Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / внеурочная воспитательная работа / начальная школа / младшие школьники / обучение / воспитание / формирование интереса / cognitive interest / extracurricular educational work / primary school / junior schoolchildren / training / education / formation of interest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.К. Узденова

В статье автор рассматривает значимость формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы во внеурочной воспитательной работе. Автором изучены теоретические основы формирования познавательного интереса во внеурочной познавательной работе, рассмотрены подходы исследователей к познавательному интересу, цели и задачи внеурочной работы в начальной школе, представлены возможности воспитательной работы как средства формирования познавательного интереса. Обучение и воспитание – взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, без которых невозможен целостный педагогический процесс. Интегрирование учебной и воспитательной деятельности играет важную роль в формировании познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST FOR ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

With the reference to extracurricular educational work, the research examines the importance of forming cognitive interest among primary school students. The author studies the theoretical foundations of the formation of cognitive interest in extracurricular cognitive work, considered the approaches of researchers to cognitive interest, the goals and objectives of extracurricular work in elementary school, presented the possibilities of educational work as a means of forming cognitive interest. Education and upbringing are interrelated and interdependent processes, without which an integral pedagogical process is impossible. The integration of educational activities has an important role in the development of cognitive interest. The author concludes that the process of forming cognitive interest in primary school students in extracurricular educational work will be effective in respecting the following conditions: cognitive activity is carried out in a consistent system and methodically properly organized; the cognitive aspect of educational work is highlighted; attention is paid to the instilling of self-education skills in students; the knowledge that is being formed is applied in practice.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

УДК 37.013

Uzdenova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: zarema1177@yandex.ru

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST FOR ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS. With the reference to extracurricular educational work, the research examines the importance of forming cognitive interest among primary school students. The author studies the theoretical foundations of the formation of cognitive interest in extracurricular cognitive work, considered the approaches of researchers to cognitive interest, the goals and objectives of extracurricular work in elementary school, presented the possibilities of educational work as a means of forming cognitive interest. Education and upbringing are interrelated and interdependent processes, without which an integral pedagogical process is impossible. The integration of educational activities has an important role in the development of cognitive interest. The author concludes that the process of forming cognitive interest in primary school students in extracurricular educational work will be effective in respecting the following conditions: cognitive activity is carried out in a consistent system and methodically properly organized; the cognitive aspect of educational work is highlighted; attention is paid to the instilling of self-education skills in students; the knowledge that is being formed is applied in practice.

Key words: cognitive interest, extracurricular educational work, primary school, junior schoolchildren, training, education, formation of interest.

З.К. Узденова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

Е-mail: zarema1177@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

В статье автор рассматривает значимость формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы во внеурочной воспитательной работе. Автором изучены теоретические основы формирования познавательного интереса во внеурочной познавательной работе, рассмотрены подходы исследователей к познавательному интересу, цели и задачи внеурочной работы в начальной школе, представлены возможности воспитательной работы как средства формирования познавательного интереса. Обучение и воспитание - взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, без которых невозможен целостный педагогический процесс. Интегрирование учебной и воспитательной деятельности играет важную роль в формировании познавательного интереса.

Ключевые слова: познавательный интерес, внеурочная воспитательная работа, начальная школа, младшие школьники, обучение, воспитание, формирование интереса.

Современной школе отводится особое место в решении культурных и духовных преобразований подрастающего поколения. Важной целью образовательного процесса является формирование высоконравственной личности, мобильного, активного, всесторонне развитого человека с широким кругозором. Школа должна не только давать прочные знания, важнее формировать познавательную активность, воспитывать любовь к познанию. Задача формирования познавательного интереса проходит ведущей идеей, стержнем федеральных образовательных концепций, что определяет первичную роль умственного воспитания подрастающего поколения.

Согласно ФГОС нового поколения, школа должна способствовать формированию человека, ориентированного на знания, разбирающегося в новых технологиях, с активной жизненной позицией, рационально использующего свое время и возможности, умеющего планировать свое будущее, коммуникабельного, поддерживающего здоровый образ жизни. Внеурочная работа - это неотъемлемая часть школьного образовательного процесса, позволяющая реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере [1].

