Научная статья на тему 'Флешмоб как современная форма досуга городской молодежи: анализ зарубежного и отечественного опыта'

Флешмоб как современная форма досуга городской молодежи: анализ зарубежного и отечественного опыта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2454
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛЕШМОБ / ГОРОДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФЛЕШМОБОВ / СУЩНОСТЬ ФЛЕШМОБОВ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ФЛЕШМОБ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФЛЕШМОБОВ / FLASH MOB / URBAN YOUTH / CLASSIFICATION OF FLASH MOBS / THE ESSENCE OF FLASH MOBS AS A FORM OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / CLASSIC AND NON-CLASSIC FLASH MOB / DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE ORGANIZATION OF FLASH MOBS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Оленина Г.В., Козлова А.М.

Авторы рассматривают флешмоб как самоорганизованную, стихийную форму досуга, использованную профессионалами социально-культурной деятельности для создания на практике форм организованных, постановочных. В статье проанализирована история возникновения и развития флешмоба как явления социально-культурной деятельности за рубежом. Приведено описание первых проведенных акций в крупных городах мира, в том числе и России. Выявлены сходство и отличия флешмоба и интерактивных форм театрального искусства и карнавала городской улицы (хэппенинга, перформанса, уличного театра). Определено место флешмоба как досуговой формы в технологиях социально-культурной деятельности, а именно как художественно-зрелищной технологии, поскольку она отражает основную особенность проведения современных флешмобов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLASH MOBS AS A MODERN FORM OF LEISURE FOR URBAN YOUTH: ANALYSIS OF FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

The authors consider flash mobs as a self-organized, spontaneous form of leisure used by professionals of social and cultural activities to create in practice organized and staged forms. The history of emergence and development of flash mob as phenomenon of foreign social-cultural activity is analyzed in this article. The description of the first grass-root movement in the world’s you can find here. More than that the similarity and differences between flash mob and interactive performances like happening, performance art, gueriller theater are identified in this article. The place of the flash mob as a leisure form in technologies of social and cultural activity namely, as an artistic and entertainment technology is determined because it reflects the main feature of modern flash mobs.

Текст научной работы на тему «Флешмоб как современная форма досуга городской молодежи: анализ зарубежного и отечественного опыта»

флешмоб - самоорганизованная ФОРМА ДОСУГА городской молодежи: анализ ЗАРУБЕЖНЫХ

И отечественных практик

УДК 378.183

Г. В. Оленина1, А. М. Козлова2

Алтайский государственный институт культуры

Авторы рассматривают флешмоб как самоорганизованную, стихийную форму досуга, использованную профессионалами социально-культурной деятельности для создания на практике форм организованных, постановочных. В статье проанализирована история возникновения и развития флешмоба как явления социально-культурной деятельности за рубежом. Приведено описание первых проведенных акций в крупных городах мира, в том числе и России. Выявлены сходство и отличия флешмоба и интерактивных форм театрального искусства и карнавала городской улицы (хэппенинга, перформанса, уличного театра). Определено место флешмоба как досуговой формы в технологиях социально-культурной деятельности, а именно как художественно-зрелищной технологии, поскольку она отражает основную особенность проведения современных флешмобов.

Ключевые слова: флешмоб, городская молодежь, классификация флешмобов, сущность флешмобов как формы социально-культурной деятельности, классический и неклассический флешмоб, отечественный и зарубежный опыт организации флешмобов.

G. V. Olenina1, A. M. Kozlova2

Altay State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Yurina str., 277, 656055, Barnaul city, Altay region, Russian Federation

FLASH MOBS AS A MODERN FORM OF LEISURE FOR URBAN YOUTH: ANALYSIS OF FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

1ОЛЕНИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета художественного творчества Алтайского государственного института культуры

OLENINA GALINA VLADIMIROVNA- Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of social and cultural activities, Faculty of art creativity, Altay State Institute of Culture

2КОЗЛОВА АЛИНА МАКСИМОВНА - аспирант кафедры социально-культурной деятельности

факультета художественного творчества Алтайского государственного института культуры KOZLOVA ALINA MAKSIMOVNA - doctoral student of Department of social and cultural activities, Faculty of art creativity, Altay State Institute of Culture

e-mail: kotenishka@mail.ru1, ustlama@mail.ru2 © Оленина Г.В., Козлова А.М., 2018

The authors consider flash mobs as a self-organized, spontaneous form of leisure used by professionals of social and cultural activities to create in practice organized and staged forms. The history of emergence and development of flash mob as phenomenon of foreign social-cultural activity is analyzed in this article. The description of the first grass-root movement in the world's you can find here. More than that the similarity and differences between flash mob and interactive performances like happening, performance art, gueriller theater are identified in this article. The place of the flash mob as a leisure form in technologies of social and cultural activity namely, as an artistic and entertainment technology is determined because it reflects the main feature of modern flash mobs.

