Научная статья на тему 'Социокультурное развитие районов Омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной России'

Социокультурное развитие районов Омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / CULTURAL SPACE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL SPACE / CULTURAL ACTIVITIES / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костюк Ирина Александровна

Успешность реформирования в обществе, затрагивающего все сферы, во многом зависит от осуществляемых перемен в социальной сфере, ведь преобразования осуществляются людьми, которые способны их осознанно принимать и реализовывать, а значит, сохранять приверженность традиции, принимая новаторства как значимые реальные ценности. именно в таком аспекте социокультурная деятельность формирует социокультурное пространство, с активностью субъекта, как носителя и творца культурных ценностей, способно потеснить культурную деятельность, когда всем участникам предопределялась пассивная роль созерцателя и участника в лучшем случае, а не коллективного творца происходящего. В материале рассматриваются конкретные мероприятия, осуществляемые в муниципальных районах Омской области, реализуемые в рамках пяти направлений проводимой государственной и региональной политики в социокультурной сфере, а также традиции отдельных муниципальных образований, вобравшие инициативу и реализовавшие стремления и талант самих сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural development of Omsk region districts as one of indicators of social sphere of modern Russia

The success of the reforms in the society affecting all spheres depends on the ongoing changes in the social sphere, because the transformation is carried out by people who are able to consciously accept and implement them, and therefore to remain committed to tradition, accepting innovation as significant real values. It is in this aspect of socio-cultural activity generates social and cultural space, with the activity of the subject as a carrier and Creator of cultural values who can compete with cultural activities when all participants were predetermined by the passive role of spectator and participant in the best case, not a collective of the Creator of what is happening. The article deals with specific activities carried out in the municipalities of the Omsk region, implemented within the framework of the five directions of the state and regional policy in the socio-cultural sphere, as well as the traditions of individual municipalities that have incorporated the initiative and implemented the aspirations and talents of the villagers themselves.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие районов Омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной России»

УДК 908+364+369

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-2-41-46

и. А. КОстюК

Омская гуманитарная академия,

г. Омск

социокультурное развитие районов омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной россии_

Успешность реформирования в обществе, затрагивающего все сферы, во многом зависит от осуществляемых перемен в социальной сфере, ведь преобразования осуществляются людьми, которые способны их осознанно принимать и реализовывать, а значит, сохранять приверженность традиции, принимая новаторства как значимые реальные ценности. Именно в таком аспекте социокультурная деятельность формирует социокультурное пространство, с активностью субъекта, как носителя и творца культурных ценностей, способно потеснить культурную деятельность, когда всем участникам предопределялась пассивная роль созерцателя и участника в лучшем случае, а не коллективного творца происходящего. В материале рассматриваются конкретные мероприятия, осуществляемые в муниципальных районах Омской области, реализуемые в рамках пяти направлений проводимой государственной и региональной политики в социокультурной сфере, а также традиции отдельных муниципальных образований, вобравшие инициативу и реализовавшие стремления и талант самих сельских жителей.

Ключевые слова: культурное пространство, социокультурная деятельность, социокультурное пространство, культурная деятельность, социальная сфера.

Реформирование, осуществляемое в Российской Федерации на протяжении последней четверти века и затронувшее все сферы — экономическую, политическую, социальную, повлекло значительные изменения в социокультурном развитии. Необходимо уточнить, что именно социальная сфера способна оказывать действенное влияние на успешность осуществления глобальных перемен, ведь трансляция ценностей является гарантом сохранения культуры, а значит, и оказывает опосредованное влияние на ценности. Омская область является субъектом Российской Федерации, в то время как тридцать два муниципальных района Омской области — это её субъекты. Исследуя социальную сферу районов, как муниципальных образований важно понимать специфику понятий «культурное пространство» и «социокультурное пространство». И сделать это можно на основе разграничения понятий «культура», «культурная деятельность» и «социокультурная деятельность». Понятия «культура» и «культурная деятельность» фактически включают в себя все явления материальной и духовной жизни людей, в том числе в этих рамках рассматриваются и природные, и экономические характеристики культурного ландшафта. В то время как «социокультурная деятельность» предполагает активность субъекта в социокультурном пространстве, констатируемая с точки зрения системного подхода [1]. Говоря о трансляции ценностей, отмечаем, что исторически сложившаяся совокупность может воспроизводиться либо посредством приобщения к образу жизни, что происходит в семье, либо в результате рефлексии

