УДК 378
Oparin R.V., Petrov АV. THE ORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF DEFINITION OF EFFICIENCY OF SOCIALLY CULTURAL TECHNOLOGIES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUTH. In work theoretical and practical aspects of definition of efficiency of socially cultural technologies of ecological education of the youth are considered, allowing completely to approach to the organization of pedagogical experiment in various education spheres (educational institutions, professional educational institutions), and also in the conditions of leisure (public organizations, ecological movements, etc.).
Key words: ecological education of youth, efficiency of socially cultural technologies, methodological model of pedagogical experiment.
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ,
А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты определения эффективности социально культурных технологий экологического воспитания молодежи, позволяющие целостно подойти к организации педагогического эксперимента в различных сферах образования (общеобразовательные учреждения, профессиональные средние и высшие учебные заведения), а также в досуговой деятельности (учреждения дополнительного образования, общественные организации, экологические движения и др.).
Ключевые слова: экологическое воспитание молодежи, эффективность социально культурных технологий, методологическая модель педагогического эксперимента.
Диагностика результатов осциально-культурных технологий экологического воспитания молодежи на сегодняшний день является актуальной научно-педагогической проблемой, широко обсуждаемой в среди специалистов в данной сфере [1-5]. Говоря о результатах социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию, необходимо конкретизировать наше понимание социально-культурной деятельности в целом.
В контексте экологического воспитания социально-культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре взаимодействия с природой, но и создание условий для того, чтобы природная среда становилась основой для социального взаимодействия [6]. В этом проявляется специфика социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию молодежи - она не дублирует процесс экологического образования, осуществляемый, учреждениями образования всех типов и уровней, а нацелена на всю систему социального взаимодействия во всем многообразии ее проявлений (особенно в рамках досуговой, экологически ориентированной общественно полезной дея-
тельности). В этой связи, основная задача нашего исследования состоит в том, чтобы сделать это социальное взаимодействие организационно и педагогически обеспеченным, подлинно культурным, т.е. построенным на основе ценностей экологической культуры.
В своей концепции [7; 8] мы предлагаем совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение экологических культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.
В рамках предлагаемых нами социально-культурных технологий можно поменять условия формирования и реализации образа жизни молодежи, изменив ситуацию путем:
а) целостной реализации потенциала социоприродной среды (во всех ее областях) - предметных, информационных, ценностных и др.;
б) изменения связей и отношений молодежи со средой (расширение ее взаимодействий с природно-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой и т.д.);
Схема 1
Методологическая модель педагогического эксперимента
в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений, что создаст дополнительные условия гармонизации отношений молодежи с окружающей средой.
При разработке методики педагогического эксперимента мы руководствовались психолого-педагогическими, методическими и методологическими идеями и наработками в области педагогических исследований, изложенными в работах Ю.К. Бабанского [9], Дерябо С.Д. [10], В.И. Загвязинс-кого [11], А.В. Петрова [12], Н.В. Серегина [13] представляющих теоретическую основу организации педагогического эксперимента и выбор методов обработки их результатов.
На первом этапе была разработана целостная система педагогического эксперимента, охватывающая основные структурные элементы педагогического исследования (схема 1).
Раскроем кратко содержание каждого элемента данной системы.
1. Подготовительный этап
Данный подготовительный этап по существу является проектировочным, поэтому он опирается на гипотезу,
сформулированную в работе, и определяет основную цель педагогического эксперимента (исследование эффективности предлагаемой в работе системы организационно-педагогического обеспечения социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию молодежи), объект и предмет исследования. При этом чрезвычайно важна мотивация молодежи к участию в этом эксперименте. Так как большая часть участников формирующего эксперимента студенты - будущие педагоги, то эта мотивация должна быть профессиональной. Это значит, что само участие в эксперименте должно обогащать уровень профессиональной подготовки и развивать их профессиональную рефлексию. Выделенные виды эксперимента (констатирующий, пробный, обучающий и контрольный) определяются лишь с позиции их целевого назначения.
Вторым этапом педагогического эксперимента является конструктивная деятельность, которая имеет структуру, представленную на схеме 2:
Схема 2
Структура подготовительного этапа эксперимента
Подготовительный этап
Проверяемая гипотеза
Формулировка цели эксперимента
Определение объекта и предмета исследования
Мотивация
Определение видов эксперимента
2. Конструктивная деятельность
Структура конструктивной деятельности
Схема 2
Этот этап, как видно из схемы 2, представляет собой модель всего педагогического эксперимента, имеющую внутреннюю программу деятельности исследователя.
