Научная статья на тему 'Концептуальные основы технологий менеджмента социалбно-культурной деятельности'

Концептуальные основы технологий менеджмента социалбно-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / TECHNOLOGY MANAGEMENT / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / METHODOLOGICAL REQUIREMENTS / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE CRITERIA / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAMING TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / TECHNOLOGY OF SOCIO-CULTURAL DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижиков Вадим Викторович

В статье определяется проблемное поле реализации технологий управления социально-культурной деятельностью, его главные объекты, методологические требования и критерии технологичности управления; приводится типология технологий менеджмента социально-культурной деятельности. Отмечается, что управленческие технологии органично включены в структуру игровых технологий, а также в структуру технологий социально-культурного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF WELFARE ACTIVITY

The article defined the problem field of the technologies of socio-cultural activities, its main objects, methodological requirements and criteria of adaptability management: conceptual, consistency, control, efficiency, reproducibility. Typology of management technologies socio-cultural activities is given. It is noted that the management technology incorporated with the gaming technology and techniques to the structure designing of socio-cultural activities. It is concluded that the technologies of socio-cultural processes interact and complement other technologies, forming the integrity of the socio-cultural process.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы технологий менеджмента социалбно-культурной деятельности»

^ Социально-культурная деятельность i

V. V. Chizhikov

Moscow State University of Culture and Arts

CONCEPTUAL BASES OF TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF WELFARE ACTIVITY

The article defined the problem field of the technologies of socio-cultural activities, its main objects, methodological requirements and criteria of adaptability management: conceptual, consistency, control, efficiency, reproducibility. Typology of management technologies socio-cultural activities is given. It is noted that the management technology incorporated with the gaming technology and techniques to the structure designing of socio-cultural activities. It is concluded that the technologies of socio-cultural processes interact and complement other technologies, forming the integrity of the socio-cultural process.

Keywords: social and cultural activities, management, technology management, methodological requirements, performance criteria, typology, gaming technology, technology of socio-cultural designing.

Выбирая те или иные технологии менеджмента социокультурной деятельности, мы, соответственно, определяем цели, ресурсы, приёмы, методы, способы и приёмы своей деятельности, то есть то, что составляет основу социально-культурной деятельности. «Технологии управления ресурсами сферы культуры представляют собой процессы оптимизации использования имеющегося научно-практического потенциала социально-культурной деятельности, организационных, административных, кадровых, информационных, материальных, финансовых, технических ресурсов, необходимых для реализации социально-культурного процесса» [4].

Концептуальные основы технологий менеджмента социально-культурной деятельности базируются на методологии организации и построения практической деятельности, определяются базовыми принципами, положениями и установками разработки технологий социально-культурной деятельности, имеющей своей целью развитие культурного, социального, творческого потенциала личности.

«Менеджмент социокультурной сферы обладает выраженной спецификой по сравнению с другими видами управленческой деятельности, поскольку культура представляет собой открытую сложную диффузную систему, а управление такими системами отличается слабой структурированностью,

высокой субъективностью, малой прогно-стичностью» [3]. Следовательно, большое значение здесь имеет предметный материал как проблемное поле реализации технологий управления, с его главными объектами управления. Таким материалом выступают, как минимум, четыре предметные области технологий менеджмента:

1. Личность, аудитория как включённый объект и субъект социокультурных технологий и процессов, участник предметно-практической художественно-творческой, организаторской, управленческой, самоорганизующейся деятельности, — цель социально-культурной деятельности.

2. Социально-культурная среда учреждений культуры, в которой проявляются социально-культурные и нравственные идеи времени, значимые жизненные ситуации, переживаемые в актуальный период жизни, интересы и запросы личности, возможность реализации которых обусловлена социально-культурным, психологическим взаимодействием с ней человека в ситуации деятельности в проблемном поле культурной среды.

3. Цель как предвидение результатов позитивного влияния на человека: «цель является основным звеном в механизме создания особых условий инновационной среды» [2]. Цель определяет все то, ради чего и осуществляются социально-культурные события (программы) на основе использования

социально-культурной технологии.

