Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брык Антонина Владимировна

В представленной статье рассматриваются характеристики социокультурного пространства начальной школы в контексте задач воспитания современных школьников. Представлен краткий обзор нормативно-правовых документов федерального уровня, закрепивших ключевые векторы воспитательной работы в современной школе. Понятие «социокультурное пространство школы» раскрывается с точки зрения разных подходов к определению содержания данного концепта. В статье изложены размышления автора о соотношении понятий «среда» и «пространство», о правомерности и допустимости полного или частичного отождествления данных понятий. Анализируются взгляды ученых на проблему социокультурной трансформации современной школы, определяющей содержание и основные векторы ее деятельности. Пространство школы рассматривается в контексте деятельностных характеристик образовательно-воспитательного процесса. Особенно отмечается роль деятельностной составляющей в воспитании современных школьников на ступени начального образования. Начальная школа рассматривается как ключевая ступень системы общего образования, в пространстве которой закладываются основы жизненных и социальных компетенций обучающихся. Уникальные возможности начальной школы позволяют реализовать задачи воспитания и обучения в гармоническом единстве, синхронизируя и гармонизируя данные процессы друг с другом. Социокультурное пространство начальной школы рассматривается как механизм и ресурс воспитания современного школьника, в котором сочетаются такие характеристики, как: информационная открытость, медийность, событийность и поликультурность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брык Антонина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIEONMENT OF PRIMARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF OBECTIVES OF MODERN STUDENTS EDUCATION

The presented article considers the socio-cultural environment characteristics of primary school in the context of educating modern pupils. The article provides a brief overview of federal level regulatory and legal documents, which have defined the key vectors of educational work in modern school. The article deals with the concept ofThe article analyses views of scientists on the problem of socio-cultural transformation of the modern school, which determines the content and main vectors of its activity. «socio-cultural school environment» in terms of different approaches to determining its content. In the article the author reflects on the connection between the concepts of «environment» and «medium» and on the validity and permissibility of their full or partial equation. The views of scientists, who consider the problem of socio-cultural transformation of the modern school defining the content and main vectors of its activity, are analysed. The school environment is considered in the context of the activity characteristics of the educational process. The author emphsizes the role of the activity component in educating modern primary schoolchildren. Primary school is regarded as one of the key stages in the general education system, where they lay the foundations of students life and social competencies. The unique capabilities of primary schools make it possible to achieve the objectives of education and learning, synchronizing and harmonizing these processes. Socio-cultural environment of primary school is seen as a mechanism and resource of the modern student education and combines such characteristics as: information openness, media publicity, eventfulness and multiculturality.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»

Материал таких занятий позволяет студентам рассмотреть логическую цепочку взаимосвязи изучаемых дисциплин в образовательном пространстве.

Правильно сформированные метапредметные умения окажут неоценимую помощь студентам в осуществлении будущей профессиональной деятельности.

Интегрированные занятия являются относительно новым мощным витком в модернизации образовательного процесса. Данные занятия олицетворяют высшую степень межпредметных связей и становятся востребованным в современных высших учебных заведениях.

Внедрение интегрированных занятий в процесс обучения позволяет расширить горизонты деятельности одной дисциплины, показать как в мире все взаимосвязано. Позволяет создать дополнительную мотивацию и повышение интереса к изучаемым дисциплинам. Интеграция дисциплин дает возможность разностороннего осмысления изучаемых предметов, процессов и явлений, укрепляет связь между дисциплинами и формирует метапредметные компетенции. Введение такого типа занятий в образование способствует формированию у студентов таких важных образования компонентов как:

- овладение универсальными новыми учебными действиями;

- овладение навыками применения полученных знаний для решения сложных нестандартных задач не только в рамках изучаемой дисциплины, но и в рамках изучения смежных дисциплин;

- умение анализировать и выбирать необходимую информацию в сложном информационном потоке;

- умение выбирать необходимый способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием программных средств обработки данных;

- умение применять междисциплинарные знания при выполнении индивидуальных, групповых и коллективных заданий.

В наше время общество нуждается в высокоинтелектуальной, образованной личности, с целостным представлением картины мира, поэтому перед современным образованием поставлена сложная задача по ее формированию посредством внедрения в образовательный процесс интегративного обучения.

