Научная статья на тему 'Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности'

Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / SPIRITUALITY / CULTURE / PERSONALITY / VALUES LOCAL HISTORY / TRENDS / NATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Вера Ивановна, Ржанова Светлана Александровна

Введение. В статье детерминируется проблема духовно-нравственного воспитания как одна из приоритетных задач в социокультурном пространстве региона, осмысливаются теоретические показатели и уровни развития внутреннего мира личности, а также условия эффективности формирования нравственных постулатов, демонстрируется эмпирико-краеведческая инфраструктура Мордовии, являющаяся базисным конструктом духовно-нравственного, конфессионального образования аудитории. Материалы и методы. Эмпирическим материалом работы является богатейшая социокультурная инфраструктура Республики Мордовия; теоретическим работы современных исследователей по проблемам духовного, творческого формирования личности в процессе ее социализации. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются сравнительным, типологическим, историческим традиционными методами, а также обширностью эмпирической базы исследования эмпирико-краеведческой инфраструктуры региона, составленной с помощью репрезентативного отбора исходного материала и его последующей корректной интерпретацией. Результаты исследования и их обсуждение. Регионализация в контексте сохранения единого социокультурного пространства страны приводит к определению новой гуманитарной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня общей культуры, развития духовного интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной этнокультурной системы, указывающие пути и возможности реализации их на региональном уровне. На территории Мордовии во все времена в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно является ведущей. Она исторически способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись главные этические нормы и ценности жизни. Заключение. Социокультурный ландшафт Мордовии позволяет дать знания не только о понимании смысла жизни, о воплощении его в традициях и жизни народа, но и о центрах духовной культуры. Через освоение многообразных духовных представлений человек приобретает социальный опыт, объективную информацию, приобщается к культуре, религии и духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Вера Ивановна, Ржанова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural landscape of Mordovia in the paradigm of spiritual and moral values of the individual

Introduction. The article determines the problem of spiritual and moral education as one of the priorities of the socio-cultural space of the Region. It comprehends theoretical indicators and levels of development of the inner world of the individual, as well as the conditions for the effectiveness of the formation of moral postulates. It demonstrates the empirical and local history infrastructure of Mordovia, which is the basic construct of spiritual, moral and religious education of the target audience. Materials and Methods. The empirical material of the work is presented by rich sociocultural infrastructure of the Republic of Mordovia; theoretical one is based on the works of modern researchers on the problems of spiritual and creative formation of personality in the process of the socialization. Reliability and scientific validity of the results are provided by comparative, typological, historical traditional methods, as well as the well-presented empirical research database the empirical and local infrastructure of the region, compiled using a representative selection of source material and its subsequent correct interpretation. Results and Discussion. Regionalization in the context of preserving the country’s unified sociocultural space leads to the definition of a new humanitarian paradigm, which provides a high level of general culture, development of spiritual intelligence, and satisfaction of personal cognitive interests achieved by immersion in ethnic culture, familiarization with Russian and world values of civilization. A similar approach defines the invariants of the modern ethnocultural system, indicating the ways and possibilities of their implementation at the regional level. On the territory of Mordovia, people of different nationalities and religions always lived in good neighborliness. The Christian Orthodox religion has traditionally been a leading one. Historically it has contributed to the formation of public consciousness and human environment, which has preserved the main ethical standards and values of life. Conclusion. The sociocultural landscape of Mordovia allows us to provide knowledge not only about understanding of the meaning of life, its embodiment in the traditions and life of the people, but also about the centers of spiritual culture. Through the development of diverse spiritual ideas, a person gains social experience, objective information, joins culture, religion and spirituality.

Текст научной работы на тему «Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности»

УДК 316.662:159.923(470.345)

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.205-213

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ МОРДОВИИ В ПАРАДИГМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Антонова Вера Ивановна,

доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), belkich@rambler.ru

Ржанова Светлана Александровна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), rzanova@mail.ru

Введение. В статье детерминируется проблема духовно-нравственного воспитания как одна из приоритетных задач в социокультурном пространстве региона, осмысливаются теоретические показатели и уровни развития внутреннего мира личности, а также условия эффективности формирования нравственных постулатов, демонстрируется эмпирико-краеведческая инфраструктура Мордовии, являющаяся базисным конструктом духовно-нравственного, конфессионального образования аудитории.

