ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Вадим Викторович ЧИЖИКОВ,
доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ [email protected]
В статье рассматриваются технологии, обеспечивающие научный подход к программированию и организации процесса развития социально-культурной сферы, с рациональным использованием наличных и потенциальных финансовых, организационных и кадровых ресурсов. Материально-финансовые ресурсы целевых программ.
Ключевые слова: технологии, программа, проект, ресурсы, стратегия, цель.
This article discusses the technologies which provide a scientific approach to programming and the process of the development of the socio-cultural sphere, cash management and potential financial, institutional and human resources. Material and financial resources targeted programmers.
Key words: technology, software, design, resources, strategy, goal.
В практике социокультурного программирования выработаны определенные технологии разработки различных моделей целевых программ, начиная от замысла, целеполагания, диагностики объекта, до разработки собственно программы и ее реализации.
Технологии управления целевыми программами - это на самом деле реальный механизм управления социокультурной деятельностью на всех уровнях. Под этим определением следует понимать не только разработку отдельной социокультурной программы или проекта, но и разработку комплекса социально значимых, продолжительных и разнохарактерных социокультурных мероприятий.
Технологии реализации проекта составляют проектную деятельность: проведение технологических мероприятий; решение специализированной задачи. Казалось бы, все просто. Руководитель учреждения культуры ставит перед коллективом амбициозную цель, которую собирается достичь, естественно запускает проект, дает ему название «Культура района 2013 - 2018», но этого мало. К проекту нужно «приделать» руки, ноги, голову и, по хорошему счету, - нужен хороший руководитель проекта. Берет достойного специалиста, поручает ему руководство проектом. Что делает назначенный руководитель? Он начинает применять стандартные инструменты управления, которые он использовал в своей текущей деятельности, к проекту.
Но любой проект связан с уникальностью, а уникальность влечет за собой большую степень неопределенности в создании нового продукта или новой услуги. Эта неопределенность влечет за собой определенные риски, и в связи с этим возникают определенные проблемы. Те стандартные инструменты, которые специалист использовал в своей текущей деятельности, здесь не работают.
Поскольку проект связан с уникальностью, то, вероятно, нужно использовать специальный инструментарий, который сработает каждый в своем случае. Нужно грамотно поставить цель, определить продукт, который мы должны создать, какой результат мы должны получить, какие критерии успеха. Это планирование будет кардинально отличаться от планирования, которое используется в текущей деятельности. Обязательно нужно организовать исполнение, сформировать команду, это будет новая команда, там будут роли, там не будет должностей, а именно роли.
Нужно построить систему контроля и нужно грамотно завершить проект, чтобы подвести итоги, для того чтобы сформировать архив проекта, для того чтобы извлечь итоги, которые в дальнейшем учреждения культуры будут использовать. Задача менеджеров социально-культурной деятельности как раз и состоит в том, чтобы реализовывать проекты в срок, в рамках установленного бюджета и достигнуть целей, которые в них заложены.
Чтобы разобраться в достаточно непростых технологических процессах формулировки цели и задач, обосновании причинно-следственных связей между технологиями действий и задачами, задачами и целями, целями и миссией, обратимся к простой аллегории, которая используется в работах по программированию.
Например, А.И. Кузьмин* - специалист по технологиям программирования в работе «Оценка программ: методология и практика», используя известную английскую поговорку: «Можно отвести лошадь к воде, но невозможно заставить ее пить», в иллюстративной форме раскрывает логику технологии проектирования программы: «Особое значение при разработке программы имеет формулирование задач и соотношение задач и технологий.
Описание технологий должно отвечать на вопрос «что мы собираемся сделать?» (например, мы собираемся отвести лошадь к воде). Описание задач, которые являются непосредственными результатами действий, должны отвечать на вопрос «чего мы этим добьемся?» (например, мы добьемся того, что вода станет доступной для лошади).
Любой проект начинается с выявления и анализа проблемы. Ситуацию, когда лошадь хочет пить, можно рассматривать как проблемную. Понять, что лошадь испытывает жажду, мы можем по ряду внешних признаков. Известно, что из-за обезвоживания снижается работоспособность лошади, а если ее вовремя не напоить, то можно нанести вред ее здоровью. Таким образом, появляется необходимость в осуществлении «проекта», направленного на решение этой проблемы.
Миссия этого проекта - обеспечить работоспособность лошади. Это глобальная задача, в решение которой данный проект сделает лишь определенный значимый вклад.
