Научная статья УДК 008 13.15.51
DOI: 10.20323/2499_9679_2023_4_35_241 EDN: FZWMBU
Социокультурное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей Татьяна Иосифовна Ерохина
Доктор культурологии, профессор, и. о. ректора, Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина. 150000, г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 15/43 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8328-2546
Аннотация. В статье рассматривается специфика социокультурного пространства как сложного многосоставного феномена, включающего в себя подпространства, связанные с социальным и культурным развитием общества. Автор отмечает дискуссионность интерпретации социокультурного пространства как феномена культуры, обращается к культурфилософскому и социокультурному дискурсу содержания данного понятия. Определяя базовые элементы социокультурного пространства и его функции, автор акцентирует внимание на стадиях и результатах инкультурации и социализации, особенностях конструирования, репрезентации и трансляции духовно-нравственных ценностей посредством формирования, развития и функционирования социокультурного пространства.
В статье рассмотрены научно-образовательная, культурно-просветительская, информационно-коммуникативная, культурно-досуговая функции социокультурного пространства как фактора формирования духовно-нравственных ценностей. Обозначено ядро социокультурного пространства в аспекте константных ценностей, обозначена дифференциация ядерных и периферийных ценностей. Особое внимание уделено социокультурному пространству региона, который транслирует общероссийские ценности и обладает уникальными характеристиками, связанными с историко-культурными реалиями и социокультурными институтами, функционирующими в регионе. Обращаясь к социокультурному пространству Ярославского региона, автор анализирует культурно-просветительские и культурно-образовательные проекты Ярославля и Ярославской области, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей и региональной идентичности. Внимание уделено музейным, театральным, культурно-просветительским и образовательным проектам, которые были представлены в Ярославском регионе и способствовали реализации основных функций социокультурного пространства, а также формированию ценностной ориентации и духовно-нравственному развитию личности.
В статье представлен аксиологический подход к анализу социокультурной среды, позволяющий подчеркнуть роль образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, в формировании духовно-нравственных ценностей индивида.
Ключевые слова: социокультурное пространство; духовно-нравственные ценности; Ярославский регион; идентичность; аккультурация; социализация
Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации №1023012500010-5-5.3.1 по теме «Научно-методическое обеспечение формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования»
Для цитирования: Ерохина Т. И. Социокультурное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 4 (35). С. 241-249. http://dx.doi.org/10.20323/2499_9679_2023_4_35_241. https://elibrary.ru/FZWMBU
Original article
Sociocultural space as a factor in forming spiritual and moral values Tatiana I. Erokhina
Doctor of cultural sciences, professor, acting rector of Firs Shishigin Yaroslavl state theater institute. 150000, Yaroslavl, Deputatskaya st., 15/43
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-8328-2546
© Ерохина Т. И., 2023
Abstract. The article focuses on the specifics of sociocultural space as a complex multicomponent phenomenon that includes subspaces related to social and cultural development of society. The author notes that the interpretation of sociocultural space as a cultural phenomenon is controversial and turns to the cultural-philosophical and sociocultural discourse of this concept's content. Defining the basic elements of sociocultural space and its functions, the author highlights the stages and results of enculturation and socialization, the specifics of its constructing, representing and conveying spiritual and moral values through the formation, development and functioning of sociocultural space. The article considers scientific-educational, cultural-educational, informational-communicative, and cultural-leisure functions of socio-cultural space as a factor in the formation of spiritual and moral values. The core of the sociocultural space is outlined in terms of constant values, and the differentiation of nuclear and peripheral values is identified. Special attention is paid to the socio-cultural space of the region, which transmits national values and possesses unique characteristics related to historical-cultural realities and regional socio-cultural institutions. With reference to the socio-cultural space of the Yaroslavl region, the author analyzes cultural-educational projects of Yaroslavl and the Yaroslavl region that contribute to shaping spiritual and moral values, as well as regional identity. Particular attention is paid to various cultural projects related to museums, theaters, and educational activities in the Yaroslavl region which contribute to implementing the main functions of the socio-cultural space, as well as to the formation of values and to the personality's spiritual and moral development. The article introduces an axiological approach to the analysis of sociocultural environment, which emphasizes the role of educational, cultural and art institutions in the formation of a person's spiritual and moral values.