Материалы и методы. Эмпирическим материалом работы является богатейшая социокультурная инфраструктура Республики Мордовия; теоретическим - работы современных исследователей по проблемам духовного, творческого формирования личности в процессе ее социализации. Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечиваются сравнительным, типологическим, историческим традиционными методами, а также обширностью эмпирической базы исследования - эмпирико-краеведческой инфраструктуры региона, составленной с помощью репрезентативного отбора исходного материала и его последующей корректной интерпретацией. Результаты исследования и их обсуждение. Регионализация в контексте сохранения единого социокультурного пространства страны приводит к определению новой гуманитарной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня общей культуры, развития духовного интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной этнокультурной системы, указывающие пути и возможности реализации их на региональном уровне. На территории Мордовии во все времена в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно является ведущей. Она исторически способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись главные этические нормы и ценности жизни.

Заключение. Социокультурный ландшафт Мордовии позволяет дать знания не только о понимании смысла жизни, о воплощении его в традициях и жизни народа, но и о центрах духовной культуры. Через освоение многообразных духовных представлений человек приобретает социальный опыт, объективную информацию, приобщается к культуре, религии и духовности.

Ключевые слова: духовность; культура; личность; ценности; краеведение; тенденции; национальный.

Для цитирования: Антонова В. И., Ржанова С. А. Социокультурный ландшафт Мордовии в парадигме духовно-нравственных ценностей личности // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 205-213.

Введение

Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждой личностью, обществом и государством в целом. Духовные ценности, по утверждению И. А. Ла-тыпова, это «своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, как правило, возрастает»1.

1 Латыпов И. А. Собственность на информацию как социально-философская проблема: дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2009. С. 82.

Система высшего гуманитарного образования призвана сформировать у будущего профессионала целостное мировоззрение. Структура мировоззрения, представляющая собой комплексный взгляд на мир, содержит такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, принятие определенных критериев добра и зла, что определяет понимание самого бытия человека и мира. Понимание смысла жизни может быть различным, и задача всего общества - познакомить человека с основ-

© Антонова В. И., Ржанова С. А., 2019

ISSN 2076-2577 (print) 205

ными мировоззренческими концепциями, помочь в усвоении взглядов, представлений, принципов, направленных на выяснение отношения к миру, определение человеком своего места.

Обзор литературы

Уже с 90-х гг. XX столетия духовная культура рассматривалась учеными в аспекте соответствия современной культуре. Процесс поиска структуры и содержания духовной культуры в ряде работ отражал лишь сугубо профессиональный подход. Однако процессы обновления российского общества затронули культуру, которая ранее других общественных институтов отразила обращение к духовным ценностям. Названая тенденция получила выражение в научных культурологических исследованиях следующим образом. Исследователь А. Н. Гурова определила показатели и уровни развития духовного мира личности, выявила условия эффективности формирования духовного мира человека с привлечением философских, психологических, а также религиозных понятий [4]. В диссертационной работе Н. Г. Плаховой рассмотрены мировоззренческие основы деятельности на базе духовно-философского наследия начала ХХ в., в частности идей русских религиозных мыслителей первой половины ХХ в. Н. О. Лосского, С. Л. Франка, П. А. Флоренского [6].

Необходимость и целесообразность обращения к духовным традициям наиболее полно начинает проявляться в исследованиях с середины 90-х гг. ХХ в. Значительное место в названном обращении занимают проблемы поиска духовных основ профессиональной деятельности. Так, В. Л. Ширяев обосновывает необходимость современного человека к нахождению собственной ответственной социально-профессиональной и личностной позиции в сфере религиозной грамотности [9]. Р. М. Салимова делает акцент на то, что актуальность и необходимость духовного развития в процессе профессиональной подготовки предполагают обращение к религиозному учению [7]. В диссертационном исследовании «Тради-

ции и современное состояние православного воспитания в России» Т. В. Склярова ввела в культурологическую науку понятие «религиозное воспитание» на примере православного воспитания [8].

