БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 1, с. 23-27
Библиотековедение ==
УДК 021 ББК 78.001
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С УЧАСТИЕМ БИБЛИОТЕКИ: КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ
© О. Ю. Мурашко, 2013
Белгородский государственный институт искусств и культуры 308033, г. Белгород, ул. Королева, 7
Анализируется возможность рассмотрения системы социального партнерства с участием библиотеки с точки зрения политики социального кластера.
Ключевые слова: социальное партнерство, библиотеки, социальный кластер, муниципальное сообщество.
The author analyzes an opportunity to consider the system of social partnership with the involvement of library from the perspective of social cluster policy.
Key words: social partnership, libraries, social cluster, municipal community.
В последние годы стратегические вопросы библиотечно-информационной деятельности становятся особенно актуальными, поскольку поступательное движение библиотечной политики позволяет позиционировать библиотечно-информационные учреждения муниципальных образований в качестве субъектов общественно-правовых и экономических отношений внешней среды. Информационные продукты и услуги получают социальные характеристики, определяющие выбор пользователя. Осознание данного явления - одно из важнейших условий формирования действенной инновационной политики современной муниципальной библиотеки в перспективе.
Реалии сегодняшнего времени позволяют апеллировать к опыту, который накоплен муниципальными библиотеками России в данном направлении библиотечной деятельности. Термин «социальное партнерство в библиотечно-информацион-ной сфере», вызывавший оживленные дискуссии в профессиональной среде еще десятилетие назад, нашел признание и у авторитетных представителей отечественного библиотековедения, и у специалистов-практиков.
Социальному партнерству с участием библиотеки были посвящены, в частности, Всероссийское совещание директоров федеральных и региональных библиотек России под эгидой Министерства культуры Российской Федерации (РФ) «Библиотеки и социальное партнерство» (Великий Новгород, 2003); Всероссийское совещание «Библиотечная политика России: стратегия, проекты, партнеры» (Москва, 2004); Всероссийская научно-практиче-
ская конференция «Библиотека: социальное партнерство» (Иваново, 2007); Вторая открытая региональная научно-практическая конференция ЦУНБ им. Н. А. Некрасова «Москва - БиблиоГород. Библиотека в социуме: развитие, приоритеты, партнерство» (Москва, 2011) и др.
Признание профессиональным сообществом необходимости участия специалистов библиотек в формировании системы социального партнерства нашло отражение в одном из основополагающих документов библиотек России - Кодексе этики российского библиотекаря, принятого конференцией Российской библиотечной ассоциации 26 мая 2011 г. В преамбуле документа указано, что в отношениях с обществом российский библиотекарь «стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости» [2].
Рассматривая трансформацию участия библиотеки как центра местного сообщества от традиционного сотрудничества к современным технологиям партнерства, объективируем факт того, что в ряде стран в последние десятилетия приобрели особое значение результативные «кластерные стратегии», основанные на деловой активности доказавших свою силу договорных обязательствах в сфере социального развития общества.
Согласно теории американского ученого, экономиста, профессора Майкла Портера, кластер -это группа географически взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных
с ними внеэкономических организаций (учреждения культуры и образования, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих во всех сферах и взаимодополняющих друг друга [6, с. 413-421].
М. Портер делает вывод о том, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму развития не отдельных отраслей промышленности и т. д., а кластеров - объединений фирм различных отраслей. Причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы, а именно:
• факторные условия - кадровые ресурсы, научно-информационный потенциал, социальная инфраструктура;
• условия внутреннего спроса - качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;
• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей) - сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
• стратегию и структуру фирм, внутриотраслевую конкуренцию - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция [6].
Отметим, что на первое место М. Портером поставлены факторные условия, которые базируются на составляющих, имеющих непосредственное отношение к сфере культуры в целом и, в частности, к библиотечно-информационным учреждениям как проводникам информационной стратегии государства. Так как само понятие «кластера» основывается на стратегии взаимодополнения, сотрудничества и взаимодействия, логично сделать выводы, что развитие таких условно проблемных социальных полей ресурсного развития человеческого потенциала, как образование, культура, среда жизнедеятельности, здоровый образ жизни и так далее во многом сопряжено с дефиницей «социального партнерства».
