Научная статья на тему 'Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области'

Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
814
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КЛАСТЕР / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНЫЕ ДОМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андросова Н. О.

Аргументирована целесообразность создания социокультурного кластера отдельно взятого региона как системы, в которой реализуются наиболее оптимальные механизмы взаимодействия учреждений культуры и различных организаций, расположенных на территории муниципальных образований. Социокультурный кластер рассматривается как ключевой элемент социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности. Охарактеризованы основные предпосылки и условия реализации кластерного подхода в социокультурной сфере. Данная совокупность условий и предпосылок разделена автором на три основные группы: историко-географические, социально-экономические и организационно-правовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области»

УДК 316.7

УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КЛАСТЕРА

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аргументирована целесообразность создания социокультурного кластера отдельно взятого региона как системы, в которой реализуются наиболее оптимальные механизмы взаимодействия учреждений культуры и различных организаций, расположенных на территории муниципальных образований. Социокультурный кластер рассматривается как ключевой элемент социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности. Охарактеризованы основные предпосылки и условия реализации кластерного подхода в социокультурной сфере. Данная совокупность условий и предпосылок разделена автором на три основные группы: историко-географические, социально-экономические и организационно-правовые.

Ключевые слова: культурная среда, кластер, социокультурная деятельность, народные дома

Современная сфера социокультурной жизни общества обеспечивается, прежде всего, деятельностью учреждений культуры. Задача сохранения и развития культурного пространства каждого региона, формирования культурной среды в каждом населённом пункте, создания необходимых условий для культурно-творческой деятельности населения, является одним из базовых элементов, обеспечивающих существование России как единого государства.

Современное понимание роли и значения культуры подчеркивает особую актуальность сети муниципальных учреждений культуры в процессе формирования качественно новых отношений между людьми. Одним из основных факторов общественного прогресса становится доверие между людьми, причем на всех уровнях: государство-общество, власть-народ, человек-человек. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания процессов реализации этого доверия, создать оптимальные условия для развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения.

Общепризнанно, что стратегия страны - это выбор направления развития определенного объекта (страны в целом, отрасли, территориального образования), т.е. определение движения объекта во времени (траектории развития).

Исходным пунктом разработки стратегии развития является попытка соединения желаемых целей и ограниченных возможностей.

Стратегическая задача культурной политики каждого региона, на наш взгляд, состоит в том, чтобы в сфере культуры была осуществлена программа комплексной модернизации отрасли. Под ней понимается не вульгарная замена бесплатных форм культурной деятельности платными услугами, не переход от государственного финансирования учреждений культуры к их самофинансированию и тому подобные решения, но целенаправленная, кропотливая и системная работа по дифференцированному использованию культурного потенциала как творческого ресурса развития инновационной экономики государства.

Вышеуказанная задача может найти свое решение на основе кластерного подхода применительно к социокультурной деятельности. Согласно определению, приведенному в словаре В. К. Мюллера термин «cluster» означает «скопление, концентрацию»1.

Н.О. АНДРОСОВА

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма

e-mail:

[email protected]

1 Мюллер В. К. Англо-русский и русско-английский словарь : 150 000 слов и выражений. М., 2009. - С. 114.

Основоположник кластерного подхода М. Портер указывает, что кластеры помогают не только зарабатывать деньги, но и служат лучшей средой для инноваций, самореализации людей и налаживания отношений в сообществе2. На наш взгляд, это высказывание имеет самое непосредственное отношение к развитию культурной среды любой территории. Социокультурный кластер сконцентрирует материальные, организационные, инфраструктурные, кадровые ресурсы муниципального образования и создаст принципиально новую, привлекательную для населения культурную среду.

Кластер, по мнению аналитика Издательского дома «Ом-Медиа» А. Личутина, реабилитирует понятие «культурной услуги», которое до сих пор вызывает отторжение у профессионалов сферы культуры. Формулируя «Тезисы о культурных кластерах», А. Личутин делает заключение, что в случае «культурной услуги» мы действительно переживаем некоторый опыт, который может дать данная территория, данное сообщество, данная традиция. Целостность, многогранность этого опыта способен обеспечить только кластер3.

Под социокультурным кластером будем понимать многоуровневую, внутренне дифференцированную открытую динамичную систему, интегрирующую учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению качественных услуг.

Мы полагаем, что в настоящее время в Белгородской области сложились необходимые условия и предпосылки для создания социокультурного кластера (рис. 1).

