Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Индира Исаевна

Статья посвящена проблеме подготовки студентов к способности организации внеурочной деятельности. Показана роль внеурочной деятельности, представляющей возможность образовательной организации добиться повышения качества образования, удовлетворить потребности обучающихся в досуге, создать условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены задачи внеурочной деятельности: обеспечение комфортной адаптации обучающихся в образовательной организации; оптимизация учебной нагрузки; улучшение условий для развития обучающихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Дано определение понятия внеурочная деятельность сточки зрения различных ученых. Создание и реализация основной образовательной программы начального общего образования предполагает решение следующих задач: овладение обучающимися целевыми установками; накопление знаний, умений, приобретение компетенций; интеллектуальное, личностное, социальное развитие обучающихся; формирование нравственных ценностей и установок, общей культуры обучающихся; становление и развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальности; выявление и развитие творческих способностей обучающихся, через реализацию внеурочной деятельности; подготовка и организация интеллектуальных и творческих соревнований, реализация проектной и исследовательской деятельности; гарантия доступности получения обучающимися качественного начального общего образования. Рассмотрены формы организации внеурочной деятельности, а так же риски, трудности и проблемы в реализации программ внеурочной деятельности и пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Индира Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO ORGANIZE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of preparing students for the ability to organize extracurricular activities. The role of extracurricular activities is shown, which provides an opportunity for an educational organization to improve the quality of education, meet the needs of students in leisure, create conditions for the manifestation and development of their interests by students on the basis of free choice, comprehension of spiritual and moral values and cultural traditions. The Federal State Educational Standard of Primary General Education defines the tasks of extracurricular activities: ensuring a comfortable adaptation of students in an educational organization; optimizing the workload; improving conditions for the development of students; taking into account age and individual characteristics. The definition of the concept of extracurricular activity is given from the point of view of various scientists. The creation and implementation of the basic educational program of primary general education involves the solution of the following tasks: mastering the target settings by students; accumulation of knowledge, skills, acquisition of competencies; intellectual, personal, social development of students; formation of moral values and attitudes, general culture of students; formation and development of the personality of students taking into account their individuality; identification and development of creative abilities of students, through the implementation of extracurricular activities; preparation and organization of intellectual and creative competitions, implementation of project and research activities; guarantee of accessibility of quality primary general education by students. The forms of organization of extracurricular activities, as well as risks, difficulties and problems in the implementation of extracurricular activities and ways to resolve them are considered.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Междисциплинарность в краеведческой проектной деятельности позволяет задействовать исторический, социокультурный, литературный и др. контексты.

Культурологический подход всегда, как правило, ориентирован на восприятие личности себя в контексте культурных ценностей и организует культуросообразную деятельности обучающихся посредством ознакомление с социокультурным пространством.

Выводы. Представляется, что осуществление научно-поисковой работы в контексте междисциплинарного подхода и на основании системных научных исследовательских методов будет способствовать эффективной организации проектной деятельности обучающихся средней и высшей школы. Формирование краеведческой компетенции возможно как в условиях организации внеклассной работы, так и в процессе организации проектной деятельности в рамках системного, культурологического и междисциплинарного научных подходов, которые обеспечат фундаментальный характер проекту и определят его возможные перспективы. Разработка и реализация краеведческих проектов будет способствовать расширению краеведческих знаний обучающихся так же, как и развитию их аналитических способностей.

Литература:

1. Ахметшина Г.Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. -2014. - № 3 (41). - С. 83-85.

2. Синельникова Л.Н. Междисциплинарность как базовая стратегия современного образовательного процесса // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. - № 3 (35). - С. 101-109.

3. Меншиков В.В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания // Регионология. - 2003. - № 3. - С. 293-300.

4. Официальный сайт. Всероссийский просветительский проект «Моя страна - моя Россия» [Электронный ресурс]. -URL: https://moyastrana.ru/.

