Научная статья на тему 'Моделирование этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе'

Моделирование этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / СРЕДСТВА / ВИДЫ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / FOLKLORE COMPANY / MODEL / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION / METHODS / FORMS / TOOLS / TECHNOLOGIES / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова О. С.

Статья посвящена одной из важных проблем педагогики социокультурной деятельности этнокультурному воспитанию детей и подростков на народно-певческих традициях. В ней раскрывается содержание авторской модели включающий: целевые установки, содержание педагогического процесса, методику и технологическую составляющую этнокультурного воспитания детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN FOLK RECREATION TEAM

The article is devoted to one of the important problems of pedagogy-cultural activities ethno-cultural education of children and young people's song traditions. It is revealed the contents of the original model, including: goals, the content of teaching, methodology and technology component of the ethno-cultural education of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Моделирование этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе»

ватая обработка», как признака нервозности и раздражительности. Данные особенности психики способствуют появлению проблем в общении, а снижение адекватности восприятия эмоций по голосу приводят к недопониманию и, как следствие, усиливаются проблемные стороны общения у подростков.

Выявленные особенности графической экспрессии с одной стороны подтверждают некоторые признаки недоразвития изобразительной деятельности подростков с умственной отсталостью, такие как схематичность, примитивность, шаблонность, ассиметрия, диспропорция. С другой стороны, рассмотренные особенности раскрывают возможности теста «Звезды и волны» в оценке не только технической стороны рисунка, позволяющей определить уровень достижений, но и в оценке экспрессивного содержания рисунка, отражающего отдельные личностные характеристики и состояния подростков с умственной отсталоБиблиографический список

стью. Полученные данные позволили разграничить подростков с умственной отсталостью способных в разных стилистических формах выражать свое отношение к теме рисунка, к образу «Звезды и волны», определить типичный характер построения пространственной организации рисунка («дисгармоничность», «правильность»), выявить преобладание в рисунках признаков пространственной символики («доминирование звезд», «середина свободна»). Полученные экспериментальным путем данные свидетельствуют, что на адекватность восприятия и понимания эмоциональной экспрессии по голосу оказывают негативное влияние особенности психики умственно отсталых, обнаруженные при оценке графической экспрессии: эмоциональные отклонения, раздражительность и нервозность, поведенческие реакции в виде негативизма и протеста, импульсивность поведения.

1. Лубовский, В.И. Современное состояние психологической диагностики в дефектологии // Психодиагностика и коррекция детей с нару-

шениями и отклонениями в развитии. - СПб., 2002.

2. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 1999.

3. Орлова, А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей старшего дошкольного возрас-

та: автореф. дис. „.канд. псих. наук. - М., 2000.

4. Аве-Лаллемант, У. Графический тест «Звезды и волны». - СПб., 2002.

5. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком. - М., 1982.

6. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону, 1999.

7. Морозов, В.П. Эмоциональный слух как показатель художественного типа личности // Вопросы вокального образования. - М., 2004.

8. Пашина, А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи с дефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. - М., 1991.

9. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых. - М., 1999.

10. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.

11. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие. - М., 2002.

12. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., 2003.

13. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М., 1959.

14. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М., 2001.

15. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова,

Н.А. Тараканова. - СПб., 200б.

16. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. - М., 1996.

Bibliography

1. Lubovskiyj, V.I. Sovremennoe sostoyanie psikhologicheskoyj diagnostiki v defektologii // Psikhodiagnostika i korrekciya deteyj s narusheniyami i ot-kloneniyami v razvitii. - SPb., 2002.

2. Stepanov, S.S. Diagnostika intellekta metodom risunochnogo testa. - M., 1999.

3. Orlova, A.N. Ispoljzovanie graficheskogo metoda v skrining-diagnostike psikhicheskogo razvitiya deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta: avtoref. dis. ...kand. psikh. nauk. - M., 2000.