Key words: sociocultural space; spiritual and moral values; Yaroslavl region; identity; acculturation; socialization The article is prepared for publication within the framework of the state assignment from the Russian Federation Ministry of Education №1023012500010-5-5.3.1 on the topic «Scientific and methodological support for the formation of traditional Russian spiritual and moral values in primary school children as part of the Federal educational program for primary general education»
For citation: Erokhina T. I. Sociocultural space as a factor in forming spiritual and moral values. Verhnevolzhski philological bulletin. 2023;(4):241-249. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499_9679_2023_4_35_241. https://elibrary.ru/FZWMBU
Введение
Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся - длительный и непрерывный процесс, требующий комплексного подхода как к содержанию понятий «духовно-нравственные ценности», так и к факторам, определяющим успешность формирования и развития ценностных ориентаций. Духовно-нравственная парадигма воспитания и обучения предполагает личностное и индивидуальное развитие школьников, целью которого является создание навыков, умений к саморазвитию и самосовершенствованию.
Опираясь на определение традиционных духовно-нравственных ценностей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022: «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [Указ], отметим, что и содержание, и инструменты реализации государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных ценностей подразумевают обращение к социокультурному пространству, без которого невозможно решение поставленных задач. Обусловлено это не только тем, что духовно-нравственные ценности - это ценности, принятые в обществе и существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях, но и тем, что они являются основой поведения людей в обществе, обеспечивают успешное развитие страны. Формирование социальной структуры опирается на систему ценностей: «ценности -основа общества, социокультурные феномены, детерминирующие функционирование системы в данной социокультурной среде» [Шакирова, 2013, с. 111]. Е. Ю. Шакирова указывает на то, что аксиологические матрицы, существующие в социуме, являются не только «условием взаимодействия социума с окружающей действительностью и нормализации отношений внутри самого социума» [Шакирова, 2013, с. 111], но и определяют пространственные рамки социокультурного пространства.
Актуальность представленного в статье исследования обусловлена научной значимостью осмысления специфики социокультурного пространства в аксиологическом аспекте, а также выявлением культурно-образовательного и куль-
турно-просветительского потенциала социокультурного пространства региона как фактора формирования духовно-нравственных ценностей.
Целью исследования стало осмысление характеристик и функций социокультурного пространства региона, способствующих формированию гражданской и региональной идентичности.
Структура и функции социокультурного пространства
Социокультурное пространство представляет собой сложную динамическую структуру, которая включает в себя множество подпространств: семиотическое, ментальное, аксиологическое, коммуникационное, образовательное и др. Не останавливаясь на научных дискуссиях, связанных с определением понятия «социокультурное пространство» (генезис которых связан с работами П. Бурдье [Бурдье, 2005], Э. Гидденса [Гидденс, 2005], Г. Зиммеля [Зиммель, 1999], Т. Парсонса [Парсонс, 2002], П. Сорокина [Сорокин, 1992] и др.), отметим, что под социокультурным пространством мы будем понимать сложный многоуровневый феномен, конструирующий смыслы и ценности, в которых отражена специфика культурной и социальной организации общества.
Социокультурное пространство изначально объединяет культурную и социальную составляющие, которые взаимосвязаны и взаимозависимы: система ценностей культуры зависит от многих социальных факторов, процессов, изменений, в то же время социальное устройство базируется на культурных традициях: «"социальное" фиксирует идентичность общества в его инако-вости по отношению к природной среде», а "культурное" фиксирует идентичность общества как отдельного социального организма в его инаковости по отношению к другим социальным организмам» [Попков, Тюгашев, 2010, с. 62]. Ин-тегративность, многогранность и разнородность социокультурного пространства обусловлены сочетанием аспектов социального и культурного развития. П. Сорокин указывал на неразрывность личности, общества и культуры, определяя три аспекта структуры социокультурного взаимодействия: «1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, соци-
ализируют и раскрывают эти значения» [Сорокин, 1992, с. 53].
