СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Агузарова И.Г.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В данной статье раскрыты теоретические подходы к формированию экологического воспитания младших школьников в контексте социокультурной среды.
Приоритет социокультурных ценностей является основой для становления и развития ответственного отношения ребенка к природе, формирования их экологической культуры.
Значительная роль уделяется практической деятельности младших школьников их взаимодействию с живой природой, обогащению сенсорно-гармонических впечатлений.
Ключевые слова экологическое воспитание, этноэкологическое воспитание, экологическая культура, ответственное отношение, социокультурная среда, ценности, ценностные ориентации.
В настоящее время в связи с обострением экологического кризиса стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. Экологическое образование, как одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, стало актуальным во всём мире. Воспитание экологически культурной, высоконравственной личности поможет решить экологическую проблему. Важным воспитательным фактором при этом является социоприродная среда [5, с. 78].
Воспитание экологической культуры личности наиболее эффективно в контексте народных ценностей. Поэтому народная педагогика играет важнейшую роль в реализации и этой задачи.
Народ, накапливая знания в повседневной жизни, наставлял, воспитывал и обучал детей, из поколения в поколение, передавая свой общественноисторический опыт, своё национальное богатство.
Зверев И.Д. выделяет в целевой направленности экологического образования идеи социальной и культурно-исторической обусловленности зарождения и развития экологических проблем [4, с. 35].
Начальная школа в названном контексте рассматривается как фундамент и важнейший этап в становлении экологической культуры личности.
С воззрения современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования культуры поведения в природе и социуме [5, с. 27].
* Доцент кафедры Естественнонаучных дисциплин и основ медицинских знаний, к.п.н., доцент.
170
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
По мнению И.В. Цветковой этот этап способствует формированию в сознании ребенка наглядно-образной картины мира, определяющей процесс развития его экологической культуры [7, с. 29].
Основная задача экологического образования младших школьников состоит в воспитании рационального и ответственного отношения к природной среде, которое основывается на базе экологического сознания. Ответственное отношение к социоприродной среде проявляется в следовании нравственных и правовых принципов природопользования, в деятельной творческой деятельности по усвоению и охране природной среды, соблюдении правил природопользования. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и совершенствование связей между природой и человеком.
Цель этноэкологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - создание системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, эмоционального отношения к природе как к универсальной ценности [1, с. 22].
Для формирования базового уровня этноэкологического воспитания необходимы конкретные ценностные ориентации, знания и умения. Содержание этноэкологического воспитания сосредоточено на познание младшими школьниками особенностей природы своего края, выявление этноэкологи-ческих проблем, полезную практическую деятельность.
Стержнем этноэкологического воспитания является процесс формирования у младших школьников представлений о различных взаимосвязях в природе и различных сторонах взаимодействия человека с природой.
При формировании этноэкологической культуры ведущее место должны занимать стержневые тенденции развития социоприродной среды, с опорой на приоритет истинных, природосообразных ценностей.
По мнению Л.П. Симоновой, основополагающая идея этноэкологиче-ского воспитания заключается в том, чтобы социоприродные ценности стали личностно значимыми для ребенка [6, с. 22].
Для этого необходимо доводить до сознания детей реальные экологические проблемы родного края. Дети должны знать о губительном воздействии человека на природу. Рассказать детям, что в РСО - Алания много при-
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
171
родных объектов и памятников, которые нуждаются в охране. Но некоторые уникальные творения природы находятся в неприглядном состоянии. Бережное отношение к природе не стало ещё нормой. Разрушаются пещеры, исчезают редкие и другие ценные растения и сообщества. Полностью исчезли целые пояса растительности - степной и равнинных дубрав. Территория у озёр захламляется, ландшафт теряет первозданную красоту и ценность.
Затем подвести детей к выводу о том, что природные памятники легко разрушить, а воссоздать невозможно. Например, на образование причудливых останцев и пещер уходит тысяча лет.
