Научная статья на тему 'Влияние трансграничья на позиционирование культурной идентичности этносов Забайкалья'

Влияние трансграничья на позиционирование культурной идентичности этносов Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧЬЕ / КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / CULTURAL AND GEOGRAPHICAL POSITION / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CULTURAL IDENTITY / ЗАБАЙКАЛЬЕ / КУЛЬТУРНЫЕ БРЕНДЫ СУБЭТНОСОВ / CULTURAL BRANDS OF SUB-ETHNIC GROUPS / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ И СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ETHNOGRAPHIC AND RURAL TOURISM / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / TRANS-BOUNDARY AREA / ZABAIKALIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Намсараева Татьяна Цыден-Ешиевна

Статья посвящена исследованию влияния трансграничного положения на позиционирование культурной идентичности субэтносов Забайкалья. В работе рассмотрено понятие «позиционирование культурной идентичности», описаны бытующие практики позиционирования субэтносов приграничных регионов России (на примере потомков русских в КНР). Исследуются условия, влияющие на изменение трансграничного культурно-географического положения субэтносов, анализируется идентичность при ассимиляции и взаимовлиянии этносов в условиях трансграничья. Выдвигается предположение, что сегодня технологии адаптации и интеграции культур, а также формирование, сохранение и позиционирование культурной идентичности субэтносов Забайкалья могут основываться на культурном, природном наследии и традиционном хозяйственно-бытовом укладе жизни, адаптированном к современным условиям. Автор высказывает идею о необходимости выработки стратегии продвижения культурных брендов этносов на внутренних и внешних рынках туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Намсараева Татьяна Цыден-Ешиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of trans-boundery area on positioning of cultural identity of the ethnoses in Zabaikalia

The article is devoted to the study of the impact of trans-boundary location on positioning of cultural identity of sub-ethnic groups in Zabaikalia. The paper discusses the concept «positioning of cultural identity», describes the prevailing practice of positioning sub-ethnic groups of the border regions of Russia (on the example of the Russian descendants in China). The conditions influencing on trans-boundary cultural and geographical position of sub-ethnic groups are studied, the identity in the assimilation and interaction of ethnic groups is analyzed in the conditions of trans-boundary region. The supposition is put forward that today technologies of adaptation and integration of cultures, as well as the formation, preservation and positioning of cultural identity of sub-ethnic groups in Zabaikalia may be based on cultural, natural heritage and traditional household lifestyle, adapted to modern conditions. The author proposes the idea on the need of working out a strategy for promoting cultural brands of ethnic groups in the domestic and foreign tourism markets.

Текст научной работы на тему «Влияние трансграничья на позиционирование культурной идентичности этносов Забайкалья»

УДК 008

ВЛИЯНИЕ ТРАНСГРАНИЧЬЯ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭТНОСОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

© Намсараева Татьяна Цыден-Ешиевна, аспирант Забайкальского государственного университета. Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. E-mail: tatyana_folk@mail.ru

Статья посвящена исследованию влияния трансграничного положения на позиционирование культурной идентичности субэтносов Забайкалья. В работе рассмотрено понятие «позиционирование культурной идентичности», описаны бытующие практики позиционирования субэтносов приграничных регионов России (на примере потомков русских в КНР). Исследуются условия, влияющие на изменение трансграничного культурно-географического положения субэтносов, анализируется идентичность при ассимиляции и взаимовлиянии этносов в условиях трансграничья. Выдвигается предположение, что сегодня технологии адаптации и интеграции культур, а также формирование, сохранение и позиционирование культурной идентичности субэтносов Забайкалья могут основываться на культурном, природном наследии и традиционном хозяйственно-бытовом укладе жизни, адаптированном к современным условиям. Автор высказывает идею о необходимости выработки стратегии продвижения культурных брендов этносов на внутренних и внешних рынках туризма. Ключевые слова: трансграничье, культурно-географическое положение, культурная идентичность, Забайкалье, культурные бренды субэтносов, этнографический и сельский туризм, культурное наследие.

