Научная статья на тему 'Значение концептуализации собственного профессионального опыта в деятельности классного руководителя'

Значение концептуализации собственного профессионального опыта в деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА / CLASS TEACHER / EXPERIENCE / PROFESSIONAL EXPERIENCE / CONCEPTUALIZING OF PROFESSIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбкина Т. А., Гостев А. Г.

В статье раскрывается роль и значение концептуализации собственного профессионального опыта классными руководителями. Проводится теоретический анализ понятий «опыт», «профессиональный опыт», «концептуализация» на основе которых рассматривается сущность концептуализации в основных видах профессиональной деятельности классных руководителей: экспертной, моделирующей, исследовательской, практической, методической и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбкина Т. А., Гостев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF CONCEPTUALIZING THE OWN PROFESSIONAL EXPERIENCE IN ACTIVITY OF A CLASS TEACHER

. In the article the role and the meaning of the conceptualizing the own experience of a class teacher are revealed. Theoretical analysis of notions experience, professional experience, and conceptualizing is conducted, on the base of the notions considered the essence of conceptualizing in main kinds of professional activity: expert, modeling, researching, practical, methodical etc.

Текст научной работы на тему «Значение концептуализации собственного профессионального опыта в деятельности классного руководителя»

Bibliography

1. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka: ok. 60 000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj. - M., 2007.

2. Lopatin, V.V. Russkiyj tolkovihyj slovarj / V.V. Lopatin, L.E. Lopatina. - M., 2007.

3. Pedagogika: Boljshaya sovremennaya ehnciklopediya / sost. E.S. Rapacevich. - Mn., 2005.

4. Ushakov, D.N. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. Sovremennaya redakciya. - M., 2008.

5. Polonskiyj, V.M. Slovarj po obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2004.

6. Tsenova, D.E. Professionaljnaya deyateljnostj prepodavatelya // Vestnik Kazakhstansko-Amerikanskogo svobodnogo un-ta. - 2006. - № 1.

7. Esareva, Z.F. Osobennosti deyateljnosti prepodavatelya vihssheyj shkolih. - L., 1974.

8. Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. / nauch.-red. sovet: V.S. Stepin, A.A. Guseyjnov, G.Yu. Semigin i dr. - M., 2001. - T. 3.

9. Yashina, A.A. Professionaljnaya identichnostj molodogo prepodavatelya vuza: avtoref. dis. ... kand. psikholog. nauk. - Yaroslavlj, 2007.

10. Gerasimova, E.V. Povihshenie ehffektivnosti metodicheskoyj podgotovki nachinayuthikh prepodavateleyj v negosudarstvennihkh vuzakh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.

11. Tuchina, E.V. Zatrudneniya molodihkh prepodavateleyj vihssheyj shkolih v organizacii uchebnogo dialoga: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Yaroslavlj, 2004.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 371

Rybkina T.A., Gostev A.G. THE MEANING OF CONCEPTUALIZING THE OWN PROFESSIONAL EXPERIENCE IN

ACTIVITY OF A CLASS TEACHER. In the article the role and the meaning of the conceptualizing the own experience of a class teacher are revealed. Theoretical analysis of notions "experience", "professional experience", and "conceptualizing" is conducted, on the base of the notions considered the essence of conceptualizing in main kinds of professional activity: expert, modeling, researching, practical, methodical etc.

Key words: class teacher, experience, professional experience, conceptualizing of professional experience.

Т.А. Рыбкина, зам. начальника Управления образования Златоустовского городского округа, г. Златоуст, E-mail: [email protected]; А.Г. Гостев, д-р пед. наук, зам. директора МОУ "Лицей №11" г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В ДЕЯТЕЛЫШПТИ КЛАППНПГП РУКПВПДИТЕЛЯ

ном опыте формирующейся в течение всей профессиональной жизни совокупности усвоенных человеком действий, способов решения профессиональных задач, техник «проживания» профессиональных ситуаций, а именно: восприятие, анализ, оценка, планирование, выбор способов деятельности, поведения. Следует при этом отметить, что в большей степени внимание ученых сосредоточено на проблеме освоения профессионального опыта развивающейся личностью. В меньшей степени внимание исследователей касается такая сторона вопроса, как формирование профессионального опыта в зрелом возрасте.