Keywords: flash mob, urban youth, classification of flash mobs, the essence of flash mobs as a form of social and cultural activities, classic and non-classic flash mob, domestic and foreign experience in the organization of flash mobs.

Для цитирования: Оленина Г. В., Козлова А. М. Флешмоб как современная форма досуга городской молодежи: анализ зарубежного и отечественного опыта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4 (84). С. 160-166.

Социально-культурная деятельность как педагогическая наука и практика призвана не только развивать социум, его культуру, формировать творчески ориентированную личность, организуя ее досуговую деятельность силами профессионалов, но и исследовать современные тенденции и формы досуга, организованного непрофессионалами [2, с. 8]. Позитивные направления различных самоорганизованных форм досуга, в том числе и флешмоб, часто используются профессионалами социально-культурной деятельности, тем самым развивая на практике формы организованные, постановочные.

Во второй половине 60-х годов XX века появился термин «информационное общество». Специалисты, предложившие его, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования -компьютеры, мобильные телефоны, Интернет и др. [3]. Эти средства информационных технологий повлияли на возникновение флешмобов. Однако всё это еще не свидетельствует о появлении идеи флешмоба в мире. В 2002 году (в некоторых источниках в 2003 году) была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». В ней

он писал о возможных потенциалах толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms, Internet и т.п.). Его книга послужила толчком к развитию нового движения, получившего название «flash mob» или «smart mob» (второй вариант более распространен на Западе) [7]. «Выводы и прогнозы Рейнгольда вдохновили читателей на экспериментальные акции, отчасти забавы ради, а в какой-то степени для демонстрации потенциала технологии, описанной Рейнгольдом. Так родилась идея собрать посредством электронных средств в одном месте в определенное время незнакомых друг другу людей, вооруженных единым сценарием для моделирования абсурдной ситуации» [5, с. 346-347].

На практике форма флешмоба возникла сравнительно недавно. Программист из Сан-Франциско Роберт Зазуэт организовал интернет-ресурс, который стал местом встречи потенциальных участников «стремительных толп», и первый специализированный сайт FlockSmart. com провел первый полноценный флэш-моб в 2003 году. «По легенде» некий Билл, житель Нью-Йорка, после нескольких попыток, используя SMS и e-mail, собрал около полутора сотен незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли

в мебельный отдел магазина «Macy's» и попросили «любовный ковер» для «пригородной коммуны» ценой в 10000 $. После этого случая деятельность сайта FlockSmart. com мгновенно нашла отклик в сердцах многих пользователей интернет-ресурсов, и вскоре по всему миру начали появляться сообщества моберов, выносящие свои остроумные сценарии из виртуального мира на улицы Лондона, Амстердама, Дортмунда, Токио и других крупных городов мира [5].

Отдельные исследователи периодом расцвета движения флешмобов в России считают 2003 и 2004 годы. Во многих крупных городах в это время появились специализированные интернет-сайты как пространство общения сообщества моберов. Всплеск интереса к новому явлению обеспечивал сайтам вполне высокую посещаемость и живое общение на форуме, что в итоге являлось генератором новых идей, ярких, нестандартных сценариев. Именно в это время велись споры и дискуссии относительно теории и сущности флешмоба, происходил поиск новых форм выражения, шло формирование идеологической базы движения. На сайтах был отражен весьма широкий спектр идей и подходов к дальнейшему развитию флешмоба: присутствовали идеи, заостряющие внимание на социальной стороне послания, передаваемого акцией; были сторонники классического флешмоба, максимально далекого от социальных идей; кто-то ратовал за медитативные акции, другие доказывали главенство fun-составляющей и т.д. [5].