Возникновение работ, в которых духовность рассматривается в русле не только религиозной, но и светской традиции, задает принципиально новое направление в российских исследованиях конца ХХ в. Религиозная (конфессиональная) наука все более воспринимается в качестве инновационной теоретической и практической деятельности в социокультурном пространстве. Например, в диссертационном исследовании В. А. Беляевой «Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре» впервые сопоставляются сущность и факторы духовно-нравственного воспитания и развития личности в теории и опыте светской и православной педагогики [3]. Религиозное учение православия предстает в качестве концептуальных основ содержания инновационной системы духовно-нравственного становления человека. Сделанные автором выводы свидетельствуют о высокой эффективности использования религиозных ценностей, особенно в процессе подготовки гуманитариев. Дальнейшие исследования проблем развития и формирования духовности, приобщения к духовным ценностям формулируют общность и различие светского и религиозного подходов к определению духовной культуры. Например, А. Г. Яковлева обосновывает сущностное определение категории «духовность» в двух основных традициях - религиозной и светской [10], а В. В. Игнатова приводит ретроспективный анализ категории «духовность», употребляемой в гуманитарных исследованиях, что позволяет ей выделить следующие направления - теологическое, психологическое, светское (секулярное) [5].

Теологическое направление занимает достаточно важное место в рамках научных исследований Е. И. Артамоновой, которая изучала духовную культуру как интегральное качество личности, разработала концепции целостного процесса раз-

вития духовной культуры, предопределяющей различные стили духовности, в том числе религиозные [1, 5- 16, и др.]. Выявленные автором этапы развития духовной культуры дают основание использовать этот процесс, учитывая свойства межнаучного взаимодействия, например в профессиональной подготовке учителей. (Обращение к теологии как к отрасли научного знания в этом направлении является актуальным и перспективным. Не случайно, через пять лет после защиты докторской диссертации Е. И. Артамонова в статье «Духовная культура педагога», написанной в соавторстве с Н. И. Узиковым, высказывает идеи включения теологии в процесс профессиональной подготовки [2, 32]. Констатируя факт общеметодологического кризиса науки, авторы статьи отмечают, что современная наука как никогда ранее нуждается в философском и богословском осмыслении своих открытий.)

При всем многообразии концепций, посвященных разноаспектному исследованию вопросов духовно-нравственного воспитания молодежной аудитории России, нами использованы работы, актуализирующие тезисы теории и практики нравственного становления и развития личности, формирования его духовной культуры, традиций православного воспитания, фи-лософско-педагогических основ культуры, базовых ценностей современной молодежи и др.: «Модернизация россиян» Н. И. Лапина; «Формирование духовной культуры учителя» А. Н. Гуровой; «Традиции и современное состояние православного воспитания в России» Т. В. Скляровой; «Фи-лософско-педагогические основы развития духовной культуры» Е. И. Артамоновой; «Молодежь, церковь и будущее» З. Пей-ковой; «Религиозная культура в содержании общего образования» Л. А. Харисовой; «Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы» И. В. Метлика и др.

Материалы и методы

Теоретико-методологической основой статьи выступают принципы диалектики и теории познания; философские идеи о единстве теории и практики, созидатель-

ной сущности человеческой деятельности; общность исторического и логического при исследованиях общественных явлений с учетом различных подходов к разработке проблемы формирования духовно-нравственной личности: культурологического (О. Н. Астафьева, В. С. Би-блер, Ю. М. Лотман, С. А. Ржанова и др.); системного (В. Г. Афанасьев, Ю. А. Конар-жевский и др.); краеведческого (В. А. Ау-новский, И. И. Дубасов, Г. П. Петерсон,

B. А. Юрчёнков и др.); исторического (С. П. Вернер, Д. В. Кацюба, В. Н. Ку-клин, А. И. Масловский В. А. Юрчён-ков и др.), литературного (Л. Г. Васильев, И. Д. Воронин, В. В. Горбунов, С. С. Конкин, А. И. Маскаев и др.); деятельност-ного (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,

C. Л. Рубинштейн и др.); информационного (В. И. Антонова, Н. Винер, А. Н. Колмогоров, М. И. Сетров, К. Шеннон) и др.

Для решения поставленных целей и задач в работе использовался комплекс теоретических и практических методов: системный анализ философской, культурологической, краеведческой, политологической, психолого-педагогической, социологической литературы; интерактивные методы сбора информации (опрос, наблюдение); контент-анализ; анализ рабочей документации; теоретическое моделирование; обобщение, мониторинг, систематизация и описание полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Глобализационные процессы, усугубленные социально-политическим и экономическим кризисом, трансформацией нравственных ориентиров, также актуализируют поиск источников, повышающих и стабилизирующих духовно нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей, иерархизирующих пространство нравственности.