Рис. 1. Основные условия и предпосылки создания социокультурного кластера

в Белгородской области

2 Портер М. Конкуренция. М., 2002. - С. 129.

3 Личутин А. Тезисы о культурных кластерах// Экология культуры. 2008. № 2. - С. 16-17.

Анализ историко-географических предпосылок создания социокультурных кластеров, с позиции сущностных характеристик кластерного подхода, позволил установить преемственную связь между понятиями «социокультурный кластер» и «народный дом».

Первым народным домом в России принято считать Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, открытый в 1903 году на средства графини Паниной. Идея его нашла последователей. Появились народные дома Харьковского и Киевского обществ грамотности, народные дома в Воронежской, Курской, Симбирской, Ярославской губерниях4. Народные дома, являясь центрами общественной жизни, обслуживали разнообразные потребности местного населения: просветительские, культурные и экономические. объединяя в себе всю деятельность земства в области внешкольного образования, народные дома сплачивали имеющиеся культурные силы местного населения и устанавливали тесную связь между ними и земством на почве просветительной деятельности.

Можно отметить, что государственные органы власти выступали гарантами становления народных домов: либо им принадлежала инициатива постройки дома и поиск партнёров и меценатов для этого (например, Псковский народный дом был устроен городским управлением), либо они морально и материально поддерживали уже проявленную инициативу (так, Нижегородская городская дума постановила 19 октября 1905 года «принять содержание народного дома в Нижнем Новгороде на счёт города»), либо они выступали посредником в поисках возможных содержателей домов. К примеру, Томская городская дума передала в аренду местному союзу русского народа народный дом, построенный на частные средства, Харьковский народный дом был открыт усилиями общества грамотности и попечительства о народных чайных при материальной поддержке в 80 тыс. рублей Министерства финансов.

В структуру народного дома входили отделы, выполняющие рекреационную, просветительскую функции и функцию социального обеспечения (отдел здоровых развлечений, внешкольного образования, благотворительности), деятельность которых носила некоммерческий характер; библиотека-читальня, дешёвая столовая или чайная. Иногда при библиотечках открывались пункты продажи книг и книжный склад.

Управление народными домами осуществлялось на основе местного самоуправления. Учредительным органом выступали общественные организации, сельские общества, кооперативы. Законодательным являлось общее собрание членов общества. Управление осуществлял коллегиальный орган (комитет) из представителей земства и общественных организаций. Впоследствии, народные дома переродились в рабочие клубы, затем во дворцы (дома) культуры. Создание сети модельных домов культуры в Белгородской области позволяет возродить традиции народных домов с учетом нынешних реалий, проектируя социокультурный кластер каждой территории муниципального образования (рис. 2).

Дом (Дворец) культуры

(1927-)

\ Социокультурный кластер (XXI век)

г 4

Рис. 2. Эволюция учреждений культуры

4 Волкова Т. И. Роль ярославского земства в формировании системы сельских культурных учреждений // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 3-8 ; Донина О. И. Народные дома как центры Симбирского губернского внешкольного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 70-72 ; Жегульская Т. Ю. История внешкольного образования Воронежской губернии во второй половине Х1Х-начале XX вв. : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Тамбов, 2008 ; Запорожченко Г. М. Образовательная деятельность городской и рабочей потребительской кооперации в начале ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 81-84 ; Кононова С. А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. - начале XX в. (на материале Курской губернии) : дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Курск, 2007 ; Лаптева Г. Народные дома. Из истории вопроса // Экология культуры. 2007. № 2. - С. 171-186.

Реформы в России ведут к сокращению централизованных дотаций в сфере культуры, что заставляет искать нетрадиционные источники финансирования и нетрадиционные ресурсы. С точки зрения опыта народных домов это может быть: расширение в рекреационной сфере тех видов культурно-досуговой деятельности, которые могли бы быть популярны у населения и приносить доход;

- создание в сфере инфраструктуры производств, способствующих достижениям целей культуры, обеспечивающих учреждения культуры необходимыми техническими средствами, и дающих дополнительные финансовые средства за счет аренды их другими организациями или частными лицами;

- вступление в деловые отношения с индивидуальными предпринимателями, предприятиями, общественными организациями с целью расширения границ деятельности;

- предоставление аренды помещений им для проведения мероприятий;

- создание смежных услуг.

Говоря о социально-экономических условиях, следует отметить, что Белгородская область, образованная в 1954 году - одна из самых молодых в России. Она расположена на юго-западе Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) Российской Федерации. Площадь области - 27 тысяч квадратных километров (0,2% от территории России). На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе - с Курской, на востоке - с Воронежской областями. Общая протяженность границ - около 1150 км, в том числе с Украиной - 540 км.

