Научная статья на тему 'Магистерская подготовка в мгимо: традиции и новаторство'

Магистерская подготовка в мгимо: традиции и новаторство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МГИМО / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ПРОГРАММЫ ДВОЙНОГО ДИПЛОМА / DOUBLE DEGREE PROGRAMS / АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / MASTER PROGRAMS / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБМЕНЫ / MGIMO-UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байков Андрей Анатольевич, Пичков Олег Борисович

Московский государственный институт международных отношений (Университет) является ведущим российским образовательным и научным центром. На сегодняшний день это учебное заведение предлагает более 40 магистерских программ, изучаемых как на русском, так и на английском языках. В данной статье рассматриваются уникальные преимущества и возможности, которые МГИМО предоставляет своим студентам. Особое внимание уделяется широчайшему выбору магистерских программ, доступных для университетов данного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER TRAINING: TRADITION AND INNOVATIONS

Moscow State Institute of International Relations (University) is a leading Russian educational and scientific center, following the latest educational trends. For all its history, MGIMO-University is continuing to remake itself and today it offers more than forty MA programs taught both in Russian and English. The article presents unique advantages and opportunities provided by MGIMO to its students. Moreover, it focuses on the widest range of MA programs available in a university of its type anywhere.

Текст научной работы на тему «Магистерская подготовка в мгимо: традиции и новаторство»

МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА В МГИМО: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

БАЙКОВ Андрей Анатольевич - канд. полит. наук, доцент, проректор по магистерским и международным программам, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: [email protected] ПИЧКОВ Олег Борисович - канд. экон. наук, зам. декана, факультет международных отношений, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, E-mail: [email protected]

Аннотация. Московский государственный институт международных отношений (Университет) является ведущим российским образовательным и научным центром. На сегодняшний день это учебное заведение предлагает более 40 магистерских программ, изучаемых как на русском, так и на английском языках. В данной статье рассматриваются уникальные преимущества и возможности, которые МГИМО предоставляет своим студентам. Особое внимание уделяется широчайшему выбору магистерских программ, доступных для университетов данного типа.

Ключевые слова: МГИМО, магистерские программы, международное сотрудничество, программы двойного диплома, англоязычные программы, студенческие обмены

Для цитирования: Байков А.А, Пичков О.Б. Магистерская подготовка в МГИМО: традиции и новаторство // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 136-143.

Магистерское образование в России вступило в период осознанного взросления. В некоторых вузах страны магистров готовят на протяжении последних 20 лет. Следуя общемировым тенденциям, МГИМО одним из первых российских вузов запустил процесс магистерской подготовки, причем сразу в формате совместной образовательной программы. В1994 г., в сотрудничестве со знаменитым Парижским институтом политических исследований (Sciences Po), была открыта магистратура по международным отношениям, которая в 2000-х годах превратилась в полноценную программу двойного диплома. За это время магистерская подготовка была введена практически на всех факультетах университета.

В 2007 г. было принято решение создать соответствующее Управление, которое централизовало бы подходы и стандарты обучения по программам магистратуры. В течение почти десяти лет Управление магистерской подготовки (УМП) занималось

фактически непосредственной реализацией образовательного процесса, то есть выполняло функции деканата самого большого в МГИМО «факультета».Главным принципом выстраивания единой системы подготовки было соответствие ФГОС ВО при сохранении специфических отличий школы МГИМО - сильной языковой и международной составляющей, компактности, корпоративности, акцента на прикладной подготовке. Вторым приоритетом являлось обеспечение конкурентоспособности выпускников магистратуры, в том числе на международном рынке труда. Особенностью всех программ магистерской подготовки МГИМО является ориентация на широкий спектр актуальных специальностей, нужных современному международнику. В дополнение к диплому выпускникам также выдается специальное «Болонское приложение» с оценками европейского образца, которое позволяет, при необходимости, продолжить образование за рубежом.

