Научная статья на тему 'Экотуризм как направление социокультурной деятельности по экологическому воспитанию молодёжи'

Экотуризм как направление социокультурной деятельности по экологическому воспитанию молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ECOTOURISM / ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова М. Л., Опарин Р. В.

В статье проанализированы возможности экологического воспитания молодёжи в процессе эколого-туристической деятельности. Данная деятельность оказывает влияние на формирование отношения к природе как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, фактору эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам живой природы, природным ландшафтам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOTOURISM AS THE DIRECTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY ON ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUTH

The paper analyzes the possibilities of ecological education of youth in the process of eco-tourism activities. This activity has an influence on the formation of attitude to nature as an object of knowledge, the environment of life and the carrier of aesthetic qualities and values. It is also an emotional and moral responsiveness to wildlife and natural landscapes.

Текст научной работы на тему «Экотуризм как направление социокультурной деятельности по экологическому воспитанию молодёжи»

Итак, эти и некоторые другие точки зрения явно указывают на то, что концептуализация непременно присутствует в структуре исследовательской деятельности классного руководителя. Более того, она является одной из основных характеристик исследования.

Практическая деятельность классного руководителя связана, прежде всего, с воспитательной работой, которая охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов учебно-воспитательного процесса, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками. Следовательно, концептуализация полученного опыта взаимодействия может осуществляться также по этим компонентам: целевой, стимулирую-ще-мотивационный, содержательный, операционально-деятель-ностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Методическая деятельность классного руководителя, на наш взгляд, непосредственно связана с концептуализацией профессионального опыта, так как составить рекомендации или разработать систему воспитательной работы можно только на осно-Библиографический список

ве обобщения, осмысления и систематизации имеющегося собственного опыта и опыта коллег. Можно поддержать И.В. Резано-вич и Д.Ф. Ильясова, которые методическую работу учителя видят не только в традиционных формах, но и предлагают новые. Например, составление Паспорта класса, в который вносятся: тема воспитательной работы, над которой работает классный руководитель; данные о классе; его особенности и традиции; успехи и достижения класса; работа с активом класса по совершенствованию со-управления; работа с родительским комитетом класса; анализ посещенных мероприятий данного класса и оказанная методическо-консультационная помощь. Такой документ позволяет вести мониторинг успешности воспитательной работы в виде активно применяемого авторами статьи оформления пор-фолио учеников, которое содержит информацию обо всех победах учащегося в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях в школе, городе и крае, как интеллектуального, так и творческого, спортивного характера. Эта работа очень важна как для ученика, так как стимулирует его подготовку к будущей профессии, так и для классного руководителя, который имеет возможность оценить результаты своей работы по каждому учащемуся и на основе рефлексии осуществить концептуализацию приобретенного опыта.

Таким образом, концептуализация представляет собой особый вид аналитической деятельности, который необходимо более интенсивно использовать классным руководителям при проведении экспертизы, моделирования, исследования, практической и методической работы. Осуществляя концептуализацию собственного опыта, они получат целостное представление о возможных на данный момент способах работы на теоретическом уровне и определят видение предметных полей работы на практическом уровне.

1. Анисимов, О.С. Акмеология мышления. - М., 1997.

2. Гершунский, Б.С. Дидактическая прогностика: некоторые актуальные проблемы теории и практики / Б.С. Гершунский, Я. Пруха. -Киев, 1979.

3. Гусев, А.Г. Диалог как средство формирования у педагогов умений самоанализа профессиональной деятельности в системе повышения их квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2002.

4. Левитес, Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1998.

5. Степанов, Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: дис. ... д-ра пед. наук. -Ярославль, 1999.

6. Федорова, Е.А. Формирование готовности педагога к экспертной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Новгород, 1997.

Bibliography

1. Anisimov, O.S. Akmeologiya mihshleniya. - M., 1997.

2. Gershunskiyj, B.S. Didakticheskaya prognostika: nekotorihe aktualjnihe problemih teorii i praktiki / B.S. Gershunskiyj, Ya. Prukha. - Kiev, 1979.

3. Gusev, A.G. Dialog kak sredstvo formirovaniya u pedagogov umeniyj samoanaliza professionaljnoyj deyateljnosti v sisteme povihsheniya ikh kvalifikacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2002.

