Научная статья на тему 'Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения'

Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1493
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИССЕРТАЦИЯ) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / НАУЧНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ) / RESEARCHERS / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL TRAINING / POST-GRADUATE COURSE / CERTIFICATION / SCIENTIFIC QUALIFICATION WORK (DISSERTATION) / EDUCATIONAL QUALIFICATION / SCIENTIFIC QUALIFICATION (ACADEMIC DEGREE)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева Евгения Владимировна, Маландин Владимир Владимирович, Мосичева Ирина Аркадиевна, Телешова Ирина Георгиевна

Статья посвящена анализу ряда особенностей программ «новой» аспирантуры, реализуемых в системе высшего образования России начиная с 2013 г., в сравнении с программами «старой» аспирантуры, реализовывавшимися до 2013 г., а также с программами аспирантуры (докторантуры PhD) западных стран. Рассмотрены наиболее уязвимые зоны «новой» аспирантуры, предложены варианты решения выявленных проблем. При проведении анализа особенностей и классификации проблем реализации российской аспирантуры как третьего уровня высшего образования авторы опирались на результаты аналитических и социологических исследований по данной проблематике, выполненных в МГУ, МПГУ, АКУР в 2017-2018 гг. При формировании предложений по преодолению проблем «новой» аспирантуры авторы приняли во внимание проект нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности», основные приоритеты Национального проекта «Наука», а также подходы к созданию новой системы квалификаций научных, научно-педагогических и научно-технических кадров, в выработке которых авторы принимают непосредственное участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева Евгения Владимировна, Маландин Владимир Владимирович, Мосичева Ирина Аркадиевна, Телешова Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postgraduate Course as a Level of Higher Education: Status, Problems, Possible Solutions

The article analyzes the features of the "new" postgraduate course programs that have been implemented in the system of higher education in Russia since 2013. The article also identifies and describes the most vulnerable areas of the "new" postgraduate course and looks at solutions to the identified issues. The analysis of the features and the classification of the problems related to the implementation of doctoral studies as the third level of higher education are based on the results of analytical and sociological researches conducted in Lomonosov Moscow State University, Moscow Pedagogical State University, Association of the Classical Universities in Russia in 2017-2018. When formulating their recommendations on overcoming the challenges facing "new" doctoral education, the authors took into consideration the draft law "About scientific, technical, and innovation activities", the key priorities of the National project "Science", and the approaches to the creation of a new qualification system of scientific, research and pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения»

Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения

Караваева Евгения Владимировна - канд. физ.-мат. наук, доцент, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России. E-mail: [email protected] Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1

Маландин Владимир Владимирович - канд. истор. наук, доцент, директор, Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров. E-Mail: [email protected]

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия Адрес: 119991, г. Москва, М. Пироговская ул., 1/1

Мосичева Ирина Аркадиевна - канд. тех. наук, доцент. E-mail: [email protected] Национальный исследовательский университет "МЭИ", Москва, Россия Адрес: 111250, г. Москва, Красноказарменная улица, 14

телешова Ирина Георгиевна - канд. экон. наук, доцент, экономический факультет. E-mail: [email protected]

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1

Аннотация. Статья посвящена анализу ряда особенностей программ «новой» аспирантуры, реализуемых в системе высшего образования России начиная с 2013 г, в сравнении с программами «старой» аспирантуры, реализовывавшимися до 2013 г, а также с программами аспирантуры, (докторантуры PhD) западных стран. Рассмотрены наиболее уязвимые зоны «новой» аспирантуры, предложены варианты решения выявленных проблем. При проведении анализа особенностей и классификации проблем реализации российской аспирантуры как третьего уровня высшего образования авторы опирались на результаты аналитических и социологических исследований по данной проблематике, выполненных в МГУ, МПГУ, АКУР в 2017-2018 гг. При формировании предложений по преодолению проблем «новой» аспирантуры авторы приняли во внимание проект нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности», основные приоритеты Национального проекта «Наука», а также подходы к созданию новой системы квалификаций научных, научно-педагогических и научно-технических кадров, в выработке которых авторы принимают непосредственное участие.

Ключевые слова: исследователи, программа аспирантуры, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, аттестация научных и научно-педагогических кадров, научно-квалификационная работа (диссертация), образовательная квалификация, научная квалификация (учёная степень)

Для цитирования: Караваева Е.В, Маландин В.В, Мосичева И.А, Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22-34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

Введение кадрами призвана аспирантура, место и роль

Обеспечить науку и практику высоко- которой в системе российского образова-квалифицированными исследовательскими ния в последнее десятилетие существенно

изменяются. Переломным моментом, несомненно, стало принятие 29 декабря 2012 г. Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), который перевёл программы аспирантуры из статуса программ послевузовского образования в статус программ третьего уровня высшего образования, реализовав один из ключевых принципов Европейского пространства высшего образования [1-5].

