Научная статья на тему 'Направления и содержание подготовки педагогических кадров для реализации задач социального воспитания младших школьников'

Направления и содержание подготовки педагогических кадров для реализации задач социального воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / YOUNGER SCHOOLBOY / SOCIAL EDUCATION / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротина Юлия Викторовна

В статье освещается проблема направлений и содержания подготовки педагогических кадров для реализации задач социального воспитания младших школьников, определяется специфика этой работы, называются группы профессионально значимых качеств социального педагога, работающего с младшими школьниками. Большое внимание уделяется вопросам обучения студентов и методике организации занятий с детьми младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротина Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and contents of pedagogical personnel training for realization of tasks of social education of younger schoolboys

In the article the problem of directions and contents of pedagogical personnel training for realization of tasks of social education of younger schoolboys is illustrated, specificity of this work is defined, groups of professionally significant qualities of social teacher working with younger schoolboys are mentioned. The great attention is paid to questions of training of students and a technique of organization of employment with children of younger school age.

Текст научной работы на тему «Направления и содержание подготовки педагогических кадров для реализации задач социального воспитания младших школьников»

щение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям) [7].

Главным условием проявления личностных функций В. В. Сериков считает создание личностно-ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), попадая в которую ребенку приходится искать смысл, подумать о себе, построить образ и модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку факторам.

Специфика осуществления личностноориентированного подхода к организации учебного процесса заключается в создании особого рода учебных ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса, собственной значимости, самоопределения, самовыражения и самореализации. Такая «ситуация востребования» личностных проявлений стимулирует и активизирует личностные функции учащихся.

1. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование // Новые ценности образования. М., 1995. С. 55.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994. С. 43.

5. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград, 1999.

6. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж, 2001. С. 11.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

Поступила в редакцию 12.01.2009 г.

Poimanova O.V. Application of ideas of personally-focused approach in educational process of an elementary school.

In the article scientific representations about personally-focused approach from the point of view of philosophy, psychology, pedagogics are analyzed. Realization of ideas of personally-focused approach in modern educational system of school is considered.

Key words: personally-focused approach; person; self-development; subject experience; personal senses of doctrine; personal experience; personal functions; elementary school.

УДК 371

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Ю.В. Коротина

В статье освещается проблема направлений и содержания подготовки педагогических кадров для реализации задач социального воспитания младших школьников, определяется специфика этой работы, называются группы профессионально значимых качеств социального педагога, работающего с младшими школьниками. Большое внимание уделяется вопросам обучения студентов и методике организации занятий с детьми младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младший школьник; социальное воспитание; профессионально значимые качества педагога.

Специфика социально-педагогической

деятельности в том, что она органически вплетается во все виды общественных отношений участников образовательного и воспитательного процессов. Решение проблем идет через поддержание контактов с различными социальными институтами. Можно

говорить об особой готовности к работе в социальной сфере, поэтому для профессиональной деятельности социальному педагогу необходимо иметь социально-психологические особенности и свойства: рефлексию, идентификацию, эмпатию, гибкость в обще-

нии, эмоциональную устойчивость (К. Вербова и Г. Пар).

Эти свойства, по мнению исследователей, и определяют ее социально-коммуникативную диспозицию. Итак, профессию социального педагога можно назвать «коммуникативной», поскольку общение - главное орудие труда - тесно вплетено в контекст его практической деятельности. Группа исследователей профессора В.Н. Келасьева вычленяет 6 групп профессионально-важных качеств:

- профессиональная осведомленность;

- доброжелательное отношение к людям, куда входит эмпатия;

- социально направленные коммуникативные способности;

- положительные морально-этические качества;

- умение выдержать нервно-психологические нагрузки;

- адекватное реальности отношение к себе.

Эти качества, формируемые и развиваемые как в теоретическом, так и практическом профессиональном обучении, особенно необходимы потому, что социальное воспитание осуществляется со всеми возрастными категориями школьников, в т. ч. и младшими школьниками.

Важно, чтобы именно в младшем школьном возрасте произошло усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребенка о сущности людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими - именно такова сущность социального воспитания.

Поэтому важно, чтобы студенты в ходе обучения освоили наиболее оптимальные варианты организации социального воспитания младших школьников, поскольку они являются реальным воплощением смыслообразующих идей социальной педагогики в целом и методики социального воспитания в частности:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом — сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- дружным коллектив может стать, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброже-

лательная атмосфера, если каждый стремится понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- достойное решение - это самостоятельный ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью исходя из ее индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществление самостоятельного выбора требует от человека определенной личностной зрелости. Оно невозможно без осмысленной инициативы и определенной компетентности;

- умение быть самостоятельным - это

целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается

прошлое, проецируется будущее младшего школьника.

