Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЛЕШ-МОБОВ И МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЛЕШ-МОБОВ И МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ / ДОСУГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК / ФЛЕШМОБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич, Мухамеджанов К.М., Захлебаева Виктория Викторовна

Статья посвящена анализу особенностей культурно-досуговой деятельности молодежи. Молодежь как объект культурно-досугового воздействия рассматривается с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. Анализ социокультурной ситуации в сфере молодёжного досуга сельской молодежи показывает трансформацию традиционных форм досуга и появление новых - инновационных технологий молодежного досуга. На эмпирическом материале показан воспитательный потенциал такой инновационной технологии организации молодежного досуга как флешмоб. С позиции образовательной практики проанализированы технологические аспекты организации флешмоба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЛЕШ-МОБОВ И МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ»

УДК 316.37

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЛЕШ-МОБОВ И

МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Тесленко А.Н., Мухамеджанов К.М., Захлебаева В.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей культурно-досуговой деятельности молодежи. Молодежь как объект культурно-досугового воздействия рассматривается с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. Анализ социокультурной ситуации в сфере молодёжного досуга сельской молодежи показывает трансформацию традиционных форм досуга и появление новых - инновационных технологий молодежного досуга. На эмпирическом материале показан воспитательный потенциал такой инновационной технологии организации молодежного досуга как флешмоб. С позиции образовательной практики проанализированы технологические аспекты организации флешмоба.

Ключевые слова: молодежь, культурная социализация, культурно-досуговая деятельность, молодежный досуг, досуговые инновации, массовый праздник, флешмоб.

Современная ориентация молодого поколения на западные стандарты жизни в русле т.н. «вестернизации», снижения общего уровня культуры, смены идеалов и ценностей требует нового взгляда на проблему свободного времени и досуга молодежи. Праздник как форма культурно-досуговой деятельности несет особую функциональную нагрузку в системе свободного времени молодежи, прежде всего, в русле педагогизации молодежной культуры. Развитие научно-технического прогресса, улучшение условий быта и образа жизни современной сельской молодежи появилось больше свободного времени, требующего рационального использования.

Актуальность данной работы связана с необходимостью научного анализа феномена молодежного праздника и особенно его современных форм, например, флеш-моба. В условиях модернизации общественного сознания необходимо исследовать сущность праздничной культуры молодежи в ее современных формах, ее роль в культурной социализации молодежи и развитии общества.

К сожалению, в системе воспитания и молодежной работы современной среднее образовательной и высшей школы наблюдается недооценка роли и места массовых праздников в культурной социализации подрастающего

поколения. Кроме того, проблема данного исследования заключается в отсутствии теоретического осмысления и практического внедрения социокультурных технологий в систему молодежной работы в организациях образования и на уровне городского и сельского социума.

Содержательный анализ современной литературы показал, что данная проблема в многочисленных источниках раскрыта недостаточно глубоко, а такой аспект как применение новых социокультурных технологий, например, флешмобов, освещен недостаточно полно.

Следует отметить, что тема исследования феномена праздника предполагает

междисциплинарную интеграцию научного материала из различных наук: философии (М.М. Бахтин, А.В. Гуревич), педагогики (Д.М. Генкин, С.В. Герасимов, А.Д. Жарков, С.В. Спиридонова), психологии, социологии (И.В. Гужова, И.И. Пронина, Н.Н. Хабибуллина), социальной антропологии (А.В. Бенифанд, Т. Н. Бояк, Г. Г. Карпова), этнографии (Е.В. Аничков, А.К. Байбурин, Т. А. Бернштам, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, А. Ф. Некрылова, А.А. Потебней, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, А.В. Терещенко, В. И. Чичеров), культурологи (А.Н. Афанасьев, В.П. Исаенко,

В.А. Ленинцева, М.В. Литвинова, О.Л. Орлов, В.Я. Пропп), искусствоведения (Р. Е. Маркин,

A. И. Мазаев и др.), ювенология (В.А. Луков,

B.В. Павловский, Е.Г. Слуцкий) и др.

Несмотря на столь обширный

отечественный и зарубежный опыт изучения феномена массового праздника, молодежный аспект данного феномена недостаточно изучен и требует своего социально-педагогического осмысления.

Первая попытка комплексного исследования новых социокультурных технологий организации молодежного досуга в Казахстане была предпринято в 2018-2020 годах исследовательской группой под руководством профессора А.Н. Тесленко в рамках национального гранта МОН РК научного грантового проекта по бюджетной программе «Научные основы «Мэцгшк ел»: образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук» [1 -2].

Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить, обосновать и апробировать социально-педагогические условия

организации флешмобов и других форм массового молодежного праздника на основе моделирования специальной социокультурной среды в процессе молодежной работы.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия наиболее продуктивно, на наш взгляд, с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. При таком подходе выделяются следующие основные типологические группы:

-активно-деятельностный тип,

отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как правило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразование личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социалъно-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности;

-молодежь, ориентирующаяся

преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внерабочего времени,

вытесняя все другие виды деятельности; эта группа молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы или учебы, ограничивая себя в общении;

-молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий

преимущественно в роли зрителя, посещение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;

-молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно-хаотичной направленностью досуга и структурой культурно-досуговой деятельности [5, с.67].

Массовый молодежный праздник как раз может быть той универсальной формой культурно-досуговой деятельности молодежи который объединит все вышеуказанные группы потребителей досуга. Молодежный праздник -такое многообразное, сложное социальное явление, что его специфические особенности воспитательной эффективности зависят от ряда параметров:

-место проведения праздника, (выбор места действия, центральной площадки);

-временная протяженность праздника (зависит от его объема);

-особенности проведения праздника как физические, так и психологические;

-аудитория (с кем проводить и для кого); -возможность свободного передвижения (зритель должен свободно передвигаться по всем площадкам, которые есть на празднике).

Технологический процесс подготовки и проведения массового молодежного праздника включает определенные этапы:

- планирование массового праздника; -организационно-административной

процесс праздника;

- создание режиссерско-постановочного проекта;

-организационно-постановочный процесс праздника;

-проведение праздничного мероприятия

[6].

Массовый праздник представляет собой особый творческий продукт. Одной из причин возникновения массового мероприятия может

быть значимое событие или явление в жизни общества, социальной группы, коллектива. Чем значительней событие, тем масштабнее форма массового праздника.

Сегодня праздничная культура молодежи обогащается новыми формами - досуговыми инновациями, которые меняют характер и содержание массового молодёжного праздника. Вслед за российским социологом О.В. Ромах, под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений [4].

Как правило, все инновационные формы молодежного досуга строятся на игровых технологиях. В любом возрасте игра как форма досуговой деятельности оказывает

воспитательное и просветительное влияние и дает педагогический эффект:

- моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности; - создает условия для взаимодействия и взаимопонимания;

- сплачивает, рождает временную общность;

- в кругу игры законы повседневной жизни не берутся в расчет;

- создает простор для фантазии, импровизации, творчества;

-реализует единство познания и рекреации;

-в ней могут проявляться положительные качества личности, которые в реальной жизни не находят отражения [3, с. 18].

На наш взгляд, наиболее ярко педагогический эффект массового молодежного праздника проявляется в технологии флешмоба - заранее спланированной массовой акции, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия по сценарию и затем расходится.

Анализ данного явления показал, что наиболее перспективным в образовательной практике представляются коллективные флешмобы, которые не занимают много времени, в редких случаях требуют

масштабной подготовки и могут применяться для работы практически со всеми воспитательными задачами. В практике организаций образования наиболее часто используются:

1. Танцевальный флешмоб. Очень часто проводится по случаю каких-то праздников. Например, к празднику День Победы. Своими выступлениям участники пытаются сказать «спасибо» всем ветеранам, поздравить с праздником Победы их и всех жителей страны. Цель этих акций - дать понять ветеранам, что их подвиг и значение этого дня для нашей и мировой истории никогда не будут забыты. Хореография таких флешмобов должна быть достаточно простой, чтобы движения за 2-3 репетиции, мог выучить любой человек.

2. Событийные флэшмобы. Например, «Обними школу» - акция к юбилею школы. Когда учащиеся школы встают вокруг здания, взявшись за руки, тем самым выражают свои чувства и сопричастность к данному событию.

3. Флэшмобы, с привлечением внимания к какой-либо проблеме. Например, «Мы выбираем жизнь!» форма уличного флешмоба для решения проблемы пропаганды здорового образа жизни среди школьников и проблемы детского суицида. «Мы за мир на всей планете!» флешмоб для решения проблемы толерантности, терпимости (учащиеся встают в три круга и ровно в полдень запускают воздушные шары).

Опрос респондентов в рамках нашего исследования показывает, что примерно половина из них (48,2%) считают флешмоб эффективным инструментом организации молодежного досуга и повышения социальной активности молодого поколения.

В формирующей части исследования нами была поставлена задача практически доказать актуальность межличностного общения, основанного на фундаменте межсубъектных взаимоотношений между организатором флешмоба и его участниками с помощью диалогических приёмов, форм и методов воздействия в процессе организации массовой флешмоб-акции.

