1. Петров П.Д. Дидактика. София, 1994.
2. Попов Т., Герджиков К., Цветанова-Чуру-кова Л. и др. Педагогика. Теория на обуче-нието. Дидактика. София, 2005.
3. Костов К. Методология на научното познание. Благоевград, 1993. С. 96-97.
4. Фолмер Г., Хоберг Г. Стратегии на ученето и на умствения труд. София, 1993. С. 102.
5. Радев Пл. Дидактика и история на училищно-то обучение. Пловдив, 1996. С. 341.
Поступила в редакцию 12.11.2009 г.
Tsvetanova-Churukova L.Z. Organization of educational material in integrated education of younger schoolchildren.
The article is devoted to defining of types and functions of systematization of educational material in integrated studying in junior school. Based on the experimental work prospects of primary classes knowledge improving are outlined.
Key words: systematization; integration; differentiation; educating; educational material; expert evaluations.
УДК 371
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) © Ю.В. Коротина
В статье обосновывается актуальность проблемы социального воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учебных предметов, изучаемых в начальных классах школы. Дается определение социально ориентированного образовательно-воспитательного пространства и его характеристика с точки зрения структуры и функций в системе социального воспитания младших школьников. Особое место уделяется критическому анализу современных учебных пособий, по которым обучаются дети, определению их образовательно-воспитательного потенциала, выявлению проблем полноценной системы работы по социальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: воспитание средствами учебных предметов; дети с ограниченными возможностями здоровья; младшие школьники; образовательно-воспитательное пространство; программа «Школа России»; социальное воспитание.
Одной из актуальных проблем современного российского социума является социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями, что связано с ростом их численности, необходимостью включения в современное общество.
Социально-структурная характеристика этой группы общества изучалась исследователями разных научных школ и обстоятельно представлена в работах таких ученых, как
А.А. Баранов, М.С. Бедный, Д.И. Зелинская и ЛИ. Балева.
Общая картина обогащена исследованиями О. В. Грининой, изучившей основные факторы, влияющие на причины и степень ограничений здоровья детей, исследованиями Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной, предметом исследований в которых были вопросы обучения детей с ограниченными возможностями. Важные вопросы организации образовательно-воспитательной среды для детей с
ограниченными возможностями здоровья затрагиваются Д.В. Зайцевым, И.И. Лошаковой, Ю.Н. Мануйловой, П.В. Романовым,
Л.Н. Смирновой, Т.И. Черняевой, Е.Р. Яр-ской-Смирновой и др.
При этом многие исследователи считают, что успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна без методологически, социально и методически грамотной организации учебновоспитательного процесса на стадии обучения ребенка в начальных классах. Учебновоспитательный процесс, как того требует государственный стандарт, должен осуществляться прежде всего школой, а не родите -лями ребенка при участии образовательного учреждения.
Анализ научной литературы показывает, что образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит
источником развития как отдельной личности, так и общности детей.
В условиях модернизации образования обновлены задачи школы, появились многообразные по типам и видам учебные заведения, соответствующие учебные программы, учебники, что влечет за собой определенные социокультурные процессы, связанные с гуманизацией и гуманитаризацией системы образования и воспитания. Особое место при этом занимает организация и развертывание информационно-образовательного пространства (С.К. Болдырева, Н.Л. Селиванова, Е.В. Бондаревская и др.), ориентированного на активное социальное воспитание младших школьников, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья.
Под социально ориентированным образовательно-воспитательным пространством многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя ряд структурных элементов. Среди них: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами (М.Я. Виленский, В.И. Гине-цинский, В.Я. Конев, Е.В. Мещерякова,
В.И. Панов, В.И. Слободчиков, ИГ. Шенд-рик и др.).
В настоящее время обучение и воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в разных вариантах и на различных основаниях (правовые, социальные). С одной стороны, это важнейшие правительственные документы (Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов, Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-инвалиды» и др.). Они предусматривают ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на охрану здоровья, полноценное обучение, социальную реабилитацию и независимое существование.