4. Ave-Lallemant, U. Graficheskiyj test «Zvezdih i volnih». - SPb., 2002.

5. Bodalev, A.A. Vospriyatie cheloveka chelovekom. - M., 1982.

6. Labunskaya, V.A. Ehkspressiya cheloveka: obthenie i mezhlichnostnoe poznanie. - Rostov-na-Donu, 1999.

7. Morozov, V.P. Ehmocionaljnihyj slukh kak pokazatelj khudozhestvennogo tipa lichnosti // Voprosih vokaljnogo obrazovaniya. - M., 2004.

8. Pashina, A.Kh. Osobennosti ehmocionaljnoyj sferih v svyazi s deficitom obtheniya // Materialih Lomovskikh chteniyj. - M., 1991.

9. Gavrilushkina, O.P. Obuchenie konstruirovaniyu v doshkoljnihkh uchrezhdeniyakh dlya umstvenno otstalihkh. - M., 1999.

10. Golovina, T.N. Izobraziteljnaya deyateljnostj uchathikhsya vspomogateljnoyj shkolih. - M., 1974.

11. Groshenkov, I.A. Izobraziteljnaya deyateljnostj v specialjnoyj (korrekcionnoyj) shkole VIII vida: ucheb. posobie. - M., 2002.

12. Venger, A.L. Psikhologicheskie risunochnihe testih: illyustrirovannoe rukovodstvo. - M., 2003.

13. Pevzner, M.S. Deti-oligofrenih (izuchenie deteyj-oligofrenov v processe ikh vospitaniya i obucheniya). - M., 1959.

14. Dileo, D. Detskiyj risunok: diagnostika i interpretaciya. - M., 2001.

15. Lebedeva, L.D. Ehnciklopediya priznakov i interpretaciyj v proektivnom risovanii i art-terapii / L.D. Lebedeva, Yu.V. Nikonorova, N.A. Tarakanova. -SPb., 2006.

16. Pozhar, L. Psikhologiya anomaljnihkh deteyj i podrostkov. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 30.09.11

УДК 398.1 + 371.036

Scherbakova O.S. MODELING OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN FOLK RECREATION TEAM. The article is devoted to one of the important problems of pedagogy-cultural activities - ethno-cultural education of children and young people’s song traditions. It is revealed the contents of the original model, including: goals, the content of teaching, methodology and technology component of the ethno-cultural education of children and adolescents.

Key words: ethno-cultural education, folklore company, model, principles of organization of ethno-cultural education, methods, forms, tools, technologies, socio-cultural activities.

О.С. Щербакова, доц. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: olga-uzorie@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО 00С0ИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ООДРОСТКОВ В ДОСУГОВОМ ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена одной из важных проблем педагогики социокультурной деятельности - этнокультурному воспитанию детей и подростков на народно-певческих традициях. В ней раскрывается содержание авторской модели включающий: целевые установки, содержание педагогического процесса, методику и технологическую составляющую этнокультурного воспитания детей и подростков.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, фольклорный коллектив, модель, принципы организации, направления этнокультурного воспитания, методы, формы, средства, виды, технологии социально-культурной деятельности.

На всем протяжении истории каждого народа язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовнонравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Поэтому этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи подрастающему поколению культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого оно является, и в среде которого живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека. В ситуации становления нового полиэтнического пространства России этнокультурное воспитание призвано обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию, что подчёркивает актуальность рассматриваемой темы.

Этнокультурное воспитание детей и подростков реализуется в различных сферах социокультурной деятельности, в том числе, в досуговых коллективах, таких как фольклорный ансамбль, коллективы народного танца, студии декоративноприкладного творчества и др. Внимание к этнокультурному воспитанию подрастающего поколения в социокультурных учреждениях России во многом обусловлено реализацией концепции широкого включения народной художественной культуры и жанровых видов народного творчества в содержание их творческой деятельности (Т.И. Бакланова, А.С. Каргин, Е.А. Стрельцова и др.). Теоретические представления об этнокультурном воспитании заложены в трудах, Е.П. Белозерцева, М. В. Богуславского, Г.Н. Волкова, А.В. Нестеренко, М.Ю. Новицкой, Т.К. Солодухиной, Л. В. Шаминой и др.

Ввиду того, что рассматриваемая проблема недостаточно раскрыта в теории социально-культурной деятельности и педагогической практике, возникла необходимость разработки и создания специальной модели этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе.

