Научная статья на тему 'Народная художественная культура региона как основополагающий фактор этнокультурного воспитания дошкольников'

Народная художественная культура региона как основополагающий фактор этнокультурного воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION / FOLK ARTISTIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкова Л. Г.

В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания дошкольников на основе народной художественной культуры. Возможность использования народной художественной культуры в качестве основного содержания при разработке региональных образовательных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOLK ART CULTURE OF REGION IS BASIC FACTOR OF ETHNIC AND CULTURAL PRESCHOOL EDUCATION

The article deals with the problem of ethnic and cultural preschool education on the basis of folk artistic culture. The use of folk artistic culture in designing regional curriculum is discussed.

Текст научной работы на тему «Народная художественная культура региона как основополагающий фактор этнокультурного воспитания дошкольников»

нивания, экспертная проверка остаточных знаний и др.) российским вузам не следует рассчитывать на сколько-нибудь полноценное вхождение в европейское образовательное пространство. Другое дело, что демонтироваться должны именно

«несущие конструкции» учебного процесса, а эволюционировать - принципы и способы преподавания. Суть же российского образования - фундаментальность, системность, широта

- должны всячески сохраняться и оберегаться.

Bibliography

1. Kulesza, E. The Bologna Process - Harmonizing Europe's Higher Education: Including the Essential Original Texts І E. Kulesza, B. Reinalda. -Berlin: Verlag Barbara Budrich, 2008.

2. Educational Policies and Initiatives of the European Union: Bologna Process, Erasmus Mundus, Isles Internationale Universite, European School І Ed. by Books LLC. - London: Books LLC, 2010.

3. The Bologna Process: Government Response to the Committee's Fourth Report of Session 2006-07 Fourth Special Report of Session 2006-07 І Ed. by Great Britain. Parliament. House of Commons. Education and Skills Committee. - London: Stationery Office Books, 2007.

4. Vodopyanova, E. Postscript to the Bologna Declaration І E. Vodopyanova І Modern Europe. - 2006. - № 1.

5. Efremov, A.P., "The Bologna motives" in vnutrivuzovskoy system of quality education І A.P. Efremov І Accreditation in Education. - 2006. - № 7.

6. Grebnev, L. Academic and professional qualifications: (The Bologna Process and the Russian law) І І Higher education in Russia. - 2006. - № 6.

Article Submitted 11.11.10

УДК 7.031.2:37.01:312-053.4

Л.Г. Зенкова, соискатель каф. социальной педагогики и психологии МПГУ, директор ДШИ «Берегиня» г. Бердск, Новосибирская область, E-mail: [email protected]

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания дошкольников на основе народной художественной культуры. Возможность использования народной художественной культуры в качестве основного содержания при разработке региональных образовательных программ.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, народная художественная культура.

В настоящее время наблюдается активность исследователей в области этнокультурного воспитания детей и определяется это не только многонациональностью нашего государства, но также теми миграционными процессами, которые активно происходят по всей территории России и в частности, Сибирском регионе.

Решение проблемы этнокультурного воспитания предполагает активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса, региона. Данная проблема нашла свое отражение в ряде исследований ученых - теоретиков, педагогов-практиков Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, Л.И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, В.А. Разумного, С.Б. Серяко-вой, Т.Я. Шпикаловой, и др. Известен опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Е.С. Бабуновой, Н.А. Минулиной и других исследователей о различных методических подходах к совершенствованию этнокультурного воспитания и образования учащихся на традициях народного искусства.

По мнению А.Н. Джуринского [1], А.В. Мудрика [2] процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее. При этом, этнокультурное воспитание мыслится не как обособленное явления вне общих педагогических потоков, а наоборот, как часть системного процесса. Соотношение культуры и воспитания приобретает новое звучание [1, с. 13], следовательно, этнокультурное воспитание мыслится в контексте культуры.

Как отмечает А.Н. Джуринский, в мире накоплено немало ценных традиций и опыта воспитания и обучения с учетом поликультурности и полиэтничности общества. Разрабатываются учебные программы, которые позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения об окружающем личность многокультурном и многоэтническом мире. Однако создание соответствующих программ находится в начале пути [3, с. 270]. Поэтому, мы рассматриваем Сибирский регион и его само-

бытную народную художественную культуру, которая сложилась за достаточно длительный период времени на данной территории, как основополагающий фактор в этнокультурном воспитании подрастающего поколения.