и осознанной интеграции с культурой и ментально-стью. Специалисты определяют социально-культурную деятельность (СКД) как культурную деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных) по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности и коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Во все времена за социально-культурной деятельностью сохранялась функция трансляции опыта, традиций и форм поведения молодому поколению. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, который осуществляется в формах досуговой деятельности и направлен на решение следующих задач: целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, позволяющим формировать его ценностные ориентации; развитие социальной активности человека, позволяющей рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое свободное время с целью поддержания физического здоровья и самосовершенствования.

Изучая составляющие проблемы социокультурной динамики, важно отметить, что успешность развития современного общества определяется человеческим капиталом, т.е. численностью, образованностью и просто человеческим счастьем проживающих жителей. Именно поэтому важнейшую роль в будущем развитии территорий играет

не интенсивное накопление материально-вещественных элементов общественного богатства, а переход к такому принципу жизни общества, при котором приоритетными становятся социокультурные процессы, а определяющее значение для дальнейшего социального развития приобретет формирование человеческого потенциала, адекватного задачам, стоящим перед областью и страной.

В сфере культуры на протяжении последних десятилетий имело место программно-целевое планирование в форме федеральных целевых программ. В результате реализации федеральной целевой программы «Культура России» в 2001—2005 гг. удалось частично преодолеть спад в сфере культуры и добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» (2006 — 2010 гг.), областного проекта «Культура Омской области в 2006 — 2008 гг.» и шести целевых программ Омской области была обеспечена положительная динамика большинства показателей развития отрасли культуры как в муниципальных районах, так и области в целом.

Государственная культурная политика Омской области в последнее десятилетие осуществлялась в соответствии с целями, задачами и приоритетами, сформулированными в реализуемой федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2018 годы), утвержденной приказом Мин-культуры России от 19.03.2012 № 210, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, а также Концепцией развития культуры Омской области до 2014 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 20 июля 2009 года № 125-п; государственной программой Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014 — 2020 годы»; посланиями Президента Российской Федерации и Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области.

Решение задач по укреплению и развитию единого культурного пространства Омской области в рассматриваемый период осуществлялось посредством реализации восьми ведомственных целевых программ, утвержденных Министерством культуры Омской области:

— «Осуществление государственного управления в сфере культуры на территории Омской области» на 2012 — 2016 годы;

— «Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам для осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры» на 2012 — 2016 годы;

— «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области» на 2012 — 2016 годы;

— «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения» на 2012 — 2016 годы;

— «Развитие библиотечно-информационных услуг на территории Омской области» на 2012 — 2016 годы;

— «Развитие кадрового потенциала отрасли культуры» на 2012 — 2016 годы;

— «Поддержка и развитие музыкального искусства в Омской области» на 2012 — 2016 годы;

— «Развитие театрального искусства в Омской области» на 2012 — 2016 годы.

Финансирование указанных ведомственных целевых программ — 95,6 % расходов Министерством культуры Омской области [2, с. 4].

Наряду с ведомственными целевыми программами на территории Омской области реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)» [2]. На проведение мероприятий в рамках данной программы в 2012 г. направлено 26 640,03 тыс рублей, в том числе 1 400 тыс рублей из федерального бюджета [3], в 2013 г. соответственно 72 633 тыс рублей, в том числе 35 503 тыс рублей из федерального бюджета [4].

Министерство культуры Омской области в 2013 г. принимало участие в реализации десяти долгосрочных целевых программ Омской области: «Семья и демография Омской области (2010 — 2014 гг.); «Доступная среда» на 2013 — 2017 годы»; «Развитие государственной гражданской службы Омской области (2011 — 2015 гг.); «Профилактика правонарушений и наркомании, предупреждение экстремизма и терроризма в Омской области (2010 — 2015 гг.); «Улучшений условий и охрана труда в Омской области (2013 — 2017 гг.); «Казачество Омского Прииртышья (2013 — 2017 годы); Электронное правительство Омской области (2010 — 2015 годы); «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011—2015 годы); «Старшее поколение» на 2011 — 2015 годы; «Новое поколение (2009-2013 годы)».

