Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЕКТОРА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЕКТОРА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ВЕКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брык Антонина Владимировна

В статье анализируется содержание воспитательной работы с младшими школьниками в контексте задач инклюзии в широком смысле понимания данного феномена. Представлены результаты опроса участников образовательных отношений, посвященного выявлению мнений об инклюзивном образовании. Выделяются проблемные моменты, влияющие на неоднозначность отношения к инклюзии у разных участников образовательных отношений. Отмечается роль начальной школы в воспитании инклюзивной культуры подрастающего поколения. Описаны основные направления реализации инклюзивного вектора в воспитании младших школьников на примере гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брык Антонина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING INCLUSIVE VECTOR IN EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF GYMNASIUM

The article analyzes the content of educational work with primary schoolchildren in the context inclusion objectives in the broad sense of understanding this phenomenon. This article also presents the results of a survey where participants of educational relations were asked to give their opinion on inclusive education. Some issues that influence controversial attitude to inclusion among different participants of educational relations were identified. The role of primary schools in forming an inclusive culture of the younger generation is highlighted. The main directions of implementing inclusive vector in junior schoolchildren education are described on the example of gymnasium.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЕКТОРА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ»

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ, РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018.2

9 Ростов-на-Дону, Россия Rostov-on-Don, Russia

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЕКТОРА В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ

Брык Антонина Владимировна,

директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 36 имени Героя Советского Союза Гастелло Н. Ф.» gymnasia36@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется содержание воспитательной работы с младшими школьниками в контексте задач инклюзии в широком смысле понимания данного феномена. Представлены результаты опроса участников образовательных отношений, посвященного выявлению мнений об инклюзивном образовании. Выделяются проблемные моменты, влияющие на неоднозначность отношения к инклюзии у разных участников

Статья поступила: 23.12.2022 Принята к публикации: 28.12.2022 Для цитирования: Брык А.В. Реализация инклюзивного вектора в воспитании младших школьников в условиях гимназии // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №4. - c. 34-40 - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb. ru/#vypuski

образовательных отношений. Отмечается

роль начальной школы в воспитании инклюзивной культуры подрастающего поколения. Описаны основные направления реализации инклюзивного вектора в воспитании младших школьников на примере гимназии.

Ключевые слова: воспитание, воспитание в начальной школе, воспитательный процесс, воспитательная работа, инклюзивный вектор.

Bryk Antonina Vladimirovna

Head teacher,

Rostov-on-Don Municipal Budget Educational Institution «Hero of the Soviet Union Gastello N. F. Gymnasium No. 36»

IMPLEMENTING INCLUSIVE VECTOR IN EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF GYMNASIUM

Abstract. The article analyzes the content of The artide was received: 12/23/2022

educational w°rk with primly schoo|chi|dren Accepted for publication: 12/28/2022

in the context inc|usion objectives in the broad For citation: Bryk A.V. Implementing

sense of understanding this phenomenon. This inclusive vector in education of primary

article also presents the results of a survey where school children in conditions of gymnasium

participants of educational relations were asked // scientific and practical journal «Magister» -to give their opinion on inclusive education. 2022. _ №4. - p. 34_40 _ [Electronic resource].

Some issues that influence controversial attitude URL: http://magister_spb.ru/#vypuski to inclusion among different participants of

educational relations were identified. The role of primary schools in forming an inclusive culture of the younger generation is highlighted. The main directions of implementing inclusive vector in junior schoolchildren education are described on the example of gymnasium.

Keywords: education, education at primary school, educational process, educational work, inclusive vector.