В состав области входят 19 муниципальных районов, 3 городских округа, 25 городских и 260 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2008 года составила 1 миллион 519 тысяч человек (1,1% от населения России), средний возраст которого - около 40 лет. Административный центр - город Белгород с населением 353 тысячи человек, расположен в 695 километрах к югу от Москвы.

В целях дальнейшей диверсификации экономики области, обеспечения ее перехода на инновационный путь развития в рамках закона Белгородской области от 1 октября 2009 года № 296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области» проводится формирование региональной инновационной системы за счет развития инфраструктуры для обеспечения совместной деятельности ведущих научных и образовательных учреждений, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования и других элементов, создания условий для обеспечения равного доступа участников инновационных проектов к ресурсам, стимулирования спроса на инновационную продукцию, подготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента.

Благоприятный экономический и социальный климат, высокий ресурсно-сырьевой, технологический и интеллектуальный потенциал, низкий уровень рисков делают Белгородскую область инвестиционно привлекательным регионом. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов 2009-2010 годов, проведенном экспертным агентством «Эксперт РА», Белгородская область заняла 11 место, за минимальный экономический риск инвестирования - 2 место. В целях развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания и дальнейшего повышения качества жизни населения, в области реализуются областные долгосрочные целевые программы «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы» и «Совершенствование и развитие дорожной сети в Белгородской области на 2011-2013 годы». Только в 2011 году на выполнение этих программ из областного бюджета планируется направить средства в размере 9,7 млрд. рублей.

Говоря о наличии ключевых предприятий и организаций, которые потенциально заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера, выделим образовательные учреждения и организации потребительской кооперации. Сегодня село находится в сложном социально-экономическом положении. Сельское население более всего нуждается в заботе со стороны государства. Эту государственную функцию в ряде населенных пунктов

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

добровольно приняла на себя потребительская кооперация, которая активно взялась за создание на селе социальной инфраструктуры и решение многих социальных вопросов5.

В регионе сложились благоприятные организационно-правовые условия создания и развития социокультурного кластера. Одна из целей Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года - это создание и функционирование многокомпонентного социального кластера, который воплощается в повышение качества жизни населения через реализацию миссии «от благоустройства - к благополучию»6.

В Белгородской области давно поняли, что без повышения уровня культуры каждого человека невозможно эффективное социально-экономическое развитие региона в целом. Приоритетные направления региональной культурной политики в сфере культуры Белгородской области нашли своё отражение в ряде законодательных и нормативных актов, в которых определена государственная позиция формирования культурной среды в каждом населённом пункте, создания необходимых условий для культурно-творческой деятельности населения. Развитие отрасли «Культура» в Белгородской области осуществляется в рамках реализации областных целевых программ. Главными из них являются следующие областные целевые программы, утвержденные постановлениями правительства Белгородской области7:

- Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2013 годы»;

- Областная целевая программа «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2014 годы»;

- Областная целевая программа «Информатизация учреждений культуры Белгородской области на 2008-2012 годы»;

- Долгосрочная целевая программа капитального ремонта сельских учреждений культуры в населенных пунктах области на 2011 - 2013 годы;

- Областная программа «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010-2014 годы»;

- Долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы».

Остановимся на наиболее важных, с нашей точки зрения, программах. Так, областные целевые программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2013 годы», «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2014 годы», «Капитальный ремонт сельских учреждений культуры в населенных пунктах области» нацелены на выработку новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики, на содействие созданию особой уникальной культурной среды каждого поселения, определение его культурно-исторической миссии, возрождение забытых и формирование новых, современных культурных традиций.

Современная культурная политика Белгородской области стала частью областной политики развития сельских территорий. Подтверждением этому служит принятая в 2007 году правительством области Концепция социального обустройства сельских территорий Белгородской области. Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко определяет концепцию социального обустройства сельских территорий как, базирующуюся на комплексном, кластерном подходе. Это означает, что должны учитываться все парамет-

5Концепция развития потребительской кооперации до 2015 года // Деловой вестник потребительской кооперации. 2008. № 4 ; Лукьянов В. Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 2. - С. 74-76.

6 О Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, включающей Программу социально-экономического развития Белгородской области на 2008-2012 годы : пост. Правительства Белгородской обл. от 27.10.2008 № 269-пп.

7 С текстами данных программ можно ознакомиться на сайте www.belkult.ru.