В 2013 г. в соответствии с планом государственных программ Омской области, утвержденным распоряжением Губернатора Омской области от 3 июня 2013 г. № 96-р, Министерством культуры Омской области разработана государственная программа Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 251. В программе реализуется цель — создание благоприятных условий для укрепления единого культурного пространства и сохранения культурного наследия Омской области посредством развития культурного и духовного потенциала жителей города и области.

Культура, наряду с другими общественными институтами, оказалась в рыночной среде, когда, решая задачи выживания, не всегда удавалось сохранять свою сущностную характеристику — транслировать высокие идеалы прошлого.

Проводимая государственная и региональная политика в социокультурной сфере на уровне муниципального образования осуществлялась в соответствии с направлениями деятельности органов управления культурой.

Первое направление — организационно-правовое обеспечение деятельности.

Второе направление — сохранение культурного наследия, развитие культурно-досуговой деятельности и библиотечной деятельности. В рамках данного направления имели место мероприятия, направленные на методическое обеспечение деятельности работников культуры, проведение культурно-массовых проектов, конкурсов, а также мероприятий, обеспечивающих достижение показателей, связанных с исполнением указов Президента Российской Федерации: от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Третье направление — развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. В рамках реализации данных мероприятий Министерством культуры Омской области были проведены зональные и областные конкурсы исполнительского мастерства учащихся муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры, организовано вручение стипендий одаренным учащимся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Омской области в сфере культуры.

Четвертое направление — развитие кадрового потенциала. Со стороны Министерства культуры Омской области были осуществлены мероприятия — это выплата единовременных пособий молодым специалистам учреждений культуры, а также выплаты на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам учреждений дополнительного образования детей.

Пятое направление — укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Это, пожалуй, одно из самых сложных направлений ввиду сильной изношенности строений, хотя мероприятия по пожарной обеспеченности учреждений проводятся опережающе.

Итак, культурно-досуговая деятельность на современном этапе направлена на усиление социальной роли учреждений культуры в местном сообществе. Клубные учреждения создают определенные условия для обеспечения доступности культурных ценностей, удовлетворения культурных потребностей развития творческих способностей различных категорий и групп населения.

В целом по Омской области до 1997 г. в течение нескольких лет наблюдалась тенденция увеличения сети государственных учреждений за счет передачи их из других ведомств. Так, с 1991-го по 1996 г. сеть клубов увеличилась на 147 единиц (табл. 1).

В 1997 г. произошло сокращение государственной клубной сети сразу на 28 единиц. В том числе ввиду сокращения количества жителей в ряде населенных пунктов происходило и закрытие клубов. К закрытию приводило и сокращение финансирования. Например, в Усть-Ишимском районе за 1997 год ввиду сокращения финансирования были закрыты 5 клубов, по одному клубу ввиду отсутствия помещений и сокращения жителей в поселках были закрыты в Большеуковском, Знаменском, Тарском муниципальных районах. Два клуба за этот же период были закрыты в Тевризском муниципальном районе. Итак, из 28 клубных учреждений — 10 (36 %) составляют учреждения северной зоны Омской области, остальные 18 приходятся на 16 муниципальных образований Омской области. В то время как в трех муниципальных районах — Называевском, Кормиловском и Таврическом произошло увеличение сети клубных учреждений [5].

Клубы продолжали функционировать как куль-турно-досуговые центры, в которых в 1997 г. работало 6856 различных кружков, в них занимались 99529 человек. В 1997 г. произошло увеличение числа участников различных кружков в Тарском ( + 433) муниципальном районе, Тевризском ( + 263) муниципальном районе, Большеуковском (+126) муниципальном районе. Данная тенденция была характерна и для других муниципальных образований Омской области, о чем свидетельствует статистика. В среднем по области на каждое клубное учреждение приходилось в 1997 г. 5,7 кружка и 83 участника. В то время как в 1996 г. соответственно — 5,4 и 80 участников. В клубных учреждениях Омской области было проведено 16772 культурно-до-суговых мероприятия, что составило рост на 6 % (7 902) по сравнению с 1996 г. [4, 5]. В муниципальных образованиях северной зоны Омской области чаще, чем в других районах, проходят культурно-

таблица 1

изменение сети клубных учреждений Омской области системы Министерства культуры РИФ (1991-2013 гг.)