4. Levites, D.G. Teoreticheskie osnovih modelirovaniya obrazovateljnihkh tekhnologiyj v usloviyakh poslediplomnogo obrazovaniya pedagogov: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 1998.

5. Stepanov, E.N. Teoriya i tekhnologiya modelirovaniya vospitateljnoyj sistemih obrazovateljnogo uchrezhdeniya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Yaroslavlj, 1999.

6. Fedorova, E.A. Formirovanie gotovnosti pedagoga k ehkspertnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Novgorod, 1997.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 378.46/48 (075.8)

Gorbunova M.L., Oparin R.V. ECOTOURISM AS THE DIRECTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY ON ECOLOGICAL

EDUCATION OF YOUTH. The paper analyzes the possibilities of ecological education of youth in the process of eco-tourism activities. This activity has an influence on the formation of attitude to nature as an object of knowledge, the environment of life and the carrier of aesthetic qualities and values. It is also an emotional and moral responsiveness to wildlife and natural landscapes.

Key words: ecotourism, environmental education of youth.

М.Л. Горбунова, аспирант каф. социальной педагогики ГАГУ, Е-mail: drmargo@mail.ru; Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Е-mail: 89236613134@inbox.ru

ЭКОТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЖИ

В статье проанализированы возможности экологического воспитания молодёжи в процессе эколого-туристической деятельности. Данная деятельность оказывает влияние на формирование отношения к природе как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, фактору эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам живой природы, природным ландшафтам.

Ключевые слова: экологический туризм, экологическое воспитание молодежи.

Уровень взаимоотношений человека с природой отражает определенную ступень в развитии его культуры. Поэтому исследование многообразных форм социоприродного взаимодействия, помимо анализа существующей практики природопользования, требует учёта эстетических, нравственных и социальных отношений людей к природе. Сегодня речь идет об ограничении элементов стихийности воздействия человека на природу, о возрастании роли созидательности, организованности, соответствия целей деятельности её средствам и последствиям, т.е. разумности и гуманности в организации социоприродного взаимодействия. Главное, что должен вынести человек от прямого общения с природой, заключается в осознании того, что только богатство природы, биологическое разнообразие видов, обеспечивает жизнь и будущее человечества. Сегодня этот принцип должен стать основополагающим. Природа без человека жила миллиарды лет, и теперь сможет жить без него, но человек вне полноценной биосферы существовать не может. Данный постулат, нашедший отражение в многочисленных межправительственных документах (Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей среды, 1972, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, 1992, Йоханннесбургс-кая декларация по устойчивому развитию, 2002), привёл мировую общественность к пониманию того, что сегодня недостаточно иметь лишь определенный объём экологических знаний, а необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека. Это требует нового подхода к организации экологически ориентированной учебной и досуговой деятельности, более активного внедрения таких методов и моделей воспитания, обучения и просвещения, в основе которых лежит гуманитарно-эстетическая и естественнонаучная предметная интеграция. Такая интеграция должна не только подготовить участников учебно-воспитательного процесса к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности. Современная социальная, экономическая и нравственная атмосфера требует отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов формирования экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой, пронизывающей все области знания и деятельности человека. Анализ философской, педагогической, методической литературы последних лет показывает, что большинство ведущих учёных считают данное направление приоритетным в плане оптимизации существующей теории и практики экологического воспитания. По мнению современных ведущих исследователей данной проблемы [1-2], наиболее перспективной социально-демографической группой для осуществления экологического воспитания является молодёжь, которая способна осознать сущность природоохранных проблем на уровне межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности. Это объясняется особенностями социального развития молодёжи, связаного с основными этапами её личностного роста в образовательной и культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с индивидуальным смыслом молодого человека. Определяющие детерминанты этого процесса, по мнению ряда ученых, представляют собой синтез культуры, индивидуальности и духовного мира личности, раскрывающиеся через социально-культурную деятельность [1-5]. Поскольку одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у населения Земли за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа», вопрос о вовлечении молодых граждан в процесс непосредственной деятельности по улучшению окружающей среды приобретает особую актуальность.

