Научная статья на тему 'Структура, факторы формирования и развития регионального социокультурного пространства Забайкальского края'

Структура, факторы формирования и развития регионального социокультурного пространства Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
429
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТИ / REGIONAL SOCIO-CULTURAL SPACE / REGION / VALUABLE / SOCIO-DEMOGRAPHIC COMPONENT / CULTURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимина Надежда Сергеевна

Дан анализ регионального социокультурного пространства Забайкальского края. Определена структура (социально-демографический и культурный компоненты) и выделены внутренние и внешние факторы его формирования и развития. Представлены параметры социокультурного пространства региона (демографических и социальных процессов, региональной культуры, ценностей и региональной идентичности), определены функции отдельных элементов пространства. Обозначены положительные и негативные тенденции в развитии регионального пространства Забайкальского края в контексте его внутреннего развития и внешних связей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зимина Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure, Factors of Forming and Progress of Regional Socio-Cultural Space of Zabaikalsky Krai

The article describes the analysis of regional sociocultural spaces of Zabaikalsky Krai. The content of structure (socio-demographic and cultural components) is stated and internal and external factors of its forming and progress are marked out. The factors of socio-cultural spaces of region (demographic and social processes, regional culture, valuable and regional identity) are pointed out and the content function of separate component of spaces is described. The positive and negative tendency in the progress of regional spaces of Zabaikalsky Krai in the context its of internal progress and external relations are emphasized

Текст научной работы на тему «Структура, факторы формирования и развития регионального социокультурного пространства Забайкальского края»

Философские науки

УДК 101.1::316

Зимина Надежда Сергеевна Nadezhda Zimina

СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

STRUCTURE, FACTORS OF FORMING AND PROGRESS OF REGIONAL SOCIO-CULTURAL SPACE OF ZABAIKALSKY KRAI

Дан анализ регионального социокультурного пространства Забайкальского края. Определена структура (социально-демографический и культурный компоненты) и выделены внутренние и внешние факторы его формирования и развития. Представлены параметры социокультурного пространства региона (демографических и социальных процессов, региональной культуры, ценностей и региональной идентичности), определены функции отдельных элементов пространства. Обозначены положительные и негативные тенденции в развитии регионального пространства Забайкальского края в контексте его внутреннего развития и внешних связей

Ключевые слова: региональное социокультурное пространство, регион, ценности, социально-демографический компонент, культурный компонент

The article describes the analysis of regional socio-cultural spaces of Zabaikalsky Krai. The content of structure (socio-demographic and cultural components) is stated and internal and external factors of its forming and progress are marked out. The factors of socio-cultural spaces of region (demographic and social processes, regional culture, valuable and regional identity) are pointed out and the content function of separate component of spaces is described. The positive and negative tendency in the progress of regional spaces of Zabaikalsky Krai in the context its of internal progress and external relations are emphasized

Key words: regional socio-cultural space, region, valuable, socio-demographic component, cultural component

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.В37.21.0031

Региональное социокультурное пространство Забайкальского края, в силу приграничного положения региона, его по-лиэтничности, представляет собой сложное

многослойное поликультурное образование, вбирающее в себя пространства многих культур, также находясь на пересечении нескольких социокультурных пространств. В связи с этим, регион характеризуется как «контактная зона» межкультурного взаимодействия. При этом социокультурное пространство региона содержит в себе собственные особенности: этнокультурные, демографические, социальные, что позво-

ляет выделить в структуре пространства функционально взаимозависимые компоненты — социально-демографический и культурный, обладающие особой значимостью, являющиеся «жизненными» показателями существования общественной системы. В связи с насыщенностью Забайкальского края множеством пространств, выделим также внутренние (национального уровня — взаимодействие с другими регионами и в целом с национальным пространством, и внутрирегионального уровня — с пространствами локальных культур внутри самого региона) и внешние (взаимное социокультурное влияние Забайкальского края и приграничных регионов Монголии и Китая) факторы формирования забайкальского регионального социокультурного пространства.

Забайкальский край вбирает в себя множество пространств, которые находятся в комплементарных однопространствен-ных и мультипространственных связях друг с другом. Взаимодействия социокультурных пространств могут определяться либо как соприкосновение, либо как взаимное проникновение, либо как разобщенность (взаимное неприятие, отталкивание). Однако кроме отмеченных видов региону присуща и сопредельность — такое взаимодействие пространств, при котором нет их слияния или пересечения, но какая-то взаимосвязь, положительная или же отрицательная, ощущается [6].