Между тем многие социальные проблемы детей с ограниченными возможностями, несмотря на заботу и поддержку государства, остаются нерешенными. В первую очередь это относится к качеству образования.
Наиболее распространенным и в то же время наименее качественным признается обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и относительно сохранным интеллектом в условиях обучения «на дому» учителями школы, в которой числится ребенок.
Обучение на дому - организация специального образования, при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования, осуществляется на дому.
Учащиеся с сохранным интеллектом обучаются по программам и учебникам учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
По положению, занятия на дому проводятся учителями начальных классов не менее трех раз в неделю в соответствии с типовыми учебными планами и программами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Форма организации обучения на дому, как правило, индивидуальная.
Названное выше положение сочетает в себе как интеграционные, так и дифференцирующиеся в социально-педагогическом отношении признаки. Предполагая по преимуществу индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, вся система учебно-воспитательного процесса использует содержание учебных предметов, ориентированных на активное социальное воспитание в условиях коллективных форм и методов обучения, а также опору на жизненный опыт здорового во всех отношениях ребенка.
Социально ориентированное образовательное пространство в его общепедагогическом понимании является предметом исследования целого ряда ученых, в частности Н.Н. Гладченковой, И.М. Ничипуренко,
Н.Н. Усатой и др. В нем в первую очередь выделяются учебно-развивающая среда школы (или варианта школьного обучения), вне-
классная, досугово-развивающая, семейная, возрастная, массово-коммуникационная. При этом содержание как самого явления образовательно-воспитательной среды, так и его компонентов в основном ориентировано на массовую школу и практически не учитывает потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся «на дому». Нельзя не учитывать того, что учебновоспитательный процесс, который должен быть социально ориентированным, т. е. направленным на социальное воспитание ребенка, в условиях реального обучения «на дому» ограничивается, по сути, учебноразвивающим, семейным и, отчасти, массово-коммуникационным компонентами.
В связи с этим возникает объективная необходимость:
- критически проанализировать содержание и формы социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья средствами содержания обучения;
- выявить потенциал содержания начального обучения в аспекте реализации обучения «на дому»;
- внести конструктивные предложения по совершенствованию системы социального воспитания детей младшего школьного возраста средствами учебных предметов.
Учебно-развивающая среда «школы на дому» (учебная деятельность, выполнение домашних заданий, самоподготовка и т. д.) является основным источником социально значимой познавательной, культурной информации.
Перед учителями начальных классов стоит задача наполнить образовательное пространство социально направленным содержанием, и при построении образовательного пространства от класса к классу необходимо вносить изменения в структуру, содержание, организацию образовательного и социально-воспитательного процесса, которые бы обеспечили параллельную социализацию и индивидуализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В основе характеристики школьного возраста лежит представление об учебной деятельности как ведущей в начальной школе. В то же время ключевое противоречие возраста - разрыв между основным мотивом, связанным с обучением и социальным статусом, и отсутствием средств реализации мо-
тивов: умения не только читать, писать, считать, но и практическое владение определенными социальными компетенциями.
Сложившаяся система обучения «на дому» детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает, что учитель проводит с ребенком занятия только по «основным» предметам: русскому языку, чтению (литературе) и математике. В то же время ведущие специалисты по социальному воспитанию утверждают, что в начальной школе «основных» и «неосновных» предметов быть не должно, поскольку каждый из них влияет на развитие и воспитание (в т. ч. и социальное) любого, как здорового, так и больного ребенка.
Однако обратимся к анализу содержания обучения в начальной школе по типовым учебникам.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время в основном обучаются по программе «Школа России» (руководитель проекта А.А. Плешаков), имеющей учебный комплект, который опирается на традиции отечественной школы, живую связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим.
Обучение по программе «Школа России» носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемнопоисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др.
Единственное, чего по объективным причинам не учитывает программа и учебники, - это то, что на их основе «на дому»
учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.
Авторы старались придать учебно-методическому комплекту такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность (каждый из его компонентов допускает дальнейшее совершенствование, вплоть до замены наиболее продуктивным).