Однако, установив новый статус для программ аспирантуры, указанный закон не включил в содержание этих программ процедуру защиты диссертации на соискание учёной степени. Таким образом, все те сложные и ресурсоёмкие перестройки нормативно-методического и учебно-организационного характера, которые потребовались от образовательных и научных организаций при переходе на реализацию «новой» аспирантуры, не решили главного противоречия российской аспирантуры, которое существовало ещё в советский период, а именно - разрыва между системой подготовки и системой аттестации исследователей [6; 7]. Более того, первые выпуски программ «новой» аспирантуры, осуществлённые в 2017 и 2018 гг., показали значительное снижение результативности этих программ даже по сравнению с программами «старой» аспирантуры. по показателю доли защищенных выпускниками аспирантуры!. диссертаций на соискание учён-ых степеней [8; 9].

В настоящей работе авторы анализируют ряд особенностей программ «новой» аспирантуры в сравнении с программами «старой», а также с программами аспирантуры (докторантуры PhD) зарубежных стран. При проведении анализа авторы исходят из того, что основной целью любой аспирантуры (или докторантуры PhD) должна быть подготовка и защита аспирантом диссертации на соискание учёной степени для подтверждения научной квалификации. В конце статьи авторы предлагают возможные решения некоторых выявленных проблем.

особенности реализации программ

аспирантуры в Российской Федерации

В самом начале отметим, что в Российской Федерации всегда существовали и существуют до сих пор две раздельные системы:

• система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемая образовательными и научными организациями (учреждениями);

• система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, реализуемая Высшей аттестационной комиссией (ВАК), призванная обеспечить единую государственную политику в области аттестации научных и научно-педагогических работников, порядок формирования и функционирования диссертационных советов, требования к содержанию и процедуре защиты диссертаций и т.п.

Разделение процедуры подготовки исследователей и процедуры их аттестации для подтверждения научной квалификации обусловливает ключевое отличие российской аспирантуры от аспирантуры (докторантуры PhD) западных стран [10-12]. В большинстве мировых образовательных систем аспирантура относится к программам высшего образования и реализуется университетами, имеющими достаточно высокие научные результаты, признанные, как минимум, на национальном уровне. Аспирантура имеет продолжительность 3-4 года (в случае, если она рассчитана на лиц, имеющих академическую степень магистра) и включает как научную, так и образовательную составляющую, предполагает обязательное проведение аспирантом научного исследования (под руководством профессора университета) и завершается защитой диссертации на соискание академической степени «доктора философии» (PhD) или аналогичной степени того же уровня. При этом содержание научной и образовательной подготовки аспиранта, направленное на достижение компетенций, установленных национальной и университетской рамками квалификаций (компетен-

ций), требования к поступающему на программу аспирантуры (включая его исследовательское портфолио), а также порядок защиты диссертации на соискание степени PhD (или аналогичной степени) устанавливаются самим университетом. Решение о готовности аспиранта защищать диссертацию принимает его научный руководитель и(или) специальная комиссия, состоящая из сотрудников университета. Как правило, сам факт допуска к защите уже гарантирует положительный результат (до тех пор, пока имеются недоработки или замечания рецензента, аспиранта к защите не допускают). Защиту диссертации принимает комиссия университета, состоящая из нескольких профессоров университета; кроме них в комиссию могут быть приглашены учёные, не являющиеся сотрудниками университета. Таким образом, университет имеет достаточную автономию в подготовке аспиранта, берёт на себя ответственность за качество подготовки (включая качество защищаемой им диссертации) и несёт соответствующие репутационные риски.

Во многих зарубежных университетах, в том числе в США, магистратура и аспирантура интегрируются в одну непрерывную программу подготовки исследователя общей продолжительностью до 6 лет. В тех же университетах, в которых эти программы формально разведены, к поступающему в аспирантуру устанавливается требование о наличии определённых исследовательских компетенций, полученных либо в магистратуре, либо на другой исследовательской программе (стажировке и т.п.) продолжительностью не менее одного года.

Как уже было отмечено, в Российской Федерации до 2013 г. программы аспирантуры относились к программам послевузовского профессионального образования1, реали-зовывались как вузами, так и научными учреждениями (академическими и отраслевы-

1 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125-ФЗ от 26 августа 1996 г. (утратил силу с 1 сентября 2013 года).