Особое внимание учащихся следует обратить экологическим проблемам реки Терек. Дать знания о пользе Терека для народного хозяйства, об этической стороне, но и том, что река нуждается в защите. Необходимо детям раскрыть, что неразумное ведение хозяйства по берегам реки и его притоков, нерациональное использование его вод, а также бесконтрольное строительство новых промышленных предприятий, которые не могут работать без технической воды из Терека, приводит к тому, что воды Терека мутнеют. Из-за сброса в Терек промышленных вод предприятий значительно обедняется жизнь, как в самой реке, так и по её живописным берегам. Гораздо меньше стало в Тереке форели и усача. Русла Терека захламлены отходами и мусором. Вода загрязняется также в результате мытья автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Таким образом, непосредственное участие младших школьников в охране окружающей среды формирует у них ответственное отношение к природе, развитие познавательных, нравственных, правовых умений и навыков [3].
Овладевая народными знаниями и мышлением, дети глубже усваивают понятие единства человека и среды. Народные экологические знания приобщают детей к практической деятельности по уходу за ландшафтом: посадка деревьев, уборка мусора, строительство кормушек для птиц и зверей и т.д.
Взаимодействие обучения, воспитания и развития на основе народных знаний происходят наиболее продуктивно в реальной практической деятельности школьника, формируются бережное отношение к общественному состоянию, родной природе.
При непосредственном тесном взаимодействии с живой природой младшие школьники приобретают основу для становления и развития ответственного отношения к природе, о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Обогащается запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, развиваются эстетические и эмоциональные чувства.
В контактах с живой природой у детей формируется способность к объяснению последствий антропогенного воздействия человека, причинности этноэкологических знаний. Например, народное правило, запрещающее шуметь в лесу, громко разговаривать, кричать, бегать можно объяснить тем,
172
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
что шум вызывает беспокойство животных (птицы бросают гнёзда, молодняк, затаиваясь от сигнала опасности, отстаёт от матери и становится добычей хищника и т.п.), мешает отдыхающим.
Практическая природоохранная деятельность учащихся способствует расширению знаний о роли и значении природы в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности. Содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Важное значение для формирования правильного миропонимания, воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом представляют знания о связях в природе. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных, должно стать побудительным средством для осознания необходимости бережного сохранения социоприродной среды.
В процессе экологического воспитания у учащихся формируется интерес к познанию окружающего мира. Экологические экскурсии, наблюдения в природе, систематическое изучение ее объектов и явлений помогают детям младшего школьного возраста постепенно постигать мир, открывать удивительное многообразие растительного и животного мира, осознавать роль природы в жизни человека, ценность ее познания. приобщают детей к миру прекрасного, воспитывают ответственное отношение к природе. Способствуют формированию нравственно-эстетических чувств и переживаний, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств [2, с. 78].
Таким образом, процесс экологического воспитания младших школьников в контексте социокультурной среды создает условия для формирования у младших школьников:
- современного мировосприятия и мировоззрения;
- ценностно'-нормативных ориентаций личностных отношений с окружающей средой;
- деятельностного подхода к состоянию и благоустройству ближайшего природного и социального окружения, что в целом отвечает целям и задачам образования в области окружающей среды (образования для устойчивого развития) [3, с. 52].
Восприятие соотношения глобального и регионального в содержании экологического воспитания и образования помогает учащимся сформировать умение соотносить локальность своих действий с глобальностью их последствий, прогнозировать развитие экологических ситуаций в пространстве и времени, ощущать свою личную причастность к событиям мирового масштаба.
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
173
Этноэкологическое воспитание основывается на базе экологического сознания и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Список литературы:
1. Бобылева Л.А. Модель экологического образования младших школьников в условиях регионализации системы образования // Национальное образование и единство образовательного пространства России. Материалы Российской научной конф. - М., 2009. - С. 40-42.
2. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа. -2007. - № 2. - С. 110-113.
3. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 51-55.
4. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. - Волгоград, 2012. - 257 с.
5. Зятева Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания. - М.: Наука, 2009. - 315 с.
6. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: «Академия», 2002. - 215 с.
7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 178 с.