ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
образования: быстро ориентироваться в трудной ситуации, непринуждённо вести себя в новом коллективе, в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами. Режиссеры и постановщики более активны и инициативны в этом виде работы, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такую работу, которая бы удовлетворяла их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Увлечённость культурно-досуговой работой положительно сказывается на развитии личности студента, в частности, на развитии коммуникативного образования.
В ходе проводимого эксперимента нами было также установлено, что студенты института культуры и искусств с высоким уровнем коммуникативного образования обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством индивидуальности, уверенностью в себе, уравновешенностью и целеустремленностью. Для студентов нетворческих специальностей (экономистов) уровень коммуникативного образования проявляется в развитом самоконтроле, организованности, умении дисциплинировать себя.
Таким образом, культурно-массовая работа в контексте коммуникативного образования дает возможность раскрыть способности студента института культуры и искусств как личности, помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником создания новых форм культурно-досуговой работы, которые, в свою очередь, могли бы активно удовлетворять духовные потребности, побуждать в людях общественно полезную активность, повышать профессионализм.
Примечания
1. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность / Н. Ф. Максютин. - Казань, 1995.
2. См.: Гольцов Г. Г. Основы продюсерского дела : учебно-методическое пособие / Г. Г. Гольцов, П. Л. Жигулин. - Орел: ОГИИК, 2001; Гольцов, Г. Г. Основы продюсирова-ния культурно-досуговых программ / Г. Г. Гольцов. - Орел, ОГИИК, ПФ «Картуш», 2006.
3. Суртаев В. Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В. Я. Суртаев. - Ростов-на-Дону, 1997.
А.Н. Петрушков
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье отмечается негативное воздействие человеческой деятельности на природу, нарушившее равновесие системы человек - природа. Делается предположение, что это равновесие можно в какой-то мере восстановить благодаря формированию новой экологической парадигмы. Показав все аспекты этого туризма, автор подводит к тому, что экологический туризм является одним из средств патриотического воспитания, включающее формирование любви к природе, к необходимости бережного к ней отношения и защиты. Ключевые слова: социокультурная деятельность, экотуризм, социальная педагогика, патриотическое воспитание, окружающая природная среда, экологическое мышление, экологическая деятельность человека.
In clause negative influence of human activity on the nature, broken balance the person is marked the nature. This balance can be restored in any measure owing to a new ecological paradigm instead of destroying the nature economic. Having shown all aspects of this tourism, the author brings to that ecological tourism is one ofmeans of the patriotic education, including formation of love to the nature, to necessity careful to it attitudes and protection. Keywords: socially cultural activity, ecological tourism, social pedagogic, patriotic education, surrounding environment, ecological thinking, ecological activity of the person.
На всем протяжении истории практически все формы технической деятельности человека имели «природопокорительную» направленность. В нашей памяти еще сохранился лозунг: «Мы не можем ждать милости от природы. Взять их у нее — наша задача». Четкая установка на осознание безнравственности этого призыва начинает входить в структуру нового мышления. Экономическая парадигма сменяется парадигмой экологической (4, с. 6).
Для понимания современных экологических проблем планеты необходимо выработать систему взаимоотношений человеческого общества и природы. Сама природа не знает экологических проблем. Ее создал человек. Особенно это проявилось в XX веке, когда воздействие на природу и окружающую среду человека стало катастрофическим.
Для предотвращения экологической катастрофы «требуется непрерывное накопление знаний этих явлений, рассмотрение самой сути этих опасностей в целом в деятельности, в культуре, нравственности людей ... Всякая экологическая и техногенная катастрофа зарождается тогда, когда катастрофически деградирует отношение человека к самому себе, своим собратьям, когда нарушается чувство ответственности за последствия своей деятельности, что в совокупности является культурой» (2, с. 39).
Одним из средств формирования экологической культуры является экологический туризм, в процессе которого формируется бережное отношение к природе и вырабатываются умения и навыки взаимодействия человека с природой, человек принимает практическое участие в экологических формах деятельности. Этому необходимо обучать и воспитывать. Органической частью воспитания является обучение, формирующее духовное ядро личности — ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности (1, с. 46). Поэтому в процессе формирования экологической культуры должно быть большое внимание уделено именно духовно-нравственному воспитанию через общение с природой: «. в земной жизни человек так или иначе всегда связан с землей своих предков, со своей Родиной» (3, с. 30). Последнее вплотную подводит нас к мысли, что формирование экологической культуры необходимо тесно увязывать с формированием патриотизма. Ведь почитание родной земли, природы, Родины — фундаментальная, духовно-нравственная ценность.
Современная обстановка в стране требует повышенного внимания к проблеме патриотизма в сознании каждой личности и общества в целом. Поэтому целью экологического туризма также является реализация социального заказа общества на воспитание личности как гражданина и патриота.
О значении патриотического воспитания говорят принятые Государственные программы — такие, как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Следующей задачей экологического туризма является гармонизация отношений между экологической выгодой, получаемой от рекреации, и экологической безопасностью природных территорий, используемых для отдыха и удовлетворении потребности людей в общении с природой. В последнее время экологический туризм рассматривается мировым сообществом как одна из форм устойчивого, неисточитель-ного природопользования.
Как указывается в Манильской декларации, бесконтрольное использование ресурсов может привести к «истощению природных богатств или даже к их полному уничтожению. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимися основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества».
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
В мировой практике экологический туризм реализуется преимущественно на особо охраняемых территориях, имеющих большую историко-культурную и природную ценность, к числу которых принадлежат национальные парки, национальные леса, заповедники, заказники.