Год Количество клубных учреждений Прирост

1991 г. 1086 -

1992 г. 1183 + 97

1993 г. 1219 + 36

1994 г. 1231 + 36

1995 г. 1232 + 1

1996 г. 1233 + 1

1997 г. 1205 -28

2012 г. 1099 -106

2013 г. 1080 -19

Таблица составлена автором по материалам: Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 1997 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 1998. Вып. 1. С. 46; Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 1997 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 1998. Вып. 1. С. 28. Культура и искусство Омской области в 2012 году: сб. информационно-аналитических материалов / Мин-во культуры Омской области. 2013. Вып. 16. 200 с. Культура и искусство Омской области в 2013 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области. 2014. Вып. 17. 204 с. [4-8].

Число организаций культурно-досугового типа в Омской области (1995—2015 гг.)

Таблица 2

2000 2013 2014 2015

Число организаций культурно-досугового типа (единицы) 1212 1083 1074 1050

% к 2000 г. 100 89,4 88,6 86,6

Таблица составлена автором по материалам: Омский областной статистический ежегодник: стат. облкомстат. Омск, 2016. Ч. 1. С. 235.

В 2 ч. / Омский

досуговые мероприятия: в клубных учреждениях Большеуковского (180), Седельниковского (155) муниципальных районов. В то время как в Тевризском муниципальном районе произошло сокращение их числа. В целом на протяжении рассматриваемого периода имела место тенденция на сокращение численности организаций культурно-досугового типа в целом по Омской области (табл. 2).

Динамика же численности мероприятий в клубных учреждениях области на протяжении всего периода не сокращалась.

Говоря же о клубных учреждениях, необходимо отметить их работу с различными возрастными категориями — это дети и подростки, социально не защищенные слои населения, лица «третьего возраста» и др. В данной работе культурная деятельность сродни психологической, ведь умение выслушать и понять стало отличительной особенностью современного работника культурно-досуговой сферы. Так, в 2012 г. в целом по Омской области насчитывалось 10432 клубных формирования, в 2013 г. — 10610, увеличение составило на 178 (2 %) формирований [9]. В среднем на одно клубное учреждение Омской области в 2013 г. приходится 9,8 коллектива и 147 участников в них. Тарский район отмечен среди пяти лучших районов Омской области, в котором имеется 14,7 коллектива на одно клубное учреждение, которое объединяет 190 участников [10].

Анализ работы клубных учреждений с различными возрастными категориями населения позволил выявить лидеров, которые используют в работе разнообразные формы. В число новаторов попали — Усть-Ишимский район, предложивший программу о семейных традициях. Ведется работа по решению существующих проблем, в числе которых работа с трудными семьями, организация досуга супружеских пар среднего возраста, привлечение к клубной работе с семьей педагогов-психологов.

Приоритетными направлениями в развитии культурно-досуговой деятельности и народного творчества на протяжении рассматриваемого периода были:

— создание условий для развития индивидуальных творческих способностей каждого человека, освоение сельчанами богатого национального наследия;

— материальное и организационное обеспечение права каждого сельского жителя на доступность всех культурных ценностей и свободно выбираемых форм культурной деятельности;

— создание условий для развития национальных культур, сохранение и возрождение исторической среды обитания народов, населяющих территорию Омской области, района, села, их традиций, быта, языка;

— возрождение к жизни народных художественных промыслов и ремесел, сохранение и развитие фольклора, народных праздников и обрядов гуманитарно-прикладных форм досуга;

— поддержка инициатив населения сельской интеллигенции, мастеров народных промыслов в создании различных самоуправленческих структур: клубов по интересам, объединений, Домов ремесел, др. самодеятельных общественных организаций.

