Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре'

Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / СОБСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / INDEPENDENT EDUCATIONAL STANDARDS / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE FINAL CERTIFICATION / КАНДИДАТСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ / QUALIFYING EXAMINATIONS FOR A DOCTORAL DEGREE / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / DOCTORAL DEGREE / ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ / POST-GRADUATE TRAINING / ACADEMIC STAFF / DOCTORAL EXAMINATION BOARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткин Петр Игоревич, Иноземцев Максим Игоревич

В статье рассматриваются наиболее сложные и актуальные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на современном этапе. В условиях перехода на ФГОС ВО предлагаются наиболее приемлемые решения возникающих перед образовательными организациями проблем. Особое внимание уделяется разработке программ двойных аспирантур с зарубежными вузами-партнерами с целью позиционирования отечественных образовательных организаций как равноправных участников мирового университетского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткин Петр Игоревич, Иноземцев Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF ARRANGING POST-GRADUATE EDUCATION FOR ACADEMIC STAFF TRAINING

The article discusses most pressing issues of arranging post-graduate educational process for academic staff training at the present stage. The arrival of the new Federal State Educational Standards ofhigher education prompts more acceptable solutions to problems facing educational organizations. Special attention is paid to working out post-graduate courses of double training with international partner universities to make it possible for the national educational organizations to join on equal terms the world's academic community.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В АСПИРАНТУРЕ

КАСАТКИН Петр Игоревич - канд. полит. наук, начальник Управления научной политики, доцент, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: [email protected]

ИНОЗЕМЦЕВ Максим Игоревич - зам. начальника отдела докторантуры и аспирантуры, преподаватель кафедры международного частного и гражданского права, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: [email protected]

АннотацияВ статье рассматриваются наиболее сложные и актуальные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на современном этапе. В условиях перехода на ФГОС ВО предлагаются наиболее приемлемые решения возникающих перед образовательными организациями проблем. Особое внимание уделяется разработке программ двойных аспирантур с зарубежными вузами-партнерами с целью позиционирования отечественных образовательных организаций как равноправных участников мирового университетского сообщества.

Ключевые слова: аспирантура, ФГОС, собственные образовательные стандарты, научно-педагогические кадры, государственная итоговая аттестация, кандидатские экзамены, ученая степень, диссертационное исследование, диссертационные советы

Для цитирования',: КасаткинП.И., ИноземцевМ.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 123-127.

После проведения образовательной реформы, в результате которой высшее образование в России перешло на трехступенчатую систему, аспирантура обрела новую форму и содержание. Уже второй год образовательные организации осуществляют прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по новым правилам.

Несмотря на вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятые в соответствии с ним подзаконные акты, в том числе утвердившие ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки, а также на волну успешно пройденных аккредитаци-онных проверок в высших учебных заведениях, остается ряднеоднозначных и слож-

124

Высшее образование в России • № 4, 2016

ных проблем, связанных с организацией и осуществлением образовательной деятельности в аспирантуре.

Одним из наиболее актуальных является вопрос перегруженности учебной компоненты в составе программы аспирантуры, что, по мнению ряда авторов, может превратить подготовку аспиранта исключительно в освоение образовательной программы с курсами, зачетами и прочими дополнительными испытаниями, которые необходимо преодолеть помимо написания диссертационного исследования [1—3]. Более того, некоторые курсы программы аспирантуры, как правило, дублируются дисциплинами, прослушанными на уровне бакалавриата и магистратуры. Решением данной проблемы, на наш взгляд, могло бы стать снижение доли аудиторной составляющей программы аспирантуры, а также введение значительной части курсов, не читавшихся на предыдущих образовательных уровнях, в частности курсов, относящихся к компетенции «Исследователя», «Преподавателя-исследователя». Данные дисциплины призваны сформировать у аспиранта такие универсальные компетенции, как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, к генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, способность проектировать и осуществлять комплексные исследования на основе целостного научного мировоззрения, а также готовность участвовать в работе российских и международных исследова-тельскихколлективов по решению научных и научно-образовательных задач. Такие курсы должны быть также направлены на формирование ряда общепрофессиональных компетенций, например, готовности организовывать работу исследовательского и педагогического коллектива, готовно-

сти к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, способности планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования и др.