Обращение к явлению концептуализации профессионального опыта обусловливается тем обстоятельством, что она позволяет рассматривать профессиональный опыт на теоретическом и практическом уровнях.

В социологической энциклопедии термин «концептуализация» определяется в двух значениях: 1) процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных, обеспечивающая теоретическую организацию материала и схематизацию связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов; 2) способ организации мыслительной работы, позволяющей двигаться от первичных теоретических концептов ко все более абстрактным конструктам, развертывая всю структуру научной теории, с одной стороны, и вписывать научную теорию в более широкие дисциплинарные контексты - с другой [5].

Если исследовать понимание концептуализации различными учеными, то можно обнаружить неоднозначную её трактовку:

- построение общей картины деятельности, способной выступить в функции абстрактного заменителя реальной практики (О.С. Анисимов);

- наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия (В.И. Добреньков);

- определение понятий, отношений и механизмов управления, необходимых для описания процессов решения задач в избранной предметной области (И.В. Поляков);

- интеграция между словами «формулирование», «обобщение», «абстрагирование» и «размышление» (М. Монтень);

- процесс выведения понятий из наблюдений, процесс формулирования утверждений общего характера (Г.А. Шкерина);

- прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения (Ю.К. Стрелков).

Проанализировав существующие точки зрения ученых, считаем, что концептуализация профессионального опыта есть особый вид теоретического осмысления различных событий профессиональной жизни с целью определения научной сущности понятий, отношений и механизмов, лежащих в основе решения профессиональных задач в избранной предметной области.

Концептуализация собственного профессионального опыта классными руководителями обусловлена спецификой поставленных перед ним педагогических задач. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные учебно-воспитательные задачи, поскольку востребован не просто как учитель-предметник, а как педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы. Именно поэтому классный руководитель выполняет различные виды деятельности: экспертную, моделирующую, исследовательскую, практическую, методическую и т.д., которые необходимо рассмотреть более подробно в интересующем нас аспекте.

Экспертная деятельность классным руководителем осуществляется при проведении объективной внешней оценки результатов деятельности других классных руководителей или воспитательных технологий, методов, средств, предлагаемых педагогическим сообществом.

Различные аспекты концептуализации в экспертной деятельности получили разработку в исследованиях О.С. Анисимова, А.Г. Гусева, Е.А. Федоровой и др. Необходимо отметить, что А.Г. Гусев и О.С. Анисимов обосновывают ключевую роль концептуализации в экспертной деятельности. Так А.Г. Гусев отмечает, что концептуализация является «способом понимания практической деятельности педагога посредством привлечения адекватных средств теории и построения теоретической картины развивающейся деятельности» [3, с. 58]. В свою очередь О.С. Анисимов концептуализацию рассматривает как рефлексию практики, которая помогает «реконструкции происшедшего, выявлению существенного в нем, поиску причины и построению нового спо-

соба действия» [1, с. 402]. Е.А. Федорова вычленяет концептуализацию в качестве самостоятельного этапа в технологии экспертного исследования, поддерживая при этом О.С. Анисимова в том, что экспертирование представляет собой рефлексию практики и «опирается на те звенья рефлексивного анализа, которые связаны с переходом от ситуационного взгляда на происхождение к существенному, т.е. на концептуальную работу» [6, с. 16].

Приведенные данные убедительно подчеркивают важность концептуализации в экспертной деятельности классного руководителя, которая способствует адекватному осмыслению воспитательной работы и обеспечивает успешность проведения экспертизы.

Моделирующая деятельность классного руководителя может быть представлена созданием аналога, подобия изучаемого объекта в какой-либо форме: идеальной (мысленное моделирование), физической (предметно-вещественное моделирование), символической (знаковое моделирование), численной, математической и т.д.