Социокультурное пространство как и пространство в целом, обладает определенными характеристиками протяженности, координирует сферы и элементы культуры с смысловой наполненностью социальной организации, имеет ценностную характеристику: «Ценности, являющиеся каркасом, на которых выстраивается социальное и личностное пространство, могут оказаться фундирующим звеном - тем звеном, благодаря которому можно строить и сохранять, транслировать социальные, ментальные стержневые основания бытия» [Листвина, 2022, с. 42].
Социокультурное пространство будучи сложным многосоставным феноменом включает в себя ряд базовых составляющих, к которым относятся, прежде всего, символы и ценности, коммуникация и информация [Тулиганова, 2017], категория социокультурное пространство «предстает как связка понятий, что превращает её в универсальную общесоциологическую категорию и включает в себя экономическое, политическое, педагогическое, физическое, туристическое и т. п. пространства» [Колинько, 2005]. Важнейшим, на наш взгляд, является деятель-ностный подход к социокультурному пространству, который позволяет рассматривать социокультурное пространство как пространство самореализации индивида и пространство реализации социальных отношений на основе культурных связей и взаимодействий. Социокультурное пространство конструирует, репрезентирует и транслирует ценности и нормы общества, культурные традиции и смыслы, формирует и формируется социокультурными институтами.
Социокультурное пространство выполняет ряд функций, среди которых наиболее значимыми являются функции аккультурации и социализации: «социокультурном пространстве происходит взаимодействие различных культур и этносов, а также периодическая смена культурных элементов, передача и трансформация культурно-исторического опыта и все прочие формы взаимодействия информации» [Голубева, 2018, с. 59], при этом в контексте нашего исследования под аккультурацией и социализацией мы понимаем «усвоение людьми культурных форм <...> общества», «процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида» [Грушевицкая, Попков, Садохин, 2003, с. 55-56].
Исследователи выделяют различные стадии аккультурации и социализации, обусловленные спецификой освоения культурных и социальных норм, в нашем случае, мы обращаемся к осмыслению первой стадии или первичной аккультурации и социализации, которая начинается с момента рождения ребенка и продолжается до завершения подросткового возраста: «В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте» [Грушевицкая, Попков, Садохин, 2003, с. 60]. Именно в ходе инкультурации и социализации происходит присвоение «внешних по отношению к индивиду и/или группе социально-культурных требований во внутренне мотивированные, определяющие индивидуальные и групповые формы поведения, стереотипы восприятия, миропонимание» [Мур-зина, 2014, с. 65]. Значимость первичной стадии инкультурации обусловлена тем, что путем вхождения с социокультурное пространство, освоения, а в дальнейшем присвоение ценностей и смыслов, индивид формирует собственный ми «на основе переживания социального опыта и интериоризации принятых общественных представлений» [Мурзина, 2014, с. 65]. Результатом инкультурации и социализации становится формирование социокультурной идентичности, которая возникает в процессе эмоционально-чувственного и рационально-интеллектуального восприятия социокультурного пространства, выработки собственного отношения к этому пространству и реакции на него.
Функции инкультурации и социализации (зачастую выступающие в качестве синонимичных с контексте социокультурного пространства) в аспекте формирования духовно-нравственных ценностей могут быть представлены в виде следующих функций: научно-образовательная, культурно-просветительская, информационно-коммуникативная, культурно-досуговая [Гаври-лина, 2019].
Научно-образовательная функция определена наличием образовательного пространства, которое характеризуется количеством научных и образовательных организаций, «объемом и качеством образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации» [Гаврилина, 2019, с. 200]. Безусловно, эта функ-
ция социокультурного пространства является базовой, поскольку образование и воспитание неразрывно связаны с деятельностью образовательных организаций. Культурно-просветительская функция также связана с воспитанием личности, распространением и популяризацией культурных ценностей и знаний, повышением уровня культуры и образования. При этом культурно-просветительская функция социокультурного пространства обусловлена как вовлечением индивидов в культурно-просветительскую деятельность, так и созданием культурно-просветительских пространств. Следствием реализации научно-образовательной и культурно-просветительской функций становится коммуникация, которая представлена в информационно-коммуникативной функции. Социокультурное пространство существует как коммуникативное пространство, позволяющее актуализировать ценности и смыслы культуры в процессе диалога, получения и осмысления информации, общения и формирования сообществ. Культурно-досуговая функция социокультурного пространства связана с культурно--досуговой деятельностью, способствующей распространению духовно-культурных ценностей, их творческому освоению и присвоению, формированию творчески активной личности.