Одна из стратегических целей экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности, как отмечает Ю.Д. Красильников [3, с. 47], должно стать осознание интегрирующей роли социально-культурной экологии в организации учебной и внеучебной деятельности современной молодёжи. По мнению Ю.Д. Красильникова, именно социально-культурная экология открывает широкие возможности для формирования экологического мировоззрения, основу которого составляют науч-

ные знания, экологическая культура и этика [3, с. 48]. В работах А.В. Петрова, Р.В. Опарина [6; 7] идеи социально-культурной экологии развиваются в контексте Культуротворческой концепции экологического воспитания, тактическая цель которой -формирование духовных потребностей и экологической ответственности молодых людей за последствия своих действий в природе по сохранению, изучению и творческому преобразованию окружающей природной среды.

В настоящее время наметился целый ряд тенденций развития теории и практики экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности:

1) повышение роли экологического образования и воспитания в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

2) активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды для достижения мира во всём мире;

3) обеспечение органического единства обучения, воспитательной работы, общественно-полезной деятельности молодёжи по исследованию и охране окружающей природной среды;

4) разработка ценностных аспектов содержания экологического образования и воспитания;

5) дифференциация и индивидуализация эколого-воспита-тельных воздействий на личность в процессе взаимодействия с природой;

6) формирования у молодёжи ответственного отношения к природе через знакомство с этноэкологическими традициями коренных и малочисленных народов;

7) разработка теории и практики культурно-досуговых форм экологического воспитания (межпредметные занятия, ролевые и сюжетные игры, приёмы имитации и игрового моделирования, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

Одной из перспективных форм экологического воспитания молодёжи в контексте социально-культурной экологии является экологический туризм. Международный Союз охраны природы (МСОП) под экологическим туризмом, или экотуризмом, пони-мает«путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местых жителей и получение ими преимуществ от этой деят ельност и» (Ceballos-Lascurain, 1993a). Существует и более простое определение: «экотуризм - это природный туризм, способст вующий охране природы» (Всемирный Фонд дикой природы, Boo, 1990). Экологический туризм может реализоваться в различных формах. Наиболее востребованными из них являются следующие формы: экологические экскурсии (прогулки по экологической тропе, посещение музеев на территории национальных парков, экскурсии в хозяйства с передовой «экологичной» сельскохозяйственной технологией и т.д.); сельский туризм, спелеотуризм (путешествие в пещеры), морские путешествия на парусных судах, путешествия с целью наблюдения за птицами. Успешно реализуемой формой экотуризма является также работа летних экологических лагерей студентов и школьников и т.д. Мы остановимся более подробно только на одной из активных форм экологического туризма - молодёжных экологических походах.

Под экологическим туристским походом подразумевается кратковременное путешествие (обычно не более 7-10 дней) по сохраненным природным территориям с активными способами передвижения с целью экологического просвещения туристов и их рекреации. При организации и проведении похода должны соблюдаться принципы экологического туризма, одним из которых является приобретение экологических знаний (цель путешествия). Именно цель путешествия является основным отличительным признаком экологического похода от иных походов в «дикую» природную среду. Никакой поход не будет являться экологическим в строгом значении данного слова, если он не несет в себе познавательного компонента, заложенного в виде решения ряда познавательных задач. Это может быть знакомство с типичными для данного района сообществами растений, наблюдение за птицами и животными, знакомство с характерными и уникальными ландшафтами, почвами, технологиями ох-

раны окружающей среды, традиционными промыслами, фольклором и многое другое. Подчеркнем, что в отличие от иных походов в природной среде, в данном случае познавательные компоненты «заложены» в программу тура, познавательные объекты посещения соответственно включены в маршрут, соответствующим образом спланирован график движения и т.д. Иными словами экологическое просвещение туристов происходит в процесс реализации похода не спонтанно, а целенаправленно.

Ещё один принцип экологического туризма заключается в соблюдении максимально щадящих природу туристских технологий. Ночлег и отдых в экологическом походе туристы осуществляют на специально оборудованных стоянках. Двигаются туристы исключительно по маркированному маршруту (ущерб природной среде от движения естественно наноситься, но он ограничен постоянной трассой движения и не «распространяется» на район в целом), не оставляют на маршруте никакого «промышленного» мусора и пр. Следует заметить, что нормы ответственного по отношению к природе поведения всегда соблюдались увлеченными активным туризмом людьми и даже были изложены в специальном «Природоохранном кодексе туриста», разработанном туристскими организациями СССР в 80-х годах прошлого века.