В настоящее время инклюзия становится неотъемлемой частью нашей жизни. Государственная приверженность ценностям и целям инклюзии в широком смысле этого слова демонстрируется в нормативно-правовых документах федерального уровня [1-4]. Каждый ребенок, независимо от его индивидуальных особенностей, имеет право получить образование, соответствующее его особым потребностям. Данные актуальных опросов участников образовательных отношений показывают, что преобладающее большинство родителей, учителей и обучающихся рассматривает инклюзию в узком значении, соотнося ее содержание преимущественно с потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Представим краткое описание опроса педагогов, родителей и обучающихся, проведенного на базе МБОУ Гимназия № 36 имени Героя Советского Союза Гастелло Н. Ф. Отметим, что более 90 % педагогов знают, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться совместно с детьми, не имеющими нарушений, 75 % педагогов понимают суть инклюзивного образования, но соотносят особые потребности преимущественно с ограничениями здоровья детей. При этом у 47 % учителей

отмечаются трудности в эмоциональном восприятии детей с особенностями развития, 42 % педагогов заявили о проблемах, которые возникают при налаживании взаимодействия с семьей особенного ребенка, более 55 % респондентов-педагогов психологически не готовы к работе с детьми, имеющими нарушения здоровья.

Большая часть педагогов сомневаются в результативности реализации идей инклюзии в образовательной практике, приводя в пользу данной точки зрения такие аргументы, как: недовольство родителей детей, не имеющих нарушений развития (51 %), недостаточное владение педагогическим и методическим инструментарием, необходимым для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (74 %), отсутствие специального образования в области работы с детьми данной категории (34 %). В то же время педагоги достаточно открыты и готовы приобретать новые знания и расширять собственный компетент-ностный профиль в соответствии с задачами образовательной инклюзии.

Введение ребенка с особенностями развития в образовательную организацию в формате полной инклюзии, по мнению педагогов, не принесет пользы ни самому ребенку, ни его одноклассникам, не имеющим

нарушений здоровья. 29 % респондентов отмечают, что при реализации формата полной инклюзии сложности испытывают не только и не столько ребенок с особенностями, сколько его нормотипичные сверстники, 19 % педагогов говорят о сложности учебной программы для детей с ОВЗ, даже если они осваивают ее в адаптированном варианте. Поэтому в качестве предпочтительных вариантов организации образования для детей с особенностями развития педагоги называют специальную школу (22 %), коррекционный класс (24 %) или же вариант индивидуального обучения на дому (12 %). Самыми сложными категориями детей в условиях инклюзии педагоги считают обучающихся с поведенческими нарушениями (24%), интеллектуальными нарушениями (22 %) и задержками психического развития (20 %).

Несмотря на собственные сомнения в успешности инклюзивного образования, 84 % педагогов полагают, что оно имеет ряд преимуществ, как для детей с особенностями развития, так и для их нормативно развивающихся одноклассников. Так, дети с особенностями могут научиться взаимодействовать с другими людьми (25 %), получить опыт самореализации в детском социуме (19 %), раскрыть свои способности в разных видах деятельности и общения (15 %). Дети с нормативным развитием смогут развивать навыки взаимопомощи (17 %), сочувствия и сопереживания (22 %), получат опыт общения с людьми, имеющими особые потребности (24 %). Таким образом, будет достигнут воспитательный эффект от практики реализации инклюзивного образования.

Считаем необходимым отметить, что узкая трактовка содержания понятия «инклюзия», соотносимая с проблематикой взаимодействия с лицами, имеющим ограниченные возможности здоровья, не вполне соответствует тому глубокому смыслу, который был заложен в него изначально на уровне международных нормативно-правовых документов. В инклюзии как социальном и об-

разовательном феномене актуализирована необходимость включения в совместную жизнедеятельность всех категорий лиц, нуждающихся в помощи, поддержке, социализации и адаптации в силу разных жизненных обстоятельств. Лица с ограниченными возможностями здоровья составляют лишь малую часть категорий населения, которые имеют особые потребности. Представители этнических и национальных меньшинств, люди с выдающимися способностями, люди, пребывающие в местах лишения свободы и покинувшие их, люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств в чужой стране, в том числе студенты-иностранцы, вынужденные мигранты, не знающие языка, жители отдаленных сельских территорий, не имеющие опыта проживания и налаживания жизни в большом городе, и др. нуждаются в инклюзии не меньше, чем лица с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из вышеизложенного понимания особых потребностей появляется совершенно отличный от привычного образ инклюзии, который в полной мере соотносится с воспитательными задачами школы.