INFLUENCE OF TRANS-BOUNDERY AREA ON POSITIONING OF CULTURAL IDENTITY OF THE ETHNOSES IN ZABAIKALIA

Namsaraeva Tatyana Ts.-E., Research Assistant, Zabaikalsky State University. 30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita, 672039 Russia. E-mail: tatyana_folk@mail.ru

The article is devoted to the study of the impact of trans-boundary location on positioning of cultural identity of sub-ethnic groups in Zabaikalia. The paper discusses the concept «positioning of cultural identity», describes the prevailing practice of positioning sub-ethnic groups of the border regions of Russia (on the example of the Russian descendants in China). The conditions influencing on trans-boundary cultural and geographical position of sub-ethnic groups are studied, the identity in the assimilation and interaction of ethnic groups is analyzed in the conditions of trans-boundary region. The supposition is put forward that today technologies of adaptation and integration of cultures, as well as the formation, preservation and positioning of cultural identity of sub-ethnic groups in Zabaikalia may be based on cultural, natural heritage and traditional household lifestyle, adapted to modern conditions. The author proposes the idea on the need of working out a strategy for promoting cultural brands of ethnic groups in the domestic and foreign tourism markets.

Keywords: trans-boundary area, cultural and geographical position, cultural identity, Zabaikalia, cultural brands of sub-ethnic groups, ethnographic and rural tourism, cultural heritage.

Динамично происходящие процессы межэтнического и межкультурного взаимодействия в социокультурном пространстве трансграничья, а также выявленные механизмы и содержание трансграничного позиционирования субъектов Байкальского региона определили актуальность и необходимость исследования влияния трансграничного положения на формирование практик позиционирования культурной идентичности субэтносов Забайкалья.

Б. Ж. Балдандоржиев, И. А. Горлова, А. Н. Новиков, рассматривая культурно-географическое положение в контексте культурно-исторического наследия города, отмечают, что «культурно-географическое положение - это место и значение культурно-исторического наследия города в иерархических территориальных системах» [1, с. 116].

В данной работе мы понимаем трансграничное положение как не столько географическое место, сколько социокультурное значение с культурно-историческим и природным наследием, находящимся в условиях трансграничья. Трансграничное географическое положение на стыке европейской и азиатской цивилизаций, несомненно, сказывается на социокультурном взаимовлиянии и взаимодействии субэтносов трансграничья, которые в современное время должны основываться на культурном, образовательно-научном, художественно-творческом, религиозном, туристическом диалогах. Трансграничное социокультурное взаимодействие субэтносов должно происходить в трансграничной симметрии. А. Н. Новиков отмечает, что трансграничная симметрия предполагает «сбалансированность

трансграничного развития. Однако различия в темпах экономического развития соседних стран являются причиной нарушения равновесия, возникновения контрастности, структурной и функциональной трансграничной асимметрии. Асимметрия свидетельствует о наличии ведущих и ведомых субъектов в трансграничном взаимодействии, об их неравнозначности» [7, с. 172]. Данный аспект можно рассмотреть на примере забайкальского трансграничного культурно-географического положения.

Сегодня социокультурная деятельность Забайкальского края в своем развитии во многом проигрывает сопредельному северо-восточному региону Китая. В связи с быстрыми темпами экономического развития северо-восточной части Китая, территория Трехречья стала объектом и ресурсом туризма, что произошло благодаря умелой политике китайских властей, которые позиционируют данную территорию как традиционно русский район. Создавая туристическую инфраструктуру вокруг объектов русского культурного наследия, китайские власти, таким образом, привлекают туристов как России, так и южных регионов Китая. В результате подобной государственной политики потомки русских, жители Трехречья, сегодня находятся в «привилегированном статусе». Как отмечает А. П. Тарасов, «китайские власти предоставили им как национальному меньшинству численностью менее 100 тыс. человек льготы по рождению второго ребенка. Нынче в Китае выгодно быть русским - молодым людям добавляют 15 баллов при поступлении в старшие классы и 10 - при поступлении в ВУЗ. Поэтому перерегистрация в качестве русского становится весьма актуальной для местных жителей, вступающих в соответствующий возраст, но в настоящее время сопряжена с большими трудностями - китайцы приостановили перерегистрацию» [10]. Кроме того, правительство Китая поддерживает православную религию и организовывает ежегодно праздник Пасха, правда, не традиционного содержания, а обыденного праздника с угощением от властей.

