Научная статья на тему 'Интегративный подход к этнопедагогическому процессу освоения русской народно-песенной традиции'

Интегративный подход к этнопедагогическому процессу освоения русской народно-песенной традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / FOLK SONG TRADITION / НОСИТЕЛЬ ТРАДИЦИИ / TRADITION BEARER / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / POPULAR PEDAGOGY / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ETHNOPEDAGOGICAL PROCESS / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ТРАДИЦИИ / EDUCATIONAL MODEL OF TRADITION'S LEARNING / ETHNO-PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурьяк М.К.

В статье представлены результаты разработки автором нового интегративного подхода к освоению детьми русской народно-песенной традиции, начиная с годовалого возраста и до достижения 15-20 лет. В центре внимания автора как содержание и организация данного процесса, так и формирование современного носителя русской народно-песенной традиции, подготовленного к её активному воссозданию, обновлению и передаче этнокультурного опыта новым поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бурьяк М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents authors innovant integrative approach to learning of Russian folk-song tradition for children, beginning from 1 year of age up to 15-20. The authors attention is focused not only on the content and organization of the process of learning of Russian folk-song tradition by the rising generations, but also on the formation of its modern bearers of tradition who will be prepared to an active reproduction, renewal and transfer (of ethnic and cultural practices) to new generations.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к этнопедагогическому процессу освоения русской народно-песенной традиции»

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ

М. К. Бурьяк*,

Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора (Великий Новгород)

Аннотация. В статье представлены результаты разработки автором нового -интегративного - подхода к освоению детьми русской народно-песенной традиции, начиная с годовалого возраста и до достижения 15-20 лет. В центре внимания автора - как содержание и организация данного процесса, так и формирование современного носителя русской народно-песенной традиции, подготовленного к её активному воссозданию, обновлению и передаче этнокультурного опыта новым поколениям.

Ключевые слова: народно-песенная традиция, носитель традиции, народная педагогика, этнопедагогика, этнопедагогический процесс, интегративный подход, образовательная модель освоения традиции.

Summary. The article presents author's innovant integrative approach to learning of Russian folk-song tradition for children, beginning from 1 year of age up to 15-20. The author's attention is focused not only on the content and organization of the process of learning of Russian folk-song tradition by the rising generations, but also on the formation of its modern, bearers of tradition who will be prepared to an active reproduction, renewal and transfer (of ethnic and cultural practices) to new generations. jjj

Keywords: folk song tradition, tradition bearer, popular pedagogy, ethno-pedagogy, ethnopedagogicalprocess, integrative approach, educational model of tradition's learning.

Предпринятая автором попытка разработки интегративного подхода к этнопедагогическому процессу освоения русской народно-песенной традиции обусловлена необходимостью восстановления во многом утраченных механизмов её функционирования на уровне наследования, воссоздания, обновления и передачи этнокультурного опыта новым поко-

* Научный консультант Е. В. Николаева.

лениям. Проблемы восстановления русской народно-песенной традиции связаны и с практическим отсутствием в настоящее время связующих поколений - их носителей, поскольку это люди весьма преклонного возраста (старше 90 лет). Вот почему сегодня столь остро стоит проблема сохранения русских народно-песенных традиций и приобщения к ним подрастающих поколений.

116

В педагогических исследованиях аналогичной направленности до сих пор не определена кардинальная стратегия этнообразовательно-го процесса, не раскрыты технологии целостного освоения русской народно-песенной традиции как в аутентичной - общинно-родовой, так и в фольклоризированной среде (вторичной - в отрыве от общинно-родовой преемственности этнокультурных знаний).

Именно поэтому наше внимание направлено на разработку этнопеда-гогической стратегии и новой инте-гративной универсальной методики музыкального этнообразования посредством выявления унифицированных моделей русской народной и фольклоризированной песенных традиций, образовательных моделей освоения этнокультурного опыта и модели формирования носителя традиции с опорой на ценные педагогические и этномузыковедческие теории.

