УДК 908+364+369
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-2-41-46
и. А. КОстюК
Омская гуманитарная академия,
г. Омск
социокультурное развитие районов омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной россии_
Успешность реформирования в обществе, затрагивающего все сферы, во многом зависит от осуществляемых перемен в социальной сфере, ведь преобразования осуществляются людьми, которые способны их осознанно принимать и реализовывать, а значит, сохранять приверженность традиции, принимая новаторства как значимые реальные ценности. Именно в таком аспекте социокультурная деятельность формирует социокультурное пространство, с активностью субъекта, как носителя и творца культурных ценностей, способно потеснить культурную деятельность, когда всем участникам предопределялась пассивная роль созерцателя и участника в лучшем случае, а не коллективного творца происходящего. В материале рассматриваются конкретные мероприятия, осуществляемые в муниципальных районах Омской области, реализуемые в рамках пяти направлений проводимой государственной и региональной политики в социокультурной сфере, а также традиции отдельных муниципальных образований, вобравшие инициативу и реализовавшие стремления и талант самих сельских жителей.
Ключевые слова: культурное пространство, социокультурная деятельность, социокультурное пространство, культурная деятельность, социальная сфера.
Реформирование, осуществляемое в Российской Федерации на протяжении последней четверти века и затронувшее все сферы — экономическую, политическую, социальную, повлекло значительные изменения в социокультурном развитии. Необходимо уточнить, что именно социальная сфера способна оказывать действенное влияние на успешность осуществления глобальных перемен, ведь трансляция ценностей является гарантом сохранения культуры, а значит, и оказывает опосредованное влияние на ценности. Омская область является субъектом Российской Федерации, в то время как тридцать два муниципальных района Омской области — это её субъекты. Исследуя социальную сферу районов, как муниципальных образований важно понимать специфику понятий «культурное пространство» и «социокультурное пространство». И сделать это можно на основе разграничения понятий «культура», «культурная деятельность» и «социокультурная деятельность». Понятия «культура» и «культурная деятельность» фактически включают в себя все явления материальной и духовной жизни людей, в том числе в этих рамках рассматриваются и природные, и экономические характеристики культурного ландшафта. В то время как «социокультурная деятельность» предполагает активность субъекта в социокультурном пространстве, констатируемая с точки зрения системного подхода [1]. Говоря о трансляции ценностей, отмечаем, что исторически сложившаяся совокупность может воспроизводиться либо посредством приобщения к образу жизни, что происходит в семье, либо в результате рефлексии
и осознанной интеграции с культурой и ментально-стью. Специалисты определяют социально-культурную деятельность (СКД) как культурную деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных) по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности и коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Во все времена за социально-культурной деятельностью сохранялась функция трансляции опыта, традиций и форм поведения молодому поколению. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, который осуществляется в формах досуговой деятельности и направлен на решение следующих задач: целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, позволяющим формировать его ценностные ориентации; развитие социальной активности человека, позволяющей рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое свободное время с целью поддержания физического здоровья и самосовершенствования.
Изучая составляющие проблемы социокультурной динамики, важно отметить, что успешность развития современного общества определяется человеческим капиталом, т.е. численностью, образованностью и просто человеческим счастьем проживающих жителей. Именно поэтому важнейшую роль в будущем развитии территорий играет
не интенсивное накопление материально-вещественных элементов общественного богатства, а переход к такому принципу жизни общества, при котором приоритетными становятся социокультурные процессы, а определяющее значение для дальнейшего социального развития приобретет формирование человеческого потенциала, адекватного задачам, стоящим перед областью и страной.
В сфере культуры на протяжении последних десятилетий имело место программно-целевое планирование в форме федеральных целевых программ. В результате реализации федеральной целевой программы «Культура России» в 2001—2005 гг. удалось частично преодолеть спад в сфере культуры и добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» (2006 — 2010 гг.), областного проекта «Культура Омской области в 2006 — 2008 гг.» и шести целевых программ Омской области была обеспечена положительная динамика большинства показателей развития отрасли культуры как в муниципальных районах, так и области в целом.
Государственная культурная политика Омской области в последнее десятилетие осуществлялась в соответствии с целями, задачами и приоритетами, сформулированными в реализуемой федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2018 годы), утвержденной приказом Мин-культуры России от 19.03.2012 № 210, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, а также Концепцией развития культуры Омской области до 2014 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 20 июля 2009 года № 125-п; государственной программой Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014 — 2020 годы»; посланиями Президента Российской Федерации и Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области.