Выводы. В результате проведенной исследовательской работы мы можем сделать вывод: что интеграция образовательного процесса, путем внедрения в образование интегрированных занятий позволит грамотно сформировать метапредметные компетенции и получить высокие метапредметные результаты. Это поможет обеспечить студенту его общекультурное, личностное и познавательное развитие, а самое главное научит умению учиться.

Литература:

1. Асмолов, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская; под ред.; А.Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Бакиева, О.А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы / О.А. Бакиева, О.А. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. -№ 5. - С. 1-13.; (электронная версия): URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm.

3. Бурханова, И.Ю. Диалоговые технологии образования в формировании метапредметной компетентности магистрантов / И.Ю.Бурханова // Современные наукоемкие технологии. - 2017 - № 4 - С. 75-79

4. Викторук, Е.Н. Определение значимости метапредметных компетенций у студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / Е.Н. Викторук, Е.П. Валюх // Вестник Красноярского гос.пед. ун-та им. В.П. Астафьева. - 2014 - №3 (29). - С. 32-35

5. Гатулин, Р.Р. Проблемы формирования надпрофессиональных компетенций у студентов вуза / Р.Р. Гатаулин // Инноватика-2016: сб. мат-лов XII Межд. школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. - Томск. - С. 432-435

6. Гейн, А.Г. Об одной модели метапредметных связей как механизме развития когнитивных компетенций выпускников вузов / А.Г. Гейн, В.П. Некрасов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 1 (110). - С. 87-95

7. Громыко, Ю.В. Обучение схематизации / Н.В. Громыко // Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. - М., 2005 - 475 с.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986 - 240 с.

9. Лебедев, О.Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего / О.Е. Лебедев. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2022. - 356 с.

10. Сизова, Е.В. Реализация метапредметного подхода в высшей школе: от теории к практике / Е.В. Сизова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 6.; (электронная версия): URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN617.pdf.

11. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно- методическое пособие / А В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. - 73 с.

12. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах / А.В. Хуторской. (электронная версия): - URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm.

Педагогика

УДК 37.018.2

директор Брык Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Гимназия № 36 имени Героя Советского Союза Гастелло Н.Ф.» (г. Ростов-на-Дону)

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В представленной статье рассматриваются характеристики социокультурного пространства начальной школы в контексте задач воспитания современных школьников. Представлен краткий обзор нормативно-правовых документов федерального уровня, закрепивших ключевые векторы воспитательной работы в современной школе. Понятие «социокультурное пространство школы» раскрывается с точки зрения разных подходов к определению содержания данного концепта. В статье изложены размышления автора о соотношении понятий «среда» и «пространство», о правомерности и допустимости полного или частичного отождествления данных понятий. Анализируются взгляды ученых на проблему

социокультурной трансформации современной школы, определяющей содержание и основные векторы ее деятельности. Пространство школы рассматривается в контексте деятельностных характеристик образовательно-воспитательного процесса. Особенно отмечается роль деятельностной составляющей в воспитании современных школьников на ступени начального образования. Начальная школа рассматривается как ключевая ступень системы общего образования, в пространстве которой закладываются основы жизненных и социальных компетенций обучающихся. Уникальные возможности начальной школы позволяют реализовать задачи воспитания и обучения в гармоническом единстве, синхронизируя и гармонизируя данные процессы друг с другом. Социокультурное пространство начальной школы рассматривается как механизм и ресурс воспитания современного школьника, в котором сочетаются такие характеристики, как: информационная открытость, медийность, событийность и поликультурность.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, социокультурное пространство начальной школы, воспитательная работа, задачи воспитания в школе.

Annotation. The presented article considers the socio-cultural environment characteristics of primary school in the context of educating modern pupils. The article provides a brief overview of federal level regulatory and legal documents, which have defined the key vectors of educational work in modern school. The article deals with the concept ofThe article analyses views of scientists on the problem of socio-cultural transformation of the modern school, which determines the content and main vectors of its activity. «socio-cultural school environment» in terms of different approaches to determining its content. In the article the author reflects on the connection between the concepts of «environment» and «medium» and on the validity and permissibility of their full or partial equation. The views of scientists, who consider the problem of socio-cultural transformation of the modern school defining the content and main vectors of its activity, are analysed. The school environment is considered in the context of the activity characteristics of the educational process. The author emphsizes the role of the activity component in educating modern primary schoolchildren. Primary school is regarded as one of the key stages in the general education system, where they lay the foundations of students life and social competencies. The unique capabilities of primary schools make it possible to achieve the objectives of education and learning, synchronizing and harmonizing these processes. Socio-cultural environment of primary school is seen as a mechanism and resource of the modern student education and combines such characteristics as: information openness, media publicity, eventfulness and multiculturality.