Во многих научных исследованиях мы находим подтверждение мысли о том, что высшие уровни педагогической деятельности строятся на основе моделирования процесса обучения в соответствии с педагогическими целями, искомыми результатами учащихся по изучаемому предмету (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Манько,

B.Э. Штейнберг). В ряде исследований раскрывается специфика концептуализации в моделирующей деятельности. Например, О.С. Анисимов, представляя процесс моделирования, вслед за определением заказа, проектированием «модельного» действия, выделяет этап трансформации образца под абстрактные критерии, понимая под этим концептуализацию, категоризацию, поня-тизацию [1]. Д.С. Левитес специфику концептуализации в моделировании раскрывает на примере моделирования образовательных технологий. В одних случаях, полагает автор, выделяются ведущие идеи и концепции, которые затем наполняются соответствующим содержанием в зависимости от направленности обучения и предполагаемого эффекта изучения предмета (мировоззренческий, теоретический, прикладной и пр.). В других выбирается одна или несколько ведущих идей или концепций в соответствии с профилем обучения, которые в дальнейшем также наполняются конкретным содержанием [4].

Л.А. Филиппова отмечает, что «концептуализация в моделировании обеспечивает синтез представлений, их обобщающую схематизацию, соотнесение «образца» с «эталоном», отображение основных компонентов полученного теоретического конструкта и связей между ними» [268, с. 32].

Итак, концептуализация занимает прочные позиции и в моделировании. Как и в предыдущем случае, концептуализация является одним из самостоятельных этапов моделирования, наряду с «категоризацией» и «понятизацией» исследуемого объекта.

Исследовательскую деятельность классного руководителя можно характеризовать как индивидуальный или групповой процесс по выявлению и обоснованию объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Результаты этой деятельности могут быть как теоретическими (раскрытие сущности, создание научных классификаций, выявление закономерностей и связей педагогических явлений), так и практическими (научно-методические рекомендации, программы, предписания, разработки и т.п.).

В такой деятельности особое место занимает концептуализация. Подтверждение тому мы находим у Б.С. Гершунского, который отмечал, что концептуализация «дисциплинирует, способствует координации усилий, позволяет придать конкретность выдвигаемым целям и задачам» [2].

Отдельные аспекты применения концептуализации в научном исследовании мы находим в работах С.П. Арсеновой, Н.Д. Волович, Л.В. Леоновой, И.Е. Пискаревой, И.А. Протасовой, З.Р. Сафиной, Т.И. Торгашиной и др. Например, И.Е. Пискарева считает, что концептуализация играет важную роль в построении основных понятий, выделении сущностных характеристик исследуемого явления, а Т.И. Торгашина последний этап исследовательской деятельности связывает с обобщением и систематизацией опыта видения актуальных проблем педагогической действительности, т.е., по сути, концептуализацией. В свою очередь

C.П. Арсенова выделяет как элементы концептуализации сопоставление различных научных точек зрения на проблему, построение гипотез, умозаключений и выводов, объяснение причин явлений, оформление результатов исследования, предсказание и предвидение будущих событий и фактов, соотнесение теоретических вопросов с практикой.

Итак, эти и некоторые другие точки зрения явно указывают на то, что концептуализация непременно присутствует в структуре исследовательской деятельности классного руководителя. Более того, она является одной из основных характеристик исследования.

Практическая деятельность классного руководителя связана, прежде всего, с воспитательной работой, которая охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов учебно-воспитательного процесса, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками. Следовательно, концептуализация полученного опыта взаимодействия может осуществляться также по этим компонентам: целевой, стимулирую-ще-мотивационный, содержательный, операционально-деятель-ностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Методическая деятельность классного руководителя, на наш взгляд, непосредственно связана с концептуализацией профессионального опыта, так как составить рекомендации или разработать систему воспитательной работы можно только на осно-Библиографический список