Анализируя внутренние факторы, выделим функционально взаимозависимые компоненты, каждый из которых являет собой не просто конкретные тенденции и закономерности развития регионального пространства, но и отражает ту функциональную значимость и роль, которую выполняет в данном пространстве. Социально-демографический компонент в современных условиях выступает особенно важным индикатором социокультурного развития региона, отражая его потенциальные возможности. Занимая большую площадь, Забайкальский край входит в число малозаселенных регионов РФ. Численность его населения на 01 января 2010 г., по данным

Всероссийской переписи населения, составила 1116974 чел., при этом большая часть сосредоточена в городах. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, на 01 января 2011 г. численность населения в крае составила 1105,7 тыс. чел. С 1990 по 2007 гг. в регионе происходило сокращение населения в результате как естественной убыли, так и миграционного оттока местного населения. С 2007 г. в крае отмечается прирост населения, но данный процесс протекает на фоне высокого миграционного оттока, а также высокой младенческой смертности, низкой продолжительности жизни в регионе.

Анализ миграционных процессов показал, что внутрирегиональная мобильность населения в крае выше других показателей, число выбывших в другие регионы России выше, чем показатель прибывших из других регионов, однако число мигрантов, прибывших из-за пределов России, больше числа выбывших в другие государства. В данном случае вскрывается основная демографическая проблема Забайкальского края — высокий отток населения (внутренняя эмиграция) в другие регионы России, преимущественно в западные, и в то же время высокая иммиграция иностранных граждан на его территорию.

Тесно соотносятся с демографическими характеристиками показатели качества жизни населения, а именно, трудовые ресурсы, занятость населения и распределение его по сферам профессиональной деятельности, безработица и др. Так, численность экономически активного населения составляет около половины от всех жителей региона. Большее число занятых сосредоточено в оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, сфере образования, сфере здравоохранения, строительстве, добыче полезных ископаемых, сфере услуг. Анализ трудового потенциала Забайкальского края показал, что высоким является показатель безработных в возрасте 20...29 лет (41,4 %) [8]. Данный факт представляет социальную опасность, поскольку в указанной возрастной категории находятся люди,

закончившие те или иные образовательные учреждения, а большое число безработных указывает на то, что экономика края не готова принять такое количество специалистов.

Особый интерес представляют показатели состава безработных. Так, среди людей, имеющих среднее профессиональное образование, он составил 13,5 %, а среди людей с начальным профессиональным образованием — 14,5 %. Данные показатели представляются высокими для региона с мощным потенциалом природных ресурсов и возможностями промышленного развития. Одной из причин такой ситуации является, прежде всего, отсутствие необходимой производственной базы в регионе, его низкая экономическая освоенность, что порождает миграционный отток населения в другие субъекты РФ.

Социально-демографические характеристики региона выступают новым антропологическим коррелятором возможной реструктуризации социокультурного пространства. Данные характеристики включают кроме традиционных демографических параметров совокупность таких показателей, как социальные процессы и отношения, социальные связи, статусные позиции жителей региона, нацеленность преимущественно на традиционные либо инновационные формы деятельности, уровень доходов населения, качество питания, комфорт жилища, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в общении, знаниях и др., то есть все те показатели, которые включает в себя понятие качество жизни. Обозначенные показатели определяют собой социально-демографическую сферу региона, которая понимается как специфическое пространство общественной жизнедеятельности локального сообщества [2; С. 136]. В данном случае социально-демографический компонент выполняет дифференцирующую функцию, отражая социальную структуру регионального пространства.

Культурный компонент содержит региональную культуру, региональную идентичность, межэтнические отношения

и т.д. На содержание культурного компонента регионального социокультурного пространства Забайкальского края оказывают влияние такие показатели, как история заселения и освоения региона, этнический и религиозный состав населения, сложившееся региональное самосознание и региональная идентичность, региональные ценности, материальные элементы (памятники истории и культуры), система образования края и т.д.

К важнейшим признакам целостных социокультурных образований относят наличие единого инновационного центра, обычно совпадающего со столицей региона, наличие центров второго, третьего и других рангов, очаги традиционной культуры, общность языка, близость религиозных признаков, общность технологий организации образования, досуга, науки [2; С. 136]. Данные признаки присущи Забайкальскому краю и выполняют как функцию идентификации, интеграции и регуляции, так и дифференциации. Так, в регионе представлены все уровни образования, но при этом не все население охвачено образовательным процессом и не каждый его житель имеет доступ к образовательным услугам. Различия в численности студентов высших образовательных учреждений и средних и начальных профессиональных учреждений в пользу первых показывают проблему нехватки специалистов со средним и начальным профессиональным образованием, но, с другой стороны, отражают интеллектуальный потенциал края, показывая большое количество будущих специалистов с высшим профессиональным образованием.