Следует отметить, что изучение народной художественной культуры вступает в новый этап своей истории: от разрозненных исследований по фольклору, декоративноприкладному творчеству, народному костюму и т.п., к более системному изложению народной художественной культуры как «целостного, синкретичного, комплексного явления, включенного в ткань духовной жизни народа и выступающего важной составной частью этой жизни» [4, с. 23].

С конца прошлого века проблема внедрения народной художественной культуры в образовательный процесс нашла свое отражение в ряде работ Т.И. Баклановой, Л.И. Васеха, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой. Ими разработаны программы курсов для студентов средних и высших учебных заведений по данной проблематике, методические и учебные пособия. В работах применяется принцип целостности, что позволяет рассматривать народную художественную культуру с позиций не только педагогов-практиков, но и с позиций этнографов, искусствоведов, историков, психологов, фольклористов и социологов, что дает возможность представить народную художественную культуру в совокупности ее многообразных форм, способов и механизмов создания, сохранения и распространения, развития и преобразования. Т.И. Баклановой даются различные варианты определения народной художественной культуры, среди которых народная художественная культура выступает как:

- коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт;

- совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде;

- система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов-произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудоже-ственного сознания [5, с. 11].

Были попытки отождествления народной художественной культуры с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, традиционной народной культурой и т.д. По мнению А.С. Каргина, народная художественная культура является многомерным явлением, имеющая сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарными и массовым искусством [4; 13].

Мы определяем, что народная художественная культура -понятие многогранное, не ограниченное крестьянским фольклором, а связанная с огромным наследием церковного, светского, русского классического искусства. Она включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно - нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Имеет определенные способы и формы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Мы понимаем, что современный этап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными и динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства.

Специфика народной художественной культуры в том, что она воплощает традиции (т.е. устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). Проблема ее сохранения и развития на территории Сибири неоднократно поднималась и поднимается на научно-практических конференциях, семинарах-симпозиумах в г. Омске, г. Барнауле, г. Новосибирске. Рассматриваются вопросы сохранения народной культуры в современных условиях, изучается традиционная культура коренных народов Сибири, народная культура переселенцев Сибири, взаимодействие фольклора с другими видами искусств.

Как отмечает А.Н. Джуринский, в мире накоплено немало ценных традиций и опыта воспитания и обучения с учетом поликультурности и полиэтничности общества. Разрабатываются учебные программы, которые позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения об окружающем личность многокультурном и многоэтническом мире. Однако создание соответствующих программ находится в начале пути [3, с. 270].

Сегодня в народной художественной культуре преобладают и традиционное и инновационное образование, которые взаимодополняют друг друга по содержательным, жанровым, стилевым, функциональным элементам. Формируются иные формы организации культурной деятельности, так как с повсеместным разрушением патриархального уклада жизни, который обеспечивал один тип культурного производства, он уже невозможен в современных условиях, поэтому включаются другие механизмы передачи культурных традиций. Актуальным становится использование народной художественной культуры в качестве регионального компонента в образовательном пространстве дошкольников.

Решение проблемы этнокультурного воспитания дошкольников осуществляется на основе регионального компонента, который подразумевает использование народной художественной культуры в качестве основного содержания образовательных программ.

Модель этнокультурного воспитания дошкольников представляет собой единую концепцию по формированию этнокультурного пространства. В первую очередь определяет знание традиций и обычаев своего региона, сохранение народной художественной культуры как основополагающего компонента в этнокультурном воспитании дошкольников.

Исходя из основных структурных образований народной художественной культуры, обозначенных современными учеными, для себя мы определяем, что народная художественная культура представлена: фольклором, календарными обрядами и праздниками, семейно-бытовыми обрядами и ритуалами,

игровыми формами, декоративно-прикладным творчеством. В своей практической деятельности мы используем основные структурные образования народной художественной культуры, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а для формирования этнокультурного воспитания детей важно их системное применение. Необходимо отметить, что на развитие народной художественной культуры Сибири оказало большое влияние переселенчество. Традиции украинцев, белорусов наложили свой отпечаток на развитие культуры Сибири в целом.

