Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедханова Умагани Шамхаловна, Абдурахманова Азра Гитиномагомедовна, Джегистаева Лариса Исаевна

В статье изучен процесс организации внеурочной познавательной деятельности обучающихся как фактор эффективности воспитательной системы начальной школы. Сделан вывод о том, что внеурочная деятельность - это один из основных компонентов образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся, которая направлена на решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, предоставляет младшим школьникам большой спектр занятий, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедханова Умагани Шамхаловна, Абдурахманова Азра Гитиномагомедовна, Джегистаева Лариса Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS' EXTRA-COURSE COGNITIVE ACTIVITIES AS A FACTOR OF THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE PRIMARY SCHOOL

The article studies the process of organizing extracurricular cognitive activity of students as a factor in the effectiveness of the educational system of elementary school. It is concluded that extracurricular activities are one of the main components of the educational process and one of the forms of organizing students' free time, which is aimed at solving the problems of their education and socialization. Extracurricular activities contribute to the expansion of the educational space, provide younger students with a wide range of activities, and create additional conditions for the development of students. When developing a program of extracurricular cognitive activities, the forms and content are arranged in such a way that they ensure the sustainable development of educational results.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

15. Шулежкова, С.Г. Не смешите мои подковы!: словарь крылатых выражений из мультфильмов / С.Г. Шулежкова; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Магнитогор. гос. технич. ун - т им. Г.И. Носова". -Магнитогорск: Магнитогор. дом печати, 2018. - 179 с.

16. Черняк, В.Д. Персонажи мультфильмов как составляющая интертекстуального тезауруса языковой личности / В.Д. Черняк, Х. Ли // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 5 (202). - С. 88-94.

17. Черняк, В.Д. "Баба-Яга против": прецедентные феномены из мультфильмов в политическом дискурсе / В.Д. Черняк, Х. Ли // Политическая лингвистика. - 2020. - № 4 (82). - С. 68-76.

Педагогика

УДК 37

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Магомедханова Умагани Шамхаловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения

русскому языку и литературе Абдурахманова Азра Гитиномагомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Джегистаева Лариса Исаевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье изучен процесс организации внеурочной познавательной деятельности обучающихся как фактор эффективности воспитательной системы начальной школы. Сделан вывод о том, что внеурочная деятельность - это один из основных компонентов образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся, которая направлена на решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, предоставляет младшим школьникам большой спектр занятий, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная деятельность, обучающийся, воспитательная система, начальная школа.

Annotation. The article studies the process of organizing extracurricular cognitive activity of students as a factor in the effectiveness of the educational system of elementary school. It is concluded that extracurricular activities are one of the main components of the educational process and one of the forms of organizing students' free time, which is aimed at solving the problems of their education and socialization. Extracurricular activities contribute to the expansion of the educational space, provide younger students with a wide range of activities, and create additional conditions for the development of students. When developing a program of extracurricular cognitive activities, the forms and content are arranged in such a way that they ensure the sustainable development of educational results.

Key words: extracurricular activities, cognitive activity, student, educational system, elementary school.

Введение. В современном мире образовательные организации должны не только «вооружать» обучающихся знаниями по определенным предметам, но и предоставлять возможности каждому ребенку проявить себя, научиться работать самостоятельно, адаптироваться при смене вида деятельности. При этом образовательная среда, организуемая в школах, зачастую недооценивает роль воспитывающих функций, которые должны быть в приоритете. Без воспитания невозможно создать школу, в которой бы гармонично развивалась личность.

Среди направлений развития воспитательной системы начальной школы продуктивным является внеурочная познавательная деятельность, которая дает возможности развивать способности обучающихся, формировать личностные качества, работать в режиме поиска.

Изложение основного материала статьи. Внеурочная деятельность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования дает возможность образовательной организации добиться повышения качества образования, удовлетворить потребности обучающихся в досуге, создать условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Младший школьный возраст - это период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда формируются основные навыки, умения, качества, приобретается большой объем научных знаний, опыт социальной жизни. Ребенок, который начинает обучение в школе, полностью перестраивает свое отношение с миром. Младший школьный возраст - это период благоприятных изменений, вступления в новый коллектив, время выстраивания межличностных отношений.