Следующей проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, является неоднозначность в регулировании вопроса отнесения кандидатского экзамена по специальности кпрограмме государственной итоговой аттестации аспиранта (ГИА). Напомним, что в настоящее время в соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. №247 «Об утверждении порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня» 1, кандидатские экзамены не входят в программу ГИА, а являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В связи с этим возникает еще один вопрос - о необходимости соответствия названий профилей программ аспирантуры наименованиям шифров специальностей научных работников, а также соответствия как названий, так и содержания экзаменационных программ дисциплин программам кандидатских экзаменов. Обоснованным, на наш взгляд, было бы отнесение кандидатского экзамена не к промежуточной аттестации аспиранта, а к программе ГИА, что находит свое отражение в п. 15 Проекта приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки (определение форм государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам)» 2. ГИА

1 http://rg.ru/2014/07/02/minobrnauki-dok.html

2 URL: Ы:р://мииобриауки.рф/докумеиты/3217/файл/2015/13.03.26-поря док-аттестация.pdf

для выпускников аспирантуры, по мнению авторов законопроекта, включает в себя, помимо защиты научно-исследовательской работы, также сдачу кандидатского экзамена по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки.

Указанные выше проблемы актуальны в первую очередь для вузов, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Образовательные организации, имеющие право на собственные образовательные стандарты, находятся в более привилегированном положении, в частности, имеют право на формирование собственных компетенций, возможность синхронизации образовательной программы аспирантуры с зарубежными вузами-партнерами. Более того, в случае включения их в перечень организаций, которые с 1 сентября 2017 г. получат право самостоятельно присуждать ученые степени в соответствии с проектом Федерального закона № 887893-6 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части регулирования отношений, связанных с полномочиями по присуждению, лишению и восстановлению ученых степеней в рамках государственной системы научной аттестации)» 3, такие организации получат возможность формировать диссертационные советы, в том числе с участием лиц, имеющих не только ученую степень доктора наук, но и степень PhD, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации, обладателю которой предоставлены те же академические и (или) профессиональные права, что и доктору наук в Российской Федерации.

В условиях глобализации и интернационализации хозяйственной жизни все меньше аспирантов ограничиваются рамками национальной системы высшего образования и стараются поступить в лучшие учеб-

ные заведения мира, ориентируясь на качество образования [4]. В современном мире высшее образование, претерпевающее удивительные метаморфозы, становится одной из ведущих сфер международного сотрудничества [5]. Именно поэтому одна из основных задач современного развития российской высшей школы заключается в том, чтобы отечественные вузы стали полноценными и равноправными участниками мирового университетского сообщества [6]. Для реализации данной цели, на наш взгляд, необходима разработка аспирантских программ на иностранных языках, а также программ двойных аспирантур, которые будут привлекательными как для российских, так и для иностранных аспирантов.

В связи с этим следует остановиться на некоторых важных аспектах организации и осуществления образовательной деятельности по программам двойных аспирантур с зарубежными вузами-партнерами. Имея целью открытие интегрированной международной программы обучения в аспирантуре между двумя университетами и учитывая существующие академические и административные ограничения, стороны должны определить и утвердить профиль, реализуемый в рамках программы аспирантуры, срок обучения по программе, включая даты начала и окончания учебных семестров, а также количество обучающихся, обратив особое внимание прежде всего на последствия возможного превышения количества или недобора обучающихся со стороны одной из образовательных организаций. Принимающему университету необходимо обеспечить допуск обучающихся, участвующих в обмене, к посещению учебных курсов в соответствии с приоритетами, заявленными обучающимися. В то же время, решение о допуске остается прерогативой соответствующих подразделений образовательной организации. Зачет-

3 URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=136147

126

Высшее образование в России • № 4, 2016

ные единицы, полученные в университете-партнере, принимаются направляющим университетом в соответствии с установленными процедурами направляющего университета. Участвующие в программе обучающиеся должны соблюдать все правила принимающего университета. По завершении обучения в принимающем университете обучающиеся обязаны вернуться в направляющий университет. Здесь следует также предусмотреть возможность продления сроков пребывания обучающегося в университете. Принимающий университет обеспечивает отправку в направляющий университет итоговых оценок по дисциплинам и прочих необходимых описаний успеваемости для каждого обучающегося, участвующего в программе, как можно раньше после окончания срока пребывания обучающегося в принимающем университете. После успешного освоения программы аспирантуры и прохождения государственной итоговой аттестации, обучающемуся выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», а также присваивается ученая степень PhD.