Предоставляя «хорошие» условия для жителей Трехречья, органы власти на деле преследуют совершенно иные цели. Взглянув на ситуацию объективно, можно увидеть, что все усилия направлены исключительно на использование и эксплуатацию культурного наследия и человеческого ресурса потомков русских Трехречья. «Русская экзотика» рассчитана на туристов, в то время, как вопросы, касающиеся сохранения культурного наследия и культурной идентичности данной малой этнической группы, все еще остаются без должного внимания.

Следует понимать, что трансграничное культурно-географическое положение этносов приграничных территорий изменяется в зависимости от соотношения контактности и барьерности границы, наличия титульного этноса и сложившейся системы отношений с ним. Реализация трансграничного положения проявляется в культурной диффузии, разнообразии процессов идентификации и ассимиляции. В условиях трансграничья этнос стремится актуализировать идентичность, выделиться на фоне других, подчеркивая свою культурную специфику. Развивающийся в культурном смысле этнос постоянно переоценивает черты своей идентичности и свою позицию в культурно-географических отношениях с соседними этносами, формируя при этом стратегию изменения своей позиции. Поиск и изменение позиции этноса в культурном пространстве трансграничья можно определить, как трансграничное позиционирование культурной идентичности этноса [2, с. 4-5].

В настоящее время потомки русских Трехречья самоидентифицируют себя русскими, сохранили православную веру, следовательно, могут позиционироваться на основе православной культуры, возрождая и создавая церкви, воскресные школы, духовные семинарии, проводя службы и православные обряды, обучая своих священнослужителей. Православная культура была и остается механизмом дезассимиляции и этнической мобилизации потомков русских в Китае в условиях ассимиляции. Продвижение культурных брендов Забайкалья, России на территорию Китая также может способствовать стимуляции к самовозрождению и самоорганизации культурного наследия потомков русских Трехречья, но в данной ситуации важную роль будет играть позиция культурной и государственной политики Китая.

Между тем быстрые темпы социокультурного развития сопредельной приграничной территории Китая дают понять, что забайкальское трансграничное культурно-географическое положение находится в состоянии асимметрии, является ведомым субъектом в трансграничном взаимодействии, что требует принятия активных мер по решению данной проблемы. Сегодня субэтносам Байкальского региона в условиях глобализации и трансграничья, бесспорно, нужно конкурировать и развиваться, опираясь на собственное историко-культурное, природное наследия. Необходимо создавать условия и принимать соответствующие меры по поддержке, сохранению и развитию культурной идентичности данных субэтносов, находящихся в условия ассимиляции и трансграничного культурно-географического положения.

«Исследование актуального проявления культурно-географического позиционирования этнической идентичности вследствие ассимиляционных процессов может служить в качестве фундамента для прогнозирования технологий адаптации и интеграции культур в трансграничном пространстве и разработки эффективных стратегий ее элиминирования в процессах межкультурной коммуникации» [8, с. 261]. Следовательно, полагаем, что сегодня технологии адаптации и интеграции культур, а также формирование, сохранение и позиционирование культурной идентичности субэтносов Забайкалья могут основываться на культурном, природном наследии и традиционном хозяйственно-бытовом укладе жизни, адаптированном к современным условиям.