Официальный переход к двухуровне-

вой, а с 2014 г. - к трехуровневой системе высшего образования вызвал новые проблемы, окончательное решение которых еще ждет своего часа. Не секрет, что восприятие каждого уровня (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) как полноценного высшего образования, пока еще не стало нормой не только среди людей, далеких от образования, но и среди членов образовательной корпорации: многие преподаватели вузов, равно как и работодатели, рассматривают бакалавриат как неполное высшее образование, которое можно сравнить с образованием, получаемым в техникуме.

Существует распространенное мнение, что основным отличием бакалавра от магистра является подготовка последнего к научно-исследовательской деятельности. Это утверждение полностью соответствует ФГОС ВО, однако в отрыве от контекста вызывает у будущих магистрантов мысль о том, что по окончании магистратуры они будут обязаны заниматься исключительно научно-исследовательской деятельностью (в то время как многие студенты планируют заниматься практической деятельностью в государственных структурах или частном секторе). Выпускники бакалавриата и магистранты часто говорят, что магистратура для них - это возможность получить «полное » высшее образование, добавляя, что склонности к научно-исследовательской работе они не испытывают и, более того, не собираются связывать свою дальнейшую деятельность с научными исследованиями. В их рассуждениях есть определенный резон, поскольку во многих областях деятельности, к которой они себя готовят, диплома бакалавра недостаточно. В частности, это касается выпускников МГИМО. В то же время в ФГОС около половины объема программы относится к научно-исследовательской работе. И эта тенденция будет, очевидно, только усиливаться.

В марте 2002 г. участниками Болонско-го процесса были приняты требования к

результатам обучения по всем циклам высшего образования, известные как Европейская рамка квалификаций высшего образования (Дублинские дескрипторы) -European Qualifications Framework for Higher Education (Dublin Descriptors). Они предполагают, что степень магистра может получить выпускник, который:

• продемонстрировал знания, основанные на знаниях, полученных в бакалавриате, которые являются основой или дают возможность для креативного развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;

• может применять полученные знания и способен решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и в рамках более широких (или междисциплинарных) контекстов, связанных с областью изучения;

• обладает умениями и навыками, позволяющими продолжить обучение самостоятельно или автономно [1].

В этой связи возникает вопрос: как разумно организовать практико-ориентиро-ванное обучение в магистратуре, не лишая магистрантов возможности самостоятельного научного поиска и готовя их к научной работе более высокого порядка? Это, пожалуй, один из ключевых вопросов обеспечения качества российской магистрату-

ры в целом; откладывать его решение - значит лишь тормозить завершение той реформы в сфере высшего образования, к образу которого мы движемся с момента возрождения в российских реалиях бакалавров и магистров [2, с. 4-5].

Основные образовательные программы (ОП) бакалавриата не выделяют отдельно научно-исследовательскую работу как вид учебной деятельности студента. В цикле Б.5 ОП предусмотрены только практики -учебная и производственная, на которые по разным направлениям подготовки отводится в среднем 360-432 академических часа (10-12 зачетных единиц); при этом отмечается, что научно-исследовательская работа может являться одним из разделов учебной практики. В магистратуре научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ОП. В отличие от ОП бакалавриата, раздел Б.5 ОП магистратуры включает практики (производственную, научно-исследовательскую и педагогическую) и научно-исследовательскую работу, а также итоговую государственную аттестацию. На практики и научно-исследовательскую работу в стандартах по разным направлениям отводится от 720 до 2016 академических часов (20-56 зачетных единиц) в зависимости от направления магистерской подготовки.