Россия располагает мощной ресурсной базой: огромная территория с разнообразными природными зонами и ландшафтами. Многие территории сохранили свою девственную чистоту. Страна располагает большим количеством заповедников, заказников, национальных парков; в ней много культурных памятников, природных достопримечательностей, а также различных народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов; Россия славится своеобразной национальной кухней и, что немаловажно, гостеприимством. Важнейшей стратегической задачей, стоящей перед страной, в которой развитие экологического туризма должно стать одним из основных направлений туристической деятельности, является сохранение экологической чистоты территорий, составляющих ее природное наследие, которое нуждается в бережном отношении, защите. А это уже прерогатива воспитательной деятельности. Поэтому экологический туризм является, с одной стороны, субъектом, воздействующим на чувства потребителей туристского продукта, а с другой - сам является объектом воспитывающего воздействия. Поэтому налицо противоречие между использованием огромного культурно-исторического и природного потенциала и в то же время разрушительным воздействием туризма на этот потенциал. Это противоречие можно решить через воспитательное воздействие на чувства личности, через формирование патриотического мировоззрения. В широком смысле патриотическое воспитание осуществляется при взаимодействии социальной среды и окружающей природы. Основными участниками такого воспитательного процесса в туризме являются сама природа, воздействующая на чувства личности, и сама личность, способствующая сохранению и воспроизводству природных ресурсов. В туризме воспитательный аспект имеет собственную область деятельности, которую можно выразить таким образом: человек (объект) - природа (субъект) воспитания. Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не только активное взаимодействие различных субъектов на индивидуальном и групповом уровнях, но и активные контакты с другими объектами. Задачей патриотического воспитания является овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями Отечества. Реализация этой задачи патриотического воспитания обеспечивается совместными усилиями всех субъектов, одним из которых является экологический туризм, способный решать сложные проблемы взаимоотношения природы и человека. Устойчивое развитие предполагает экологизацию и гуманизацию сознания и поведения, изменение ценностных ориентаций.
Концепция организации экологического туризма включает активное отношение туристов и организаторов этого вида туризма к сохранению и возрождению окружающей среды. Обычно экологический туризм развивается на базе использования чисто внешних атрибутов наследия: красоты архитектурных памятников, экзотичности фольклора и необычности быта народов, сохранивших богатые традиции.
Эти атрибуты предоставляют неограниченные возможности для разработки и внедрения многообразных и социокультурных, природоохранных видов и форм деятельности. В связи с этим нам представляется эффективным использованием для экотуризма малых городов на базе анализа возможностей исторического и природного их потенциала, что окажет ощутимый эффект и положительное воздействие на решение социально-экономических проблем российской «глубинки», будет способствовать возрождению национальной культуры, народных промыслов, улучшению ситуации, связанной с занятостью населения и благотворительно
скажется на моральном состоянии и воспитании патриотических свойств и качеств местного населения и туристов.
В последние годы особую популярность приобрели сельские поселения, использование которых в качестве мест отдыха достигает таких масштабов, что это явление нельзя не учитывать при анализе современной ситуации в сельской местности, при определении перспектив ее развития, для туристов.
Поэтому экологический туризм в первую очередь рассчитан на граждан Российской Федерации, так как каждая ее область, край, республика имеют достаточный перечень объектов культурно-исторического и природного характера.
Россия — страна необъятных просторов и богатейших историко-культурных ценностей, потребление и сохранение которых воспитывает любовь к «малой» Родине и Отчизне в целом.
Необходимо заметить, что туристов можно привлечь не только памятниками старины или тёплым морем, но и уникальными природными комплексами (Сибирская тайга, Крайний Север, среднерусское раздолье).
Развитие туризма позволит обеспечить средствами экологическую защиту регионов. Погружение в природную среду, осознание ее хрупкости и незащищенности вызывают у туристов стремление к бережному отношению к красотам и прелестям природной среды, её флоре и фауне, к заботе о сохранении для последующих поколений, тем самым формируются нравственные, патриотические качества.
Природа — внешний мир; чувства, потребности, мысли — внутренний мир. Соединяясь в процессе экологического туризма, они в конечном счете влияют на развитие человека, формирование его личности как патриота.
Каждый турист, усваивая заложенные в природе возможности воздействия на эмоциональные, эстетические чувства, субъективно перерабатывает их и выражает в конкретной реакции, которая проявляется в практической деятельности, направленной на сбережение природной среды.
В условиях свободного времяпровождения, отсутствие служебной субординации, трудовой, учебной дисциплины и других ограничивающих факторов человек полностью ощущает свободу и новизну окружающего его мира, что дает возможность снятия физического, психологического и интеллектуального напряжения, восстановления сил через различные формы рационального досуга в сфере экологического туризма.
Людей привлекают путешествия, калейдоскоп впечатлений, новых ощущений, здоровый отдых. Они заинтересованы в самовыражении и самоудовлетворении, узнавая новое в окружающей среде, получая положительные эмоции от общения с природой. Такой человек будет хранить и защищать то, что ему доставляет радость и огромное эстетическое наслаждение.
Примечания
1. Асташкина Н. В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности / Н.В. Асташкина // Ректор вуза. - 2008. - №7.
2. Ахиезер А. С. Экологические катастрофы как результат катастрофы культуры / А.С. Ахиезер // Время культуры и культурное пространство: [сборник тезисов, докладов Международной научно-практической конференции] / науч. ред. Т.Г. Киселева, В.И. Чер-ниченко. - М.: МГУКИ, 2000.
3. Никандров Н. Православные ценности и воспитание в современной России / Н. Ни-кандров // Ректор вуза. - 2008. - №8.
4. Петров К. М. Экология и культура: учебное пособие / К.М. Петров. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.