Key words: education, educational process, socio-cultural environment of a primary school, educational work, objectives of education at school.

Введение. В настоящее время перед школой, как одним из основных социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, поставлен ряд задач. Все они изложены в нормативно-правовых документах федерального уровня. В частности, начиная с 2010-х гг., они были закреплены в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и многие другие. Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней образования фиксируют требования, ориентированные на обеспечение социализации и воспитании обучающихся, профессиональные стандарты работников системы образования содержат описание трудовых функций и действий, связанных с реализацией воспитательного вектора в образовании.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулированы приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации подрастающего поколения, среди которых фиксируются приоритеты трудового, духовно-нравственного и социального воспитания, отмечается необходимость соблюдения последовательности, целостности и единства воспитания и образования, формирование ценностного отношения подрастающего поколения к языковой, культурной, национальной и гражданской идентичности, внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, защита прав и интересов каждого ребенка в системе образования при определяющей роли семьи и реализации качественного сотрудничества субъектов системы воспитания.

По мнению представителей академического сообщества, Стратегия является фундаментальной основой государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Она задает методологические ориентиры, объединяющее воспитательное пространство России общей для всей страны идеей, в которой отражены актуальные современности цели и задачи воспитания. Возникший в период кризиса существенный разрыв между образованием и воспитанием на сегодняшний день успешно преодолевается в том числе через реализацию воспитательных стратегий в социокультурном пространстве современной школы на всех ступенях общего образования.

Целью представленной статьи является рассмотрение характеристик социокультурного пространства начальной школы в контексте задач воспитания современных школьников.

Изложение основного материала статьи. Воспитательный процесс в условиях современной школы организуется и содержательно наполняется сообразно возрасту обучающихся. Цель и основные задачи воспитательной работы остаются неизменными независимо от уровня образования, но специфика организации процесса воспитания, выбор методов, форм и средств воспитательной работы имеют определенную специфику. Немаловажную роль в воспитании современного школьника играет социокультурное пространство образовательной организации.

Понятие «социокультурное пространство» изначально не соотносилось со сферой педагогической деятельности, являясь объектом исследования для этнографов и антропологов. Также данное понятие использовалось в философских, социологических, исторических и искусствоведческих текстах. Таким образом, понятие «социокультурное пространство» наполнено самыми разными смыслами и может быть интерпретировано как концепт, соотносимый с парадигмой междисциплинарности.

Н.Л. Селиванова [10] выделяет три подхода к определению содержания концепта «социокультурное пространство», предложенные Ю.С. Мануйловым, Д.В. Григорьевым и Л.И. Новиковой. Так, по мнению Ю.С. Мануйлова, социокультурное пространство - это часть среды, «господство в которой определено педагогически сформированным образом жизни». По Д.В. Григорьеву, социокультурное пространство является интегрированным условием личностного развития человека, динамической сетью взаимосвязанных педагогических событий, реализуемых коллективными и индивидуальными субъектами разного уровня. Согласно представлениям Л.И. Новиковой, социокультурное пространство является педагогически целесообразно организованной средой, окружающей индивидуальных и коллективных субъектов образовательных отношений.

Считаем необходимым разобраться в соотношении содержательных характеристик понятий «среда» и «пространство», и рассмотреть, насколько правомерно и допустимо их полное или частичное отождествление. В контексте задач и специфики нашего исследования данные понятия будут рассмотрены в соотношении с системой образования. Таким образом, мы будем также оперировать понятиями «образовательная среда» и «образовательное пространство».