Анализ требований,предъявляемых к выпускным квалификационным работам (ВКР) бакалавров и магистров показывает, что магистерская диссертация отличается от бакалаврской дипломной работы глубоким теоретическим изучением проблемы и должна продемонстрировать способность магистра к самостоятельному решению задач, требующих углубленных профессиональных знаний, к обобщению и теоретическому осмыслению эмпирического материала, анализу полученных данных и их осмыслению в контексте решения практических профессиональных задач. Таким образом, выпускная квалификационная работа магистра отличается от ВКР бака-

лавра более глубоким теоретическим осмыслением исследуемой проблемы, большей степенью самостоятельности и творчества в исполнении. Это требование является связующим звеном между практи-ко-ориентированной и научно-исследовательской составляющими магистерской подготовки: бизнес-сообщество уже сегодня заинтересовано в наборе сотрудников, обладающих более широким видением и более глубоким мышлением - не только конвергентным (логическим, однонаправленным), но и дивергентным (отступающим от логики, идущим в разных направлениях) - для поиска решений в профессиональном дискурсе [3, с. 188]. Поэтому необходимо «учить студентов самостоятельному мышлению, творческому подходу к любому виду деятельности, умению взаимодействовать с окружающим миром, который стремительно изменяется» [4, с. 66].

Одной из главных профессиональных задач, стоявших перед преподавателями МГИМО в последние два года, было создание собственных образовательных стандартов (ОС) [5]. Переход на собственный ОС привел к «упорядочиванию» подготовки магистров по различным профилям; при этом он был составлен на основе базы, сформировавшейся в университете с 1944 г. В настоящее время подготовка магистров в МГИМО ведется по пятнадцати направлениям высшего образования как на бюджетной, так и на договорной основе. Программы магистерской подготовки, реализуемые университетом в рамках каждого направления, охватывают широкий спектр вопросов, являющихся наиболее актуальными на современном этапе развития международных отношений.

Важной особенностью магистерских программ университета является их практическая направленность. В учебные планы включаются корпоративные модули, мастер-классы и практикумы. Так, например, для будущих юристов практические занятия ведут представители ведущих отече-

ственных и зарубежных юридических контор («Вайт энд Кейс», «Бейкер и Маккин-зи » и проч.). К чтению курсов по экономическим специальностям привлекаются топ-менеджеры российских и иностранных компаний, таких как Росбанк, «БиПи», Транснефть, «Ренессанс Капитал», Газпромбанк, Россельхозбанк. На таких направлениях, как «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение », уже в течение многих лет действует Дипломатический модуль - серия еженедельных встреч с ответственными сотрудниками МИД, других федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также с видными общественными деятелями и учеными. Учебная и производственная практика проводятся в научно-исследовательских центрах МГИМО и на базе внешних организаций, в том числе в Министерстве иностранных дел, Аппарате Совета Федерации и Государственной Думы, Министерстве регионального развития Российской Федерации, в государственных и частных компаниях и т.д. Таким образом, в рамках программ магистерской подготовки МГИМО решается проблема сочетания практико-ориентированной и научно-исследовательской составляющих обучения.

Необходимо также отметить, что современный университет мирового уровня немыслим без интенсивного международного сотрудничества и интеграции в глобальное образовательное и научно-исследовательское пространство [6]. В этой связи развитие двусторонних и многосторонних международныхсвязей, выполнение совместных образовательных и научных проектов принадлежит к числу приоритетных задач МГИМО [7]. Как уже было упомянуто, вуз предоставляет широкие возможности обучения по программам двойного диплома [8]. В университете открыта 21 подобная программа с ведущими мировыми учебными заведениями. Среди них:

• программа «Corporate Governance and Global Network Diplomacy» совместно

с парижской Высшей школой коммерции; программа «Подготовка международных менеджеров среднего звена» совместно с Болонским университетом и Школой бизнеса ICN, Нанси (Франция);

• программа «Немецкое и европейское экономическое частное и экономическое административное право» совместно со Свободным университетом Берлина (ФРГ);

• программа «International Public and Business Administration» совместно с Университетом г. Мачерата и программа «Международный бизнес», реализуемая совместно с Римским университетом Ла Сапиенца (Италия);