Решение задач по укреплению и развитию единого культурного пространства Омской области в рассматриваемый период осуществлялось посредством реализации восьми ведомственных целевых программ, утвержденных Министерством культуры Омской области:
— «Осуществление государственного управления в сфере культуры на территории Омской области» на 2012 — 2016 годы;
— «Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам для осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры» на 2012 — 2016 годы;
— «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области» на 2012 — 2016 годы;
— «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения» на 2012 — 2016 годы;
— «Развитие библиотечно-информационных услуг на территории Омской области» на 2012 — 2016 годы;
— «Развитие кадрового потенциала отрасли культуры» на 2012 — 2016 годы;
— «Поддержка и развитие музыкального искусства в Омской области» на 2012 — 2016 годы;
— «Развитие театрального искусства в Омской области» на 2012 — 2016 годы.
Финансирование указанных ведомственных целевых программ — 95,6 % расходов Министерством культуры Омской области [2, с. 4].
Наряду с ведомственными целевыми программами на территории Омской области реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)» [2]. На проведение мероприятий в рамках данной программы в 2012 г. направлено 26 640,03 тыс рублей, в том числе 1 400 тыс рублей из федерального бюджета [3], в 2013 г. соответственно 72 633 тыс рублей, в том числе 35 503 тыс рублей из федерального бюджета [4].
Министерство культуры Омской области в 2013 г. принимало участие в реализации десяти долгосрочных целевых программ Омской области: «Семья и демография Омской области (2010 — 2014 гг.); «Доступная среда» на 2013 — 2017 годы»; «Развитие государственной гражданской службы Омской области (2011 — 2015 гг.); «Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010 — 2015 гг.); «Улучшений условий и охрана труда в Омской области (2013 — 2017 гг.); «Казачество Омского Прииртышья (2013 — 2017 годы); Электронное правительство Омской области (2010 — 2015 годы); «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011—2015 годы); «Старшее поколение» на 2011 — 2015 годы; «Новое поколение (2009-2013 годы)».
В 2013 г. в соответствии с планом государственных программ Омской области, утвержденным распоряжением Губернатора Омской области от 3 июня 2013 г. № 96-р, Министерством культуры Омской области разработана государственная программа Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 251. В программе реализуется цель — создание благоприятных условий для укрепления единого культурного пространства и сохранения культурного наследия Омской области посредством развития культурного и духовного потенциала жителей города и области.
Культура, наряду с другими общественными институтами, оказалась в рыночной среде, когда, решая задачи выживания, не всегда удавалось сохранять свою сущностную характеристику — транслировать высокие идеалы прошлого.
Проводимая государственная и региональная политика в социокультурной сфере на уровне муниципального образования осуществлялась в соответствии с направлениями деятельности органов управления культурой.
Первое направление — организационно-правовое обеспечение деятельности.
Второе направление — сохранение культурного наследия, развитие культурно-досуговой деятельности и библиотечной деятельности. В рамках данного направления имели место мероприятия, направленные на методическое обеспечение деятельности работников культуры, проведение культурно-массовых проектов, конкурсов, а также мероприятий, обеспечивающих достижение показателей, связанных с исполнением указов Президента Российской Федерации: от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Третье направление — развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. В рамках реализации данных мероприятий Министерством культуры Омской области были проведены зональные и областные конкурсы исполнительского мастерства учащихся муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры, организовано вручение стипендий одаренным учащимся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Омской области в сфере культуры.
Четвертое направление — развитие кадрового потенциала. Со стороны Министерства культуры Омской области были осуществлены мероприятия — это выплата единовременных пособий молодым специалистам учреждений культуры, а также выплаты на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам учреждений дополнительного образования детей.
Пятое направление — укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Это, пожалуй, одно из самых сложных направлений ввиду сильной изношенности строений, хотя мероприятия по пожарной обеспеченности учреждений проводятся опережающе.
Итак, культурно-досуговая деятельность на современном этапе направлена на усиление социальной роли учреждений культуры в местном сообществе. Клубные учреждения создают определенные условия для обеспечения доступности культурных ценностей, удовлетворения культурных потребностей развития творческих способностей различных категорий и групп населения.
В целом по Омской области до 1997 г. в течение нескольких лет наблюдалась тенденция увеличения сети государственных учреждений за счет передачи их из других ведомств. Так, с 1991-го по 1996 г. сеть клубов увеличилась на 147 единиц (табл. 1).