Социокультурное пространство, являясь пространством ценностным, представляет собой целостное образование, в котором существуют ядро и периферия. Ядром социокультурного пространства являются ценности, которые являются константными, традиционными для общества («основополагающие, базовые, определяющие социокультурную специфику того или иного общества» [Шакирова, 2013, с. 115]), а периферийными, по мнению исследователей, становятся ценности заимствованные, не характерные для данного общества. Мы разделяем данную дифференциацию ценностей социокультурного пространства, особенно в части осмысления динамики соотношения «ядерных» и «периферийных» ценностей. В современной культуре вследствие стирания границ между базовыми и вторичными ценностями в социокультурном пространстве происходит нарушение социокультурной идентичности: «Периферийные ценности получают все большее развитие, и постепенно граница между ядром и периферией нивелируется, а структурные связи между ценностными группами нарушаются. Благодаря процессам глобализации и культурной ассимиляции в цен-
ностную матрицу социума все активнее проникают ценности иных социокультурных полей, изменяется характер периферийных ценностей, и это способствует тому, что многие из них начинают приобретать самостоятельный статус и значимость в социокультурном пространстве» [Шакирова, 2013, с. 115].
Вместе с тем, выделение в социокультурном пространстве ядра и периферии может происходить и в другом ракурсе, подобно предложенному Ю. М. Лотманом выделению в семиосфере культуры центра, периферии и границы. Социокультурное пространство имеет общие черты с семиосферой, которая также является пространством (семиотическим пространством), реализующим коммуникативные функции: «любой отдельный язык оказывается погруженным в некоторое семиотическое пространство, и только в силу взаимодействия с этим пространством он способен функционировать. Неразложимым работающим механизмом - единицей семиозиса -следует считать не отдельный язык, а все присущее данной культуре семиотическое пространство. Это пространство мы и определяем как се-миосферу» [Лотман, 2000, с. 251]. И в этом семиотическом пространстве выделяются центр и периферия, которые рассматриваются в контексте бинарных оппозиций («свое / чужое», «в / вне», «верх / низ» и др.). Опираясь на концепцию Ю. М. Лотмана, мы также может говорить о существовании социокультурного пространства как единого пространства государства, которое является своего рода ядром, репрезентирующим общегосударственные ценности, а также - периферийных образований, которые представлены социокультурными пространствами регионов. При этом, социокультурное пространство региона также репрезентирует общегосударственные ценности, но механизмы формирования и трансляции этих ценностей имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой региона. Именно в этом контексте нам значима концепция Ю. М. Лотмана, который считал, что динамика культуры связана именно с периферийными образованиями, с границами (как пространством культуры), на которых происходит взаимодействие центра и периферии и рождаются новые смыслы.
Социокультурное пространство региона в аспекте формирования духовно-нравственных ценностей
Категория пространства априори связана с территориально-географическими и историко-культурными факторами. Социокультурное пространство России имеет базовые ценностные характеристики, к которым относятся следующие: «Россия как многонациональное единство (с акцентом на рассмотрение проблем межкультурной коммуникации), Россия как поликонфессиональная страна (с акцентом на толерантное отношение к представителям иной, нежели твоя собственная, системы верований), Россия как общее пространство для жизни представителей многих народов (с акцентом на исторически сложившемся территориальном единстве)» [Мурзина, 2014, с. 15]. Именно эти ценности обозначены как базовые в Указе Президента Российской Федерации: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала» [Указ]. Роль социокультурного пространства в процессе формирования духовно-нравственных ориентиров сложно переоценить [см. Ершова, 2007]. Но социокультурное пространство имеет специфику, связанную с региональными характеристиками.
