Научная статья на тему 'Трансграничное социокультурное пространство: содержание и механизмы трансграничного позиционирования Байкальского региона'

Трансграничное социокультурное пространство: содержание и механизмы трансграничного позиционирования Байкальского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
568
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧЬЕ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ИМИДЖ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / КУЛЬТУРНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД / CROSS-BORDER SOCIO-CULTURAL SPACE / CROSS-BORDER REPRESENTATION / BAIKAL REGION / IMAGE OF THE REGION / REGIONAL BRANDING / CULTURAL AND TOURIST BRAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Намсараева Татьяна Цыден-ешиевна

Статья посвящена изучению трансграничного культурного пространства, выявлению содержания и механизмов трансграничного позиционирования Байкальского региона. В работе рассмотрено понятие «трансграничье», применяемое учёными различных сфер деятельности, изучены и проанализированы особенности трансграничья и её взаимодействия. В статье рассмотрены особенности, задачи, современные критерии оценки имиджевой привлекательности региона при создании имиджевой политики России. Выявлены механизмы и содержание трансграничного позиционирования, способствующие созданию органами власти имиджевой политики региона. В работе созданы и предложены такие бренды, как: бренд малых городов, культурные кластеры и культурно-туристические бренды. Создание культурных брендов направлено на стимулирование развития сферы культуры, а также экономическое, научно-техническое, социальное, инновационное развитие страны в целом. В статье выявлена необходимость интеграции усилий правительства Забайкальского края и министерств: международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма; образования, науки и молодёжной политики; культуры; спорта; территориального и экономического развития; природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края; СМИ по созданию, реализации и продвижению Стратегии имиджевой политики регионального развития, которая включает формирование «культурных индустрий, культурных брендов, оптимизацию стратегий культурной политики, бренд-культуры, бренд-планирования, методику оценки культурных брендов, разработку проектов по продвижения культурных брендов». Ключевые слова: трансграничье, трансграничное социокультурное пространство, трансгр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-Border Socio-Cultural Space: Contents and Mechanisms of Cross-Border Representation of the Baikal Region

The article is devoted to studying of cross-border cultural space, detection of the contents and mechanisms of cross-border representation of the Baikal region. The author studies concept of cross-border, different definitions this concept, analyzes features this subject. The article shows features, tasks, modern criteria of an assessment of image of attractiveness of the region in creation of image policy of Russia. The author presents mechanisms and the content of cross-border representation. The author creates such brand like the small cities brand, cultural clusters and cultural and tourist brands. Creation of cultural brands is directed on stimulation of development of the sphere of culture and economic, scientific and technical, social, innovative development of the country. The article reveals need of integration of efforts of the Government of Zabaikalsky region and Ministries: international cooperation, foreign economic relations and tourism; educations, science and youth policy; cultures; sport; territorial and economic development; natural resources and industrial policy of Zabaikalsky region; mass media on creation, realization and advance of Strategy of image policy of regional development, which includes formation of "the cultural industries, cultural brands, optimization of strategy of cultural policy, a brand culture, a brand planning, a technique of an assessment of cultural brands, development of projects to advance cultural brands.

Текст научной работы на тему «Трансграничное социокультурное пространство: содержание и механизмы трансграничного позиционирования Байкальского региона»

УДК 008 ББК 71

Татьяна Цыден-Ешиевна Намсараева,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: [email protected]

Трансграничное социокультурное пространство: содержание и механизмы трансграничного позиционирования Байкальского региона

Статья посвящена изучению трансграничного культурного пространства, выявлению содержания и механизмов трансграничного позиционирования Байкальского региона. В работе рассмотрено понятие «трансграничье», применяемое учёными различных сфер деятельности, изучены и проанализированы особенности трансграничья и её взаимодействия. В статье рассмотрены особенности, задачи, современные критерии оценки имиджевой привлекательности региона при создании имиджевой политики России. Выявлены механизмы и содержание трансграничного позиционирования, способствующие созданию органами власти имиджевой политики региона. В работе созданы и предложены такие бренды, как: бренд малых городов, культурные кластеры и культурно-туристические бренды. Создание культурных брендов направлено на стимулирование развития сферы культуры, а также экономическое, научно-техническое, социальное, инновационное развитие страны в целом. В статье выявлена необходимость интеграции усилий правительства Забайкальского края и министерств: международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма; образования, науки и молодёжной политики; культуры; спорта; территориального и экономического развития; природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края; СМИ по созданию, реализации и продвижению Стратегии имиджевой политики регионального развития, которая включает формирование «культурных индустрий, культурных брендов, оптимизацию стратегий культурной политики, бренд-культуры, бренд-планирования, методику оценки культурных брендов, разработку проектов по продвижения культурных брендов».