Педагог должен не только хорошо обучать, но и уметь направлять интересы детей, воздействовать на своих учеников. Сформированность познавательного интереса может являться свидетельством всестороннего развития личности. Интерес определяет социальное становление личности, а также является основой в воспитательном процессе. Интерес является приоритетной педагогической категорией. Интересы человека создают индивидуальную, непохожую на других личность. У каждого человека свои интересы, на которые оказывает влияние окружение. Умение влиять на формирование и развитие многогранных интересов учащихся - это сущность перспективы организации целостного процесса образования, в этом заключаются секреты и истоки эффективной работы хороших педагогов. Познавательный интерес может и должен формироваться через процессы обучения и воспитания. Для эффективности данной работы в этом направлении важна продуманность своей деятельности педагогом [2].

Академик В.А. Сластенин отмечал, что «из многих видов деятельности школьников познавательная не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, обогащено воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те педагоги, которые владеют педагогическим мастерством развивать и поддерживать познавательные интересы детей» в учебно-познавательном процессе. Также Сластенин В.А. указывал, что «если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформирован-ности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы» [3, с. 25].

Проблемой познавательного интереса занимается не только теория обучения, но и теория воспитания, и нельзя рассматривать данную проблему без об-

ращения к трудам известных психологов. Выделяют условно следующие направления, или уровни: психологический, дидактический, целостный педагогический, позволяющие изучать данный процесс. Надо иметь в виду, что дифференциация обоснования данных взаимозависимых и взаимосвязанных уровней способствует углубленному изучению процесса формирования познавательного интереса в воспитательной работе [4].

Тему познавательного интереса вначале рассматривали во взаимосвязи с проблемой мотивов, изучения отношения учащихся к учебному процессу. Л.И. Божович [5] выделяет две категории мотивов учения: «к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы); вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы)». Н.Г Морозова [6] отмечала важность интереса к знаниям, потому что без него «уроки становятся тяжкой обязанностью, с чувством тяжелой необходимости выполняются домашние задания, но зато с радостью тянет гулять или играть». В проявлении интереса значимо осознание важности знаний и эмоциональная составляющая познавательной работы.

Г И. Щукина первая начала рассматривать интерес как область научного познания. Центральная тема в исследованиях Г И. Щукиной - занимательный урок, образовательный процесс как основное средство формирования у учащихся познавательного интереса, урок - «основная лаборатория». Большую роль играет внеучебная работа, позволяя преобразовывать интерес к знаниям в черту характера ребенка. «Учение закладывает основы познавательных интересов, но не исчерпывает собою всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов» [7].

Научные исследования в области познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста разделяются на две группы в зависимости от того, учебная деятельность или внеучебная выделяется как предмет познания. Отечественные педагоги утверждают главенствующую роль вопроса познавательного интереса в формировании личности учащихся, представляют интерес воспитанников к обучению как социально-педагогическое явление. Б.Т. Лихачев отмечает, что «подлинный глубокий интерес к ученью - не внешний стимул разнообразной деятельности». Если «внешняя форма выражения интереса учащимися проявляется в непосредственной направленности их внимания на тот или иной учебный предмет, то его внутренняя суть представляет собой сложное психологическое образование личности. Он всегда появляется как результат углубленной познавательной работы и проявляется как направленность, влечение, как целенаправленное психическое состояние ребенка» [8, с. 183]. В письме Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» [9]

отмечается, что «под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. В конце каждого учебного года у учащихся должен быть сформирован перечень компетенций, и внеурочная деятельность играет важную роль в их формировании: любознательности, желании познавать мир; любви к своей стране и родному краю; уважительном отношении к нравственным ценностям своей семьи и общества; готовности к самостоятельной деятельности и умении отвечать за свои поступки перед семьей и школой; сострадания, сопереживания, доброжелательности; необходимости соблюдения здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организовать работу нужно так, чтобы все компоненты внеурочной работы дополняли друг друга - цели, задачи, результаты, формы, содержание. Результативность проводимой воспитательной работы означает уважительное отношение к нравственным ценностям, наличие у учащихся социальных знаний, социальной активности. Учащиеся и их родители (законные представители) вправе сами выбирать занятия в соответствии с интересами и способностями учащихся. Внеурочная деятельность проводится не в форме уроков, а в игровой, через экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования и т.д.