Позиционирование - это разработка самого предложения и его образа с целью завоевания особого места в умах потребителей [4]. Стратегия позиционирования содержит три необходимые фазы: определение текущей позиции; выбор желаемой позиции; разработка стратегии для достижения желаемой позиции. Позиционирование должно передаваться посредством интересной имиджевой рекламы или других средств коммуникаций» [5]. Для создания позиции требуется более длительное время. Качественно разработанные позиции являются стабильными, защищенными и адаптированными к будущему развитию. Таким образом, исходя из вышеуказанного, предлагается следующая стратегия позиционирования культурной идентичности субэтносов Байкальского региона:

1. Создание Интернет сайта о духовном и материальном культурном наследии субэтносов Забайкальского края, содержащего информационные материалы: справочные, буклеты, фильмы и т.д.;

2. Развитие этнографического и сельского туризма в районах края. На наш взгляд, это одна из качественных технологий позиционирования субэтносов, а также наиболее продуктивный, доходный вид деятельности с круглогодичным функционированием. Краевым и местным органам власти необходимо применять маркетинговые технологии при создании и продвижении на внутренние и внешние рынки туризма этнокультурных «продуктов» субэтносов. Важно отметить, что при использовании этнокультурных ресурсов субэтносов Байкальского региона необходим бережный подход, такой же, как при привлечении природных ресурсов: леса, воды, полезных ископаемых и т.д. Таким образом, допустимо создавать этнокультурные продукты и товары субэтносов Байкальского региона в следующих направлениях:

- традиционные охотничьи промыслы: охота, рыболовство;

- традиционная этническая кухня: буузы, бухлер, семейские бульбяшные блины, пирожки с морковью, пироги с рыбой, оладушки с черемухой и оладушки с ореховыми ядрами (жмыхом), различные виды дичи и т. д.;

- художественное и декоративно-прикладное творчество: пошив костюмов, изготовление ювелирных украшений, предметов домашней утвари и хозяйства, сувенирной продукции и т.д.;

- традиционные виды спорта и состязания: джигитовка, кулачные бои, бурятская борьба, стрельба из лука, конные скачки и т.д.;

- семейно-бытовые и календарно-обрядовые праздники;

- устное народное творчество (легенды, предания, поверья, сказки и загадки).

К примеру, позиционируя культурную идентичность старообрядцев-семейских возможно создать этнокультурный продукт этнографического и сельского туризма. Тур «Добро пожаловать к се-мейским»: 1. Навесной мост. Семейское село Архангельское (Кочон); 2. Посещение православной церкви; 3. Музей с. Архангельское с живым показом мастерства ткачества Н. Родионовой на ткацком станке; 4. Знакомство с носителями культуры семейских - участие в обрядах, играх, фольклорных действиях и хороводах, народная медицина; 5. Дом-музей А. Т. Титовой; 6. Обед в семейской избе -традиционная кухня; 7. Рыболовство, охота; 8. Возможно проживание гостей в семьях старообрядцев.

Традиционные виды хозяйственной деятельности - земледелие, собирательство, охота, рыболовство - составят основу этих туров. Таким образом, уникальное природное и культурное наследие Красночикойского района позволяет создавать самобытные, увлекательные туры.

Следует отметить то, что при создании культурных программ и туристических услуг необходимо очень тщательно подходить к их разработке, содержанию, трансляции и продвижению. Предоставляя услуги этнографического туризма, мы со всей ответственностью должны осознавать, что необходимо транслировать подлинные традиционные этнические культуры, во-первых, чтобы не создавать и не пропагандировать псевдо культуру, историю, идентичность; во-вторых, чтобы не культуру «подгонять» под «культурный» уровень населения и туристов, а их культурно образовывать и развивать. Далее важно отметить, что создание комплексных туров, формируемых на основе природного, историко-культурного, спортивного, этнографического и сельского видов, демонстрирующих нераз-

рывную связь «природа-этнос-культура-традиционный образ жизни» предоставит возможность организовывать полноценные, качественные, а значит, востребованные услуги туризма.

3. Создание культурных брендов субэтносов Байкальского региона.