Многокультурный, полиэтничный и поликонфессиональный ареал Забайкальского края формирует его социокультурные особенности. Уникальность забайкальского социокультурного пространства в том, что оно исторически формировалось в зоне пограничных цивилизационных миров. Так, говоря о факторах возникновения регионального конфессионального поля, И.А. Арзуманов определяет Забайкалье как территорию влияния не только

Русской Православной церкви, но и шаманизма, буддизма, других религий, которая представляет собой некую встречу монголо-тибетского, китайского и русского мировоззрений [3]. Данный факт определяет характер совместного проживания и жизнедеятельности этнических и социальных групп, который можно оценить как стабильный, складываемый на толерантной основе многовекового взаимодействия. В результате на территории Забайкальского края сформировались тесные социокультурные связи, общие региональные ценности на основе длительного общежития и диалога культур.

Региональная культура как интегрирующее начало может быть охарактеризована как система, раскрывающая, с одной стороны, особенности жизнедеятельности людей на данной территории, а с другой — ценностное отношение к социальным связям, которые возникают внутри региона и в его взаимоотношениях с другими регионами государства, а также к его внешним связям [9]. При этом региональная культура только тогда становится фактором существования локального социума, когда члены этого социума осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая связь с ней не только в силу производственных отношений, но и в силу общих ценностей, среди которых особую значимость имеет само место жительства, и эта ценность ощущается ими как доминирующая [9]. В данном контексте интерес представляют результаты исследования уровня региональной самоидентификации жителей Читинской области, проводимые в 2006 г. [11]. Респондентам было предложено распределить для себя три уровня идентичности по степени актуальности. Структура ответов показала большую актуальность идентичности региональной — «забайкальцы» (61,7 %) по сравнению с мезоуровнем — идентичностью «сибиряки» (43,1 %). Наибольшей степенью актуальности обладала идентичность общероссийская (72,3 %). Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что региональная самоидентификация ши-

роко распространена в регионе и имеет актуальность для населения.

Региональная идентичность может выступать ресурсом развития региона и сохранения целостности его социокультурного пространства в современных реалиях. По мнению С.И. Григорьева, обращение в исследованиях к региональной идентичности выявляет социально-культурную энергетику жителей территории, их жизненную силу, витальность [4]. Такая «жизненность» является показателем адаптации людей к меняющимся условиям, устойчивости регионального сообщества при современной трансформации традиционных основ жизнедеятельности. Благодаря коммуникациям этнокультур, сформировалась общая культура с ее ценностями, одной из важнейших функций которых выступает поддержание стабильности, порядка и жизнеспособности как необходимой основы функционирования любого сообщества.

Региональная идентичность складывается на фундаменте региональных ценностей, являющихся основополагающими факторами осознания принадлежности к конкретной территории и переживания своего единства с ней. На формирование ценностей Забайкальского края особое влияние оказали природно-климатические условия проживания людей. Необходимость адаптации к суровой природной среде определяла особенности повседневной жизни, навыки, отношение к природе. В результате исторически складывалось и особое экологическое (неразрывная связь человека с природой в их единстве, осознание ценности природы), религиозное сознание, традиции природопользования и т.д. Это нашло отражение в таких ценностях, как взаимопомощь, коллективизм. Огромные масштабы территории, при этом ее малая заселенность, осознание демографических проблем предопределили особое отношение к семье, родственникам, что выразилось в ценностном отношении к семье, детям.

На территории Забайкальского края сформирован определенный тип личности, детерминированный тремя фундаментальными системами отношений: «человек

— природа», «человек — человек», «человек

— общество». Его специфические черты заложены в традиционных культурных стереотипах поведения: бережное отношение к природе, умение жить сообразно ее законам, открытость иной культуре при сохранении собственных ценностей, гуманизм, веротерпимость и религиозный синкретизм, этническая толерантность, уважение к человеку, независимо от его происхождения и социального статуса.

Современное же состояние Забайкальского края показывает несколько иную векторность аксиологической направленности мировоззрения и менталитета забайкальцев. У жителей складывается некое «потребительское» отношение к региону, его ресурсам, возможностям, в силу чего население часто руководствуется в своих действиях материальными интересами, а не духовными принципами. Зачастую в российской истории, как в представлениях общества, так и руководства страны, территория края представала местом ссылок, каторги, ресурсным резервом либо далеким приграничным форпостом, местом военной службы, при этом тупиковым регионом, неспособным к самостоятельному развитию и не имеющим для этого необходимые условия [1; С. 106].