Психолог А.Н. Леонтьев, считает период младшего школьного возраста сензитивным для формирования организованности, саморегуляции познавательного отношения к миру. В этом возрасте происходит большой скачок в развитии интеллекта, памяти, мышления; младший школьник учится принимать решения, обобщать, делать выводы. Во многом будущее развитие ребенка зависит от полноценного опыта, полученного в период обучения в начальной школе [3, С. 145].

В педагогическом словаре для студентов Г.М. Коджаспирова определяет младший школьный возраст как возраст заметного формирования и развития личности человека. По мнению профессора, на этапе обучения в начальной школе происходит процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обучающийся вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. В младшем школьном возрасте характерными становятся новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов [2, С. 46].

Г.С. Абрамова дает следующее определение младшему школьному возрасту - это период формирования моральных идей и правил. Большинство моральных норм усваивается именно на этапе начальной школы. Обучающийся в этом возрасте с интересом и увлечением принимает общечеловеческие нормы, правила, законы. Он стремится к похвале за «правильное» поведение [1, С. 220].

Для младших школьников характерным является желание оценить поступок окружающих с позиции нравственного поведения, требовать соответствующего поведения от своих сверстников, младших детей, при этом критерии оценки дети заимствуют у взрослых. В младшем школьном возрасте интенсивно формируется сфера мотивации, происходят изменения в

потребностной сфере. Одними из самых важных потребностей становятся потребности в уважении, признании важности, достижение успехов в различных видах деятельности, одобрение со стороны учителей и родителей. В возрасте 7 лет обостряется потребность в познании «значимых» для общества объектов. Младшие школьники испытывают необходимость реализовать себя, приобщаясь к социальным сторонам жизни.

Для развития в младшем школьном возрасте самостоятельности, инициативности, внимания, творческих способностей, произвольного внимания необходимым условием является развитие познавательного интереса, которое возможно не только во время проведения уроков, но и в условиях организации внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников, координирующая роль, как правило, принадлежит классному руководителю, который выполняет ряд функций:

- осуществляет взаимодействие с педагогами, реализующими программы внеурочной деятельности;

- сотрудничает с родителями обучающихся;

- организует включение обучающихся в различные виды деятельности, основываясь на их интересах, склонностях, возможностях и потребностях;

- руководит образовательным и воспитательным процессом, способствующим созданию комфортной атмосферы в классе, развитию личности обучающихся.

Цель внеурочной деятельности - достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов, обучающийся должен научиться чувствовать, действовать, принимать решения. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательной организации, тесно связана с образовательной программой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены задачи внеурочной деятельности: обеспечение комфортной адаптации обучающихся в образовательной организации; оптимизация учебной нагрузки; улучшение условий для развития обучающихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Е.Н. Степанов отмечает, что внеурочная деятельность - это активность детей, проявляемая вне уроков, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании коллектива. Она направлена на познание и преобразование себя и обусловлена потребностями обучающихся и их интересами [4, С. 36]. Внеурочная деятельности на первое место ставит формирование и развитие определенных личностных качеств обучающегося, формирование позитивной среды в школьном коллективе, ознакомление и приобщение к моральным и духовным ценностям.

Г.В. Цветкова определяет внеурочную деятельность, как один из видов деятельности, построенный педагогом или обучающимся самостоятельно, основанный на принципах добровольного выбора, самообразования, саморазвития, нацеленный на социализацию обучающихся, развитие их творческих способностей. Внеурочная деятельность - это время раскрытия детьми своих талантов, интересов, увлечений и проявление творчества. Важнейшей для педагога является необходимость заинтересовать ребенка, предложить ему такую форму работы, от участия в которой обучающийся будет получать удовольствие [5, С. 98].

Организация внеурочной деятельности должна осуществляться во внеурочное время при направляющей роли учителя. Г.П. Буданова акцентирует внимание на том, что реализация внеурочной деятельности - это возможность для организации межличностных отношении в детском коллективе, а также осуществление взаимосвязи обучающегося с педагогом. В процессе реализации внеурочной работы обеспечивается обогащение интересов школьников, формирование общекультурных ценностей [6, С. 76]. Именно в период обучения в начальной школе происходит целенаправленное, систематическое овладение обучающимися тем багажом знаний, который формирует будущий характер, волю, взгляд школьников на мир.

