Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / ценностные ориентации / традиционный народный праздник / социокультурное пространство / культурно-досуговые учреждения / teenagers / value orientations / traditional folk holiday / socio-cultural space / cultural and leisure institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Мирошниченко, О.Н. Гененко, С.А. Ряднова

В статье раскрывается потенциал социокультурного пространства традиционного народного праздника в аспекте формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения. Актуальность проблемы обусловлена активизацией внимания к поиску эффективных способов формирования ценностных ориентаций подростков в условиях современного общества, в системе которых особое место занимает традиционная народная праздничная культура. Авторами исследованы теоретические аспекты проблемы, проанализировано состояние практической деятельности культурно-досуговых учреждений с подростками, отмечено, что исследование традиционного народного праздника как социокультурного пространства для формирования личности подростков позволяет обосновать его большой воспитательный потенциал в ценностно-формирующем процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL SPACE OF A TRADITIONAL FOLK HOLIDAY AS A SPHERE OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS

The article reveals the potential of the socio-cultural space of a traditional folk holiday in the aspect of the formation of value orientations of the younger generation. The urgency of the problem is due to the increased attention to the search for effective ways to form the value orientations of adolescents in modern society, in the system of which the traditional folk holiday culture occupies a special place. The authors investigate theoretical aspects of the problem, analyze the state of practical activities of cultural and leisure institutions with adolescents, note that the study of the traditional folk holiday as a socio-cultural space for the formation of the personality of adolescents allows to substantiate its great educational potential in the value-forming process.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ»

УДК 379.831

Miroshnichenko E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: mev-el@ya.ru Genenko O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: oks_genenko@mail.ru Ryadnova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: svetlana-ryadnova@yandex.ru

SOCIO-CULTURAL SPACE OF A TRADITIONAL FOLK HOLIDAY AS A SPHERE OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS. The

article reveals the potential of the socio-cultural space of a traditional folk holiday in the aspect of the formation of value orientations of the younger generation. The urgency of the problem is due to the increased attention to the search for effective ways to form the value orientations of adolescents in modern society, in the system of which the traditional folk holiday culture occupies a special place. The authors investigate theoretical aspects of the problem, analyze the state of practical activities of cultural and leisure institutions with adolescents, note that the study of the traditional folk holiday as a socio-cultural space for the formation of the personality of adolescents allows to substantiate its great educational potential in the value-forming process.

Key words: teenagers, value orientations, traditional folk holiday, socio-cultural space, cultural and leisure institutions.

Е.В. Мирошниченко, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: mev-el@ya.ru О.Н. Гененко, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: oks_genenko@mail.ru С.А. Ряднова, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: svetlana-ryadnova@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

В статье раскрывается потенциал социокультурного пространства традиционного народного праздника в аспекте формирования ценностных ориента-ций подрастающего поколения. Актуальность проблемы обусловлена активизацией внимания к поиску эффективных способов формирования ценностных ориентаций подростков в условиях современного общества, в системе которых особое место занимает традиционная народная праздничная культура. Авторами исследованы теоретические аспекты проблемы, проанализировано состояние практической деятельности культурно-досуговых учреждений с подростками, отмечено, что исследование традиционного народного праздника как социокультурного пространства для формирования личности подростков позволяет обосновать его большой воспитательный потенциал в ценностно-формирующем процессе.

Ключевые слова: подростки, ценностные ориентации, традиционный народный праздник, социокультурное пространство, культурно-досуго-вые учреждения.

В современной социокультурной ситуации актуальной остаётся проблема духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения. Обусловлено это тем, что ценностный потенциал личности относится к целеопре-деляющим факторам, на основании которых формируются идеалы, убеждения, мировоззрение человека. Процесс формирования ценностного багажа сложный и многоэтапный, на каждом из этапов происходит изменение и корректировка ценностей личности под воздействием различных объективных и субъективных факторов.

Особое внимание со стороны ученых и практиков в области воспитания и формирования личности уделяется подростковому возрасту, когда процесс социализации обусловливается возрастной спецификой. Именно на этом жизненном отрезке должен быть правильно подобран комплекс воспитательных и развивающих технологий, которые станут наиболее полезными и эффективными в ценностно формирующемся процессе.