4. Средства как механизм обеспечения технологического процесса управления финансовыми, материальными, техническими и инструментальными ресурсами и как средство художественной выразительности и эмоционального воздействия (слово, хореография, пластика, музыка, кино-, видео-, сценография, свет и т.д.), решения художественного замысла.

Организация и практическая разработка технологий менеджмента социально-культурной деятельности требует соблюдения, как минимум, таких принципиальных положений, которые обеспечивают:

• теоретическое обоснование технологии управления;

• использование специальных технологических процедур и инструментария;

• соблюдение этапности внедрения, разработки методов реализации и индикаторов оценки;

• наличие возможностей материально-технического обеспечения.

Технологии менеджмента социально-культурной деятельности становятся эффективными, если они соответствуют основным методологическим требованиям и критериям технологичности управления, структура которой обеспечивает концептуаль-ность, то есть является внутренне, сознательно упорядоченной, построенной в систему. Другими словами, технология менеджмента социально-культурной деятельности должна разрабатываться на основе определённой научной идеи, в которой заложены философские, психологические, дидактические и социально-культурные основания, точно определяющие цель, смысл и последствия социально-культурного процесса. В противном случае, содержание технологии управления, например, созданием анимационной, игровой, образовательной, досуговой программы будет рассогласованным по форме и содержанию, неупорядоченным, лишённым обязательности, что нивелирует все попытки добиться желаемого результата.

другим критерием технологичности управления социокультурной деятельности является системность, признаками которой становится логика всего процесса, целостность и взаимосвязи её частей. Можно сказать, что системность технологии управления социально-культурной деятельностью определяется наличием в её структуре таких компонентов, которые в своём взаимодействии образуют новое, интегративное свойство, несводимое к свойствам отдельных частей, которое, в свою очередь, тесно связано с внешней средой.

Системные признаки технологии менеджмента социально-культурной деятельности определяются не только её составными частями, но и теми связями и отношениями, которые возникают, складываются или разрушаются между её частями. другими словами, структура этой системности и её основные компоненты выступают определяющими факторами развития этих связей и отношений.

управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность технологий управления социокультурной деятельностью определяется тем, что в конкурентных условиях они должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта деятельности, в которых соблюдаются принципы выбора, добровольности развития и воспитания человека.

Боспроизводимость, или повторение, технологии менеджмента социально-культурной деятельности предполагает возможность её применения (воспроизведения) в других однотипных учреждениях культуры и искусства другими субъектами.

Управление процессом разработки технологий менеджмента социально-культурной деятельности обеспечивается поэтапным решением ряда задач: необходимо выявить управленческую проблему, собрать и систе-

матизировать информацию, принять решение, организовать работу, обеспечить контроль по реализации.

многообразие социально-культурных технологий обусловлено: обширностью социальных и культурных отношений и видов деятельности; сложным системным характером объектов социально-культурных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социально-культурной деятельности; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социально-культурных технологий.

Для систематизации наших знаний о процессах, происходящих в учреждениях культуры, осуществляется дифференциация технологий менеджмента социально-культурной деятельности на определённые типы, с помощью чего все их многообразие упорядочивается, группируется в различные типы, создаются условия для их изучения, системного описания, сопоставления, анализа существующих технологий и разработки новых.

Само понятие «типология» (или «классификация») технологий отражает стремление упорядочить наши представления о них, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. Главным и обязательным методологическим условием типологи-зации должно быть очевидное единство избранных признаков, как необходимое условие рассмотрения группы технологий в качестве суммы, подлежащей систематизации, а также выстраивания этих технологий в какой-то ряд, или иерархию. Подобный ряд, или иерархия, выстраивается, как правило, в связи с увеличением или убыванием числа избранных признаков.

Цель типологизации технологий менеджмента социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы определить их де-ятельностный, ситуационный характер, выявить целостную и органичную систему и внутренний механизм функционирования и развития. Ещё лучше, если используемые принципы типологизации позволяют пред-

ставить развитие технологий в качестве научно обоснованного социально-культурного процесса в динамике его развития.