Внеурочная деятельность обладает следующими особенностями:

- отсутствие постоянного контроля результатов детей, что позволяет создать более комфортную, спокойную среду для обучающегося, формирует отношение равноправия между обучающимся и учителем;

- содержание внеурочной деятельности построено с учетом интересов, желаний, потребностей школьников, родителей, учителей;

- внеурочная деятельность позволяет в большей степени раскрыться таланту обучающихся, дает возможность проявить себя, внести инициативу на занятия;

- внеурочная деятельность носит добровольный характер;

- содержание внеурочной познавательной деятельности основывается на исследовании интересов и потребностей обучающихся различного возраста;

- широко используются разнообразные формы средства и методы воспитательной работы;

используется различное образовательное пространство (актовые, спортивные залы, места для прогулок, экскурсий и т.д.);

- привлечение родителей, обучающихся старшей и средней школы для передачи опыта социальной жизни;

- внеурочная деятельность может быть реализована в каникулярное время, выходные дни.

Принято выделять следующие формы организации внеурочной деятельности. Одна из форм - это массовая работа. Такая работа обычно задействует большое количество обучающихся, она является самой популярной в школах. Ей присуще использование различной символики, атрибутики, большое эмоциональное воздействие на детей, активизация деятельности младших школьников. В массовой работе могут быть задействованы обучающиеся разных возрастных групп. К массовым формам работы относятся: викторины, соревнования, различные конкурсы, концерты, турниры, олимпиады. Следующая форма - групповая работа. К групповым формам работы относятся факультативы, кружки, различные клубы по интересам (клуб «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Интеллектуальный КВН» и т.д.).

Существует такая форма организации внеурочной деятельности, как парная. Данная форма предусматривает распределение обучающихся по интересам. Парная форма работы - это подготовка выступлений, проектов, докладов. Младшим школьникам интересны групповые, массовые, парные формы организации внеурочной деятельности. Обучающиеся проявляют интерес, работают с большой отдачей, учатся выслушивать других. Данные формы работы позволяют выявлять творческую одаренность детей, развивать способности, разнообразить кругозор. При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные особенности, общешкольные традиции, интересы обучающихся.

Одна из форм организации внеурочной деятельности обучающихся -индивидуальная работа. К ней относится подготовка различных презентаций, выступлений, номеров художественной самодеятельности, рефератов, и т.д. Организация данной формы внеурочной деятельности требует от педагога учета индивидуальных особенностей обучающихся, изучения их интересов. Индивидуальная форма может быть также направлена на коррекционную работу с обучающимися.

Познавательная внеурочная деятельность направлена на формирование научного мышления, активизацию познавательного интереса, развитие творческого потенциала, расширение кругозора обучающихся, углубление знаний по предметам, развитие интеллекта с учетом интересов и способностей ребенка. Большое значение в развитии познавательного

интереса младших школьников имеет организация внеурочной деятельности по предметам школьной программы. Она призвана расширять кругозор обучающихся, углублять научные знания, развивать интеллект, творческие способности, стимулировать умственную деятельность.

При организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления основными формами организации являются: кружки, научные сообщества, факультативы, экскурсии, исследовательские проекты, олимпиады, различные конкурсы познавательной направленности, научные клубы, соревнования, турниры, доклады и т.д.

Данное направление ориентировано на помощь обучающимся в овладении разнообразными способами познания, развития познавательной активности, любознательности. Оно предназначено обеспечить достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с ФГОС НОО, ребенок как субъект учебного процесса может самостоятельно по своей инициативе выбирать вариант получения знаний. Стандарты внесли изменения в структуру, содержание целей и задач, где главным стало формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков. Особую роль в данном процессе выполняют активные методы познания. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности помогает обучающимся освоить предметные знаний, овладеть различными способами познания.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников принято распределять по трём уровням.