Разработка нового этнопедаго-гического процесса освоения русской народно-песенной традиции основывается на тесной взаимосвязи народно-песенной педагогики и музыкальной этнопедагогики, а также осуществляется с опорой на признанные этномузыковедческие теории по выявлению певческих технологий, оформившихся в среде этнофоров (аутентичных исполнителей).

Н а р о д н о - п е с е н н ая педагогика, как известно, представляет собой исторически сложившийся процесс освоения жанрово-видового и певческо-стилевого фонда народно-песенной традиции отдельного этноса от наследования, воссоздания, обновления и передачи этнокультурного опыта новым поколениям.

Изучение генезиса, развития и современного состояния знаний о русской народно-песенной педагогике в контексте рассматриваемой нами проблемы показало, что в народной среде формирование певческой деятельности ребёнка начиналось с момента его появления на свет, далее развивалось и совершенствовалось в процессе многолетней исполнительской практики и было направлено на каждого ребёнка, независимо от его индивидуальных музыкальных способностей. Педагогический процесс осуществлялся на протяжении 15-20 лет на основе исторически сложившейся модели становления носителя традиции.

Суть музыкальной этнопедагогики, с нашей точки зрения, заключается в определении педагогической стратегии по разработке целостного этнообразовательного процесса и методики освоения русской народно-песенной традиции в условиях фольклоризма с учётом всех необходимых инструментальных механизмов для её функционирования.

Фольклоризм - явление многогранное, которое принято рассматривать как культурологический феномен на уровне сохранения и развития русской народно-песенной традиции (и других видов традиционного народного исполнительства); как социально-психологический феномен на уровне самореализации исполнителей и их этнического самоутверждения; как эстетический феномен на уровне созидания национального искусства в целом и национальных певческих школ в частности; как социологический феномен на уровне реализации досуговой, празднично-обрядовой и семейно-бытовой деятельности опре-

делённого творческого сообщества [1, с. 55-56]. Следует добавить, что есть основание рассматривать его и как образовательный феномен на уровне освоения этнокультурного наследия.

Освоение русской

н а р о д н о - п е с е н н о й традиции в условиях фольклоризма рассмотрено нами относительно следующих направлений:

1) концертно-сценического народно-певческого исполнительства -с 60-х гг. ХХ в. по настоящее время;

2) практического этномузыковеде-ния - 60-90-е гг. ХХ в.;

3) локального фольклоризма -40-90-е гг. ХХ в.;

4) общей музыкальной этнопеда-гогики - с 70-х гг. ХХ в. по настоящее время;

5) интегративной музыкальной эт-нопедагогики - с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время.

Направление концертно-сценичес-кого народно-певческого исполнительства является объективным, исторически обусловленным процессом культивирования народного пения. С 60-х гг. ХХ в. оно связано с открытием экспериментальных отделений по подготовке руководителей народных хоров при академических кафедрах хорового дирижирования ведущих вузов страны (Российской академии музыки им. Гнесиных, Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и др.).

Концертно-сценическое народно-певческое исполнительство, как правило, направлено на сохранение и развитие общерусских/национально-русских песенных традиций, т. е. не

предусматривает возрождения утраченных локально-региональных песенных традиций русского народа.

Направление практического этно-музыковедения связано с процессом реставрации русской народно-песенной традиции в деятельности фольклори-зированных коллективов под руководством ведущих этномузыковедов России на основе таких методов, как вживание в традицию, пение следом за этнофорами, опыт наслушивания, современное прочтение особенностей народного многоголосия и др.

Так, например, В. М. Щуров в созданном им студенческом фольклорном ансамбле применил метод регионального прочтения в выявлении особенностей народного многоголосия на подлинном материале южнорусских областей, Алтая, Сибири. Ансамбль русской народной музыки под руководством Д. В. Покровского направил свою деятельность на освоение локально-региональных певческих стилей на основе экспедиционного опыта музыкантов, на создание сольных концертно-сценических программ и фольклорного театра как синкре- ц^

тично-синтетической формы интегра- -

ции традиционного народного творчества в современном его прочтении. А. М. Мехнецов организовал студенческий фольклорный ансамбль в поисках вторичного сохранения «языка» русской народно-песенной традиции и др.