Значительный потенциал в системе формирования ценностных ориента-ций подростков содержит традиционная народная культура, воплощающая в себе духовно-нравственные основы, наиболее актуальными среди которых являются ценностное отношение к Родине, природе, институту семьи, учению, трудолюбие, уважение к старшему поколению, милосердие. Своеобразное проявление ценностей традиционной народной культуры наблюдается в традиционных народных праздниках, которые являются не только уникальным неформализованным социально-культурным институтом, но и воспитательным пространством для подрастающего поколения.

Традиционный народный праздник можно рассматривать как одну из наилучших форм передачи накопленного опыта русского народа в вопросах воспитания и формирования личности подрастающего поколения. В пространстве традиционного народного праздника осуществляются все направления ценностно ориентационного процесса для подростка: познание, самоидентификация, деятельно-практическое отношение к миру и окружающим людям. В социально-культурном пространстве традиционного народного праздника проявляются важные функции воспитания и формирования личности подростков.

Актуальность темы исследования позволила выявить ряд противоречий: между теоретическим осмыслением воспитательного потенциала традиционной народной праздничной культуры и его реализацией в социально-культурной практике; между необходимостью формирования ценностных ориентаций подростков и недостаточным осмыслением роли традиционного народного праздника как социокультурного пространства в этом процессе; между накопленным опытом учреждений культуры по формированию ценностных ориентаций и недостаточной реализацией в практической деятельности потенциала традиционного народного праздника.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости теоретического осмысления

традиционного народного праздника как социокультурного пространства для формирования ценностных ориентаций подростков и реализации его воспитательного потенциала в практической деятельности культурно-досуговых учреждений.

Проблема исследования имеет широкий спектр научных работ отечественный ученых в области педагогики, социологии, истории, культурологии, социально-культурной деятельности.

Процесс формирования ценностных ориентаций подростков как актуальную проблему современности освещали в своих трудах такие авторы, как А.В. Бог-дашин, Е.А. Васина, С.Я. Ермолич, А.Д. Жарков, Э.В. Зауторова, Т.П Киселёва, ГУ. Олпорт, В.Д. Патрушев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Федоришкин, Ф.Х. Хубиева и другие.

Характеристика ценностно-формирующего потенциала социокультурного пространства традиционного народного праздника дана в трудах В.П. Асимова, А.Ф. Некрыловой, Т.А. Кудриной, Т.К. Солодухиной Ю.А. Стрельцова и других.

Специфика формирования ценностных ориентаций подростков в социокультурном пространстве традиционного народного праздника отражена в исследованиях А.П. Андреева, Е.Л. Антоновой, С.Л. Афанасьева, М.Ю. Поробцовой, А. А. Кузнецовой, С.П. Муравьёвой, И.Л. Набок, И.М. Снегирева, О.П. Тереховой, Е.А. Толстовой и других авторов.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала социокультурного пространства традиционного народного праздника в процессе формирования ценностных ориентаций подростков и разработке программы по его реализации на практике.

Задачи исследования: изучить проблему формирования ценностных ори-ентаций подростков в современной социокультурной ситуации; охарактеризовать ценностно формирующий потенциал социокультурного пространства традиционного народного праздника; выявить специфику формирования ценностных ори-ентаций подростков в социокультурном пространстве традиционного народного праздника; исследовать практику деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию ценностных ориентаций подростков в пространстве традиционного народного праздника.

Научная новизна заключается в том, что обоснован потенциал традиционных народных праздников в пространственном измерении как условие интеграции исторического опыта в систему социокультурного формирования личности подростков; раскрыты возможности формирования ценностных ориентаций подростков в пространстве традиционного народного праздника на региональном уровне; обоснована эффективность проектной деятельности как организационно-управленческой технологии активизации традиционной праздничной культуры в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

Обращение к ценностям традиционной народной культуры в современном процессе воспитания и развития личности во много обусловлено богатым опы-

ПРИРОДА

пособствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения (кто по-настоящему любит природу как правило, добр в отношении с людьми)

V =

_Л [У ЗЫКА_

искусство,обращенное к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека (вдохновенный музыкой, человек преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами открытым сердцем, не способным сотворить зло)

ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ

входили в жизнь человека с момента его рождения и сопровождали до конца жизни, способствую формированию устойчивого социального и личностного поведения

Рис. 1. Воспитательные компоненты традиционного народного праздника

том, накопленным русским народом за все периоды истории. Глубокая связь жизни человека с природой, культурными традициями, верой, сформировали пласты материальной и духовной культуры с высокими воспитательными и культурами образцами и национальными смыслами. В системе ценностей традиционной народной культуры одним из важных компонентов является такой неформализованный социально-культурный институт, как традиционный народный праздник. В аспекте формирования ценностных ориентаций подростков потенциал традиционных народных праздников трудно переоценить.

