Ц
ЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 351.85
В. В. Чижиков
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена анализу механизмов реализации целевых программно-проектных технологий управления в социально-культурной деятельности. Отмечается, что результативность в реализации целевых программ не всегда очевидна, по ряду причин. Такая форма планирования входит в привычку и постепенно утрачивает значимость «события» для региона, муниципального образования, теряет актуальность, остроту ответственности за выполнение намеченного. Достоинства и недостатки социокультурной программы определяются критериями: научная обоснованность; социально-культурные приоритеты; технологическая реализуемость, институциональная обеспеченность, оптимальность, реальность и эффективность полученных результатов.
Ключевые слова: программа, проект, технологии, менеджмент, социально-культурная деятельность, индикаторы, принципы, материальные, финансовые ресурсы.
The article is devoted to analysis of mechanisms of realization of the target program-project management technology in socio-cultural activities. Modern socio-cultural sphere is still not adapted to a market economy. Efficiency in the implementation of targeted programmes may not always be evident for a number of reasons. This form of planning becomes a habit and gradually loses the significance of "events" to the region, the municipality loses relevance, acuteness of responsibility over the implementation. Advantages and disadvantages of the socio-cultural programs are determined by the criteria of scientific validity; socio-cultural priorities; technological feasibility, the institutional security, optimality, the reality and effectiveness of the results.
Keywords: program, design, technology, management, socio-cultural activities, indicators, guidelines, material and financial resources.
В современной российской реальности наблюдаются социальные, экономические, политические предпосылки для перехода к последовательному развитию сферы культуры: накапливающийся культурный потенциал требует системных преобразований в организации и управлении учреждениями и организациями культуры и целевой поддержки важнейших направлений их деятельности.
Как свидетельствуют многие социологические исследования и опросы населения, уровень жизни людей постепенно повышается, а вместе с ним растут и культурные запросы населения, прежде всего молодежи. На этом
фоне накопившийся груз проблем, связанных, прежде всего, с сокращением количества и малой вместимостью объектов культуры, нерациональным размещением их по территориям проживания населения, недостаточной оснащенностью учреждений культуры современным оборудованием, техническими средствами, музыкальными инструментами, существенно сдерживает развитие социокультурных процессов, удовлетворяющих запросы населения.
Более того, работники сферы культуры не всегда владеют достаточным профессиональным уровнем, инициативностью и не
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 209-214 209
всегда готовы применять новые технологии в организации культурно-творческого процесса.
Эффективным механизмом решения указанных проблем и оптимизации развития социально-культурной сферы, на наш взгляд, являются целевые комплексные программы.
Целесообразность программно-проектных технологий управления. Программно целевое планирование направлено на решение главной проблемы сферы культуры, возникающей вследствие того, что она никак не может приспособиться к рыночной экономике. Культура, находясь в рыночной экономике, оказывается в той ситуации, когда рынок постоянно создает проблемы и в то же самое время — предлагает возможности. И для того чтобы использовать эти возможности, для того чтобы решать проблемы, культура вынуждена запускать проекты. Другими словами, проекты являются инструментом адаптации, инструментом развития. Но вопросы вызывает то, как эти проекты запускать.
Приоритеты программно-целевых технологий заключаются в том, что в них сочетается научный подход к планированию и организации процесса развития социально-культурной сферы с рациональным использованием наличных и потенциальных финансовых, организационных и кадровых ресурсов. Целевые программы отличаются от обычного планирования комплексностью планируемых целей и задач.
1. Независимо от статуса, программы располагают смешенными источниками финансирования: федеральные, региональные, муниципальные бюджетные средства, средства целевых бюджетных фондов развития территорий и внебюджетные источники, в числе которых спонсорские и инвестиционные средства на реконструкцию и строительство объектов культуры, что существенно увеличивает их материальный ресурс.
2. Целевые программы координируются совместными усилиями органов исполнительной власти области, города, муниципального района. Формируют программы и
претворяют в практику организации культуры, образования, семейной и молодежной политики, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, межрегиональных связей и национальной политики. В таком социальном партнерстве участвуют органы местного самоуправления, профессиональные союзы работников культуры, общественные организации, коммерческие и некоммерческие субъекты культурной деятельности, что повышает организационно-управленческий и технологический потенциал целевых программ.
3. Принципы, на основе которых формируются целевые программы:
а) государственная поддержка социально значимых проектов целевой программы; обеспечение для населения благоприятного режима использования культурно-ценностного потенциала учреждений культуры и возможности участия в культурной жизни, доступа к культурным ценностям;
б) соответствие целей и задач программы требованиям федеральных, региональных законов и правоустанавливающих документов муниципальных органов власти, планам социально-экономического развития территорий;
в) целевые программы являются эффективным инструментом решения «узких» социально-культурных проблем и приоритетных задач, неотъемлемым компонентом плановой деятельности в развитии культурного потенциала территории;
г) гибкость планирования, то есть возможность адаптации проектов программы к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внешним), что дает возможность реализации проектов параллельно, последовательно или выборочно, в зависимости от изменения приоритетов;
д) поддержка и внедрение инновационных проектов в области культуры, применение современных управленческих технологий в деятельности учреждений культуры;
ж) согласованность целевой программы, ее проектов и мероприятий по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования и
срокам выполнения.