При этом само понятие «тип» можно трактовать как особое методологическое средство, с помощью которого строится теоретическая модель изучаемых технологий. Типология является таким методом научного познания, в основе которого лежит расчленение изучаемых технологий, выявление их системообразующих факторов и их группировка с помощью типа в определённую модель.

Основой типологии технологий менеджмента социокультурной деятельности могут стать следующие признаки:

• степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

• масштабы и иерархия воздействия (федеральные, региональные, муниципальные);

• сфера социализации, культуротворче-ства, рекреации, коммуникации, проектирования и т.д.;

• степень развитости управления социально-культурной сферой;

• инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

• формы и виды социально-культурной деятельности людей;

• уровень разработки технологий управления социально-культурными процессами;

• цель, реализуемая в результате применения технологии.

В практике работы социально-культурных учреждений используются хорошо оправдавшие себя технологии управления образовательно развивающей деятельностью, культурно-досуговой деятельностью, информационно-просветительской и художественно-публицистической деятельностью, коммуникативными отношениями, культуротворческими, культуроохранны-ми, игровыми, рекреативными, социально защитными, исследовательскими и мониторинговыми, рекламными, проектными и управленческими процессами.

дифференциация технологий управления социально-культурной деятельностью по определённым типам осуществляется по разным признакам, но в первую очередь обусловлена характером того или иного вида социально-культурной деятельности. В одном случае технологии группируются по сходству целей, в другом — по содержанию, в третьем — по средствам и методам обеспечения результатов, в четвёртом — по организационно-функциональным признакам и т.д. Во всех случаях такие способы выявления общих признаков в разных типах технологий оправданы.

дифференциация технологий управления социально-культурной деятельностью оправдывает себя главным образом в научных исследованиях, когда изучаются структуры разных типов технологий, определяется сходство и различия, специфика их проектирования. Однако дифференциация технологий как самоцель по совершенно разным параметрам, в поисках сходных признаков не совсем оправдана, поскольку не упрощает понимание их сущности и функциональности, а дезориентирует знание и, как следствие, практику.

Подчеркнём, что каждая технология управления направлена на реализацию той или иной функции социально-культурной деятельности, которая предписана миссией каждого типа учреждения культуры. Каждая отдельная технология уникальна в реализации целей, содержания и формы, имеет объект реализации и субъект влияния. кроме этого, любая целостная технология управления в социально-культурной деятельности включает в себя необходимое число собственных вспомогательных сюжетно-функциональных технологических компонентов, которые обеспечивают, поддерживают и регулируют не только организацию всего процесса, но и эмоционально окрашивают данную деятельность.

Технологии управления в социально-культурной деятельности всегда выражают ценностно-смысловые парадигмы социально-культурной деятельности, и эти культурно-

ценностные установки, в свою очередь, являются регуляторами взаимодействия и поведения людей. Социально-культурная деятельность, независимо от направленности, должна быть не только комплексной и самодостаточной, но — главное — управляемой.

Образовательные социально-культурные технологии развития личности обусловлены синергией технологий управления по конкретно-целевым направлениям: развития самообразования, музыкального, хореографического, инструментального, художественных, прикладных и технических видов творчества и других направлений воспитания и развития, повышения уровня научного мировоззрения, эстетического, эколого-краеведческого, гражданско-патриотическо-го потенциала людей. «Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа носит целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность, коллектив, общество» [1].

Культурно-досуговые технологии включают в себя технологии управления массовой информационной, просветительской, художественной, публицистической, творческой, рекреационной, развлекательной, игровой деятельностью, а также технологии организации и управления индивидуальной, групповой культурно развивающей деятельностью в условиях клубных формирований, любительских объединений, коллективов художественного и технического самодеятельного творчества.

Культуротворческие технологии в деятельности учреждений культуры обеспечиваются организационно-управленческим ресурсом реализации универсальной потребности человека преобразовать самого себя и окружающее пространство, равно как и коммуникативные технологии, являясь выразительным универсальным, интегральным средством связи людей с динамичной коммуникативной средой учреждений культуры, обеспечиваются управленческой культурой этих учреждений.

