раны окружающей среды, традиционными промыслами, фольклором и многое другое. Подчеркнем, что в отличие от иных походов в природной среде, в данном случае познавательные компоненты «заложены» в программу тура, познавательные объекты посещения соответственно включены в маршрут, соответствующим образом спланирован график движения и т.д. Иными словами экологическое просвещение туристов происходит в процесс реализации похода не спонтанно, а целенаправленно.
Ещё один принцип экологического туризма заключается в соблюдении максимально щадящих природу туристских технологий. Ночлег и отдых в экологическом походе туристы осуществляют на специально оборудованных стоянках. Двигаются туристы исключительно по маркированному маршруту (ущерб природной среде от движения естественно наноситься, но он ограничен постоянной трассой движения и не «распространяется» на район в целом), не оставляют на маршруте никакого «промышленного» мусора и пр. Следует заметить, что нормы ответственного по отношению к природе поведения всегда соблюдались увлеченными активным туризмом людьми и даже были изложены в специальном «Природоохранном кодексе туриста», разработанном туристскими организациями СССР в 80-х годах прошлого века.
Поход, как форма путешествия, создает возможность для наиболее полного и относительно длительного «погружения» туристов в природную среду. На маршруте туриста не ждет автобус, в лесу нет магазинов, баров и спутникового телевидения - ничто не отвлекает от общения с природой и её познания. Сама обстановка похода позволяет с наибольшей эффек-
Библиографический список
тивностью «впитывать» новую для себя информацию об окружающей среде. Поход предоставляет возможность для «охвата» достаточно протяжённой территории и, соответственно, наиболее полного знакомства с характерными ландшафтами, растительным и животным миром выбранного района и т.д. Не следует забывать и про физическую оздоровительную нагрузку в походе как эффективный способ оздоровления участников. Сочетание активной рекреации и познания составляет отличительную особенность данной формы экологических путешествий. Заметим, впрочем, что все указанные преимущества будут значимыми только в случае качественной организации похода. В этом контексте отметим обязательное участие в походе квалифицированного педагога-эколога, без которого познавательный компонент путешествия будет ущербным.
Таким образом, эколого-туристическая деятельность обладает большим потенциалом в формировании ответственно-деятельного отношения к природе, поскольку осуществляется как в процессе познания её законов и общения с нею, так и через гармонизацию межличностного взаимодействия на фоне взаимодействия с природным окружением. Изучение природы в процессе эколого-туристической деятельности оказывает влияние на формирование отношения к ней как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей; развитие духовно-нравственного подхода к построению межличностных отношений в коллективе; становление и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам растительного и животного мира, природным ландшафтам.
1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПБ., 2010.
2. Красильников, Ю.Д. Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа // Вестник МГУКИ. - 2004. - № 3.
3. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2007.
4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского Государственного Университета. - 2010. - № 3.
5. Опарин, РВ. Современная стратегия развития теории экологического воспитания молодежи в русле технологий социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4.
6. Опарин, Р.В. Культуротворческая концепция экологического воспитания - теория и практика // Мир науки, культуры, образования. -2010. - № 6. - Ч. 2.
7. Петров, А.В. Системная методология экологической педагогики / А.В. Петров, Р.В. Опарин / под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск, 2007.
8. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки МГУКИ / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - 2001. - Вып. 23.
Bybliography
1. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. - SPB., 2010.
2. Krasiljnikov, Yu.D. Socialjno-kuljturnaya ehkologiya kak ponyatie: opiht strukturnogo analiza // Vestnik MGUKI. - 2004. - № 3.
3. Zharkov, A.D. Tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti. - M., 2007.
4. Novatorov V.E. Sovremennihe tekhnologii kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: sostoyanie, problemih, perspektivih razvitiya // Vestnik Omskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2010. - № 3.
5. Oparin, R.V. Sovremennaya strategiya razvitiya teorii ehkologicheskogo vospitaniya molodezhi v rusle tekhnologiyj socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.
6. Oparin, R.V. Kuljturotvorcheskaya koncepciya ehkologicheskogo vospitaniya - teoriya i praktika // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6. - Ch. 2.