Первый уровень - это приобретение и освоение обучающимся знаний о поведении в обществе, в школе, дома, о нормах поведения в различных жизненных ситуациях, при взаимодействии с людьми разного возраста, пола, статуса в обществе. Данный уровень достигается при взаимодействии младшего школьника и педагога, как значимого носителя положительного социального знания и жизненного опыта. Например, на занятии, где происходит обсуждение социальной жизни, роли каждого человека в обществе, педагог приводит пример, в котором отражены положительные роли учителя и обучающегося.

Второй уровень результатов внеурочной деятельности обучающихся - это приобретение опыта положительного отношения к общечеловеческим ценностям. Это переживание позитивного и бережного отношения к данным общепринятым ценностям. Данный уровень достигается при взаимодействии с детским дружественным коллективом сверстников.

Третий уровень результатов внеурочной деятельности обучающихся - это приобретение опыта самостоятельного общественного действия в социуме, за пределами дома, школы, привычной и дружественной среды, при общении с незнакомыми людьми.

В соответствии с изложенным выше, определим цели внеурочной деятельности для каждого субъекта образовательного процесса.

Цель реализации внеурочной деятельности для обучающихся образовательной организации: формирование самостоятельности, развитие рефлексии, умения аргументировано высказывать свою точку зрения, повышение мотивации к учебной деятельности.

Цель реализации внеурочной деятельности для педагогов образовательной организации: повышение качества образования, индивидуальная развивающая работа с обучающимися, формирование исследовательской и проектной компетентности.

Цель реализации внеурочной деятельности для администрации и руководителя образовательной организации: повышение качества образования, развитие социальных связей, реализация индивидуальной траектории развития ребенка.

Рассмотрим деятельность каждого участника образовательного процесса при реализации поставленных целей и задач внеурочной деятельности.

- администрация должна обеспечить образовательную организацию кадровыми, финансовыми, информационными ресурсами, необходимой нормативной базой. Должна проводить мониторинг качества реализации внеурочной деятельности в образовательной организации;

- педагоги обязаны участвовать в разработке программ внеурочной деятельности, совершенствовать свое профессиональное мастерство, делать выбор форм и методов образовательных технологий. Организовывать развивающую среду для проведения внеурочных занятий, участвовать в мониторинге удовлетворенности организацией внеурочной деятельностью;

- родители могут участвовать в диагностике с целью выявления интересных программ по направлениям внеурочной деятельности, а также участвовать в мониторинге удовлетворенности организацией внеурочной деятельности;

- участие обучающихся во внеурочной деятельности подразумевает следующие результаты: формирование интереса по общеобразовательным предметам, реализация индивидуальной траектории развития, участие в проектно-исследовательской деятельности, развитие индивидуальности каждого, саморазвитие, самообразование, приобретение социально-значимых норм поведения в обществе.

Формы проведения внеурочных занятий: очно с педагогом школы, очно с педагогами других образовательных организаций, заочно, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

Рассмотрим риски, трудности и проблемы в реализации программ внеурочной деятельности и пути их разрешения. Одна из проблем - низкая мотивация педагогов из-за нехватки материального обеспечения. Данная проблема может быть решена активным использованием нематериальных стимулов. Одной из трудностей может быть отсутствие в образовательной организации специалистов. Данная трудность может быть решена привлечением специалистов дополнительного образования. Следующая проблема - это нехватка учебно-методических пособий. Данная проблема может быть решена увеличением объема использования Интернет-ресурсов. Одна из проблем - это недостаточная методическая подготовка педагогов. Данная проблема может быть решена прохождением курсов подготовки, организацией методических занятий для педагогов.

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных организациях. При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов. Это предполагает приобретение обучающимся социального знания об устройстве общества, нормах поведения, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Воспитательные результаты внеурочной познавательной деятельности могут быть реализованы в следующих формах: познавательные кружки, факультативы; познавательные викторины, экскурсии; исследовательские проекты; познавательные акции.