Цель проекта - сделать так, чтобы лошадь попила воды. Если иметь в виду, что цель - это образ конечного результата, то этот образ будет таким: «лошадь попила воды». Это тот конкретный результат, на достижение которого должен быть направлен данный проект. Не нужно быть специалистом по лошадям, чтобы догадаться, что для реализации миссии проекта достижения только этого результата недостаточно. Например, для обеспечения работоспособности лошади ее надо еще и кормить.
* Оценка программ: методология и практика / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. М.: Издательство «Престо-РК», 2009. С. 14.; You can take a horse to the water but you cannot make him drink. Идея использовать эту метафору заимствована из материалов Всемирной организации труда: ILO (1995) Design, monitoring and evaluation of technical cooperation programmes and projects.
Задача проекта - сделать воду доступной для лошади. Конечно, мы можем создать определенные условия для того, чтобы лошадь могла напиться, но мы не можем заставить ее это делать.
Технологии в рамках проекта могут заключаться в том, что мы либо подведем лошадь к воде, либо принесем ей воды. Это важно: одну и ту же задачу можно решить разными способами. От выбора способа решения (конкретного набора технологий в рамках проекта) зависит то, какие ресурсы нам потребуются.
Допустим, мы, следуя английской пословице, решили подвести лошадь к воде. В этом случае нужен источник воды и человек, который отведет туда лошадь. Теперь логика проекта сформирована: человек подведет лошадь к источнику воды (действие); сделает тем самым воду доступной для лошади (задача проекта); лошадь попьет (цель проекта); что поможет сохранить ее работоспособность (миссия проекта). Технологические действия приводят к решению задачи; решение задачи приводит к достижению цели; достижение цели обеспечивает вклад в реализацию миссии.
Проверим, что мы можем контролировать в рамках данного проекта. Мы можем контролировать действия и убедиться, что задача решена, то есть что вода действительно доступна для лошади. Будет ли лошадь пить, зависит не от нас.
Если мы все правильно рассчитали (в частности, если лошадь действительно хотела пить, если химический состав и температура воды устраивают лошадь), то лошадь попьет. Если же в замысле нашего проекта есть изъян, например, если вода слишком минерализованная или горячая, то цель проекта может и не быть достигнута.
Как правило, в разных проектах и программах хорошо описано, что именно собираются делать разработчики (действия) и ради чего они собираются это сделать (миссия программы). Однако формулировки цели и задач программы, а также обоснование причинно-следственных связей между технологиями действий и задачами, задачами и целями, целями и миссией зачастую бывают недостаточно проработаны.
Следовательно, для того, чтобы программа перешла в рабочее состояние (в движение к разрешению), необходимо найти правильный вектор ее движения к относительно завершенному, качественно новому положению программируемой ситуации в социокультурной сфере.
Иначе говоря, разрешить проблему можно путем последовательного решения задач для достижения поставленной цели. Цель разработки про-граммы и разрешения поставленной проблемы всегда предопределяет ре-зультат деятельности, выступая в качестве мотива, цель направляет и регу-лирует деятельность.
Цель региональной программы должна соизмеряться с возможностями и, главное, с социокультурной проблемной ситуацией в регионе: повышенной степенью неустойчивости, зависимостью от изменений окружающей среды (рыночной конъюнктуры, потенциальных источников финансирования, новых технологий), преобладанием неприбыльных организаций, что усложняет внутренние задачи организаций и учреждений этой сферы.
В практике социокультурного программирования иногда допускаются ошибки в определении цели. Они вызваны тем, что заказчики и разработчики программы того или иного региона, территории завышают их ресурсные возможности, как, впрочем, и свои собственные, выдвигая в качестве цели программы - создание
оптимальных условий, например, для приобщения населения к духовно-нравственным и культурно-художественным ценностям. При этом считается, что если сегодня не сконцентрировать усилия региона на решение именно этой цели в социально-культурном развитии, то завтра он значительно отстанет от других в своем развитии. Это так и не так.
Дело в том, что слишком завышенная цель наслаивается на аналогичные цели не только региона, регионов, но и всего общества в целом. Такая цель выглядит сложно просчитываемой, она не может вместиться в рамках программы, даже гениальной, она выражает чаяния людей на далекую перспективу, представляет собой своеобразную модель будущего. Такая высокая цель, несомненно, должна присутствовать в любом регионе страны, но всякий смысл программы будет теряться, если она не будет решать локальные, ситуационные задачи регионов.
Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения суще-ствующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов.
Определение замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации. Необходимо выявить внутренние противоречия социокультурной системы, в ее историко-культурной обусловленности, наметить реальные прогнозы, проработать исходные идеи и последствия, перевести идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации.
В замысле социокультурной программы фокусируются идейно-побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и запускать программу). И, наконец, на стадии замысла определяются содержательные и организующие компоненты программного обеспечения: проблема, заставляющая разрабатывать программу, идеи и пути расширения проблемы, цель и предполагаемый результат, последовательность задач, ресурсное обеспечение.
На начальном этапе необходимо провести всестороннее изучение объекта - социокультурной системы со всеми ее учреждениями и организациями, характером и интенсивностью процессов, ресурсной базой, кадровым обеспечением, развитостью внешней среды и активностью человеческого потенциала. Изучение объекта программирования предполагает использование диагностических процедур и классификацию социокультурных процессов. В том числе проводится структурирование элементов внутри социокультурной си-стемы, применение количественных и качественных оценок, определение тенденций развития объекта и др.
Целостный процесс программированного развития социокультурной деятельности представляет собой цепочку последовательных организационно-управленческих операций, рационализирующих способы построения программы на всех этапах.
При этом добиться научно обоснованной оценки реального состояния социокультурной системы можно не за счет поверхностного «среза» очевидных количественных показателей указанных категорий, равно как и показателей каждой в отдельности категории, а при условии комплексной диагностики и «инвентаризации» всех узловых социокультурных проблем региона.
Объективная оценка ситуации, выявление основных проблем, прогно-зируемые тенденции и варианты развития социокультурной ситуации позволят безошибочно определить цель будущей программы, предусмотреть вариативность направлений
динамичных социокультурных процессов, их саморегуляцию и дополнительности как основные принципы программирования.
Диагностика социокультурной системы, как правило, осуществляется специалистами-управленцами из числа работников управления культуры, отдела культуры, привлеченных консультантов и экспертов.
Специалисты, консультанты, эксперты и заказчик, а также другие заинтересованные субъекты культурной деятельности работают над решением проблем и разработкой инновационных предложений в качестве деловых, творческих партнеров.
Ответственность за диагностику социокультурной сферы, выявление узловых проблем развития берут на себя, как правило, приглашенные специалисты, консультанты, эксперты (обеспечивается «свежий взгляд», «взгляд со стороны», «свежая голова»).
Эта работа требует профессиональных знаний и навыков, владения инструментарием и методами проведения диагностики, совместной групповой деятельности, системного анализа проблем. В целом организацию процесса совместной работы обеспечивают работники органов культуры, обращаясь в различных ситуациях к различным специалистам, экспертам, ученым, юристам, экономистам для получения консультации и разработки специальных направлений деятельности.
На всех этапах разработки программы работники культуры формулируют свою собственную позицию преобразований в качестве культурных политиков, но эта позиция не должна отражать только личную, субъективную точку зрения того или иного работника, а выражать совокупное мнение активных субъектов, действующих в социокультурной сфере региона.
Для программирования, безусловно, имеет значение общее знание во-проса, по которому принимается решение. Ничто не является для менеджера более полезным при рассмотрении задачи, какая бы она ни была: организаторская, управленческая, хозяйственная, творческая, чем личное знание вопроса или знания и опыт специалистов.
Еще на этапе диагностирования представляется исключительно важным правильно сформулировать проблему социокультурной программы, чтобы в дальнейшем сэкономить больше времени и средств. Самое изощренное решение проблемы станет бесполезным, если она была неправильно сформулирована.
Материально-финансовые ресурсы целевых программ. Привлека-тельность программирования всегда связана с возможностью дополнительного, целевого финансирования из средств бюджета, федерального центра, региона, города, района, поселения. Заключение договора на разработку программы, ее структурного плана, сметы расходов, перечень организаций, учреждений, конкретных специалистов-программистов является юридическим основанием для финансирования намеченных работ.
В условиях бюджетного финансирования такая поддержка учреждений культуры существенно расширяет экономические возможности управления и регулирования, так как выделяемые средства идут целевым назначением на конкретную социокультурную деятельность, и гарантирует заинтересованную активность работников культуры, которые реализуют конкретные задачи программы.