Принципиально важно, что данное направление основывается на скрупулёзном изучении традиции, её многогранной фиксации, архивации, на научных исследованиях и поисках путей её естественного освоения -устного. Безусловно, данная деятельность играет значимую роль в истории российского фольклоризма, но прямо она не направлена на обеспе-

чение функционирования традиции и её жизнеспособности в созданных коллективах.

Направление локального фолькло-ризма связано с процессами фоль-клоризации локальных песенных традиций (40-90-е гг. ХХ в.) - с деятельностью певческих коллективов, участники которых были воспитаны в условиях фрагментарного наследования традиции с младенческого до подросткового возраста. В детском возрасте певцы воспитывались в общинно-родовой среде, но не осваивали полный цикл народно-песенного образования по причине его невостребованности в 20-50-е гг. советского периода общественного уклада нашей страны. Репертуарное песенное наследие своих родителей певцы осваивали в 60-80-е гг. прошлого века под руководством культработников или лидеров-песенников, в основном для участия в смотрах художественного самодеятельного творчества, деятельности агитбригад. Важно, что певцы унаследовали локально-певческую манеру своего поселения и Ц8 практически не утратили её в период активного самодеятельного песне-творчества в 60-80-е гг. ХХ в. Ценно и то, что восстановленный этнофо-рами общинно-родовой репертуарно-исполнительский материал продлил жизнь отдельным локально-песенным традициям России. В целом осмысление феномена локального фолькло-ризма 50-90-х гг. ХХ в. убеждает в закономерном и неизбежном процессе возрождения народных традиций.

Суть общей музыкальной этнопедаго-гики заключается:

- в разработанном процессе фрагментарного освоения русской межрегиональной народно-песенной тради-

ции (с 70-х гг. ХХ в.) в системе общего музыкального образования (исследования Е. Г. Борониной [2], В. В. Васильевой [3], Г. Б. Соколовой [4], Н. А. Яксиной [5] и др.). Обучение, как правило, проходит на образовательных курсах без установки на системное освоение народно-песенной традиции, её воспроизводство, передачу опыта новым поколениям и восстановление традиции в целом. Продолжительность обучения в зависимости от возрастной категории участников -от двух до семи лет. Участники - дети младшего или среднего школьного возраста;

- в разработанном процессе фрагментарного освоения русской региональной народно-песенной традиции (90-е гг. ХХ - начало ХХ1 вв.) в системе общего музыкального образования (исследования Н. Н. Елисовой [6], О. В. Пивницкой [7]). Освоение осуществляется на курсах обучения сроком от двух до семи лет, обычно с участниками определённых возрастных категорий - с детьми младшего или среднего школьного возраста, без установки на системное освоение народно-песенной традиции, её воспроизводство и передачу опыта.

Суть разрабатываемой нами ин-тегративной музыкальной этнопедаго-гики заключается в восстановлении и частичном обновлении исторически сложившегося в народной педагогике процесса освоения народно-песенной традиции в современных условиях фольклоризма - в сформированной функциональной этнокультурной среде.

В контексте данного подхода современный этнопедагогический процесс сформирован на основе разра-

ботанной унифицированной модели фольклоризирован-ной русской народно-песенной традиции (по аналогии с обобщённой моделью русской фольклорной традиции), структуру которой составляют:

1. Объекты русской народно-песенной традиции - сформированные культурные ценности, культурные тексты:

• праздничный и событийный календари с учётом историко-этно-графического контекста;

• системный и поэтапный музыкально-образовательный процесс с учётом исполнительской половозрастной стратификации и специфики певческого взросления детей на основе народных и современных эффективных музыкально-педагогических технологий;

• программное обеспечение образовательного процесса, включающее: песенно-обрядовое, хореографическое, инструментальное, театральное исполнительство, основанное на локально-региональной специфике репертуара и диалектно-стилевых исполнительских технологиях; музыкально-теоретический комплекс предметов, а также концертно-сценические и празднично-театрализованные формы исполнительства.