Успех воспитания младших школьников в значительной степени зависит от технологии педагогической деятельности как социального педагога, так и учителя начальных классов. Обе названные категории педагогических работников должны владеть основами методики социального воспитания.

В связи с этим остановимся на некоторых особенностях организации занятий, проводимых социальным педагогом и уроков, проводимых учителем начальных классов, где дети учатся быть коллегами и самостоятельными субъектами деятельности. При этом важно соблюдать технологические правила.

На этих занятиях никто никого не учит, но каждый, и учитель, в т. ч., учится. Учится, размышляя. Размышляя о жизни, о своем собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними. Учится не в процессе заучивания, воспроизведения, а через собственное интеллектуальное и художественное творчество.

Каждое занятие, как правило, начинается с разминки. Ее цель - создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы-чувство».

Сегодня существует большое число приемов, которые можно использовать в качестве разминок. Некоторые их варианты

предлагаются нами, но могут быть заменены другими, если служат тем же целям. На занятиях, которые должны научить детей продуктивному совместному или самостоятельному бытию, не ставят отметок, не проводят контрольных работ.

Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как беседа, дискуссия, работа детей со словарем и т. п. Поэтому на этих занятиях нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или в блокнотах, тетрадях большого формата.

Привычно в предлагаемых занятиях лишь их окончание: дети, как правило, получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание нетрадиционно: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази, приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др.

Традиционной проверки домашнего задания учителем в классическом виде на этих занятиях вообще не бывает. Зато большое место занимает рефлексия: собственные размышления детей о том, что и зачем они делают дома, нравится ли им это. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые другие задания только добровольно.

Занятия по воспитанию у ребенка умений жить вместе и быть самостоятельным иногда протекают достаточно шумно. И это запланированный, необходимый и неизбежный рабочий шум, поскольку надо дать возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, а слушать сверстников младшие школьники, как правило, еще не умеют. Вначале на занятиях преобладают развернутые, эмоциональные монологи детей. Затем все чаще участники общей работы включаются в диалог (учителя с учениками, детей между собой, какой-то группы школьников с ведущим занятие взрослым или с другой группой, детей с родителями, родителей с учителем и т. д.). Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию младших школьников, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению, не-

просто. Главные средства педагога в этом отношении - вопросы и интонации.

Ведущий занятия задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. Он вызывает школьников на размышления, демонстрирует свою заинтересованность в мнении всех без исключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеет преобладающая интонация ведущего. Он может использовать широкий веер интонаций:

- вопросительную;

- шутливую;

- восторга («Какой молодец! Как интересно!»);

- удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!»);

- сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так. Надо подумать ...»);

- сочувствия («Я понимаю, что это трудно.»);

- уверенности («Мы обязательно справимся с этим»).

В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь в силу возрастных особенностей им очень важно рассказать учителю о себе, обратить на себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку. В результате каждый старается высказаться, а те, на кого не хватило времени на уроке, очень обижаются, так что приходится продолжать обсуждение проблемы не на одном, а иногда и не на двух занятиях.

Основным условием успеха организации учебного общения является неукоснительное соблюдение взрослым ряда правил совместного обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется, если ведущий категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками, выражает пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы.

Правила социально значимого поведения взрослого во время групповой дискуссии младших школьников:

1) никогда не перебивать говорящего;

2) всегда выслушивать все версии и добавления;

3) соблюдать процедуру группового принятия решения;

4) стараться быть последовательным и логичным;

5) быть тактичным, учитывать основные особенности возраста и индивидуальные отличия воспитанников;

6) не спешить высказаться самому (лучше, если взрослый говорит последним);

7) исключить императивную интонацию и слова типа «должен», «абсолютно верно», «правильно», заменив их на «я тоже так думаю», «будет лучше, если.» и др.;

8) не стесняться сомневаться, размышлять, быть неуверенным в чем-то.

Несмотря на насыщенность воспитательных занятий общением, достаточно часто на них царит тишина. Ребенок размышляет о непростых вопросах своего и человеческого бытия, о человеке среди людей; вспоминает конкретные, актуальные для него ситуации из собственной жизни или из книг, фильмов, рассказов других людей; выполняет творческие работы. Это не тишина вымуштрованных дисциплинарными требованиями школьников, а рабочая тишина мыслителей, философов. Разумеется, такая тишина приходит в класс не сразу и не по приказу. Она возникает лишь в особой атмосфере, создание которой - забота учителя. Речь идет об атмосфере искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В такой атмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужим мнениям, уважать точку зрения каждого одноклассника (безотносительно к его учебным успехам), окружающих его взрослых и т. д. В такой атмосфере и взрослому легче уйти от стереотипов учительского поведения и мышления.