ры, характеризующие качество жизни человека: хорошо оплачиваемая работа, благоустроенное жилье со всей инженерной инфраструктурой. Необходимый и достаточный набор социальных услуг - детский сад и школа, клубное заведение с библиотекой, кинозалом и помещениями для спортивных занятий, это баня с прачечной. Магазин, кафе, пункт бытового обслуживания, хорошо оборудованный офис врача общей практики, помещение участкового уполномоченного милиции, православный храм. К каждому сельскому подворью подведена дорога, газ, электроэнергия, вода.

Результат - повышение престижности проживания в сельской местности и создание основ для улучшения демографической ситуации на селе.

Концепция целевой программы «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2014 годы», принятая в 2007 году на заседании правительства области, определяет основные принципы государственной политики Белгородской области в сфере культуры на селе.

Первая программа по развитию сельской культуры была принята в 2003 году. Благодаря её эффективности, на основе Концепции в 2008 году была принята новая областная целевая программа «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2014 годы». В отличие от первой программы в действующей программе заложена реальная основа финансирования муниципальных сельских учреждений из областного бюджета в размере более 300 млн. рублей.

С 2006 года в области действует целевая программа «Капитальный ремонт сельских учреждений культуры в населённых пунктах области». За период с 2008-го по 2013 год предусмотрено реконструировать и отремонтировать 498 объектов с общим объёмом финансирования около 3 млрд. рублей из областного и местных бюджетов области.

За 2009-2010 гг., после проведения капитального ремонта введены в эксплуатацию 111 зданий сельских учреждений культуры области. С 2003 по 2010 годы построено 25 объектов культуры на селе, в том числе 9 детских музыкальных школ и детских школ искусств. Очень важно, что отремонтированные и отреставрированные учреждения доукомплектовываются мебелью, музыкальными инструментами и оборудованием, необходимыми для организации культурно-досуговой деятельности.

В Белгородской области создана целая система организаций культуры, призванных осуществлять целенаправленную работу по сохранению, поддержке и популяризации культурного наследия.

Среди них - 750 учреждений культурно-досугового типа, 39 музеев, 258 киноустановок, 3 театра, 4 концертных организации, государственный институт культуры и искусств, государственный музыкальный колледж, 71 учреждение дополнительного образования, 6 парков культуры и отдыха, 2 зоопарка.

В настоящее время в Белгородской области функционирует 650 публичных (общедоступных) библиотек Минкультуры России, из них 528 библиотек находятся в сельской местности, 4 библиотеки уровня субъекта Федерации (имеют статус государственных).

В течение 9 лет в области создано 180 модельных библиотек. Таким образом, сегодня каждая четвёртая библиотека области имеет статус модельной. Оснащение модельных библиотек оборудованием производится за счет средств местных бюджетов. Несмотря на сложное финансовое положение на местах, сложившееся в последние два года, руководители органов местного самоуправления рассматривают создание модельных библиотек как приоритетное.

С 2005 года в Белгородской области создаются сельские модельные дома культуры. Если идея создания модельной библиотеки впервые была инициирована в 2002 году Министерством культуры России в рамках реализации федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек», то разработчиком стандарта деятельности модельного Дома культуры выступило управление культуры Белгородской области, идею которого поддержал губернатор области Е.С.Савченко.

В рамках областной программы «Развитие сельской культуры в Белгородской области ...» до 2014 года за счет средств областного бюджета предусмотрено открытие 105 модельных ДК. Для оснащения оборудованием вновь создаваемым модельным домам культуры ежегодно выделяются средства в размере 1 млн. 200 тысяч рублей. Если в 2006 году модельных домов культуры в области было всего 6, то сегодня их насчитывается 81.

Динамика создания модельных Домов культуры наглядно представлена на рис. 3.

КОЛИЧЕСТВО МОДЕЛЬНЫХ ДОМОВ КУЛЬТУРЫ

2007[ОД 2008 год 2009 год 2010 год

Рис. 3. Динамика создания модельных Домов культуры в Белгородской области

Необходимость создания новой, перспективной модели клуба и библиотеки, как своего рода социокультурного комплекса, достаточно близка к идее, заложенной в Федеральной программе «Социальное развитие села». Его главная ценность - работа в консолидации с местными органами власти, школой, трудовыми коллективами, общественными организациями.