Особо хотелось бы отметить традиции, которые сохраняются уже более полувека. В селе Царицыно в Калачинском районе в 1968 г. с легкой руки учителя местной школы Татьяны Васильевны Ениной появился фольклорный ансамбль поющих женщин — «Барвинок», что в переводе с украинского — цветок. Три поколения поющих сельчан за пятьдесят лет существования фольклорной группы выступали со сцены не только сельских клубов, но и многих конкурсных площадок Омской области [9]. В течение последних пяти лет специалистами по социальной работе БУ «КЦСОН Калачинского района» Омской области активно используются в поддержке социальных связей пожилых людей средствами социокультурного пространства. Вначале клуб представлял собой объединение поющих участников, но затем присоединились и многие пожилые люди, которых на заседание клуба привозят сельчане, у которых есть личный транспорт. Так происходит самореализация пожилых людей, поддерживается единение сельских жителей и их сплочение вокруг клуба. Так происходит в тех селах, где сохранилась нить поколений, ведь не только песня, но и художественное творчество способно сплотить людей.

В сложные 90-е годы родился фестиваль русской культуры «Душа России». В ходе проведения фестиваля русской культуры возрос интерес к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству. Определились наиболее характерные для Омской области направления художественного творчества такие как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, резьба по дереву и возрожденная резьба по бересте. В городе Тара удалось собрать целый коллектив молодых мастеров, изготавливающих туеса. Выставки их изделий проводились в картинной галерее города Тара. Пользуются большим спросом у жителей города Омска туеса Безносенко Михаила Григорьевича и берестяные хлебницы и конфетницы Петелина Юрия Владимировича.

Проблемы сохранения и развития традиционного искусства решаются Сибирским культурным центром (1996 г.), который не просто поддерживает инициативу отдельных лиц, но и пропагандирует их мастерство во время проведения семинаров, лекций, экскурсий по залам центра [9-11].

Так реализуемая культурно-досуговая деятельность предвосхитила переход к социокультурной деятельности, когда осознанность в восприятии культуры предполагает приоритет рефлексивности как личностной особенности, а значит, и образованность личности как обязательное условие для успешности решения задачи. А как подтверждение статуса — звания народный (образцовый) самодеятельный художественный коллектив». Наибольшее количество коллективов, имеющих звания «народный» и «образцовый», насчитывается в Больше-реченском, Калачинском, Омском, Тарском, Азовском, Нововаршавском, Исилькульском районах. А традиции на Омской земле быть.

Библиографический список

1. Азарова Л. В., Александрова И. Н., Бобкова Н. П. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесная зона: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, Л. В. Аплетаева, О. К. Кирьяш, С. В. Новиков. Омск: Изд-во Макшеевой Е. А., 2018. 420 с.

2. Концепция ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)». URL: https://www. cultmanager. ru/news/2120-utverjdena-kontseptsiya-federalnoy-tselevoy-programmy-kultura-rossii-2012-2018-gody (дата обращения: 07.03.2018).

3. Культура и искусство Омской области в 2012 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области. 2013. Вып. 16. 200 с.

4. Культура и искусство Омской области в 2013 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области. 2014. Вып. 17. 204 с.

5. Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 1997 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 1998. Вып. 1. 71 с.

6. Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 2001 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 2002. Вып. 5. 74 с.

7. Итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области в 2002 году. Информационно-аналитический бюллетень. Омск, 2003. Вып. 6. 66 с.

8. Культура и искусство Омской области в 2010 году: сб. информационно-аналитических материалов / М-во культуры Омской области, 2011. Вып. 14. 164 с.

9. Азарова Л. В. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С. В. Новиков [и др.]. Омск: Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2010. 590 с.

10. Азарова Л. В. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков [и др.]. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2008. 446 с.

11. Азарова Л. В. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь: моногр. / редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков [и др.]. Омск: Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2012. 529 с.

КОСТЮК Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Педагогика, психология и социальная работа». БРНЧ-код: 5075-6234 ЛиШогГО (РИНЦ): 353673 Адрес для переписки: kia-2014-irina@mail.ru

Для цитирования

Костюк И. А. Социокультурное развитие районов Омской области как один из показателей состояния социальной сферы современной России // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 2. С. 41-46. БОН 10.25206/2542-0488-2018-2-41-46.

Статья поступила в редакцию 05.04.2018 г. © И. А. Костюк

Т О

■D 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.