Для всех народов характерно противопоставление праздников будням. В этой связи еще в 1937 г И.М. Снегирев писал о том, что «само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд же представляет собой знаменательное действие, принятый способ совершения определенных торжественных действий. Последний содержится в первом... Праздник - это всегда катаклизм, момент временной смерти и одновременно новое рождение мира» [1, с. 21]. Традиционный праздник как социокультурное пространство характеризует наличие традиционных ценностей культуры, которые имеют большую социальную значимость, что подтверждает нижеследующий анализ. Праздник как социокультурное пространство включает в себя не только действия, но и его историю, память, художественные и ценностно-ориентационные смыслы, которые транслируются в данном культурном пространстве [2]. Это масштабная по своему содержанию и культурной ценности категория, осмысление важности которой необходимо в процессе формирования личности подростка, в том числе его ценностных ориентаций.

Анализ сущности и специфики традиционного народного праздника как социокультурного пространства, а также собственный опыт работы в социально-культурной сфере позволяют говорить о том, что этот неформализованный социально-культурный институт праздника имеет большой потенциал в процессе воспитания подростков и формирования их духовно-нравственных качеств. Проблема формирования ценностных ориентаций подростков тесно связана с германизацией культуроформирующего и воспитательного процесса, которые требуют внимания к личности во всем его многообразии. Формирование ценностно-ори-ентационного багажа подростков, как было нами отмечено выше представляет собой сложный и длительный процесс, который осуществляется системно и поэтапно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса, вариативности условий воспитания и формирования личности, в том числе в сфере его свободного времени.

Как отмечают авторы Е.А. Толстова, С.П. Муравьёва, Н.П. Смалькова в традиционном народном празднике, имеются важные продуктивные средства воспитания: природа, музыка, обычаи и обряды [3]. Связь традиционных народных праздников с природой показывает не только уважительное к ней отношение, но и страх перед ее стихией. Поэтому в праздничных ритуалах прослеживаются различные способы задабривания природных явлений, обращение к природе с просьбами и благодарностью. Связь с природой учит подрастающее поколение бережному отношению, культивированию ее ресурсов, стремлению приумножить ее богатства. Связь с природой укрепляет силы, здоровье, способствует развитию физической активности подрастающего поколения. На рис. отображены сущностные характеристики этих компонентов (рис. 1).

Традиционные народные праздники играют значительную роль в процессе профилактики негативных проявлений в поведении подростков. Само пространство праздника заряжено положительными эмоциями и образами, которые переориентируют подростков от негативных поступков и действий к положительной полезной деятельности. Праздник берет на себя важные функции и выступает как способ духовного единения, коллективного самовыражения, раскрепощения, снятия напряжения. На празднике можно удовлетворить потребности в свободе, релаксации, в полезной и интересной деятельности.

В процессе организации и проведения традиционных народных праздников, в которых принимают участие подростки, успешно реализуются воспитательные задачи эстетической и нравственной направленности, где основным принципом является гуманизация целей воспитательной и ценностно формирующей работы с подростками в сфере досуга. В праздничном пространстве подростки приобщаются к народному искусству и традиционному народному творчеству. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают представителей подрастающего поколения, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре [4, с. 122].

Социально-культурное пространство традиционных народных праздников представляет собой специфическую ценностно-ориентационную среду, выстроенную по определённым принципам (рис. 2).

В социально-культурном пространстве традиционного народного праздника проявляется целостная система художественных образов, обрядов, ритуалов, традиций, где происходит разностороннее творческое сотрудничество между людьми разных возрастов и социальных статусов. Это обусловливает успешную коммуникацию, преемственность, сотрудничество меду представителями различных поколений.

Особая роль в систематизации и совершенствовании процесса формирования ценностных ориентаций подростков принадлежит культурно-досуговым учреждениям, остающимся главными субъектами формирования и развития личности в сфере досуга.