Социокультурное пространство региона, транслируя общероссийские ценности, обладает уникальностью, обусловленной историко-культурными реалиями, а также наличием социокультурных институтов, функционирование которых и определяет специфику региона. Региональное пространство является территориально закрепленным «местом культуры», поскольку «региональная культура, определяемая условиями существования людей и определяющая формы их существования, становится интегрирующим началом жизни конкретной территории» [Мурзина, 2014, с. 25]. Обозначенные выше процессы инкультурации и социализации способствуют формированию двух уровней идентичности: региональной и общероссийской. И без формирования первого - регионального - уровня невозможно сформировать уровень второй.
Особую роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет культурно-образовательное пространство, которое актуали-
245
зирует и транслирует смыслы и ценности, определяющие идентичность жителей региона и, как следствие - общероссийскую идентичность. Несмотря на существование в России «единого образовательного пространства», которое характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования и обеспечивает содержательное единство российского образования, обращение к региональному компоненту в процессе образования является необходимым и онтологически значимым условием инкультура-ции и социализации: «Символическое «измерение» регионального культурно-образовательного пространства может быть рассмотрено как пространство смыслов культуры, которые «оживают», когда человек обращается к ним, стремится их понять и принять» [Мурзина, 2014, с. 88]. В этом контексте отметим те смысловые и ценностные доминанты социокультурного пространства Ярославского региона, которые наиболее репрезентативно демонстрируют механизмы формирования традиционных духовно-нравственных ценностей.
Учитывая специфику Ярославля, социокультурное пространство региона формируется присутствием и функционированием музеев. Современный музей в современной культуре является образовательным ресурсом и образовательным пространством: экспозиционная деятельность дополняется образовательными программами и проектами, ориентированными на разные возрастные группы: «Через создание особой среды, в которой посетитель вступает в непосредственный контакт с музейным предметом, обеспечивая содержательную коммуникацию, через реализацию сущностной потребности быть услышанным и востребованным, через обретение новых возможностей для самоактуализации и взаимодействия с другими людьми» [Мурзина, 2014, с. 137]. Акцентируем внимание на тех музейных практиках, которые, на наш взгляд, могут быть наиболее востребованы в процессе формирования традиционных духовно-нравственных ценностей обучающихся, в том числе - младшего школьного возраста.
К таким уникальным проектам относится постоянная экспозиция «Слово о полку Игореве», расположенная на территории Ярославского музея-заповедника. При этом, внимания заслуживает не только сама экспозиция, посвященная уникальному литературному памятнику, но и предлагаемые музеем практики общения со школьниками. Так, музей приглашает на «Урок в древне-
русской школе» - интерактивную программу, позволяющую познакомиться с процессом создания рукописной и печатной книги на Руси, узнать секрет приготовления чернил, выполнить задание «писалами на церах». Таким образом, происходит приобщение как к древнерусской культуре в целом (ценностям исторической памяти, патриотизму, гражданственности), так и к региональной культуре, подчеркивающей роль Ярославского региона в культуре России. Еще один вариант интерактивной программы - «Без обеда не красна беседа», а также выставка / гастрономическое путешествие «Трапеза по-ярославски». Выставка позволяет познакомиться с бытом ярославцев второй половины XIX века -начала XX века, а участники программы вместе с «купчихой» отправятся закупать продукты, узнают на какие хитрости идут торговцы, пытаясь обмануть покупателя, выяснят, какие продукты производили в Ярославской области. Особого внимания заслуживает выставка о ярославском говоре «Следи за языком», которая представляет ярославские говоры не просто как часть русского языка (основой выставки стали слова и аудиоматериал, собранный в том числе во время диалектологических экспедиций преподавателей и студентов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского), а как новый культурный бренд региона.
Значимым для ярославцев стало событие 1990 года, когда Ярославский государственный музей-заповедник взял под свою опеку живую медведицу Машу. Медведица стала своеобразным символом музея и в определенной степени «брендом» Ярославля: в стенах музея традиционно проводится праздник «День медведя», образ медведицы Маши используется в сувенирной продукции.