Соблюдение указанных принципов реализации целевых программ обеспечивает качественные изменения в структурной, содержательной, организационно-управленческой и финансовой деятельности в интересах населения. Планируемые изменения заложены в целевых конечных, внятных показателях (индикаторах) оценки степени их достижения программы. Среди них:
• статистика показателей обеспеченности населения учреждениями культуры, доступность культурных благ для всех категорий населения, от массовых зрелищ и художественного любительского творчества и до шедевров элитарного мирового и отечественного искусства;
• индикаторы оптимизации сети учреждений культуры, на основе их перепрофилирования по типу создания на базе публичных библиотек, интеллект-центров, многопрофильных культурно-досуговых центров — на базе клубных учреждений и т.д.;
• показатели изменения динамики бюджетного финансирования с затрат учреждений культуры на финансирование результатов их деятельности (финансирование по конечному результату). Показатели итогов работы учреждений культуры выражаются не только в фактах предоставления количества и качества культурных продуктов и услуг населению, но и в отложенных по времени позитивных изменениях, которые они формируют в общественном и индивидуальном сознании людей;
• реальные индикаторы структуры финансовых ресурсов, обеспечивающих программные мероприятия, в том числе объемов внебюджетного финансирования, общественных пожертвований и спонсорской поддержки.
Технологии целевого программного планирования в сфере культуры за последние два десятилетия получили широкое распространение по всей вертикали органов и организаций — от министерства до сельского клуба.
Для организаций и учреждений культуры и
искусства применение программно-целевого метода деятельности является скорее правилом, чем исключением. Эффективность таких моделей очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, в постановке театральных спектаклей, разработке и осуществлении таких программ, как «Новые имена», «Малые города», «Юные таланты» и др. Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ:
1. Данные программы являются временными. Они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.
2. Данная модель технологий целевого планирования позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточить ответственность на решении поставленной задачи.
3. Программные проекты способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.
4. Целевое финансирование каждой программы-проекта позволяет значительно сократить накладные финансовые расходы.
5. Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ обретает более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.
Вместе с тем результативность в реализации целевых программ не всегда очевидна, по ряду причин. Такая форма планирования входит в привычку и постепенно утрачивает значимость «события» для региона, муниципального образования, становится обыденным явлением, теряет актуальность, остроту ответственности за выполнение намеченного.
Но главное, с помощью целевых программ пока не удалось осуществить реального прорыва хотя бы в отдельных направлениях развития сферы культуры. Целевые программы муниципального уровня страдают формальным подходом, структура разделов программ в зеркальном отражении дублирует федеральные программы, содержание грешит общими пожеланиями и установками, а не конкретными решениями.
Не сложно объяснить неэффективность реализации целевых программ развития культуры сельских поселений, написанных «под копирку», заказчиком, разработчиком и исполнителем которых являются администрации сельских поселений. Формальные целевые показатели программы, которые сформулированы лишь в виде общих пожеланий поднятия культурного уровня, развития моральных, этических качеств населения, сплоченности жителей, воспитания гражданственности, патриотизма, увеличения числа занимающихся в творческих коллективах и т.д., мало что дают.
Тем не менее, программы решают важные, но этапные проблемы развития культуры и социокультурной сферы, обеспечивая «прорывы» самых сложных «узлов» фронтального развития, повседневно осуществляемого институциональными методами, формами и средствами деятельности. Достоинства и недостатки социокультурной программы определяются на основе следующих критериев: научная обоснованность (значение объекта, актуальность, острота, возможность последующего научного развития проблемы); социально-культурные выгоды (улучшение социокультурных условий населения региона, повышение его культурного статуса); технологическая реализуемость, институциональная обеспеченность, оптимальность стоимости программы, реальность и эффективность полученных результатов.
Каждую программу отличает ее собственная проблема и собственная достижимая в реализации цель. Конкретная достижимая цель программы, по существу, определяет ее целевую направленность и задает ей па-
раметры целевой социокультурном программы. И, наконец, программа должна оптимально вписываться в институциональный процесс социокультурной деятельности, не нарушая существующих организационно-управленческих, финансово-хозяйственных связей и отношений, содержания социокультурного процесса, а приращивая их.
Целевая программа является самостоятельным документом («дорожной картой»), утвержденным государственным бюджетным или негосударственным (коммерческим) органом, в котором сформулирован комплекс взаимоувязанных проектов, направленных на решение конкретных социально значимых культурных проблем, беспокоящих не только работников этой сферы, но и широкие слои населения, органы власти, спонсоров, меценатов и т.д.
В целевую программу включаются крупные общественно значимые социально-культурные акции, рассчитанные на радикальные положительные изменения как в сфере культуры в целом, так и в ее отдельных сегментах. Программа имеет сложную функциональную структуру реализуемых мероприятий, часто включает в себя несколько проектов одной направленности, охватывающих большие группы населения и продолжительную временную перспективу.