За исходное понятие в статье принято определение понятия «модель» - это искусственно созданный объект в виде подобия основных компонентов деятельности, который, будучи подобен исследуемому процессу, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого процесса. Разработанная нами модель представлена пятью блоками.

1. Блок целеполагания раскрывает цель, задачи и ведущие принципы этнокультурного воспитания детей и подростков. Целью этнокультурного воспитания детей и подростков является приобщение к русской фольклорной традиции посредством: освоения и репродуцирования жанров песенного фольклора в синкретичных формах, включения в систему региональной празднично-обрядовой народной культуры, приобретения и совершенствования умений народного пения и хореографии, сценического мастерства средствами фольклорно-театрализованных представлений, праздников, концертных выступлений; ведения фольклорно-поисковой деятельности.

Реализация цели возможна при решении комплекса задач.

1. Образовательных: формирование навыков ансамблевого народно-певческого исполнительства; развитие умений творческого воспроизведения синкретичного фольклорного материала местной традиции; привитие художественных потребностей и эстетического вкуса посредством собственной творческо-исполнительской деятельности; изучение регионального традиционного праздничного календаря; расширение художественнотворческого кругозора. 2. Развивающих: приобщение к историческим и культурным ценностям общества; развитие исторического и культурного самосознания; привитие интереса к самому себе как субъекту культуры; развитие общих, творческих и специальных способностей, навыков творческой импровизации и интерпретации фольклорно-этнографического материала; развитие социальной, познавательной и творческой активности; реализация интересов детей и подростков; профориентация наиболее одаренных участников досугового коллектива. 3. Воспитательных: создание творческого коллектива детей, подростков и воспитывающей среды, помогающей успешно осваивать региональные этнокультурные традиции, заниматься творчеством и организовывать свой досуг; воспитание коммуникативных качеств (свободы общения, творческой раскрепощенности), активного освоения и познания окружающего мира; организация

коллективной творческой деятельности на основе сотрудничества и поддержки; воспитание любви и уважения к традициям родного края; формирование целостного отношения к русской традиционной культуре; воспитание потребности перенесения освоенного экспедиционного материала в семейный быт и современную праздничную культуру; стимулирование поисковособирательской работы с целью сохранения традиционной региональной культуры; воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам; воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию; формирование качеств гражданина и патриота. 4. Художественно-творческих: освоение разножанровых локально-региональных фольклорных образцов; репродуцирование и транслирование традиционного фольклора в концертно-исполнительской, просветительской, празднично-обрядовой и досугово-развлекательной деятельности; организация традиционных детских и подростковых форм досуга - вечерок, игровых развлечений, поздравительнообрядовых обходов дворов, дворовых игр; реконструкция традиционных празднично-обрядовых форм; бытовое транслирование освоенных фольклорных образцов.

Целевой блок модели также содержит комплекс следующих педагогических принципов организации этнокультурного воспитания, состоящий из групп: 1) этнопедагогические принципы: синкретизма, устности, коллективности, региональности, импровизационности, вариативности фольклорного творчества [1; 2]; 2) принципы вокальной педагогики с народным голосом: принцип воспитания открытого способа голосообразования, принцип разговорности пения, принцип речевого интонирования [2]; 3) принципы педагогики социально-культурной деятельности: интереса участника коллектива, его свободы выбора досуговых занятий, принцип деятельностного освоения фольклорного материала каждым участником досуговой группы [3; 4]; 4) общепедагогические принципы: гуманизма, системности и последовательности, доступности, научности и мировоззренческого характера обучения, использования музыкально-слуховой и визуальной наглядности, формирования творческой активности, сознательности, личностно-ориентированный и принцип индивидуального подхода в практическом (исполнительском) освоении народно-песенных традиций.

2. Содержательный блок включает в себя содержание деятельности, обеспечивающей этнокультурное воспитание детей и подростков в досуговом коллективе. Оно реализуется через культурно-досуговый народно-певческий коллектив и его исполнительские формы: народный хор, ансамбль народной песни, театр народной песни, фольклорный ансамбль. При этом наиболее полноценная этнокультурная наполняемость региональным содержанием осуществляется только в том случае, если художественно-творческим направлением коллектива является репродуцирование региональных фольклорных традиций края в рамках фольклорно-этнографического либо сценического направления.