Антрополог А. А. Панов в своей статье о молодежных субкультурах пишет о том, что флешмоб - это проявление перформан-са - одной из форм «искусства действия», цель которой состоит в исполнении определенных, заранее запланированных действий перед публикой. В некоторых случаях перформанс предполагает участие зрителя, а в некоторых случаях участие зрителя не предусматривается. И действительно, многие творческие люди используют флешмоб

для реализации каких-либо своих идей, сценариев, постановок, это своего рода борьба против сложившейся системы [5]. По мнению авторов исследования, также существует связь флешмоба и хэппенинга — стиля современного искусства, отличительной особенностью которого стало отсутствие границ между зрителем и автором. На сегодняшний день хэппенинги, как и флешмобы, достаточно распространены. Их организуют уже не только представители творческой богемы, но и обычные люди, что также сближает данные формы культурных событий с флешмобом. Ещё один вариант понимания сущности явления — это флешмоб как новый вид ведомой толпы. Ведомая толпа - это толпа, организованная лидерами. Многие исследователи рассматривают флешмоб как способ борьбы с депрессией и апатией. Психологи рекомендуют участвовать во флешмобах людям, которые хотят преодолеть какие-либо психологические барьеры. В статьях А. А. Панова и В. К. Андреева флешмоб рассматривается с точки зрения молодежной субкультуры, характеризующейся своим «кодексом» поведения и определенным сленгом [1, 5]. Таким образом, однозначного понимания как термина, так и самого явления «флешмоб» в настоящее время не существует.

Первым российскими флешмобом принято считать акцию, проведенную 15 августа 2003 года в Москве в универмаге ГУМ. В ней приняли участие около 20 человек в возрасте 25-30 лет. «Неизвестные организаторы мероприятия рекомендовали желающим прийти в ГУМ на Красной площади, подойти к фонтану и начать ходить вокруг него против часовой стрелки, затем неожиданно остановиться и начать аплодировать. Через минуту прекратить хлопать, бросить в фонтан монетку, сказать "до встречи" соседу и уходить» [5, с. 348]. Первые российские акции, как и их западные аналоги, носили развлекательный характер: толпа молилась памятнику Ленину, подпевая «Ленин вечно

живой» (Пермь, 20 сентября 2003 года), пускала мыльные пузыри на московском Арбате (Москва, 1 апреля 2007 года) [6]. Всё это примеры классического флешмоба, который и отличался развлекательным характером.

С точки зрения классификации флеш-мобов выделяются классические и неклассические их формы. Классический флешмоб построен на первичных основах идеологии движения. Такая акция не ставит своей задачей выразить какую-либо идею и не таит никакого скрытого подтекста. Её цель - создать «нестандартные ситуации» и привлечь внимание окружающих. В то же время А. А. Панов утверждает, что «не стоит категорично заявлять о том, что флешмоб-акции полностью лишены смысла. Смысл в них, как правило, присутствует, но он носит, скорее, абстрактный, нежели конкретный характер. В большинстве своем флешмоб-акции направлены на борьбу с замкнутостью, закомплексованностью, стереотипностью поведения в современном мегаполисе, излишней рациональностью мышления, мешающей ежедневно испытывать яркие эмоции и без стеснения их проявлять» [5, с. 350]. Также цель классического флешмоба — удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было реакции отвращения или смеха от происходящего. Удержать границу между удивлением и смехом трудно, поэтому в чистом виде классический флешмоб — явление редкое, особенно в наши дни. На основе материалов интернет-сообществ моберов и статей А. А. Панова и В. К. Андреева можно сформулировать основные признаки классического флешмоба: участники — не знакомые друг с другом люди — до акции не собираются в месте события; централизованное руководство отсутствует; сценарий абсурдного характера должен вызывать недоумение; длительность акции не более пяти минут; нет освещения в средствах массовой информации, не приветствуется фото- или видеорегистрация; проведение

и участие бесплатные; не содержит рекламу, агитацию.

По мере существования и развития флешмобов стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они воплощались в жизнь, и стало ясно, что классический флешмоб уже не способен удовлетворить всех. С течением времени формы и разновидности флешмоба менялись, расширялись, и в новых его формах стало больше осмысленности и желания заставить задуматься других.