• программа «Устойчивое развитие и стратегическое управление в энергетике» совместно с Университетом Сент-Эндрюс (Великобритания);

• программа «Мировая торговля и международные экономические организации » совместно с Барселонским университетом (Испания);

• программа «Нераспространение оружия массового уничтожения» совместно с Монтерейским институтом международных исследований при Миддлбери-кол-ледж (США);

• программа «Управление внешнеэко-

номической деятельностью компании и современные маркетинговые технологии » совместно с Университетом им. Карла Линнея (Швеция);

• программа «Международный нефтегазовый бизнес и освоение ресурсов Арктики» совместно с Высшей школой бизнеса Университета Нордланд (Норвегия);

• программа «Russia and China: Political and Economic Trends in Eurasia» совместно с Пекинским университетом международного бизнеса и экономики (Китай).

Их слушатели получают подготовку сразу в двух вузах по интегрированному учебному плану. По результатам обучения выпускники получают дипломы обоих университетов.

В системе международных связей важное место занимают различные программы образовательных студенческих обменов, осуществляемые совместно с зарубежными партнерами. Среди них университеты ФРГ, Испании, Италии, Норвегии, КНР, Тайваня, Иордании, Мексики, США, Финляндии, Франции, Японии, Польши, Литвы, Республики Корея, ЮАР и др. Студенческие обмены обеспечивают возможность повышения профессиональной подготовки студентов МГИМО в области экономики и иностранных языков.

Гордостью МГИМО является языковая подготовка студентов, что привлекает студентов со всего мира. «Предоставление образовательных услуг иностранным студентам - один из важнейших инструментов «мягкой силы » государства » - считает ректор университета [9]. Сегодня в МГИМО обучается более тысячи иностранных студентов, магистрантов, стажеров, аспирантов и слушателей из 46 стран. Иностранные студенты принимают активное участие в научной и общественной жизни вуза [10]. За последние годы сотни студентов из зарубежных университетов-партнеров посещали курсы магистратуры как на русском, так и на английском языках. МГИМО открыл целый ряд полностью англоязычных

программ: «Corporate Governance and Global Network Diplomacy», «Governance and Global Affairs», «Politics and Economics in Eurasia», «Russia and China: Political and Economic trends in Eurasia» и «Russian Studies». Во всех случаях первый год подготовки проходит в МГИМО, а в ходе второго года магистратуры студенты обучаются в партнерских институтах.

Качество университетской подготовки обеспечивается профессорско-преподавательским составом. Характеризуя этот аспект деятельности МГИМО, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров отмечает, что «профессорско-преподавательский состав МГИМО ... сохраняет традиции, сохраняет преемственность, всегда улавливает одним из первых то новое, что появляется в сфере между-

народных отношений, и старается это новое инкорпорировать в учебные программы». Мы стремимся предоставить магистрантам возможность услышать также мнения зарубежных ведущих ученых и экспертов, приезжающих для чтения лекций и проведения научно-исследовательской работы. Внедрение модулей иностранных профессоров в учебный процесс магистерских и бакалаврских программ МГИМО позволило расширить набор преподаваемых дисциплин и познакомить студентов с различными исследовательскими и национальными школами. Среди зарубежных специалистов, посетивших университет за последние годы, - профессор Северо-Западного университета США, лауреат Нобелевской премии по экономике 2010 года Дэйл Мортенсен, доктор философии Йель-ского и Гарвардского университетов Томас Грэм, профессор Сиднейского университета и главный редактор журнала «Международная социология» Кристин Инглис, профессор римского Университета ЛУИСС Себастьяно Маффеттони и другие. Помимо этого, особое значение имеют визиты и выступления перед университетской аудиторией глав правительств зарубежных государств, руководителей внешнеполитических ведомств и международныхоргани-заций. Только за последние два года в МГИ-МО выступали: председатель КНР Си Цзиньпин, председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон, генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер, генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано и другие видные политические и общественные деятели. На регулярной основе перед студентами выступают аккредитованные в России послы иностранных государств, которые читают лекции на своем государственном языке в рамках учебных курсов по международной политике, дипломатии, экономике и глобальным проблемам.

