Философские науки
УДК 130.2
Зимина Надежда Сергеевна Nadezhda Zimina
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РФ И КНР
SOCIO CULTURAL SPACE OF ZABAIKALSKII KRAI UNDER CONDITIONS OF RF AND PRC REGIONS’ TRANSBOUNDERY COOPERATION
Статья посвящена проблеме трансформации социокультурного пространства Забайкальского края в условиях трансграничного взаимодействия приграничных регионов РФ и КНР. Дано определение социокультурного пространства, проанализированы его компоненты. Выявлены трансформирующие факторы трансграничного регионализма РФ и КНР в контексте их воздействия на социокультурное пространство Забайкальского края
Елючевые слова: социокультурное пространство, трансграничное взаимодействие, трансграничный регион
The article describes the problem of Zabaikalskii krai socio-cultural space transformation under the conditions of RF and PRC regions’ transboundery cooperation. Socio-cultural space and its components are determined here. Transforming factors of transboundary regionalism of RF and PRC in the context of its influence on Zabaikalskii krai socio-cultural space are shown here
Key words: socio-cultural space, transboundary cooperation, transboundary region
Трансформация современного миропорядка, обусловленная глобализацией и регионализацией, приводит к таким интеграционным процессам, участниками которых становятся субгосударственные регионы. Подобная ситуация предоставляет возможности внутренним регионам государства выходить на новый уровень развития и установления связей с внутренними регионами других стран — трансграничный.
Трансграничное взаимодействие является одной из форм межрегионального сотрудничества государств в различных областях, в результате которого происходит образование единых трансграничных регионов, включающих территории соседних стран и функционирующих по согласованным планам с учетом целей сотрудничества.
Определим трансграничный регионализм как пространственно интегрированную форму политического сотрудничества и решения проблем, которая пересекает границы национальных административных практик и старается сформировать, вопреки этим границам, осознание связанности, взаимозависимости и общих интересов [1]. Таким образом, концептуализируем трансграничный регионализм как политический, экономический и социокультурный процесс, создающий новый пространственный контекст действия, приводящий к образованию особой территориальной системы, которая и обозначается как трансграничье.
В рамках данной проблемы необходимо говорить об изменении смысла понятия «граница», о содержании и трансформации социокультурного пространства в условиях
усиления трансграничного регионализма.
Социокультурное пространство проницаемо, а роль границ в современных реалиях становится менее значительной. Интернационализация хозяйственной жизни и рост трансграничных потоков людей, информации, товаров, капитала, расширение функций и возможностей международных организаций, рост влияния трансграничных субъектов способствовали изменению функций государственных границ, их новому пониманию и интерпретации.
Традиционно границы всегда имели заградительную функцию, отделяя не только территории национальных государств, но и «свое» пространство от «чужого», становясь основанием функционирования определенного социокультурного пространства, формирования идентичности, которая строилась на противопоставлении «свое» — «чужое». Открытость национальных государств в условиях трансграничного регионализма значительно расширило само трансграничное региональное пространство, которое охватывает уже не только приграничные регионы, но и включает территории в глубине страны.
Изменившееся понимание границы позволяет рассматривать ее как точку пересечения разных политических, экономических, культурных систем, жизненных практик людей, как зону контакта различных культур. Тогда возникает вопрос о границах самого трансграничья. Трансграничный регион, в таком случае, возможно рассматривать как потенциальный (скрытый, не проявляющийся) регион, но готовый обнаружиться при определенных условиях [2].
Функционирование трансграничного региона тесно связано с феноменом «приграничья», т.к. именно оно способствует межкультурному взаимодействию. Именно в приграничных регионах происходит самый первый момент непосредственного соприкосновения культур, что и ведет к образованию особой территориальной социокультурной системы — трансграничной.