Первые попытки классификации флешмобов были сделаны за рубежом. Условные различия выделяют несколько групп таких акций. Проанализировав различные источники информации, можно выделить наиболее распространенные на сегодняшний день «неклассические» флешмобы: Dating-Mob («моб-свидание»), I-Mob («интер-нет-моб»), Long-Mob («длительный моб»), X-Mob («экспериментальный моб»), бук-кроссинг («книговорот»), моб-хэппенинг («театральный моб»), Art-Mob («художественный моб»), Fan-Mob (моберы-фанаты), моб-хаус («домашний моб»), полит-моб или социо-моб, фаршинг, Fun-Mob («весёлый моб»), Extreme-Mob, монстрация [5]. В статье остановимся на описании некоторых, наиболее характерных для России.

1. Long-Mob («Длительный моб»). Смысл этой акции заключается в том, что группа моберов заранее договаривается о том, какие необходимо будет выполнить действия, а затем участники выполняют их в любое удобное для них время и практически в любом месте.

2. Буккроссинг («Книговорот»). Некий человек намеренно «забывает» в любом месте понравившуюся ему книгу, снабдив ее соответствующей меткой. Подобравший книгу должен руководствоваться главным принципом буккроссинга: «прочитал — отдай другому». Прочитавший книгу человек с помощью метки может

связаться с ее первым хозяином для обсуждения прочитанного или знакомства.

3. Моб-хэппенинг («Театральный моб»). Театрализованное действие, в которое вовлекаются и зрители. Здесь приветствуется импровизация, включение фольклорного элемента, юмора. Декорации - окружающая обстановка, актеры спектакля - случайные прохожие.

4. Art-mob («Художественный моб»). Акция, имеющая некую художественную ценность и сложность реализации, нацелена на зрелищ-ность. Как правило, она выполняется с использованием ассоциативных предметов и символического реквизита. Данная акция предполагает репетиции. У арт-моба есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с ее организацией. К данному виду относится и «танцевальный флешмоб».

5. Fan-mob (Фан-моб). Флешмобы в честь какой-либо знаменитости. Участники данного моба используют определенную атрибутику и надевают одежду, связанную с теми людьми, в честь которых проводится моб.

6. Моб-хаус («Домашний моб»). Акция, рассчитанная на несколько часов. Моберы «живут» по определённым правилам, отличным от обычной жизни. Своего рода моделирование социокоммуникативного пространства, понятного только участникам акции и вызывающего недоумение у свидетелей. Это может быть имитация студенческой жизни, имитация свадьбы и т.д.

7. Полит-моб или социомоб. Акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения, чем митинги и демонстрации.

8. Extreme-mob. Действия с хрупкими моральными гранями, может иметь место мелкое хулиганское поведение моберов.

9. Монстрация (производное от слова «демонстрация»). Графический флэшмоб. Форма акции - плакаты абсурдного содержания и исключительно развлекательного характера. Например, «Скажи миру "Ы"».

Таким образом, неклассический флеш-моб отличается от классического тем, что предполагает знакомство в процессе моба; может проходить в сети Интернет; может проходить без предварительного планирования; нарушается принцип кратковременности; некоторые мобы специально репетируются; в некоторых мобах участники не создают толпу, а действуют в обычной массе людей; зрители могут быть участниками моба; допускается импровизация; некоторые мобы направлены на привлечение внимания к событию в стране или мире; могут содержаться элементы рекламы, агитации; сценарий может содержать рационалистический подход.

Рассмотрев способы проведения и принципы организации различных видов акций, можно отметить, что флешмоб -это технология собирания толпы, действия которой носят абсурдный, но неопасный характер, направлены на получение эмоционального удовольствия от художественно-творческого воплощения акции.

Далее следует определить место флеш-моба как досуговой формы в технологиях социально-культурной деятельности. Исходя из того, что все флешмоб-акции проводятся людьми в свободное от работы время (во время отдыха) и чаще всего имеют художественную направленность, можно утверждать, что основной критерий акции - рекреационно-художественная деятельность. К ней авторы классификации технологий социально-культурной деятельности Т. Г. Киселева и Ю. Д. Кра-сильников относят две технологии - техно-

логию рекреации и развлечения и художественно-зрелищную технологию. Из двух данных технологий, по мнению авторов, флешмобу как новой форме досуга молодежи наиболее близка художественно-зрелищная, поскольку она отражает основную особенность проведения современных флешмобов [4].