Обращаясь к рассмотрению вопроса о соотношении понятий «пространство» и «среда», следует отметить, что многие исследователи подчеркивают объективный характер пространства, которое существует как совокупность влияющих на человека условий, но, тем не менее, не предполагающих его обязательного присутствия. Человек может быть включен в пространство, но, если его там нет, пространство существовать не перестанет, поскольку существует независимо от него. Если же речь идет о среде, то мы всегда говорим об обязательном присутствии в субъекта, который активно взаимодействует со средой и влияет на ее функционирование. Среда не существует сама по себе, ее характеристики всегда соотносимы с потребностями активных субъектов, находящихся в ней.

В контексте образовательных отношений понятие «пространство» появляется в работах П. Бурдье в 70-х годах прошлого века, где он говорит о символических отношениях между педагогом и учеником. Несмотря на то, что данный автор не использует словосочетание «образовательное пространство», он вводит в научный дискурс мнение о социальных позициях участников образовательного процесса и отношениях между ними.

В отечественном научном дискурсе обращение к проблемам образовательного пространства связано с работами В.Ю. Лысковой, Е.А. Ракитиной, И.Д. Фрумина, Д.Б. Эльконина и других ученых, подчеркивающих близость понятий «пространство» и «среда», но отмечающих при этом их нетождественность и взаимовключенность. Образовательное пространство России, по мнению авторов, представлено совокупностью образовательных учреждений, общественных и государственных организаций и происходящими в них образовательно-воспитательными процессами. Это пространство способствует становлению личности, приобретению социального опыта, формированию навыков взаимодействия с различными субъектами.

В.С. Агеев [1], обращаясь к социально-психологическим проблемам межгруппового взаимодействия, раскрывает несколько характеристик воспитательного социокультурного пространства, среди которых: необходимость выстраивания диалоговых отношений с разновозрастным контингентом воспитанников и взрослых, актуализация качественного выполнения нескольких социальных ролей, обеспечение свободы выбора содержания и форм деятельности в соответствии с потребностью в самоактуализации и самовыражении личности, свободное вхождение в воспитательное пространство, необходимость адаптации и освоения воспитанников в условиях информационного, культурного и природного подпространств, свобода выбора и времени пребывания в структуре различных коллективов и общностей, функционирующими в социокультурном пространстве школы.

В условиях социокультурного пространства образовательного учреждения активной созидательной и движущей силой являются обучающиеся, включенные в решение поставленных педагогом задач в процессе совместной творческой деятельности. Особую роль играет правильная позиция педагога, которая заключается в скрытом доминировании и управлении воспитательным процессом на основе вовлечения обучающихся во взаимодействие и созидательную деятельность.

Социокультурное пространство образовательной организации формируется под влиянием процессов и тенденций, которые существуют в системе образования в целом. На сегодняшний день актуализировано рассмотрение деятельностных характеристик социокультурного пространства, которые могут раскрываться через совокупность действий субъектов образовательно-воспитательного процесса и их взаимного влияния друг на друга.

А.А. Петрусевич [6] отмечает, что для системы образования в целом, и школы, в частности, характерно функционирование под влиянием различных социокультурных факторов, что актуализирует изменение социокультурного пространства школы. Общеобразовательная школа находится в состоянии социокультурной трансформации, что является следствием актуальной ситуации общественного развития. По мнению Е.П. Ананьевой [2], понятие «социокультурное пространство» может рассматриваться достаточно широко, как на уровне мира, страны и региона, так и в контексте задач отдельно взятого образовательного учреждения. Данное обстоятельство обусловливает такое явление как взаимопроникновение, в некоторых случаях даже отождествление понятия «пространство», сопровождаемое эпитетами социальное, социокультурное, образовательное и др. Контекст социокультурности пространства актуализирует обращение к проблемам личности и общества, влияния событий на жизнь и развитие человека, рассмотрение системных характеристик образования и др. [4] Данное обстоятельство обусловлено двойственностью природы самого понятия «социокультурное пространство», в котором имеют место быть и социальная, и культурная составляющая.

Современное общество крайне динамично, оно трансформируется, развивается и неизменно влияет на все институты, соотносимые с его функционированием. Образовательная система является частью этих трансформаций, изменяясь под влиянием социокультурных процессов. Изменяется общественное сознание, изменяется культурное пространство, связанное с образованием и наукой. А.В. Хуторской [11] полагает, что социокультурное пространство можно назвать эвристической средой, в которой постоянный поиск оригинальных инновационных решений для социальной и образовательной практики.