Педагогика

УДК 371.8

учитель начальных классов Магомедова Индира Исаевна

МБОУ «Многопрофильный лицей №5 имени А.С. Пушкина» (г. Махачкала)

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки студентов к способности организации внеурочной деятельности. Показана роль внеурочной деятельности, представляющей возможность образовательной организации добиться повышения качества образования, удовлетворить потребности обучающихся в досуге, создать условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены задачи внеурочной деятельности: обеспечение комфортной адаптации обучающихся в образовательной организации; оптимизация учебной нагрузки; улучшение условий для развития обучающихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Дано определение понятия внеурочная деятельность сточки зрения различных ученых. Создание и реализация основной образовательной программы начального общего образования предполагает решение следующих задач: овладение обучающимися целевыми установками; накопление знаний, умений, приобретение компетенций; интеллектуальное, личностное, социальное развитие обучающихся; формирование нравственных ценностей и установок, общей культуры обучающихся; становление и развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальности; выявление и развитие творческих способностей обучающихся, через реализацию внеурочной деятельности; подготовка и организация интеллектуальных и творческих соревнований, реализация проектной и исследовательской деятельности; гарантия доступности получения обучающимися качественного начального общего образования. Рассмотрены формы организации внеурочной деятельности, а так же риски, трудности и проблемы в реализации программ внеурочной деятельности и пути их разрешения.

Ключевые слова: подготовка, будущие учителя, начальные классы, организация, внеурочная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of preparing students for the ability to organize extracurricular activities. The role of extracurricular activities is shown, which provides an opportunity for an educational organization to improve the quality of education, meet the needs of students in leisure, create conditions for the manifestation and development of their interests by students on the basis of free choice, comprehension of spiritual and moral values and cultural traditions. The Federal State Educational Standard of Primary General Education defines the tasks of extracurricular activities: ensuring a comfortable adaptation of students in an educational organization; optimizing the workload; improving conditions for the development of students; taking into account age and individual characteristics. The definition of the concept of extracurricular activity is given from the point of view of various scientists. The creation and implementation of the basic educational program of primary general education involves the solution of the following tasks: mastering the target settings by students; accumulation of knowledge, skills, acquisition of competencies; intellectual, personal, social development of students; formation of moral values and attitudes, general culture of students; formation and development of the personality of students taking into account their individuality; identification and development of creative abilities of students, through the implementation of extracurricular activities; preparation and organization of intellectual and creative competitions, implementation of project and research activities; guarantee of accessibility of quality primary general education by students. The forms of organization of extracurricular activities, as well as risks, difficulties and problems in the implementation of extracurricular activities and ways to resolve them are considered.

Keywords: preparation, future teachers, primary classes, organization, extracurricular activities.

Введение. Сегодня актуальным для педагогической общественности становится обсуждение вопросов о том, что развитие личности обучающегося идет не столько под воздействием изучаемых тем уроков, сколько под воздействием культурно-образовательной среды школы.

В современном мире образовательные организации должны не только «вооружать» обучающихся знаниями по определенным предметам, но и предоставлять возможности каждому ребенку проявить себя, научиться работать самостоятельно, адаптироваться при смене вида деятельности. При этом образовательная среда, организуемая в школах, зачастую недооценивает роль воспитывающих функций, которые должны быть в приоритете. Без воспитания невозможно создать школу, в которой бы гармонично развивалась личность.

Внеурочная деятельность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования способствует повышению качества образования, удовлетворить потребности обучающихся в досуге, создать условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности: до 1350 часов за четыре года обучения на уровне НОО, часы, отводимые на программы, должны быть распределены равномерно в течение учебного года. Время, которое образовательная организация уделяет внеурочной деятельности обучающихся, приходится на вторую половину дня, после уроков. Образовательная организация при реализации внеурочной деятельности, привлекает другие образовательные учреждения, например дополнительного образования, организации культуры и спорта на основе обоюдного сотрудничества. Образовательная организация создает единое образовательное пространство.

Создание и реализация основной образовательной программы начального общего образования предполагает решение следующих задач: овладение обучающимися целевыми установками; накопление знаний, умений, приобретение компетенций; интеллектуальное, личностное, социальное развитие обучающихся; формирование нравственных ценностей и установок, общей культуры обучающихся; становление и развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальности; выявление и развитие творческих способностей обучающихся, через реализацию внеурочной деятельности; подготовка и организация интеллектуальных и творческих соревнований, реализация проектной и исследовательской деятельности; гарантия доступности получения обучающимися качественного начального общего образования.

Координирующая роль, как правило, принадлежит классному руководителю, который выполняет ряд функций: осуществляет взаимодействие с педагогами, реализующими программы внеурочной деятельности; сотрудничает с родителями обучающихся; организует включение обучающихся в различные виды деятельности, основываясь на их интересах, склонностях, возможностях и потребностях; руководит образовательным и воспитательным процессом, способствующим созданию комфортной атмосферы в классе, развитию личности обучающихся.