ве обобщения, осмысления и систематизации имеющегося собственного опыта и опыта коллег. Можно поддержать И.В. Резано-вич и Д.Ф. Ильясова, которые методическую работу учителя видят не только в традиционных формах, но и предлагают новые. Например, составление Паспорта класса, в который вносятся: тема воспитательной работы, над которой работает классный руководитель; данные о классе; его особенности и традиции; успехи и достижения класса; работа с активом класса по совершенствованию со-управления; работа с родительским комитетом класса; анализ посещенных мероприятий данного класса и оказанная методическо-консультационная помощь. Такой документ позволяет вести мониторинг успешности воспитательной работы в виде активно применяемого авторами статьи оформления пор-фолио учеников, которое содержит информацию обо всех победах учащегося в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях в школе, городе и крае, как интеллектуального, так и творческого, спортивного характера. Эта работа очень важна как для ученика, так как стимулирует его подготовку к будущей профессии, так и для классного руководителя, который имеет возможность оценить результаты своей работы по каждому учащемуся и на основе рефлексии осуществить концептуализацию приобретенного опыта.

Таким образом, концептуализация представляет собой особый вид аналитической деятельности, который необходимо более интенсивно использовать классным руководителям при проведении экспертизы, моделирования, исследования, практической и методической работы. Осуществляя концептуализацию собственного опыта, они получат целостное представление о возможных на данный момент способах работы на теоретическом уровне и определят видение предметных полей работы на практическом уровне.

1. Анисимов, О.С. Акмеология мышления. - М., 1997.

2. Гершунский, Б.С. Дидактическая прогностика: некоторые актуальные проблемы теории и практики / Б.С. Гершунский, Я. Пруха. -Киев, 1979.

3. Гусев, А.Г. Диалог как средство формирования у педагогов умений самоанализа профессиональной деятельности в системе повышения их квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2002.

4. Левитес, Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1998.

5. Степанов, Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: дис. ... д-ра пед. наук. -Ярославль, 1999.

6. Федорова, Е.А. Формирование готовности педагога к экспертной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Новгород, 1997.

Bibliography

1. Anisimov, O.S. Akmeologiya mihshleniya. - M., 1997.

2. Gershunskiyj, B.S. Didakticheskaya prognostika: nekotorihe aktualjnihe problemih teorii i praktiki / B.S. Gershunskiyj, Ya. Prukha. - Kiev, 1979.

3. Gusev, A.G. Dialog kak sredstvo formirovaniya u pedagogov umeniyj samoanaliza professionaljnoyj deyateljnosti v sisteme povihsheniya ikh kvalifikacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2002.

4. Levites, D.G. Teoreticheskie osnovih modelirovaniya obrazovateljnihkh tekhnologiyj v usloviyakh poslediplomnogo obrazovaniya pedagogov: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 1998.

5. Stepanov, E.N. Teoriya i tekhnologiya modelirovaniya vospitateljnoyj sistemih obrazovateljnogo uchrezhdeniya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Yaroslavlj, 1999.

6. Fedorova, E.A. Formirovanie gotovnosti pedagoga k ehkspertnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Novgorod, 1997.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 378.46/48 (075.8)

Gorbunova M.L., Oparin R.V. ECOTOURISM AS THE DIRECTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY ON ECOLOGICAL

EDUCATION OF YOUTH. The paper analyzes the possibilities of ecological education of youth in the process of eco-tourism activities. This activity has an influence on the formation of attitude to nature as an object of knowledge, the environment of life and the carrier of aesthetic qualities and values. It is also an emotional and moral responsiveness to wildlife and natural landscapes.

Key words: ecotourism, environmental education of youth.

М.Л. Горбунова, аспирант каф. социальной педагогики ГАГУ, E-mail: [email protected]; Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ЭКОТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЖИ

В статье проанализированы возможности экологического воспитания молодёжи в процессе эколого-туристической деятельности. Данная деятельность оказывает влияние на формирование отношения к природе как к объекту познания, среде жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, фактору эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к объектам живой природы, природным ландшафтам.

Ключевые слова: экологический туризм, экологическое воспитание молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.