Отметим, что понятие «социокультурное пространство» в контексте рассмотрения различных образовательных практик неизменно актуализирует обращение к его этимологической сущности, поскольку оно в полном смысле не может быть соотнесено только с образовательными реалиями. В нем сочетаются различные контексты, среди которых образовательный является промежуточным связующим звеном между контекстами социальности и культуры.

Обобщая различные варианты определений социокультурного пространства, Е.В. Орлова делает вывод не только о его физической реальности, но также о ментальном выражении, связанном со способностью человека находящемся в конкретном пространстве создавать социальные связи, которые и определяют его «специфическую пространственно-временную целостность» [5, С. 151]. В данной целостности есть возможность существования и созидания для человека. Для функционирования социокультурного пространства немаловажную роль играет психологический аспект, определяющий его внутреннюю гармоничность и стабильность, поскольку человеку очень важно, как считал Я.А. Коменский, «жить в согласии с природой, богом и самим собой».

Исследователи рассматривают пространство в трех основных ипостасях: природной, рукотворной и объединяющей, являющейся сочетанием первой и второй. Современная школа в данной логике является пространством однозначно рукотворным, управляемым его создателями, имеющим заранее планируемый эффект с корректируемой поправкой на непредвиденные обстоятельства. Причем «рукотворность» в данном случае мы рассматриваем не только с точки зрения материальной составляющей пространства школы, но и в контексте создаваемых психолого-педагогических условий, необходимых для организации процесса воспитания.

Пространство школы рассматривается в контексте деятельностных характеристик образовательно-воспитательного процесса. Начальная школа не является исключением. Необходимо отметить, что именно на этом уровне деятельностная составляющая образовательно-воспитательного процесса чрезвычайно важна, поскольку именно предметная деятельность позволяет формировать личностные качества ребенка и необходимые для жизни компетенции. По мнению С.И. Поздеевой [7], именно начальная школа является тем пространством, которое выступает в качестве ресурса совместной деятельности, позволяющего оформить личностное содержание образования для всех ее участников. В пространстве начальной школы

закладывается фундамент формирования жизненных, социально-культурных, личностных, универсальных и других типов компетенций [8]. Деятельностный характер образовательного взаимодействия и само социокультурное пространство начальной школы создают возможность для организации качественного воспитательного процесса.

По мнению Н.В. Боос [3], в пространстве школы в современных условиях очень важна реализация антропологического принципа, определяющего в качестве ведущей цели развитие ребенка. Все задачи образовательно-воспитательного процесса в социокультурном пространстве школы должны быть направлены на создание условий для достижения данной глобальной цели, сообразно возрасту, особенностям и способностям ребенка. В достижении вышеназванной цели роль начальной школы переоценить невозможно. Классики отечественной педагогики не раз подчеркивали уникальность младшего школьного возраста и важность задач, которые сообразно этому возрасту, возложены на начальную школу. Особенно важно, что именно пространство начальной школы позволяет реализовать задачи воспитания и обучения в гармоническом единстве, синхронизируя и гармонизируя данные процессы друг с другом.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь». Ранняя социализация ребенка, его раннее приобщение к пространству духовных ценностей в естественных для него условиях жизни заложены в гуманистических идеях классиков российской педагогической мысли, таких как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и др. В.Г. Белинский в статье «О детских книгах» заявлял: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность». Спустя почти 100 лет ему вторит В.А. Сухомлинский: «Надо подчеркнуть значение младшего возраста в воспитании человечности», «то, что упущено в детстве очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы».

Воспитание человечности шло у него через формирование человеческого чувствования природы, через вхождение в богатейший мир искусства, а главное - через творение добра для людей. Интересно то, что несмотря на преобладающее в советской школе стремление к разделению воспитательного процесса на отдельные направления, В.А. Сухомлинскому удалось совершенно непреднамеренно, а вполне естественным образом, создать единый образ социокультурного пространства школы, где в гармонии сосуществовали умственное, эстетическое, физическое, трудовое и другие виды воспитания, благодаря которым формируется образ человека, его мировоззрение.