Цель внеурочной деятельности - достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов, обучающийся должен научиться чувствовать, действовать, принимать решения [3, С. 35]. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательной организации, тесно связана с образовательной программой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены задачи внеурочной деятельности: обеспечение комфортной адаптации обучающихся в образовательной организации; оптимизация учебной нагрузки; улучшение условий для развития обучающихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Е.Н. Степанов отмечает, что «внеурочная деятельность - это активность детей, проявляемая вне уроков, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании коллектива. Она направлена на познание и преобразование себя и обусловлена потребностями обучающихся и их интересами» [2, С. 36].

Внеурочная деятельности на первое место ставит формирование и развитие определенных личностных качеств обучающегося, формирование позитивной среды в школьном коллективе, ознакомление и приобщение к моральным и духовным ценностям.

Именно в период обучения в начальной школе происходит целенаправленное, систематическое овладение обучающимися тем багажом знаний, который формирует будущий характер, волю, взгляд школьников на мир.

Внеурочная деятельность обладает следующими особенностями: отсутствие постоянного контроля результатов детей, что позволяет создать более комфортную, спокойную среду для обучающегося, формирует отношение равноправия между обучающимся и учителем; содержание внеурочной деятельности построено с учетом интересов, желаний, потребностей школьников, родителей, учителей; внеурочная деятельность позволяет в большей степени раскрыться таланту обучающихся, дает возможность проявить себя, внести инициативу на занятия; широко используются разнообразные формы средства и методы воспитательной работы; используется различное образовательное пространство (актовые, спортивные залы, места для прогулок, экскурсий и т.д.); привлечение родителей, обучающихся старшей и средней школы для передачи опыта социальной жизни; эта работа может быть реализована в каникулярное время, выходные дни [1, С. 19].

Принято выделять формы организации данной деятельности: массовая работа, которая обычно задействует большое количество обучающихся, она является самой популярной в школах. Ей присуще использование различной символики, атрибутики, большое эмоциональное воздействие на детей, активизация деятельности младших школьников. В массовой работе могут быть задействованы обучающиеся разных возрастных групп. К массовым формам работы относятся: викторины, соревнования, различные конкурсы, концерты, турниры, олимпиады.

Следующая форма - групповая работа. К групповым формам работы относятся факультативы, кружки, различные клубы по интересам (клуб «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Интеллектуальный КВН», «Гимнастика для ума» и т.д.). Цель организации групповых форм работы - углубление знаний школьников по различным предметам, развитие эрудиции, интеллектуальных способностей.

Существует так же парная форма организации,. предусматривающая распределение обучающихся по интересам. Парная форма работы - это подготовка выступлений, проектов, докладов.

Младшим школьникам интересны групповые, массовые, парные формы организации внеурочной деятельности. Обучающиеся проявляют интерес, работают с большой отдачей, учатся выслушивать других. Данные формы работы позволяют выявлять творческую одаренность детей, развивать способности, разнообразить кругозор. При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные особенности, общешкольные традиции, интересы обучающихся.

Одна из форм организации внеурочной деятельности обучающихся - индивидуальная работа. К ней относится подготовка различных презентаций, выступлений, номеров художественной самодеятельности, рефератов, и т.д. Организация данной формы внеурочной деятельности требует от педагога учета индивидуальных особенностей обучающихся, изучения их интересов. Индивидуальная форма может быть также направлена на коррекционную работу с обучающимися.

При организации данной работы школа должна учитывать: материально-техническое обеспечение (оснащенность кабинетов, наличие спортивных, актовых залов); информационное обеспечение (наличие специального оборудования, технических средств, мультимедийных проекторов, компьютеров); научно-методическое обеспечение (школьное методическое объединение, советы образовательной организации); внешние связи (партнерство с другими образовательными организациями, досуговыми центрами, домами культуры и творчества).

Познавательная внеурочная деятельность направлена на формирование научного мышления, активизацию познавательного интереса, развитие творческого потенциала, расширение кругозора обучающихся, углубление знаний по предметам, развитие интеллекта с учетом интересов и способностей ребенка. Большое значение в развитии познавательного интереса младших школьников имеет организация внеурочной деятельности по предметам школьной программы. Она призвана расширять кругозор обучающихся, углублять научные знания, развивать интеллект, творческие способности,

стимулировать умственную деятельность. При развитии познавательных способностей обучающихся, необходимо организовывать самостоятельную деятельность, при которой ребенок осуществляет постоянный поиск ответов на вопросы по определенным тематикам. Учитель должен так организовать деятельность младших школьников, чтобы они могли примерить на себя роль исследователей.

При организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления основными формами организации являются: кружки, научные сообщества, факультативы, экскурсии, исследовательские проекты, олимпиады, различные конкурсы познавательной направленности, научные клубы, соревнования, турниры, доклады и т.д.

В соответствии с ФГОС НОО, ребенок как субъект учебного процесса может самостоятельно по своей инициативе выбирать вариант получения знаний. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности помогает обучающимся освоить предметные знаний, овладеть различными способами познания.

Формы проведения внеурочных занятий: очно с педагогом школы, очно с педагогами других образовательных организаций, заочно, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

Рассмотрим риски, трудности и проблемы в реализации программ внеурочной деятельности и пути их разрешения. Одна из проблем - низкая мотивация педагогов из-за нехватки материального обеспечения. Данная проблема может быть решена активным использованием нематериальных стимулов. Одной из трудностей может быть отсутствие в образовательной организации специалистов. Данная трудность может быть решена привлечением специалистов дополнительного образования. Следующая проблема - это нехватка учебно-методических пособий. Данная проблема может быть решена увеличением объема использования Интернет-ресурсов. Одна из проблем - это недостаточная методическая подготовка педагогов. Данная проблема может быть решена прохождением курсов подготовки, организацией методических занятий для педагогов.

Организация познавательной внеурочной деятельности основывается на отличительных чертах и личных потребностях всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей), и включает: исследование интересов субъектов образовательного процесса (исследование общественного заказа); соотнесение желаний с реальными возможностями образовательной организации; заключение договоров о совместной деятельности с общественными партнерами.

При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов.

Внеурочная работа организуется в форме кружков, викторин, соревнований, конкурсов, факультативов, различных клубов по интересам. Все эти формы позволяют частично достичь результатов первого уровня. Полностью достичь результатов первого уровня можно, если объектом познавательной деятельности станет познание общественной жизни, базовых ценностей, норм этики, морали и культуры.

Воспитательные результаты внеурочной познавательной деятельности могут быть реализованы в следующих формах: познавательные кружки, факультативы; познавательные викторины, экскурсии; исследовательские проекты; познавательные акции.

Внеурочная познавательная деятельность - это база для активизации процесса познания, развития интересов и предрасположенностей.

Внеурочная познавательная деятельность дает возможность обучающимся развивать свои способности, работать в режиме поиска. Познавательная деятельность - процесс отражения человеком окружающей деятельности, который строится не на приобретении знаний и умений, а на личном отношении к результатам своей деятельности. Успешность познавательной деятельности зависит от самостоятельности и заинтересованности обучающихся.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и нормативные документы, были разработаны подходы к организации внеурочной деятельности, при которой: содержание внеурочной деятельности опирается на потребности обучающихся и их интересы; содержание внеурочной деятельности строится с учетом возрастных особенностей обучающихся; в процессе организации внеурочной деятельности происходит учет желаний родителей и обучающихся (при выборе форм внеурочной деятельности); содержание внеурочной деятельности строится с учетом желаний детей, исключительно на добровольной основе; при реализации внеурочной деятельности ключевым является формирование самостоятельности детей; внеурочная деятельность организуется в неформальной обстановке, где обучающиеся могут строить равноправные отношения с педагогами; знания и умения, полученные в результате реализации внеурочной деятельности, должны иметь практическую значимость; при организации внеурочной деятельности реализуется индивидуальная траектория развития обучающихся; реализация внеурочной деятельности предполагает использование разнообразного образовательного пространства, например библиотек, музеев, парков и т.д. внеурочная деятельность призвана выполнять развивающие и обучающие задачи.

При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов. Это предполагает приобретение обучающимся социального знания об устройстве общества, нормах поведения.

Выводы. Следовательно, одним из компонентов воспитательного процесса школы является процесс организации внеурочной деятельности младших школьников. Данный процесс включает в себя целенаправленную образовательную и воспитательную деятельность со школьниками, которая организуется и проводится учителем во внеурочное время.

Литература:

1. Русских, Г.А. Проектирование организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе на основе модульного подхода / Г.А. Русских, Д.В. Смирнов // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2018. - № 4. - С. 19-24.

2. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011. - №6. - С. 36-64.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М: Просвещение, 2020. - 48 с.