Ключевые слова: трансграничье, трансграничное социокультурное пространство, трансграничное позиционирование, Байкальский регион, имидж региона, региональный брендинг, культурно-туристический бренд.

Tatyana Tsyden-Eshievna Namsaraeva,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]

Cross-Border Socio-Cultural Space: Contents and Mechanisms of Cross-Border Representation of the Baikal Region

The article is devoted to studying of cross-border cultural space, detection of the contents and mechanisms of cross-border representation of the Baikal region. The author studies concept of cross-border, different definitions this concept, analyzes features this subject. The article shows features, tasks, modern criteria of an assessment of image of attractiveness of the region in creation of image policy of Russia. The author presents mechanisms and the content of cross-border representation. The author creates such brand like the small cities brand, cultural clusters and cultural and tourist brands. Creation of cultural brands is directed on stimulation of development of the sphere of culture and economic, scientific and technical, social, innovative development of the country. The article reveals need of integration of efforts of the Government of Zabaikalsky region and Ministries: international cooperation, foreign economic relations and tourism; educations, science and youth policy; cultures; sport; territorial and economic development; natural resources and industrial policy of Zabaikalsky region; mass media on creation, realization and advance of Strategy of image policy of regional development, which includes formation of "the cultural industries, cultural brands, optimization of strategy of cultural policy, a brand culture, a brand planning, a technique of an assessment of cultural brands, development of projects to advance cultural brands.

Keywords: cross-border socio-cultural space, cross-border representation, Baikal region, image of the region, regional branding, cultural and tourist brand.

Сегодня в условиях быстро меняющегося миропорядка, экономической нестабильности, глобализации создаётся новый способ взаимодействия государств - трансграничное сотрудничество. Трансграничные регио-

ны образовываются как территориальные организации с определёнными особенностями: в экологии, политике, экономике, культуре. В трансграничное взаимодействие включаются страны различного уровня развития по

© Намсараева Т. Ц.-Е., 2015

75

экономическим, социальным, культурным, демографическим показателям, что доставляет определённые сложности в их взаимодействии и сотрудничестве.

Изучением трансграничья в разнообразных контекстах в последние годы активно занимаются зарубежные и отечественные исследователи, культурологи, философы, такие как: Н. С. Розов, А. В. Ярошенко,

A. А. Зыков, М. Ю. Шинковский, А. А. Казанцева, С. С. Ганзей, Б. Я. Бакланова, М. И. Гомбоева,

B. Н. Новиков, Д. Б. Сундуева, Д. В. Сергеев, Н. С. Зимина, Ю. В. Аргудяева. Социокультурное сотрудничество в условиях трансгра-ничья исследовалось в работах И. Н. Барыги-на, В. А. Колосова, И. С. Безрукова и другие. В статье предполагается рассмотреть, что понимается под трансграничьем, трансграничным социокультурным пространством, а также выявить содержание и механизмы трансграничного позиционирования региона вообще.

В середине XX века активно стали применять понятие «трансграничье» многие учёные и исследователи. А. В. Ярошенко в работе «Проблемные пути концептуализации трансграничья» указывает на то, что «транс» - означает «через», «граница» реальная или воображаемая [8, с. 43]. Трансграничный регион включает в себя: какое-либо ограниченное пространство; этнические группы населения или сообщества; не менее важными являются возникающие взаимоотношения между этническими группами. «Всё это в целом может повлиять на существование самой границы» [5, с. 243-244.].

Феномен «трансграничье» серьёзно не изучался вплоть до XX века, он, по выражению Н. С. Розова [7, с. 109-103], является сверстником национальных государств, где были неопределены или вовсе отсутствовали границы.