Говоря о духовном становлении современного общества, необходимо подчеркнуть, что сегодня усилился интерес к конфессиональным проблемам в СМИ -периодических изданиях (альманахах,

журналах, газетах). Имеются в виду публикации в изданиях «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Социологические исследования», которые отражают все возрастающую востребованность духовно-религиозного компонента как в воспитании, так и в образовании. В данных текстах констатируются тезисы о возвращении ценностей традиционных российских религий в социокультурное пространство России, конкретизируются формы и методы религиозного воспитания и образования, обобщается эмпирический опыт. Можно констатировать, что религия становится все более востребованной в гуманитарном пространстве страны. В связи с этим как никогда актуализируется проблема духовно-религиозной ориентации данного феномена. Актуализация названной проблемы сопряжена с решением следующих задач:

- осуществление собственного мировоззренческого выбора светской или религиозной духовности;

- формирование индивидуального стиля в отношении к ценностям религиозных культур, предполагающего наличие определенного уровня знания религиозных учений, а также учет собственного образа мировосприятия;

- компетентное использование духовно-нравственного потенциала религиозных учений;

- проведение работы, грамотно соотносимой с возможностью использования культуры и деятельности традиционных религиозных объединений в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

В таком контексте духовная ориентация гуманитарного образования представляет собой важнейший компонент всей социокультурной системы и отражает комплекс мер, направленных на структурирование процесса совершенствования личности с учетом влияния на него традиционной культуры, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов воспитательного процесса, отражающих наличие у них религиозного мировоззрения.

Духовное образование в Республике Мордовия обусловлено двумя факторами - научным и эмпирическим. Научно-теоретическая база для разработки основ духовного воспитания молодежи имеет сегодня довольно прочный и устойчивый фундамент. Вместе с этим в регионе сложилась богатейшая эмпирико-краеведче-ская инфраструктура для рационального использования в процессах духовно-нравственного, конфессионального образования молодежи. Так, к духовно-религиозному арсеналу краеведческого репертуара Мордовии относятся: Огаревская аллея в Старом Акшине (Старошайговский район) - родовом имении поэта и общественного деятеля Н. П. Огарёва; архитектурные памятники Мордовии ХУШ-Х1Х вв. -приходские и монастырские церкви, деревянные дома; памятники градостроительства - Макаровский погост, ансамбль которого включает комплекс Иоанно-Бо-гословского монастыря, живописный ландшафт с парком и прудом. На правом берегу реки Мокши у г. Краснослободска расположен ансамбль Спасо-Преображен-ского монастыря, сложившийся к концу ХУШ в. В с. Андреевка (Ардатовский район) сохранилась Троицкая церковь, здание которой было построено в 1751 г. как поздняя вариация столичной архитектуры конца XVII в. Памятником деревянного зодчества является также церковь в с. Жу-равкине. Кроме того, из сохранившихся храмов следует выделить Никольскую церковь в неорусском стиле (конец XIX в.) в Атюрьевском районе, церковь Косьмы и Дамиана (1897 г.) в Атяшевском районе, Петропавловскую церковь (1831 г.) в Большеберезниковском районе, а также Покровскую (1784 г.) - в Ельниковском районе; Знаменскую (1792) - в Рузаевском районе; Никольскую (1830 г.) - в Теньгу-шевском районе; Рождественскую церковь (1796 г.) в Торбеевском районе и др. Одним из немногочисленных памятников исламской архитектуры является мечеть (1913 г.) в Темниковском районе и др.

Консолидирующим и организационным центром духовного сознания жителей республики выступает Саранская и Мордовская епархия, учрежденная в 1991 г. Для

подготовки кадров духовенства в 1997 г. в г. Саранске было открыто духовное училище. Основной целью учреждения является духовно-нравственное просвещение населения Мордовии путем подготовки священно- и церковнослужителей, религиозно и нравственно образованных в духе и традициях Русской православной церкви. В рамках своей деятельности училище не только осуществляет воспитательный процесс подготовки будущих священно-и церковнослужителей (в очной и заочной формах обучения), но и организует и проводит множество просветительских и научных мероприятий - семинары, конференции, круглые столы, чтения, концерты духовной музыки, циклы бесед, выставки, выездные лектории и др.