7. Petrov, A.V. Sistemnaya metodologiya ehkologicheskoyj pedagogiki / A.V. Petrov, R.V. Oparin / pod red. A.V. Petrova. - Gorno-Altayjsk, 2007.
8. Yaroshenko, N.N. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v kontekste formirovaniya novihkh kachestv socialjnogo vzaimodeyjstviya // Uchenihe zapiski MGUKI / pod nauch. red. T.G. Kiselevoyj, V.I. Chernichenko, N.N. Yaroshenko. - 2001. - Vihp. 23.
Статья поступила в редакцию 28.11.11
УДК 378
Drakina I.K., Dmitrieva V.S. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MODERN
SYSTEM DPO. In article organizational-pedagogical conditions of development of modern system of additional vocational training in Russia are considered. Possibility of modular structurization of training programs is shown.
Key words: the modular program, technology of training, strategy and priorities in system of postdegree training.
И.К. Дракина, д-р пед. наук; В.С. Дмитриева, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДПО
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия развития современной системы дополнительного профессионального образования в России. Показана возможность модульного структурирования обучающих программ.
Ключевые слова: модульная программа, технология обучения, стратегия и приоритеты в системе постдипломного обучения.
Для смены традиционного обучения в системе дополнительного профессионального образования на инновационное в России есть все предпосылки:
1) общественный спрос;
2) концептуальная, социально-философская проработка новой образовательной парадигмы;
3) описание методологии деятельности как инструмента перевода философских постулатов в практику образования;
4) наличия огромного передового опыта педагогов-новаторов;
5) разработанность целого ряда развивающих технологий обучения;
6) наличие зарубежного опыта перестройки образования.
Проблемы формирования системы ДПО как составной части государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящее время необходимо рассматривать с учетом реально складывающихся в Российской Федерации динамики в сфере занятости, перспектив развития рынка труда и образовательных услуг. Необходима выработка стратегии развития системы ДПО, определение ее приоритетов, реализация этой стратегии через федеральные программы, крупные социально-педагогические эксперименты и инновационные проекты.
К организационно-педагогическим условиям развития системы ДПО мы относим:
1. Модульное структурирования образовательных программ ДПО.
2. Индивидуально-ориентированное обучение в системе ДПО.
3. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе ДПО: социально-педагогического проектирования, имитационного моделирования, кейс-метода, дистационных технологий, коучинг-метода и др.
4. Введение новых ролей преподавателя: консультанта, тьютора, модератора групповой работы, куратора образовательной программы и др.
Выделенные организационно-педагогические условия апробированы нами в гОу ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования». Во второй главе мы раскрываем механизм реализации организационно-педагогических условий развития системы ДПО и методические рекомендации для учреждений ДПО.
Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и повышения конкурентности производства требует развития гибких форм дополнительного профессионального образования. Однако контуры и многие механизмы действующей сегодня системы ДПО были определены еще для плановой экономики и требуют трансформации и адаптации к реалиям сегодняшнего дня, в первую очередь в сфере правового регулирования, особенно в связи с включением России в Болонский процесс. В стране будут готовиться практически только бакалавры и магистры, а специалисты-инженеры останутся лишь в единичных направлениях образования (Загвоздкин В.К. [1]).
Как известно, «Под образованием ... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) ..., которое удостоверяется соответствующим документом». (Преамбула Закона РФ «Об образовании»). Однако дополнительное образование имеет своей целью не достижение какого-либо образовательного уровня, а дает «...в пределах каждого уровня профессионального образования непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов».
Действительно, не существует таких дополнительных профессиональных образовательных программ, путем освоения которых, можно было бы получить образование другого уровня, связанного с реализацией в обществе правил образовательного ценза. В этой связи по своей «природной» сущности ДПО в определенной мере харакперизуетпракпически любое профессиональное обучение, непрерывно необходимое для выполнения трудовых функций работ ника, меняющихся с изменением производства.
Разнообразие практики требует и разнообразных форм «профессионального обучения» от суперкраткосрочного обучения типа инструктажа до длительной (более года) профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации. Это разнообразие порождает разнообразие обучающей деятельности, не сводимой к «образовательной деятельности» и разнообразие обучающих структур, не сводимых к «образовательным уч-
реждениям», требует четкого их позиционирования с позиций «внутренняя деятельность работодателя - внешнее (коммерческое) оказание услуг».