М. И. Гомбоева и А. Н. Новиков в статье «Трансграничная асимметрия: понятия и следствия» [8] указывают на неравномерное развитие в социально-экономическом, культурном, демографическом аспектах приграничных территорий Китая и России. Данное неравномерное развитие обусловливает стратегию развития трансграничного взаимодействия и определяется как «трансграничная асимметрия».

А. В. Ярошенко, проанализировав многие работы, посвящённые данной проблеме, делает вывод, что трансграничье в идеальном варианте - это пространство, в котором взаимодействуют социальные системы, государ-

ственные и коммерческие организации, физические и юридические лица сопредельных государств в связи с реализацией обмена услугами и ресурсами: трудовыми, интеллектуальными, материальными, культурными, информационными и другими [9]. Трансграничное пространство предполагает уважительное, терпимое межэтническое взаимодействие и сосуществование. Феномен трансграничного социокультурного пространства определяется существующими регионами, в том числе и Забайкальским краем, который постоянно подвержен внешнему социокультурному влиянию.

Забайкальский край является уникальным, самобытным социокультурным краем с полиэтничными и поликонфессиональными особенностями. Исторически уникальность забайкальского социокультурного пространства создавалась на территории пограничных цивилизационных миров, что явилось основой межэтнического и межкультурного взаимодействия. Сегодня в трансформирующемся мире регионам необходимо вступать в конкурентную борьбу между территориями не только на внутреннем, но и на глобальном уровне. Чтобы быть региону конкурентно способным, необходимо, на наш взгляд, создавать положительный имидж. В России имиджевая политика регионов находится только на стадии становления, формирования. В некоторых городах, таких как Томск, Владивосток, Новосибирск, Санкт-Петербург, имеется положительный опыт и созданы авторские программы по развитию имиджа. Сегодня другие города и регионы также планируют создавать имиджевую политику развития.

И. А. Василенко отмечает, что развитие имиджевой стратегии регионов России предполагает решение следующих задач:

«- разработка концепции позиционирования имиджа региона в коммуникационном пространстве;

- повышение степени региональной идентичности граждан, активизация исторической памяти, привлечение внимания к историческим датам, культурным и научным достижениям региона;

- активизация культурных центров в регионе, привлечение внимания к культурным ценностям... ;

- развитие системы местных коммуникаций, активизация регионального медиапро-странства...;

- повышение конкурентоспособности региональных предприятий;

- повышение привлекательности региона для перспективных инвесторов, привлечение в регион новых предприятий...» [2].

Необходимо также акцентирование внимания краевых и федеральных органов власти на проблемах региона.

И. А. Василенко отмечает, что к сожалению, в России пока ещё мало примеров, когда региональные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения имиджа своих регионов. Однако грамотно выстроенная имиджевая политика позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить финансовые поступления минимум на 20%. Разработка стратегий и программ комплексного продвижения регионов позволяет оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на имиджевые проекты [2, с. 10].

Таким образом, необходимо разрабатывать и внедрять стратегии позиционирования региона с целью конкурирования с другими территориями и определения своего места и роли в международном сотрудничестве.

Содержание и механизмы трансграничного позиционирования региона заключаются в следующем: создание положительного имиджа, обеспечивающего региону достойное место в трансграничном социокультурном пространстве, привлечение на территорию туристов, инвесторов, предпринимателей способных внести свой вклад в развитие территории в условиях конкурентной среды, а также регулирование миграционной политики, обеспечение национальной безопасности. Имидж должен дополняться, по мнению Кудашевой, «внутренним позиционированием, включающим в себя: формирование у жителей региона представлений, ценностей, влияющих на мотивацию поддержки родного края; участие в его общем развитии» [4]. Она отмечает, что А. В. Попов [6, с. 98-99] также заостряет на этом внимание. «Вовлечение жителей региона в активную деятельность по развитию экономического базиса; сохранение и приумножение культурного наследия, развитие туристической инфраструктуры; содействие региональных властей» [4].

Внешнее позиционирование заключается в продвижении определённого продукта или товара за пределы региона, страны на международный уровень.