При епархиальном управлении открыты воскресные школы; создана Мордовская республиканская молодежная общественная организация (МРМОО) «Союз православной молодежи Мордовии». Координационным центром, осуществляющим связи епархии с общественностью, служит Общественный совет по православной культуре при Главе РМ.

К 2019 г. в Саранской и Мордовской епархии насчитывается 255 приходов (из них 235 сельских и 20 городских). Кроме того, в республике восстанавливаются, заново отстраиваются монастыри, а также создаются памятники: воинам-интернационалистам, скульптору С. Д. Эрьзе, А. С. Пушкину, патриарху Никону, адмиралу Ф. Ф. Ушакову (выполнены народным художником Мордовии Н. М. Филатовым). В центре г. Саранска возведен крупнейший в Поволжье православный кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова.

Значительную роль в пропаганде религиозного воспитания играет социальное служение монастырей и храмов. Так, в рамках совместной с Министерством социальной защиты РМ программы был выполнен ряд мер по социальной защите населения:

- в дни памяти погибших на поле брани воинов отслужены панихиды по усопшим;

- безвозмездно выделены теплые вещи, обувь, канцелярские принадлежности детям Ялгинского детского дома;

- выделены средства для школ-интернатов через благотворительный марафон «Дела милосердия», а также литература духовного содержания для библиотек детских домов;

- осуществлена финансовая помощь малоимущему населению.

Кроме того, миссионерский отдел организовал сбор у населения детской одежды, обуви, которая впоследствии передается малоимущим и многодетным семьям, систематически организуются паломнические поездки в Троицкий Серафимо-Диве-евский женский монастырь и в монастыри Саранской епархии и т. д.

По инициативе общественности и духовенства создано общественное движение «Православный культурно-просветительский Центр имени адмирала Ф. Ф. Ушакова». Основными целями его деятельности, способствующими духовной грамотности, являются:

- духовно-нравственное, военно-патриотическое воспитание молодежи;

- просветительская работа и разнообразные мероприятия, направленные на формирование у молодежи православного мировоззрения и духовно-нравственных идеалов, принципов гражданского достоинства и чести, традиций верного служения своему Отечеству;

- увековечение памяти адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Кроме того, здесь организуются мероприятия, направленные на формирование как религиозного мировоззрения, так и патриотического и нравственного сознания молодежи республики - встречи с уроженцами Мордовии - ветеранами и участниками войн, моряками; походы по памятным местам, связанным с жизнью адмирала Ф. Ф. Ушакова; вечера, посвященные Дням воинской славы России; экскурси-онно-паломнические поездки по святым местам и культурным центрам России для детей и взрослых; мероприятия по профилактике правонарушений, наркомании и алкоголизма среди подростков.

С 2005 г. отдел религиозного образования и молодежного служения Саранской епархии успешно сотрудничает с общественной организацией «НАСТ», занима-

ющейся детским и молодежным спортивным туризмом. Например, они провели ряд совместных церковно-археологиче-ских походов и экспедиций по Мордовии, Пензенской и Рязанской областям, в ходе которых изучали историю и культуру родного края.

Сотрудники миссионерского отдела периодически проводят беседы в высших и средних учебных заведениях на темы современной и духовной жизни. Во встречах принимают участие священнослужители и преподаватели Саранского православного духовного училища, преподаватели МГУ им. Н. П. Огарёва и МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

В Саранской епархии работают православные библиотеки - Саранского епархиального управления, Саранского православного духовного училища, при Православном культурно-просветительском Центре, при миссионерском отделе епархии, при Никольской церкви г. Саранска и др. Научная деятельность характеризуется многочисленными конференциями, проведенными как на базе епархии, так и в различных вузах республики.