Принципы организации воспитательного процесса в МБОУ «Гимназия № 36» отражены в программе воспитания и включают такие ориентиры, как: соблюдение приоритета безопасности каждого ребенка, ориентация на совместное решение проблем личностного и общественного характера, приоритет деятельностной составляющей в организации воспитания, реализация практики диалогичности (полисубъектности) в социализации и воспитании школьников, событийность воспитательного процесса, идеалоцентрированность воспитания, равноправность межсубъектного диалога, обеспечение психологически комфортного состояния среды образовательного учреждения, опора на нравственные ориентиры в учебно-воспитательном процессе.

Реализация инклюзивного вектора в воспитательной работе Гимназии № 36 происходит на трех уровнях (общешкольном, классном и индивидуальном) и соотносится

с основными направлениями деятельности, которые включают модули: «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Школьный урок», «Самоуправление», «РДШ», «Профориентация», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды» и «Работа с родителями». Особую роль в контексте задач инклюзии играет организация воспитательной работы с младшими школьниками.

Детство, по мнению В. А. Сухомлинского, «важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь». Ранняя социализация ребенка, его раннее приобщение к пространству духовных ценностей в естественных для него условиях жизни заложены в гуманистических идеях классиков российской педагогической мысли, таких как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. В. Г. Белинский в статье «О детских книгах» заявлял: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность». Спустя почти 100 лет ему вторит В. А. Сухомлинский: «Надо подчеркнуть значение младшего возраста в воспитании человечности», «то, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». Именно поэтому воспитание в начальной школе должно определить ориентиры, которые станут основой для формирования мировоззрения и личности ребенка в дальнейшей жизни.

Инклюзивный вектор ориентирует воспитательную работу, в первую очередь, на решение таких задач, как: формирование ценностного отношения к ближнему, понимание и принятие индивидуальных отличий каждого человека, получение практики совместной, в том числе волонтерской, деятельности, устранение барьеров взаимодействия и общения между детьми с разными потребностями, профилактика школьного буллинга и др.

Раскроем реализацию инклюзивного вектора в воспитательной работе с младшими школьниками в контексте основных

направлений-модулей Программы воспитания.

«Ключевые общешкольные дела».

В рамках данного модуля воспитательной работы реализуется практика совместной деятельности школьников с разными образовательными потребностями. Учитывая особую направленность академической составляющей гимназии № 36 (углубленное изучение иностранных языков), реализация инклюзивного вектора становится особенно актуальной, в формате как прямой, так и обратной инклюзии. Дети достаточно часто взаимодействуют в очных и онлайн-меро-приятиях с носителями изучаемых языков, имеют опыт пребывания в языковых лагерях, что требует от них понимания правил взаимодействия в новом социуме, в том числе отличном по языку и культурным традициям. В рамках общешкольных дел реализуется практика организации больших событий, приуроченных к важным датам, в которую вовлекаются все дети, независимо от характера их особых потребностей. Благодаря этому, приобретается опыт совместного пребывания и взаимодействия друг с другом в со-бытийном социокультурном пространстве школы.

Модуль «Классное руководство» является одним из важнейших в воспитательной работе, поскольку через него есть возможность трехуровневого взаимодействия: на индивидуальном уровне, на уровне класса и на уровне школы. Здесь важна не только работа с детьми. Классный руководитель является посредником между школой и семьей, может привлекать родителей к организации разных вариантов совместной деятельности с детьми и родителей друг с другом. Для родителей не меньше, чем для детей важен опыт взаимодействия и общения друг с другом, обмена опытом и мнениями. Практика организации на уровне класса совместных мероприятий для детей и родителей позволяет налаживать взаимодействие через продуктивную совместную деятельность. Эффективной в контексте инклюзии является практика со-

вместных детско-родительских собраний, объединенных общей темой «Наша семья». На таких собраниях родители и дети рассказывают о себе и своей жизни, говорят о роли, которую они играют в жизни друг друга, описывают разные жизненные ситуации, в которых смогли раскрыть своих личные качества.