2. Субъекты сформированной русской народно-песенной традиции:

• преподаватели, осуществляющие руководство качественно новым этнопедагогическим процессом, - современные носители, трансляторы, хранители и передатчики этнокультурной информации, освоившие сформированную русскую народно-песенную традицию и получившие специализированное музыкально-педагогическое образование в средних и высших учебных заведениях России;

• учащиеся (с годовалого до 15-20-летнего возраста) - преемники/наследники сформированной традиции;

• родители учащихся, включённые в досугово-образовательную среду сформированной традиции;

• фольклорно-этнографический коллектив современных носителей русской народно-песенной традиции (локально-региональной), состоящий из этнопреподавателей и выпускников образовательных курсов (со стажем образовательной практики не менее 15-20 лет), способных к концертно-сценической, празднично-досуговой и научно-просветительской деятельности.

3. Инструментальные механизмы сформированной русской народно-песенной традиции:

• процессы наследования, сохранения, воспроизводства, воссоздания, обновления и передачи культурно-значимого опыта, учитывающие в том числе процессы музыкально-исполнительского взросления детей по освоению навыков певческого интонирования, ансамблевого много- цд голосного ролевого пения, певческо-стилевых технологий;

• способы освоения: устный - пение следом за этнопреподавателем, аутентичными исполнителями (по фольклорно-экспедиционным записям и в реальном творческом общении); письменный - пение по нотным пособиям, игра партитур песенных образцов на фортепиано и др.;

• способы функционирования: фольклорная инклюзивность, этнокультурная преемственность, межэтническое взаимодействие.

4. Историко-территориальные, эт-носоциокультурные и образовательно-досуговые особенности функционирования

традиции в сформированной этнокультурной среде.

Рассматриваемый этнопедагоги-ческий процесс сформирован также на основе выявленной в структуре унифицированной модели народно-песенной традиции образовательной модели освоения этнокультурного опыта. А поскольку данная модель является качественно результативной1, то вполне логично её применение и к современному этнопедагогическому процессу, осуществляемому на основе интегративного подхода, который объединяет:

1) целостный подход к процессу наследования, воспроизводства, обновления и передачи опыта (если какой-либо из механизмов выпадает, то освоение традиции следует считать фрагментарным);

2) поэтапный подход к образовательному процессу освоения песенной традиции на принципах половозрастной циклизации - иерархической сопод-чинённости освоения разнополовоз-растного песенного репертуара и постепенного усложнения певческих

120 технологий;

3) жанрово-видовой подход к освоению песенной традиции;

4) интонационно-формульный подход к процессу освоения жанрово-стилевого корпуса этнорепертуара, в том числе и общинно-конфессионального;

5) вариантно-импровизационный подход к освоению многоголосия;

6) вокально-стилевой подход к процессу освоения общестилевых и диалектных особенностей народной манеры пения;

7) синхронный подход к процессу освоения русской народно-песенной традиции в различных функциональных нормах пове-

1 Каждый этнофор профессионален в художественном исполнительстве.

дения исполнителей: в образовательной деятельности, празднично-бытовых и концертно-сценических условиях.

Освоение русской народно-песенной традиции в условиях целостного этнопедагогического процесса осуществляется посредством:

• сформированной народно-песенной исполнительской среды (с учётом конфессиональной специфики) - в условиях системного трехуровневого музыкально-образовательного процесса на дошкольном (с младенческого возраста), школьном (с 7 до 13 лет), предпрофессиональном (преимущественно с 14 лет) отделениях фольклорной школы (студии), далее - в профессиональном фольклорном коллективе преподавателей и выпускников;

• сформированного программного песенного репертуара - свода доминирующих песенных традиций региона, составляющих максимально полный корпус песенного полистадиального фольклорного репертуара - обрядового (календарные, свадебные, рекрутские песни), повествовательного (эпические, лирические, солдатские песни, духовные стихи и пр.), песенно-игрового (музыкальные игры, хороводы и пр.) и внехрамовых песнопений (праздничные тропари, кондаки и др.);

• новой универсальной методики музыкального этнообразования детей с годовалого возраста до 15-20 лет, включающей ряд специализированных методик по формированию, развитию и совершенствованию народно-певческой деятельности: навыков певческого интонирования (на основе интонационно-формульного подхода) [8, ч. 1]; навыков вокальных технологий народного пения - общестилевых (унифицированных) и спе-