В европейских странах зарождение и возникновение теории кластеров началось в 1970-е гг. В Россию кластерный подход в экономике пришел с опозданием на 20-30 лет, т. е. мы можем говорить, что осознание необходимости развития общей системы социального партнерства и кластерный подход к экономическому и социальному развитию регионов практически начинают развиваться в нашей стране в одно и то же время.
Формальным признаком для возникновения кластеров способна стать программа партнерства, для выполнения которой консолидируются интересы бизнеса (в том числе малого и среднего) и органов власти, образовательных учреждений, учреждений культуры и т. д. Результатами функ-
ционирования кластера должны стать: создание новых рабочих мест; увеличение налоговой базы; повышение уровня информационной культуры; увеличение среднего класса как основы демократического общества.
Идеальная модель библиотеки (как регионального, так и муниципального уровня) учитывает влияния макроэкономических факторов (политику властей региона, нормативно-законодательное обеспечение, культурную, социальную и финансовую составляющие развития территории). Основная задача библиотеки на современном этапе - обретение новой формы эволюции. Представляется, что ею должна стать форма интеллектуально-производственной системы, способная удовлетворять потребность населения в новых информационных продуктах и услугах.
Стратегия социально-экономического развития библиотек предусматривает определение прогнозной сущности библиотеки как неотъемлемого социального института, занимающего свою нишу в информационной сфере общества.
В 1990-е гг. отечественным библиотековедением предметно рассматривался вопрос о создании общественно-государственного управления библиотечным делом. При этом самым важным являлось положение о главенствующей роли общественной формы управления, ее превалирование над государственной. Законодательно принцип общественно-государственного закреплен в Федеральном законе «О библиотечном деле» [4].
В действительности, по нашему мнению, речь может идти о партнерстве государственного руководства и общественности в управлении библиотекой, о рациональном разделении компетенций. Не должно быть искусственного противопоставления общественного управления управлению федеральным и муниципальным органам власти. Библиотекам необходимо ориентировать власть на конкретное сотрудничество для повышения обоснованности управленческих решений. Только при данном условии можно избежать жесткой централизации и директивности руководства библиотечными процессами, привлечь внимание органов власти к решению проблем местного сообщества с учетом непосредственной и опосредованной связи с библиотечным развитием.
Предлагается следующее видение места библиотеки в пространстве социального кластера (рис. 1).
Территориальные особенности, которые экстраполируются на деятельность учреждений культуры, во многом определяют генеральное направление ее развития. В частности, социокультурное развитие учреждений культуры Белгородской области во многом определяется как раз региональной политикой формирования социального кластера и стратегией социально-экономического развития
Социоэкономическая сфера
Социальное благополучие
я я я
я >я
ц
Библиотечно-информационное учреждение
а 8 о оч я л
Правопорядок и гражданская стабильность
8 я я
Нормативно-правовая сфера Рис. 1. Библиотека как элемент социального кластера
Белгородской области на период до 2025 г. В рамках концепции социального обустройства сельских территорий до 2012 г. планируется создание многокомпонентного социального кластера почти в 300 сельских поселениях. Программа включает благоустройство территорий, развитие медицинской, образовательной, культурно-досуговых сфер, модернизацию транспортной и телекоммуникационной сетей, улучшение бытового и торгового обслуживания жителей области и др. [7].
А. В. Личутин, член экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», опираясь на высказывание М. Портера о том, что кластеры служат лучшей средой для самореализации людей, делает вывод о возможности адаптации этой модели и к культурной жизни территорий [3].