ми) по отдельным научным специальностям из номенклатуры специальностей научных работников. Целью освоения программы аспирантуры была подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, однако процедура защиты диссертации не входила в программу аспирантуры, а осуществлялась на независимом от вуза или научного учреждения диссертационном совете ВАК. Во время обучения или после окончания аспирантуры выпускник мог защитить подготовленную диссертацию в диссертационном совете ВАК и получить искомую учёную степень. Программы аспирантуры имели образовательную часть, которая должна была обеспечить аспиранту подготовку и сдачу экзаменов кандидатского минимума, требуемых для присуждения учёной степени кандидата наук (программы этих экзаменов также устанавливались ВАК), имели педагогическую практику, объём и содержание которой определял сам вуз или научное учреждение, не имели жёстко установленной системы промежуточной аттестации образовательных и исследовательских результатов обучения аспиранта, не включали в себя процедуру государственной итоговой аттестации (ГИА). В качестве завершающего этапа освоения программы аспирантуры проводилась процедура «предзащиты» диссертации в структурном подразделении вуза или научного института, где была выполнена диссертация. По завершении программ аспирантуры документ о повышении образовательного ценза не выдавался, образовательная квалификация не присваивалась.

Начиная с 2013 г. программы аспирантуры вошли в систему высшего образования, для них был утверждён Перечень направлений подготовки в аспирантуре и установлены соответствующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). При этом ФЗ «Об образовании в РФ», как известно, не включил в содержание программ аспирантуры процедуру защиты на соискание учёной степени кандидата наук.

Статья 60 п. 9 нового закона гласит: «Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание учёной степени кандидата наук, присваивается учёная степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдаётся диплом кандидата наук»2.

Лицо, завершающее освоение программы «новой» аспирантуры, должно пройти ГИА, в рамках которой сдать государственный экзамен и представить государственной аттестационной комиссии (ГАК) Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленный в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации. По результатам представления Научного доклада организация должна дать заключение в соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении учёных степеней, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 40, ст. 5074; 2014, № 32, ст. 4496, далее - Положение о присуждении учёных степеней). Процедура защиты Научного доклада во многом дублирует процедуру защиты кандидатской диссертации, но не способна её заменить, так как не может обеспечить все существующие на настоящий момент требования к процедуре защиты диссертации на соискание учёной степени.

Проблемные зоны «новой» аспирантуры

На первый взгляд может показаться, что «новая» аспирантура мало чем отличается

2 Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-Ф3 от 29 декабря

2012 г.

от «старой» в части реализации основной цели программы аспирантуры - подготовки и защиты аспирантом диссертации на соискание учёной степени. Однако это не так. К сожалению, несогласованность нормативного обеспечения программ «новой» аспирантуры и процедуры защиты диссертации на соискание степени кандидата наук, а также ряд мероприятий и нововведений, осуществлённых ВАК (в первую очередь это касается упразднения во многих организациях, реализующих программы аспирантуры, диссертационных советов по научным специальностям, а также ужесточения требований к количеству и качеству публикаций для защиты диссертации при постоянно меняющихся «правилах игры»), привели к тому, что у организаторов образовательного процесса в «новой» аспирантуре и самих аспирантов всё более утрачивается понимание связи между обучением в аспирантуре и получением учёной степени. Как следствие -в программах аспирантуры нарастает перекос в сторону их образовательной части, что наносит ущерб исследовательской, количество выпускников аспирантуры, готовых или хотя бы имеющих намерение защитить диссертацию в течение одного-двух лет после окончания аспирантуры, неумолимо уменьшается. Рассмотрим наиболее «уязвимые», по нашему мнению, зоны «новой» аспирантуры.

1. Программы «новой» аспирантуры реализуются по направлениям подготовки высшего образования, которые, как правило, совпадают с наименованиями Укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и не связаны напрямую с номенклатурой научных специальностей, регулирующей в настоящее время систему научных квалификаций. При этом количество направлений подготовки в аспирантуре - менее 60, а научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, - более 400! Государственные аттестационные комиссии, принимающие ГИА у выпускников программ аспирантуры,

формируются по направлениям подготовки, а не по научным специальностям, что зачастую приводит к низкой квалификации ГАК по тем или иным научным специальностям. Государственный заказ на подготовку аспирантов (контрольные цифры приёма) также осуществляется по направлениям подготовки, а не по научным специальностям, что не позволяет регулировать количество подготовленных специалистов высшей квалификации по тем или иным научным специальностям.

2. Выпускник аспирантуры, успешно прошедший ГИА, получает диплом об освоении программы аспирантуры по направлению подготовки (а не по научной специальности), и ему присваивается образовательная квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»3. Присвоение выпускнику программы аспирантуры образовательной квалификации вместо научной квалификации (учёной степени), на наш взгляд, является одной из самых проблемных зон «новой» аспирантуры. Во-первых, сам факт получения диплома и новой квалификации по окончании аспирантуры не мотивирует выпускника прилагать дальнейшие весьма значительные и уже самостоятельные усилия для того, чтобы защитить диссертацию и получить учёную степень (особенно если диссертационный совет находится не в организации, в которой была выполнена научно-квалификационная работа). Во-вторых, присвоение образовательной квалификации по результатам освоения программы аспирантуры влечёт за собой обязательность процедуры Государственной итоговой аттестации, а поскольку квалификация ещё и имеет две части - исследователь и преподаватель-исследователь, - ГИА также должна состоять из двух частей, обеспечивающих проверку готовности выпускника к соответствующим двум видам деятельности. Подготовка к ГИА

3 ФГОС ВО по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, введенные в действие в 2014 г. отдельными приказами для каждого направления подготовки.