Одним из следствий трансграничного регионализма является усиление социокультурных связей поверх национальных
границ, впоследствии чего складывается социокультурное пространство трансграничного региона. Трансграничное социокультурное пространство формирует внутри себя законы человеческой деятельности, определенные нормы и ценности. Оно представляет собой область взаимопроникновения культур, а соответственно и ценностей, где аккумулируются различные элементы граничащих культур. Однако в зависимости от степени доминирования и способности к устойчивости культуры одной из взаимодействующих сторон, ценности той и будут преобладать в данном региональном пространстве.
В связи с этим необходимо выделить факторы, оказывающие трансформирующие воздействие на социокультурное пространство приграничных регионов.
Социокультурное пространство трансграничного региона представляет область, где взаимопроникают две культуры и более, каждая из которых имеет свои специфические особенности. Важнейшей чертой трансграничного социокультурного пространства является неоднородность составляющих его пространств культур. Следовательно, необходимо говорить о его плюралистичное™.
По мнению В.Л. Каганского, социокультурное пространство расслоено и яче-исто. Каждому уровню иерархии отвечают собственные территории с огромными различиями в способе жизни. С разными уровнями и статусами связаны и разные группы населения, совершенно различно воспринимающие свое положение и ситуацию [3]. Это обусловлено тем, что социокультурное пространство трансграничного региона вмещает пространства нескольких культур.
Пространственная характеристикатранс-граничного регионализма предполагает понимание пространства как измерения человеческого бытия как в плане физического существования человека, так и его социокультурной жизни. Плюралистичность и гетерогенность трансграничного социокультурного пространства формируют соответствующий тип личности — человека маргинального, живущего на рубеже нескольких культур, нередко конфликтующих между
собой, в обществах, которые никогда полностью не совпадут [3].
Таким образом, социокультурное пространство трансграничного региона представляет область взаимопроникновения культур, в результате чего происходит реструктуризация социокультурного пространства приграничных регионов, включенных в трансграничное взаимодействие. Образуемая культурная целостность способна ассимилировать различные элементы граничащих культур.
Практика показывает, что в трансграничное сотрудничество включаются страны, принадлежащие к разным цивилизационным типам, имеющие значительно разнящиеся показатели экономического, социального, демографического развития, что порождает определенные сложности в их взаимодействии и обнаруживает потенциальные угрозы их безопасному развитию.
Специфика геополитического положения Российской Федерации, ее огромная пространственная протяженность накладывают свой отпечаток на развитие государства и выстраивание отношений с другими странами. Россия соприкасается с крупнейшими мировыми политическими и экономическими группировками, соответственно, ее внутренние регионы испытывают разные внешние притяжения. Забайкальский край как приграничный российский регион иод воздействием ряда факторов (географических, политических, экономических, экологических, социокультурных) активно включается в трансграничное взаимодействие с приграничными регионами КНР.
Такие факторы, как геополитическое положение приграничных регионов РФ и КНР, наличие схожих систем культурных ценностей, национальных и этнических культур, детерминировали появление феномена особого межкультурного сознания в трансграничном регионе. Достижение участниками трансграничного взаимодействия общего взгляда на основные вопросы становится фактором формирования региональной целостности. Но при совпадении определенных интересов в отношениях РФ
и КНР существуют факторы, оказывающие трансформирующие воздействие на социокультурное пространство Забайкальского края.
К таковым относятся асимметрия и асинхронность развития приграничных регионов России и Китая (прежде всего в сфере демографии), разные темпы развития производства, недостаточная экономическая освоенность Юго-Востока России, различие взглядов на причины возникновения трансграничных проблем (экологических, территориальных и др.), интенсивность использования природных ресурсов. В социокультурном аспекте отмечаются цивилизационные различия. Среди них — специфика исторического развития, особенности национальных культур, геополитическое и геокультурное окружение, направленность современных реформ, тенденции трансформации общественных институтов, национализм, выражающийся в проявлении культурного центризма, слабая информированность населения о цивилизационных достижениях обеих сторон.