А.В. Репринцев [9] обращается к характеристикам современного социокультурного пространства и задается очень непростым вопросом «Остается ли в воспитании место для гуманизма?». Современные социокультурные реалии, в которых существует школа, вполне позволяют усомниться в возможности положительного ответа на задаваемый вопрос. В связи с этим одной из важнейших задач школы было и остается сохранение культурной традиции и универсальных духовных ценностей, несмотря на кризисы идентичности, деструкции морального сознания, социальные реформы и др.

Выводы. Безусловно перед современной школой в целом и начальной школой, в частности, стоят важнейшие задачи, актуализированные как на государственном уровне, так и на уровне обыденного понимания человеческой задачи передачи ценностей и духовно-нравственного опыта последующим поколениям. В условиях доступности информации, востребованности среди молодежи модельных образцов поведения, демонстрируемых признаваемыми в их среде авторитетами и медийными личностями, ориентированности на насыщенность жизни разнообразными событиями, необходимости гармоничного сосуществования разных национальных и культурных традиций необходимо, чтобы школа стала таким социокультурным пространством, в котором современный школьник находил ответы и предложения на любые свои вопросы и запросы (в лучшем смысле этого слова), независимо от возраста. Но все же особый статус необходимо отвести, на наш взгляд, возрасту младшего школьника, поскольку именно в этот момент ребенок еще не стоит в неосознанной оппозиции взрослому, что будет характерно для «переходного» возраста, он готов воспринимать не только учебную информацию, но с жадностью впитывает новые для него образцы поведения, осваивает новые для него правила и социокультурные нормы. Ребенок в младшем школьном возрасте еще достаточно гибок, чтобы открыться ценностям и смыслам, которое до текущего момента были еще ему неизвестны или не до конца понятны, для него интересны новые люди, знакомство с их культурой, понимание их инаковости вызывает не раздражение, а живое детское любопытство и желание узнать и понять что-то новое. Таким образом, социокультурное пространство начальной школы с полным правом можно рассматривать как механизм и ресурс воспитания современного школьника. При этом важно, чтобы в социокультурном пространстве школы гармонично сочетались следующие важные характеристики: информационная открытость, медийность, событийность и поликультурность. Информационная открытость предполагает обеспечение доступности информации о различных направлениях деятельности образовательной организации, медийность заключается в направленности на создание востребованного медийного образа образовательной организации, событийность связана с целенаправленным включением в текущую деятельность школы событий разного масштаба (от локального до федерального), поликультурность определяется необходимостью создания объединяющего поля социокультурной деятельности как ресурса для обмена культурными традициями, духовно-нравственными ценностями и воспитательными практиками.

Литература:

1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с.

2. Ананьева, Е.П. Место и роль образования в социокультурном пространстве / Е.П. Ананьева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 8(39). - С. 83-84

3. Боос, Н.В. Организация образовательного пространства школы на основе антропологического принципа / Н.В. Боос // Гуманитарное пространство. - 2014. - Т. 3. - № 3. - С. 305-312

4. Леонова, О.В. Образовательное пространство как педагогическая реальность / О.В. Леонова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 1. - С. 36-40

5. Орлова, Е.В. Социокультурное пространство: к определению понятия / Е.В. Орлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7(81). -C. 149-152

6. Петрусевич, А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы / А.А. Петрусевич // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 2. - С. 79-83

7. Поздеева, С.И. Начальная школа - пространство совместной деятельности / С.И. Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2003. - Выпуск 2(34). Серия «Педагогика». - С. 58-67

8. Редковникова, Е.И. Социокультурное воспитание младших школьников в условиях современного образовательного пространства / Е.И. Редковникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 25-1. - С. 319-324

9. Репринцев, А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? / А.В. Репринцев // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 59-74

10. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования / Н.Л. Селиванова // Моделирование воспитательных систем: теория - практике: сб. науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд. РОУ; 1995. - С. 10-17

11. Хуторской, А.В. Образовательное пространство СНГ: проблема сравнительной педагогики / А.В. Хуторской. - М.: ИНЭК, 2006. - 247 с.