Внеурочная познавательная деятельность - это база для активизации процесса познания, развития интересов и предрасположенностей. Психолого-педагогический потенциал данного вида деятельности предоставляет возможность выступать ей в роли системообразующего элемента педагогического процесса, а также в качестве фактора становления

воспитательной системы образовательной организации. Внеурочная познавательная деятельность дает возможность обучающимся развивать свои способности, работать в режиме поиска. Познавательная деятельность - процесс отражения человеком окружающей деятельности, который строится не на приобретении знаний и умений, а на личном отношении к результатам своей деятельности. Успешность познавательной деятельности зависит от самостоятельности и заинтересованности обучающихся.

Выводы. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, предоставляет младшим школьникам большой спектр занятий, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Познавательная деятельность направлена на формирование научного мышления, активизацию познавательного интереса, развитие творческого потенциала, расширение кругозора обучающихся, углубление знаний по предметам, развитие интеллекта с учетом интересов и способностей ребенка.

При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов. Внеурочная познавательная деятельность - это база для активизации процесса познания, развития интересов и склонностей. Внеурочная познавательная деятельность дает возможность обучающимся развивать свои способности, работать в режиме поиска.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - Москва: Изд- во Империя, 1988. - 477 с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Изд- во Академия, 2000. - 88 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - Москва: Изд- во Смысл, 2005. - 548 с.

4. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011. - №6. - С. 36-64.

5. Цветкова, Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности / Г.В. Цветкова. - Волгоград: Изд- во Учитель, 2020. - 138 с.

Педагогика

УДК 37.014.521:297

научный сотрудник Маламагомедов Джамалудин Муртазалиевич

Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН (г. Махачкала)

СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В XI - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема становления и развития конфессионального (исламского) образовательного кластера в Республике Дагестан в обозначенный период. Традиции и инновации религиозного образования и воспитания всегда были актуальными и востребованными в научно-педагогическом сообществе, особенную остроту приобретает данный вопрос в настоящее время, когда повсеместно отмечается возрождение института ислама и исламских учебных заведений, а также необходимость создания отечественной богословской школы. Цель исследования - выявление системы разноуровневого исламского образования в дагестанском обществе, осмысление факторов мотивации интереса к религиозным знаниям.

Ключевые слова: исламское образование, религиозные знания, примечетские школы, Дагестан, мактаб, медресе, исламские институты.

Annotation. The article considers the problem of the formation and development of the confessional (Islamic) educational cluster in the Republic of Dagestan in the designated period. The traditions and innovations of religious education and upbringing have always been relevant and in demand in the scientific and pedagogical community, this issue is becoming especially acute at the present time, when the revival of the institute of Islam and Islamic educational institutions is everywhere, as well as the need to create a national theological school. The purpose of the study is to identify the system of multi-level Islamic education in the Dagestan society, to comprehend the factors motivating interest in religious knowledge.

Key words: Islamic education, religious knowledge, schools of note, Dagestan, maktab, madrasah, Islamic institutes.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 21-011-44245 «Исламский дискурс: теологическая мысль и коммуникация в русскоязычной оболочке»

Введение. Бесспорно, исследование вопросов религиозно-конфессиональной педагогики позволит выявить её место в структуре педагогической науки. Кроме того, оно может быть эффективным инструментом мониторинга с целью последующего регулирования соответствующего сегмента отечественной системы образования.

Сказанное в полной мере относится к такому полиэтничному и поликонфессиональному региону, как Республика Дагестан. Педагогами-исследователями на её территории неоднократно фиксировался факт взаимовлияния мусульманской и светской систем образования в ходе их поступательного развития [3; 5; 7; 13; 15].

Говоря о территории Дагестана, представляется возможным по имеющимся в нашем распоряжении источникам [10; 12; 14] проследить процесс развития системы мусульманского образования. На протяжении большей части своей истории последняя включала три уровня (табл. 1).

Таблица 1

Уровни традиционной системы мусульманского образования на территории РД

Уровень образования Типы образовательных организаций

Начальное Меткаб (примечетские школы)

Среднее профессиональное Медресе

Высшее Университет, институт, академия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начавшийся с VII в. хиджры, процесс исламизации Дагестана, как отмечают ученые, завершился в XV веке. Вместе с исламом арабы привнесли в Дагестан арабскую культуру и письменность. В таких средневековых хрониках, как «История

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.