МГИМО можно поистине назвать вузом магистратур. В университете год от года не только растет число магистерских программ

и направлений подготовки, но и сами эти программы диверсифицируются по отношению друг к другу: более четко очерчивается их специализация, уточняется их профильная ориентация на конкретные запросы рынка труда и, не в последнюю очередь, системы высшего образования. Многие выпускники продолжают подготовку в вузе на аспирантском уровне, а затем пополняют педагогический состав.

Все это, несомненно, значительно расширяет возможности выбора для абитуриентов и гарантирует, что они приобретут наиболее востребованные специальности, оптимально адаптированные под состояние современной российской и мировой экономики [11]. Подготовка магистров в МГИМО продолжает развиваться. Это наиболее ярко проявляется в увеличении числа и росте разнообразия магистерских программ. В 2015-2016 учебном году был осуществлен набор на 51 магистерскую программу. Ежегодно рассматривается от трех до пяти проектов новых магистерских программ. Большинство из них впоследствии успешно открываются, выгодно расширяя профиль магистерской подготовки МГИМО.

Литература

1. The framework of qualifications for the Euro-

pean Higher Education Area. Bologna Working Group on Qualifications Frameworks. Ministry of Science, Technology and Innovation. 2005. URL: http://www.unil.ch/ files/ live// sites/ magicc/ files/ shared/ Res-sources/050218_QF_EHEA.pdf

2. Методические рекомендации по работе над

магистерской диссертацией: учеб. пособие / Под ред. Е.В. Воевода. М.: МГИМО-Университет, 2015. 108 с.

3. Багдасарова Н.А. Подготовка конкурен-

тоспособного профессионала: развитие креативности в магистратуре // Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм. Материалы науч. конф. (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред.

Е.В. Воевода. М.: МГИМО-Университет, 2014. 306 с.

4. Йордановски М.А. Методы мотивации сту-

дентов молодым преподавателем // Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза: межкафедр. сб. науч. статей: вып. 1 / Отв. ред. Е.В. Воевода. М.: МГИМО-Университет, 2015. 214 с.

5. Лебедева М.М, Барабанов О.Н. Глобаль-

ные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6 (27). С. 265-269.

6. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №2. С. 7-11.

7. Харкевич М.В. Глобализация и высшее об-

разование: возможности для России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №6(27). С. 270-276.

8. Торкунов А.В. Задачи и вызовы универси-

тетской политики // Международные процессы. 2011. № 1(25), январь-апрель.

9. Торкунов А.В. Образование как инструмент

«мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4. С. 85-93.

10. Романенко Н.М. Особенности аккультурации в профессиональной деятельности специалиста-международника // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 312-316.

11. Торкунов А.В. Роль МГИМО (У) МИД РФ в подготовке кадров для субъектов Российской Федерации в области международных и внешнеэкономических связей // Подготовка специалистов в области международных и внешнеэкономических связей для субъектов Российской Федерации: Материалы междунар. конференции, Москва, 4-5 декабря 2002 г. / Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2003.

Статья поступила в редакцию 10.03.16.

MASTER TRAINING: TRADITION AND INNOVATIONS

BAYKOV Audrey A. - Cand. Sci. (Political), Vice-rector, Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

PICHKOVOlegB. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Dean's Assistant, Faculty of International Relations, Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. Moscow State Institute of International Relations (University) is a leading Russian educational and scientific center, following the latest educational trends. For all its history, MGIMO-University is continuing to remake itself and today it offers more than forty MA programs taught both in Russian and English. The article presents unique advantages and opportunities provided by MGIMO to its students. Moreover, it focuses on the widest range of MA programs available in a university of its type anywhere.