На территории Белгородской области функционирует разветвленная сеть государственных культурно-досуговых учреждений, в художественной среде которых активно осуществляются воспитательные и культуроформирующие функции. Одним из важных разделов планирования культурно-досуговой деятельности с подростками является работа по воспитанию духовно-нравственных качеств личности, формированию их ценностно-ориентационного багажа [5]. Проведено исследование на базе Вознесеновского Центра культурного развития Муниципального казённого учреждения культуры структурного подразделения «ЦНТ Ивнянского района» (далее - ЦКР).

В рамках работы по данному направлению популярными являются такие культурно-досуговые программы, как «Секрет молодости» - час полезных советов; «Староновогодний разгуляй» - традиционное народное гуляние; «Крещение» - традиционные святочные гадания; «Как бывало в старину» - посиделки по обычаям и традициям русского народа; «Мы за чаем не скучаем» - посиделки; «Мастерство, творчество, успех» - конкурс девичьего рукоделия и другие.

«Мастерство, творчество, успех» - под таким названием проходит конкурс рукоделия. Участницы конкурса демонстрируют свое мастерство в различных

Принцип всеобщности и доступности (возможность приобщения, вовлеченности подростков в сферу досуга для удовлетворения творческих и спортивных интересов)

Принцип сам од деятельности (осп ован на творч есно й акт йен ости, увлечен ноет и и ин ициат иве участн иков)

Прицип дифференцирорванного подхода (учет индивидуальных запросов, интересов, скчонностей, способностей, возможностей при обеспечении их досуга)

Принцип преемственности (культурное взаимодействие и передача детям социального знания и опыта, мировоззрения, поддержание норм и традиций)

Принцип занимательности (создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего праздника на основе игры и театрализации)

Рис. 2. Принципы организации социокультурного пространства традиционных народных праздников

конкурсах: «Лоскутная миниатюра», «Званый ужин», «Таланты мастерства» и другие. В Вознесеновском сельском поселении живут и работают мастера декоративно-прикладного творчества, которые принимают участие в возрождении и развитии народной культуры населения и передают свой опыт молодому поколению на мастер-классах, таких как «Мастер золотые руки» - мастер класс по тестопластике; «Рукотворное очарование» - мастер класс по изготовлению украшений из атласных лент; «Творчество для всех» - мастер класс по декоративно-прикладному творчеству с участием мастериц села и проч.

В аспекте исследования нами проанализировано планирование учреждения культуры на наличие в планах работы традиционных народных праздников. Процесс формирования ценностных ориентацийподростковвдеятельности Вознесеновского центра культурного развития занимает особое место. Сотруд-никими проворнтся бонде рвботавэномнеправлении, одиако, на нашвзглтд, недостаточно используется потенциал традиционных народных праздников для цештниввтий важнойоааачи.НГы выиснили,чтоквбщемучислввультунн°-донне говых программ для подростков традиционные народные праздники составляют лишь П%,чтипчетаем нвдоииапоиным.

В ходе исследования проведено анкетирование среди подростков, в кото-итм счивтионоло1М0 чепопек, чжи совтвиилв 94% о% предста-

вителей этой возрастной группы. Состав респондентов по гендерному признаку соотавилМНоевочек (и7%) и%0 мальоиеа(33 % ) . Мы сиарпли цемь ввмвить отношение и интерес подростков к традиционным народным праздникам, а также их влияние н а п роцесс фор ми ро вания ценност ныхориентаций п редставителей этой возрастной группы. Можно сказать, что количество респондентов, принявших ннаетисв анкотороваиии, обусловило получение объективной картинысостоя-ния процесса формирования ценностных ориентаций этой возрастной группы с использованием потенциала традиционных народных п раздникоо.

В целях выявления удовлетворённости подростками досугом, организованном в Вознесеновском сельском поселении, нами был задар виг^ос: «Нрсколрко Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности?». Ответы респондентов показали следующее (рис. 3):

2

реждения культурно-досугового типа остаются самыми посещаемыми и востребованными у населения в аспекте организованного досуга.

На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые способствовали бы реализации способностей, увлечений и интересов подростков.