«Курсы внеурочной деятельности» включают способствуют углубленному развитию младших школьников в разных направлениях, в том числе интеллектуальном, общекультурном, социальном, духовно-нравственном и др. Для детей с особенностями здоровья реализуют программы коррекци-онных курсов, направленные на дополнительную работу с их личными дефицитами. В рамках курсов внеурочной деятельности особое внимание уделяется формированию навыков эффективной коммуникации между всеми детьми. Для этого введены мини-курсы по основам инклюзивной грамотности, практикумы по альтернативной и дополнительной коммуникации. Мы полагаем, что реализация инклюзивного вектора в курсах внеурочной деятельности обязательно должна включать практику прямой и обратной инклюзии, когда, например, дети с нормой развития изучают русский жестовый язык, учатся использовать коммуникативные карточки при общении с одноклассниками, погружаются в моделируемые ситуации взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками, имеющими особые потребности.

Модуль «Школьный урок» направлен на раскрытие воспитательного потенциала урока. На уроке устанавливаются доверительные отношения между педагогами и детьми, приобретается опыт конструктивного социального взаимодействия в ситуациях учебной деятельности, обсуждаются ценностные аспекты информации, изучаемой детьми на уроках. Пространство отдельных уроков, например, истории, обществознания и др., позволяет знакомить детей с примерами гражданского поведения, благотворительности, личного

и общественного волонтерства. На уроках можно обсуждать проблемные ситуации, вступая в конструктивный диалог и полилог. Включение в урок игропрактик стимулирует учебную мотивацию и позволяет раскрывать потенциал детей в ранее незнакомых им видах деятельности. Практики исследовательской деятельности, реализуемые во время урока, позволяют школьникам научить грамотно формулировать собственные идеи и уважать чужую точку зрения. Отдельно в рамках инклюзивного вектора стоит отметить потенциал организованного детского шефства и наставничества по отношению к одноклассникам, нуждающимся в дополнительной адаптации в классе или имеющим другие особые потребности, в том числе ограниченные возможности здоровья.

«Самоуправление». В рамках данного модуля воспитательной работы воспитывается инициативность и самостоятельность детей, создаются ситуации, в которых можно проявить свою ответственность и трудолюбие. Способность принимать на себя в конкретных ситуациях лидерские функции и ответственность за других очень важна во взрослой жизни. Дети получают возможность проявить ее в рамках участия в ученическом самоуправлении. В МБОУ «Гимназия № 36» в систему ученического самоуправления вовлекаются школьники всех ступеней обучения с 1 по 11 класс. Каждый принимает соответствующее возрасту и посильное участие в планировании, организации и проведении общешкольных и общеклассных дел, анализирует результаты работы. Все дети, независимо от их особенностей развития, выполняют социально ответственные роли на уровне класса, связанные с поддержанием чистоты и порядка в классе, ухода за комнатными растениями, помощью одноклассникам и др. Данная практика позволяет детям с особыми потребностями получить опыт социально важной деятельности, ощутить себя нужным в классе и в школе.

Модуль «РДШ» реализуется в рамках деятельности школьного отделения Рос-

сийского движения школьников. Данное направление воспитательной работы предполагает развитие социальной направленности личности детей, вовлечение их в разные виды активности, создание и поддержание благоприятного микроклимата в детском сообществе в рамках школы, семьи и ближайшего окружения. Каждый обучающийся с момента достижения 8-летнего возраста, независимо от особенностей развития, может стать участником школьного отделения РДШ и принимать участие во всех видах активности, предусматриваемых планом деятельности отделения. Особый воспитательный потенциал в формате инклюзивного взаимодействия имеют практика коллективной творческой деятельности, детское волонтерство и наставничество.

«Профориентация». Профориента-ционная работа, по мнению 43 % учителей, должна не только быть организована с учетом их особых образовательных потребностей, но и включать практику профессиональных проб и погружения в будущую профессиональную деятельность с самого раннего возраста. Эффективность такой работы, в том числе с учетом инклюзивной направленности, зависит от включенности в данный процесс предприятий и организаций, родителей и, конечно, самих обучающихся. В контексте работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, многое зависит от тех установок, которые ребенок приобретает в семье, от правильно организованной работы педагога, от мотивированности и готовности ребенка осуществить собственный профессиональный выбор.