По мнению Василенко, «Позиционирование в трансграничном пространстве основывается на создании такой технологии, как региональный брендинг. Бренд является одним из способов продвижения имиджа,

обеспечения его популярности и привлекательности. Бренд является своеобразным знаком, обеспечивающим быстрое узнавание региона, выделение его из ряда аналогичных объектов. Основой бренда могут быть природно-климатические и исторические или культурные особенности территории. Однако, жизнеспособность и эффективность любого бренда напрямую зависит от актуальности и продуманности концептуального содержания, качества исполнения и последовательности продвижения» [1]. Бренды могут создаваться в различных отраслях: история, культура, туризм, наука, спорт, промышленность, образование, медицина, и т. д.

К примеру, современный бренд Сочи -столица 0лимпиады-2014, город-курорт; Анапа известна как детская здравница; Новосибирск прочно ассоциируется с Академгородком и достижениями науки [1]; «китайская культурная "мягкая сила"» и её бренды - «Китайская кухня за границей», «Китайский театр», города-бренды» [3, с. 56]; бренд Красноярского края - фестиваль этнической музыки и ремёсел «Мир Сибири»; фестиваль этнической музыки «Голос кочевников» в Бурятии.

Позиционирование трансграничного региона и успех региональной стратегии развития зависят от имиджевой политики органов власти. Формирование имиджевой стратегии должно проводиться ведущими экспертами региона: историками, культурологами, экономистами, политологами, социологами, спортсменами, специалистами по туризму, архитекторами и строителями [1]. Использование традиционных культурных ценностей в сочетании с инновационными разработками позволяет создавать региональные культурные бренды в трансграничном пространстве.

В настоящее время региональный брендинг очень актуален для нашего региона, так как «центр мировой экономики смещается на Восток и в этом смысле наш город более предпочтителен для бизнеса, чем города, находящиеся в европейской части страны» [2, с. 17]. Таким образом, мы определяем следующие механизмы и содержание позиционирования Забайкальского края в трансграничном пространстве:

1. Создание благоприятных социальных условий для жителей и гостей города. В этом процессе, как отмечает Василенко, «важна каждая мелочь, начиная с аэропорта, железнодорожного вокзала или автовокзала. Наличие буфетов, туалетов, стоек регистрации, культуры прохождения таможенного досмотра, получения багажа и т. д. Особое значе-

ние имеют дороги, архитектура домов, вдоль которых пролегает трасса движения от аэродрома, железнодорожного и автовокзалов, а также места, наиболее часто посещаемые гостями, туристами. Особое положительное воздействие на эмоциональное впечатление имеет наличие красивых оригинальных зданий, церквей, памятников, парков» [2, с. 20].

2. Создание брендов малых городов и социокультурных кластеров: Чита - историко-культурный; образовательно-научный, спортивный; Краснокаменск - горно-рудный (уран), спортивный; Петровск-Забайкаль-ский - историко-культурный (музей декабристов); Сретенск - промышленный (су-достроительство), историко-культурный; Нерчинск - историко-культурный; Агинское -историко-культурный; сельскохозяйственный; образовательно-научный; национально-спортивный; гастрономический, туристический; Дульдурга - историко-культурный; сельскохозяйственный; национально-спортивный; гастрономический, туристический; Перво-майск - промышленный, рекреационный; Дарасун - рекреационный; Балей - промышленный (золото) и т. д.

3. Создание культурно-туристических брендов. Под культурным брендом в узком смысле понимают товарный знак, узнаваемую торговую марку культурной продукции или предприятия. «Культурные бренды являются символом культурной власти. Создание культурных брендов направлено не только на стимулирование развития сферы культуры, но и на экономическое, научно-техническое, социальное инновационное развитие страны в целом» [3, с. 57].

Мы предлагаем создание и развитие в Забайкалье следующих туристических брендов:

1. Туристический маршрут «Трансбайкальское кольцо» (в который войдёт Забайкальский край, Китай, Монголия, Республика Бурятия, Иркутская область) + событийный туризм - Международный фестиваль этнических культур «Наследие Евразии» в г. Чита (оз. Арахлей; июль, приуроченный к праздникам «Сурхаарбан» и «Иван Купала») + Забайкальский международный кинофестиваль + показ моды (этническое, стилизованное) + спортивный праздник (конные бега, стрельба из лука, национальная борьба) + праздник национальной кухни + реализация уникальной этнической продукции ДПТ + СМИ (трансляция телевизионных журналистских материалов и документальных фильмов о культуре

этносов, о межконфессиональных и межнациональных отношениях).