На вопрос: «Как часто Вы посещаете Вознесеновский Центр культурного развития?», мы получили следующие ответы (рис. 4):

■ вообще но посещаю I один раз ы месяц

■ но менее одного раза ы неделю

■ более двух раз ы неделю

каждый день

Рис. 4. Частота посещаемости подростками культурно-досугового учреждения

Каж иидно из докиыхоиаграсмы.боиьшзнстко прндcтовиoзлeоподpocзвo-вой аудитории составляют стабильную аудиторию Вознесеновского ЦКР, однако зноритнльнaя дась род|иоитков наоодот д|иуние места и фо^ып^ведееия дхс°-га. ByстнoMPeиeстнчacтникизрокоммгитировали приеоны оедсого еосещенкя учрещенсы^льс^н. Среди инд^кл-ша. загр^оеннесое домашниео задани-хми.гоформодьннеобщеике в-еетое бKP,ыPLiИниeопиoкмхтрcдоиaонныч сетей и другое.

Дольнитсиво хреотиоелий Нозиесоповсиого ЦPЫвкннмaютряоклyбных формированиях и творческих коллективах, что обусловливает более частные гкceщeнрооииe>ниоия ааосттты.Из общеерзоличнетоампродоннат бНииани-маются полезными видами досуга в организованных клубных формах. Клубные (^Н^^^^^неб по иенереекм имоют деннию исторхю,н^с^ /^о^^^^о^е^н^р^о^н^^^ мени являются популярной формой досуговой деятельности различных групп населения, в том числе подростков. В учреждениях культуры создаются клубы различной направленности в целях удовлетворения интересов и досуговых по-тре^осее^! аодитори и.

о^^лестиоо в бтассияв ткирдроких волоекб б вохи юсонысиорекроаонсе ях кп1ли нaовaтиlолeлшoщис(тиC| д).

Рис. 3. Удовлетворённость подростками собственным досугом (в % соотношении)

Подростки ис пыт ы^к^очов^^онре^ь^опии^твенным досугом частично. Одной из причин, по нашему мнению, является недпстаточнсч хаовизосаь социально-культурной инфраструктуры сельских территорий. Также засилье электронной культуры оставляет мало времени для акткоиого, дессееднд га од-сугипод%стсовормндодИжи,дпснрвном з ребнтомн.а.опаптошко Врзнссср новский ЦКР и школа. Стоит заметить, что социально-кунь^р^р^р^5)сс^е^^ оескрких тьреитосиоптдичиевся п оивнейинфтаспревтррной оaрфlщe%тocти,Ыцeноoyч-

I заполнить с]воё свободное время

расширить круг общения

I получить новую информацию, знания, умения, навыки I по возможности саморе ализоваться

Рис.5.Мо тивация участия подростков в клубных формированиях

Анкетирование показало, что у подростков есть большая потребность в реализации и самореализации, что обусловливает необходимость активизации работы Вознесеновского ЦКР с этой возрастной группой.

Отвечая на вопрос анкеты: «Какие праздники относятся к традиционным народным?», респонденты дали верные ответы. Однако можно заметить, что к традиционным народным праздникам были отнесены и православные. В комментариях респондентами замечено, что именно такие праздники, как Пасха, Крещение и другие любимы и почитаемы народом, что дает право называть их народными. С этим нельзя не согласиться, так как в традиции русского народа наблюдается две праздничных ветви - православных и традиционных языческих праздников, которые остаются востребованными и популярными в современных социокультурных условиях.

Среди традиционных праздников, проводимых на терр ито рии Ивнянского района, большинство подростков назвали Осенины, Зимние Святки, Масленицу и другие. Стоит заметить, что 5% опрашиваемых не смогли ответить на этот вопрос, что можно рассматривать как пробел в процессе воспитаниям форьирова-ния личности подростков.

Праздник как форма досуга пользуется популярностьюупредстлвлтел ер подростковой аудитории, что подтвердили ответы на вопрос: «Прини аете ли Вы участие в традиционных народных праздниках?» (рис. б).

I позкаклк в иблавул традиционной народной культуры

I приобретение знаний о культуре л лсторплл родного края

I прлобркткнлк навыпсов традлцилккош тройного творчества

I праздничное общенле

I восплтаклк качеств характера

Рис. 8. Ответы на вопрос: «Какие ваши интересы могли бы быть удовлетворены при участии в традиционных праздниках?»

Ответы уа допфол: «Хртдли лы кы, чынЛы1 в Иoзнeceыoyыыoд ЦКР проЕЮдм-лтст тялелы увлдт1фюниыр нлокдокк приздникока», пходемонстрировали, что подростки испытывают потребность в активизации деятельности Вознесеновско-го ЦКР по проведению традиционных народных праздников (рис. 9).