Одной из установок внешнеполитического развития КНР является построение «гармоничного мира». Осуществление данной концепции возможно при широком использовании «мягкой силы» страны. Китай особое место уделяет национальной культуре, воспринимая ее как инструмент сохранения идентичности в условиях глобализации. Реализация данных интересов Китая требует определенных ресурсов — территориальных, сырьевых, интеллектуальных и др. Их источником становятся близлежащие страны и, прежде всего, их приграничные территории. КНР постепенно втягивает Россию в сферу своих национальных интересов, а Северо-Восток Китая заинтересован в вовлечении Забайкальского края в систему своих связей и использовании его территории для решения своих задач. Трансграничное сотрудничество в данном случае развивается не всегда в пользу России.
Ослабление экономических и культурных связей между западной и восточными частями России, разнонаправленность гео-
политических ориентиров, размывание на-ционально-цнвилизационной идентичности россиян — основы самосознания, привели к необходимости выработки новой модели внешнего сотрудничества, в которой особую роль играют восточные, прежде всего, приграничные территории страны.
Россия не может не учитывать формирующуюся в КНР политику нового регионализма с его особыми в стратегическом плане свойствами. К таковым относятся выделение ценностного ядра в концепции национальной безопасности КНР с ориентацией на цивилизационные ценности; расширение зоны политического, экономического и культурного влияния; ориентация внутренней и внешней политики на «мирное возвышение Китая».
В ситуации, когда ценности современного российского общества находятся под сомнением, когда национально-государственная идентичность пребывает в состоянии кризиса, привязка идентичности к неосязаемой «большой» территории оказывается иод вопросом, поскольку все более значимой «единицей развития» и организации становится местное сообщество [4]. Именно в рамках такого сообщества проходит повседневная жизнь и поддерживаются социальные связи, на основе которых формируются значимые для личности жизненные ориентиры. Кризисное состояние национально-государственной идентичности повышает уровень нестабильности российского социума, тогда взаимодействие с носителями «других» ценностей возможно трактовать как угрозу целостности российского социокультурного пространства. Реализация данной угрозы будет зависеть от того, насколько «культурное ядро» национальной и региональной идентичности россиян [5] окажется достаточно адаптивным.
В условиях трансграничного регионализма региональная идентичность становится важным компонентом конкурентоспособности не только внутреннего региона страны, но и всего государства [5]. При этом ее устойчивость будет зависеть от ее исторической, культурной, этнической глубины и силы.
С развитием трансграничного регионализма возникает вопрос о способности Забайкальского края обеспечить условия для благополучного и стабильного проживания людей на этом пространстве. Для этого необходимо определить содержание социокультурного пространства Забайкальского края через его социально-демографический и культурный компоненты, являющиеся качественными характеристиками жизнеспособности регионального сообщества.
Социально-демографический компонент разграничим на социальный и демографический. Социальный компонент социокультурного пространства Забайкальского края являет собой территориальное сообщество, формируемое в результате деятельности социальных акторов (жителей, социальных групп, организаций), выполняя определенные функции по отношению к ним, оно служит специфичной внутренней социокультурной средой, мотивирующей их поведение.
Данный компонент находится в тесной связи с демографией, которая оказывает существенное влияние на развитие региона. Демографический компонент включает традиционные показатели: численность населения, смертность и рождаемость, продолжительность жизни, размещение населения, трудовые ресурсы, динамика миграций.
Обращение к культуре дает возможность изменить видение региона, осознать его роль в трансляции ценностей общенациональной культуры, понять его уникальность и одновременно «вписанность» в социокультурное пространство страны, а также формируемого трансграничного региона. Культурный компонент представлен такими показателями, как история заселения и освоения региона, этнический и религиозный состав населения, сложившийся региональный менталитет и региональная идентичность, региональные ценности, выступающие регулятором поведения людей, материальные элементы (памятники истории и культуры), система образования.