а) этнопарк или этнодеревня семейного отдыха, деятельность которого будет направлена на сохранение и развитие этнических культур народов Байкальского региона и пропаганду здорового образа жизни. За основу можно взять инвестиционный проект «Чита-Чингисхан» [3], но с расширением и другим названием, соответствующим содержанию и деятельности этнопарка. Обязательное создание рекреационной зоны открытого и закрытого типов. Данный этнопарк будет способствовать новому этапу развития культуры и туризма Забайкалья;

б) международный фестиваль-конкурс «Наследие Евразии» [6] как технология межкультурной коммуникации с проведением настоящих шаманских обрядов;

в) этноклуб «Мир Содружества» современного формата - трансляция культуры различных этносов Забайкальского трансграничья (художественное творчество, показ этнической моды, этнические спортивные состязания, дегустация этнической кухни, просмотр этнических фильмов, проведение тематических вечеров и т.д.);

г) этнорестораны семейской, казачьей, эвенкийской кухни. Главная особенность этнорестора-нов - деревенские экологически чистые продукты, блюда, приготовленные традиционным способом по старинным рецептам. К примеру, в г. Улан-Удэ существует ресторан семейской кухни «Семейская горница»;

д) этномастерская (пошив традиционных и стилизованных этнических костюмов, прокат этнических костюмов различным организациям и фото туристов в этнических костюмах);

е) центр восточной медицины, предоставляющий услуги массажистов, костоправов, лекарей тибетской и китайской медицины;

ж) детский этнический познавательно-развлекательный центр «Солнышко». Работа центра будет направлена на изучение и освоение детьми в игровой и развлекательной форме этнических культур народов Байкальского региона. Культурные программы можно создавать на основе сказок, легенд народов. Персонажами могут являться животные и птицы Байкальского региона: кот манул, даурский еж, амурский тигр, монгольский сурок, нерпа, а также герои этнических легенд, эпосов и сами представители субэтносов. Один из вариантов - снятие мультфильма с вышеуказанными персонажами и героями;

з) торговый центр этнических товаров. Продажа календарей, буклетов, фильмов, этнической одежды и аксессуаров, сувенирной продукции, хозяйственных и бытовых изделий. Проведение акций, выставок, презентаций. Сегодня культура должна конкурировать на рынке свободного времени, поэтому в данном центре возможно открытие кафе этнической кухни, кинотеатра, салона красоты, интерактивной зоны для всей семьи, книжного магазина и т.д.

Таким образом, в настоящее время требуется объединение усилий органов власти Забайкальского края, предпринимателей, средств массовой информации, которые были бы направлены на создание и продвижение культурных брендов субэтносов Байкальского региона. Внедрение стратегии позиционирования культурной идентичности, безусловно, окажет благотворное влияние на социально-экономическое положение региона в целом.

Литература

1. Балдандоржиев Ж. Б., Горлова И. А., Новиков А. Н. Культурно-географические особенности трансграничного позиционирования города (на примере г. Нерчинска Забайкальского края) // Гуманитарный вектор. - 2013. - №2(34). - С.113-119.

2. Гомбоева М. И., Сундуева Д. Б., Новиков А. Н. Культурная идентичность субэтнических групп Байкальского региона в условиях трансграничья // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.culturalnet.ru/cong_ files/ (дата обращения 26.08.2015).

3. Инвестиционный проект туристический историко-этнографический комплекс «Чингисхан-Чита» // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/ (дата обращения 10.07.2015).

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. -С.271-276.

5. Механизмы продвижения социокультурного продукта в современных условиях // [Электронный ресурс]. - URL: http://otherreferats.allbest.ru/marketing/ (дата обращения 24.08.2015).

6. Намсараева Т. Ц.-Е. Трансграничное социокультурное пространство: содержание и механизмы трансграничного позиционирования Байкальского региона // Гуманитарный вектор. - 2015. - №2(42). - С.75-80.

7. Новиков А. Н. Триединые трансграничные регионы: симметрия территориальной организации населения и хозяйства // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. - 2013. - №1(48). - С.171-178 // [Электронный ресурс]. - URL: http://cyber leninka.ru/article/n/triedinye-transgranichnye-regiony-simmetriya-territorialnoy-organizatsii-naseleniya-i-hozyaystva (дата обращения 20.09.2015).