и её прохождение отнимают значительное время и силы у аспиранта, при этом, как уже было отмечено, защита Научного доклада во многом дублирует процедуру защиты диссертации на соискание учёной степени, но не может её заменить, что демотивирует выпускника аспирантуры на дальнейшую защиту диссертации и создаёт дополнительные трудности для её осуществления. В-третьих, квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» до сих пор не нашла (и вряд ли найдёт) место в действующих в России должностных линейках научных и научно-педагогических работников, а также в формирующейся Национальной системе квалификаций. И наконец, указанная квалификация по процедуре её получения не соответствует квалификации (степени) доктора философии (PhD), которую получают выпускники программ третьего цикла высшего образования зарубежных университетов, а также не соотносится ни с одним квалификационным уровнем исследователей, существующих в мировой науке [13-16], что значительно ослабляет интерес иностранцев к обучению в российской аспирантуре.

3. Структура и содержание программ аспирантуры до 2011 г. регулировались Временными требованиями к основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования, утверждёнными для каждой отрасли наук (более 20), а с 2011 г. - единым для всех программ аспирантуры регламентирующим документом - Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)4. Кроме

4 Приказ Минобрнауки №1365 от 16 марта 2011 г. «Об утверждении Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)».

того, приказами Минобрнауки РФ утверждались Паспорта научных специальностей, которые задавали формулу специальности, определяя содержание, объект и области исследований, а также Программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, которые являлись единственными обязательными компонентами образовательной части программы аспирантуры. ФГТ не предусматривали проведение ГИА. Аспирант был обязан завершить работу над диссертацией, оформить её и представить на кафедру (в лабораторию) для получения заключения и рекомендации для представления в диссертационный совет.

В 2014 г. по каждому направлению подготовки в аспирантуре были разработаны и утверждены ФГОС, которые в соответствии с требованием ФЗ «Об образовании в РФ» установили требования к результатам освоения образовательных программ (по аналогии с требованиями к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры - в виде набора универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников), структуре образовательных программ аспирантуры и условиям их реализации. При этом, согласно действующим нормативам, организации должны разрабатывать программы аспирантуры с учётом примерных основных образовательных программ5. На сегодняшний день примерных основных образовательных программ аспирантуры нет даже на уровне проектов, однако действуют программы кандидатских экзаменов, которые были утверждены 10 и более лет назад и, конечно, не используют такие понятия, как «компетенции выпускников» и «результаты обучения» по дисциплине (модулю), которыми оперируют ФГОС и

5 Приказ Минобрнауки РФ от 19 ноября 2013 г. №1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре».

другие нормативные документы, обеспечивающие аспирантуру.

Несмотря на то, что полный объём реализуемых дисциплин (модулей), в том числе дисциплин (модулей), обеспечивающих подготовку к экзаменам кандидатского минимума, составляет, согласно ФГОС, всего 30 зачётных единиц, то есть 1/6 или 1/8 часть от всего объёма программы, образовательные организации зачастую перегружают аспирантов «аудиторной» работой в ущерб проведению научных исследований, увеличивая таким образом педагогическую нагрузку ППС, причём содержание преподаваемых в аспирантуре дисциплин не всегда «работает» на формирование требуемых для подготовки и защиты диссертации компетенций.

4. Как уже отмечалось, Государственная итоговая аттестация по программе аспирантуры включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена, а также представление Научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). По результатам Научного доклада организация должна выдать Заключение в соответствии с п.16 Положения о присуждении учёных степеней. Поскольку нормативные документы федерального уровня, обеспечивающие реализацию программы аспирантуры, не формируют чёткого представления о процедурах, касающихся завершения аспирантом выполнения научно-квалификационной работы, его аттестации по блоку «Научные исследования», условий его допуска к ГИА, проведения защиты Научного доклада, оформления Заключения по диссертации, организации произвольно трактуют имеющиеся «нормы» и «уточняют» их через свои локальные акты, реализуя самые разнообразные (вплоть до противоположных) подходы.