Несмотря на неурегулированность или спорную урегулированность некоторых рассмотренных в настоящей статье вопросов, касающихся организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, образовательной организации следует учитывать эти

сложности и находить наиболее приемлемые решения возникающих задач, разрабатывая конкурентоспособные программы аспирантуры нового поколения, совершенствуя подготовку аспирантов и тем самым задавая положительный вектор восприятия российского высшего образования в международном академическом сообществе.

Литература

1. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура

как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-34.

2. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирант-

ской подготовки (диссертация У8 квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 44-52.

3. Сенашенко В.С. Проблемы становления и

развития аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 33-43.

4. Лебедева М.М, Барабанов О.Н, Никити-

на Ю.А, Касаткин П.И. Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям // Вестник МГИМО-Универ-ситета. 2010. № 3. С. 209-216.

5. Касаткин П.И, Харкевич М.В. Реформи-

рование послевузовского образования в России: опыт МГИМО // Вестник МГИ-МО-Университета. 2013. № 2. С. 274-276.

6. Торкунов А.В. Научные школы МГИМО-

Университета в контексте его 70-летия // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №5(38). С. 21-31.

Статья поступила в редакцию 10.03.16.

CURRENT ISSUES OF ARRANGING POST-GRADUATE EDUCATION FOR ACADEMIC STAFF TRAINING

KASATKIN PetrI. - Cand. Sci. (Political), Head of the Department of Scientific Policy, Assoc. Prof., Department of World Political Trends, MGIMO-University. E-mail: [email protected] INOZEMTSEV Maxim I. - Deputy Head of PhD Department, Lecturer, Department of Private and Civil International Law. E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses most pressing issues of arranging post-graduate educational process for academic staff training at the present stage. The arrival of the new Federal State

Educational Standards of higher education prompts more acceptable solutions to problems facing educational organizations. Special attention is paid to working out post-graduate courses of double training with international partner universities to make it possible for the national educational organizations to join on equal terms the world's academic community.

Keywords: post-graduate training, Federal State Educational Standards, independent educational standards, academic staff, State Final Certification, Qualifying Examinations for a Doctoral Degree, doctoral degree, Doctoral Examination Boards

Cite as: Kasatkin, P.I., Inozemtsev, M.I. (2016). [Current Issues of Arranging Post-Graduate Educationf Academic Staff Training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4 (200), pp. 123-127. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Shestak, V.P., Shestak, N.V. (2015). [Postgraduate Studies at the Third Level of Higher Education:

Discursive Field]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 22-34. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Bednyi, B.I. (2016). [On the Issue of the Goal of Postgraduate Training (Dissertation vs Qualification)].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (199), pp. 44-52. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Senashenko, V.S. (2016). [Problems of Postgraduate Training Organization and Development on

the Basis of the Federal State Educational Standards of the Third Level of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (199), pp. 33-43. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Lebedeva, M.M., Barabanov O.N., Nikitina Ju.A., Kasatkin P.I. (2010). [PhD Level in International

Relations Studies]. Vestnik MGIMO-Universiteta [Journal of MGIMO-University]. No. 3, pp. 209-216. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kasatkin, P.I. Harkevich, M.V. (2013). [Reforming Postgraduate Education System in Russia: the

Case of MGIMO]. Vestnik MGIMO-Universiteta [Journal of MGIMO-University]. No. 2, pp. 274276. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Torkunov, A.V. (2014). [Scientific Schools of MGIMO-University in the Context of its 70th Anniversary]. Vestnik MGIMO-Universiteta [Journal of MGIMO-University]. No. 5(38), pp. 21-31. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 10.03.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.