В рамках деятельности МРМОО «Союз православной молодежи Мордовии» постоянно ведется работа со средствами массовой информации. Все проводимые события и мероприятия получают широкую огласку. Примером взаимосвязи аудитории и союза является активное сотрудничество организации с телекомпаниями и радиостанциями Мордовии, газетой «Известия Мордовии», журналами «Странник» и «Саранские епархиальные ведомости». Кроме того, по мере планирования крупных республиканских и межрегиональных мероприятий информационное обеспечение жителей республики осуществляется через Министерство печати и информации РМ.

Важное значение для повышения духовно-культурного потенциала аудитории республики имеют межрегиональные научно-практические конференции - Ки-рилло-Мефодиевские и Масловские чтения, межрегиональные скаутские лагеря, фестивали-слеты творческой молодежи Мордовии, различные археологические

экспедиции и др. Особая роль в духовном воспитании отводится Масловским педагогическим чтениям. Как правило, в их программу входит обсуждение следующих актуальных вопросов и проблем: традиции духовно-нравственного воспитания молодежи в России; модели православной классической гимназии в г. Саранске; система образования и воспитания в Республике Мордовия.

Духовно-краеведческая деятельность в республике выражается и в том, что в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи при совместном участии сотрудников издательского отдела и отдела по религиозному образованию и катехизации регулярно организуются выставки картин, презентации творчества православных мордовских художников, представителей духовенства (например, выставка работ В. Канадей-кина (Буртаса), презентации сборников стихов (презентация книги протоиерея В. Зимина, иллюстрации к которым были выполнены В. Канадейкиным и др.).

Немалую роль в духовно-религиозном образовании молодежи играет миссионерская рабочая группа из МГУ им. Н. П. Огарёва, которая ведет разъяснительно-просветительскую деятельность с населением. Молодые миссионеры работают одновременно по нескольким направлениям: привлекают студенческую молодежь в Союз православной молодежи Мордовии, проводят беседы со школьниками в детском доме, приютах, библиотеках и общеобразовательных школах о религии, доброте, любви.

Заключение

Культура является видимым отражением духовной жизни народа. Одно из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека - любовь к родному краю. Православное христианство всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности, которые, в свою очередь, в «определенной степени несут ответственность за сложившуюся ситуацию» [11]. Оно учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, со-

чувствию, уважительному отношению к культуре других народов, толерантности, любви к малой родине, ответственности.

Этнокультурный региональный опыт рассматривается нами и как содержание, источник творческих идей, сюжетов, программ, и как тезаурус возможных подходов к образованию и воспитанию. Академические формы гуманитарного знания находят соответствие во всех сферах науки, которая всегда использовала эстетические формы деятельности в целях образования и воспитания. Система высшего гуманитарного образования призвана сформировать

у каждого целостное мировоззрение, восприятие мира с тонких, духовных позиций. Духовная личность определяется нами как личность локального информационного пространства, обладающая устойчивыми нравственными критериями сознания, включающими в себя не только социально-активную жизненную позицию, гуманность, патриотизм, любовь к Родине, миру, а также духовность, т. е. принадлежность к определенной религиозной вере, следование ее заповедям и моральным устоям, «социальным ценностям как человеческого элемента социального действия» [12].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артамонова Е. И. Философско-педагоги-ческие основы развития духовной культуры учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2000. 39 с.

2. Артамонова Е. И., Узиков Н. И. Духовная культура педагога // Педагогическое образование и наука. 2005. № 5. С. 32.

3. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1999. 38 с.

4. Гурова А. Н. Формирование духовной культуры учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1994. 18 с.

5. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 49 с.

6. Плахова Н. Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной культуры:

автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1996. 20 с.

7. Салимова Р. М. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000. 19 с.

8. Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1995. 17 с.

9. Ширяев В. Л. Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995.

10. Яковлева А. Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003. 17 с.

11. Birnbaum N., Leunzer G. Sociology and religion. New York, 1960.

12. Becker H. P., Barnes H. E. Social thought from lore to science. New York, 1961.

Поступила 19.04.2019, опубликована 18.09.2019

SOCIOCULTURAL LANDSCAPE OF MORDOVIA IN THE PARADIGM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE INDIVIDUAL

Vera I. Antonova,

Doctor of Philology, Professor, Department of Journalism, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), belkich@rambler.ru

Svetlana A. Rzhanova,

Doctor of Philology, Professor, Department of Journalism, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), rzanova@mail.ru

Introduction. The article determines the problem of spiritual and moral education as one of the priorities of the socio-cultural space of the Region. It comprehends theoretical indicators and levels of development of the inner world of the individual, as well as the conditions for the effectiveness of the formation of moral postulates. It demonstrates the empirical and local history infrastructure of Mordovia, which is the basic construct of spiritual, moral and religious education of the target audience.