Для достижения обеспечения многообразия и высокого качества культурных услуг населению, повышение их социальной значимости, усиление влияния учреждений культуры и искусства на уровень образованности, информированности, духовно-нравственной культуры личности, стимулирования творческого потенциала специалистов, с 2006 года в области проводится ежегодный областной конкурс органов местного самоуправления муниципальных районов на соискание грантов губернатора, направленных на развитие сельской культуры.

Необходимым условием управляемости социокультурного кластера Белгородской области является наличие единых критериев оценки деятельности, закрепленных в стандартах и регламентах.

Так, в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 19.01.2009 года № 11-пп утверждены административные регламенты исполнения государственных функций управления культуры области:

- Выявление объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия; подготовка материалов для принятия объектов культурного наследия на государственную охрану; заключение охранных документов на объекты культурного наследия и согласование информационных надписей и обозначений, устанавливаемых на объекты культурного наследия регионального значения;

- Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) и контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящейся на территории области;

- Организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- Организация библиотечного обслуживания населения областными библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов.

В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 18.04.2011 года № 145-пп утверждены административные регламенты исполнения государственных функций управления культуры области:

- Организация предоставления библиотечной услуги;

- Организация предоставления культурно-досуговой услуги;

- Организация предоставления театрально-зрелищных услуг;

- Организация предоставления музейных услуг;

- Организация образовательной и творческой поддержки народных художественных промыслов и ремесел.

В числе отраслевых региональных стандартов можно выделить стандарт «Качество услуг в области культуры и искусства», утвержденный постановлением правительства Белгородской области от 9.06.2006 года № 135-пп, «Стандарт модельного учреждения культуры клубного типа», утвержденный постановлением губернатора Белгородской области от 29 декабря 2006 г. № 178, «Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Белгородской области», утвержденный Приказом начальника Управления культуры области от 15.03.2010 г. № 76.

Следует отметить, что в настоящее время на федеральном уровне нормативно не определены стандарты на предоставление услуг в электронном виде. В этой связи для услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями, Управлением культуры Белгородской области был разработан и утвержден коллегией управления культуры порядок предоставления следующих услуг:

- Предоставление информации об объектах культурного наследия регионального или местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий;

- Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках и учреждения культуры, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах;

- Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных.

Всего в Белгородской области в отрасли культуры работает 9514 специалистов, в том числе в муниципальных учреждения культуры 7617 (данные на 1 января 2011 года). Анализ статистических показателей кадровой обеспеченности, характеризующих количественный и качественный состав работников культуры муниципальных учреждений, позволил выделить следующие основные факторы, характеризующие динамику развития процессов формирования кадрового потенциала отрасли.

Во-первых, в последние десять лет завершено формирование отраслевой многоуровневой системы подготовки кадров, включающей детский музыкально-эстетический центр - колледж - институт - региональный центр повышения квалификации. Ведущее место в системе занимает Белгородский государственный институт культуры и искусств (далее - БГИКИ). Институт располагает хорошей базой с комплексом аудиторий, кабинетов, оснащенных современными техническими средствами обучения, библиотекой, театральными и спортивными залами, учебным клубом и студией звукозаписи, этнографическим музеем. Обучение в институте ведётся по 13 образовательным программам высшего профессионального образования и 9 образовательным программам среднего профессионального образования, программам послевузовского и дополнительного профессионального образования. Новым в образовательной деятельности института стало открытие направлений подготовки (специальностей) 031600.62 «Искусства и гуманитарные науки» с присвоением квалификации «Бакалавр искусств», 070101.65 «Инструментальное исполнительство». Четвёртый год БГИКИ осуществляет обучение студентов по

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

целевой контрактной подготовке на бюджетной основе. Подготовку преподавателей средней квалификации для детских музыкальных школ и школ искусств, руководителей профессиональных коллективов осуществляют Белгородский и Губкинский музыкальные колледжи.

Во-вторых, следует подчеркнуть, что наиболее результативными формами повышения квалификации, дающими при незначительных финансовых затратах ощутимый эффект, являются проблемные семинары, а также краткосрочное обучение специалистов с выездом преподавателей в районы. Такие формы мобильной подготовки выступают элементом апробации тех или иных новых идей, инновационных начинаний, а также средством их внедрения в практику. Завершение каждого цикла данной формы обучения происходит в виде защиты творческих проектов, разработанных слушателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным стимулом для эффективной поддержки профессиональных кадров явилось принятие правительством области решений об учреждении звания «Народный мастер Белгородской области» (2008 г.) и ежегодное вручение премии Губернатора области «Призвание» лучшим библиотекарям, работающим с детьми, начиная с 2009 года. Непременным условием присвоения звания «Народный мастер Белгородской области» является наличие учеников.