Рис. 6. Участие подростков в традиционных народных праздниках

Ответы.данныена воприс:«Какее качества.ниТаш взглид, воспитывает традииионный пектреый прозд нин?», пвказкли к«ниаавве цектеытнвоо птовна1«в аккэыкгк нлкс^гт т^»исыт«икк«зЗ н»еоььоЗ енльк-етьэыеКеин^^^текцкв^ оне-истсео «отолью cюжe»хpдздызкк,е«о?ceегеcoдеaлcмo-l<yльмyнвoeекocтре^(^т^ов нео^стевкшнш атмoафхpoЗ,рпЛoеи«к?oжecт»квьaзймичнь^^пловд^(£кот, мн»-нотшнм хноактадзон о заиим^телиОыь31ми кыдами праздничнойде^^ель^нсэс^!^. Боль-раисмдт^даюлпрдздоилтак фидму в^сспртания патриольар ма.имелоски,тррдтлюиля,укпваияэ0ткpшeд«00к0л«0им и др««ов ыыэи«^

I пытриoтийм I ымндоыгге I дoшшoдтд I дюбозд ты ызмзмккм I трудодюТим удыжмнкэм ш ытарццим I шoддмшюишийм

Рист 9. Освеыы на в^г^СРСлТот^Фи^^! Вы^чтябо! вУК иуо^од^]^с^ссН^льс^е фЮ^тцусь^нтФюроырыдт^^^оикс^в ?»

Нельзя не отметить, что 10% респондентов проявили безразличие по от-ноыекыюытрадивыонны мнapoдусlыпыыздетрaм, что пндр^^ц^с^аетс^лу^т^с^т^ьи противоречивость воспитания современных подростков, которые часто находят занялся, ни оттрчающиеся иузртдтнод напрввле

росткит, по нашеыыоыесию,ыялжнасахуснтьдсо зоне г^сзысУ5янсогорн1ыл^антяе контроля со стороны всех воспитательных и культуроформирующих институтов.

ДнятeаыттcртоlTкoмпырану вcеытeын орспитани я рысес важноимессн. Только в деятельности подростки могут проявить свои лучшие качества, способ-нзсдсе п^1^орир^-^^дт^р^онямо в сpoсeиыeрыcятыoвaсионамиытlл зададстпрос, трправыотные иянчасрвовсоп в традиционных

народных праздниках, но и видения своего места и роли в социокультурном про-ятоадстсесраздника.

Было выяснено, что большая часть респондентов желает не только быть ысвЕДдатенсмв, но иыстиотыми участник^в^в^р^а^ицдрвныxвцpoднnыгlыттысн-ксв. Это ор т^г^рот: «В к ан^^гы кaрдствeЫиlУЫтeлтри пронс

мать участие в традиционных праздниках?» (рис. 10).

Рис. 7. Ответы подростков на вопрос о воспитательнтй цоянооыи народного традиционного праздника

ьPвнызтозт«ть, зот Лзаыuи«втвв опеитнвкeнвт счинеют п,нalЗфню,c мвоя«-бом воспитае»яьaтзиреизна иве,о»aивтпииcе «с^к^л^^ния (34%М Тдодег Есгсчыя^^т, как коллективизм, отмечено всего лишь у 6% респондентов, тым можен быть пст-М1^кткв^к^о сэ^щеб вoндeнц«ре звдиворуa^l^здыни и oаoдoЛкьеня дадддрьaющeаы пккс^^нио. У цокреыезвых подоостоов отмтчветыя КE^ееньpaзlнtэ,эi табор птетмды смиок кймвьc»ей, орд», мoезpoзo шакво као?^н«т, ?aктаyдoллбиe, авaжныел о старшему поколению и другое, нахадятся не в разряде главнырхьодлoеи ори-енвмци к Jыиаи ветз,

нтрьмеьныeоoдтocтвикacотхиoвoйызккcугoвдеои-мя н нкдиаовни и севpеьннныкгаджо«aтlо, оaьхлнoкcезoКкдные в^(^t^,веL^^н«0^J0 авlкир,еымыx сетях и не испытывают потребности в личном общении. Это аoвжнанкдкopaжи-вать всех, кто задействован в процессе воспитания и формирования личности подрастающего поколения, в том числе в сфере свободного времени. Досуговая aкптвнзoьрoдыеаoзв «еазывое» вдивнзвиeтoпекенaфoвlтиpoмaнвe ценностных oзoьнрвцин, нс^ и нэошеоие к ыешзниы жизнeнпвlквpoTлeыпп«нcыднeввы» но^^с^отг^в^-^оп» эьоиззг^oп» oиcoeмaoиcьо«з тcндкcтoлятьпoи«к нозых ин» тересных формревлочeоия социально-кульеунную две-

тельность.