Подводя итоги, можно отметить, что:

- флешмоб - это явление, характерное для городской среды,возникшее в эпоху информационного общества, когда с помощью электронных устройств желающие участвовать во флешмобе могут о нём узнать, мгновенно собраться, произвести определённые сценарием действия развлекательного характера и быстро разойтись;

— под флешмобом можно понимать технологию собирания толпы,характерную для информационного общества, а также действия толпы, которые носят абсурдный по своему содержанию характер и направлены на получение эмоционального удовольствия моберов;

- флешмобы являются формой социально-культурной деятельности, а именно художественно-зрелищной технологии с элементами рекреационно-игровых действий, так как флешмоб - это публичная акция, чаще всего основанная на театрализации, цель которой -привлечь внимание к определённой теме через художественно-творческое её воплощение или вызвать интерес окружающих, недоумение и в то же время желание присоединиться к такому действу;

- флешмобы классифицируются на 1) классические и 2) неклассические, а с точки зрения их организации на: 1) самоорганизованные моберами и 2) постановочные, т.е. специально организованные профессионалами с различными целями.

Пока при изучении этого современного явления социально-культурной деятельности у исследователей больше вопросов, чем ответов, но именно это и объясняет интерес современной гуманитаристики к данной проблеме.

Примечания

1. Андреев В. К. Флешмоб-культура и ее отражение в субкультурном лексиконе [Электронный ресурс] // Вестник Псковского государственного университета. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/fleshmob-kultura-i-ee-otrazhenie-v-subkulturnom-leksikone

2. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления: монография. Санкт-Петербург: Арт-студия «Концерт», 2008. 792 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Прогресс, 1973. 284 с.

4. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. Москва: МГУКИ, 2004. 539 с.

5. Панов А. А. Флэшмоб в Москве и в России [Электронный ресурс] // Молодежные субкультуры Москвы / сост. Д. В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 344-385. URL: http://static. iea. ras. ru/books/Molodezhnie_ subkultury_Moskvy. pdf

6. Папченкова М. NzR178qWE и другие [Электронный ресурс] URL: https://www. kommersant. ru/doc/1014590

7. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция [Электронный ресурс] URL: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Sociolog/Rein/

8. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

References

1. Andreev V. K. Flash mob kultura i yeyo otrazheniye v subkulturnom leksikone [Flashmob culture and its reflection in the subcultural lexicon] [Electronic resource] // cyberleninka. ru: zhurnal "Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta" [Bulletin of the Pskov State University]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/fleshmob-kultura-i-ee-otrazhenie-v-subkulturnom-leksikone

2. Ariarskyi M. A. Socialno-kulturnaya deyatelnost kak predmet nauchnogo osmysleniya [Socio-cultural activities as a subject of scientific reflection]: monographiya. Saint-Petersburg, Art-studiya "Kontsert", 2008. 792 p.

3. Bell D. Gryaduschee postindustrialnoie obschestvo [The coming post-industrial society]. Moscow, 1973. 284 p.

4. Kiseleva T. G., Krasilnikov U. D. Socialno-kulturnaya deyatelnost [Socio-cultural activities]: uchebnik. Moscow, MGUKI, 2004. 539 p.

5. Panov A. A. Flash mob v Moskve i v Rossii [Flashmob in Moscow and in Russia][Electronic resource] // ras. ru: Youth subcultures of Moscow. Moskva, The Institute of Ethnology and Anthropology of RAN, 2009. Pp. 344-385. URL: http://static. iea. ras. ru/books/Molodezhnie_ subkultury_Moskvy. pdf

6. Papchenkova M. NzR178qWE i drugiye [Electronic resource] // kommersant. ru: yezhenedelnik. 2008. URL: https://www. kommersant. ru/doc/1014590

7. Reingold G. Umnaya tolpa: novaya sotcialnaya revolutciya [Smart crowd: a new social revolution]. Moscow, 2006. http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Sociolog/Rein/

8. Yaroshenko N. N. Industriya razvlechenij v prostranstve sovremennyh kul'turnyh praktik [Entertainment industry in the space of contemporary cultural practices]. In: Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury [International Journal of Culture Studies. 2017. № 1 (26). Pp. 112-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.