Созданию такой атмосферы помогают некоторые особенности самих воспитывающих занятий. Например, вопросы, которые на них обсуждаются, не имеют единственно верных ответов. Детям не предъявляются образцы для обязательного воспроизведения. Эти курсы не содержат стандартов, которыми ребенок должен овладеть. Занятия насыщены изобразительной деятельностью и пр. Взаимную доброжелательность, терпи-

мость, поисковую и рефлексивную активность поддерживают и литературные тексты, обсуждаемые на занятиях, и разминки, и творческие задания, и игры.

Для того чтобы цели воспитывающих занятий были достигнуты, важно работать не только с сознанием, но и с эмоциями младших школьников. Существует целый ряд технологических приемов сотрудничества с детьми на эмоциональном уровне. Известна сила воздействия на органы чувств экспрессивной словесной информации, музыки, динамичных по сюжету рисунков, ярких цветовых пятен, движения, в т. ч. и ритмически оформленного, и пр. В связи с этим большой интерес представляет технология использования цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определенное настроение связывается на подсознательном уровне с определенным же цветом. Регулярная фиксация младшим школьником своего настроения с помощью цвета (цветописи) наглядно показывает педагогу, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чье настроение не совпадает с общим, кто из детей требует к себе особого внимания, насколько одноклассники дружелюбны, внимательны, терпимы друг к другу, эффективна ли работа с коллективом.

В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребенка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Вот потому едва ли не с первого занятия школьникам предлагается в конце каждого учебного дня отражать свое настроение. Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что, например, желтый кружочек обозначает «мне интересно», зеленый - «мне неинтересно», красный - «мне хорошо», синий - «мне плохо».

Возможен и другой вариант отражения младшими школьниками своего настроения. В классе вывешивается изображение двух лиц: веселого и хмурого. Перед уходом из школы каждый ребенок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае младший школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его на-

строение все равно оказывается зафиксированным.

Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря не только специфическому содержанию и особой организации специальных занятий, но и созданию особого контекста всей жизни школы и класса.

Воспитание умения жить вместе завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что.». Этот документ, возникающий как реакция на определенные негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть ряд трудностей. Он продолжает играть важную роль в воспитательном процессе младших школьников и в дальнейшем, поскольку умение быть самостоятельным не противоречит умению жить вместе.

Дети растут, приобретают новый опыт. Меняются и обстоятельства их жизни в классе, школе. В связи с этим правила общей жизни, записанные однажды в документе «Мы договорились, что.», скорее всего, потребуют со временем определенной корректировки. Вот почему на первых занятиях по воспитанию умения быть самостоятельными имеет смысл обсудить, устраивает ли детей прежний документ. А затем в течение всего года продолжать работу над его совершенствованием. Для этого целесообразно действовать следующим образом.

1. В самом доступном месте класса (не у стола учителя) помещается ящик, куда любой ребенок, родитель, классный руководитель, другие учителя могут, когда хотят, опустить листочки со своими предложениями. Они не должны быть анонимными, потому что каждый имеет право на свое мнение, свою точку зрения, и эта точка зрения уважаема. Когда появится 2-3 предложения, учитель может вынести их на обсуждение.

2. Во время обсуждения автор каждого предложения аргументирует его важность, старается объяснить, к каким положительным последствиям приведет его принятие.

3. Договорившись о процедуре, дети принимают новое предложение, и с этого момента оно считается обязательным для всех учащихся класса. Так происходит с каждым следующим предложением.

Создание такого документа существенно повышает возможность воспитания у детей и умения жить вместе с другими людьми, и быть самостоятельными. Соблюдение принятых ими самими правил жизни помогает детям реализовать в собственном поведении те установки, закрепить.

Анализ опыта организации воспитания младших школьников выявляет большой воспитательный потенциал предлагаемых воспитательных занятий. В этом случае для взрослого становятся реальными:

- поддержка процессов совершенствования представлений младшего школьника о себе как индивидуальности, личности, члене сообщества;

- укрепление его самоуважения, независимо от учебных успехов;

- стимуляция развития у школьников способности к рефлексии и творческому отношению к жизни;

- актуализация потребности каждого ребенка в ответственном и самостоятельном поведении;

- укрепление нравственного и психического здоровья детей;

- создание комфортного психологического климата в детской среде;

- гуманизация образовательного процесса в целом.

Интересно, что по ходу работы не только у младших школьников происходит развитие самосознания, самопознания, саморегуляции, эмпатии, поведения, но и учителя отмечают у себя очевидный профессиональный и личностный рост.

Поступила в редакцию 17.12.2009 г.

Korotina Yu.V. Directions and contents of pedagogical personnel training for realization of tasks of social education of younger schoolboys.

In the article the problem of directions and contents of pedagogical personnel training for realization of tasks of social education of younger schoolboys is illustrated, specificity of this work is defined, groups of professionally significant qualities of social teacher working with younger schoolboys are mentioned. The great attention is paid to questions of training of students and a technique of organization of employment with children of younger school age.

Key words: younger schoolboy; social education; professionally significant qualities of the teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.