Особое значение в ярославском регионе имеет обращение к театральной тематике. Значительное количество театров Ярославля (Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова, Ярославский театр юного зрителя имени В. С. Розова, Ярославский государственный театр кукол, Ярославский камерный театр под руководством Владимира Воронцова, Учебный театр Ярославского государственного театрального института имени Фирса Шишиги-на, театр (студия кукол) «Ёжики») позволяет говорить о значимости театрального пространства в ярославском регионе и его культурно-образовательном потенциале в формировании духовно-нравственных ценностей. Отметим также, что согласно Региональной целевой про-
грамме «Развитие культуры и искусства в Ярославской области на 2019-2024 гг.» Ярославская область позиционирует себя как территория фестивалей, и театральные фестивали являются одной из составляющих социокультурного пространства ярославского региона. Обратим внимание на то, что почти все указанные театры ориентированы на разновозрастную аудиторию. К зрителям младшего школьного возраста обращается студия кукол «Ёжики», предлагающая не только кукольные спектакли, но и мастер-классы по созданию кукол, Ярославский государственный театр кукол, в программе которого есть экскурсия «Театральное закулисье», театрализованная образовательная программа «Такой разный театр кукол», знакомство с экспозицией музея Ярославского театра кукол. На школьников рассчитаны образовательные программы Ярославского театра юного зрителя имени В. С. Розова (в том числе, ежегодно проводимый Всероссийский театральный фестиваль им. В. С. Розова - «Ро-зовфест»), Учебного театра ЯГТИ им. Ф. Шиши-гина, предлагающего мастер-классы для школьников, просмотры и обсуждения спектаклей. Образовательные и культурно-просветительские экскурсии для школьников проводит Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова.
Театральная направленность отличает и многие проекты Ярославля, актуализирующие культурную идентичность региона. Так, в 2022 году в Ярославле был реализован театральный проект «Голоса цеха», созданный режиссером С. Карповым на основе пьесы Н. Ключаревой. Текст пьесы был основан на документальных источниках - воспоминаниях рабочих фабрики «Красный Перекоп» и работниц фабрики Рыбинска, которые были собраны Ю. Кривцовой, Л. Непочато-вой, Д. Ротенберг. Специфика конструирования гражданской идентичности, представленная этим проектом, была рассмотрена нами ранее [см. Ерохина, 2023]. Отметим, что актуализация индустриального наследия Ярославля реализована и в других проектах авторов: аудиоспектакль «Радио Фабрика», экскурсия-беседа «Мануфактура возможностей», семейная экскурсия и мастер-класс «Ткани на деревьях не растут», аудио прогулка «Регекор».
Актуализация культурного наследия представлена также опытом Данилова: проектом путеводителя по городу «Наглядное пособие для прогулок», автор Е. Змеева. Авторы проекта предложили вовлечь подростков и молодёжь Да-
нилова «в процессы изменения культурного ландшафта города, создания творческой среды». Целью проекта стало создание нестандартного путеводителя по городу. К участию в проекте были приглашены педагоги и ученики 7-11 классов школ города. Дети вместе со взрослыми выбрали самые особенно значимые и интересные места на карте Данилова, с участием экспертов собирали материал, подбирали иллюстрации и фотографии. Итогом проекта стало издание путеводителя в виде небольшой книги.
Заключение
Указанные проекты и программы не исчерпывают социокультурный потенциал ярославского региона как фактора формирования духовно-нравственных ценностей, но демонстрируют значимость формирования культурной идентичности, которая происходит в процессе освоения культурного наследия, знакомства с краеведческим материалом, памятниками культуры, общения и совместных проектов с творческими личностями региона.
Таким образом, социокультурное пространство - это пространство, создаваемое социумом и транслирующее базовые культурные ценности посредством функционирования культурно-образовательной, культурно-просветительской, коммуникативной среды. Образовательные учреждения, учреждения культуры и искусства, культурно-досуговые учреждения способствуют созданию и функционированию социокультурной среды, целью которой является аккультурация и социализация индивида. Правильная организация взаимодействия индивида и социокультурного пространства в аспекте аккумуляции и трансляции духовно-нравственных ценностей будет способствовать ценностной ориентации и духовно-нравственному развитию личности.