Поход, как форма путешествия, создает возможность для наиболее полного и относительно длительного «погружения» туристов в природную среду. На маршруте туриста не ждет автобус, в лесу нет магазинов, баров и спутникового телевидения - ничто не отвлекает от общения с природой и её познания. Сама обстановка похода позволяет с наибольшей эффек-

Библиографический список

тивностью «впитывать» новую для себя информацию об окружающей среде. Поход предоставляет возможность для «охвата» достаточно протяжённой территории и, соответственно, наиболее полного знакомства с характерными ландшафтами, растительным и животным миром выбранного района и т.д. Не следует забывать и про физическую оздоровительную нагрузку в походе как эффективный способ оздоровления участников. Сочетание активной рекреации и познания составляет отличительную особенность данной формы экологических путешествий. Заметим, впрочем, что все указанные преимущества будут значимыми только в случае качественной организации похода. В этом контексте отметим обязательное участие в походе квалифицированного педагога-эколога, без которого познавательный компонент путешествия будет ущербным.

Таким образом, эколого-туристическая деятельность обладает большим потенциалом в формировании ответственно-деятельного отношения к природе, поскольку осуществляется как в процессе познания её законов и общения с нею, так и через гармонизацию межличностного взаимодействия на фоне взаимодействия с природным окружением. Изучение природы в процессе эколого-туристической деятельности оказывает влияние на формирование отношения к ней как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей; развитие духовно-нравственного подхода к построению межличностных отношений в коллективе; становление и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам растительного и животного мира, природным ландшафтам.

1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПБ., 2010.

2. Красильников, Ю.Д. Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа // Вестник МГУКИ. - 2004. - № 3.

3. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2007.

4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского Государственного Университета. - 2010. - № 3.

5. Опарин, Р.В. Современная стратегия развития теории экологического воспитания молодежи в русле технологий социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4.

6. Опарин, Р.В. Культуротворческая концепция экологического воспитания - теория и практика // Мир науки, культуры, образования. -2010. - № 6. - Ч. 2.

7. Петров, А.В. Системная методология экологической педагогики / А.В. Петров, Р.В. Опарин / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск, 2007.

8. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки МГУКИ / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - 2001. - Вып. 23.

Bybliography

1. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. - SPB., 2010.

2. Krasiljnikov, Yu.D. Socialjno-kuljturnaya ehkologiya kak ponyatie: opiht strukturnogo analiza // Vestnik MGUKI. - 2004. - № 3.

3. Zharkov, A.D. Tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti. - M., 2007.

4. Novatorov V.E. Sovremennihe tekhnologii kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: sostoyanie, problemih, perspektivih razvitiya // Vestnik Omskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2010. - № 3.

5. Oparin, R.V. Sovremennaya strategiya razvitiya teorii ehkologicheskogo vospitaniya molodezhi v rusle tekhnologiyj socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.

6. Oparin, R.V. Kuljturotvorcheskaya koncepciya ehkologicheskogo vospitaniya - teoriya i praktika // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6. - Ch. 2.

7. Petrov, A.V. Sistemnaya metodologiya ehkologicheskoyj pedagogiki / A.V. Petrov, R.V. Oparin / pod red. A.V. Petrova. - Gorno-Altayjsk, 2007.

8. Yaroshenko, N.N. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v kontekste formirovaniya novihkh kachestv socialjnogo vzaimodeyjstviya // Uchenihe zapiski MGUKI / pod nauch. red. T.G. Kiselevoyj, V.I. Chernichenko, N.N. Yaroshenko. - 2001. - Vihp. 23.

Статья поступила в редакцию 28.11.11

УДК 378

Drakina I.K., Dmitrieva V.S. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MODERN

SYSTEM DPO. In article organizational-pedagogical conditions of development of modern system of additional vocational training in Russia are considered. Possibility of modular structurization of training programs is shown.

Key words: the modular program, technology of training, strategy and priorities in system of postdegree training.

И.К. Дракина, д-р пед. наук; В.С. Дмитриева, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: irakonstant@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДПО

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия развития современной системы дополнительного профессионального образования в России. Показана возможность модульного структурирования обучающих программ.

Ключевые слова: модульная программа, технология обучения, стратегия и приоритеты в системе постдипломного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.