Самым непроработанным является вопрос об оформлении организацией Заключения по диссертации аспиранта в соответствии с п. 16 Положения о присуждении учё-

ных степеней6. Согласно этому Положению Заключение должно быть подготовлено в течение трёх месяцев после личного заявления соискателя. Между тем согласно ФГОС аспирантуры Заключение оформляется по результатам Научного доклада, подготовленного и представленного в рамках ГИА! Возникает вопрос, не имеющий на сегодня чёткого ответа: кто (какая структура в организации) и в какой момент готовит Заключение и несёт ответственность за его содержание? Ведь Научный доклад оценивает государственная аттестационная комиссия (ГАК), созданная не по конкретной научной специальности, а по широкому направлению подготовки в аспирантуре, к тому же члены ГАК вообще могут не видеть саму научно-квалификационную работу (диссертацию), так как оценивают именно Научный доклад аспиранта. Если же Заключение по диссертации оформляет кафедра или научное подразделение, где она выполнялась, то в какой части реализации программы аспирантуры это происходит и каков в таком случае должен быть допуск к процедуре ГИА? Есть и другие вопросы, не имеющие чётких ответов в рамках действующей нормативной базы. Так, согласно Положению о присуждении учёных степеней (в редакции 2016 г.) Заключение по диссертации может быть только положительным. Но в случае получения этого Заключения по результатам Научного доклада аспиранта возникает следующий вопрос: как быть, если аспирант получил за Научный доклад «удовлетворительно» или «хорошо», то есть работа выполнена не полностью или не на должном уровне, - какое давать Заключение? А если не давать положительного Заключения, то может ли быть выдан Диплом об освоении программы аспирантуры и присвоена квалификация?

5. Противоречивая ситуация наблюдается и в отношении требований к публи-

6 Положение о присуждении учёных степеней, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842.

кационной активности аспирантов. ФГОС аспирантуры в явном виде не формулирует требований к количеству и качеству подготовленных/опубликованных научных работ за время освоения программы аспирантуры. В то же самое время требования к соискателю учёной степени «кандидат наук» в части публикации научных результатов серьёзно повысились за последнее время и на текущий момент являются практически невыполнимыми за время обучения в аспирантуре (с учётом объективных факторов, часто не зависящих от самого аспиранта, - например, производственных мощностей журналов, в которых могут быть опубликованы результаты согласно требованиям ВАК). При этом, по оценкам экспертов, российские требования к количеству и статусу опубликованных соискателем степени «кандидат наук» научных работ значительно выше требований, предъявляемых к выпускникам программ третьего цикла высшего образования зарубежных университетов, ведущих к присуждению степени доктора философии (PhD). Дисбаланс между реальными возможностями аспиранта опубликовать научные результаты за время обучения в аспирантуре и требованием к количеству и статусу научных публикаций, необходимых для защиты диссертации, безусловно, должен быть преодо-лён. Необходимо также на нормативно-правовом уровне решить вопрос о запрещении участившейся в последнее время практики в случае лишения научных журналов статуса «журнал ВАК» не засчитывать статьи, опубликованные в данном журнале до момента лишения его указанного статуса.

6. Значительно снижает эффективность «новой» аспирантуры отсутствие у организаций легитимной возможности «интегрировать» программы магистратуры и аспирантуры [17]. Напомним, что в период действия ГОС ВПО были созданы нормативные условия для сопряжения программ магистратуры и программ аспирантуры с целью оптимизации научно-образовательной траектории обучающегося. Так, по за-

явлению магистранта в его образовательную программу могли быть включены подготовка к сдаче и сдача двух из трёх кандидатских минимумов (Иностранный язык и История и философия науки). Успешная подготовка и сдача экзаменов кандидатского минимума в магистратуре упрощала поступление в аспирантуру (результаты этих экзаменов за-считывались как вступительные) и освобождала время для подготовки научно-исследовательской работы в процессе обучения в аспирантуре.

В качестве еще одного неиспользуемого «новой» аспирантурой ресурса мы считаем установление на федеральном уровне или на уровне организаций требований к научному заделу (исследовательскому портфо-лио) лица, поступающего в аспирантуру. До 2013 г. при поступлении в аспирантуру абитуриент должен был получить согласие потенциального научного руководителя, сдать вступительные испытания и написать реферат по результатам своей научно-исследовательской работы. Вузы и научные учреждения могли устанавливать дополнительные требования к поступающим в аспирантуру и зачисляли на конкурсной основе «наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности»7.

Отдельно хотелось бы остановиться ещё на двух вопросах, извне влияющих на эффективность «новой» аспирантуры. Устойчивая тенденция последних лет сокращать контрольные цифры приёма в аспирантуру в большинстве региональных университетов, даже если эти университеты имеют полноценные научные школы соответствующих профилей, и увеличивать КЦП в «ведущих» университетах (не проводя оценок возможностей этих университетов «переварить» выделенное им количество КЦП и обеспечить полноценную подготовку аспирантов по той

7 Приказ Минобразования РФ от 27.03.1998г. № 814 (ред. от 17.02.2004г.) «Об утверждении Положения по подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

или иной научной специальности) привела к тому, что, с одной стороны, во многих «ведущих» университетах процент защитившихся аспирантов от общего количества поступивших резко упал, а с другой - в региональных вузах всё острее ощущается нехватка молодых высококвалифицированных специалистов.