Нерешенность этих вопросов породила сегодня очень острые проблемы позиционирования программ длительностью менее 72 часов внутри системы ДПО. Существующая нормативная база ДПО, построенная по аналогии с основным образованием, «не замечает» эти программы, несмотря на их важность, массовость и обязательность. Такими программами, например, являются 40-часовая программа обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, другие программы по промышленной, экологической, пожарной, электроэнергетической, транспортной и других видов безопасности, разработанных и утвержденных на федеральном уровне и обязательных для исполнения работодателями.
Что касается профессиональной переподготовки, анализ содержания циклов и дисциплин государственных требований показал, что получение дополнительной квалификации по своей сути ничем не отличаются от получения второго высшего образования по новой специальности в сокращенные сроки. Однако, наименование квалификаций и сам диплом о дополнительном (к высшему) образовании пока еще не воспринимается работодателем как диплом о высшем профессиональном образовании с необходимой специальностью.
В существующих государственных требованиях не видны преимущества ДПО, как более глубоких с профессиональной точки зрения образовательных программ, что по сути своей подрывает саму идею дополнительного профессионального образования. Дополнительные квалификации (в рамках уже имеющегося образовательного ценза) должны были продолжить естественную траекторию ДПО, привязанную к нуждам и конкретным рабочим местам сферы труда, однако они ушли с этой траектории в сторону «классического» высшего профессионального образования, переживающего в нынешних условиях «болезнь» отрыва от сферы труда.
Заметим, что именно этот сектор ДПО, при условии его правильной ориентации на запросы практики и конкретных работодателей, а также правильного правового позиционирования, мо-жетспапь достойной альтернативой уходящему массовому спе-циалитету, позволяя доучивать бакалавра до необходимого производству уровня знаний инженера-специалиста.
Модуль - понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.
Модуль представляет собой логически завершенную единицу учебного материала для решения профессионально значимой укрупненной проблемы. Каждый модуль программы, в свою очередь, состоит из ряда обучающих модулей (субмодулей), которые представляют законченный курс. Субмодули основного модуля располагаются таким образом, что содержание обучения изменяется от простого к сложному (Гунявина Н.Л. [2]).
Структура модуля практически построена по принципу разбивки учебного материала по типам профессиональных педагогических задач (рисунок 1). Содержание каждого обучающего модуля определяется целями, которые представлены в его нулевом элементе. Каждую тему можно изучать на том или ином уровне, например, уровне общего введения в проблему, углубленного изучения и принятия решений типовыми методами, специального подхода к решению на основе собственного выбора и обоснования действий и т.п. В зависимости от характера учебных целей слушатель может ограничиваться первым уровнем или осваивать дополнительные уровни.
Рассмотрим пример структуры программы модуля. Совершенно очевидно, что она должна содержать следующие компоненты:
- название модуля;
- место модуля в основной (или дополнительной) образовательной программе, время изучения: семестр;
- количество часов / из них аудиторных / из них лабораторных;
- форма обучения: очная / заочная / дистанционная;
- целевые ориентиры модуля / задачи;
- результаты освоения модуля;
- итоговая аттестация по модулю;
- основное содержание модуля (представляется через программы учебных курсов);
Цели освоения модуля
Результаты освоения модуля
Учебная программа курса 1
Учебная программа курса 2
Учебная программа курса 3
Учебная программа курса 4
Аттестация по модулю
Рис. 1. Взаимосвязь учебных курсов модуля
- рекомендуемые образовательные технологии (указываются в случае, если в модуле имеются сквозные технологии, используемые в каждом из курсов);
- организация самостоятельной работы (указывается, если есть задания, выполняемые слушателями самостоятельно, общие для модуля, поддерживаемые каждым из учебных курсов);
- рекомендуемая литература: основная и дополнительная (указывается в случае, если имеются источники, необходимые для выполнения общих по модулю заданий самостоятельной работы и т.д., если этого нет - литература указывается в текстах учебных программ модуля.