Перед студентами, отобранные в экспериментальную группу была поставлена задача провести на центральной площади г.Кокшетау спортивно-танцевального флешмоб «Танцуй, пока молодой!», посвящённого

Международному дню солидарности молодежи (24 апреля). Основная цель экспериментальной группы провести подготовительную работу так, чтобы в назначенный день на месте сбора встретились не только студенты Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова, но случайные прохожие, а также все гости и жители города, желающие стать участниками масштабного молодежного праздника. Как запланировали организаторы флешмоба, главной целью мероприятия является сплочение студентов. Главное условие -позитивное настроение, желание танцевать и дарить праздник. Ведь танец — самый понятный, простой и доступный всем способ объединиться и подарить позитивное настроение всем зрителям. Ожидалось, что в массовом танце примут участие более 500 человек.

Был детально проработан рабочий план (технологическая карта) организации флэшмоба:

1) Встреча оргкомитета с участниками флешмоба.

2) Начало работы по организации флэшмоба:

а) разработка сценарного плана и технологической карты;

б) постановка флэшмоба: хореография, музыкальное оформление, театральное действие, распределение ролей, спортивное действие, схемы из людей и пр.);

в) организация флэшмоба, поиск участников, постоянная связь с ними;

г) составление графика репетиций: количество репетиций, встреча с участниками и разделение на группы, просмотр участников и распределение ролей по уровням танцевальной и спортивной подготовки, возрасту, и др. критериям;

д) сборы на репетиции, подбор музыки, организация схемы репетиций;

ж) поиск, разработка костюмов;

з) совместные репетиции участников, объединение всех групп в одну массовую постановку со всей атрибутикой и пр. усилениями общей картины;

е) генеральная репетиция флешмоба на площадке (по возможности).

К сожалению, провести саму флешмоб-акцию не удалось в связи с карантинными ограничения, связанными с пандемией Короновируса-2020. Однако, опыт подготовки данного мероприятия способствовал развитию навыков группового взаимодействия и самоорганизации молодежного объединения. Так, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов исследования, можно говорить о том, что у 42,8% студентов экспериментальной группе, высокий показатель групповой работы повысили в несколько раз по сравнению с показателями констатирующего эксперимента (табл.1).

Таблица 1

Уровни коммуникативных навыков в экспериментальной и контрольной группах на

Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество % Количество %

студентов студентов

Высокий 15 42,8 15 33,3

Средний 15 57,1 15 40,0

Низкий 14 0 14 26,0

Сравнивая показатели уровня самоорганизации в творческой деятельности, была выявлена определенная положительная динамика в экспериментальной группе в ходе формирующего и итогового эксперимента.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что флешмоб, в силу своих особенностей, является легко организуемым, вирусным и привлекательным мероприятием, что выделяет его среди

традиционных форм культурно-досуговой деятельности молодежи. Как и любое явление, с течением времени флешмоб претерпевает некоторые изменения, что говорит о нем как о гибком и удобном формате взаимодействия с общественностью. Если раньше флешмоб-акции проводились исключительно в развлекательных целях, то сейчас, как можно наблюдать в нашем исследовании, он стал активным инструментом гражданского

общества и позитивной социализации молодежи. Адаптируя под современные условия, специфику организации и тип целевой аудитории, флешмобы нужно внедрять в практику молодежной работы в организациях образования страны.

С педагогической точки зрения, флешмоб-акции способствуют развитию активного отдыха, проявлению эмоций в деятельности, совершенствованию

коммуникативных навыков (благодаря причастности к общему делу), самоутверждению в социально одобряемом виде деятельности.

Библиографический список

1. Концепция молодежной работы в Республике Казахстан / А.Н.Тесленко,

М.И.Рожков, Д.В. Лепешев, В.В. Захлебаева. -Нур-Султан: Изд-во «Центр-Элит», 2020. - 90 с.

2. Рожков М.И., Тесленко А.Н. Юногогика: педагогика молодежной работы. Монография. 2-ое изд., пераб. и дополненное. -М.: Изд-во «Канцлер», 2020, - 354 с.

3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. -539 с.

4. Ромах О.В. Социология молодежного досуга. - М.: МГИК, 1991. - 156 с.

5. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. / В.Я. Суртаев. - СПб. -Ростов н/Д.: Гефест, 1998. - 238 с.

6. Шамаева Г.И. Современные технологии организации досуга подростков // Проблемы педагогики 2016, № 12(23). - С.78-84.

Тесленко Александр Николаевич, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). е-mail: teslan@rambler.ru

Мухамеджанов К.М., магистрант кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, старший преподаватель, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 11.04.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Тесленко А.Н., Мухамеджанов К.М., Захлебаева В.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.