Этнокультурное воспитание дошкольников осуществляется в рамках учебного процесса, который длится в течение всего учебного года. Используется как урочная, так и внеурочные формы работы. Урочная форма занятий подразумевает освоение образовательных программ по музыкальному воспитанию и фольклору, а также ремеслам и промыслам. За пределами урока у дошкольников есть возможность продолжать совершенствовать свои навыки на студиях - это может быть работа в фольклорном ансамбле, работа в студии декоративно-прикладного искусства.

Программный материал в рамках образовательной программы по музыкальному воспитанию и фольклору дает возможность развивать творческий потенциал детей, приобщать их к региональным традициям. Функциональность музыкального фольклора позволяет мотивировать на необходимость изучения, погружения в яркую образность народной культуры, которая диктует синкретичный подход к процессу обучения. Данный подход синтезирует основные формы художественной деятельности - музыки, танца, фольклорного театра, и др.

Рабочая программа по предмету «музыкальное воспитание и фольклор» представлена двумя блоками: музыкальнотеоретическим и календарно-обрядовым, что делает изучение данного предмета живым, зрелищным, эмоционально ярким. Музыкально-теоретический блок отвечает за развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, чувства метроритма, воображения и т.п.). Изучаются основные понятия и термины, связанные с музыкальной грамотой.

Календарно-обрядовый блок включает изучение календарно-обрядового цикла от Осенин до Троицы. Дети знакомятся с обрядами, песенными жанрами, народными играми. Формируются основные понятия, связанные с фольклором: обряд, традиция, обычай и т.п. Богатый песенный материал, используемый на занятиях с детьми, дает возможность осваивать местную певческую традицию (переселенцев Сибири), нарабатывать навыки работы в ансамбле. Календарное обрядовое действо сочетает в себе не только комплекс ценностей нравственно-эстетического ряда, но и активной музыкальноисполнительской деятельности. Богатство песенного, танцевального, игрового материала, позволяет создать все необходимые условия для максимального развития творческого потенциала детей.

Используя формы активного сотворчества детей, педагогов, родителей, основной акцент работы преподавателя делается на эмоциональную ориентированность, погружение ребенка в мир традиционной культуры. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует их природе, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит в занимательной, увлекательной игровой форме.

Как показывает практика, предложенный материал понятен и доступен детям. Мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствуют повышению образности. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют в играх-драматизациях.Песня и танец несут в себе художественную и обрядовую функцию общения (коммуникативную).

Многоаспектность предмета «музыкальное воспитание и фольклор» направлена на:

- формирование музыкальной культуры, что включает становление социально-художественного опыта, развитие широты и социально ценной направленности личного музыкально-эстетического вкуса;

- определение системы опорных знаний, умений и способов музыкальной фольклорной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкальным фольклором, музыкального фольклорного самообразования и самовоспитания;

- развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

- совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к народной музыке, желания слушать и исполнять ее.

Л.Н. Бережнова считает, что фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. Является главным источником знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозномифологических основах [6,с.192]. Богатейшее устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в преданиях, легендах, пословицах, нравах, обычаях, фольклоре и т.д., имело и имеет огромное воспитательное значение.

Народный календарь являлся основой крестьянской жизни, играл роль организующего начала. Он вобрал трудовой опыт людей, практические знания, нашедшие свое отражение в приметах и наблюдениях за природой, пословицах и поговорках, связанных с сельскохозяйственным трудом. Обряды и праздники были своеобразными главными точками, которые формировали единую картину мира и у взрослых и у детей. Мифологические персонажи и христианские святые, присутствующие в календарных песнях, как бы программировали жизнь людей, задавали ритм труда и отдыха, будней и праздников.

В практической работе с дошкольниками приобщение детей к народному календарю дает возможность возрождения и сохранения народных традиций и постижение традиционного образа жизни. Календарь способен выработать в детях личностное отношение к традиции и оценить ее степень сохранности в наши дни.