Библиографический список
1. Бурдье П. Социальное пространство : поля и практики / пер. с фр.; отв. ред. Н. А. Шматко. Москва ; Санкт-Петербург : Ин-т эксперим. социологии : Але-тея, 2005. 288 с.
2. Гаврилина Т. О. Социокультурное пространство города: структура, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 196-205.
3. Гидденс Э. Устроение общества : очерк теории структурации. 2-е изд. Москва : Акад. проект, 2005. 528 с.
4. Голубева О. Ю. Духовно-нравственное развитие личности в социокультурном пространстве средствами психологического тренинга // Ученые записки
Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 58-64.
5. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / под ред. А. П. Садохина. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 352 с.
6. Ерохина Т. И. Реконструкция гражданской идентичности в современном театре: документальный спектакль «Голоса цеха» // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 1 (32). С. 218-225.
7. Ершова О. Б. Сущность и специфика воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи // Вестник Томского гуманитарного университета. Гуманитарные науки. Педагогика. 2007. Выпуск 9 (53). С. 134-139
8. Зиммель Г. Философия денег (фрагмент) // Теория общества : сборник / пер. с нем., англ. Москва : КАНОН-Пресс-Ц, 1999. 416 с.
9. Колинько И. В. Социологические основы развития социокультурного пространства // Теория и практика общественного развития. 2005. Вып. № 3. URL: http://www.teoria-practica.ru/ru/2005/3 -2005.html (дата обращения: 04.03.2023)
10. Листвина Е. В. Современная социокультурная ситуация: проблема ценностных ориентиров // Аспирантский вестник Поволжья. 2022. № 22(3). С. 41-43.
11. Лотман Ю. М. Семиосфера: культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. Санкт-Петербург : Искусство СПб., 2000. 704 с.
12. Мурзина И. Я. Региональное культурно -образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал : монография. Москва : Издательство Перо, 2014. 197 с.
13. Наглядное пособие для прогулок. URL: https://cultmosaic.ru/winners/naglyadnoe-posobie-dlya-progulok/?sphrase_id=4538 (дата обращения: 04.03.2023)
14. Орлова Е. В. Социокультурное пространство: к определению понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). С. 149-152.
15. Парсонс Т. О социальных системах. Москва : Академ. проект, 2002. 832 с.
16. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Социокультурное движение в гуманитарном сообществе и социокультурный подход // Вестник Новосибирского государственного университета. 2010. Т. 10. № 3. С. 58-63.
17. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва : Политиздат, 1992. 542 с.
18. Тулиганова И. В. Социальная память в пространстве города // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). С. 196-198.
19. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государ-
ственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 04.03.2023)
20. Шакирова Е. Ю. Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства // Вестник ВГУ Серия: Философия. 2013. № 2. С. 108-124.
Reference list
1. Burd'e P. Social'noe prostranstvo: polja i praktiki = Social space: fields and practices / per. s fr.; otv. red. N. A. Shmatko. Moskva ; Sankt-Peterburg : In-t jeksperim. so-ciologii : Aleteja, 2005. 288 s.
2. Gavrilina T. O. Sociokul'turnoe prostranstvo goroda: struktura, funkcii = Sociocultural urban space: structure, functions // Vestnik Surgutskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 2 (59). S. 196-205.
3. Giddens Je. Ustroenie obshhestva : ocherk teorii strukturacii = Structuring society : an essay on structuration theory. 2-e izd. Moskva : Akad. proekt, 2005. 528 s.
4. Golubeva O. Ju. Duhovno-nravstvennoe razvitie lichnosti v sociokul'turnom prostranstve sredstvami psi-hologicheskogo treninga = Personal spiritual and moral development in the socio-cultural space through psychological training // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sociologija. Pedagog-ika. Psihologija. Tom 4 (70). 2018. № 4. S. 58-64.
5. Grushevickaja T. G., Popkov V. D., Sadohin A. P. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii = Basic intercultural communication / pod red. A. P. Sadohina. Moskva : JuNITI-DANA, 2003. 352 s.