Культурная составляющая социокультурного пространства Забайкальского края
формирует в силу особенностей региона поликультурный, полиэтничный и поли-конфессиональный ареал. Это определяет характер совместного проживания и жизнедеятельности этнических групп, который можно оценить как стабильный, складываемый на основе многовекового взаимодействия. Благодаря длительной межкуль-турной коммуникации, сформировалась общая культура с ее ценностями, смыслами, идеалами, которые и предопределяют целостность социокультурного пространства Забайкальского края. При этом одной из важнейших функций региональных ценностей выступает поддержание стабильности, порядка и жизнеспособности как необходимой основы функционирования любого общества.
Таким образом, культура как интегратор регионообразующих факторов может быть рассмотрена как система, раскрывающая, с одной стороны, жизнедеятельность людей на данной территории, с другой, ценностное отношение к социальным связям, которые возникают внутри региона и в его взаимоотношениях с другими регионами государства, а также к его внешним связям [6]. Такой подход позволяет не только проследить механизмы адаптации национальной культуры к региональным особенностям, но и оценить степень продуктивности культуры, ее способность ответного реагирования на современные реалии.
Однако необходимо отметить, что региональная культура становится серьезным фактором существования локального социума тогда, когда его члены осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая связь с ней не только в силу производственных отношений, но и в силу ценностей, среди которых особую значимость имеет само место жительства [6].
Проанализировав компоненты социокультурного пространства Забайкальского края, необходимо сделать вывод, что обстановку, складывающуюся в регионе, нельзя
назвать удовлетворительной. Такое положение в первую очередь определено демографическими проблемами в крае и тесной их связью с экономическими параметрами. Дальнейшее сокращение населения влечет за собой многие внутрирегиональные проблемы: снижение трудового потенциала Забайкальского края, преобладание нетрудоспособного населения и соответственно увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, а также на систему социальной защиты и здравоохранения и т.д.
Продолжающееся сокращение населения способно привести к снижению и без того невысокой плотности заселения, что затруднит возможности дальнейшего освоения пространства региона. Уменьшение численности детей снижает объемы и качество подготовки кадров в учебных заведениях. Все это приводит к ослаблению совокупного потенциала Забайкальского края. Складывается угрожающая стабильности в крае ситуация: при богатом природно-ресурсном потенциале социокультурный потенциал не находит должного развития. Данная ситуация способна детерминировать в условиях трансграничного регионализма освоение и «присваивание» определенных участков физического, политического, экономического, социокультурного пространства Забайкальского края приграничными регионами КНР, все более широкое распространение китайской цивилизационной культуры.
Таким образом, исследование трансграничного взаимодействия РФ и КНР делает возможным прогнозирование опасных тенденций подобного сотрудничества. В этой связи представления о трансформациях, которые включают элементы «разрушения», подвижности границ социокультурного пространства, позволяют выработать понимание различных последствий для развития Забайкальского края в условиях трансграничного взаимодействия с приграничными регионами КНР.
Литература
1. Скотт Дж. Стимулирование кооперации: могут ли еврорегионы стать мостами коммуникации? URL: URL: http://www.indepsocres.spb.ru/scott_r.htш(Peжим доступа: 12.08. 2010.).
2. Емченко Д.Г. Маргинальный человек в контексте культуры трансграничного региона // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2009. — №11.—С. 47-50;
3. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 576 с.
4. Семененко И.С. Дилеммы национальной идентичности: политические риски и социальные приобретения // Полис. — 2009. —№6,— С. 8-23.
5. Кортунов С.В. Современная внешняя политика России: стратегия избирательной вовлеченности. — М.:ГУ— ВШЭ, 2009. — 603 с.
6. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры (к постановке проблемы) // Социс. — 2004. —№2, — С. 60-65.
Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author
Зимина H.C., ст. преподаватель кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ) [email protected]
N. Zimina, senior teacher of Social Anthropology, Religious Studies and Philosophy department, Chita State University
Научные интересы: национальная безопасность, внутренняя регионализация России, социокультурное пространство, социокультурный потенциал российских регионов
Scientific interests: national security, Russia inner regionalization, socio-cultural space, socio-cultural potential of Russian regions