Научная статья на тему 'Коммуникативный компонент подготовки специалистов социально-культурной сферы'

Коммуникативный компонент подготовки специалистов социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОДГОТОВКА / УМЕНИЯ / СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громыкина Татьяна Сергеевна

В публикуемом материале рассматриваются культурно-массовая работа в контексте современного коммуникативного образования, основные методологические подходы исследования данной проблематики, освещен теоретический материал культурно-досуговой деятельности и показана роль коммуникативного образования при обучении студентов в институте искусств и культуры. Приведены результаты исследования, проводимого в ОГИИК, сформулированы основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный компонент подготовки специалистов социально-культурной сферы»

Т.С. Громыкина

КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В публикуемом материале рассматриваются культурно-массовая работа в контексте современного коммуникативного образования, основные методологические подходы исследования данной проблематики, освещен теоретический материал культурно-досуговой деятельности и показана роль коммуникативного образования при обучении студентов в институте искусств и культуры. Приведены результаты исследования, проводимого в ОГИИК, сформулированы основные выводы. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, коммуникативный компонент, подготовка, умения, способности, коммуникативно-воспитательный потенциал, эксперимент.

Современный подход к проблеме формирования и совершенствования коммуникативного образования состоит в том, что обучение в вузе рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование личности на основе собственных ее действий. Усиление взаимосвязи людей в современном обществе требует сложного социального, политического и экономического взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.

Образовательная политика вуза в этих условиях должна быть направлена на решение подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также личностно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.

Успешность студентов вузов культуры во многом определяется не только профессиональной подготовкой в современных условиях, но и в способности к построению эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.

В учебных планах для вузов все больше места отводится коммуникативным дисциплинам. В целом в современном российском обществе важное значение приобретает эффективность межличностного общения, культура коммуникации, а следовательно, усиливается потребность в коммуникативно-грамотной личности.

Социально-коммуникационными проблемами занимаются такие культуровед-ческие науки, как: социология культуры, семиотика, книговедение, теория массовой коммуникации.

Исследование формирования коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение в работах отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, А. В. Соколов), где общение выделяется как вид человеческой деятельности. Рассматривая коммуникацию как элемент духовной культуры, такие исследователи, как М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Э. В. Соколов, трактуют культуру как специфический человеческий способ деятельности и вводят понятие «культура общения». Понятия «общение», «коммуникация», рассматриваются с позиций деятельностного подхода, а именно деятельности в процессе социального взаимодействия. Рожденные социальной коммуникацией процессы социализации, инкультурации, воспитания, ведущие к развитию личности, исследуются в работах С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. В. Соколова, Б. А. Титова.

Коммуникативное развитие личности определяют как основную цель образовательной деятельности такие авторы, как А. А. Бодалев, А. В. Петровский, Б. Д. Па-рыгин. Возможности целенаправленного формирования коммуникативных качеств исследуются Н.А. Березовиным, Л.К. Грицюк, М.С. Кобзевым, Д.И. Романовым.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.

Использование коммуникативно-воспитательного потенциала культурно-досу-говой деятельности в процессе коммуникативного образования личности рассматриваются в работах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Кра-сильникова, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, А.П. Панфиловой, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Г.Л. Тульчинского.

Несмотря на то, что в содержании образования российской высшей школы коммуникативный компонент представлен сегодня весьма фрагментарно, потребность в его создании и расширении растет. Коммуникативное образование становится важным средством формирования профессионализма в сфере деловых, межличностных или межкультурных отношений.

Исследование данной проблемы выявило следующие противоречия:

— между потребностью современной социально-культурной практики в специалистах, умеющих активно взаимодействовать в различных формах коммуникации, и нехваткой такого рода подготовленных кадров;

— между необходимостью развития коммуникативного образования как компонента культурно-массовой работы в институтах культуры и недостаточной разработанностью содержания и технологии педагогического управления данным развитием.

Коммуникативное образование определяется системой языковых, культурных, профессиональных и коммуникативных знаний и умений; выступает индикатором формирования качества человека как субъекта культуры, познания, труда.

Особая роль в формировании коммуникативного образования при обучении студентов в вузах культуры принадлежит культурно-досуговой работе. Этот процесс несет в себе большой воспитательный потенциал, он же является неотъемлемой частью развития общей культуры будущего специалиста.

Значимость коммуникативного образования для студентов института искусств и культуры состоит в том, что своей деятельностью они обеспечивают формирование духовно-нравственных ценностей других людей, их эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развитие творческих способностей в условиях досуга.

«Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки», — так определяет это понятие один из ученых (3, с. 31).

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» (1, с. 21).

Современная теория рассматривает культурно-массовую работу как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Куль-турно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды ее упорядочиваются, приобретая определенное значение для человека и общества.

Культурно-массовая работа в своем процессе, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обес-

печение процесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, как система перестает функционировать и распадается.