3. Этап осуществления педагогического эксперимента
Схема 3
Структура процесса осуществления педагогического эксперимента
Постановка и организация экспериментальной работы в соответствии с требованиями к проведению педагогического эксперимента
Мотивационнокоммуникативная
Сбор диагностического материала
Этап осуществления педагогического эксперимента
Гностическая деятельность
Культуротворческая деятельность
4. Контрольно-оценочный этап
Схема 4
Структура контрольно-оценочного этапа педагогического эксперимента
Как видно из схемы, все элементы осуществления педагогического эксперимента на данном этапе тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Однако, чем четче осознаются они и учитываются в ходе эксперимента, тем надежнее будут результаты такого эксперимента.
Данный этап предполагает не просто оценку уровня освоения экологических ценностных ориентаций молодежью в процессе экологического воспитания, но выявление закономерностей в этом процессе, которые раскрываются посредством соответствующих графиков, таблиц, диаграмм, уровней достигнутых результатов. Кроме того, контрольный компонент предполагает осуществление контроля за ходом решения поставленных перед экспериментом задач, за правильностью выполнения планируемых этапов в рамках каж-
дого типа эксперимента, эффективности применения усвоенных знаний в социально-культурной деятельности.
Это важнейший этап педагогического эксперимента, в котором определяется эффективность технологий социально-культурной деятельности. При этом важнейшим элементом является анализ выявленных закономерностей усвоения экологических ценностных ориентаций, причин их фрагментарного освоения, которые могут зависеть не только от используемой технологии, но и от начального уровня экологической культуры молодежи, от их мотивации к участию в эксперименте и т. д. Важно определить самые основные, доминирующие причины тех или иных недостатков в системе социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию и сделать правильные, обоснованные выводы.
5. Этап анализа результатов педагогического эксперимента
Структура этапа анализа результатов эксперимента
Схема 5
Этап анализа результатов
Анализ результатов эксперимента
Выводы по результатам эксперимента
Далее педагогическое исследование переходит к заключительному этапу - этапу гностической деятельности, который показан на схеме 6.
Этот этап предполагает: а) проектирование мер по устранению причин, снижающих эффективность предлагаемой системы организационно-педагогического обеспечения, согласованное с выводами по результатам эксперимен-
6. Гностическая деятельность
Структура гностической д
та; б) корректировку гипотезы исследования; в) творческий поиск новых методов и средств, позволяющих повысить эффективность экологического воспитания молодежи за счет выявленных в ходе эксперимента наиболее действенных форм и методов организационно-педагогического обеспечения социально-культурной деятельности по экологическому молодежи.
Схема 6
эксперимента
Таким образом, в анализе и гностической деятельности экспериментатора заложены серьезные резервы совершенствования социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию молодежи.
Предложенная нами система является методологической программой для управления педагогическим экспериментом, позволяющая не упустить из виду обязательные этапы и как можно полно учесть все нюансы исследования.
Для исследования состояния проблемы наиболее действенных форм, средств и методов социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию молодежи, для проверки исходной гипотезы исследования и эффективности разработанной системы организационно-педагогического обеспечения при использовании развивающего обучения был организован педагогический эксперимент, который осуществлялся в четыре этапа:
1. Констатирующий эксперимент (1995 - 2002 гг.).
2. Пробный эксперимент (2003 - 2004 гг.).
3. Формирующий эксперимент (2005 - 2009 гг.).
4. Контрольный эксперимент (2010 - 2011 гг.).
Экспериментальная проверка эффективности данной
системы была проведена нами на базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей; детских оздоровительно-образовательных центров, учреждений социально-культурной, эколого-просветительских и природоохранных структур; муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Алтай и Алтайского края.
Проверка эффективности предлагаемой в работе системы организационно-педагогического обеспечения осуществлялась с использованием различного рода анкет, тестов и заданий, позволяющих выявлять уровни сформированно-сти экологической культуры по информационно-когнитивной,
мотивационно-коммуникативнои, культуротворческои детерминантам.
Результаты анкетирования подвергались поэлементному анализу, чтобы дать строгую количественную оценку качества сформированности экологических ценностных ориентации при использовании предлагаемои в работе системы организационно-педагогического обеспечения социально-культурнои деятельности по экологическому воспитанию молодежи.