В 1997 г. произошло сокращение государственной клубной сети сразу на 28 единиц. В том числе ввиду сокращения количества жителей в ряде населенных пунктов происходило и закрытие клубов. К закрытию приводило и сокращение финансирования. Например, в Усть-Ишимском районе за 1997 год ввиду сокращения финансирования были закрыты 5 клубов, по одному клубу ввиду отсутствия помещений и сокращения жителей в поселках были закрыты в Большеуковском, Знаменском, Тарском муниципальных районах. Два клуба за этот же период были закрыты в Тевризском муниципальном районе. Итак, из 28 клубных учреждений — 10 (36 %) составляют учреждения северной зоны Омской области, остальные 18 приходятся на 16 муниципальных образований Омской области. В то время как в трех муниципальных районах — Называевском, Кормиловском и Таврическом произошло увеличение сети клубных учреждений [5].
Клубы продолжали функционировать как куль-турно-досуговые центры, в которых в 1997 г. работало 6856 различных кружков, в них занимались 99529 человек. В 1997 г. произошло увеличение числа участников различных кружков в Тарском ( + 433) муниципальном районе, Тевризском ( + 263) муниципальном районе, Большеуковском (+126) муниципальном районе. Данная тенденция была характерна и для других муниципальных образований Омской области, о чем свидетельствует статистика. В среднем по области на каждое клубное учреждение приходилось в 1997 г. 5,7 кружка и 83 участника. В то время как в 1996 г. соответственно — 5,4 и 80 участников. В клубных учреждениях Омской области было проведено 16772 культурно-до-суговых мероприятия, что составило рост на 6 % (7 902) по сравнению с 1996 г. [4, 5]. В муниципальных образованиях северной зоны Омской области чаще, чем в других районах, проходят культурно-
таблица 1
изменение сети клубных учреждений Омской области системы Министерства культуры РИФ (1991-2013 гг.)
Год Количество клубных учреждений Прирост
1991 г. 1086 -
1992 г. 1183 + 97
1993 г. 1219 + 36
1994 г. 1231 + 36
1995 г. 1232 + 1
1996 г. 1233 + 1
1997 г. 1205 -28
2012 г. 1099 -106
2013 г. 1080 -19
Таблица составлена автором по материалам: Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 1997 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 1998. Вып. 1. С. 46; Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 1997 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 1998. Вып. 1. С. 28. Культура и искусство Омской области в 2012 году: сб. информационно-аналитических материалов / Мин-во культуры Омской области. 2013. Вып. 16. 200 с. Культура и искусство Омской области в 2013 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области. 2014. Вып. 17. 204 с. [4-8].
Число организаций культурно-досугового типа в Омской области (1995—2015 гг.)
Таблица 2
2000 2013 2014 2015
Число организаций культурно-досугового типа (единицы) 1212 1083 1074 1050
% к 2000 г. 100 89,4 88,6 86,6
Таблица составлена автором по материалам: Омский областной статистический ежегодник: стат. облкомстат. Омск, 2016. Ч. 1. С. 235.
В 2 ч. / Омский
досуговые мероприятия: в клубных учреждениях Большеуковского (180), Седельниковского (155) муниципальных районов. В то время как в Тевризском муниципальном районе произошло сокращение их числа. В целом на протяжении рассматриваемого периода имела место тенденция на сокращение численности организаций культурно-досугового типа в целом по Омской области (табл. 2).
Динамика же численности мероприятий в клубных учреждениях области на протяжении всего периода не сокращалась.
Говоря же о клубных учреждениях, необходимо отметить их работу с различными возрастными категориями — это дети и подростки, социально не защищенные слои населения, лица «третьего возраста» и др. В данной работе культурная деятельность сродни психологической, ведь умение выслушать и понять стало отличительной особенностью современного работника культурно-досуговой сферы. Так, в 2012 г. в целом по Омской области насчитывалось 10432 клубных формирования, в 2013 г. — 10610, увеличение составило на 178 (2 %) формирований [9]. В среднем на одно клубное учреждение Омской области в 2013 г. приходится 9,8 коллектива и 147 участников в них. Тарский район отмечен среди пяти лучших районов Омской области, в котором имеется 14,7 коллектива на одно клубное учреждение, которое объединяет 190 участников [10].
Анализ работы клубных учреждений с различными возрастными категориями населения позволил выявить лидеров, которые используют в работе разнообразные формы. В число новаторов попали — Усть-Ишимский район, предложивший программу о семейных традициях. Ведется работа по решению существующих проблем, в числе которых работа с трудными семьями, организация досуга супружеских пар среднего возраста, привлечение к клубной работе с семьей педагогов-психологов.