Рассмотрим детально этапы разработки программ партнерства с участием библиотек в социальном кластере (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Разработка программы партнерства с участием библиотеки в социальном кластере
Этап Название Содержание Итог
1. Диагностический Сбор, обработка и анализ информации о социально-политической, экономической и культурной жизни территории Матрица социокультурного развития кластера
2. Прогностический Прогнозирование развития среды как в случае сохранения существующих негативных тенденций, так и в случае положительного разрешения проблем Прогноз развития ситуации в кластере
3. Концептуальный Определение приоритетных направлений социокультурного развития; обоснование социальной базы культурной политики Концепция социокультурной политики кластера
4. Проектный Проведение открытого конкурса проектов и программ Создание региональных программ; локальных программ по приоритетам деятельности
5. Исполнительский Заключение договоров о совместной партнерской деятельности по реализации программ и проектов. Реализация программы партнерства. Кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение программ партнерства Подписание договора на реализацию программ
6. Итоговый Анализ хода реализации программ. Корректировка программ в соответствии с обнаружившимися просчетами, вариантами более оптимального решения поставленных задач Оценка эффективности. Фиксирование реальных изменений в социокультурной среде, обусловленных в договорах. Внесение корректировки в программы при их недостаточной эффективности
Задачи, которые стоят перед библиотеками, в связи с вышесказанным выходят за рамки традиционного непосредственного удовлетворения культурно-досуговых потребностей. Сегодня это опосредованное содействие изменению качества жизни пользователей, развитие новых культурных потребностей путем предоставления качественных информационно-правовых услуг, адаптации населения, особенно сельского, к современным условиям жизни, помощь в определении новых ниш на рынке труда, в том числе и информационных.
Таким образом, правомерно говорить об осмыслении политики социального партнерства учреждений культуры и органов региональной и муниципальной власти на новом, стратегическом уровне развития региона в целом. Системообразующими факторами социального партнерства членов кластера при этом являются:
• общая цель всей совокупности элементов (членов) кластера;
• подчиненность задач каждого элемента общей цели системы;
• осознанность каждым элементом системы своих задач и общей цели;
• выполнение каждым элементом функций, вытекающих из поставленных задач;
• конкретные отношения между элементами;
• наличие органа управления;
• обратная связь между всеми элементами [8, с. 39].
Совокупность ключевых позиций определяет потенциал того или иного ресурса. В реальной деятельности важен не один отдельно взятый ресурс, а их общность. Различные сочетания используемых в организации ресурсов кластера могут создать разный уровень возможного потенциала библиотеки (от очень низкого до очень высокого).
Анализ потенциала человеческого капитала и социального капитала и воздействия их на уровень благосостояния должен позволить скорректировать функционирование всех структур социальной сферы в направлении их большей адекватности требованиям населения муниципалитетов.
При использовании SWOT-анализа1, уже достаточно широко апробированного метода в практике деятельности муниципальных библиотек, становится возможным рассмотреть внутренние и внешние библиоресурсы во взаимосвязи, учесть разные факторы при составлении алгоритма реализации партнерской деятельности с участием библиотеки:
SWOT-анализ - метод стратегического планирования для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: Strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Внутренние ресурсы Внешние ресурсы библиотеки библиотеки
Кадровые ресурсы Партнеры, специалисты
(профессионалы биб- других сфер, с кото-лиотечного дела, адми- рыми сотрудничает нистрация библиотеки) библиотека, волонтеры,
друзья библиотеки, попечительские советы и др.
Материально-технические ресурсы (помещение, оборудование, мебель, транспорт), принадлежащие библиотеке
Информационные Информационные
(библиотечный фонд, (СМИ, Интернет, базы
базы данных библио- данных партнеров,
теки) типографии, редакции
и т. д.)
Символические (даты Символические (то же
библиотечной жизни, самое, что для внутрен-
события, акции и т. д.) них ресурсов, но во
внешней среде или во внутренней среде партнера)
Внутренний имидж Имидж библиотеки
библиотеки (имидж в глазах партнеров,
библиотеки в глазах альтернативной среды,
сотрудников, психоло- муниципального сооб-
гическая атмосфера щества, местных вла-
внутри коллектива, ор- стей, общественных
ганизационная и фи- организаций и бизнеса нансовая устойчивость библиотеки)
Финансовые источники Внешние источники
(дополнительные плат- финансирования (по-
ные услуги, целевые жертвования, благотво-
средства из местного рительность, доходы
или федерального от грантовой деятель-
бюджетов) ности)
На данных примерах можно проследить переход внешних ресурсов во внутренние благодаря ресурсу «связи». Авторитетный исследователь проблем библиотечной микроэкономики, профессор МГУКИ В. К. Клюев обосновывает частный подход к привлечению помощи из различных легитимных источников как неотъемлемую часть маркетинговой политики современной библиотеки [1, с. 92-93].