В современных условиях при отсутствии народных гуляний, соблюдения народных традиций, достаточно сложно воспроизводить различные обряды но, несмотря на сложности, календарно-обрядовые праздники очень хорошо вписываются в общую канву воспитательного процесса дошкольников. Главная задача педагогов - максимальная реконструкция (праздника, обряда и т.п.). При разработке структуры праздника, определении его композиционно центра, основных акцентов, необходимо учитывать изученную региональную традицию (по материалам этнографических экспедиций, либо других достоверных источников).

Детский фольклорный праздник является эффективной формой педагогического воздействия на ребенка, так как каждый элемент праздника несет важную воспитательную функцию. В каждом ребенке постепенно формируются такие качества, как человеколюбие, честность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца Комплексный подход к подаче материала во время праздничного действа: игр, песен, танцев, загадок, частушек позволяет создать определенный эмоциональный настрой, нравственно-эстетические установки. Таким образом, празд-

Bibliography

ничная культура определяется как совокупность эмоциональных, эстетических, нравственных устоев, которая с раннего возраста сопутствует развитию ребенка, его социализации [7, с. 93].

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью народной художественной культуры, так как различные виды декоративной росписи, изделия из глины (народная игрушка), из бересты, бисера и т.д. ярко и образно дополняют красоту всех праздничных действ. Этнокультурное воспитание можно было бы считать несовершенным, в случае отсутствия в учебном процессе различных видов ремесел и промыслов сохранившихся до наших дней и успешно осваиваемых детьми. В процессе декоративно-прикладного творчества дошкольников при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Разумеется, декоративно-прикладное искусство является лишь одним из средств этнокультурного воспитания, и осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействия на ребенка. Необходимо совершенствование всех средств в воспитательном процессе, в их числе музыкальная, изобразительная, прикладная деятельность, интерес к которым возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.

В своем исследовании мы определяем, что этнокультурное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс по приобщению учащихся к этнической культуре (или культурам) своего региона в учреждении дошкольного образования.

Именно в этнокультурном воспитательном пространстве находит свое воплощение идея освоения учащимися национально-культурных традиций, которые имеют в вопросах воспитания особую духовно-нравственную значимость, гражданское становление современного человека. Именно этнокультурное воспитание способно заниматься формированием этнической культуры личности, развитием этнокультурной компетенции всех социально возрастных групп, обучением их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, с практическим освоением различных видов этно-художественной и этнопедагогической деятельности. А.Н. Джуринский отмечает, что этнокультурное воспитание заботится о развитии лучших качеств представителей этнокультурных групп, оно предназначено для воспитания поддержки позитивной социальной направленности сознания современных русских людей: любовь к России, родной культуре, русскому языку [3, с. 60].

В силу своей специфики народная художественная культура по доступности, понятности, открытости способна формировать в детях такие важные качества как доброжелательность, чувство коллективизма, ответственности, понимание ценности и уникальности собственных традиций, именно те качества, которые необходимы сегодняшнему поколению. Период дошкольного детства - это период закладывания основ личности, способной к открытости к другим культурам, понимания собственной ментальности. Возможность формирования гражданской ответственности и грамотности.

Погружая обучаемого (воспитанника) в этнокультурную среду, мы можем надеяться на позитивный ожидаемый результат - воспитание личности, осознающей свою этническую сопринадлежность, имеющую высокие духовно-нравственные ориентиры, желающей жить и трудиться во благо своего народа, своей Родины.

1. Dzhurinsky, A.N. Multicultural education in Russia and abroad: a comparative analysis. Monograph. - M.: Prometheus, 2006.

2. Mudrik, A.V. Social pedagogy: a textbook for stud.vyssh.ucheb. institutions / A.V. Mudrik.-7-ed., Rev. ext. - Moscow: Publishing House Academia, 2009.

3. Dzhurinsky, A.N. Concept and reality of multicultural education: a comparative study. - M.: Academia, 2008.

4. Kargin, A.S. Folk art culture: A course of lectures for students of secondary and higher educational institutions of culture and the arts: a tutorial. -Moscow: State Republican Center of Russian folklore, 1997.