Ставя цель развития личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую предметную деятельность.

Объектом культурно-массовой работы является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности включает взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая — в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Одним из самых главных средств и эффективных приёмов формирования коммуникативного образования студентов института культуры является культурно-массовая работа. Именно этот вид деятельности используется в учебном процессе в качестве одного из приёмов развития коммуникативных знаний и умений студентов института культуры и искусств. На современном этапе досуговая деятельность выступает как феномен культуры, как средство воспитания, самовоспитания и самопознания, как средство обучения и даже как терапевтическое средство. В соответствии со спецификой различных видов культурно-массовой работы уже столетия назад сложилась особая методика, принципы и средства обучения через творчество.

Большое значение в культурно-массовой работе студентов института культуры и искусств занимает групповое общение и умение взаимодействовать с другими. При подготовке культурно-досуговых программ студент учится строить взаимоотношения с товарищами, преподавателями и сотрудниками сферы культуры. Кроме того, расширяется репертуар освоения студентами профессиональных ролей. Этот вид совместной деятельности вырабатывает у студентов института культуры необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

Уровень коммуникативного образования студента в культурно-массовой работе проявляется через то, как он выстраивает взаимоотношения с окружающим миром, адекватно трактует поступки людей, умеет оказывать поддержку, расположить к себе, координировать и контролировать своё собственное поведение в процессе общения с другими людьми и др.

Студенты института культуры и искусств, не получившие в процессе обучения навыков общения, коммуникативных умений, лишены чувства раскованности в современном обществе. Для доказательства данного утверждения нами было проведено исследование на определение уровня коммуникативного образования средствами культурно-массовой работы.

Исследование проводилось среди студентов ОГИИК: режиссеров, постановщиков, экономистов и менеджеров, занимающихся продюсированием культурно-досуговых программ. Получили большое количество баллов те испытуемые, которые обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных, организаторских и предпринимательских способностей. Как правило, самые лучшие проекты (2), которые студенты института культуры готовят в процессе учебной деятельности, реализуются на практике и имеют успех. Также исследование показало, что будущие специалисты, особенно экономисты, при продюсировании культурно-массовых программ испытывают потребность в повышении своего уровня коммуникативного

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.

образования: быстро ориентироваться в трудной ситуации, непринуждённо вести себя в новом коллективе, в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами. Режиссеры и постановщики более активны и инициативны в этом виде работы, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такую работу, которая бы удовлетворяла их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Увлечённость культурно-досуговой работой положительно сказывается на развитии личности студента, в частности, на развитии коммуникативного образования.

В ходе проводимого эксперимента нами было также установлено, что студенты института культуры и искусств с высоким уровнем коммуникативного образования обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством индивидуальности, уверенностью в себе, уравновешенностью и целеустремленностью. Для студентов нетворческих специальностей (экономистов) уровень коммуникативного образования проявляется в развитом самоконтроле, организованности, умении дисциплинировать себя.

Таким образом, культурно-массовая работа в контексте коммуникативного образования дает возможность раскрыть способности студента института культуры и искусств как личности, помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником создания новых форм культурно-досуговой работы, которые, в свою очередь, могли бы активно удовлетворять духовные потребности, побуждать в людях общественно полезную активность, повышать профессионализм.

Примечания

1. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность / Н. Ф. Максютин. - Казань, 1995.

2. См.: Гольцов Г. Г. Основы продюсерского дела : учебно-методическое пособие / Г. Г. Гольцов, П. Л. Жигулин. - Орел: ОГИИК, 2001; Гольцов, Г. Г. Основы продюсирова-ния культурно-досуговых программ / Г. Г. Гольцов. - Орел, ОГИИК, ПФ «Картуш», 2006.

3. Суртаев В. Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В. Я. Суртаев. - Ростов-на-Дону, 1997.

А.Н. Петрушков

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье отмечается негативное воздействие человеческой деятельности на природу, нарушившее равновесие системы человек - природа. Делается предположение, что это равновесие можно в какой-то мере восстановить благодаря формированию новой экологической парадигмы. Показав все аспекты этого туризма, автор подводит к тому, что экологический туризм является одним из средств патриотического воспитания, включающее формирование любви к природе, к необходимости бережного к ней отношения и защиты. Ключевые слова: социокультурная деятельность, экотуризм, социальная педагогика, патриотическое воспитание, окружающая природная среда, экологическое мышление, экологическая деятельность человека.

In clause negative influence of human activity on the nature, broken balance the person is marked the nature. This balance can be restored in any measure owing to a new ecological paradigm instead of destroying the nature economic. Having shown all aspects of this tourism, the author brings to that ecological tourism is one ofmeans of the patriotic education, including formation of love to the nature, to necessity careful to it attitudes and protection. Keywords: socially cultural activity, ecological tourism, social pedagogic, patriotic education, surrounding environment, ecological thinking, ecological activity of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.