Приоритетными направлениями в развитии культурно-досуговой деятельности и народного творчества на протяжении рассматриваемого периода были:
— создание условий для развития индивидуальных творческих способностей каждого человека, освоение сельчанами богатого национального наследия;
— материальное и организационное обеспечение права каждого сельского жителя на доступность всех культурных ценностей и свободно выбираемых форм культурной деятельности;
— создание условий для развития национальных культур, сохранение и возрождение исторической среды обитания народов, населяющих территорию Омской области, района, села, их традиций, быта, языка;
— возрождение к жизни народных художественных промыслов и ремесел, сохранение и развитие фольклора, народных праздников и обрядов гуманитарно-прикладных форм досуга;
— поддержка инициатив населения сельской интеллигенции, мастеров народных промыслов в создании различных самоуправленческих структур: клубов по интересам, объединений, Домов ремесел, др. самодеятельных общественных организаций.
Особо хотелось бы отметить традиции, которые сохраняются уже более полувека. В селе Царицыно в Калачинском районе в 1968 г. с легкой руки учителя местной школы Татьяны Васильевны Ениной появился фольклорный ансамбль поющих женщин — «Барвинок», что в переводе с украинского — цветок. Три поколения поющих сельчан за пятьдесят лет существования фольклорной группы выступали со сцены не только сельских клубов, но и многих конкурсных площадок Омской области [9]. В течение последних пяти лет специалистами по социальной работе БУ «КЦСОН Калачинского района» Омской области активно используются в поддержке социальных связей пожилых людей средствами социокультурного пространства. Вначале клуб представлял собой объединение поющих участников, но затем присоединились и многие пожилые люди, которых на заседание клуба привозят сельчане, у которых есть личный транспорт. Так происходит самореализация пожилых людей, поддерживается единение сельских жителей и их сплочение вокруг клуба. Так происходит в тех селах, где сохранилась нить поколений, ведь не только песня, но и художественное творчество способно сплотить людей.
В сложные 90-е годы родился фестиваль русской культуры «Душа России». В ходе проведения фестиваля русской культуры возрос интерес к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству. Определились наиболее характерные для Омской области направления художественного творчества такие как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, резьба по дереву и возрожденная резьба по бересте. В городе Тара удалось собрать целый коллектив молодых мастеров, изготавливающих туеса. Выставки их изделий проводились в картинной галерее города Тара. Пользуются большим спросом у жителей города Омска туеса Безносенко Михаила Григорьевича и берестяные хлебницы и конфетницы Петелина Юрия Владимировича.
Проблемы сохранения и развития традиционного искусства решаются Сибирским культурным центром (1996 г.), который не просто поддерживает инициативу отдельных лиц, но и пропагандирует их мастерство во время проведения семинаров, лекций, экскурсий по залам центра [9-11].
Так реализуемая культурно-досуговая деятельность предвосхитила переход к социокультурной деятельности, когда осознанность в восприятии культуры предполагает приоритет рефлексивности как личностной особенности, а значит, и образованность личности как обязательное условие для успешности решения задачи. А как подтверждение статуса — звания народный (образцовый) самодеятельный художественный коллектив». Наибольшее количество коллективов, имеющих звания «народный» и «образцовый», насчитывается в Больше-реченском, Калачинском, Омском, Тарском, Азовском, Нововаршавском, Исилькульском районах. А традиции на Омской земле быть.
Библиографический список
1. Азарова Л. В., Александрова И. Н., Бобкова Н. П. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесная зона: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, Л. В. Аплетаева, О. К. Кирьяш, С. В. Новиков. Омск: Изд-во Макшеевой Е. А., 2018. 420 с.
2. Концепция ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)». URL: https://www. cultmanager. ru/news/2120-utverjdena-kontseptsiya-federalnoy-tselevoy-programmy-kultura-rossii-2012-2018-gody (дата обращения: 07.03.2018).
3. Культура и искусство Омской области в 2012 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области. 2013. Вып. 16. 200 с.
4. Культура и искусство Омской области в 2013 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области. 2014. Вып. 17. 204 с.
5. Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 1997 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 1998. Вып. 1. 71 с.
6. Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 2001 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 2002. Вып. 5. 74 с.
7. Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 2002 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 2003. Вып. 6. 66 с.
8. Культура и искусство Омской области в 2010 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области, 2011. Вып. 14. 164 с.
9. Азарова Л. В. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С. В. Новиков [и др.]. Омск: Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2010. 590 с.
10. Азарова Л. В. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков [и др.]. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2008. 446 с.
11. Азарова Л. В. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков [и др.]. Омск: Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2012. 529 с.
КОСТЮК Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Педагогика, психология и социальная работа». БРНЧ-код: 5075-6234 ЛиШогГО (РИНЦ): 353673 Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Костюк И. А. Социокультурное развитие районов Омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной России // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 2. С. 41-46. БОН 10.25206/2542-0488-2018-2-41-46.
Статья поступила в редакцию 05.04.2018 г. © И. А. Костюк
Т О
■D 5