособность выпускников-международников во многом объясняется высоким уровнем языковой подготовки, который «отличается от профессионального лингвистического образования тем, что для них (международников) иностранные языки имеют прикладной характер», являются необходимым средством для осуществления профессиональной деятельности, что придает иностранному языку статус профилирующей дисциплины [5, с. 10]. Обучающиеся имеют возможность получать образование на трех профессиональных уровнях (бакалавриат, магистратура, аспирантура), а также по программам довузовской и дополнительной профессиональной подготовки (MBA, профессиональная переподготовка и повышение квалификации).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 [6] впервые использует слово «организация» применительно к образовательным учреждениям различного типа. Закон дает следующее определение образовательной организации: это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Здесь же фиксируется отличие термина «образовательная организация» от более традиционного - «образовательное учреждение». Образовательное учреждение рассматривается как частный случай образовательной организации. Учреждения могут быть государственными, муниципальными или частными в зависимости от формы собственности. Государственные и муниципальные образовательные организации существуют в форме автономных, бюджетных или казенных
образовательных учреждений (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ). Частные образовательные учреждения, взимающие плату за оказание образовательных услуг, остаются некоммерческими, так как получение прибыли не является основной целью их деятельности.
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Образовательная организация высшего образования является одним из типов образовательных организаций. Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основной целью образовательной организации высшего образования является образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и научная деятельность.
Некоммерческий характер образовательной организации не исключает возможности ее участия в конкуренции, что впервые закрепляется законодательно. Пункт 11 части 1 статьи 3 закона указывает на недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Таким образом, образовательные организации становятся полноправными участниками эко-
номической деятельности, приобретают право быть активными субъектами не только публичных, но и гражданско-правовых, административных правоотношений.
Закон предусматривает использование новых форм обучения при реализации образовательных программ, таких как электронное обучение, дистанционные образовательные технологии (ст.16), сетевая форма реализации образовательных программ. В статье 15 Закона говорится о возможности «освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Существенным вкладом в развитие образовательной организации может служить норма закона о независимой оценке качества образования (ст. 95). Она призвана исключить бюрократизм, предвзятость со стороны вышестоящих органов путем предоставления организациям права обращения за независимой оценкой к физическим или юридическим лицам соответствующего профиля деятельности.
Целью и результатом образования в вузе международного профиля является компетентная личность специалиста-международника. В Федеральных государственных образовательных стандартах и собственных стандартах МГИМО большое внимание уделяется общекультурным социально-личностным компетенциям выпускников, включающим в себя уважение к человеческой личности, готовность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности, «нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений». В подготовке компетентного специалиста международного профиля значительная роль отводится концепции полезного знания (useful knowledge), что востребовано процессом экономизации современных международных отношений. Этот процесс требует синтеза экономических знаний и клас-
сических для международника дисциплин. По мнению ректора МГИМО академика А.В. Торкунова, «экономизация образования международников - это и дополнительный сегмент на рынке труда, доступный выпускникам» [7, с. 515].
Развитие содержания образования, поиск новых организационных форм соответствуют вызовам постиндустриальной эпохи. К ним относятся:
- возрастающая автономия и академическая свобода, сочетающаяся с новыми формами ответственности;
- ориентация на потребителя - учащихся, государство, работодателей;
- высокая конкуренция среди вузов за качество образования;
- актуальность деятельности вуза, направленной на статусную рентабельность и экономическую эффективность.
Литература
1. Грудзинский А.О. Проектно-ориентиро-
ванный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 366 с.
2. ClarkB.R. Creating entrepreneurial universities:
organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1988. 163 р.
3. Шишлова Е.Э. Развитие организации. Со-
циально-психологический аспект: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. 224 с.
4. МГИМО-Университет: Традиции и совре-
менность. 1944-2014 / Под общ. ред. акад. РАН А.В. Торкунова. М.: Аспект Пресс,
2014. 352 с.
5. Воевода Е.В. Профессиональная языковая
подготовка студентов-международников: вопросы дидактики // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1. С. 9-12.
6. Федеральный закон № 272-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2014 г. М.: Экс-мо, 2014. 208 с.
7. Торкунов А.В. По дороге в будущее - 2 /
Отв. ред. А.В. Мальгин. М.: Аспект Пресс,
2015. 552 с.
Статья поступила в редакцию 10.03.16.
DEVELOPMENT OF UNIVERSITY AS A COMPETITIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION
SHISHLOVA Ekaterina E. - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
MIRZOEVA Anzhelika M. - Director of MGIMO School of Business and International Proficiency. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article proves the need for new forms of organization of universities, the relevant market economy and information society. The authors analyze innovative activities of MGIMO-University, which trains specialists for civil service and business structures actively developing organizational and content bases of educational and scientific activities. The article considers the provisions of the Law on Education of the Russian Federation concerning the activities of educational institutions and management. The use of the term "university as an educational organization" symbolizes the transition to a new paradigm of organization and management of university development, which allows it to be competitive in the new environment.
Keywords: educational institution, university as an educational organization, innovation, university transformation model, competitiveness
Cite as: Shishlova, E.E., Mirzoeva, A.M. (2016). [Development of University as a Competitive Educational Organization]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 4 (200), pp. 144-149.
References
1. Grudzinskii, A.O. (2004). Proektno-orientirovannyi universitet. Professionalnaya predprini-
matelskaya organizatsiya vuza [Project-oriented University. Professional Entrepreneurial Organization of the University]. Nizhniy Novgorod: NNGU Publ., 366 p. (In Russ.)
2. Clark, B.R. (1998). Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science. 163 p.
3. Shishlova, E.E. (2010). Razvitie organizatsii. Sotsialno-psikhologicheskii aspect [Development of
the Organization. Socio-Psychological Aspect]. Moscow: Prospekt Publ., 224 p. (In Russ.)
4. MGIMO-Universitet: Traditsii isovremennost. 1944-2014. [MGIMO-University: Tradition and
Modernity. 1944-2014]. Torkunov, A.V. (Ed.) Moscow: Aspekt Press Publ., 2014. 352 p. (In Russ.)
5. Voevoda, E.V. (2013). [Professional Language Training of Students of International Relations:
Didactics]. Vestnik MGIMO-Universiteta [Vestnik of MGIMO-University]. No. 1, pp. 9-12. (In Russ., abstract in Eng.)
6. [RF Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29 2012, No 273-FZ].
M.: Jeksmo, 2014. 208 p. (In Russ.)
7. Torkunov, A.V. (2015). Po doroge v budushhee- 2 [Road to the Future - 2]. Mal'gin, A.V. (Ed.).
Moscow: Aspekt Press, 552 p.
The paper was submitted 10.03.16.
g