Основными направлениями этнокультурного воспитания в досуговом фольклорном коллективе являются: формирование региональных этнокультурных знаний, привитие фольклорноисполнительских умений и развитие этнокультурных ценностных ориентаций. Они реализуются через следующие основные виды социально-культурной деятельности: художественно-

творческая по освоению регионального фольклора и народных обрядов; познавательная - в области традиционной региональной культуры; ценностно-ориентационная, направленная на усвоение ценностей традиционной культуры и формирование этнокультурных взглядов, оценок (художественное понимание ритуалов, обрядов, эстетический вкус и отношение к произведениям народной культуры); коммуникативная, основанная на эмоциональном общении в ходе фольклорного творчества; рекреационно-развлекательная, базирующаяся на досуговом общении по этнокультурным интересам.

Организация этнокультурного воспитания обеспечивается следующими средствами социально-культурной деятельности: художественными (региональные фольклорные образцы разножанровых произведений, театрализованная реконструкция календарных и семейных обрядов); устными (объяснения и показы, рассказы и беседы о народной культуре, анализ различных этнокультурных явлений др.); наглядными (экспедици-

онные фото, предметы декоративно-прикладного творчества, семейные реликвии, местные музейные экспонаты); комплексными (игры, общение, развлечение); техническими (аудио и видеоаппаратура для записи аутентичного фольклорного материала и его прослушивания).

Этнокультурное воспитание в досуговом фольклорном коллективе связано со следующими направлениями деятельности: исполнительская, связанная с участием в праздничных, абонементных и музейных концертах, народных гуляниях, районных и городских ярмарках, фестивалях народного творчества и др.; просветительская в сфере ознакомления слушательской аудитории с региональной традиционной культурой; трансляци-онно-сберегающая по сохранению и трансляции народных праздников и обрядов; воспитательно-образовательная по формированию этнокультурных знаний, умений и ценностных ориентиров; организационная при подготовке и проведении фольклорных праздников, фестивалей, зрелищно-игровых и праздничных комплексов; поисково-исследовательская деятельность.

3. Методический блок включает педагогическое обеспечение процесса этнокультурного воспитания детей и подростков. В нём основными формами социально-культурной деятельности по освоению, сохранению и трансляции народно-певческих традиций являются: 1) индивидуальные - для работы над запевами с потенциальными творческими «лидерами» коллектива либо слабыми участниками, сольные выступления участников коллектива; 2) групповые интегрированные и репетиционные занятия, концертные выступления коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, праздниках, народных гуляниях; фольклорные экспедиции; 3) массовые формы - площадные календарно-обрядовые праздники, фольклорные спектакли, детские фольклорные утренники, театрализованные фольклорные конкурсы и концерты, фольклорные фестивали, досуговые вечера в форме «вечерок» и т.д.).

В деятельности досугового фольклорного коллектива выделены методы этнокультурного воспитания: развивающей деятельности (среди которой ведущими являются: практический показ носителей фольклора, упражнение, копирование, просмотр экспедиционных материалов, игровой метод, рассказ, обмен информацией в коллективе); включения в социальнокультурную деятельность (коллективное фольклорное исполнительство и народная игра, концертная деятельность с целью транслирования репродуцированных образцов, практическое задание руководителя коллектива); исследовательской деятельности (фольклорно-экспедиционные - выявление носителей, беседа, запись фольклора, расшифровка фольклорноэкспедиционного материала, его анализ и систематизация, оформление паспорта произведений, фиксация информаторов; информационно-эвристические доклады, беседы по результатам систематизации и анализа репортажей информаторов), формирования этнокультурных ценностных ориентаций (убеждение, пример, совет, одобрение руководителя коллектива); организации учебно-творческой деятельности (увлеченность творческим и исследовательским процессом, игровая, погружение в бытовую и искусственно созданную фольклорную среду, ситуацию праздника, обрядового действа).

В методическом блоке мы выделяем четыре вида занятий, которые активно используются фольклорными коллективами: информационно-теоретические, наглядно-демонстрационные, визуально-образные, учебно-инструктивные, поисково-творческие.