Практика проведения процедуры государственной аккредитации программ аспирантуры на основе утверждённых ФГОС (она была запущена только с 2014 г. и является новой для российской системы государственного обеспечения качества образования) показала неподготовленность аккредитующих органов к осуществлению этой процедуры. Критерии аккредитации нацелены на проверку прежде всего образовательной составляющей программы аспирантуры (как в бакалавриате и магистратуре), а не её исследовательской составляющей и научного обеспечения подготовки аспирантов. В то же время квалификация экспертов, осуществляющих аккредитационную проверку, не позволяет им оценивать исследовательскую составляющую программ аспирантуры и научное обеспечение. В настоящий момент назрела острая потребность кардинально пересмотреть содержание и процедуру государственной аккредитации программ аспирантуры, сделав основной упор на оценивании созданных организацией условий для подготовки аспирантами диссертаций и своевременной их защиты.

Предложения по преодолению ряда проблем «новой» аспирантуры

В заключение приведём основные предложения экспертов Ассоциации классических университетов России, сформулированные по результатам проведения в 2017-2018 гг. ряда специальных исследований [18], прошедшие широкое обсуждение на научно-методической конференции «Исследователь XXI века: модель формирования компетенций» (23-24 мая 2018 г., МГУ им. М.В. Ломо-

носова8) и направленные в сентябре 2018 г. в Министерство науки и высшего образования РФ.

1. Для обеспечения преемственности и сопряжения подготовки исследователя в системе высшего образования, а также с целью гармонизации института российской аспирантуры с институтом аспирантуры (докторантуры PhD) западных стран, способствующей повышению конкурентоспособности российской аспирантуры на мировом рынке образовательных услуг, сохранить подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре в статусе третьего уровня высшего образования, нормативно закрепив особые условия реализации программ аспирантурыi и требования к результатам их освоения.

2. Определить основную цель освоения программ аспирантуры как подготовку и защиту научно-квалификационной работы (диссертации на соискание учёной степени). Не присваивать выпускнику программы аспирантуры квалификацию по образованию, а присуждать учёную степень по результатам защиты соответствующей диссертации.

3. Считать целесообразным при подготовке исследователей в системе высшего образования реализовать созданную Ассоциацией классических университетов России в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации9 модель преемственного формирования компетенций исследователя на трёх уровнях образования (бакалавриат -магистратура - аспирантура), сопрягая при этом требования к результатам освоения одного уровня образования с входными требованиями следующего уровня. Это позволит накапливать, углублять и продвигать научные результаты, эффективно формировать у выпускников широкий спектр компетенций,

8 URL: http://acur.msu.ru/ru/developments.php

9 Информация о гранте Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-006957. URL: http://acur.msu.ru/ru/ pgrant_main.php

требуемых для реализации научной (научно-исследовательской, научно-экспертной, научно-просветительской), научно-технической и инновационной деятельности, а также создавать необходимые для реализации этой модели нормативно-методические и научно-организационные условия.

4. Обеспечить гармонизацию перечня направлений подготовки (специальностей) в аспирантуре и номенклатуры научных специальностей, по которым осуществляется защита диссертаций на соискание учёных степеней, и установить между ними прозрачное соответствие.

5. Создать нормативные и организационные условия для совмещения ГИА по программе аспирантуры и защиты диссертации на соискание учёной степени; чётко прописать их как для образовательных (научных) организаций, имеющих свои диссертационные советы и право присвоения учёной степени кандидата наук, так и для организаций, такого права не имеющих.

6. Увеличить время на подготовку и защиту аспирантом диссертации на соискание учёной степени путём выделения в программах аспирантуры двух частей: 1) научно-образовательной части (продолжительностью 3-4 года, финансируемой через государственное задание или из средств обучающегося), в рамках которой аспирант осваивает требуемые дисциплины (модули), проходит практики и стажировки, выполняет научные исследования, подготавливает и оформляет научно-квалификационную работу (диссертацию), проходит «предзащиту» в структурном подразделении, в котором выполнена работа, получает положительное Заключение структурного подразделения на диссертацию и допуск к ГИА; 2) Государственной итоговой аттестации (продолжительностью от 1 месяца до 1 года с сохранением за аспирантом статуса «обучающегося»), финансируемой за счёт организации (гранты и пр. или из средств обучающегося), в рамках которой аспирант при необходимости завершает апробацию

и публикацию научных результатов, после чего защищает научно-квалификационную работу (диссертацию).