Концептуальные основы комплекта состоят, прежде всего, в том, что «Школа России» создается в России и для России. Принципиальная особенность комплекта - его построение на национально-значимых приоритетах образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентиро-ванное, глобально-ориентированное, экоаде-кватное. Еще раз обращаем внимание на то, что учитель проводит уроки только по предметам филологического цикла и математике. Предмет «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в этот перечень, как правило, не входит.
В настоящее время изменились цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств: «особенность российской культурноисторической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе» (Е.В. Бондаревская, 2001).
Направленность учебников для начальных классов на реализацию задач социального воспитания определяется следующим.
1. Литературное чтение (авторы -М.В. Голованова, В.Г. Горецкий). Учебники содержат богатый материал, необходимый для формирования у детей социальных представлений и понятий. Содержание текстов способствует накоплению большого объема социально-нравственных знаний и обогащает их опыт поведения, обеспечивает возможность расширения и углубления представлений детей о доброте человека, ее проявлениях в разнообразных жизненных ситуациях, в поступках сверстников и взрослых.
Из содержания учебных текстов дети под руководством учителя «вычленяют» образцы поведения, сравнивают действия героев со своими.
2. Русский язык (авторы: Л.М. Зеленина и Т.Е. Хохлова, В.П. Канакина и В.Г. Горец-кий). Содержание включенных в учебники текстов с грамматическими заданиями ока-
зывает влияние на формирование социально значимых представлений и понятий, вызывает эмоциональные переживания детей, осмысление и оценку поступков и действий людей. Во все учебники русского языка начальных классов включены тексты из произведений художественной и детской литературы. Обучение на целых текстах содействует достижению более высокого эффекта педагогического влияния на процесс всестороннего развития и социального воспитания школьника.
3. Математика (авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова). Помимо формирования программных знаний, умений и навыков, начальный курс математики предполагает развитие у детей предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач. Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни имеют ярко выраженную социальную направленность.
Анализ учебников показывает, что данный курс имеет значительный, но далеко не полно используемый учителями потенциал для решения вопросов социального воспитания детей. Это, прежде всего, освоение социально значимого смысла арифметических действий, арифметические задачи социально значимого содержания, освоение социально значимых величин и мер (время, расстояние, вес, площадь, пространственные отношения и т. д.).
Помимо этого, математика воспитывает культуру и логику речи и мышления, умение обнаружить алогизмы в словах и поступках.
Поскольку приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка, на его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания, учебники ориентированы прежде всего на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому.
Программы и учебники комплекта в условиях массовой школы обеспечивают гражданско-ориентированное образование младших школьников. Для авторов проекта «Шко-
ла России» работа в этом направлении - один из безусловных приоритетов. Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания учебников. Средствами разных учебных предметов предполагается воспитывать в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. И опять мы акцентируем внимание на специфику «домашнего обучения», не предполагающего интеграции «основных» предметов с историей, риторикой, технологией, музыкой, изобразительным искусством, факультативами и т. д.
Комплект «Школа России», в принципе, обеспечивает экоадекватное образование младших школьников. Образование, которое обеспечивается с помощью учебников, является экоадекватным, т. е. адекватным «дому», имея в виду своего рода «встраивание» растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с ее системой императивных ограничений. Но опять обратимся к условиям индивидуального обучения ребенка: процесс его «встраивания» или социализации для него весьма сложен и проблематичен.
Для достижения целей развития личности авторы считают необходимым строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Данная задача для изучаемого контингента учащихся весьма важна как средство социального воспитания и социализации.
Рассмотренные характеристики комплекта «Школа России» теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты ее целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании - так формулируют идею комплекта авторы. Естественно, нельзя не отметить высокое качество комплекта для массо-
вой системы обучения. Но реализация всех основных положений программ и учебников в условиях работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, весьма затруднительна для ребенка и практически невыполнима для учителя в существующих условиях.