Педагогика

УДК 376.4

кандидат педагогических наук, доцент Букина Ирина Адольфовна

Череповецкий государственный университет (г. Череповец);

доктор педагогических наук, профессор Гудина Татьяна Викторовна

Череповецкий государственный университет (г. Череповец); директор Кокосова Ирина Владимировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» (г. Череповец)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ №35» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ)

Аннотация. Статья посвящена выявлению и описанию организационно-методических условий обеспечения электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью и изучению психологической готовности педагогов к использованию интернет-технологий. Предложена программа цифровизации учебной среды школы, способствующая профилактике компьютерной безграмотности педагогов и повышению digital культуры и профессионального саморазвития педагогов, а также улучшению психологического климата в применении информационных технологий в учебном процессе с умственно отсталыми детьми. Реализация предложенного нами содержания программы по формированию организационно-методического обеспечения электронного обучения, охватывающей всех субъектов (детей, педагогов, родителей, администрацию) образовательного процесса, способствовала детерминации качества обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Ключевые слова: информационные технологии, дети с умственной отсталостью, психологическая готовность педагогов.

Annotation. The article is devoted to identifying and describing the organizational and methodological conditions for providing e-learning for school-age children with mental retardation and studying the psychological readiness of teachers to use Internet technologies. A program for the digitalization of the educational environment of the school is proposed, which contributes to the prevention of computer illiteracy of teachers and the enhancement of digital culture and professional self-development of teachers, as well as the improvement of the psychological climate in the use of information technologies in the educational process with mentally retarded children. The implementation of the proposed content of the program for the formation of the organizational and methodological support of e-learning, covering all subjects (children, teachers, parents, administration) of the educational process, contributed to the determination of the quality of education for school-age children with mental retardation.

Key words: information technology, children with mental retardation, psychological readiness of teachers.

Введение. Развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий в последние десятилетия приводит к стремительной интеграции их в систему образования. В сложившихся условиях обучение переходит от традиционных форм к внедрению цифровой образовательной среды и дистанционным программным продуктам.

Применение digital технологий в коррекционных целях в современных условиях получает все большее распространение и одобрение педагогов-практиков, поскольку обеспечивает их эффективными методиками реализации коррекционно-образовательного процесса. Грамотно адаптированные под психолого-физиологические возможности детей данной нозологии программно-методические комплексы и учебные материалы могли бы на качественно ином уровне позволить решать многие проблемы обучения в специальном образовании.

Еще одним ресурсом электронного обучения является аккумулирование методических материалов, разработок, примеров лучших работ обучающихся в облачном хранилище образовательной организации, что позволяет осуществить поддержку и сопровождение очного процесса обучения и способствует равному доступу к учебным материалам детям, находящимся на домашнем обучении.

Целый ряд научных работ, появившихся в последнее время, свидетельствует об интересе специалистов и ученых к дистанционным технологиям и к различным его аспектам. Стоит отметить такие исследования, в которых отражены теоретические подходы к рассматриваемой теме, как исследования Г.Л. Андриановой [1], H.A. Гейна [3], A.B. Густырь [4], Ю.П. Господарика [5], Г.А. Краснова [6], Е.С. Полат [10], A.B. Хуторского [12] и др.

Применению электронного обучения в образовании посвящены работы Г.В. Семенова, Ю.Е. Гусева, Ю.А. Поссель [11], М.А. Чошанов [13], К.А. Meyer [14], R. Gagne, L. Briggs, W. Wager [15] и др.

Авторы не обходят вопрос применения информационных технологий и в обучении детей с ОВЗ и, в частности, с умственной отсталостью, что задает профессиональную рамку компетенций преподавателей и облегчает процесс усвоение и запоминание учебного материала (О.Б. Кремер [7], О.И. Кукушкина [8], И.А. Никольская [9]).

Вместе с тем, растет и совершенствуется программно-методическое обеспечение учебного процесса не ориентированное прицельно на коррекционное обучение. Но при творческом подходе и грамотной методической адаптации многие из этих материалов можно использовать в организации обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, целью нашей статьи является выявление организационно-методических условий обеспечения электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью и изучению психологической готовности педагогов к использованию интернет-технологий.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35» г. Череповца в 2020-2021 гг. Педагогический процесс осуществляли 81 работник, из них: администрация учреждения - 5 чел.; учитель-логопед - 3 чел; педагог-психолог - 4 чел.; учитель-дефектолог - 2 чел.; тьютор - 5 чел.; социальный педагог - 2 чел; педагог-библиотекарь - 1 чел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.