учаотв^^е oонкэтиpозaнпмoтаeтило, что проведенн« ора-дoкйMнэые ooзвцноlе иризднионв 0lе>зíЭ0 зоосм«тово вакь реклиздциэ шв нaгаэп-ныхдоеуговыоо ьртедпекзyoлнныx потвтвнoстe0.0твтаы кpe,тстaритды в шрю-цксгвом хи oзиoш»эии (рте. 8).

I артист I вопыуддий

I помощник в дрганизуции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ юыддивный участник

I вддбщо но хдтол бы принимать участие

Рис. 10. Ответы на вопрос: «В каком качестве Вы хотели бы принимать участие в традиционных народных праздниках?»

так^емс^Л^^зоцп^вееедн^пеиссл^,^с^езп^«г нреди подростков позволило выявоитьследцющее. Вюзнеенноускж Центркульту^ого^звиьипе^видие широкий пеpeпннлмдьoпьистийдедпьдьocткoеoе пудитнрш в аспекте форми-уовцнидиецоннoдоныестепндвдий.Цaерцyu аютипеым тн^с^вицдпв^дтос^дов ь деятельности учреждения культуры значительная их часть не в полной мере до-здлдзнв грдввцпенем днеругевтго модмдне.

Cтеындвтyвoвыр одлост-

атовно иопoлезyeрcяпотeндтaл тра^нотных юерддоых ппaздникрв, пoтцePмнсть т ньтррьзу идсыгыlпaюр пнердтеентови оод рпотитмоое гp»депгэl нагеле-

ния. Подростки рассматривают традиционный народный праздник не только как интересную форму проведения досуга, но и высоко оценивают его воспитательный потенциал, что важно в процессе формирования ценностных ориентаций.

В этой связи считаем целесообразным разработку комплексной программы по активизации традиционной праздничной культуры в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

Библиографический список

Возрождение забытых народных традиций, как показало проведенное исследование, является важным компонентом ценностно-ориентационной работы культурно-досуговых учреждений с подрастающим поколением. Опыт, накопленный русским народом, воплощенный в традиционных народных праздниках и переданный молодому поколению, может стать прочной ценностно-ориентацион-ной базой для формирования и воспитания будущего поколения.

1. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Москва: Советская Россия, 1990.

2. Кузнецова А.А. «Праздничное пространство» и «пространство праздника»: характеристики и особенности взаимодействия. Молодой ученый. 2017; № 19 (153): 364 - 369.

3. Толстова Е.А., Муравьёва С.П., Смалькова Н.П. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения. Молодой ученый. 2016; № 7 (111): 710 - 712. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27643/

4. Мирошниченко Е.В., Миронова М.В., Штанько Е.С. Способы актуализации ценностей традиционной народной культуры среди молодёжи в учреждениях культурно-досу-гового типа. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. 2019: 122 - 126.

5. Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы. Государственная программа Белгородской области (в редакции постановления Правительства Белгородской области от 21.07.2014 N 273-пп). Available at: http://oskol-kultura.ru/docs/law/526pp.pdf

References

1. Snegirev I.M. Russkieprostonarodnyeprazdnikiisuevernye obryady. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1990.

2. Kuznecova A.A. «Prazdnichnoe prostranstvo» i «prostranstvo prazdnika»: harakteristiki i osobennosti vzaimodejstviya. Molodoj uchenyj. 2017; № 19 (153): 364 - 369.

3. Tolstova E.A., Murav'eva S.P., Smal'kova N.P. Tradicionnye narodnye prazdniki i ih rol' v vospitanii podrastayuschego pokoleniya. Molodoj uchenyj. 2016; № 7 (111): 710 - 712. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27643/

4. Miroshnichenko E.V., Mironova M.V., Shtan'ko E.S. Sposoby aktualizacii cennostej tradicionnoj narodnoj kul'tury sredi molodezhi v uchrezhdeniyah kul'turno-dosugovogo tipa. Nauka. Kul'tura. Iskusstvo: aktual'nye problemy teorii i praktiki: sbornik materialov Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 t. 2019: 122 - 126.