Таким образом, в тексте, представляющем программу модуля, кроме формальных вещей, отражающих трудоемкость модуля, место в образовательной программе и пр., наиболее важными, концептуальными элементами являются определение целей модуля, результатов его освоения, представление содержания деятельности по достижению целей модуля в текстах учебных программ и описание аттестационных мероприятий, которое ясно указывает на то, как проверяется достижение целей модуля, какие результаты обучения демонстрируются и как происходит оценивание этих результатов. При этом очень важным является четкая взаимосвязь всех названных компонентов программы модуля.
В модульной организации разные модули имеют высокую степень автономности и вырабатывают собственную стратегию в рамках достаточно широких критериев и условий, которые сформулированы в определенной группе. Технологичность модулей позволяет менять их местами, а в случае необходимости включать новые или исключать какие-то из них в зависимости от целей программы, которые могут корректироваться с учетом общенациональных и местных приоритетов.
Модульная программа - это программа, в основе которой находятся результаты, которые должны быть достигнуты в про-
Библиографический список
цессе обучения и которые соответствуют требованиям сферы труда, т.е. требованиям к деятельности в рамках профессии.
При реализации образовательного процесса в ИПК СПО мы используем модульные дополнительные образовательные программы. Как показывает наш опыт целесообразным и наиболее эффективным является модульное структурирование образовательной программы. Основной дидактической целью модульной программы является подготовка специалистов к выполнению определенных видов деятельности. Конкретные действия или конкретные знания необходимые для выполнения определенного вида деятельности и являются обучающими элементами в модульной программе или дискретными единицами (Макареня А.А., Суртае-ва Н.Н., Кривых С.В. [3]).
Модульные программы представляют собой новое поколение программ, так как позволяют:
- за счет интеграции отдельных частей учебных дисциплин гибко реагировать на образовательный спрос и особенности интересов, стилей темпов обучения различных профессиональных групп;
- не столько передать те или иные знания, сколько сформировать при помощи знаний и опоры на социально-профессиональный опыт учителя ключевые компетентности;
- заменять модули в зависимости от целей программы, которые корректируются с учетом общенациональных и региональных приоритетов, перемещать модули, сохраняя общую логику содержания.
Именно модульные программы создают условия для лично-стно - ориентированного обучения. Наличие качественных вариативных модульных программ повышает конкурентоспособность системы ДПО на рынке образовательных услуг. Данный факт подтверждается процессом обучения слушателей системы дополнительного профессионального образования по программам, имеющим модульный конструктор.
1. Загвоздкин, В.К. Разработка и применение стандартов образования за рубежом: влияние уровня требований на учебный процесс / Школьные технологии. - 2009. - № 1.
2. Гунявина, Н.Л. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях. - СПб., 2008.
3. Макареня, А.А. Системная организация структуры управления образованием взрослых в регионах России / А.А. Макареня, Н.Н. Сурта-ева, С.В. Кривых. - СПб., 2007.
Bibliography
1. Zagvozdkin, V.K. Razrabotka i primenenie standartov obrazovaniya za rubezhom: vliyanie urovnya trebovaniyj na uchebnihyj process / Shkoljnihe tekhnologii. - 2009. - № 1.
2. Gunyavina, N.L. Metodicheskie rekomendacii po analizu professionaljnihkh kompetenciyj i razrabotke moduljnihkh obrazovateljnihkh programm, osnovannihkh na kompetenciyakh. - SPb., 2008.
3. Makarenya, A.A. Sistemnaya organizaciya strukturih upravleniya obrazovaniem vzroslihkh v regionakh Rossii / A.A. Makarenya, N.N. Surtaeva, S.V. Krivihkh. - SPb., 2007.
Статья поступила в редакцию 16.12.11
УДК 378
Drakina I.K., Nikitin V.Ja. MODERN APPROACHES TO THE MAINTENANCE AND METHODS POSTDEGREE
FORMATION OF TEACHERS. In article modern approaches to the maintenance and methods the organisation before the course, the course and after the course preparations of listeners, models of preparation of experts in the field of additional vocational training are considered.
Key words: the modular program, postdegree formation, the status of the listener, methods of training, methodical support, model of the expert.