В общественном сознании все больше закрепляется ресурсный взгляд на регион ( как на «ресурсную окраину» государства [4; С. 16]), когда представления о его развитии ограничиваются рамками добычи полезных ископаемых. Соответственно, теряет свою актуальность такая ценность, как природа, а одними из главных ценностей становятся финансы, природные ресурсы. Распространенный вахтовый метод добычи сырья не способствует решению социальных, культурных, демографических, экономических проблем края, поскольку не развивается поселенческая структура и инфраструктура. Соответствующий менталитет и архетипы выработались у местного населения края. Можно говорить о «тран-зитности», присущей жителям Забайкалья, когда регион предстает в сознании людей как пересылочный пункт, временное мес-

то жительства, службы, что порождает ситуацию, при которой край не развивается в соответствии с требованиями времени. В настоящее время в Забайкальском крае можно наблюдать «мертвые» города, разруху, опустошение, нищету, резкую социальную поляризацию.

Исследование Забайкальского края как трансграничного социокультурного пространства включает рассмотрение влияния на пространство региона внешних факторов, а именно воздействия национальных пространств сопредельных стран — Монголии и Китая. По территории Забайкальского края проходит большой участок государственной границы. Стратегическое положение региона, а также усиливающееся мировое влияние восточно-азиатских стран предопределили внешние

о Г» о о о

воздействия на Забайкальский край и его трансграничные политические, экономические, культурные связи с приграничными странами. Важную роль при этом играют исторические традиции и опыт взаимоотношений в прошлом, близость культур. Так, М.Ю. Шинковский, определяя трансграничный регион, говорит о необходимости некоего культурно-исторического единства ( общность культурной и политической истории, сходство культурных ландшафтов, экономическое взаимодействие) и в то же время максимально возможного числа переходных зон ( культурных, политических, социально-экономических) [10]. В современных условиях нельзя говорить об изолированности социокультурного пространства отдельного региона от пространств соседствующих территорий, в связи с чем закономерно возникают проблемы взаимодействия разных культур, их взаимного проникновения.

Темпы развития российско-монгольских отношений характеризуются своей медлительностью. При наличии финансово-экономических споров между странами возлагается надежда на развитие и расширение гуманитарного сотрудничества, прежде всего в сфере образования. Но с заменой в 2002 г. первого иностранного языка с русского на английский было утрачено

языковое пространство взаимоотношений. Тем не менее, Монголия заинтересована в развитии отношений с Россией.

Г» о о о о

Забаикальский край все активней включается в сотрудничество с КНР. Взаимные экономические интересы детерминировали усиление и культурного взаимовлияния, появление особого сознания в трансграничном пространстве. Но при совпадении отдельных интересов представления о дальнейшем взаимодействии не всегда тождественны. Это связано с асинхронностью развития приграничных регионов России и Китая, прежде всего в сфере демографии, приграничной инфраструктуры и др. Цивилизационные различия России и Китая также могут выступать как конфронтационный потенциал и препятствие в сближении различающихся интересов, становлении единого социокультурного пространства. С одной стороны, мы наблюдаем взаимовлияния и взаимообогащения культур, с другой — стремление к сохранению национальной идентичности. Среди конфронтационных факторов можно отметить национализм, особенно проявляющийся в приграничных регионах, выражающийся в культурном центризме, слабой информированности населения о цивилиза-ционных достижениях обеих стран, поверхностные и не всегда достоверные представления их граждан друг о друге.

Так, китайская миграция на территорию Забайкальского края может быть использована властями КНР для проведения экспансионистской политики дальнейшего освоения региона путем завоевания прочных экономических и торговых позиций, способных оказать серьезное влияние на содержание и целостность социокультурного пространства России и состояние ее безопасности [5; С. 59]. Однако необходимо принимать во внимание то, что прибывшие китайцы не спешат получать российское гражданство, становиться носителями российской культуры, предпочитая создавать анклавы на территории России, сохраняя собственную культуру и становясь ее трансляторами.