На территории Белгородской области традиционно присутствуют элементы как русской, так и украинской народной культуры, поэтому при формировании социокультурного кластера и реализации культурной политики следует непременно учитывать значимость данного фактора. Еврорегион «Слобожанщина» создан 7 ноября 2003 года как форма международного диалога в рамках приграничного сотрудничества между Харьковской областью Украины и Белгородской областью Российской Федерации с целью развития смежных территорий - развития экономики, инфраструктуры, социальной поддержки, создания методологической базы для разных видов деятельности. По мнению губернатора Белгородской области Е. Савченко, создание Еврорегиона способствует гармонизации взаимодействия сторон для реализации основных социально-культурных функций пограничья... Наши государства разделили границы, но они не смогли разделить людей с едиными корнями и единой верой, как нельзя разъять нашу общую славянскую душу - народную культуру, основанную на православных ценностях8. Мы полностью поддерживаем это положение.

Таким образом, органы власти области заинтересованы в кластерном варианте развития экономики региона, развития кооперации и сотрудничества. В свою очередь, экономическое развитие региона зависит от его культурного потенциала. В Белгородской области сложилась система необходимых условий и предпосылок для создания социокультурного кластера. Следует подчеркнуть, что основополагающей при создании данного кластера может служить концепция областной целевой программы «Развитие сельской культуры» (с 2007 года), которая определяет в качестве главной цели региональной культурной политики - создание культурной среды как важного ресурса социально-экономического развития сельской территории, обеспечения социальной стабильности и духовного здоровья населения Белгородской области.

1. Мюллер В. К. Англо-русский и русско-английский словарь : 150 000 слов и выражений / В. К. Мюллер. - М. : Эксмо, 2009. - 1200 с.

2. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2002. - 496 с.

3. Личутин А. Тезисы о культурных кластерах / А. Личутин// Экология культуры. - 2008. - № 2. - С. 16-20.

4. Волкова Т. И. Роль ярославского земства в формировании системы сельских культурных учреждений / Т. И. Волкова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

5. Донина О. И. Народные дома как центры Симбирского губернского внешкольного образования / О. И. Донина, Ю. А. Мезенцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - Т. 55. - № 1. - С. 70-72.

Список литературы

8 Савченко Е. С. Россия и Украина - приграничное сотрудничество // Вестник Совета Федерации. 2011. № 3. - С. 76-79.

6. Жегульская Т. Ю. История внешкольного образования Воронежской губернии во второй половине XIX-начале XX вв. : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Т. Ю. Жегульская ; [Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина]. - Тамбов, 2008. - 24 с.

7. Запорожченко Г. М. Образовательная деятельность городской и рабочей потребительской кооперации в начале ХХ в. / Г. М. Запорожченко // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 349. - С. 81-84.

8. Кононова С. А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. -начале XX в. (на материале Курской губернии) : дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С. А. Кононова. - Курск, 2007. - 196 с.

9. Лаптева Г. Народные дома. Из истории вопроса / Г. Лаптева // Экология культуры. -2007. - № 2. - С. 171-186.

10. Концепция развития потребительской кооперации до 2015 года // Деловой вестник потребительской кооперации. - 2008. - № 4.

11. Лукьянов В. Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения страны / В. Лукьянов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 2. - С. 74-76.

12. О Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, включающей Программу социально-экономического развития Белгородской области на 2008-2012 годы : пост. Правительства Белгородской обл. от 27.10.2008 № 269-пп.

13. Савченко Е.С. Россия и Украина - приграничное сотрудничество / Е.С. Савченко // Вестник Совета Федерации. - 2011. - № 3. - С. 76-79.

TERMS AND CONDITIONS OF A SOCIO-CULTURAL CLUSTER IN BELGOROD REGION

e-mail:

[email protected]

Academy for Retraining in Arts, Culture and Tourism

N.O. ANDROSOVA

This article deals with the expediency to establish socio-cultural cluster of a given region as a system that implements the optimal mechanisms of interaction between cultural institutions and other organizations located within the municipality. Socio-cultural cluster is considered as a key element of social infrastructure, especially in rural areas. Describes the main preconditions and conditions for implementing the cluster approach in socio-cultural sphere. This set of conditions and assumptions is divided by the author into three main groups: historico-geographical, socio-economic, organizational and legal.

Key words: cultural environment, cluster, socio-cultural activities, people's Houses

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.