Объемы денежных и материально-сырьевых ресурсов программы оговариваются в договоре, «донорами» выступают как местные государственные, коммерческие и частные органы, предприятия и организации, так и вышестоящие - федеральные, республиканские, краевые, областные структуры.
Документом, регламентирующим финансово-договорные отношения, выступает уже сама программа, принятая и подписанная всеми задейство-ванными в ней сторонами.
В основу формулирования проблемы должны быть положены объек-тивные экспертные разработки и оценки состояния социокультурной сферы, в которых зафиксированы:
- использование гарантий и условий поддержки и развития социокультурной сферы, зафиксированных в международных, федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документах;
- укомплектованность учреждений социокультурной сферы специали-стами, их профессиональная и квалификационная дифференциация, соци-альный статус, материальное положение, бытовая обустроенность;
- объемы и источники финансирования деятельности учреждений культуры, коммерческие виды деятельности, привлечение финансовых средств (фандрайзинг), финансирование предыдущих целевых программ, спонсорские и инвестиционные вложения, субсидии, использование финансовых льгот;
- материальная база, сеть учреждений культуры и ее территориальное размещение, доступность для населения, инженерные и жизнеобеспечивающие системы, благоустройство, инфраструктура, зоны отдыха, спортивные и оздоровительные объекты;
- техническая оснащенность объектов социокультурной инфраструктуры средствами музыкального, светового, компьютерного, телекоммуникационного, сценически-постановочного обеспечения деятельности; музыкальными инструментами, спортивным, аттракционным, игровым инвентарем и реквизитом; структура и объемы музейных экспозиций, книжных фондов, архитектурных ценностей, обеспечение транспортом и передвижными средствами культурной деятельности;
- стратификация социально-культурных субъектов по назначению, ха-рактеру и видам деятельности; комплексные, многоцелевые учреждения культуры, однопрофильные, прокатные, развлекательные, игровые, рекреационные учреждения, новые перспективные типы учреждений культуры и искусства;
- дифференциация учреждений культуры по характеру организационно-правовой и хозяйственной деятельности - государственные, негосударственные, коммерческие учреждения; уставные положения - назначение и статус, цели и задачи деятельности, направления и основные формы деятельности, учредители, имущество, учет и отчетность, управление, контроль за деятельностью и организацией труда;
- эффективность использования социокультурного потенциала; обращаемость книжного фонда, посещаемость музеев, выставочных залов, концертов, кинофильмов, культурно-спортивных праздников, культурных программ; участие населения в самодеятельном художественном, прикладном и техническом видах творчества;
- социально-культурная мобильность населения региона; наличие субъектов культурной деятельности и культурной политики, социально-демографический состав населения территории, скоординированность усилий социально-культурных институтов: семьи, школы, учреждений культуры, спорта, социальных и общественных организаций, трудовых коллективов;
- использование современных научных разработок и инновационных технологий, организационно-методическое и информационное обеспечение культурного процесса, обеспечение творческих связей социокультурных учреждений с высшими
учебными заведениями культуры и искусств, методическими центрами. Проведение социологических исследований методами анкетирования, интервью, опросов населения о качестве работы учреждений культуры, выявление культурных интересов, запросов и потребностей людей.
Состояние, степень интенсивности и качества процессов в социокуль-турной системе, безусловно, не ограничиваются указанными параметрами. Они значительно глубже и разнообразнее, но для этапа диагностики вполне достаточны и позволяют сформулировать варианты реализации проблем и организационно-управленческих решений.
Полученный в результате диагностики материал является основой для выработки и формулировки приоритетных направлений развития социокультурной сферы. В процессе анализа выявляются взаимосвязи проблем, определяется ключевая проблема. Одновременно с этим управленческие структуры определяют свое место и роль в отношениях с носителями тех или иных социокультурных проблем и инноваций - субъектами культурной деятельности своей территории.
В тех случаях, когда ключевых проблем окажется несколько, а обеспеченность людскими и материальными ресурсами не позволяет их реализовать, проблемы можно «отфильтровать» по остроте, значимости и «реализуемости».
Результаты реализации целевой программы зависят от умело скоординированных организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных механизмов, эффективного менеджмента, внутренних вертикальных и горизонтальных связей, материальных ресурсов и исполнителей. Если программа успешно реализована и дала позитивные результаты на одной территории, то она может быть перенесена и на другие регионы, со сходной проблемной социокультурной ситуацией.