6. Erohina T. I. Rekonstrukcija grazhdanskoj iden-tichnosti v sovremennom teatre: dokumental'nyj spektakl' «Golosa ceha» = Reconstructing civic identity in contemporary theater: the documentary performance "Voices of the workshop" // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2023. № 1 (32). S. 218-225.
7. Ershova O. B. Sushhnost' i specifika vozdejstvija so-cial'no-kul'turnoj sredy na formirovanie cennostnyh orientac-ij podrostkov i molodezhi = Essence and specificity of the impact of socio-cultural environment on the formation of values in teenagers and young people // Vestnik Tomskogo gumanitarnogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Pedagogi-ka. 2007. Vypusk 9 (53). S. 134-139
8. Zimmel' G Filosofija deneg (fragment) = Philosophy of money (excerpt) // Teorija obshhestva : sbornik / per. s nem., angl. Moskva : KANON-Press-C, 1999. 416 s.
9. Kolin'ko I. V. Sociologicheskie osnovy razvitija so-ciokul'turnogo prostranstva = Sociological bases of soci-ocultural space development // Teorija i praktika ob-shhestvennogo razvitija. 2005. Vyp. № 3. URL: http://www.teoria-practica.ru/ru/2005/3-2005.html (data obrashhenija: 04.03.2023)
10. Listvina E. V Sovremennaja sociokul'turnaja situacija: problema cennostnyh orientirov = Modern sociocultural situation: the problem of value guidelines // As-pirantskij vestnik Povolzh'ja. 2022. № 22(3). S. 41-43.
11. Lotman Ju. M. Semiosfera: kul'tura i vzryv. Vnu-tri mysljashhih mirov. Stat'i. Issledovanija. Zametki = Semiotic sphere: culture and explosion. Inside thinking worlds. Articles. Studies. Notes. Sankt-Peterburg : Is-kusstvo SPb., 2000. 704 s.
12. Murzina I. Ja. Regional'noe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: struktura, funkcii, soci-okul'turnyj potencial = Regional cultural and educational space: structure, functions, socio-cultural potential: monografja. Moskva : Izdatel'stvo Pero, 2014. 197 s.
13. Nagljadnoe posobie dlja progulok = A visual handbook for walkabouts. URL: https://cultmosaic.ru/winners/naglyadnoe-posobie-dlya-progulok/?sphrase_id=4538 (data obrashhenija: 04.03.2023)
14. Orlova E. V Sociokul'turnoe prostranstvo: k opredeleniju ponjatija = Sociocultural space: towards defining the concept // Istoricheskie, filosofskie, politiches-kie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 7 (81). S. 149-152.
15. Parsons T. O social'nyh sistemah = On social systems. Moskva : Akadem. proekt, 2002. 832 s.
16. Popkov Ju. V., Tjugashev E. A. Sociokul'turnoe dvizhenie v gumanitarnom soobshhestve i sociokul'turnyj podhod = Sociocultural movement in humanitarian community and a sociocultural approach // Vestnik Novosibir-
skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. T. 10. № 3. S. 58-63.
17. Sorokin P. A. Chelovek. Civilizacija. Ob-shhestvo = Man. Civilization. Society. Moskva : Politiz-dat, 1992. 542 s.
18. Tuliganova I. V Social'naja pamjat' v pros-transtve goroda = Social memory in urban space // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 9 (83). S. 196-198.
19. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudar-stvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» = The Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022, No. 809 «On establishing the principles of state policy for the preservation and strengthening traditional Russian spiritual and moral values». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (data obrashhenija: 04.03.2023)
20. Shakirova E. Ju. Obshhee predstavlenie o stroenii i dinamike sovremennogo sociokul'turnogo prostranstva = General idea of the structure and dynamics of modern sociocultural space // Vestnik VGU. Serija: Filosofja. 2013. № 2. S. 108-124.
Статья поступила в редакцию 21.08.2023; одобрена после рецензирования 07.09.2023; принята к публикации 20.10.2023.
The article was submitted on 21.08.2023 ; approved after reviewing 07.09.2023 ; accepted for publication on 20.10.2023.