Необходимо обратить внимание на то, что социокультурное программирование не заменяет традиционного планирования работы. Оно является дополнительным инструментом согласования взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в позитивных изменениях социально-культурной ситуации.
Проект как компонент целевой программы.
Целевая программа составляется на основе проектов. В мировом стандарте ISO 21500, подписанном Россией в сентябре 2012 года, проект трактуется как уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых процессов с начальной и конечной датами реализации.
Достижение цели проекта заложено в результате, заранее определенном требовани-
ями, обусловленными временем, деньгами и ресурсами. Проект — это планы, расчеты, мероприятия, работа и технологии, направленные на создание нового продукта, услуги культуры. Проекты могут быть объединены в программу для достижения единого результата, а портфель проектов может стать основой нескольких программ.
В практике работы учреждений культуры широко распространено социокультурное проектирование, которое больше ориентировано не на форму, а на его инновационную сущность. Проекты существуют одновременно с традиционными формами организации деятельности или возникают и реализуются внутри них. Проектирование является более современным и совершенным видом работы, которое постепенно приходит на смену привычной деятельности в сфере культуры. Проект — это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определенного результата, изменяющего существующую ситуацию.
Заложенный в проекте творческий замысел реализуется на определенном временном этапе, требует материальных и трудовых ресурсов, а также организационного, юридического и финансового обеспечения.
Проект можно рассматривать как план, идею, замысел и собственно процесс (технологии) их реализации по позитивному изменению социокультурной ситуации. Проектный менеджмент обладает целым рядом инновационных характеристик: проект финансируется не на основе годовой сметы, а под конкретный результат; финансирование проекта — это дополнительные средства к бюджетной смете организации; проект — это способ финансового сотрудничества с коммерческим сектором экономики; проектный менеджмент — это прообраз будущего финансирования организаций культуры.
По характеру, назначению, масштабности и уровню амбициозности проекты дифференцируются на локальные, региональные, федеральные и международные. Масштабность проектов зависит от целевой направлен-
ности, материальных, кадровых ресурсов, остроты и объемов решаемых задач.
Разработка социокультурных проектов осуществляется на основе и с учетом целого ряда исходных факторов: определения параметров и границ социокультурной сферы, включаемой в объект проектирования; оценки проблемной социокультурной ситуации; разработки механизмов и технологий реализации проекта; определения этапов и сроков осуществления проекта.
Результаты проекта оцениваются в творческих и экономических показателях. Проектный менеджмент является основой профессии менеджера социокультурной деятельности.
Социокультурное программирование представляет собой комплекс мероприятий, обусловленных ресурсами, временем, местом, субъектами и объектами, проблемой, целью, и, следовательно, выходит за рамки обычного линейного планирования, поскольку речь идет здесь о системных явлениях определенной цикличности.
С помощью социокультурного программирования реализуются резервы воспроизводства и саморазвития, свойственные культуре, обновляются организационно-управленческие связи, по-новому решаются проблемы взаимодействия центра и регионов.
Органы культуры получают возможность конструктивного взаимодействия со всеми ветвями власти и субъектами культурной деятельности. Появляется реальный механизм приобщения деятелей культуры к процессам разработки культурной политики, конкурсного распределения средств, формируется необходимая свобода от бюрократического аппарата и т.д.
В результате этого создается определенный баланс управленческих полномочий между руководителем проекта, программы и руководителем функциональной организации (учреждения).
В рамках данной программы, проекта руководителю передается вся полнота ответственности за использование материальных,
финансовых и людских ресурсов.
Программно-целевые методы управления в настоящее время все шире внедряются в практику работы федеральных, региональных и муниципальных органов и организаций культуры. Для того чтобы освоить технологии разработки и реализации целевых программ и наполнить их предметным содержанием, можно обратиться к Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)» (См.: Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 «О Федеральной целевой программе "Культура России (2012—2018 годы)"»), в которой главными приоритетами являются: сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех со-
циальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества; поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Федеральная целевая программа, таким образом, становится механизмом управления и выстраивания отношений с региональной и местной властью. С помощью программы Министерство культуры выстраивает новые отношения с органами местного самоуправления, согласовывает интересы регионов и органов местного самоуправления.
Целевые программы в настоящее время разработаны и реализуются во всех 83 субъектах Российской федерации, в большинстве городских округов, муниципальных районов и поселений.
М
АРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 351.85
Э. Э. Бочкарева
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
На примере Большого театра рассмотрены ключевые преобразования и социально-экономические трансформации, необходимые для оптимизации функционирования театров в рыночной среде. Обсуждается роль государства в процессе этих преобразований.
Ключевые слова: маркетинг, переход к рыночной экономике, Большой театр, государственная поддержка сценических искусств.
The Bolshoi Theater is chosen as an illustrative example for examining sweeping reforms and socioeconomic conversions essential for optimizing the operation of theaters in the market environment. A focus is placed on the role of the state in the course of such reforms.
Keywords: marketing, transition to market economy, Bolshoi Theatre, government support of performing arts.
214
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 214-218