Педагогика

УДК 371.39

кандидат педагогических наук, доцент Мелитовская Ирина Николаевна

Таврическая академия (структурное подразделение) Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

преподаватель кафедры электроэнергетики и электротехники Фурсенко Надежда Александровна

Физико-технический институт (структурное подразделение) Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заслуженный

учитель Республики Крым, учитель химии Березинская Алла Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический и методический анализ состояния проблемы включения метода проектов в практику школьного естественнонаучного образования. Проведено экспериментальное исследование, позволившее выявить проблемы, возникающие у учителей при организации проектной работы. Сформулированы методические требования для подготовительного этапа проектирования.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, подготовительный этап проектной работы, методика преподавания естественнонаучных учебных предметов в средней школе.

Annotation. The article presents a theoretical and methodological analysis of the problem of integration the project method in the practice of natural science education school. An experimental study was conducted, which allowed to identify a organizing project work problems. The methodological requirements for the preparatory projecting stage are formulated.

Keywords: project method, project activity, preparatory stage of project work, methods of teaching natural science subjects in secondary school.

Введение. В сегодняшнем мире, процессы социального и экономического развития усложняются неопределённостью, турбулентностью и другими подобными явлениями [4, С. 7]. Школьное естественнонаучное образование в новых условиях подвержено изменениям через внедрение новых образовательных стандартов, цифровых технологий и электронного обучения. Профессиональный стандарт педагога и Национальная система учительского роста актуализируют проблему подготовки квалифицированных педагогических кадров, обладающих высоким уровнем сформированности проектных умений [1]. А.В. Глузман, Н.В. Горбунова утверждают, что важно помогать учащемуся, определять цели и образовательные результаты на языке умений; учителю необходимо владеть проектным и исследовательским мышлением; уметь организовать данные виды работ и руководить ими [2, С. 15].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о многочисленных исследованиях по проектной деятельности [11-16]. Однако проблема методики организации проектной работы по естественнонаучным предметам с включением эксперимента, разработана недостаточно; не исследован процесс организации методической деятельности на подготовительном этапе работы над проектом.

Анализ реальной практики показывает на наличие у педагогов проблем на всех этапах проектной деятельности. Наиболее существенное противоречие заключается в существовании методики организации проектной работы со школьниками, выполняющих индивидуальные учебные проекты и недостаточным использованием его потенциала в образовательном процессе преподавания естественнонаучных учебных предметов. Стремление педагогов достичь высоких результатов в проектной работе, говорит об их настойчивом «увлечении» основным и заключительным этапами проектирования. Однако мало внимания уделяется подготовительному этапу проектной работы. Важно понимать, что проектная деятельность имеет смысл в том случае, если ученик сам проявляет инициативу. Большое значение на подготовительном этапе имеет организованная система взаимодействия педагога со школьниками. В методической литературе известна точка зрения Г.М. Чернобельской: «к реализации метода проектов нужно учащихся готовить» [14, С. 96-97]. Следует помнить, что серьёзной методической ошибкой является поиск и определение проблемной проектной задачи «за ученика». Так, отсутствие эксперимента нарушает важнейшее условие создания проекта: естественнонаучное познание невозможно без практики. Каждому школьнику важно давать возможность овладеть практикой и разными способами деятельности с объектом изучения, избегая формализма [3]. Методически ценно, если учащийся самостоятельно планирует эксперимент. Современное построение дисциплин естественнонаучного цикла должно базироваться на оптимальном сочетании теоретической и практической работы [12].

Таким образом, всё вышесказанное определило актуальность данного исследования, которое заключается в разработке методики организации проектной работы для подготовительного этапа (на примере школьных естественнонаучных учебных предметов, в частности химии).

Целью данной работы выступает исследование проблемы внедрения методов проектов в школьное естественнонаучное образование. Исходя из цели статьи, были сформулированы следующие задачи исследования: 1) провести анализ литературы и выделить наиболее часто встречаемые направления включения методов проектов в образовательный процесс преподавания школьных естественнонаучных учебных предметов; 2) провести экспериментальное исследование по выявлению проблем учителей при организации проектной деятельности; 3) сформулировать методические требования к организации проектной работы для подготовительного этапа.

Для решения поставленных цели и задач, были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы) и эмпирические (изучение опыта работы учителей, анкетирование). Методологическими основами исследования являлись: идеи дидактики (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.В. Хуторской); положения методики обучения естественнонаучных дисциплин (П.А. Знаменский, М.С. Пак, Г.М. Чернобельская); метод проектов (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий); исследовательский метод (В.П. Гаркунов, Н.Е. Кузнецова, С.Г. Шаповаленко) идеи компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Н.В. Мясищев); идеи формирования умений (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); идеи теории индивидуализации обучения (В.П. Беспалько, Т.А. Боровских, И.Э. Унт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.