8. Новиков А. Н., Сундуева Д. Б., Бернюкевич Т. В., Гомбоева М. И. Ассимиляционные процессы и стратегии позиционирования культурной идентичности субэтнических групп Байкальского региона в условиях трансграничья // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2013. - №4(51). - С.259-271 // [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/assimilyatsionnye (дата обращения 10.03.2015).

9. Стратегии позиционирования товара на рынке // [Электронный ресурс]. - URL: http://otherreferats.all best.ru/marketing/ (дата обращения 25.09.2015).

10. Тарасов А. П. Русская национальная волость Эньхэ в Барге // [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ynologia.ru/ (дата обращения 20.09.2015).

References

1. Baldandorzhiev Zh. B., Gorlova I. A., Novikov A. N. Kul'turno-geograficheskie osobennosti trans-granichnogo pozitsionirovaniya goroda (na primere g. Nerchinska Zabaikal'skogo kraya) [Cultural and Geographical Features of City Trans-boundary Positioning (on the example of Nerchinsk in Zabaikalsky Krai)]. Gumanitarnyi vektor - Humanitarian Vector. 2013. No. 2(34). Pp. 113-119.

2. Gomboeva M. I., Sundueva D. B., Novikov A. N. Kul'turnaya identichnost' subetnicheskikh grupp Bai-kal'skogo regiona v usloviyakh transgranich'ya [Cultural Identity of Baikal Region Sub-ethnic Groups in the Conditions of Transboundary]. Available at: http://www.culturalnet.ru/cong_files/ (accessed August 26, 2015).

3. Investitsionnyi proekt turisticheskii istoriko-etnograficheskii kompleks «Chingiskhan-Chita» [Investment Project Tourist Historical and Ethnographic Complex "GenghisKhan-Chita"]. Available at: http://www.zabaikal' skiikrai.rf/ (accessed July 10, 2015).

4. Kotler P. Marketing Management. 12th ed. Prentice Hall, 2006.

5. Mekhanizmy prodvizheniya sotsiokul'turnogo produkta v sovremennykh usloviyakh [Mechanisms for Promotion of Socio-cultural Product in the Modern Conditions]. Available at: http://otherreferats.allbest.ru/marketing/ (accessed August 24, 2015).

6. Namsaraeva T. Ts.-E. Transgranichnoe sotsiokul'turnoe prostranstvo: soderzhanie i mekhanizmy trans-granichnogo pozitsionirovaniya Baikal'skogo regiona [Cross-border Socio-cultural Space: the Content and Mechanisms of Baikal Region Transboundary Positioning]. Gumanitarnyi vektor - Humanitarian Vector. 2015. No. 2(42). - Pp. 7580.

7. Novikov A. N. Triedinye transgranichnye regiony: simmetriya territorial'noi organizatsii naseleniya i khozyaistva [Triune Cross-border Regions: the Symmetry of Population and Economy Territorial Organization]. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific Notes of Transbaikal State University. 2013. No. 1(48). Pp. 171-178. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7triedinye-transgranichnye-regiony-simmetriya-territorialnoy-organizatsii-naseleniya-i-hozyaystva (accessed September 20, 2015).

8. Novikov A. N., Sundueva D. B., Bernyukevich T. V., Gomboeva M. I. Assimilyatsionnye protsessy i strate-gii pozitsionirovaniya kul'turnoi identichnosti subetnicheskikh grupp Baikal'skogo regiona v usloviyakh transgranich'ya [The Assimilation Processes and Strategies of Cultural Identity Positioning of Baikal Region Sub-ethnic Groups in the Conditions of Transboundary]. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific Notes of Transbaikal State University. 2013. No. 4(51). Pp. 259-271. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ assimilyatsionnye (accessed March 10, 2015).

9. Strategii pozitsionirovaniya tovara na rynke [Strategy of Positioning Products in the Market]. Available at: http://otherreferats.allbest.ru/marketing/ (accessed September 25, 2015).

10. Tarasov A. P. Russkaya natsional'naya volost' En'khe v Barge [Russian National Parish Enhe in Barga]. Available at: http://www.synologia.ru/ (accessed September 20, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.