Учителя начальных классов отмечают у детей, обучаемых «на дому», равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Они практически безуспешно пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Традиционно активизация сводится к усилению контроля над работой учащихся, попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью резервных возможностей социальных качеств ребенка и его психики.
Социальное развитие и воспитание ребенка в условиях школьно-домашних уроков значительно обогатят такие учебные предметы, как «Окружающий мир: Мир вокруг нас», «Музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Риторика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Иностранный язык».
Каждый из названных предметов, представленный в Государственном образовательном стандарте для начальной школы, по ряду объективных и, отчасти, субъективных причин не является для детей с ограниченными возможностями здоровья предметом обучения на должном уровне. В то же время они имеют огромный не только образовательный, но и воспитательный потенциал, поскольку их предметная сущность определена социальной деятельностью людей.
Таким образом, можно выдвинуть предположение о необходимости перестроения существующего и построения нового, социально ориентированного образовательновоспитательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, отличного от социально ориентированного образовательного пространства в его привычном педагогическом понимании.
Поэтому проектирование социально направленного образовательного пространства начальной школы, принципов его построения дает возможность обновить сложившийся десятилетиями социальный уклад школьной
жизни, «обратив его лицом» к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая, что основная цель начальной школы - создание условий для полноценного проживания возраста, система социального воспитания младших школьников должна, по нашему мнению, включать:
- социально направленное в компе-тентностном отношении освоение программного материала;
- формирование умения учиться как основного социально-психологического новообразования личности младшего школьника с акцентом на развитие у детей основных компонентов социального интеллекта;
- формирование универсальных в социально-коммуникативном отношении умений и способностей, в т. ч. и социальнопроектировочных.
Все изложенное выше определяет необходимость специальной поэтапной системы социального воспитания младших школьни-
ков в условиях многопредметного поли-функционального образовательно-воспита-
тельного пространства.
Поступила в редакцию 17.11.2009 г.
Korotina Yu.V. Social up-bringing of younger schoolboys with the limited health abilities by the means of educational subjects (to problem statement).
The article proves the urgency of a problem of social up-bringing of children with the limited health abilities by the means of educational subjects studied in first grades of school. Definition of socially focused educational-up-bringing space and its characteristic from the point of view of structure and functions in the system of social upbringing of younger schoolboys is made. Special place is given to the critical analysis of modern manuals used for children educating, in definition of their educational-up-bringing potential, revealing of problems of high-grade system of work on social up-bringing of younger schoolboys with the limited health abilities.
Key words: education by the means of educational subjects; children with the limited health abilities; younger schoolboys; educational-up-bringing space; program “School of Russia”; social up-bringing.
УДК 796/799
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ © С.В. Сайкин
В настоящей публикации рассматриваются результаты, полученные в процессе изучения специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков в бесснежном периоде годичного цикла тренировки. В ней излагаются результаты обследования физиологических показателей отдельных функциональных систем спортсменов различных соматотипов.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка; соматотипы спортсменов; аэробноанаэробный режим работы; микро и мезоциклы.
Достижение высоких результатов в любом виде деятельности зависит от многих факторов, основным из которых является максимальное соответствие индивидуальных особенностей человека к требованиям избираемой специализации. В связи с этим учет требований конкретного вида спорта, предъявляемых к организму человека, - важнейшее условие воспитания спортсменов высокой квалификации.
Однако в процессе подготовки спортсмена возникает ряд различных проблем, связанных с индивидуальными особенностями занимающегося, которые необходимо учитывать при планировании и проведении
тренировки. К ним относятся физиологические, анатомические, психологические и ряд других особенностей. Одну из главнейших ролей играет соматотип спортсмена. Также известно, что каждому виду спорта присущ определенный, свойственный только ему тип внешнего сложения спортсмена.
Рациональному сочетанию средств общей и специальной физической подготовки посвящены многочисленные работы, однако исследований, направленных на разработку методик повышения эффективности подготовки лыжников-гонщиков на основе учета их соматотипа, практически не имеется.