Для определения эффективности разработанной системы организационно-педагогического обеспечения в формировании экологических ценностных ориентаций молодежи нами были выбраны следующие критерии:
1. Информационно-когнитивный: полнота освоения содержания и объема знаний современной экологии через призму социально-культурной деятельности, проявление внутренней мотивации рассмотрения сущности собственной жизнедеятельности через призму экологических законов.
2. Мотивационно-коммуникативный: интеграция стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности, направленной на решение глобальных и региональных экологических проблем.
3. Культуротворческий: степень осознания социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию через призму культуротворческого процесса и владения технологиями ее осуществления.
Количественными критериями эффективности разработанной системы организационно-педагогического обеспечения социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию были выбраны:
1. Коэффициент полноты сформированности экологических ценностных ориентаций:
п.
где а - количество уровней усвоенных детерминант экологической культуры нтым респондентом в процессе социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию,
п - уровень ценностных ориентаций, которые должны быть освоены в процессе социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию.
2. Средний коэффициент полноты сформированности экологических ценностных ориентаций молодежи до оптимального уровня, который вычислялся по методике, разработанной А.В. Усовой, уточненных А.В. Петровым для системы личностно-ориентированного развивающего обучения (166, 167).
- 1
N
К=—Уц,
гдеп - общее количество уровней детерминант экологической культуры, которые должны быть освоены в процессе социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию,
п - количество уровней усвоенных детерминант экологической культуры, усвоенных нтым респондентом,
N - общее число респондентов, участвующих в эксперименте.
При этом был выделен ряд критериев сформированнос-ти ценностных детерминант социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию (информационно-когнитивный, мотивационно-коммуникативный, культуротворческий), которые были распределены нами по четырем основным уровням (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый). Данные критерии и уровни сформированно-сти ценностных детерминант представлены в табл. 1.
к =
п
Критерии и уровни сформированности ценностных детерминант социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию молодежи
Таблица 1
Уровни Критерии
Информационно- когнитивный Мотивационно- коммуникативный Культуротеорческий
Оптимальный (3) Восприятие экологии как интегративного направления современного научного знания, устойчивая тенденция к включению знаний экологических в целостную когнитивную структуру. Ярко выраженная целостная мотивационная система личности, направленная на решение экологических и социальноэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Осознание цели экологической деятельности через призму культуротворческого процесса деятельности с и владением технологиями ее осуществления.
Допустимый (2) Восприятие экологии как элемента научного знания без соответствующей мотивации к включению знаний об экологической проблематике в целостную когнитивную структуру. Стихийно возникающие побуждения к охране природы, без целостной мотивационной системы личности, направленной на решение экологических проблем. Осознание экологической деятельности через целеполагание, но без должной технологии ее осуществления.
Критический (1) Восприятие экологии на уровне знаниевого компонента, отсутствие когнитивной составляющей восприятии природы. Аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной заинтересованности в решении экологических проблем; Восприятие цели экологической деятельности без целеполагания;
Недопустимый (0) Отсутствие понимания сущности экологии. Сугубо утилитарное восприятие природы. Отсутствие побуждений к решению экологических проблем.
1. Коэффициент успешности сформированности ценностных детерминант социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию, определяемый по формуле:
где K и K - средние коэффициенты полноты
сформированности ценностных ориентаций до гипотетического уровня по результатам начального и конечного среза соответственно.
Окончательно вывод об эффективности предлагаемой методики формулируется на основе определения значения коэффициента эффективности (h), применяемого для сравнения эффективности использования экспериментальных и традиционных форм работы как средства формирования методологических и предметных знаний, определяемых по
7э_
7к
где ga и gк - коэффициенты успешности
формирования знаний у студентов экспериментальной и контрольной групп соответственно.