Управление коммуникациями в учреждениях культуры — это, прежде всего, созда-

ние и управление особой атмосферой общения, которая стимулирует познавательные интересы людей, объединяет их в группы и коллективы, формирует ценностные установки, культуру поведения, индивидуальность и социально-культурную активность. Кроме того, коммуникативные технологии чрезвычайно полезны при формировании организационной культуры производственных коллективов учреждений культуры, их общественных организаций, творческих коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений, клубов по интересам, студий и других формирований.

Управленческие технологии органично включены в структуру игровых технологий: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, роли, взятые на себя участниками игры, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое использование предметов, замещение реальных отношений между участниками игровыми, условными. Игровые технологии, на первый взгляд расцениваемые как некий лёгкий жанр развлечений, а на самом деле организующие и управляющие этим развлечением, отдыхом, способствуют развитию, обучению, творчеству и в целом — формированию здоровых социально-культурных человеческих отношений.

Как вид деятельности игровые технологии связаны с механизмами организации и управления ситуациями, направленными на воссоздание и усвоение общественного опыта, когда складывается и совершенствуется самоуправление поведением, поэтому игровые технологии в работе учреждений культуры приобретают исключительное значение. Это обусловлено комплексным подходом к использованию приёмов и способов реализации типовых технологий, интегрирующих возможности смежных технологий.

Комплексность технологий проявляется в реализации многих организационно-управленческих, социальных и творческих функций: развлекательности (развить, развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативности

(освоение процесса общения); самореализации в игре как пространстве человеческой практики; игровой терапии — преодоление жизненных трудностей; диагностики — выявление отклонений от нормативного поведения; самопознания в процессе игры; коррекции — позитивные изменения в структуре личностных показателей; межнациональных коммуникаций — усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации — включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровые технологии в учреждениях культуры — это организация и управление ситуацией и условиями игры. Прежде всего это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по личному желанию человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности (процедурное удовольствие), а не только от результата. Творческий и, в значительной степени, импровизационный и активный характер этой деятельности, образует пространство для творчества. Соперничество, состязательность, конкуренция и аттракция создают эмоциональную приподнятость в игровой деятельности.

Включённость процедур управления вполне очевидна и в технологиях социокультурного проектирования, которые представляют собой разработку инновационных по форме и содержанию конструктивных, творческих социально значимых проектов разрешения сложных проблем, не поддающихся реализации обычными, традиционными методами и средствами. Управление проектными технологиями направлено на оптимальное изменение социально-культурной среды, на развитие личности, её самореализацию, социализацию и т.д. Качественная характеристика управления этим процессом определяется конструкцией проекта, имеющего те или иные доминирующие компоненты.

В технологическом плане управление проектированием проходит обязательные циклы — от замысла, планирования, оформления, реализации — до завершения. Содержание их составляют компетентный анализ кон-

кретной ситуации, разработка и реализация проектов, оптимизирующих деятельность учреждений культуры. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалистов культуры на рынке труда, более того, умение разработать и реализовать социально значимый проект — это ещё и реальный способ обеспечения дополнительного финансирования и развития учреждений и

организаций культуры.

Технологии управления социально-культурными процессами, таким образом, взаимодействуют и дополняют другие технологии, образуя целостность всего социально-культурного процесса. Изложенные виды технологий, их взаимодействие не исчерпывают всего многообразия технологических процедур, применяемых в современной практике работы учреждений культуры. Вместе с тем каждая технология имеет свойство взаимодействовать с другими, дополнять и наслаиваться на однотипные функции, играющие в одних технологиях ведущую роль, в других — сопутствующую, вспомогательную.

Примечания

1. Жаркова А. А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 6. С. 90—97.

2. Жарков А. Д. Воспитание общепланетарного сознания личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 108—111.

3. Касаткина С. А. Менеджмент в сфере культуры как вид управленческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 199—204.

4. Чижиков В. М. Ресурсный потенциал технологий менеджмента социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 112—118.

Основные направления творческо-

производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности

УДК [351.858:379.8]-027.21 Г. Н. Новикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности, приводятся примеры современных творческих инновационных проектов учреждений культуры.

Ключевые слова: творческо-производственная деятельность, направления творческо-производственной деятельности, менеджер социально-культурная деятельность.

82

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 82-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.