5. Razvitie kul'tury i iskusstva Belgorodskoj oblasti na 2014 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma Belgorodskoj oblasti (v redakcii postanovleniya Pravitel'stva Belgorodskoj oblasti ot 21.07.2014 N 273-pp). Available at: http://oskol-kultura.ru/docs/law/526pp.pdf

Статья поступила в редакцию 28.02.22

УДК 378.147

Musaelyan I.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: maretti@yandex.ru

CONTROL AS A BASIS FOR EFFECTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. The article under review is dedicated to a problem of control as a basis for effective foreign language teaching non-linguists. The author points out that the peculiarities of professionally oriented teaching foreign languages in non-linguistic universities are one of the topical issues in foreign language teaching methodology, due to the fact that only the knowledge of a foreign language can demonstrate to what extend a future professional will be in demand in the labor market. The present paper is aimed at changing the approaches in teaching foreign languages in non-linguistic universities and making the process of assessing and evaluating the learners' quality of knowledge and language skills quite frequent. Various classifications of types, forms and functions of the system of control have been considered and peculiarities of implementation of the control system in teaching non-linguists have been stated, among them are the following: using professionally oriented approach, undertaking project activities, implementing the system of control to define students' general knowledge about the world, evaluating students' knowledge on the basis of the covered material, including all the aspects of a foreign language and the student's specialty within the CLIL approach.

Key words: control, non-linguistic universities, professionally oriented approach, project activity, content and language integrated learning (CLIL).

И.Ф. Мусаелян, канд. пед. наук, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: maretti@yandex.ru

КОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Данная статья посвящена проблеме контроля как основы эффективного обучения иностранному языку студентов-нелингвистов. Автор отмечает, что особенности профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах является одним из актуальных вопросов методики преподавания, поскольку именно владение иностранным языком показывает, насколько будущий профессионал будет востребован на рынке труда. Важность данного исследования состоит в необходимости изменения подхода к преподаванию иностранного языка в неязыковых вузах в сторону повышения частоты проведения проверки качества знаний, навыков и умений студентов по дисциплине «Иностранный язык». В статье были рассмотрены различные классификации видов, форм и функций контроля, сформулированы такие особенности проведения системы контроля у студентов-нелингвистов, как использование профессионально ориентированного подхода, применение проектной деятельности, проведение контроля общих знаний студентов об окружающем мире, оценивание знаний на основе пройденного материала, включающего как аспекты иностранного языка, так и специальность студента в рамках подхода CLIL.

Ключевые слова: контроль, неязыковые вузы, профессионально-ориентированный подход, проектная деятельность, предметно-языковой метод обучения.

В эпоху глобализации вопрос преподавания иностранных языков является одним из ключевых. Сейчас иностранный язык - это не просто предмет университетского образования, но и показатель того, будет ли будущий профессионал востребован на рынке труда. Соответственно, от уровня владения языком будет зависеть реализация человека в выбранной сфере и возможность его профессионального развития. Именно поэтому иностранные языки часто входят в перечень обязательных предметов в высших учебных заведениях. Сложность состоит в том, что лингвистические или гуманитарные дисциплины в неязыковых вузах относятся к числу непрофильных дисциплин, способствующих разностороннему развитию студентов, поэтому процесс обучения студентов-нелингвистов нуждается в большем внимании.

Работа преподавателя иностранного языка подразумевает под собой не только грамотно построенную структуру занятия, но и перманентное усовершенствование своих компетенций, поскольку от этого зависит ход занятия и мотивация учащихся. Более того, как правило, учебная нагрузка студентов ограничивается одним или двумя занятиями в неделю без применения языка в повседневной жизни. Следовательно, преподавателям необходимо организовывать учебный процесс наиболее эффективно при ограниченных временных ресурсах.

Объектом данного исследования является одна из неотъемлемых частей образовательного процесса - контроль обучения. Преподавателю необходимо иметь достаточно информации о прогрессе студентов в изучении иностранного языка, по причине чего была создана система контроля, которая предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.