«Школьные медиа». Контекст медий-ности в воспитательной работе школы в настоящее время приобретает особое значение. Дети, с рождения находящиеся в гад-жетизированном пространстве, достаточно быстро приобретают опыт взаимодействия с различными масс-медиа. Школьные медиа-проекты позволяют перенаправить коммуникативную активность школьников из

пространства обезличенных социальных сетей в формат продуктивной творческой деятельности: издание школьной газеты, работу на школьном радио, ведение сайта образовательной организации, подготовку коротких видеорепортажей о жизни гимназии и класса. В школьных медиа регулярно ведутся рубрики, посвященные инклюзивным образовательным и социальным практикам, благотворительности и волонтерской деятельности, реализуемым на базе Гимназии № 36.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды» позволяет обогащать внутренний мир детей, формировать вкус и стиль, осуществлять профилактику стрессовых состояний, в том числе через использование цветовых и световых решений. Эстетически привлекательная среда образовательной организации способствует формированию позитивного восприятия гимназии. Все дети, независимо от их индивидуальных особенностей, вовлекаются в создание творческих работ, составляющих обновляемые экспозиции, задействованы в благоустройстве школьных помещений, рекреаций и пришкольной территории. Практика благоустройства классных кабинетов позволяет детям проявлять фантазию и раскрывать собственный творческий потенциал. Важнейшим направлением деятельности в рамках данного модуля воспитательной работы является событийный и тематический дизайн, ориентированный на создание атмосферы для конкретных общешкольных или внутриклассных событий. Регулярное участие детей в конкурсах творческих проектов, посвященных благоустройству школы, положительно влияет на мотивацию детей к участию в жизни школы и класса.

«Работа с родителями» как направление в рамках программы воспитания частично соотносится с модулем «Классное руководство», о чем уже упоминалось ранее. Основной задачей данного модуля воспитательной работ является согласование позиций семьи и образовательной организации в отношении вопросов воспитания детей.

^^^^ 2022, №4 | 39

Помимо участия в традиционных форматах взаимодействия с классными родительскими объединениями в виде деятельности родительских комитетов и советов и родительских собраний, в гимназии реализуется практика тематических консультаций по запросу родителей, мастер-классов для родителей от приглашенных специалистов, организуются родительские дни для посещения учебных и внеурочных занятий. В рамках реализации инклюзивного вектора воспитательной работы ведется работа по формированию инклюзивной грамотности представителей родительской общественности. Особое внимание уделяется работе с родителями школьников, обучающихся в начальном звене, поскольку для многих из них вопросы инклюзии становятся актуальными только при поступлении в школу. Работа проводится как с родителями нормо-типичных школьников, так и с родителями, дети которых имеют особенности развития. Налаживание взаимодействия родителей друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества является одной из задач школы в целом и классных руководителей, в частности.

Таким образом, инклюзивный вектор в воспитании младших школьников в условиях МБОУ «Гимназия № 36 имени Героя Советского Союза Гастелло Н. Ф.» реализуется с опорой на основные нормативные документы, регулирующие отношения в системе образования в Российской Федерации,данные опросов участников образовательных отношений и позитивный опыт реализации практик социальной и образовательной инклюзии, имеющийся в образовательной организации.

Список источников:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. -URL: https:// clck.ru/33LVWz (дата обращения: 18.12.2022).

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/74451950/ (дата обращения: 18.12.2022).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/C7fwL (дата обращения: 18.12.2022).

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/CHpCd (дата обращения: 16.12.2022).

List of sources:

1. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. [electronic resource]. -URL: https://clck.ru/33LVWz (accessed: 12/18/2022).

2. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on the education of students». [electronic resource]. - URL: https://base. garant.ru/74451950 / (accessed: 12/18/2022).

3. Federal Law «On Education in the Russian Federation». [electronic resource]. - URL: https://clck.ru/C7fwL (accessed: 12/18/2022).

4. Federal Law «On Basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation». [electronic resource]. - URL: https://clck.ru/ CHpCd (accessed: 12/16/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.