Keywords: MGIMO-University, master programs, international cooperation, Double degree programs,

Cite as: Baykov, A.A., Pichkov, O.B. (2016). [Master Training: Tradition and Innovations]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4 (200), pp. 136-143. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. The Framework of Qualifications for the European Higher Education Area. Bologna Working Group on Qualifications Frameworks. Ministry of Science, Technology and Innovation. (2005). Available at: http:// www.unil.ch/ files/live// sites/ magicc/ files/ shared/Ressources/ 050218_QF_EHEA.pdf

2. Metodicheskie rekomendatsii po rabote nad magisterskoi dissertatsiei: ucheb. posobie (2015).

[Guidelines for Writing Master's Thesis]. Voevoda, E.V. (Ed.) Hudajkulova, A.V., Romanenko, N.M., Berezhnova, E.V., Shishlova, E.Je., Baykov, A.A. Moscow: MGIMO-Universitet Publ. 108 p.

3. Bagdasarova, N.A. (2014). Podgotovka konkurentosposobnogo professionala: razvitie kreativnosti v magistrature [Training Competitive Professionals: Developing Creativity]. Aktual'nye voprosy podgotovki specialistov mezhdunarodnogo profilja: smena paradigm : materialy nauchn. konf. [Topical Issues of Training IR Specialists: Paradigm Change: Proc. Int. Sci. Conf.], Moscow, 2013 November 15-16, E.V. Voevoda (Ed.)]. In 2 vol. Part 1. Moscow.: MGIMO-University Publ. 306 p.

4. Jordanovski, M.A. (2015). Metody motivatsii studentov molodym prepodavatelem [Methods of

Motivating Students by Young Lecturers]. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty raboty prepodavatelya vuza: mezhkafedr. sb. gauch. statei [Psychological and Pedagogical Aspects of Professor's Activities]. Issue 1, Voevoda, E.V. (Ed.). Moscow: MGIMO-University Publ., 214 p.

5. Lebedeva, M.M., Barabanov, O.N. (2012). [Global Tendencies in University Development and

Transformation of Russian Education Policy]. Vestnik MGIMO-Universiteta [The Journal of MGIMO-University]. No. 6 (27), pp. 265-269. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Torkunov, A.V. (2013). [Starting up a World Class University: New Trends in Russian Higher Education]. Vestnik MGIMO-Universiteta [The Journal of MGIMO-University]. No. 2, pp. 711. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Harkevich, M.V. (2012). [Globalization and Higher Education: Opportunities for Russia]. Vestnik

MGIMO-Universiteta [The Journal of MGIMO-University]. No. 6 (27), pp. 270-276. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Torkunov, A.V. (2011). [Tasks and Challenges in University Policy]. Mezhdunarodnye protsessy

[International Trends]. No. 1(25). (In Russ., abstract in Eng.)

9. Torkunov, A.V. (2012). [Education as a Soft Power Tool in Russian Foreign Policy]. Vestnik MGIMO-Universiteta [The Journal of MGIMO-University]. No. 4, pp. 85-93. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Romanenko, N.M. (2014). [Acculturation in the Professional Activities of Specialists in International Relations].Vestnik MGIMO-Universiteta [The Journal of MGIMO-University]. No. 4 (37), pp. 312-316. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Torkunov, A.V. (2003). [The Role of MGIMO-University in Training Personnel for Federation Subjects in International and Foreign Economic Relations]. Podgotovka spetsialistov v oblasti mezhdunarodnykh i vneshneekonomicheskikh svyazei dlya sub'ektov Rossiiskoi Federatsii: Materialy mezhdunar. Konferentsii [Training Specialists in International and Foreign Economic Relations for Federation Subjects: Proc. Int. Sci. Conf. Moscow, 2002, December 4-5]. Moscow: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Publ., 2003.

The paper was submitted 10.03.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.