Создание и внедрение библиотечной услуги, соответствующей по параметрам потребностям современного населения, может быть осуществлено при применении возможностей системы социального партнерства. Механизм финансового обеспечения библиотечной деятельности под социально востребованную услугу населения является одним из постулатов Федерального закона РФ № 83
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [5].
В настоящее время можно говорить о достаточно четкой градации следующих уровней обеспечения потребностей пользователя библиотеки:
• традиционного, характеризующегося удовлетворением культурных, интеллектуальных, информационных запросов;
• экономического, который предполагает получение опосредованной пользы для научной, профессиональной или бизнес-деятельности.
При всей уникальности и своеобразии социальных образований и существующих актуальных для них направлений партнерской деятельности попытаемся выделить наиболее общие для всех библиотек регионов России, например: информационные, обучающие, творческие, профессионально-ори-ентационные, экологические, реабилитационные.
Выбор и соотношение данных направлений в каждом конкретном случае и определяет тип партнерства, приоритетные группы потенциальных партнеров, которые могут принять участие в его реализации, а также организационную форму его осуществления, сроки реализации, целевую аудиторию и другие аспекты кластерной политики.
Современное библиотечное обслуживание объективно связано с общими целями, задачами, потребностями, особенностями конкретного муниципального образования. Деятельность муниципальной библиотеки по созданию системы партнерского взаимодействия предполагает решение ряда проблем:
• комплектование фондов;
• развитие современных информационных технологий, расширяющих возможности и содействующих оперативности информационно-библиографической деятельности;
• совершенствование образовательных технологий;
• внедрение в практику библиотечной работы новых форм публичных мероприятий, направленных на продвижение чтения и библиотеки.
В качестве основных направлений библиотечной деятельности на современном этапе можно
выделить следующие: осуществление социально-ориентированной библиотечной политики и обеспечение библиотечного обслуживания на основе учета интересов всех слоев населения и формирование информационной системы муниципального образования, в том числе создание эффективных механизмов информационного обмена между властными структурами и населением муниципального объединения.
Проанализировав основные направления современной библиотечной деятельности, можно сделать вывод, что перспектива реализации комплексного подхода к участию муниципальной библиотеки в решении социально значимых проблем видится именно в создании системы горизонтальных связей между ней и другими субъектами муниципального образования, включая органы территориального управления, что соответствует общей стратегии кластерного развития территории.
Литература
1. Клюев В. К. Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки : учеб.-метод. пособие. - М. : Литера, 2011. - 112 с.
2. Кодекс этики российского библиотекаря: принят 26 мая 2011 г. - URL: http://www.Hbrary.ru/1/act/doc.php?o_ sec=132&o_doc=2401 (дата обращения: 12.05.2012).
3. Личутин А. В. Тезисы о культурных кластерах. -URL: http://www.svclub.ru/?an=youth-policy (дата обращения: 16.01.2012).
4. О библиотечном деле : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Библиотековедение. -1995. - № 1. - С. 3-17.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федер. закон Рос. Федерации от 08.05.2010 № 83-Ф3. - URL: http:// www.v1a.ru/Reforma-gosudarstvennyih-munitsipalnyih-uchrezhdeniy (дата обращения: 08.02.2012).
6. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2011. - 454 с.
7. Социальное благоустройство сельских территорий на основе социального кластера // Знание - сила : информ. бюл. Белгородской обществ. орг. «Знание -сила». - Белгород, 2008. - № 6. - С. 1-4.
8. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотекой. - М. : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. - 251 с.
Материал поступил в редакцию 16.11.2012 г.
Сведения об авторе: Мурашко Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения, тел.: (4722) 55-62-62, e-mail: olga-mur@inbox.ru