Для успешного достижения поставленных задач на досуговых занятиях коллектива предусматривается включение детей в следующие виды творческой деятельности: а) распевание, подготавливающие певческий аппарат детей к фонации и выработке технических навыков народного пения; б) разучивание фольклорных образцов - первичное знакомство посредством восприятия фольклорного материала в «живом» исполнении носителей фольклора (с помощью видео и аудиозаписи) либо в исполнении руководителя; в) вокально-хоровая работа над совершенствованием исполнения; г) освоение лексики хореографических движений и исполнительских приемов игры на фольклорных инструментах устной традиции для выработки навыков самостоятельного аккомпанемента; д) синкретичная фольклорная деятельность, погружающая в региональную исполнительскую традицию; импровизация попевочно-интонационного словаря русского музыкального фольклора в игровых и песенных жанрах, танцевально-хореографических

движений в хороводно-плясовом репертуаре; фольклорная игра.

Для реализации этнокультурного воспитания выделены следующие требования отбора социально-культурного материала: а) знания отбираются с позиции их ценности для освоения региональной специфики традиционной культуры; б) практической значимости этнокультурных знаний и возможности следования им в повседневной жизни; в) доступности для усвоения; г) необходимости сохранения и передачи последующим поколениям.

4. Технологический блок включает практические направления и этапы деятельности по этнокультурному воспитанию. В его содержании реализуются элементы следующих социально-культурных технологий: функциональные (технология информационно-познавательной и просветительной деятельности; технология самодеятельного творчества и любительских объединений); художественно-творческого коллективного воспитания и комплексного творческого развития личности; коммуникативные технологии (общения в коллективе, личностноориентированное взаимодействие, межэтнического общения, интернет-технологии); игровые технологии на основе фольклорного материала; дифференцированные технология в сфере организации досуга детей и подростков; культуротворческие технологии по сохранению и развитию региональных ценностей народной культуры.

В технологическую составляющую включены педагогические подходы, реализующие такие требования организации этнокультурного воспитания как: субъект-субъектного взаимодействия, деятельностно-творческого характера в освоении фольклора, дифференцированный подход, педагогического взаимодействия.

Процесс этнокультурного воспитания детей и подростков раскрывается через три взаимосвязанных этапа: 1 этап - подготовительный (включение в процесс) предполагает создание условий для развития интереса детей и подростков к фольклорной художественно-творческой деятельности; 2 этап - активного освоения и изучения - имеет своей целью целенаправленное формирование ценностных ориентации путем интерио-ризации детьми регионального фольклорного материала и его активное репродуцирование в традиционном синкрете бытования; 3 этап - трансляции - связан с концертно-исполнительской деятельностью как формой проявления художественных потребностей, творческого потенциала и самовыражения личности, активности художественно-творческой позиции в современной социокультурной деятельности.

В технологическом компоненте выделено репертуарнометодическое и техническое оснащение, которое включает: экспедиционные аудио- и видеоматериалы, расшифровки и нотации региональных фольклорных записей; наглядный материал (фото, иллюстрации, костюмы); региональные репертуарные и методические публикации, сценические костюмы и обувь, технические средства, музыкальные инструменты.

5. Диагностический блок - обеспечивает диагностику уров-

ней развития этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе. Анализ уровней развития этнокультурного воспитания проводился по следующим критериям: этнокультурные знания, фольклорно-исполни-

тельские умения, этнокультурные ценностные ориентации. Для оценки уровня развития этнокультурного воспитания использовались квалиметрические характеристики, анкеты, ведомости, тесты.

Опытно-экспериментальная работа, проведённая на базе двух досуговых фольклорных ансамблей «Медуница» МОУ «Лицей № 121» и «Беседушка» ДШИ «Традиция» г. Барнаула, показала существенный рост повышения уровня этнокультурного воспитания детей и подростков. Так рост уровня знаний детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 32,6 %,, подростков - 28,1 %; фольклорно-

исполнительских умений детей - 28,6%, подростков - 27,8 %; развития ценностных ориентаций детей - 31,3%, подростков -29,8 %. Математическая значимость полученных результатов подтверждена методами математической статистики.