5. Narodnaya artistic culture: the textbook, Ed. T.I. Baklanova, E.J. Strel'tsova. - M.: MGUKI, 2000.

6. Berezhnova, L.N. Ethnopedagogy: Textbook. allowance for students. Higher. Textbook. institutions / L.N. Berezhnova, I.L. Nabok, V.I. Sheglov. - Moscow: Publishing House Academia, 2007.

7. Zenkova, L.G. Festive culture as a means of developing the creative abilities of children / / Actual problems of vocational and teacher education: Intercollege. Sat Nauchn. tr. / under. Ed. E.A. Levanova. - Kaliningrad: KSU Publishing House, 2005. - Vol. 19.

Article Submitted 11.11.10

УДК 378

И.Д. Кочетова, соискательХГАЭП, г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описаны современные тенденции развития профессионального образования в соответствии со сложившимися социальноэкономическими условиями в стране и требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, выдвигающими на передний план подготовку специалистов с развитым чувством социальной ответственности, выделены педагогические условия, которые необходимо создать в вузе для успешной подготовки таких специалистов.

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, социально-значимая деятельность, духовно-нравственная культура, педагогические условия, этические нормы поведения, профессиональное образование.

Сегодня Россия переживает большие перемены, которые влияют на все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную): формируются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия социальных и поведенческих норм и ценностей. Становится более очевидным, что государству необходимы граждане, способные к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, а также обладающих чувством гражданской ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны, за результаты своей деятельности.

Изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, оказали влияние и на систему российского образования.

Высшие учебные заведения в условиях рыночной экономики стремятся готовить профессионалов, обладающих определенным кругом теоретических знаний и практических умений, способных выжить в современных условиях на рынке труда. Однако процесс обучения в вузе не в достаточной степени нацелен на внутренний мир человека, на формирование духовно-нравственной культуры выпускника, осознающего свою личную ответственность перед обществом.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2025 года определена цель образования - создание механизма устойчивого развития образовательной системы, обеспечение её вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям. Система высшего образования в настоящее время развивается в русле рыночных преобразований. Основная цель профессионального образования ориентирована на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего знаниями, умениями в своей профессии и смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, самосовершенствованию, способного принимать ответственные решения. Процессы модернизации образования в высшей профессиональной школе разворачиваются на фоне вхождения России в Болонский процесс при условии сохранения позитивных традиций российской высшей школы, фундаментальности и усиления практической направленности образования, что нашло отражение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения. Приоритетными требованиями к будущему специалисту с точки зрения социальной практики, экономики являются

сформированность не только ключевых компетенций, но и ответственности как способности личности определять своё поведение на основе осознания социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества.

Для успешного развития общества необходимо воспитание у будущих специалистов экономической независимости, свободы, творческой активности, ответственности за принимаемые решения, умения строить совместную деятельность в общении на основе сотрудничества и партнерства, выражать сопричастность к общему делу, т. е. качеств, характеризующих понятие «социальная ответственность».

Исходя из вышеизложенного, решение проблемы развития социальной ответственности у молодого поколения является приоритетным требованием повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза.

Проведённый нами анализ научных исследований показал, что, с одной стороны, вопросам развития и воспитания социальной ответственности личности в истории и теории педагогики уделялось достаточно внимания, с другой стороны, недостаточно исследованы вопросы изучения процесса формирования социально ответственного поведения молодого поколения и условий его эффективности. Такое положение дел во многом обусловлено противоречиями: между стремлением государства к улучшению социально-экономической ситуации в стране и недостаточной осознанностью молодого поколения нести ответственность за результаты своей будущей профессиональной деятельности; между социальным заказом общества на подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем развития социальной ответственности и сложившимися способами организации учебновоспитательного процесса в вузе, не позволяющими продуктивно решать эту задачу; между требованиями государственного образовательного стандарта ВПО, выдвигающего на передний план при определении качества подготовки выпускника его способность принимать ответственные решения и недостаточной разработанностью содержания, путей и средств осуществления этого процесса.

Наличие данных противоречий обусловило проблему исследования, состоящую в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса эффективных педагогических условий для развития социальной ответственности у студентов как будущих специалистов в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.