циальных (локально-региональных) [9, с. 130-142; 10, с. 57-63]; навыков народного певческо-стилевого исполнительства [9, с. 117-129; 10, с. 54-57]; навыков ансамблевого многоголосного пения и творческой импровизации [10, с. 142-160; 8, ч. 1, с. 63-74]; навыков исполнительского поведения певцов - хореографическая пластика, обрядовые роли, фольклорный театр, сценическое мастерство (отдельные предметы учебного плана музыкальных фольклорных школ); профессионализации навыков исполнительского мастерства в процессе формирования и становления современного носителя русского этнокультурного наследия [8, ч. 1].

Концептуально разработанная универсальная методика музыкального этнообразования детей основывается на поэтапном процессе освоения сформированного программного жанрово-видового материала и певческо-стилевой специфики в течение 15-20 лет исполнительской практики (по аналогии с 15-20-летним образовательным процессом в аутентичной среде):

• с детьми младенческого возраста через погружение детей в интонационно-формульную песенно-певческую среду посредством направленной песенной информации - колыбельных песен, потешек, прибауток, на основе унифицированной академической школы народного пения и эмоционально-образного общения с ребёнком в целях формирования певческого интонирования детей на подсознательном уровне;

• с детьми 4-6-летнего возраста посредством имитации формульных напевов детского песенного репертуара - потешек, прибауток, песен из сказок, музыкальных игр, хороводов,

музыкальных считалок, закличек, на основе художественно-образного восприятия детского песенного эт-норепертуара и освоения певческо-стилевых технологий унифицированной академической школы народного пения;

• с детьми 7-10-летнего возраста посредством освоения формульного этнорепертуара, многоголосного, этнографического, пластического и концертно-сценического исполнительства, совершенствования технологий унифицированной академической и диалектной школы пения;

• с детьми 11-14-летнего возраста посредством освоения полного корпуса этнорепертуара, интегрированных видов ролевого поведения певцов (в многоголосии, обряде, пляске, театре и др.), совершенствования унифицированных академических, диалектных и универсальных диалектных певческих технологий;

• с участниками 15-20-летнего возраста посредством совершенствования унифицированных академических, диалектных и творчески преобразованных певческо-стилевых техноло- уц

гий и передачи освоенных этнокуль- -

турных знаний новым поколениям.

Апробация созданной универсальной методики музыкального эт-нообразования детей в Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора (начиная с 1984 г.) подтверждает её высокую результативность: каждый ученик к 6-8 годам успешно овладевает певческим интонированием, к 13-15 годам осваивает локально-стилевые певческие технологии, свободно участвует в многоголосном ансамблевом пении, а к 16-20 годам становится современным носителем этнокультурных традиций Новгородской земли.

Таким образом, реализация инте-гративного подхода к этнопедагоги-ческому процессу освоения русской народно-песенной традиции позволила не только конструктивно решить проблемы её освоения и воссоздания, но и успешно программировать процессы становления современных носителей этнокультурного наследия и тем самым обеспечить преемственность этнокультурного опыта в условиях фольклоризма.

[Текст, ноты]. - 2009. Ч. 3 [Текст, ноты]. -2009. Ч. 4 [Текст, ноты]. - 2010.

9. БурьякМ. К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли): Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999.

10. Бурьяк М. К. Новгородское народно-певческое искусство: Научное исследование. - Великий Новгород: Новгородский Технопарк, 2000.

122

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики. - М.: Графика, 2010.

2. Боронина Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

3. Васильева В. В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2000.

4. Соколова Г. Б. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

5. Яксина Н. А. Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры личности учителя музыки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

6. Елисова Н. Н. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.

7. Пивницкая О. В. Освоение народно-песенной традиции среднерусского региона (на занятиях с детьми младшего школьного возраста): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

8. Бурьяк М. К. Певческое этновоспитание детей. - Великий Новгород: Новгородский Технопарк: Ч. 1 [Текст]. - 2009. Ч. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.