Materials and Methods. The empirical material of the work is presented by rich sociocultural infrastructure of the Republic of Mordovia; theoretical one is based on the works of modern researchers on the problems of spiritual and creative formation of personality in the process of the socialization. Reliability and scientific validity of the results are provided by comparative, typological, historical traditional methods, as well as the well-presented empirical research database - the empirical and local infrastructure of the region, compiled using a representative selection of source material and its subsequent correct interpretation.

Results and Discussion. Regionalization in the context of preserving the country's unified sociocultural space leads to the definition of a new humanitarian paradigm, which provides a high level of general culture, development of spiritual intelligence, and satisfaction of personal cognitive interests achieved by immersion in ethnic culture, familiarization with Russian and world values of civilization. A similar approach defines the invariants of the modern ethnocultural system, indicating the ways and possibilities of their implementation at the regional level. On the territory of Mordovia, people of different nationalities and religions always lived in good neighborliness. The Christian Orthodox religion has traditionally been a leading one. Historically it has contributed to the formation of public consciousness and human environment, which has preserved the main ethical standards and values of life.

Conclusion. The sociocultural landscape of Mordovia allows us to provide knowledge not only about understanding of the meaning of life, its embodiment in the traditions and life of the people, but also about the centers of spiritual culture. Through the development of diverse spiritual ideas, a person gains social experience, objective information, joins culture, religion and spirituality.

Key words: spirituality; culture; personality; Values local history; trends; National.

For citation: Antonova VI, Rzhanova SA. Sociocultural landscape of Mordovia in the paradigm of spiritual and moral values of the individual. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2019; 2: 205-213. (In Russian)

REFERENCES

1. Artamonova EI. Philosophical and pedagogical foundations for the development of the spiritual culture of a teacher. Abstract of dis. ... Doc. of Ped. Sci. Moskva; 2000. (In Russian)

2. Artamonova EI, Uzikov NI. The spiritual culture of a teacher. Pedagogicheskoye ob-razovaniye i nauka = Teacher Education and Science. 2005; 5: 32. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belyaev VA. Theory and practice of spiritual and moral formation and development of the personality of a teacher in secular and Orthodox pedagogical culture. Abstract of dis. ... Doc. of Ped. Sci. Moskva; 1999. (In Russian)

4. Gurova AN. The formation of the spiritual culture of a teacher. Abstract of dis. ... Cand. of Ped. Sci. Moskva; 1994. (In Russian)

5. Ignatova VV. Pedagogical factors of the spiritual and creative formation of personality in the process of socialization and the conditions for their implementation. Abstract of dis. ... Cand. of Ped. Sci. Cheliabinsk; 2000. (In Russian)

6. Plakhova NG. The worldview of a teacher for working with students in the field of spiritual and artistic culture. Abstract of dis. ... Cand. of Ped. Sci. Moskva; 1996. (In Russian)

7. Salimova RM. Spiritual development of pedagogical university students in the process of vocational training. Abstract of dis. ... Cand. of Ped. Sci. Ufa; 2000. (In Russian)

8. Sklyarova TV. Traditions and the current state of Orthodox education in Russia. Ab-

stract of dis. ... Cand. of Ped. Sci. Moskva; 1995. (In Russian)

9. Shiryaev VL. The study of the history of religions as a factor in the development of the general culture of a teacher in the process of advanced training. Abstract of dis. ... Cand. of Ped. Sci. Sankt-Peterburg; 1995. (In Russian)

10. Yakovleva AG. Pedagogical conditions for introducing younger students to spiritual values. Abstract of dis. . Cand. of Ped. Sci. Tomsk; 2003. (In Russian)

11. Birnbaum N, Leunzer G. Sociology and religion. New York, 1960. (In English)

12. Becker HP, Barnes HE. Social thought from lore to science. New York; 1961. (In English)

Submitted 19.04.2019, published 18.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.