Внеурочная деятельность будет результативной только в случае, если педагоги, которые проводят работу, занимаются самообразованием, изучают психолого-педагогическую и методическую литературу, интересуются жизнью детей и увлечены работой. Внеурочная работа оказывает помощь в развитии детей, педагогическую поддержку. Учителя и учащиеся имеют возможность больше общаться, налаживать коммуникацию. Показатель успешности внеурочной работы учителя - желание ребенка посещать занятия, узнавать новое, любознательность, интерес, физическая активность, активная жизненная позиция, умение контактировать, понимать собеседника, сопереживать другому. Взаимодействуя с детьми, педагог должен видеть позитивные черты характера воспитанника, помнить правило «педагогики успеха», помогать в достижениях, верить в способности своих учеников.

Личностные, метапредметные, предметные результаты, системно-деятель-ностный подход необходимо отразить в программах внеурочной деятельности.

Библиографический список

В структуре этих программ должно быть расписано интегрирование урочной и внеурочной деятельности; включена внеаудиторная занятость. В условиях реализации программы внеурочной деятельности должно быть прописано наличие преподавательских кадров, план повышения квалификации; расписана материально-техническая база; информационное, методическое обеспечение. Личностные достижения учащихся могут оцениваться через портфолио. В портфолио фиксируются и накапливаются результаты достижений.

В воспитательной работе зачастую больше уделяется внимание игровой, свободной деятельности учащихся. Как отмечает С.Ю. Михин, «не учитывается, что внеурочная работа является органической частью системы учебно-воспитательного процесса школы, обеспечивающей единство всех форм воспитания, разностороннее развитие творческой активности и общественно полезной деятельности учащихся. Не всегда вторая половина дня насыщена разнообразной воспитывающей деятельностью, работа строится однообразно» [10, с. 77].

Правильная организация внеурочной работы важна для современного образовательного учреждения. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Это рекомендуется Федеральным государственным образовательным стандартом начальной школы.

Методически грамотное проведение воспитательной работы имеет значение:

- в овладении учениками учебной, коммуникативной, трудовой деятельностью, адаптации к окружающей среде, поддержанию и укреплению здоровья и физической активности детей;

- в формировании у детей бережного отношения к окружающей природе, эстетических чувств, нравственных норм поведения, проявления активности при участии в творческой деятельности ученического коллектива;

- в формировании у детей знаний, умений, необходимых в дальнейшей образовательной деятельности, развитии навыков самообразования.

Правильно подобранный комплекс методов и приемов, используемый во внеурочной деятельности, способствует формированию познавательного интереса учащихся младших классов.

Процесс формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы во внеурочной воспитательной работе будет эффективным при соблюдении следующих условий: познавательная деятельность ведется в последовательной системе и методически правильно организована; выделяется познавательный аспект воспитательной работы; уделяется внимание привитию у учащихся самообразовательных навыков; формируемые знания применяются на практике.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г, рег. номер 15785). Available at: https://fgos.ru/

2. Семенова П.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной воспитательной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 1999.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

4. Казанцева В.А., Карпенко А.В. Проблема формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 31: 31 - 35. Available at: http://e-koncept.ru/2017/970021.htm

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. Москва, 2001.

6. Морозова Н.Г Учителю о познавательном интересе. Москва, 1997.

7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва, 1988.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва, 2010.

9. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114121/

10. Михин С.Ю. Нескучная «продленка», или Особенности организации работы в группе продленного дня. Начальная школа. 2011; № 8: 77 - 80.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart nachal'nogo obschego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 22 dekabrya 2009 g., reg. nomer 15785). Available at: https://fgos.ru/

2. Semenova PI. Formirovaniepoznavatel'nogo interesa u mladshih Shkolnikov vo vneurochnoj vospitatel'nojrabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 1999.

3. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

4. Kazanceva V.A., Karpenko A.V. Problema formirovaniya poznavatel'nogo interesa vo vneurochnoj deyatel'nosti uchaschihsya nachal'nyh klassov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 31: 31 - 35. Available at: http://e-koncept.ru/2017/970021.htm

5. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna. Moskva, 2001.

6. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. Moskva, 1997.

7. Schukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva, 1988.

8. Lihachev B.T. Pedagogika: kurs lekcij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva, 2010.

9. Ob organizacii vneurochnoj deyatel'nosti pri vvedenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obschego obrazovaniya. Pis'mo Minobrnauki RF ot 12.05.2011 N 03-296. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114121/

10. Mihin S.Yu. Neskuchnaya «prodlenka», ili Osobennosti organizacii raboty v gruppe prodlennogo dnya. Nachal'naya shkola. 2011; № 8: 77 - 80.

Статья поступила в редакцию 10.11.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.