2. Паломнический туризм - Алханай, Чаша Чингисхана, Чикойский мужской монастырь, Донинская старообрядческая церковь и т. д.

3. Карнавал на народный календарный праздник «Масленица», так как праздник соответствует особенностям содержания данной формы мероприятия в социокультурной деятельности.

4. Экотуризм - Чарские пески, Кодар, Красночикойский, Даурский национальный парк, национальный парк «Алханай» и т. д.

5. Сельский туризм: Агротуризм (сбор урожая); туризм пребывания («житьё в деревне»); туризм практического опыта (получение жизненного опыта); гастрономические туры (традиционные блюда и напитки); спортивный туризм (пешие, конные, велосипедные прогулки); общинный экотуризм (туризм эко сообщества); этнографический туризм (знакомство с местными традициями в местах их бытования и в естественных природных условиях). Экскурсионные программы тура включают посещение этнографических музеев, концертов фольклорных коллективов, фольклорных фестивалей, массовое празднование народных праздников с сохранившимися аутентичными обрядами. К примеру, межрегиональный фестиваль «Семейская круговая», проводимый в Красночикойском районе Забайкальского края соответствует этнографическому туризму, но требует интеграции деятельности Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма и Министерства культуры Забайкальского края в разработке общей Концепции.

Кроме того, план мероприятий, утверждённый Правительством края, по поддержке соотечественников за рубежом мог бы являться механизмом позиционирования и продвижения культурных брендов Байкальского региона и России на территорию Китая, Монголии, Австралии.

Таким образом, сегодня правительству Забайкальского края и министерствам (международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма; образования, науки и молодёжной политики; культуры; спорта; территориального и экономического развития; природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края), СМИ необходима интеграция усилий по созданию, реализации и продвижению Стратегии имиджевой политики регионального развития, ко-

торая будет включать формирование «культурных индустрий, региональной культуры, культурных брендов, оптимизацию стратегий регионального развития, культурной политики, бренд-культуры, бренд-планирования, методику оценки культурных брендов, разработку проектов по продвижения культурных брендов» [2, с. 59].

И. А. Василенко считает, что «важно закрепить в общественном сознании идею о том, что территориальный брендинг - это не самоцель, он должен служить инструментом для повышения качества жизни местных жителей, способствовать росту производствен-

ных и экспортных способностей региона. Главная цель брендинга регионов - налаживание взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами, живущими в одном информационном и географическом пространстве, создание территориальной идентичности» [1]. Следовательно, Забайкальский край при использовании технологий регионального брендинга сможет выйти на качественно новый экономический и социальный уровень развития в трансграничном социокультурном пространстве, укрепив имидж Байкальского региона и России в целом.

Список литературы

1. Василенко И. А. Современный имидж российских регионов: проблемы формирования [Электронный ресурс] // Мир и политика. 2012. № 12. URL: http://www.intelros.ru /readroom /(дата обращения: 15.02.2015).

2. Василенко И. А. Имиджевая политика России в региональном измерении // Имидж России: город, регион, страна: материалы науч. конф. каф. рос. политики фак. политол. МГУ им. М. В. Ломоносова 1 ноября 2011 г / под ред. И. А. Василенко. М.: Издатель Воробьёв А. В., 2011. С. 6-11.

3. Кучинская Т. Н. Стратегии построения культурных брендов как фактор регионального развития: опыт КНР // Имиджевая политика Российской Федерации: теория и практика регионов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 02-04 июля 2012 г. / отв. редактор А. В. Кузьмин. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. С. 54-65.

4. Кудашова Ю. В. Позиционирование региона в политическом пространстве современной России [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... док. полит. наук: 23.00.02. М., 2011. URL: http://cheloveknauka.com / (дата обращения: 01.02.2015).

5. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. А. Г. Гранберга. М., 2001. 352 с.

6. Попов А. В. Роль культуры в формировании имиджа территорий: к вопросу о технологии культурного картирования и планирования // Имидж страны, региона как стратегия интеграции России и АТР в XXI веке: материалы конф. 28-30 июня 2010 г. / отв. ред. А. В. Кузьмин. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 320 с.

7. Розов Н. C. Феномен трансграничья в исторической и геополитической перспективе [Электронный ресурс] // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия: материалы междунар. науч.-практ. конф. Чита. 16-20 окт. 2006. С.109-113.

8. Гомбоева М. И., Новиков А. Н. Трансграничная ассиметрия: понятия иследования // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия, Китай, Монголия (теория трансграничья, сравнительное гражданское право, трансграничное образования, прикладные исследования) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2010. 160 с. URL http://elibrary.ru /title items.asp?id=31023.

9. Ярошенко А. В. Проблемные пути концептуализации Трансграничья [Электронный ресурс] // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2012. № 152. URL: http://cyberleninka.ru / (дата обращения: 24.02.2015).

References

1. Vasilenko I. A. Sovremennyi imidzh rossiiskikh regionov: problemy formirovaniya [Elektronnyi resurs] // Mir i politika. 2012. № 12. URL: http://www.intelros.ru /readroom /(data obrashcheniya: 15.02.2015).

2. Vasilenko I. A. Imidzhevaya politika Rossii v regional'nom izmerenii // Imidzh Rossii: gorod, region, strana: materialy nauch. konf. kaf. ros. politiki fak. politol. MGU im. M. V. Lomonosova 1 noyabrya 2011 g. / pod red. I. A. Vasilenko. M.: Izdatel' Vorob'ev A. V., 2011. S. 6-11.

3. Kuchinskaya T. N. Strategii postroeniya kul'turnykh brendov kak faktor regional'nogo razvitiya: opyt KNR // Imidzhevaya politika Rossiiskoi Federatsii: teoriya i praktika regionov: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. 02-04 iyulya 2012 g. / otv. redaktor A. V. Kuz'min. Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU, 2012. S. 54-65.

4. Kudashova Yu. V. Pozitsionirovanie regiona v politicheskom prostranstve sovremennoi Rossii [Elektronnyi resurs]: avtoref. dis. ... dok. polit. nauk: 23.00.02. M., 2011. URL: http://cheloveknauka.com / (data obrashcheniya: 01.02.2015).

5. Mezhdunarodnye i vneshneekonomicheskie svyazi sub»ektov Rossiiskoi Federatsii: ucheb. posobie / pod red. A. G. Granberga. M., 2001. 352 s.

6. Popov A. V. Rol' kul'tury v formirovanii imidzha territorii: k voprosu o tekhnologii kul'turnogo kartirovani-ya i planirovaniya // Imidzh strany, regiona kak strategiya integratsii Rossii i ATR v XXI veke: materialy konf. 28-30 iyunya 2010 g. / otv. red. A. V. Kuz'min. Ulan-Ude: Izd-vo VSGTU. 320 s.

7. Rozov N. C. Fenomen transgranich'ya v istoricheskoi i geopoliticheskoi perspektive [Elektronnyi resurs] // Transgranich'e v izmenyayushchemsya mire: Rossiya - Kitai - Mongoliya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chita. 16-20 okt. 2006. S.109-113.

8. Gomboeva M. I., Novikov A. N. Transgranichnaya assimetriya: ponyatiya isledovaniya // Transgranich'e v izmenyayushchemsya mire: Rossiya, Kitai, Mongoliya (teoriya transgranich'ya, sravnitel'noe grazhdanskoe pravo, transgranichnoe obrazovaniya, prikladnye issledovaniya) / Zabaikal. gos. gum.-ped. un-t. Chita, 2010. 160 s. URL: http://elibrary.ru /title items.asp?id=31023.

9. Yaroshenko A. V. Problemnye puti kontseptualizatsii Transgranich'ya [Elektronnyi resurs] // Izvestiya Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2012. № 152. URL: http://cyberleninka.ru / (data obrashcheniya: 24.02.2015).

Статья поступила в редакцию 27.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.