Таким образом, реализация модели этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе способствует социально-педагогическому обеспечению процесса сохранения и межпоколенной трансляции региональных традиций; созданию системы художественно-творческого

освоения фольклора, направленной на формирование этнокультурной идентификации молодого поколения и культуры толерантности в регионе; социальной регуляции досуга детей и подростков; формированию благоприятной социальнокультурной досуговой среды через процессы социализации и

Библиографический список

инкультурации; созданию оптимальных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности, её культурного самоопределения в новых жизненных условиях; формирование у членов семьи близких этнокультурных ценностных ориентации в проведении досуга и отношения к этнокультурному наследию.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. - М., 1999.

2. Шамина, Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1990.

3. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М., 1998.

4. Соколов, Э.В. Рациональное использование времени и культуры досуга // Социология культуры. Методология и практика культурнопросветительной работы. - Л., 1982.

Bibliography

1. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika: ucheb. posobie. - M., 1999.

2. Shamina, L.V. Ob organizacii obucheniya muzihkaljnomu foljkloru v sovremennoyj sisteme narodnogo obrazovaniya // Sokhranenie i vozrozhdenie foljklornihkh tradiciyj: sb. nauch. tr. NII kuljturih. - M., 1990.

3. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga / A.F. Volovik, V.A. Volovik. - M., 1998.

4. Sokolov, Eh.V. Racionaljnoe ispoljzovanie vremeni i kuljturih dosuga // Sociologiya kuljturih. Metodologiya i praktika kuljturno-prosvetiteljnoyj rabotih. - L., 1982.

Статья поступила в редакцию 15.09.11

УДК: 323.283

Singach A.N. EXTREMISM IN SYSTEM WORLD OUTLOOK REFERENCE POINTS OF STUDENT’S YOUTH OF ALTAY TERRITORY. In article the basic results of the sociological research spent among studying youth of Altay territory, with a research objective of problems of youth ethnic extremism, studying of the relation to representatives of various ethnic groups, revealings of level of knowledge by respondents of the national culture and tolerance are presented.

Key words: extremism, the extremist organizations, ethnic extremism in the youth environment, xenophobia.

А.Н. Сингач, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: Singach@inbox.ru

ЭКСТРЕМИЗМ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В статье представлены основные результаты социологического исследования, проведенного среди учащейся молодежи Алтайского края, с целью исследования проблем молодежного этнического экстремизма, изучения отношения к представителям различных этнических групп, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности .

Ключевые слова: экстремизм, экстремистские организации, этнический экстремизм в молодежной среде, ксенофобия.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране [1].

Этнический экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы и обладающей характерными особенностями категории населения. Специфика проявления этнического экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления. Противодействие экстремизму в молодежной среде необходимо свести к нахождению и устранению порождающих ее причин, так как, по нашему мнению, одними админист-

ративно-уголовными мерами невозможно обеспечить результативность данной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день, несмотря на то, что Конституция Российской Федерации установила обязанность государства соблюдать и защищать неприкосновенность личности и собственности, охранять жизнь, здоровье и достоинство человека, в реальной действительности эти важнейшие требования реализуются далеко не всегда и не в полном объеме. Поэтому необходимо в целях противодействию явлениям терроризма и экстремизма, проводить постоянный мониторинг этих социальных явлений, анализировать причины и условия возникновения, изучать структуру и динамику, а в конечном итоге разрабатывать более совершенные законодательные механизмы борьбы с данными проблемами, модели воспитания поликультурной позиции личности.

По заказу Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края в апреле 2011 года научно-методическим центром «Развития воспитательных систем» Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования было проведено исследование «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной среде». Анкета включала вопросы, позволяющие выявить отношение учащейся молодежи к экстремизму, понимание сути этого явления как социальной деструкции, описание мотивации экстремистских установок личности, степень религиозной и национальной толерантности, а также выявление и анализ социокультурных предпосылок и причин экстремизма и экстремистских настроений в современном российском обществе и Алтайском крае. Вопросы были составлены таким образом, чтобы степень искренности и полноты ответа корректировалась совокупностью вопросов, варианты ответов позволяли выявить не только отношение, но и мотивировку позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.