7. Необходимо установить, что к ГИА допускается аспирант, полностью выполнивший первую часть программы аспирантуры, подготовивший научно-квалификационную работу, прошедший процедуру «предзащиты» в структурном подразделении, в котором выполнялась работа, и получивший Заключение организации по форме, установленной п.16 Положения о присуждении учёных степеней. При этом «предзащита» проводится в рамках промежуточной аттестации по блоку «Научные исследования» с привлечением специалистов других организаций, осуществляющих научные исследования соответствующего профиля. Во время «предзащиты» устанавливается научная специальность, по которой подготовлена диссертация, и подтверждается соответствие диссертации требованиям Положения о присуждении учёных степеней. Обязательным условием перехода аспиранта ко второй части программы аспирантуры (ГИА) должно стать размещение оформленного организацией Заключения по диссертации, сведений о выпускнике и самой диссертации в федеральной информационной системе государственной научной аттестации для приёма к защите в профильном диссертационном совете, по итогам которой присваивается учёная степень.

8. Разработать и на федеральном уровне утвердить порядок оформления Заключения организации, соответствующего требованиям Положения о присуждении учёных степеней, на основе Заключения структурного подразделения организации по результатам «предзащиты диссертации». Необходимо также внести уточнение в Положение о присуждении учёных степеней, позволяющее отражать в Заключении, полученном в рамках освоения программ аспирантуры, «текущее» состояние апробации и публикации научных результатов.

9. Обновить программы кандидатских минимумов с учётом глобальных вызовов и разрабатываемой Единой рамки квалификаций в сфере исследований, разработок, подготовки научных кадров, оформив их на современном педагогическом языке, предполагающем чёткое определение планируемых «результатов обучения».

10. С учётом международного опыта устранить возникший в настоящее время дисбаланс между реальными возможностями аспиранта опубликовать научные результаты за время обучения в аспирантуре и требованием к количеству и статусу научных публикаций, необходимых для защиты диссертации.

11. Переориентировать процедуру государственной аккредитации главным образом на научную (а не образовательную) составляющую программ аспирантуры.

Предлагаемые решения взаимосвязаны, и их комплексная реализация позволит усовершенствовать механизмы подготовки современных исследователей в аспирантуре, в том числе в рамках решения задач национального проекта «Наука» на 2019-2024 гг.

Литература

1. Сенашенко В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33-43.

2. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134.

3. Райчук Д.Ю, Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России.

2016. № 4. С. 33-41.

4. Аллахвердян А.Г. Государственная политика подготовки аспирантов в советской и постсоветской науке: сравнительно-науковедческий анализ // Вопросы истории естествознания и техники. 2014. № 1. С. 111-118.

5. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra// Высшее образование в России.

2017. №4. С. 5-16.

6. Караваева Е.В., Маландин В.В, Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 5-15.

7. Рогожин Н.М., Маландин В.В., Артамонов Г.А. Проблемы реализации образовательных программ аспирантуры по отрасли "Исторические науки" // Российская история. 2016. № 6. С. 168-170.

8. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. №3 (9). P. 20-21

9. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №7. С. 86-95.

10. Душина С.А, Ащеулова Н.А. Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США) // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №2. С. 170-177.

11. Большова Н.Н. Аспирантура: опыт университетов Запада. URL: https://mgimo.ru/files2/ y08_2010/160572/Aspirantura_Bol6ova.pdf

12. Нечаев В.Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном контексте // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 16-33.

13. Воробьева О.В, Телешова И.Г. Научно-исследовательский вид деятельности в европейской системе квалификаций: опыт и проблемы // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 74-86.

14. European Qualifications Framework for Lifelong Learning. URL: https://ec.europa.eu/ploteus/ en/content/descriptors-page

15. Analysis and overview of NQF level descriptions in European Countries. Working Paper No. 19. European Center for the Development of Vocational Training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.

16. Towards a European Framework for Research Careers. URL: https://www.hrk.de/ flleadmin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02-05-Forschung/Forschermobilitaet/Towards_a_ European_Framework_for_Research_Ca-reers_-_21_July_2011__final_.pdf

17. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура - аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 21-32.

18. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / Отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Геоинфо, 2018. 240 с.

Статья поступила в редакцию 05.10.18 Принята к публикации 18.10.18

Postgraduate Course as a Level of Higher Education: Status, Problems, Possible Solutions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Evgeniya V. Karavaeva - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Deputy Pro-rector, Lomonosov Moscow State University, Executive Director, Association of the Classical Universities in Russia (ACUR), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Address: 1, Leninskiye Gory, Moscow, 1199911, Russian Federation

Vladimir V. Malandin - Cand. Sci. (History), Director, Educational scientific center of priority researches and training ofscientific and pedagogical personnel, e-mail: [email protected] Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia Address: 1/1, Malaya Pirogovskaya str., Moscow, 119991, Russian Federation Irina A. Mosicheva - Cand. Sci. (Engineering), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] National Research University "Moscow Power Engineering Institute", Moscow, Russia Address: 14, Krasnokazarmennaya str., Moscow, 111250, Russian Federation Irina G. Teleshova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Faculty of Economics, e-mail: [email protected]

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Address: 1, Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the features of the "new" postgraduate course programs that have been implemented in the system of higher education in Russia since 2013. The article also identifies and describes the most vulnerable areas of the "new" postgraduate course and looks at solutions to the identified issues. The analysis of the features and the classification of the problems related to the implementation of doctoral studies as the third level of higher education are based on the results of analytical and sociological researches conducted in Lomonosov Moscow State University, Moscow Pedagogical State University, Association of the Classical Universities in Russia in 2017-2018. When formulating their recommendations on overcoming the challenges facing "new" doctoral education, the authors took into consideration the draft law "About scientific, technical, and innovation activities", the key priorities of the National project "Science", and the approaches to the creation of a new qualification system of scientific, research and pedagogical personnel.