Достоверность результатов эксперимента для величин, характеризующих коэффициенты и уровни достижений студентов, определялась на основании критерия согласия х2 (хи-квадрат) при уровне значимости 0,05. На основе этого критерия осуществляется проверка выдвигаемых гипотез о статистической значимости наблюдаемых различий в контрольной и экспериментальной группах на начальной и конечной стадиях эксперниментальной работы по внедрению системы организационно-педагогического обеспечения социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию. Для этого рассчитывались статистики Т критерия по формуле:
1 ‘ «2 Q1,)2
т ^--------------, где п- число респондентов конт-
П1 «2.-1 Й,+Ч2,
рольной группы, п2 - число респондентов экспериментальной группы, Q1i - число респондентов экспериментальной группы, достигших иго уровня; Q2i - число респондентов контрольной группы, достигших иго уровня, с - число выделенных уровней. Значение статистики Т (Т наблюдаемая), полученное на основе наблюдений, сравнивается с критическим значением статистики Ткр, которое определяется по таблице х2 с п = с - 1 степенью свободы с учётом выбранного значения.
Библиографический список
В качестве нулевой гипотезы мы предположили, что уровень сформированности ценностных детерминант социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию в контрольной и экспериментальной группах одинаков, имеющаяся разница незначительна. В качестве альтернативной гипотезы предположили, что уровни сформированности ценностных детерминант социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию в контрольной и экспериментальной группах значительно отличаются.
При выполнении неравенства: Т „ > Т Нулевая гипо-
~ ~ набл. кр. J
теза отклоняется на уровне значимости, и принимается альтернативная гипотеза. Если выполняется неравенство Тнабл< Ткр то у нас нет достаточных оснований для отклонения предложения об одинаковом усвоении ценностных детерминант экспериментальной и контрольной группами. Если хотя бы некоторые Q^ и Q2i меньше пяти, то для применения критерия рекомендуется объединить несколько уровней в один так, чтобы все значения их стали не меньше пяти.
Для оценки глубины, полноты и качества усвоения ценностных детерминант социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию использовались как тесты, требующие от респондентов владения комплексом технологий социально-культурной деятельности по информационно-когнитивному, мотивационно-коммуникативному и культуротворческому каналам.
Таким образом, предлагаемые в работе теоретические и практические аспекты для определения эффективности социально культурных технологий экологического воспитания молодежи позволяют целостно подойти к организации педагогического эксперимента в различных сферах образования (общеобразовательные учреждения, профессиональные средние и высшие учебные заведения), а также в досуговой деятельности (учреждения дополнительного образования, общественные организации, экологические движения и др.). Следует заметить, что такой целостный подход имеет важное значение для описания системы мер по решению педагогических задач. Это позволило нам учесть основные методологические аспекты, определяющие содержание выявленных проблем и рассмотреть их в определенной логической последовательности, и тем самым обеспечить относительную целостность и научную обоснованность предлагаемых технологий.
1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПБ., 2010.
2. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2007.
3. Красильников, Ю.Д. Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа // Вестник МГУКИ. - 2004. - № 3.
4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского Государственного Университета. - 2010. - № 3.
5. Опарин, РВ. Современная стратегия развития теории экологического воспитания молодежи в русле технологий социально-культурной деятельности / Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4.
6. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки МГУКИ / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - 2001. - Вып. 23.
7. Петров, А.В. Системная методология экологической педагогики / А.В. Петров, РВ. Опарин / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск, 2007.
8. Опарин, РВ. Методология педагогического исследования экологического воспитания в контексте социально-культурной деятельности / Мир науки, ультуры, образования. - 2011. - № 4.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.
10.Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М., 1995.
11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2006.
12.Петров, А.В. Развивающее обучение / под ред. А.В. Усовой. - Челябинск, 1997.
13.Серегин, Н.В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности: монография. - Барнаул, 2008.
Bibliography
1. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. - SPb., 2010.
2. Zharkov, A.D. Tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti. - M., 2007.
3. Krasiljnikov, Yu.D. Socialjno-kuljturnaya ehkologiya kak ponyatie: opiht strukturnogo analiza // Vestnik MGUKI. - 2004. - № 3.
4. Novatorov V.E. Sovremennihe tekhnologii kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: sostoyanie, problemih, perspektivih razvitiya // Vestnik Omskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2010. - № 3.
5. Oparin, R.V. Sovremennaya strategiya razvitiya teorii ehkologicheskogo vospitaniya molodezhi v rusle tekhnologiyj socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti / Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.
6. Yaroshenko, N.N. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v kontekste formirovaniya novihkh kachestv socialjnogo vzaimodeyjstviya // Uchenihe zapiski MGUKI / pod nauch. red. T.G. Kiselevoyj, V.I. Chernichenko, N.N. Yaroshenko. - 2001. - Vihp. 23.