С другой стороны, для Забайкальского края Китай предстает как выгодный во

многих сферах партнер. Кроме совместных экономических проектов большой спектр представляют также образовательные программы (обмен студентами, взаимные языковые практики) , научные проекты (участие российских и китайских ученых в общих научных исследованиях, подготовка китайских научных кадров в России), культурные мероприятия ( организация и проведение праздников, дней национальной культуры). Одним из ярких положительных примеров формирования трансграничного информационного пространства является создание проекта «Середина земли» совместно с телекомпаниями «Альтес» (г. Чита) , «Тивиком» (г. Улан-Удэ), «Аист» (г. Иркутск), «Аист-Монголия» (г. Улан-Батор, Монголия), к которому в 2012 г. присоединился канал ССТУ-Русский (г. Пекин, Китай). Кроме новостных передач его организаторы планируют тематические передачи, а также совместные международные проекты. Подобные мероприятия являются механизмами развития не только забайкальского регионального социокультурного пространства, но и формирования пространства трансграничного.

С развитием внешних связей Забайкальского края возникает вопрос о его способности обеспечить условия для благополучного и стабильного проживания людей в региональном пространстве. Проанализированные ранее параметры социокультурного пространства Забайкальского края позволяют сделать вывод, что обстановку, складывающуюся в регионе, нельзя назвать стабильной. Такое положение в первую очередь определено демографическими проблемами в крае и тесной их связью с экономикой региона. Сокращение населения детерминирует многие внутренние проблемы: снижение трудового и интеллектуального потенциала, утрату самого ценностного отношения к региону, а значит, ослабление и впоследствии — отчуждение от региональной идентичности, трансформация границ идентификации регионального социума. Как отмечает В.А. Абрамов, нынешнее состояние края формируют у местного населения устойчивое негативное

представление о своей «ненужности» для России [1; С. 106]. Данный тезис уместно дополнить понятием «саморазвитие», обозначающим такое качество региона, когда его жители имеют условия и возможности для своей самореализации на родине. Соответственно, до тех пор, пока в Забайкалье не будут созданы благоприятные и комфортные условия для жизни людей, возможности реализации их навыков, знаний и способностей, в регионе будет наблюдаться отток населения.

Таким образом, определим детерминированность развития регионального социокультурного пространства Забайкальского края как внутренними, так и внешними факторами. При этом отметим, что характер внешних взаимоотношений региона

в первую очередь будет определяться состоянием и целостностью внутреннего регионального пространства края, все компоненты которого объединены функцией жизнеобеспечения — направленной на использование ресурсов и социокультурного потенциала с целью обеспечения его безопасного и устойчивого развития. При этом ни один из выделенных компонентов невозможно рассматривать в отрыве от другого, поскольку региональные ценности, сами выделенные функционально взаимозависимые компоненты с учетом отмеченных внутренних и внешних факторов сообща позволяют спрогнозировать состояние и развитие регионального социокультурного пространства Забайкальского края.

Литература

1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2010. 240 с.

2. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М.: РАГС, 2004. 424 с.

3. Арзуманов И.А. Религиозная инновация: понятийно-семантический контекст (на примере конфессионального пространства Центрально-Азиатского региона) // Соционавтика. Интернет-журнал социальных дискурс-исследований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/arzum.htm.

4. Бороноев А. О. Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона / под ред. А.О. Бороноева. СПб., 2007. С. 8-17.

5. Бочарников И. В. Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Проблемы обеспечения безопасности России в пограничном пространстве. Серия Проблемы национальной безопасности. 2009. № 12. С. 43-60.

6. Косолапов Н. А. Пространственно-организационный подход к анализу международных реалий // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/fifteen/005.htm.

7. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры (к постановке проблемы) // Социс. 2004. № 2. С. 60-65.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009. Статистический сборник. М.: Росстат, 2009. 990 с.

9. Семененко И.С. Дилеммы национальной идентичности: политические риски и социальные приобретения // Полис. 2009. № 6. С. 8-23.

10. Шинковский М. Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития российского Дальнего Востока [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifpc.ru/index. php?cat=159.

11. Янков А. Г. Региональная идентичность как ресурс региональной национальной политики // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона / под ред. А.О. Бо-роноева. СПб., 2007. С. 174-181.

Коротко об авторе_

Н.С. Зимина, ст. преподаватель, каф. «Философия, теория и история культуры», Забайкальский государственный университет 13zimina@mail.ru

Научные интересы: национальная безопасность, внутренняя регионализация России, социокультурное пространство, трансграничное пространство, социокультурный потенциал российских регионов

_Briefly about the author

N. Zimina, senior teacher, philosophy, theory and history of culture department, Zabaikalsky State University

Scientific interests: national security, Russia inner regionalization, socio-cultural space, trans-boundering space, socio-cultural potential of the Russian regions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.