Keywords: researchers, scientific and pedagogical personnel training, postgraduate course, certification, scientific qualification work (dissertation), educational qualification, scientific qualification (academic degree)

Cite as: Karavaeva, E.V., Malandin, V.V., Mosicheva, I.A., Teleshova, I.G. (2018). [Postgraduate Course as a Level of Higher Education: Status, Problems, Possible Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 11, pp. 22-34. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

References

1. Senashenko, V.S. (2016). [Problems of Postgraduate Training Organization and Development on the Basis of the Federal State Educational Standards of the Third Level of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3 (199), pp. 33-43. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Bednyi, B.I., Rybakov, N.V., Sapunov, M.B. (2017). [Doctoral Education in Russia in the Educational Field: Interdisciplinary Discourse]. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological Studies. No. 9, pp. 125-134. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Raychuk, D.Yu, Minina, N.V. (2016). [About Positioning Postgraduate School in a Three-tier System of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 (200), pp. 33-41. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Allakhverdian, A. G. (2014). [Public Education of Graduate Students in Soviet and Post-Soviet Science: A Comparative Analysis]. Voprosy Istorii Estestvoznaniia i Tekhniki [Studies in History of Science and Technology]. Vol. 35, no. 1, p. 111-118. (In Russ.)

5. Bednyi, B.I. (2017). [A New Postgraduate School Model: Pro et Contra]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 5-16. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Karavaeva, E.V., Malandin, V.V., Pilipenko, S.A., Teleshova, I.G. (2015). [The First Experience of Design and Implementation of Post-Graduate Training and Professional Development of Faculty Members Programs as Programs of the Third Level of Higher Education: Identified Issues and Feasible Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9, pp. 5-15. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Rogozhin, N.M., Malandin, V.V., Artamonov, G.A. (2016). [The Problems of Educating Post-graduate Students on the Programs "Historical Studies"]. Rossiskaya Istoriya [Russian History]. No. 6, pp. 168-170. (In Russ.)

8. Gruzdev, I., Terentev, E. (2016). Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. №3 (9). Pp. 20-21.

9. Rybakov, N.V. (2018). [A New Model of Russian Postgraduate Education: Monitoring of the First Graduation of PhD Students Majoring in Social Studies and Humanities]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 7, pp. 86-95. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Dushina, S.A., Ascheulova, N.A. (2013). [Postgraduate Studies in National Academic Systems (experience of Germany and USA)]. Vestnik MGIMO-universiteta = MGIMO Review of International Relations. No. 2, pp. 170-177. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Bol'shova, N.N. (2010). Aspirantura: opyt universitetov Zapada [Postgraduate Studies: Experience of West Universities]. Available at: https://mgimo.ru/files2/y08_2010/160572/Aspirantu-ra_Bol6ova.pdf (In Russ.)

12. Nechaev, V.D. (2016). [Modernization of the Russian Doctoral Programs in Education: The Search of Models in an International Context]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (202), pp. 16-33. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Vorobieva, O.V., Teleshova, I.G. (2018). [Research Activities in the European Qualifications System: Experience and Problems]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 74-86. (In Russ., abstract in Eng.)

14. European Qualifications Framework for Lifelong Learning. Available at: https://ec.europa.eu/ ploteus/en/content/descriptors-page

15. Analysis and overview of NQF level descriptions in European Countries. Working Paper No. 19. European Center for the Development of Vocational Training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.

16. Towards a European Framework for Research Careers. Available at: https://www.hrk.de/file-admin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02-05-Forschung/Forschermobilitaet/Towards_a_Eu-ropean_Framework_for_Research_Careers_-_21_July_2011_final_.pdf

17. Bednyi, B.I., Kuzenkov, O.A. (2016). [Integrated «Academic Master - PhD» Educational Programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 21-32. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Karavaeva, E.V. (2018). Issledovatel' XXI veka: formirovanie kompetentsii v sisteme vysshego obrazavaniya [Researcher of the XXI Century: Development of Competencies in Higher Education System]. Moscow: Geoinfo Publ., 240 c. (In Russ.)

The paper was submitted 05.10.18 Accepted for publication 18.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.